bannerbanner
Международное частное право в вопросах и ответах. Учебное пособие
Международное частное право в вопросах и ответах. Учебное пособие

Полная версия

Международное частное право в вопросах и ответах. Учебное пособие

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Современные МЧП характеризуется следующими тенденциями развития коллизионных норм:

а) увеличение количества коллизионных норм;

б) дифференциация объемов коллизионных норм;

в) постепенный отказ от односторонних привязок в пользу двусторонних;

г) кумуляция (усложнение) коллизионных привязок.

11. Коллизионные принципы, их соотношения с формулой прикрепления

Формула прикрепления является привязкой двусторонней коллизионной нормы. Применение данной формулы позволяет определить право, применимое к тем или иным общественным отношениям. За всю историю развития МЧП различных государств было сформулировано достаточное количество формул прикрепления. Среди всего их многообразия можно выделить основные, наиболее типичные для большинства государств, которые можно назвать коллизионными принципами, или типами коллизионных привязок.

Наиболее известными являются:

1. Личный закон физического лица (lex personalis). Определяет правоспособность, дееспособность, личные права (право на имя, на честь и др.).

Различают два варианта:

1) lex patrie, lex nationalis (закон гражданства, или национальный закон) применяется, как правило, в европейских странах континентального права;

2) lex domicilii (закон места жительства) применяется, как правило, в странах «общего права».

Наблюдается тенденция к смешанному применению обоих вариантов, в т. ч. в РФ (при этом основным в РФ остается закон гражданства).

2. Личный закон юридического лица (lex societatis). Определяет правоспособность юридического лица.

Используются четыре критерия:

1) критерий инкорпорации (по месту регистрации);

2) критерий оседлости (по месту нахождения органов управления);

3) критерий центра эксплуатации (по основному месту деятельности);

4) критерий контроля (по национальности лиц, реально контролирующих юридическое лицо).

В РФ применяется критерий инкорпорации.

3. Закон местонахождения вещи (lex reisitae). Определяет правовое положение движимого и недвижимого имущества.

Из данного правила есть исключения, в частности:

1) правовое положение вещи, занесенной в государственный реестр, определяется правом страны ведения такого реестра;

2) правовое положение вещи в пути (resin transitu) определяется либо правом места отправки, либо места назначения (в России – по месту отправки, п. 2 ст. 1206 ГК РФ).

4. Закон автономии воли сторон (lex voluntatis). К отношениям применяется право, выбранное его сторонами. Используется преимущественно в договорных правоотношениях.

В РФ широко применяется, в некоторых странах ограничен.

5. Закон места совершения акта (lex loci actus). К отношениям применяется право государства, на территории которого совершен частноправовой акт (например, заключен договор, составлено завещание, заключен брак и т. п.).

Форма акта подчиняется праву места его совершения.

6. Закон места исполнения договора (lex loci solutionis). К отношениям применяется право государства, где осуществляется решающее исполнение договора (например, продавец в договоре купли-продажи, подрядчик в договоре подряда, агент в агентском договоре и т. д.).

7. Закон места причинения вреда (lex loci delicti commissi). Применяется право государства, на территории которого был причинен вред.

8. Закон места работы (lex loci laboris). Применению подлежит право обычного места выполнения работы. Из данного правила имеются исключения, например, в отношении работников международных организаций и др.

9. Закон флага (lex flagi). Применяется в торговом мореплавании и означает, что применению подлежит право государства флага. По закону флага регулируются, в частности, вещные права на судно.

10. Закон суда (lex fori / lex arbitri). Применяется право государства, в котором рассматривается спор.

11. Закон наиболее тесной связи (proper law). Применяется право государства, с которым отношение наиболее тесно связано. Является относительно новой формулой прикрепления.

12. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства

Обратная отсылка — ситуация, когда право, избранное на основании коллизионной нормы, отсылает обратно или к праву третьего государства.

Данная проблема вызвана различиями, существующими в содержании национальных коллизионных норм разных государств.

Можно выделить три основных варианта отношения к проблеме обратной отсылки, существующие в различных странах.

1. Отрицание проблемы. Данная позиция сводится к тому, что коллизионная норма, в соответствии с МЧП таких государств, отсылает не к праву в целом (в том числе к коллизионному), а только к его материальным нормам. В такой ситуации обратная отсылка становится невозможной.

2. Применение обратной отсылки в полном объеме. Отсылка производится до тех пор, пока не будет избран правопорядок, признающий себя компетентным. Если в конечном итоге круг замкнется, то применению будет подлежать право, к которому изначально была сделана отсылка. Такой путь, в частности, избран в Австрии, Польше, Финляндии, Турции и др.

3. Применение обратной отсылки только к собственному праву, т. е. обратная отсылка применяется только в случае, если она отсылает к отечественному праву (в частности, такой подход используется в Венгрии, Испании, Иране, Японии и др.).

В РФ применяется смежный подход: по общему правилу, обратная отсылка не применяется, поскольку любая отсылка к праву рассматривается как отсылка к его материальным нормам, за исключением диспозитивного правила, позволяющего применять отсылку к российскому праву по вопросам правового положения физического лица (ст. 1190 ГК РФ).

Общемировая практика придерживается правила, согласно которому обратная отсылка не должна применяться к договорным обязательствам трансграничного характера.

13. «Скрытые коллизии» (конфликт квалификаций), способы их разрешения

Применение коллизионной нормы неразрывно связано с ее толкованием. Толкование коллизионной нормы часто осложняется так называемой проблемой конфликта квалификаций («скрытых коллизий»). Иными словами, одни и те же факты получают различную правовую окраску. Наиболее популярным примером конфликта квалификаций является институт исковой давности. Так, в англо-американской правовой системе он относится к процессуальному праву, а в континентальной – к материальному. Это вызывает ряд значительных особенностей в процедуре доказывания.

Способы разрешения проблемы.

1. Квалификация по отечественному праву (квалификация по lex fori). Данный способ является наиболее распространенным и в ряде случаев единственно возможным. Однако можно столкнуться со сложно разрешимыми трудностями при необходимости толкования института иностранного права, не нашедшего отражения в национальном. В такой ситуации более подходящим способом является следующий. По такому пути пошел российский законодатель (ст. 1187 ГК РФ), предоставив правоприменительным органам право отойти от квалификации по lex fori в ряде случаев (отсутствие соответствующего института в российском праве, отнесения вещей к движимым или недвижимым).

2. Квалификация по иностранному праву. Данный способ также актуален, когда уже известно право, которому подчинено отношение, или когда фактические обстоятельства дела в своем большинстве тяготеют к иностранному праву.

3. «Автономная квалификация». Создание коллизионных норм, которые содержали бы в себе наиболее общеупотребимые термины, известные праву разных государств. Данной задаче может отвечать процесс унификации права.

14. Основания и порядок применения иностранного права

Применение иностранного права – правоприменительная деятельность, опирающаяся на нормы иностранного права.

Применение иностранного права возможно ввиду признания экстерриториальности права, т. е. действия правовых норм того или иного государства за его пределами. Коллизионная норма в данной связи выступает юридическим основанием применения иностранного права.

Применение иностранного права осуществляется строго в пределах и в порядке, установленными государством, на территории которого оно применяется. Общепризнанными международными принципами применения иностранного права являются уважение суверенитета государства и, как следствие, невмешательство в его внутренние дела.

Основные положения относительно применения иностранного права в РФ закреплены в разделе VI ГК РФ. Кроме того, российские суды применяют нормы иностранного права в соответствии со ст. 11 ГПК РФ, ст. 13 АПК РФ. В арбитражном процессе возможно применение иностранного права по соглашению сторон.

Применение российскими судами и иными правоприменительными органами иностранного права при наличии к нему отсылки является юридической обязанностью. Сущность иностранного права рассматривается в РФ в качестве правовой категории, что характерно для континентальной правовой системы в целом (в странах общего права иностранное право относится к фактическому обстоятельству, что означает необходимость его доказывания наравне с другими обстоятельствами дела). «При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве» (ч. 1 ст. 1191 ГК РФ). При рассмотрении споров из предпринимательских отношений суд может переложить свою обязанность установления содержания иностранного права на стороны. В соответствии с ч. 3 ст. 1191 ГК РФ, если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые меры, в разумные сроки не установлено, применяется российское право.

Министерство юстиции РФ может оказывать содействие правоприменительным органам в установлении содержания иностранного права.

15. Применения иностранного права с множественностью правовых систем

Данная проблема именуется «интерлокальной коллизией» и возникает в случаях, когда применению подлежит право государства, в котором существуют различные подсистемы права.

Виды интерлокальных коллизий.

1. Интертерреториальные коллизии. Возникают при применении права государства с федеративным устройством, где субъекты имеют свои подсистемы права.

2. Интерперсональные коллизии. Возникают при применении права государства, где существуют различные подсистемы права для различных категорий лиц (например, в зависимости от принадлежности к религии).

3. Интертемпоральные коллизии. Возникают в случае наличия различных норм, направленных на регулирование одних и тех же отношений, но принятых в разное время. Относятся, скорее, к проблеме общей теории права, нежели МЧП.

Вопрос, какую подсистему права избрать, может быть разрешен только исходя из избранного права.

16. Пределы применения иностранного права: оговорка о публичном порядке, институт императивных норм в МЧП, взаимность, реторсии

В соответствии с принципами МЧП, нормы иностранного права, подлежащие применению, не должны нарушать основополагающие принципы национального правопорядка. Местное право устанавливает определенные пределы применения иностранного права.

1. Оговорка о публичном порядке (ord republic).Ни российское, ни иностранное законодательство не дают четкого определения публичному порядку ввиду невозможности предопределить ограниченный круг норм, к нему относящихся.

Под публичным порядком обычно понимаются фундаментальные принципы правовой системы, ее основные устои, общепринятые нормы морали. Избранное в соответствии с коллизионной нормой иностранное право не подлежит применению, если это противоречит публичному порядку своего государства.

Можно выделить два вида оговорки о публичном порядке:

а) позитивная (французская модель). Совокупность норм, отражающая наиболее важные интересы общества, которая применяется всегда, даже в случае если коллизионная норма отсылает к иностранному правопорядку. Такие нормы именуются сверхимперативными, или нормами непосредственного применения (ст. 1192 ГК РФ «Нормы непосредственного применения»);

б) негативная. Иностранное право, на которое указала коллизионная норма, не подлежит применению, если результат его применения будет явно не соответствовать публичному порядку отечественного государства. Является наиболее распространенной, используется в РФ (ст. 1193 ГК РФ). Ряд стран, применявших позитивную модель оговорки, на настоящем этапе параллельно применяют и негативную.

2. Императивные нормы. Единства мнения относительно императивных норм в науке не существует. Ряд правоведов отождествляют такие нормы с позитивной оговоркой о публичном порядке.

Отдельно стоит подчеркнуть, что коллизионная норма никогда не может отменять действия норм публичного права.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2