Полная версия
Краткий психологический словарь
ВЛЕЧЕНИЕ – направленность на удовлетворение какой-либо потребности живого организма. В. у низших организмов проявляется в инстинктивных реакциях, у высших животных может опосредоваться индивидуальным опытом. То или иное В. человека обычно выражает неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Появление того или иного В. рассматривается также как начальный этап процесса мотивации, за которым может следовать более или менее четкое осознание человеком своего желания и определение способов достижения цели. (См. Либидо, Наркомания.)
ВЛИЯНИЕ (в психологии) – процесс и (или) результат изменения индивидом или группой людей мнений, установок, ценностей и поведения отдельных индивидов или групп людей. Различают межличностное В., которое в той или иной степени индивидуализировано, и В., использующее средства массовой информации, которое имеет безличный характер. В последнем случае объекты В. могут исчисляться миллионами.
ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или явлении. Физиологической основой внимания является концентрация раздражительного процесса в определенном пункте коры головного мозга. Различают два вида В.: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное В. вызывается самим по себе объектом или явлением без предварительного сознательного намерения человека и сохраняется без особых усилий. Свойственно животным и людям уже в грудном возрасте. В основе непроизвольного В. лежит ориентировочный рефлекс. Произвольное В. является следствием сознательного целенаправленного намерения. Сохранение такого В. нередко требует определенных волевых усилий. Произвольное В. свойственно только человеку. Отечественные психологи выделяют также послепроизвольное В., появляющееся тогда, когда произвольное В. как таковое сохраняется, но усилий воли для этого уже не требуется. Послепроизвольное В. характерно для ситуаций увлеченности человека своей деятельностью. Понятие послепроизвольного В. было введено Н. Ф. Добрыниным. Явлением, противоположным В., является рассеянность – неспособность сосредоточиться на каком-либо объекте или виде деятельности, что проявляется в легкой и частой отвлекаемости. Выделяют две основные причины рассеянности: 1) слабость произвольного В., вызванная недостатками воспитания или в иных случаях плохим состоянием здоровья, утомлением; 2) большая сосредоточенность человека на каком-либо объекте или виде деятельности, когда человек не замечает ничего другого, что непосредственно не входит в сферу его избирательного В.
ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Оценка В. о. производится с помощью тахистоскопического предъявления (см. Тахистоскоп) некоторого ряда объектов (букв, слов, фигур и т. п.). По имеющимся данным, при зрительной экспозиции объектов в течение 0,1 с человек в среднем может воспринимать 5–9 отдельных элементов. Если эти элементы связаны определенной последовательностью, то это число возрастает.
ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ – возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому. Имеет большое значение в ряде профессий. Противоположным сознательному переключению внимания является его отвлечение, когда человек не может сохранять внимание в течение определенного времени на том, что необходимо для выполнения какой-либо основной деятельности, и его внимание перемещается на другие объекты.
ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – возможность одновременного успешного выполнения двух и более различных видов деятельности. В. р. играет важную роль во многих профессиях, например в работе водителя транспорта, рабочего-многостаночника, оператора, учителя, дирижера. Умение распределять внимание является результатом упражнений и закрепления определенных навыков.
ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ – продолжительность сохранения интенсивного внимания на одном и том же объекте или виде деятельности. В. у. способствуют изменчивость объекта внимания и разнообразие данного вида деятельности. Важной основой В. у. является соответствующая мотивация индивида.
ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ (от лат. favor – благосклонность) – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам других групп (например, давая первым более высокие оценки, распределяя вознаграждения и т. п.).
ВНУШАЕМОСТЬ – восприимчивость к внушению, которая может быть как временным состоянием индивида (например, при утомлении, некоторых заболеваниях, под влиянием гипноза, приема наркотиков и т. п.), так и его постоянным свойством (как одно из проявлений слаборазвитой воли).
ВНУШЕНИЕ (или суггестия, от лат. suggestio) – процесс психического воздействия одного человека на другого с целью побудить его вести себя в соответствии с желаниями первого или некритически воспринимать какие-либо идеи, положения. Использование термина В. подразумевает отсутствие какого-либо принуждения по отношению к внушаемому лицу или логической аргументации в содержании воздействия на него. Различают В. в бодрствующем и гипнотическом состояниях. В. может осуществляться в формах гетеросуггестии (воздействие со стороны) и аутосуггестии (самовнушение). Объектом В. может быть как отдельный человек, так и группа (массовое В.). В. – один из методов психотерапевтического лечения. Физиологический механизм В. был представлен в работах И. П. Павлова, считавшего, что в основе В. лежит концентрированный очаг раздражения в коре головного мозга, вызывающий вокруг себя по закону отрицательной индукции зону торможения, чем и объясняется преобладающее значение этого раздражения. (См. Аутогенная тренировка, Гипноз, Самовнушение.)
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль прикладной психологии, занимающаяся изучением психики людей в условиях военной деятельности. В. п. включает в себя такую проблематику, как отбор, оценка и подготовка военного персонала, психологический анализ современного боя, влияние его условий на личность и воинские подразделения, их морально-психологическое состояние, характеристика психологических возможностей воина применительно к конструированию и использованию боевой техники и оружия.
ВОЗБУДИМОСТЬ. См. Раздражимость.
ВОЗБУЖДЕНИЕ – реакция живых клеток на воздействие раздражителей внешней или внутренней среды, при которой живая система переходит из состояния относительного физиологического покоя к специфической деятельности. Способность отвечать В. на воздействия среды является неотъемлемым свойством живых организмов (см. Раздражимость). В основе В. лежит изменение обмена веществ клетки, усиление энзимо-химических и физико-химических процессов, от которых зависит осуществление той или иной формы реакции. С процессами обмена веществ в клетке неразрывно связаны и биоэлектрические явления, сопровождающие В. в виде биоэлектрического потенциала, способного к распространению.
ВОЗРАСТ – в самом общем смысле – период времени, начиная с рождения индивида до данного момента (хронологический В.).
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности различных периодов психического развития личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В В. п. выделяются психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология). Закономерности В. п. выступают как научное основание многих положений педагогической психологии.
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – научное направление в психологии и философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала психики и бытия в целом. Согласно В. жизнеспособность того или иного индивида или сообщества зависит исключительно от их силы воли, а не от каких-либо других качеств. Воля признается основой и наиболее полным выражением психических процессов. Термин В. введен немецким социологом Ф. Тённисом (1855–1936). Как философское направление В. возник в XIX в. и вскоре проник в психологию. Коренной порок В. состоит в том, что воля считается имеющей основания в самой себе, а не способом сознательной регуляции социально-детерминированного человеческого поведения.
ВОЛЯ – способность человека к выбору собственных действий, направленных на достижение сознательно поставленных им перед собой целей. Наиболее отчетливое выражение В. находит в действиях, связанных с преодолением трудностей внешних (предметы, люди, время, пространство) и внутренних (борьба мотивов, влияние чувств, отклоняющих от цели, усталость, лень, недостаток знаний и т. п.). Обычно выделяют две функции воли: побудительную и тормозящую. Различают следующие стадии волевого процесса: 1) возникновение побуждения, осознание и постановка цели; 2) анализ и борьба мотивов; 3) выработка решения; 4) выполнение решения. В. как регулирующая сторона сознательной деятельности имеет условно-рефлекторную природу, что предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости. Этот очаг может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и возникать на основе ранее полученных воздействий. Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди которых ведущей является кинестетическая. Произвольные действия осуществляются с участием сложной системы произвольных и непроизвольных мозговых механизмов. В целом волевая регуляция связана с работой практически всей коры головного мозга. Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, в них сочетаются моральные компоненты воли как результат воспитания и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, переживание страха, способность переносить усталость, скорость принятия решений в большей степени зависят от таких врожденных особенностей человека, как сила нервной системы и ее лабильность. Отсюда следует, что в процессе воспитания при формировании волевых качеств необходимо осуществлять индивидуальный подход. (См. Решение.)
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) – психологический процесс, состоящий в создании новых образов посредством переработки материалов прошлых восприятий. Физиологической основой В. являются новые сочетания нервных связей тех групп клеток коры головного мозга, в которых при восприятии имел место процесс возбуждения. Повторные возбуждения этих клеток, которые возникают на основе уже образовавшихся ранее временных связей, вызывают определенные представления (образы). Продуцирующий образы фантазии мозг оказывает воздействие на периферические части человеческого организма, изменяя процессы их функционирования и вызывая соматические изменения (например, появление у верующих людей стигматов – знаков распятия Иисуса Христа на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтеков или язв). Различают В. произвольное (преднамеренное, активное) и непроизвольное (непреднамеренное, пассивное). Эти виды В. можно рассматривать как его генетические ступени. Так, развитие В. идет от возникновения непроизвольных представлений у детей младшего возраста к целенаправленному В. у взрослых. Непроизвольное В. проявляется в непреднамеренном возникновении образов (в грезах, полудремотном состоянии, в сновидениях). Произвольное В. направлено на решение определенной задачи. В зависимости от новизны и оригинальности образов различают воспроизводящее (репродуктивное) и творческое В. Воспроизводящее В. – это создание образов, которые соответствуют их описанию, схеме, рисунку, чертежу и т. п. Имеет важное значение в процессе обучения, во многих видах трудовой деятельности. Творческое В. – создание новых образов, ранее неизвестных. Особым видом творческого В. является мечта – образ желаемого будущего. Мечта может выступать в качестве мотивации деятельности человека, источника его творческой инициативы.
ВОСПИТАНИЕ – процесс целенаправленного, планомерного и систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью ее подготовки к жизнедеятельности в определенном обществе. В. является необходимым условием существования и развития человечества. В. тесно связано с процессами образования и обучения. Цели, задачи, конкретное содержание, организация и методы В. обусловлены особенностями общественных отношений людей в данной социальной системе. Основные направления воспитания: политическое, нравственное, экономическое, правовое, трудовое, эстетическое, физическое.
ВОСПОМИНАНИЕ – воспроизведение информации о прошлом по памяти с минимальным количеством внешних сигналов («подсказок»). Поскольку воспоминания каким-либо образом связаны с личной жизнью человека, они всегда имеют определенную эмоциональную окраску. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным. При произвольном В. какого-либо события индивид сознательно его восстанавливает. При непроизвольном В. те или иные образы спонтанно возникают в сознании (см. Персеверация).
ВОСПРИЯТИЕ – отражение в сознании человека действующих в данный момент на его органы чувств предметов и явлений окружающего мира в совокупности их свойств и частей. В. отличается от ощущения тем, что представляет собой отражение предмета в его целостности, тогда как ощущение является отражением лишь отдельных сторон предмета. В. возникает на основе ощущений, но не сводится к их простой сумме, а является качественно новой и более высокой ступенью познания действительности, чем ощущения. В. основано на функционировании всего нервного аппарата, осуществляющего анализ и синтез раздражителей (анализатора). В зависимости от того, какой анализатор подвергается воздействию предметов окружающего мира или играет в В. преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые В. К сложным формам В. относятся В. пространства, времени, движения. В условиях той или иной деятельности В. в значительной степени зависит от того, насколько конкретизирована задача, стоящая перед человеком. Важную роль играет подготовка к В., знание того, что именно надо будет воспринимать, при каких обстоятельствах будет протекать В. и т. п. Важным свойством В. является его избирательность, т. е. его направленность на определенные предметы или их свойства. При этом из огромного числа воздействий на органы чувств индивид выделяет лишь некоторые с особой отчетливостью и осознанностью. Избирательность В. зависит от потребностей, интересов, установок и других аспектов психики человека (см. Апперцепция). Здесь следует отметить и такую особенность В., как его целостность, поскольку любой объект воспринимается человеком как устойчивая системная целостность (целый образ). В. представляет собой не только определенный чувственный образ, но и осознание выделенного из окружающей среды объекта. Таким образом, В. тесно связано с мышлением: воспринимая какой-либо объект или явление, индивид осмысливает его, включая это знание в систему уже имеющихся у него. Важной особенностью В. является также его константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении условий В. (дистанции, ракурса, освещенности). Это объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности. В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности В. подразделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). В непреднамеренном В. отсутствует заранее поставленная цель, оно вызывается какими-либо особенностями окружающих предметов. Преднамеренное В. характеризуется заранее поставленной целью со стороны самого индивида, наличием у него волевого усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение. Такое В. может представать в форме наблюдения – целенаправленного, планомерного В. предметов или явлений окружающего мира.
ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – совокупность процессов восприятия, понимания и оценки человека человеком. В. м. является одной из важнейших сторон социального познания. Специфика В. м. состоит в том, что здесь в качестве объекта восприятия выступает личность, рассматриваемая как член той или иной социальной общности. При этом В. м. обычно сочетается со взаимодействием, в котором каждый из участвующих индивидов является одновременно и субъектом, и объектом восприятия. Особенности В. м. обусловлены характером взаимодействия, а взаимодействие, в свою очередь, подвержено влиянию впечатлений друг о друге, полученных его участниками. Итоги (даже первичные) В. м. могут выливаться в определенные отношения между данными людьми. Сигналами, получаемыми участниками процессов В. м. друг о друге, являются внешний облик человека, его лицевые экспрессии, телодвижения, позы и жесты, характеристики речи и голоса. В исследованиях процессов В. м. большое внимание уделяется формированию первого впечатления о человеке, поскольку именно на основе такого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации. Воспринимая различные объекты (в том числе и других людей) окружающего мира, индивид прежде всего идентифицирует их в соответствии с определенными признаками, а также, исходя из имеющихся у него знаний, классифицирует их, относя к той или иной категории. Эта тенденция применительно к процессам В. м. называется социальной категоризацией. Далее на данной основе осуществляется социальная стереотипизация. Поскольку информация о другом человеке страдает определенной неполнотой, особенно при первом впечатлении, В. м. присущи искажения образа воспринимаемого человека (см. Эффект недавности, Эффект ореола). Среди важнейших механизмов В. м. выделяют следующие: 1) идентификация – возникновение эмоциональной связи с другим человеком и восприятие себя как подобного этому другому; 2) рефлексия – понимание другого человека посредством размышления за него; 3) эмпатия – способность поставить себя на место другого человека и переживать чувства, испытываемые этим человеком. При решении проблем В. м. на Западе широко используется теория каузальной атрибуции (см.).
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – восстановление хранившейся в памяти информации, возникающее в отличие от узнавания без непосредственного повторного воздействия какого-либо объекта на человека, т. е. без одновременно протекающего восприятия. Подобное В. называется также непроизвольным. Произвольное В. вызывается определенной задачей воспоминания, которая стоит перед человеком. Синоним – репродукция (см.).
ВПЕЧАТЛЕНИЕ – след, оставляемый в психике человека каким-либо внешним раздражителем. В. является эффектом восприятия тех или иных объектов (включая других людей). Раздражения, получаемые при этом человеком, нередко сопровождаются эмоциями, которые иногда отличаются ярким характером. Поэтому подверженность воздействию внешних раздражителей называется впечатлительностью, что может являться свойством личности. При этом В. доминируют над познавательной функцией восприятий окружающего мира. Особенно резко выраженная впечатлительность может иметь болезненный характер и наблюдаться при функциональных расстройствах нервно-психической сферы человека.
ВРЕМЕННАЯ СВЯЗЬ – синоним условного рефлекса. Термин В. с. введен И. П. Павловым, отмечавшим, что временную «связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма… законно назвать… условным рефлексом». Основное условие образования В. с. – совпадение во времени ранее индифферентного раздражения с безусловным.
ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – время субъективное, переживаемое индивидом. Это восприятие продолжительности времени не зависит от каких-либо внешних инструментов оценки времени – часов, календарей, циклов дня и ночи. В. п. зависит от внутренних, эндогенных факторов. Некоторые из них могут быть биологическими (например, «биологические часы»), другие – ментальными или когнитивными. Термин В. п. используется также для отражения психологического возраста личности, ее самоощущения возраста.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ – интервал времени с момента воздействия какого-либо стимула (акустического, оптического, тактильного и т. д.) до начала ответной реакции организма. В. р. зависит от вида стимула, специфики задачи, типа ответа и различных характеристик психического состояния и личностных свойств испытуемого. При решении задач профессионального отбора В. р. выступает в качестве критерия, на основе которого можно делать вывод о пригодности человека к тем или иным видам деятельности.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (от лат. signum – знак и греч. systema – целое, соединение) – понятие, введенное И. П. Павловым для обозначения системы условно-рефлекторных связей, которые формируются при воздействии речевых сигналов. В отличие от обычной условно-рефлекторной деятельности, присущей животным и человеку (см. Первая сигнальная система), В. с. с. является специфически человеческой формой отражения действительности, по Павлову «сигналом первых сигналов» (т. е. непосредственных раздражителей – зрительных, слуховых, тактильных и т. д.). В. с. с. – основа обобщенно-абстрактного мышления. Обе сигнальные системы человека при всех своих качественных различиях функционируют в тесном взаимодействии и единстве.
ВУАЙЕРИЗМ – извращенная форма сексуального поведения, выражающаяся в стремлении индивида к разглядыванию обнаженных половых органов других людей, что вызывает у него сексуальное возбуждение. Синоним – скопофилия.
ВУДВОРТС (WOODWORTH) РОБЕРТ (1869–1962) – американский психолог. Будучи представителем функционализма в психологии, В. разработал в его рамках динамическую психологию – систему, рассматривавшую причинно-следственные связи мотивов и поведения. В. отклонил основную схему бихевиоризма «стимул – реакция» и предложил включить в нее промежуточное звено – организм и его установки. Действия человека по В. всегда адаптированы к объектам, от которых исходят стимулы. Подвергая критике бихевиористскую теорию проб и ошибок, В. рассматривает действия индивида с окружающими вещами как способ познания мира. Понимая психические явления и процессы в качестве неотъемлемой части поведения, В. выдвинул положение о том, что и сами эти процессы являются специфическими формами взаимодействия индивида с окружающим миром. Эти формы складываются и развиваются у живого существа в соответствии с законами научения и имеют внутреннюю, присущую им мотивацию – воспринимать и познавать окружающий мир («Динамическая психология», 1918).
ВУНД (WUNDT) ВИЛЬГЕЛЬМ (1832–1920) – немецкий психолог, философ и языковед. Основоположник экспериментальной психологии и лидер школы структурализма. Основал первую лабораторию экспериментальной психологии (Лейпциг, 1879), учредил первый журнал, предназначенный для публикаций по психологии (1883). Врач по образованию, В. первоначально занимался проблемами физиологии, особенно изучением сенсорных процессов. Этот интерес привел В. к плану разработки физиологической психологии, которую он рассматривал как «новую область познания», использующую метод лабораторного эксперимента для извлечения фактов сознания из данных «непосредственного опыта» («Основания физиологической психологии», 1873–1874). При этом термин «физиологический» В. использовал как синоним термина «экспериментальный». В. разделял идеи психофизического параллелизма (см.). Будучи сторонником экспериментального подхода к исследованию психики, В. занимался также вопросами психометрии. Полагая, что сознание играет активную роль в организации своей собственной структуры, В. главное внимание сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, назвав свою систему волюнтаризмом. Поскольку по В. психология – наука об опыте сознания, то метод психологии – наблюдение индивида за собственным сознанием, элементами сознательного опыта (интроспекция). При этом сознание действует творчески, составляя из отдельных элементов мышления целое – по В. теория апперцепции. В последний период своей жизни В. обратился к культурно-исторической психологии, к которой относил изучение различных стадий развития человеческих психических процессов, проявляющихся в объективных продуктах культуры – языке, искусстве, мифологии, законах, морали («Психология народов» в 10 т., 1900–1920). Полагая, что простейшие психические процессы – ощущение и восприятие – можно и необходимо изучать лабораторным образом, В. отвергал экспериментальный метод для изучения психических процессов высшего порядка, которые связаны с языком и другими аспектами культуры. К ним по В. можно применить только методы социологии, антропологии, социальной психологии. В. оставил после себя огромное творческое наследие, будучи автором многочисленных книг по физиологической, социальной и экспериментальной психологии, а также по философии (всего около 54 тысяч печатных страниц).