Полная версия
Краткий психологический словарь
АНКЕТА (от фр. enquéte – расследование) – опросный лист для получения каких-либо сведений от того, кто его заполняет. В социально-психологических и социологических исследованиях А. представляет собой перечень вопросов (обычно с возможными вариантами ответа), составленных в соответствии с исследовательской программой. При разработке анкеты необходимо учитывать специфические особенности заочной формы опроса. На первой странице А. указывается организация, проводящая этот опрос. Далее идет обращение к опрашиваемому (респонденту). При этом называются цели исследования, объясняется, почему желательно получить ответы от опрашиваемого (можно, например, подчеркнуть общественное значение изучаемой проблемы). Порой необходимо дать некоторое разъяснение того, как заполнять А. (здесь возможны примеры). Следует также обязательно заверить опрашиваемого в анонимности полученной от него информации. В конце А. всегда выражается благодарность опрашиваемому. При разработке А. исследователи чаще всего включают в нее закрытые вопросы. Открытые вопросы используются сравнительно редко. Еще на стадии построения вопросника необходимо учитывать требования, обусловленные использованием вычислительной техники с целью обработки полученных данных. Структура вопросов и технология обработки ответов тесно взаимосвязаны. Иногда, чтобы уменьшить утомление опрашиваемого в процессе заполнения А., в нее включают различные рисунки юмористического содержания, имеющие отношение к теме исследования.
АНКЕТИРОВАНИЕ – разновидность заочного опроса в социально-психологических и социологических исследованиях. Одним из первых использовал А. в психологическом исследовании английский психолог и антрополог Ф. Гальтон с целью изучения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами использования А. в психологии являлись также А. Бине во Франции и С. Холл в США (конец XIX – начало XX в.). К А. наиболее целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо: а) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории); б) выяснить мнения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам. Существует несколько способов проведения А.: 1) рассылка анкет по почте; 2) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах; 3) вручение анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства. (См. Выборка, Общественное мнение.)
АНОЗОГНОЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + nosos – болезнь + gnosis – знание) – отсутствие сознания своей болезни.
АНОМАЛИЯ (от греч. anomalia – отклонение) – зафиксированное отклонение от социальных или статистических норм, но без патологических характеристик. Синоним – девиация.
АНОМИЯ (от греч. a – отриц. частица + nomos – закон, букв. без закона) – 1) частичная или полная утрата способности вспоминать названия каких-либо объектов. Синоним – аномическая афазия; 2) термин А. введен в социологию Э. Дюркгеймом (1858–1917). Означает такое состояние общества, при котором разрушается его социальная структура, обнаруживаются нехватка социальных ценностей и распад норм культуры. Термин А. имеет дополнительное значение неразберихи, дезорганизации, отсутствия коллективной безопасности в таких, например, случаях, как война, землетрясение или иное стихийное бедствие. Порой термин А. используется для характеристики ситуации, когда большое количество людей, выросших в сельской местности, переезжает в крупные города, где первоначальные социальные ценности этих мигрантов препятствуют их успешной ассимиляции в городском обществе. А. выражается в отчужденности индивида от общества, апатии, девиантном поведении.
АНОРЕКСИЯ (от греч. a – отриц. частица + orexis – аппетит) – патологическая потеря аппетита. А. является общим симптомом ряда нервно-психических расстройств. Нервная А. – эмоциональное расстройство, характеризуемое сильным страхом располнеть и вследствие отсутствия аппетита резкой потерей веса, навязчивым беспокойством по поводу своего веса, расстройствами образа тела в такой степени, что пациент «чувствует себя толстым», несмотря на нормальный вес или даже тогда, когда он истощен. Поражает главным образом молодых женщин (редко после 30 лет). При этом используемая ими диета или полное прекращение приема пищи в некоторых случаях приводит к смерти.
АНОСМИЯ (от греч. а, an – отриц. частица + osme – обоняние) – снижение или потеря обоняния.
АНОХИН ПЕТР КУЗЬМИЧ (1898–1974) – советский физиолог, ученик и сотрудник И. П. Павлова. Развивая его учение, А. доказал, что рефлекс, который завершается ответным действием, представляет собой лишь элемент рефлекторной деятельности. Поведенческие акты людей и животных не заканчиваются тем или иным ответным действием, а непосредственно переходят в оценку мозгом тех результатов, которые были достигнуты при совершении данного действия. Таким образом, делается вывод о наличии единой циклической системы, которая характеризуется тем, что ни одно ответное действие организма не может быть осуществлено без немедленного отправления информации о результатах этого действия. А. ввел в научный оборот понятие обратной, или санкционирующей, афферентации как совокупности афферентных импульсов, поступающих в центральную нервную систему и информирующих ее об адекватности или, наоборот, неадекватности произведенного действия («афферентный синтез»). Можно отметить совпадение понятия обратной афферентации с одним из центральных понятий кибернетики – понятием обратной связи. А. принадлежит идея о наличии в мозге аппарата, функциями которого являются получение обратной афферентации, оценка ее сигнала и сопоставление с исходным намерением («акцептор действия»). На основе полученных данных А. выдвинул теорию функциональных систем.
АНТАБУС (ТЕТУРАМ) – лекарственное средство для лечения алкоголизма. Вызывает тошноту при последующем употреблении алкоголя.
АНТИДЕПРЕССАНТЫ (от лат. anti – против + depressio – понижение, углубление) – психотропные вещества, поднимающие настроение, снижающие напряжение и тревогу. Используются для лечения психических депрессий.
АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio – предвосхищение) – свойство высших животных и человека в той или иной форме предвосхищать события. В психологии понятие А. введено В. Вундтом (см.) и обозначает: 1) психическую готовность к восприятию того или иного стимула; 2) предвосхищающую реакцию на стимул, что проявляется, например, в определенной позе бегуна, ожидающего сигнала стартового пистолета. Подобное ожидание (или «опережающее отражение») обеспечивается механизмом акцептора результатов действия, описанным в 1955 г. П. К. Анохиным.
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos – человек + genesis – происхождение) – процесс происхождения и развития человека (Homo sapiens). Рассматривается на основе комплекса данных сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, физиологии, археологии и геологии. Выделяют следующие основные проблемы А.: а) положение человека в системе животного мира; б) прародина человека; в) время происхождения человека; г) факторы очеловечения. Учение об А. является одним из основных разделов антропологии. (См. также Развитие психики, Сознание.)
АНТРОПОИД (от греч. anthropoeides – человекообразный) – термин, обычно используемый по отношению к человекообразным обезьянам.
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos – человек + logos – слово, учение) – дословно – наука о человеке, «человекознание». Включает в себя изучение физических и расовых характеристик человека, его культуру. А. подразделяется на физическую А., рассматривающую анатомию и антропометрические характеристики различных расовых, географических и этнических групп, и культурную (культуральную) А., изучающую культуру и социальные структуры различных общностей и народностей.
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – см. Культурная (культуральная) антропология.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos – человек + morphe – форма, вид) – 1) приписывание человеческих свойств неодушевленным предметам, животным, растениям, явлениям природы; 2) представление богов в человеческом образе, свойственное многим религиям. А. является формой анимизма.
АПАТИЯ (от греч. apatheia – бесчувственность, бесстрастие) – безразличие и невосприимчивость к окружающему, резкое снижение активности, отсутствие эмоциональных реакций. А. может формироваться в результате расстройства психики. Так называемый апатио-абулический синдром (состояние полного безразличия и безволия) наблюдается при некоторых органических поражениях головного мозга.
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к, при + perсeptio – восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знания и общего психического состояния в момент восприятия. Термин А. введен немецким философом Г. Лейбницем (см.). В его понимании А. – это сознание (в широком смысле слова), а также проявление и выделение в душе человека элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. По мнению немецкого философа и педагога И. Ф. Гербарта (см.), А. – это фундаментальный процесс приобретения знания, в котором воспринимаемые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующим знанием. Он использовал термин «апперцептивная масса» для знания, которое уже приобретено. Положение о том, что усвоение учебного материала основано на признании взаимосвязей между новыми идеями и существующим знанием, является аксиоматическим почти для всей образовательной теории и практики. Немецкий психолог В. Вунд (см.) использовал термин А. подобным образом, имея в виду активный психический процесс отбора и структурирования «внутреннего» опыта, фиксируя внимание на сфере сознания. В современной психологии различают временную А. (обусловленную психическим состоянием человека в момент восприятия) и устойчивую А. (обусловленную устойчивыми характеристиками личности – мировоззрением, социальными ценностями, убеждениями и т. п.). В психофизиологическом плане А. является результатом системной деятельности коры головного мозга, проявляющейся под влиянием не только наличных раздражений, но и предшествующих воздействий на мозг, вследствие чего и возникает влияние этих прежних воздействий на новые раздражения, а также селективность (избирательность) восприятия.
АПРАКСИЯ (от греч. apraxia – бездействие) – частичная или полная потеря способности выполнять целенаправленные движения в результате повреждения в определенных участках коры головного мозга, чаще всего в лобных долях. Форма А. зависит от локализации поражения. В соответствии с классификацией А. Р. Лурия (см.) выделяются следующие четыре основные формы А.: 1) кинестетическая А. – распад нужного набора движений, особенно при отсутствии зрительной опоры, вследствие нарушения кинестетического (т. е. связанного с ощущением положения и движения своего тела) анализа и синтеза; 2) пространственная, или конструктивная, А. – нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта, т. е. затруднение движений, осуществляемых в разных пространственных плоскостях; у страдающих такой А. особенно выражено нарушение рисования – по памяти или копирование; 3) кинетическая, или динамическая, форма А. – затруднение в выполнении ряда последовательных движений, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций; 4) «лобная» регуляторная А. – нарушение подчинения движений заданной программе, расстройство речевой регуляции произвольных движений и действий, появление сложных персевераций и эхопраксии. Особой формой А. является апрактоагнозия – сочетание зрительных пространственных нарушений (см. Агнозия) и двигательных расстройств в виде пространственной формы А. Выделяют также оральную А. – нарушение кинестетической основы аппарата речи. Эта форма А. часто сочетается с афферентной моторной афазией.
АПРОЗЕКСИЯ (от греч. a – отриц. частица + prosexis – внимание) – неспособность к концентрации внимания, обусловленная сенсорными или психическими расстройствами.
АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. А. впервые отграничил психологию от других областей знания, что представлено в его трактате «О душе». Изложение психологических взглядов А. содержится также в его произведениях «Этика», «История животных», «Риторика», «Метафизика». А. полагал, что человек – это рациональное животное, обладающее врожденной способностью приобретения знания посредством чувственного восприятия, и что знание является результатом выводов из всеобщего и принципов, вытекающих из воспринимаемой действительности, а не «возвращением себе» врожденных идей, как полагал Платон (см.). А. обосновывал необходимость тщательного наблюдения и точной классификации явлений естественного мира. Вопрос о душе рассматривался А. как одна из центральных проблем философии. А. считал, что душа является формой живой материи. При этом душа как форма понималась им в качестве сущности всего живого – растений, животных, человека. Выполняя деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без него, точно так же как существование любого естественного организма невозможно без формы или души. Однако, устанавливая единство души и тела, А. рассматривает их как два самостоятельных начала. Такую точку зрения нельзя считать последовательно материалистической. Новизна во взглядах А. на строение души заключается в том, что в них: 1) нашел выражение целостный подход, при котором душа понималась как нечто единое и неделимое на части; 2) схема строения души по А. проникнута идеей развития.
АРИТМОМАНИЯ (от греч. a – отриц. частица + rhytmos – ритм + тата – безумие, восторженность, страсть) – навязчивое стремление к счету различных объектов, событий и т. п., произведению в уме счетных операций. Наблюдается при неврозах навязчивых состояний.
АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – ошибочная или неточная информация, получаемая в результате несоответствующих условий эксперимента, а также вследствие необъективности исследователя при обработке и анализе данных. Например, А. могут быть эффекты непроизвольного внушения испытуемым определенных ответных реакций, осуществляемого со стороны экспериментатора.
АРТИКУЛЯЦИЯ (от лат. articulo – расчленяю) – работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), совершаемая при произнесении звуков речи. Произвольные движения органов речи, необходимые для правильной А. какого-либо звука, устанавливаются членом той или иной языковой общности посредством обучения и постепенно становятся привычными, автоматическими. Преемственно усвоенный уклад органов речи для образования звуков, привычный для всех членов данной языковой общности, является соответствующей артикуляционной базой. Каждая языковая общность имеет свою артикуляционную базу, т. е. свою совокупность привычных навыков произношения.
АРХЕТИП (от греч. arche – начало + typos – образ) – в аналитической психологии К. Юнга термин, обозначающий врожденные (унаследованные) идеи и образы, которые являются компонентами коллективного бессознательного, предрасполагают индивида испытывать определенные отношения (чувства и мысли) относительно какого-либо объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец). А. по Юнгу лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии.
АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria – несоразмерность) – различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Нейропсихологические исследования показывают ведущую роль левого полушария в осуществлении речевых и других функций, связанных с речью, – чтение, письмо, счет, память, логическое мышление. Правое полушарие обеспечивает организацию тех высших психических функций, которые протекают в чувственном, наглядном плане, – оперирование образами, ориентация в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к тем или иным объектам и явлениям. Имеются данные о неравномерности правого и левого полушарий головного мозга в раннем онтогенезе. Эти данные свидетельствуют о наследственном и структурном характере асимметрии головного мозга человека, особенно проявляющемся в двигательных и речевых функциях. В соответствии с положениями Б. Г. Ананьева наибольшая выраженность функциональной А. головного мозга достигается к зрелому возрасту и затем, по мере старения, такая А. постепенно нивелируется. Данные множества исследователей показывают, что оба полушария функционируют во взаимосвязи при осуществлении всех психических функций. А. полушарий мозга характеризуется своеобразной динамикой: при поражении одного полушария возможны частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.
АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio – уподобление, слияние, усвоение) – в психологии: процесс интерпретации новой информации соответственно уже имеющейся у индивида в наличии. Закон А. – принцип, в соответствии с которым организм будет реагировать на новую ситуацию тем же самым образом, которым он реагировал на знакомую ситуацию. В теории Ж. Пиаже А. – применение ребенком своих когнитивных схем к какому-либо объекту, человеку или событию. Один из двух взаимодополняющих процессов, лежащих в основе когнитивного развития. (См. Аккомодация.)
АССОЦИАНИЗМ (от лат. associatio – соединение) – философско-психологическое направление, в соответствии с которым высшие психические процессы являются результатом комбинации (ассоциации) более простых психических элементов в форме идей, вытекающих из сенсорного опыта. А. не представляет собой одну научную школу, а скорее является общим принципом, который служит основой для ряда различных теорий. Корни А. можно найти в эпистемологии (теории познания) Аристотеля, отметившего в своем трактате о памяти три возможных типа связей между элементами, которые приводят к ассоциациям: сходство, контраст и смежность. Идеи А. доминировали в английской философии XVII и XVIII вв. (Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Гартли, Д. Юм). Именно в этот период английская философская мысль стала приобретать сильную эмпирическую ориентацию. Философы-эмпирики объясняли разум как продукт идей, которые, в свою очередь, являются продуктом сенсорного опыта. Эмпиризм противостоял доктрине врожденных идей, в соответствии с которой, по крайней мере, некоторые идеи были врожденными. Сторонники А. обратились к эмпиризму для того, чтобы объяснить взаимосвязанность идей. Высшего развития А. достиг в работах Д. Милля (1773–1836). Каждый из этих философов подчеркивал смежность и сходство как основные законы ассоциации, что соответствовало позиции Аристотеля, хотя они давали различную интерпретацию этим законам. А. в экспериментальной психологии ведет свое начало от исследований памяти, предпринятых немецким психологом Г. Эббингаузом (см.). Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением И. П. Павлова (см.) об условных рефлексах и американским бихевиоризмом, у истоков которого стояли Э. Торндайк (см.) и Д. Уотсон (см.). Этот подход отличался от ранних философских построений А. следующим образом. Во-первых, примитивные элементы, которые оказались связанными, были теперь не «ощущениями» или «идеями», а операционально определенными стимулами и реакциями. Во-вторых, если раньше философы преимущественно фокусировали свое внимание на рациональном анализе уже сложившихся ассоциаций, теперь исследователи сосредоточились на том, как именно ассоциации формируются. Так, научение стало одной из самых интенсивно исследуемых сфер психологии. В-третьих, если ранее психологи широко оперировали данными интроспекции, то теперь они обратились к объективно измеряемым поведенческим реакциям. Хотя в современной психологии такое научное направление, как А., отсутствует, его влияние проявляется в различных теориях научения и когнитивных исследованиях.
АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – см. Ассоцианизм.
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ИЛИ ТЕСТ – экспериментальная процедура, предназначенная для оценки реакции индивида на стимулы различного рода. Это проективный тест, предложенный швейцарским психологом К. Юнгом в 1919 г. с целью выявления скрытых аффективных комплексов. В тестах свободных ассоциаций испытуемого инструктируют, как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. В контролируемых ассоциативных тестах испытуемый должен отвечать в соответствии с заранее определенной категорией слова, такой как синоним, антоним и т. д. А. э. используется как для исследовательских, так и для психодиагностических целей.
АССОЦИАЦИЯ – функциональная связь или соединение двух психологических феноменов (ощущений, восприятий, двигательных актов, идей и т. п.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или других. Различают А. по смежности (в пространстве или во времени), сходству и контрасту. Термин А. ввел Д. Локк (в 1698 г.), хотя само явление связи психических процессов отмечали еще Платон (см.) и Аристотель (см.). В дальнейшем научное рассмотрение проблем А. вылилось в такое философско-психологическое направление, как ассоцианизм. Психофизиологической основой А. является условный рефлекс.
АССОЦИАЦИЯ (в социальной психологии) – любая группа, члены которой имеют общие цели или интересы. Например, политические партии, профессиональные союзы, добровольные спортивные общества.
АСТАЗИЯ (от греч. a – отриц. частица + stasis – стояние) – потеря способности сидеть, держась прямо, или стоять вследствие нарушения моторной координации. Наблюдается при заболеваниях нервной системы. Связана с истерическими реакциями. А. и абазия часто наблюдаются вместе.
АСТЕНИК (от греч. asthenes – слабый) – общий термин, применяемый к человеку, которому свойственны хроническое истощение, низкий энергетический уровень, быстрая утомляемость. В соответствии с конституциональной типологией немецкого психиатра Э. Кречмера (см.) человек, который имеет стройное телосложение, узкие плечи, слабую мускулатуру, вытянутое лицо, соответствует типу А. По Кречмеру астеническому телосложению присущ шизотимный (шизоидный) тип темперамента, для которого характеры замкнутость, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между сенситивностью и бесчувственностью, предрасположенность к шизофрении.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – окрашенные негативными переживаниями эмоции безнадежности, печали, отчаяния и т. п. Противоположностью А. э. являются стенические эмоции.
АСТЕНИЯ (от греч. astheneia – бессилие, слабость) – различные виды функциональной недостаточности и общей нервно-психической слабости индивида. А. проявляется в повышенной утомляемости, истощаемости, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т. п. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерном физическом или умственном напряжении, неправильном режиме труда, отдыха и питания, в случаях продолжительных негативных переживаний. Особый вид представляет А., обусловленная анатомическим строением и физиологическими особенностями данного организма.
АСТЕРООГНОЗ (от греч. a – отриц. частица + stereos – твердый + gnosis – знание) – частичное или полное нарушение способности узнавать даже знакомые предметы на ощупь. А. возникает при поражении теменной области мозга. А. является одной из форм агнозии.
АСТИГМАТИЗМ (от греч. a – отриц. частица + stigmе – точка) – дефект зрения (преломляющей способности глаза), который состоит в том, что лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке на сетчатке глаза и, как следствие, изображение получается расплывчатым. А. чаще всего бывает врожденным, но может быть и приобретенным. А. можно корректировать посредством использования цилиндрических линз. В некоторых случаях применяется хирургическое лечение.