bannerbanner
Краткий психологический словарь
Краткий психологический словарь

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 12


ГРУППА МАЛАЯ – совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности.



ГРУППА МАРГИНАЛЬНАЯ (от лат. margo – граница, край) – группа, находящаяся на «обочине» культуры какого-либо общества, которая лишь частично ассимилировалась с формами доминантной культуры.



ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (неофициальная) – общность, возникающая стихийно на основе индивидуальных симпатий, сходства интересов, личностных характеристик или каких-либо прагматических соображений. Г. н. нередко возникает в пределах каких-либо формальных (официальных) групп и организаций, но может быть никак не связана с их целями. Структура Г. н. возникает и развивается спонтанно, по мере того как ее члены взаимодействуют друг с другом; она отличается сравнительной гибкостью.



ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ – контактная группа, для членов которой характерны тесные интимные взаимоотношения, общие ценности и стандарты поведения. Термин Г. п. ввел в 1909 г. в научный оборот американский социолог Ч. Кули. Примеры Г. п. – семья, круг близких друзей. Принадлежность к той или иной Г. п. сама по себе является ценностью для ее членов и обычно не преследует никаких других целей.



ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ (от англ. reference – ссылка) – группа, в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится. Термин Г. р. ввел в научный оборот американский психолог Г. Хаймен, который проводил различие между группой членства (т. е. той, к которой индивид принадлежит в действительности) и Г. р., используемой как некоторая основа для сравнения. При этом Г. р. может быть или не быть группой членства. Г. р. порой бывает даже воображаемой (например, романтически настроенный подросток может пытаться вести себя в соответствии с кодексом мушкетеров Дюма или других литературных героев). Выделяют несколько типов Г. р. Нормативные Г. р. – такие, ценности и нормы которых индивид одобряет, хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Сравнительные Г. р. – такие, которые индивид использует лишь как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Негативные Г. р. – такие, по отношению к которым индивид находится в оппозиции, поскольку они символизируют что-либо неприемлемое для данного индивида. У каждого индивида обычно имеется несколько Г. р. Синоним – эталонная группа.



ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность индивидов, объединенных на той или иной основе, имеющих чувство общности и более или менее постоянно взаимодействующих друг с другом определенным образом. Последний критерий особенно важен, поскольку он позволяет отличать Г. с. (в строгом смысле) от понятия социальной категории (применительно к какой-либо совокупности людей). Термин Г. с. очень широко используется в социальной психологии и социологии и часто применяется для обозначения совокупности людей, не имеющих чувства общности (например, социальный класс или слой) и не взаимодействующих систематическим образом друг с другом (например, этнические группы). Использование термина Г. с. в строгом смысле всегда подразумевает наличие той или иной основы для взаимодействия ее членов. Американский социолог Н. Смелзер (1988) выделяет следующие функции Г. с.: 1) социализации; 2) инструментальную (т. е. для осуществления какой-либо совместной деятельности; 3) экспрессивную (для удовлетворения потребностей людей в общении, одобрении, доверии, уважении и т. п.); 4) поддерживающую (в психологическом смысле). В соответствии с классификацией, предложенной Г. М. Андреевой, выделяют Г. с. условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые. Большие Г. с., в свою очередь, подразделяются на стихийные и устойчивые, а малые – на становящиеся (развивающиеся) и развитые (коллективы). Условная Г. с. – совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, уровню образования, характеру деятельности и т. д.). Точнее, это социальная категория, или номинальная Г. с. Реальная Г. с. – общность людей, существующая в определенном общем для них пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т. д.). Лабораторная Г. с., будучи реальной, со всеми чертами подобной общности, в то же время является группой искусственной, поскольку она всегда создается в соответствии с замыслом исследователя, предусматривающего ее состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик. Естественные Г. с. подразделяются на большие и малые.



ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ (официальная) – совокупность лиц, связанных между собой официальными организационными отношениями с целью осуществления какой-либо совместной деятельности. Г. ф. является ячейкой той или иной официальной организации, т. е. имеющей юридически фиксированный статус. Структура Г. ф. обусловлена официальным разделением труда в данной организации, официальными правами и обязанностями ее членов.



ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ – группа испытуемых, которая подвергается воздействию независимой или экспериментальной переменной в условиях эксперимента. Г. э. составляется таким образом, чтобы во всех отношениях соответствовать контрольной группе. (См. Нулевая гипотеза.)



ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (от греч. dynamis – сила) – 1) в самом общем смысле это совокупность взаимодействий в какой-либо группе; 2) направление, изучающее причинно-следственные взаимоотношения в группе. Впервые термин Г. д. предложен К. Левином в 1936 г. В соответствии с его пониманием Г. д. – это исследование динамических, внутригрупповых процессов, таких как власть, перемена власти, лидерство, сплоченность, принятие решений, конфликт, формирование подгрупп, отношение группы к другим группам и т. д. Отметим, что некоторые исследователи ограничивают использование термина Г. д. только малыми группами. Это обосновывается тем, что указанные динамические компоненты проявляются в полной мере лишь в такой группе, которая достаточно мала для того, чтобы все ее члены были включены в значимые взаимодействия.



ГРУППОВАЯ НОРМА – см. Норма социальная.



ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. polarisatia – сдвиг к краю) – тенденция, проявляемая индивидами при групповом принятии решений подчеркивать собственную первоначальную точку зрения, вследствие чего группа как целое занимает более полярную позицию по сравнению с теми позициями, которых первоначально придерживались ее члены. Например, если группа умеренно либеральных политиков принимает совместное решение, то оно окажется более либеральным. И наоборот, если совместное решение принимается группой умеренно консервативных политиков, то это решение будет более консервативным. Частным случаем Г. п. является сдвиг к риску (см.).



ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – общий термин, используемый для обозначения любого психотерапевтического процесса, в котором группа индивидов встречается с терапевтом, действующим как лидер дискуссии. Предполагается, что само по себе взаимодействие между членами группы является терапевтическим и во многих случаях более эффективным, чем использование традиционной диады «клиент – терапевт». Это объясняется тем, что знание о проблемах других людей и о том, как они разрешают их, оказывает терапевтическое воздействие на индивида. В психодраме – одной из форм Г. п., введенной Д. Морено в 1930-е гг., – пациенты с помощью друг друга, исполняя роли на сцене, в присутствии терапевта избавляются от своих трудностей. Начиная с 1940-х гг. К. Роджерс стал развивать метод Г. п. в форме так называемых групп встреч, с целью предложить опыт развития людям, которые считаются «нормальными». Практика Г. п. включает в себя много различных подходов.



ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ – тенденция группы к сохранению своего существования посредством объединения своих членов. Степень сплоченности группы обычно отражается в сопротивлении попыткам внешних сил внести в нее раскол. Главным фактором, вызывающим Г. с., является наличие межличностной аттракции (см.) среди членов группы. При этом Г. с. может быть следствием как дружеских отношений членов группы, так и необходимостью решения какой-либо общей групповой задачи. Высокий уровень Г. с. обычно приводит к повышению эффективности функционирования группы. Однако порой следствием высокого уровня Г. с. является так называемое группомыслие (см.), негативно влияющее на эффективность групповых решений. (См. Групповая поляризация, Групповое принятие решений.)



ГРУППОВАЯ СТРУКТУРА – взаимосвязь между членами группы, между подгруппами в пределах основной группы, между лидером (лидерами) и членами группы, степень постоянства этих характеристик группы. Термин Г. с. сейчас считается достаточно эклектичным для строгого научного использования.



ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – группа может принимать решения, выступая как целое, т. е. на основе консенсуса, или же посредством индивидуальных действий каждого члена группы – в этом случае решение обычно представляет собой мнение большинства. Сравнение групповой и индивидуальной продуктивности при принятии решений показывает, что группы принимают лучшие, более точные решения, чем отдельные индивиды, если речь идет о структурированных задачах, но тратят больше времени, чтобы прийти к этим решениям. При решении неструктурированных задач, требующих креативности, индивиды демонстрируют более высокую продуктивность, чем группы. Это объясняется тем, что Г. п. р. свойственны такие явления, как группомыслие и групповая поляризация.



ГРУППОМЫСЛИЕ (от англ. groupthink) – способ мышления, при котором сохранение единства и солидарности группы считается более важным, чем реалистичный взгляд на проблему. Термин Г. ввел в научный оборот американский психолог И. Джанис (1971), утверждающий, что подобный эффект может быть вызван крайними формами групповой поляризации.



ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – научное направление в современной американской психологии, ведущее начало в значительной мере от работ А. Маслоу (см.), который представил его как «третью силу» после психоанализа и бихевиоризма. Он считал, что психология слишком сосредоточена либо на том, что связано с неврозами и прочими расстройствами (психоанализ), либо на том, что объясняется на механистической основе (бихевиоризм). В соответствии с положениями Г. п. поведение не направляется в значительной степени ни бессознательными побуждениями и мотивами, ни внешними стимулами и вознаграждениями. Вместо этого сторонники Г. п. сосредоточиваются на феноменологической перспективе, обращая свой взор на субъективный опыт индивида. Отсюда выводится, что люди обладают свободой воли, свободны в своих действиях, сознательны и креативны, а также имеют присущую им от природы тенденцию к реализации своего потенциала. Маслоу назвал такую реализацию самоактуализацией. При этом самоактуализация рассматривается как процесс, осуществляющийся в течение всей жизни, а не как цель, которую человек когда-либо достигает. Гуманистический взгляд в понимании Маслоу должен развернуть науку в сторону более высоких человеческих мотивов, саморазвития, знания, понимания и эстетики. К числу главных теоретиков Г. п. относятся также К. Роджерс, Э. Фромм и Р. Май. Одним из ответвлений Г. п. является экзистенциальная психология (см.).



Д




ДАКТИЛОЛОГИЯ (от греч. daktylos – палец + logos – слово, учение) – ручная азбука, служащая для замены устной речи при глухонемоте. Буквам алфавита соответствуют особые положения пальцев. С помощью Д. можно объясняться лишь с грамотными глухонемыми, так как при дактилологической речи придерживаются точного правописания слова.



ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) – недостаток зрения, не позволяющий видеть ясно на близком расстоянии. Причиной Д. является форма хрусталика, вследствие чего входящие в глаза параллельные лучи от предмета собираются позади сетчатки, а не прямо на ней.



ДАЛЬТОНИЗМ – один из видов частичной цветовой слепоты, заключающийся в неспособности различать ощущения некоторых цветов (большей частью красный и зеленый). В подавляющем большинстве случаев Д. является врожденным дефектом. Значительно чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Впервые описан в 1794 г. английским химиком и физиком Д. Дальтоном, который сам страдал Д.



ДАРВИН (DARWIN) ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ (1809–1882) – английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции – дарвинизма. Основной идеей этой теории является принцип естественного отбора – «переживание наиболее приспособленных организмов» и устранение организмов, не приспособленных к определенным условиям существования. Благодаря непрерывному действию естественного отбора и наследственной изменчивости организмы в процессе эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, а это ведет в конечном итоге к образованию новых видов. Установив изменяемость видов и преемственность между ними в процессе развития, Д. объяснил и естественные причины целесообразности, проявляющейся в строении организмов, в их приспособляемости к условиям жизни. Теория эволюции Д. оказала большое влияние на развитие психологии, которая стала черпать многие идеи из сферы эволюционной биологии. Распространение дарвинизма послужило толчком к внедрению объективного, генетического и статистического методов, а также к возникновению категории поведения. Д. посвятил также ряд работ проблемам психологии – анализу инстинкта, психическому развитию ребенка, выразительным движениям при эмоциях.



ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – см. Кинестезические (кинестетические) ощущения.



ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ – рефлекторные двигательные акты, осуществляемые бессознательно, на автоматической основе. Как было установлено И. М. Сеченовым, Д. н. регулируются проприоцептивными ощущениями, которые отражают особенности самих выполняемых движений, а также экстероцептивными, показывающими те изменения в окружающей среде, которые вызываются данными движениями. На основе Д. н. в результате накопления ребенком соответствующего опыта у него формируются движения произвольные. Д. н. могут иметь адаптивный характер (например, мигание, отдергивание руки от болевого раздражителя) и неадаптивный (например, хаотичные движения при психозах, гиперкинез при нарушениях центральной нервной системы). (См. Мышечное чувство, Проприо(ре)цепторы, Проприорецепция.)



ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ – двигательные акты, сознательно регулируемые индивидом в соответствии с его потребностями в достижении той или иной цели. Д. п. могут быть направлены на манипуляции какими-либо предметами; это также движения, обеспечивающие сохранение позы тела, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относятся выразительные движения – мимика, пантомимика, речевые движения. По данным П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, Э. А. Асратяна, работа мышц регулируется не только непосредственной задачей Д. п., но также и условиями, в которых это движение осуществляется. Само же выполнение Д. п. непрерывно корректируется посредством сопоставления его результатов с целями индивида. Решающую роль в формировании и осуществлении Д. п. играют ориентировочная деятельность и образ – представление того, что и как должно быть сделано (исследования А. В. Запорожца).



ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ ТЕОРИЯ – положение когнитивной психологии, выдвинутое А. Паивио, о том, что человеческая память состоит из двух независимых, но прочно взаимосвязанных кодирующих систем. Одна из них основана на переработке образной информации, другая – на переработке вербальной информации. Противоречивые, но в известной степени подтверждающие эту теорию данные представлены клиническими случаями оптико-мнестической афазии. При этом больные не в состоянии назвать предметы, представленные им зрительно, но могут их называть при взаимодействиях с этими предметами.



ДЕБИЛЬНОСТЬ (от лат. debilis – слабый) – сравнительно легкая степень умственной отсталости – олигофрении. При Д. индивид может овладеть элементарными навыками чтения, письма и счета, однако вследствие недостаточности абстрактного мышления он не может усвоить программу средней школы. Взрослые индивиды, страдающие Д., по своему умственному развитию соответствуют нормальным детям примерно восьми лет и могут освоить несложные ремесла.



ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviatio – отклонение) – см. Отклоняющееся поведение.



ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Д. является одним из основных средств доказательства. Дедуктивный вывод сам по себе вытекает из абстрактного процесса и не требует никакой верификации, кроме логической последовательности. Если исходные посылки Д. истинны, то истинны и ее следствия. Д. противоположна индукции. Обе формы аргументации в их тесной связи используются в психологии, особенно при формировании различных концепций и решений научных проблем. Методы Д. могут выступать также в качестве предмета психологического исследования (например, изучения формирования, протекания и условий дедуктивных процессов в мышлении индивида). (См. Рационализм, Силлогизм.)



ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА (ДНК) – молекулярное природное соединение, содержащееся в ядрах клеток живых организмов. ДНК переносит всю кодированную генетическую информацию на хромосомах, обеспечивая передачу по наследству индивидуальных признаков и свойств организмов.



ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – утрата осознания собственной индивидуальности. Может происходить в толпе, когда изолированность каждого индивида утрачена в движениях и колебаниях толпы и индивидуальный выбор в определенном смысле подчинен действиям толпы. Д. в толпе сопровождается сознанием анонимности и может быть причиной такого поведения какого-либо индивида, которое является для него нетипичным (например, агрессивным). (См. Ответственности диффузия.)



ДЕЙСТВИЕ (в психологии) – единица деятельности, ее относительно законченный элемент. Д. всегда осознано и направлено на достижение какой-либо конкретной, не разлагаемой на более простые цели. Д. в целом состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля за ним (П. Я. Гальперин). Различают Д. физические (внешние, моторные) и умственные (внутренние, психические). Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. показали, что умственные Д. формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переходят во внутренний план (см. Интериоризация). С другой стороны, прежде чем приступить к какой-либо внешней деятельности для достижения своей цели, человек планирует соответствующие Д., оперируя образами и речевыми символами. Так, внешняя деятельность (и соответственно Д.) направляется и контролируется умственной деятельностью (см. Экстериоризация). Человек соотносит производимое им Д. с запланированным, существующим в виде образов и мыслей и на основе такого сравнения регулирует свои движения и Д. (см. Акцептор действия). По степени осознанности целей Д. делятся на волевые и импульсивные. В основе волевых Д. находятся продуманные цели с учетом возможных последствий их достижения. Импульсивные Д. характеризуются неосознанностью целей и возможных последствий. Д. человека в процессе упражнения может становиться автоматизированным навыком.



ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (в социологии) – единица индивидуальной социальной активности, которая является осознанной и целенаправленной. Социологи различают понятия Д. и «поведение», имея в виду следующее. Поведение – это реакция организма на внутренние или внешние раздражители, и оно может быть как инстинктивным, неосознанным, так и преднамеренным, осознанным. К Д. с. можно отнести только некоторые виды поведенческих актов, а именно те, которые являются преднамеренными, осмысленными комплексами поступков, предпринятых для достижения определенной цели. Рассматривая Д. с. как систему, американский социолог Т. Парсонс в 1937 г. выделил следующие ее компоненты: 1) действующее лицо; 2) результат или будущее состояние дел, на которые направлено Д.; 3) ситуация, которая включает в себя условия и средства Д.; 4) совокупность норм, посредством которых направляются Д. и выбираются их средства. В современной западной социологии имеется ряд теорий, которые рассматривают Д. с. в качестве главного или даже единственного объекта социологии. При таком подходе основным признаком социальности считается наличие субъективного смысла Д. для самого действующего лица. Таким образом, здесь социология уже не рассматривается как наука, имеющая дело целиком с внешними, независимыми объектами. Следствием такого подхода является психологизация социального знания.



ДЕЙТЕРАНОПИЯ (от греч. deuteros – второй + an – отрицательная частица + ops – глаз) – форма частичной цветовой слепоты, обычно врожденной, характеризующаяся пониженной чувствительностью к зеленому. Предполагается, что причиной Д. является недостаток пигмента, абсорбирующего зеленый цвет. (См. Ахроматизм.)



ДЕКАРТ (DESCARTES) РЕНЕ (1596–1650) – французский философ и естествоиспытатель. Основоположник концепции рефлекторной природы поведения, хотя сам термин «рефлекс» у Д. отсутствует. Дал первое описание схемы безусловного рефлекса и таким образом сформулировал принцип детерминизма, который был распространен как на сферу органических процессов, так и на психику. Ведущим принципом в объяснении поведения животных Д. считал его машинообразный характер. Этот принцип Д. распространял и на действия человеческого тела, считая, что все телесные отправления, а также ряд психофизиологических функций осуществляются таким же образом, как в работающем механизме (например, в часах). Такой подход позволяет оценивать Д. как основоположника психофизиологии. К психическому Д. относит только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей субстанцией. Отсюда следовало, что явления сознания доступны только самому субъекту и единственным методом их обнаружения может быть интроспекция. Так, признание Д. наличия двух различных независимых субстанций (тела и души) привело к различию методов их познания: эксперимент – для анализа механики тела, интроспекция – для познания души. Наряду с этим Д. высказал мысль о психофизическом взаимодействии (телесное и душевное, сосуществуя в человеке независимо друг от друга, могут вступать во взаимодействие). Подобное взаимодействие осуществляется в так называемой шишковидной железе (эпифизе) – органе местопребывания мыслящей субстанции, находящейся в центре мозга. Рассматривая различные стороны поведения человека, Д. особое внимание уделял «страстям души», к изучению которых он подходил также на механистической основе. Главное действие страстей по Д. – располагать душу к желанию тех вещей, к которым подготовлено тело. Наиболее полно взгляды Д. представлены в его работах «Страсти души» (1649) и «Человек» (1662). (См. Рационализм.)



ДЕКОДИРОВАНИЕ – в теории информации это процесс, посредством которого получатель какого-либо сигнала расшифровывает его в соответствующее сообщение. Так, по аналогии, стимулы могут рассматриваться как сигналы, которые кодируются рецепторами в нервные импульсы, а последние, в свою очередь, декодируются мозгом. (См. Код, Кодирование.)



ДЕЛИНКВЕНТ (от лат. delinquens – совершающий проступок) – самым общим образом этот термин приложим к любому индивиду, совершившему преступление или осуществившему социально не одобряемые действия. Однако термин Д. в современной социологии используется обычно по отношению к молодым людям, проявляющим антисоциальное поведение.



ДЕЛИРИЙ (от лат. delirium – безумие) – один из видов расстройства сознания, сопровождаемый бредом, галлюцинациями (преимущественно зрительными), двигательным возбуждением. Д. может быть вызван инфекционным заболеванием, наркотиками, шоком. После Д. может отмечаться частичная амнезия. Д. классифицируется в психиатрии как органический психический синдром.



ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia – безумие) – слабоумие, приобретенное в результате органического или функционального поражения. Д. характеризуется потерей интеллектуальных способностей в такой степени, что индивид не в состоянии выполнять обычные социальные и профессиональные функции. При этом утрачиваются память, способность к логическим рассуждениям и другие высшие психические процессы. В зависимости от типа повреждающих и дегенерирующих факторов различают Д. посттравматическую, сенильную (старческую), эпилептическую, алкогольную (на последней стадии хронического алкоголизма) и др.

На страницу:
10 из 12