Полная версия
Философия. Ислам. Идеи. Аргументации
Философия. Ислам. Идеи
Аргументации
Антон Фукалов
© Антон Фукалов, 2023
ISBN 978-5-0056-2874-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 1—2. В чём моя философия?
Слова Антона русской фамилии Фукалова, философа, который нашёл. Слово моей мудрости, которая есть мудрость сопоставленная.
Моя философская миссия состоит в том, что я объединяю все учения в одно целое. Все религии и мировоззрения, всему срок, порядок и место соразмерное. Я это делаю на основании толкования. А что значит толкование в особом философском смысле? Толкование – это не ложное доказательное, как в науке, а ясное, открытое, явленное как сила. В этом отличие философствования от научного метода, хотя в науке есть нечто от правды.
У нас есть три религии монотеизма. Идущие от Ибрахима (мир ему) иудаизм, христианство и ислам. Чтобы сделать единый стержень в этих учениях, нужно обязательным образом выявить нечто как умеренную фальсификацию идей и нечто выявить как дополненную, то есть растолкованную истину. Что общее у этих учений? Хотя слово «учение» относительно, это некие идеальные структуры, можно очень много углубляться в понимание того, что такое религия…
Общее – учение о Едином Боге. И здесь начинается и то, что разное. Единый Бог для иудеев Бог, который непостижимый, невероятный уникальный Ашем. Бог – это не «да» и «нет» в пользу смысла Бога. Если так говорить, то мы утверждаем свои мысли. Б-г – это самая высшая и понятная простота, которую мы имеем в мире вечном. А в мире временном лишь общее понимание, но достаточное. Но это не самый важный вопрос в данном случае.
Единый Бог, то есть Единственный. В христианстве троица-бог. Могут быть христиане, которые идут за Иисусом, но исповедуют Аллаха и его посланников, и Мухаммада. Иудеи и мусульмане о Едином Боге, и христиане, если создаётся понимание Иисуса как пророка (мусульманская философия).
Иудеи, с моей точки зрения, должны быть иудеями, если они евреи, однако каждый человек вправе выбирать, и я также думаю, что ислам великая религия для всех.
Спрашивают о последних днях. У иудеев и мусульман, и христиан один конец света, как одна земля и небо для всех их. Это будет великое благоденствие, и великое разрушение. Книга Апокалипсис – это книга достоверная.
Будет благоденствие. Потом события конца. По версии иудеев – приход Машиаха есть конец страдания. Иисус приходил к ним, чтобы дополнить Тору, и он сказал о времени конца.
Все пророки – о грядущем Царе Израилевом. Здесь нужно пояснение. Царство Израиля вечное царство. Во временном состоянии это будет царство того, кто создаст то, что хотел Всевышний от начала, в этом собственно его миссия – а Всевышний хотел идеального мира. И этот мир будет создан. И сама природа будет с этим в связке.
А далее – вечный Израиль, мир иной, горний, и нет конца ему, и Машиах один из царей в нём, вместе с пророками, однако там будет нечто иное, скорее равенство в возможностях, а царство не как царство земное. На какой бы ступени рая человек не находился, это не ступень худшая или лучшая, но все они равны, это ступени, которые различаются по степени перехода от материи к духу.
Мусульмане чтут Коран. Не может быть другого Корана. Все толки, такие как шииты и суфии, и прочие могли бы объединятся под учение Корана, тот, кто не живёт по Корану, не мусульманин. А различия в мелочах, деталях вещь допустимая.
Гуманизм хорош как дымовая застава в оправдании зла, а справедливость лучше по приобретению.
А как же с другими учениями? Буддизм или индуизм, или язычество, или неверие, в них есть что-то правды ради, блики настоящего, но это только как следствие всего, что в мире отражается.
Философские концепции то, что требует философского осмысления, рефлексии, это дары мирного общества, не могут они быть под запретом, однако идеологии зла для рассмотрения и не будет они уже идеологиями действия в новом мире.
Говорит эти слова философ, который говорит их потому, что может говорить, и чувствует грядущие перемены. Однако до них может быть долго по меркам времени людей. Человек – великая загадка, любой человек – тайна.
Новый мир не чествует многознание, потому что оно признак отсутствия собственных мыслей. Человек, который не может объяснить своими словами, не опираясь на материалы истину, является человеком неспособным. Тот же, кто думает в создании новых мыслей и делает оригинальные, либо ясные выводы есть человек достигший знания, так было всегда, таким был Соломон-царь.
Христиане трёх ждут в Царе Израилевом антихриста.
Мир до Царства Израиля и третьего Храма Соломона – это мир, который съедает самого себя, потому что ведом страстями. Но даже новое, которое придёт – всего лишь для мира земного. А вечность важнее. Но это и вхождение в вечность, и приближение рая, если мы только с Всевышним. Но пусть каждый думает о душе. Мы должны идти к праведности, и ожидать нечто большее – Страшный День Суда Божия. Однако и этому путь через настоящее, хоть они и отделены.
А что самый главный признак того, кто нас поведёт, Царя Израилева? Его ум. Самый умный только способен быть самым избранным. Хотя и красота, и сила при нём, о чём говорят пророки, и многое иное. Но он запретит чтить его и называть избранным, для него это будет всего лишь политикой, истинной теократией и путём освобождения народов через простеца-мыслителя.
3.Восточная философия
В разговоре о восточной философии я не имею целью рассказать обо всём фактическом материале, который на данный момент известен. Во-первых, это не реально, потому что хотя бы древние санскритские тексты – это огромное наследие, а во-вторых, задача философа в том, чтобы дать целостную картину, осмыслить, а не в том, чтобы выполнять функции чистого историка.
Восточная философия – это термин, придуманный людьми. На Востоке была мысль, но она себя не считала восточной. Да и слово «Восток» (East) – это наше обозначение, под которым мы наивно предполагаем какую-то не западную мысль. В то время как отчасти это так, а в фундаментальном смысле восточная мысль – это одна из версий западной мысли. Правильнее сказать, что западная философия только для запада, а восточная философия интернациональна и для всего мира, в этом её отличие.
Если на западе пишут об идее мирового устройства (какая-либо политическая философия) и упоминают – это для всего мира, то восточная мысль a priori для всего мира. Китай называется в древности, как и сейчас «Срединной землёй», китайцы мыслят себя в центре мироздания. И так далее.
Однако среди людей бытует мнение, что восточная философия – это что-то ниже по рангу, хуже, не такое изобретательное, как западная мысль. Это не так. Ведь это всего лишь стереотип. Восточная философия – это философия в каком-то смысле даже более глубокая. Но всё диктует политическая конъектура, право сильного. И запад как главный агент силы в истории, старался вытеснить всё остальное.
В общем-то, в этом и есть суть запада – действие силой, агрессия, подавление, скрытая интрига. Когда говорим, что это относится к западу, то имеет в виду некий ментальный код, который транслируется доминирующей элитой. Обычный человек, будь то британец или француз, может быть милейшим человеком и не иметь ничего общего с диктатом западного философского конструкта.
А что же такое Восток? «Восток дело тонкое». Его лучшее проявление – ислам. Мысль ислама сама по себе является философией, об этом свидетельствует язык Корана, самый философичный язык восточного эпизода.
Но обо всём по порядку.
4.Индийская философия
Можно говорить об Упанишадах или о Бхагават-Гите, или о Трипитаке, которая также есть сегодня в Индии, или об Айданте-Веданте, всё это небольшая часть книг, которые есть в Индии, были изначально с древности.
Суть индийской философии точно такая же, как суть греческой или изначальной китайской философии – это язычество. Это представление о богах. О боге Атмане как боге-состоянии, о боге Кришне, Вишне и других.
Важно понять: что такое язычество? Ведь пришедший в Индию ислам, вытеснял язычество, боролся с ним.
Язычество – это ошибка мышления. Это полагание, что в мире существуют какие-то боги. Почему человек вообще стремился к многобожию? Это ведь не могло быть случайным?
Дело в том, что смысл здорового мышления – наличие у человека единой картины мира. Когда мышление дробное и допускает множественность, то мы имеем дело с разбалансированным человеком. Тем более, боги не помогают, это только видимость их присутствия. Человеческое сознание, которое живёт не единым, а многим, становится больным. И ко всему прочему оно привыкает жить многим. А там, где мысль не работает, где нет духовного ответа, начинается создание мифа, то есть того, что могло бы хоть как-то заменить не работающую систему мышления.
В общем-то, происхождение мифа в том, что это как подпорки для ног, которые не могут ходить. Миф рождается по причине неспособности духовной практики реализовать себя.
Ислам же предложил понятие о Едином Боге Аллахе. И это создало силу противовеса всей языческой вселенной Индии и других стран, прежде всего, на Аравийском полуострове, если мы говорим о древности.
Ислам возник в 7-м веке. До этого периода многобожие активно развивалось. Однако, у людей была с 1 тысячелетия идейная база Иисуса Христа, который учил поклоняться Единому Богу Алле. До Христа был Авраам, Моисей и вообще израильские пророки.
Всю историю с язычеством велась борьба, потому что создание мифов и поклонение тому, чего нет – это жизнь, которая приводит к безнравственности и не имеет никакого духовного начала. Ведь здесь нет реальной связи с Богом.
Индия до сих пор страна мушриков (язычников). Здесь распространены кастовые общества. Но присутствует и ислам, что положительный момент.
5.Китайская философия
Как видно, нет смысла называть все содержания языческих представлений о мире, потому что их суть ничто, это рассказ о том, чего нет.
Что же Китай? В Китае, как, в общем-то, и в Индии появляется буддизм. Это учение о перерождениях (круги сансары), о том, что каждый человек, если он не достиг очищения сознания, не попадает в чистое бытие Нирваны, а рождается в другом теле, иногда выше, иногда ниже по уровню. Считалось, что женское тело – понижение в перерождениях, а мужское – повышение, так и с животным и растительным миром.
В Китае были школы легитимистов, законников, прочее, была своя философская логическая база по типу западной мысли от ratio, но она не оказала большого влияния.
Перерождения. Эта тема плотно вошла и в европейское сознание. Долгое время о перерождении учили даже христиане. Было это и есть сейчас у отдельных иудеев. А современные европейские буддисты вообще свято верят, что все мы перерождаемся и не помним прошлых жизней, лишь отчасти можем вспоминать.
Что это за феномен? Прежде всего, надо сказать, что Китай – это также язычество. И буддизм в каком-то смысле, хоть это и мировая религия, имеет в себе аналогичный с язычеством заряд – игнорирование Единого Бога, это как бы язычество наоборот, его изнанка, если работать с каким-то материальным предметом.
И потому если у классических язычников боги населяют мир, то у буддистов человек множит себя в мире. То есть, разницы никакой. Человек выступает в роли рождающихся и умирающих, и, по сути, бессмертен, либо боги правят нами, умерщвляют и дают жизнь.
Ислам отчасти вытеснил многие буддийские образования, потому что цель джихада (борьбы за веру как личную, так и коллективную) не в том, чтобы заставлять принимать ислам, а в том, чтобы откровенное зло искоренять, зло с позиции Корана. Так поступили и с буддистами, хотя жестокости к ним не проявляли.
Коран – это философия, но не логическая рациональная и не метафизическая внеопытная, это философия высшего порядка. И эта книга стала руководством для людей, которые исходя из неё объявляли войну многобожию. Можно назвать Коране и не философией, а священным текстом, но для философа, безусловно, это великий философский поэтический язык.
6.Древнегреческая философия
Греки смешно выглядят для некоторых снобов, потому что их идеи наивны. Некоторые говорят, что для современного мира древнегреческая философия очень примитивна.
Но что же такое феномен греческой философии? Во-первых, изначально это также было множественное мышление, это был сплошной мифологический мир, когда было представление о богах, о Зевсе, Кроне, Эросе, Аполлоне, Дионисе, и так далее.
Люди не имели представления о Едином Боге не потому, что никто о нём не говорил. Из ислама мы знаем, что к каждому народу приходили посланники с вестью о поклонении только Единому и Единственному Богу. Но Древняя Греция этой мысли не восприняла. Поэтому здесь процветало мужеложство, инцест и другие пороки.
Но далее греки начали философствовать. Так называемые досократики. Это была масса идей о беспредельном (апейроне), об атомах, о бытии, об изменчивости и постоянстве, и прочем. Надо сказать, что всю совокупность древнегреческих философских учений можно объединить под общее понятие – язычество разума.
До них было язычество мифа, связанного во многом с чувствами. А у греков появляется язычество ума, когда происходит возведение в культ какой-то идеи. Любой философ, который живёт какой-либо философией, подобно Ницше, жившему философией Шопенгауэра – язычник. Он делает себе идола в виде идеи. Но никогда спекулятивная (теоретическая) идея не играет роль аутентичного (подлинного). Поэтому разочарование так часто приходило к философам.
Когда пришёл ислам, то было дано понятие о сотовариществе Аллаху. Тот, кто придаёт сотоварищей Аллаху (то есть идолов вместе или помимо Бога), тот делает великий грех.
Вообще грех или по-арабски харам – это вражда с Богом в самом глубоком смысле. Человек, который служит «двум господам», как говорил Иисус, одного будет любить больше, а о другом нерадеть. Потому ислам призывает к вере и следовании только за Аллахом. В противном случае, человек находится, даже сам того часто не поминая, в состоянии вредного безбожия.
7. Артур Шопенгауэр
Многие не состоявшиеся философы в прошлом и ныне повторяют независимо друг от друга примерно такую фразу: «Как жаль, что я не Шопенгауэр…» Есть что-то магическое и привлекательное в образе этого философа, его досужее сетование на бессмысленность жизни и, в то же время, огромной силы вдохновение от процесса мышления.
Является эталонным образцом философа, потому что в Шопенгауэре всё философия.
Этот мыслитель получил докторскую степень за работу с названием «О четверояком законе достаточного основания». Он был яростным критиком Г. Гегеля. К сожалению, Гегель был популярен, а Шопенгауэра начали узнавать только к концу его земной жизни.
Шопенгауэр был снобом. Он очень не любил людей, был явным мизантропом. Действительно ли снобизм, мизантропия и всё то, что называется тщеславием и гордостью сопровождает философов? Ведь их в этом упрекают.
Все люди разные. Например, русский философ А. Хомяков или даже французский мыслитель М. Монтень, не скажешь, что этими философами руководила мания величия. Но тех, кто был подвержен переоценке себя самого было много. И Шопенгауэр был таковым, тем более, он не верил в Бога. Но и не был атеистом.
С точки зрения Шопенгауэра, миром правит иррациональная Воля, некая сила, которая лишена смысла. А человек является лишь тем, что он себе представляет и что представляет о мире. Потому главный труд Шопенгауэра называется «Мир как воля и представление».
Человек, который разбирается в истории философии, обязательно заметит, что Шопенгауэр многое позаимствовал у своего любимого предшественника И. Канта и заметит, что в философии Шопенгауэра есть фактически европейский пересказ древней буддийской философии. И это не случайно, потому что известно, что у Шопенгауэра в рабочем кабинете стояла статуэтка Будды, он был знаком с восточными учениями.
По сути, он не был абсолютным новатором. Шопенгауэра относят к представителям «философии жизни» вместе с Ницше и рядом других философов.
Но есть некое заблуждение в истории мысли, касающееся того, что философ – это тот, кто имеет философскую концепцию. Нет. Философ – это мыслитель, мудрец, советник. Такое определение можно вывести из книги пророка Соломона «Книга Премудрости Соломона» и из «Екклесиаста», в котором сказано, что «нет ничего нового под солнцем». А если нет нового, то любая философская концепция является повтором уже существующих. Потому философ – это философ не по факту наличия концепции, а по факту наличия духа философа. И далеко не каждый обладает способностью философствовать.
Шопенгауэр также автор работы «Афоризмы житейской мудрости», в которой как раз проявляет себя как мудрец, в частности критикуя участие в популярных в его время дуэлях. И даёт ряд других советов, в том числе совет уединяться и любить одиночество даже в молодом возрасте.
Шопенгауэр много писал о гениальности и, возможно, что и себя считал гением, что не умаляет его заслуг. Однако повышенный интерес к собственному превосходству часто считают признаком ненормальности. Шопенгауэра многие считают сумасшедшим. Но как отличить мысль от бреда? В психиатрии нет чёткого понятия «бреда». Если человек что-то утверждает, очень трудно понять истинно это или нет, болезнь или правда, часть правды. А Шопенгауэра подозревают в наличии шизофрении. Ведь он даже упоминает в своей работе «Paregra und paralipomena», что посещал дома умалишённых. Однако, безусловно, Шопенгауэр великий философ, а не сумасшедший.
Интересно учение Шопенгауэра о языках. Он не советовал изучать много языков, особенно древних. Считал, что это затуманивает мышление. Также не рекомендовал слишком много читать, если это начинает мешать собственному мышлению.
Сам Шопенгауэр владел английским, французским, испанским, латинским, греческим и, возможно, ещё какими-то языками в той или иной степени. Он любил иностранные языки. Но будучи немцем, писал на немецком.
Какое место в философском дискурсе занимает Шопенгауэр? Его философия – это продолжение общеевропейской традиции западного мышления, которое ставит в центре вопрос об идеях. Только идея как феномен для Шопенгауэра вписана в виде иррациональной Воли. Также учение Шопенгауэра называют панлогизмом.
Отец Шопенгауэра закончил жизнь самоубийством. Мать была женщиной с чертами нервной болезни. Шопенгауэр никогда не был женат, не имел детей. Интересно его учение о женщинах. Буквально оно называется «Эссе о женщине», работа, в которой Шопенгауэр выразил мысль о том, что любая женщина старается обеспечить себе беззаботную старость за счёт мужчины и потому, пока она молодая и красивая, старается обязательно выйти замуж и удерживать рядом с собой мужчину, которого выбрала.
Сам Шопенгауэр был человеком не равнодушным к женскому полу в свои молодые годы, а потом стал даже испытывать большую меру не любви к людям вообще, когда постарел.
Свою жизнь он проживал по примеру Канта в строгом режиме дня, точном распорядке каждого дня, и в такой дисциплине провёл много лет.
Сегодня наследие Шопенгауэра считается достаточно знаменитым. Это философ, который даже в наш век продолжает оказывать влияние на умы людей. Это был философ, который по духу ничем не уступал философам прославленного греческого эллинизма и любой другой эпохи. И, возможно, такая его роль значимого мыслителя не утратится в мире ещё очень долго.
8. Рене Декарт (1596—1650)
Декарт – знаменитый французский и общеевропейский философ. Он оказал огромное влияние на развитие всей философии в целом. Но не преувеличение ли это? Сказать трудно, потому что не понятен сущностный механизм развития идей. В каком-то смысле есть общий вектор нового учения, но с другой стороны, не один человек, а сразу много развивают ту или иную парадигму мышления.
Потому роль Декарта, возможно, преувеличена, он был философом, который просто получил большую популярность, чем другие не менее достойные философы.
Суть учения Декарта – метод радикального сомнения. Его работа называется «Рассуждение о методе». Декарт говорит о том, что всё, что существует может быть не тем, чем мы его представляем. И что даже сам Бог может нас обманывать, если это не тот Бог, которого мы представляем. Но единственное, что несомненно – наше понимание, что мы есть, потому что мы мыслим. Мы существуем, это ясно из того, что мы мыслим и сомневаемся.
По Декарту всё в мире надо подвергать сомнению. «Cogito ergo sum» – «я мыслю, следовательно существую» в переводе с латыни. А фамилия Декарта на латыни «Картезий», потому направление философии Декарта называют картезианством. Его философия приобрела большую популярность.
Откуда Декарт взял эту идею? Он учился в колледже Лафлеш, это иезуитский колледж, образование в котором он считал не самого высокого уровня. Потом он устранился от привычной географии обитания, перебравшись в Голландию. В общем-то он боялся преследований за идеи, тогда всё ещё было не безопасно высказывать новые философские мысли.
Он переезжал из деревни в деревню и писал свои труды, в том числе математические (автор понятия «координатная прямая» и др.), по физиологии (лично препарировал трупы) и многие другие, это был человек энциклопедических знаний. Считал, что душа находится в шишковидной железе (эпифизе). Автор дуализма в философии (душа и тело как дуальные, двойные структуры), однако многие полагают, что это учение не достаточно было им развито.
Возможно, Декарт взял свою философию из духа времени. Ведь, по сути, надвигалось всё более наполненное знаниями и сомневающееся в церкви общество. Сомнение – центральный тезис его философии.
Именно поэтому картезианство было под запретом, об этом специальный документ выпустила сама католическая церковь.
Кстати говоря, Декарт умер в гостях у шведской королевы Кристины. Есть версия, что его смерть была не по причине воспаления лёгких в холодных дворцах Швеции, а по причине отравления католической церковью, которая хотел иметь влияние над Шведской короной, а королева Кристина обучалась у Декарта его философии. Однако это не подтверждённая версия. Но это говорит нам о том, что любой философ прошлого в те времена был либо под запретом, либо гоним, если высказывал что-то не соответствующее общепринятой точке зрения.
Вообще одной из главных черт европейского сознания была несвобода изложения мыслей, отсутствие свободы слова и табу на популяризирование отличающихся идей.
Декарт писал свои труды на французском и латыни. Как уже было сказано, он занимался науками. Это был успешный учёный. Для того чтобы прокормить себя, ему нужно было работать, но он занимался сугубо философией и потому друзья выхлопотали для Декарта пенсию, и он пожизненно был обеспечен финансированием его существования. Мог не работать, а только писать.
Известно, что у Декарта была дочь, но не было жены. Однако и дочь ещё в маленьком возрасте умерла, это доставило очень большое огорчение Декарту, он очень переживал, но постепенно забылся в философской работе.
Декарту принадлежит высказывание о том, что он как философ очень мало философствует, почти не мыслит, что мышление является одним из очень сложных и трудных процессов в жизни человека-философа.
Действительно, многие философы говорили о том, что мыслить очень трудно. В наше время об этом много раз говорил российский и английский философ А. Пятигорский и грузинский и российский философ М. Мамардашвилли.
В своей философии Декарт пришёл к тому, что всё же есть несомненные вещи. В науке он был создателем теории вихревого развития вселенной, которая была известна немного в другом описании у древнегреческих философов.
Декарт заложил учение рационализма. Он превознёс ratio – разум. Считается, что с его эпохи начинается гегемония разума во всех сферах жизни. И всё, что отклоняется от разумности, является не истинным.
Рационализм присутствует в науке, в устройстве общества, в школьном и университетском образовании, в медицине и других сферах человеческой жизни.
Философия Декарта, несомненно, внесла огромные изменения в мировосприятие. Декарт был верующим в Бога человеком. В каком-то смысле, заложил предпосылки секулярного, не религиозного общества.
В общефилософском дискурсе Декарт знаковая фигура, которая помещает идеальный мир (идеи) в человека и через человека идеи действуют в жизни.
9. Готфрид Лейбниц (1646 – 1716)
Немецкий философ-энциклопедист. Лейбниц примечателен тем, что не имел стройной философской системы, которая бы вписывалась в общеисторическое пространство мысли. Он не был продолжателем или завершителем чьей-либо философии.
У Лейбница была своя философия. Он назвал её «монадология», но в историческом ракурсе всего того, что делал Лейбниц это скорей похоже на дополнение к его общему мыслительному типу.