bannerbanner
Авторские права на мультимедийный продукт. Монография
Авторские права на мультимедийный продукт. Монография

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

<< 126 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч.

<< 127 >>

Там же.

<< 128 >>

Компьютер «осознается как средство моделирования и демонстрации. нового произведения искусства». См.: Там же.

<< 129 >>

Там же. В настоящее время развивается так называемое компьютерное искусство. О видах компьютерного искусства см. подробнее: Браун Р. Д. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. М., 1998. 447 с.; Иванов В. Н., Батраков А. С. Трехмерная компьютерная графика. М., 1995. 223 с.; Кирсанов Д. Веб-дизайн. СПб., 1999. 358 с.; Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в РС. СПб., 1998. 240 с.

<< 130 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 26.

<< 131 >>

Сетевое искусство (NetArt) – «искусство, которое использует Интернет для реализации индивидуального творческого потенциала и продуктивного коллективного сотворчества, как первичную среду. К его видам относятся артистические web-сайты, создание виртуальных персонажей в сети и др.». Там же. С. 41.

<< 132 >>

Там же. С. 29.

<< 133 >>

Там же.

<< 134 >>

Арт-галерея – это интернет-сайт, представляющий оцифрованные изображения произведений, созданных как традиционным способом (не виртуальным), так и виртуальные экспозиции. Такие галереи могут быть посвящены творчеству одного автора или представлять произведения разных художников. См.: Югай И. И. Указ. соч. С. 207–208.

<< 135 >>

См., напр.: Виртуальный музей Константина Васильева. URL: http://www.vasilyev-museum.rn (дата обращения: 17.09.2012).

<< 136 >>

Реализация проекта «Русский музей: виртуальный филиал» начиналась совместно с комплексной программой сотрудничества музея с музеями российских городов. В настоящее время этот проект имеет 87 виртуальных филиалов, которые работают в музеях, университетах и учреждениях дополнительного образования и культуры в России и за рубежом. См. подробнее об этом: сайт Государственного Русского музея. URL: http://www.rusmuseum.ru/museum (дата обращения: 17.09.2012).

<< 137 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 31. Следует отметить, что в настоящее время практически все фундаментальные библиотеки в нашей стране имеют виртуальные читальные залы. См., напр.: сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина в разделе «Виртуальные выставки и экскурсии». URL: http://www.prlib.ru/Pages/virtuale.aspx (дата обращения: 17.09.2012).

<< 138 >>

Виртуальная художественная культура определяется как совокупность жанров и комплекс технологических и художественных средств, обеспечивающих погружение зрителя с помощью интерактивности и моделирующих механизмов в концептуально новое пространство произведения, созданного и существующего на основе компьютерной виртуальной реальности. См.: Там же. С. 166.

<< 139 >>

Югай И. И. Указ. соч. С. 4, 22.

<< 140 >>

Там же. С. 59–60. Например, пространство активно используется в играх для создания особых игровых ситуаций, формирования необычных впечатлений. Так, в игре может быть предложено путешествие по затонувшему дворцу, затерянному миру или по историческим местам (игры «Warside», «Tomb Raider», «Prince of Persia» и другие).

<< 141 >>

См., напр.: сайт игры «World of Warcraft». URL: http://eu.battle.net.wow.ru.game (дата обращения: 17.09.2012).

<< 142 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 8.

<< 143 >>

Слепым мужчинам предложили дотронуться до животного и рассказать, каким им представляется слон. Так, первый из них, дотронувшись до хобота, сказал, что слон похож на канат; второй коснулся ноги и утверждал, что он как ствол дерева; третий, прикоснувшись к уху, посчитал, что слон похож на пальмовый лист; четвертый, дотронувшись до бока слона, полагал, что он как стена, и, наконец, последний коснулся хвоста и сказал, что слон похож на змею. Они верно описали свои чувства, но были не правы по существу. Автор подчеркивает, что в настоящее время сущность мультимедиа понимается так же, как и в примере со слоном: каждый рассматривает это понятие применительно к своей ситуации. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 1.

<< 144 >>

Бабарыкин П. В. Совершенствование правового регулирования сложных объектов в сети Интернет. С. 83–84. URL: http: // www.nlr.ru/news (дата обращения: 17.09.2012).

<< 145 >>

Бабарыкин П. В. Указ. соч. С. 84.

<< 146 >>

Это положение нашло отражение и в других зарубежных законах. См.: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (вместе с Дополнительным разделом). Бюллетень международных договоров. 2003. № 9 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 147 >>

См., напр.: Толстой В. С. Гражданское информационное право. М., 2009. СПС «КонсультантПлюс»; Каминская Е. И. Охрана авторским правом части произведения // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 47, 48, 54.

<< 148 >>

Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / под ред. А. Л. Маковского (далее – комментарий под ред. А. Л. Маковского). М., 2008. С. 396 (автор комментария Е. А. Павлова).

<< 149 >>

В связи с этим П. В. Степанов отмечает, что все объекты авторского права «можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия. Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована. Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК)». См.: Комментарий под ред. Л. А. Трахтенгерц. С. 153 (автор комментария П. В. Степанов).

<< 150 >>

По словам Е. А. Павловой, «программы для ЭВМ – это результаты интеллектуальной деятельности, обладающие существенной спецификой. Подобное уточнение не противоречит ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 1 °Cоглашения ТРИПС, которые также содержат лишь указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции». Комментарий под ред. А. Л. Маковского. С. 396.

<< 151 >>

Э. П. Гаврилов пишет, что с экономической точки зрения среди объектов авторского права выделяются три «гиганта» – аудиовизуальные произведения, песни и программы для ЭВМ. Несмотря на то что программы для ЭВМ охраняются так же, как произведения литературы, «фактически имеются большие отличия в охране: факультативная государственная регистрация (ст. 1262 ГК РФ); отсутствие права на отзыв (ст. 1269) и права на прокат (п. 4 ст. 1270); особенности использования в личных целях (ст. 1273) и свободного воспроизведения (ст. 1280); особая форма лицензионного договора (ст. 1286); особое урегулирование, касающееся некоторых договоров (ст. 1296, 1297 ГК РФ). См.: Гаврилов Э. П., Еременко В. И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – комментарий под ред. Э. П. Гаврилова, В. И. Еременко). М., 2009. С. 197.

<< 152 >>

Там же.

<< 153 >>

См.: Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 55.

<< 154 >>

В своей монографии автор использует термин «мультимедийный продукт». См. подробнее об этом: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 6–9.

<< 155 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 5, 12, 55 и далее.

<< 156 >>

Добрякова Н. И. О некоторых вопросах договорного регулирования создания учебных произведений, предусмотренных частью четвертой Гражданского кодекса РФ // Правовые вопросы связи. 2008. № 1. С. 18–19.

<< 157 >>

Авалян Р. М., Подольный А. В. Договоры об интеллектуальной собственности (с учетом всех изменений 2008 года). М., 2008. СПС «КонсультантПлюс».

<< 158 >>

Подобной точки зрения придерживается И. Стаматуди, указывая на то, что термины «произведения» и «продукт» в данном случае являются взаимозаменяемыми. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 6.

<< 159 >>

Подшибихин Л., Леонтьев К. Указ. соч. С. 20.

<< 160 >>

Там же.

<< 161 >>

Там же. С. 33.

<< 162 >>

См.: Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. 2008. С. 549.

<< 163 >>

См.: Адамчик В. В. Словарь иностранных слов. Минск, 2008. С. 603.

<< 164 >>

См.: Бабенко В. С. Виртуальная реальность: Толковый словарь терминов. СПб., 2006. С. 56.

<< 165 >>

См.: Вернер И. Все о мультимедиа. Киев, 1996. С. 5.

<< 166 >>

Там же. С. 7.

<< 167 >>

См.: Там же.

<< 168 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 9—10. Об определении понятия мультимедиа см. подробнее: Семенова Н. Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: автореф. дис… д-ра пед. наук. Астрахань, 2007. С. 3; Хлызова Н. Ю. Мультимедиа и его возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / ред. Т. А. Стефановская. Иркутск, 2008. С. 275–286.

<< 169 >>

См.: Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 26.

<< 170 >>

Там же. С. 138.

<< 171 >>

Постановление Правительства РФ «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» от 17.05.1996 № 614 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 172 >>

См.: Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Сайт проекта «Информатизация системы образования» в разделе «Основы мультимедиа». URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult1.html (дата обращения: 17.09.2012).

<< 173 >>

Подшибихин Л., Леонтьев К. Указ. соч. С. 33.

<< 174 >>

См.: Там же.

<< 175 >>

Басманова Е. С. Интернет-сайт как объект имущественных прав: дис… канд. юрид. наук. М., 2010. С. 98.

<< 176 >>

Годра Ф. Указ. соч. С. 64.

<< 177 >>

См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 20, 211.

<< 178 >>

См.: Ibid. P. 21.

<< 179 >>

См.: Green Paper Copyright and Related Rights in the Information Society COM (95) 382 final, Brussels, July 1995. URL: http://europa.eu/documentation/official-docs/green-papers/index_en.htm (дата обращения: 17.09.2012). Впоследствии подобные позиции были отражены в юридической литературе. См., напр.: Hugenholtz P. Bernt. Copyright and Multimedia. Licensing in the digital era. Congreso Europeo Derecho Audiovisual Seville, October 1996.

<< 180 >>

См.: Lehman B., Brown R. Intellectual Property and the National Information Infrastructure: The Report of the Working Group on Intellectual Property Rights United States. U.S. Patent and Trademark Office, Washington D.C., September 1995. Сайт: Бюро регистрации авторских прав в США, в разделе «документы». URL: http://www.uspto.gov/web/offices/com/doc (дата обращения: 17.09.2012).

<< 181 >>

См.: Lehman B., Brown R. Op. cit. P. 42.

<< 182 >>

В отличие от реального номинальным (от лат. nomen – «имя») является определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т. п. См.: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. Изд. 6-е, перераб. и доп. М., 2008. С. 48.

<< 183 >>

См.: Гордон М. В. Указ. соч. С. 194–195. Также автор называл «сложным» произведение, которое состоит из самостоятельных частей. См.: Там же. С. 45–46.

<< 184 >>

См.: Никитина М. И. Указ. соч. С. 58.

<< 185 >>

Савельева И. В. Указ. соч. С. 49.

<< 186 >>

Там же. С. 31, 39.

<< 187 >>

Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 146–147.

<< 188 >>

Там же. С. 147.

<< 189 >>

Там же.

<< 190 >>

См.: Комментарий под ред. Э. П. Гаврилова, В. И. Еременко. С. 113.

<< 191 >>

См.: Басманова Е. С. Указ. соч. С. 81, 84.

<< 192 >>

См.: Грушина Е. В. Сложные объекты как новая категория // Законодательство. 2009. № 2. С. 28.

<< 193 >>

См.: Заключение Исследовательского центра частного права. С. 124.

<< 194 >>

Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 147.

<< 195 >>

См.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. М., 2011. С. 81.

<< 196 >>

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2005. С. 78.

<< 197 >>

См.: Таратута Е. Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007. С. 7.

<< 198 >>

См.: Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э. М., 1979. С. 32.

<< 199 >>

Цицерон. Об обязанностях // Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э. М., 1979. С. 374.

<< 200 >>

См.: Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 154.

<< 201 >>

См.: Кузанский Н. О видении Бога. Сочинения в 2 томах. Т. 2. М., 1980. С. 33–94.

<< 202 >>

См.: Таратута Е. Е. Указ. соч. С. 37.

<< 203 >>

См.: Носов Н. А. Указ. соч. С. 157. Е. Е. Таратута отмечает, что термин «виртуальная реальность» был введен в начале 80-х годов ХХ в. Ж. Ланье для обозначения трехмерных моделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффекты полного в ней присутствия человека. См.: Таратута Е. Е. Указ. соч. С. 49.

<< 204 >>

Философское осмысление компьютерной революции началось за рубежом раньше, чем в России, и самым ярким является пример мира постмодерна. Проблематика виртуальной реальности в статусе самоосознающего философского направления развивается в рамках постнеклассической философии (также называемой в философской литературе постструктуралистским подходом). См. об этом: Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. С. 98; он же. Симулякр и античная философия // Логика смысла. М., 1995. С. 333; Трофимов В. В., Панкова Д. Категориальный анализ термина «виртуальность». См.: сайт библиотеки книг и статей по управлению организационными системами в разделе «сборники статей». URL: http://tvvlibrary.narod.ru/papers/2010/03.pdf (дата обращения: 17.09.2012).

<< 205 >>

См. об этом: Таратута Е. Е. Указ. соч. С. 120–132.

<< 206 >>

Там же. С. 2.

<< 207 >>

См.: Кирик Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: дис… канд. филос. наук. Омск, 2004. С. 15–18, 26–31, 92–95; Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. С. 202–205.

<< 208 >>

Носов Н. А. Указ. соч. С. 157.

<< 209 >>

См.: Кирик Т. А. Указ. соч. С. 21–24.

<< 210 >>

Копылов В. А. Информационное право 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 235.

<< 211 >>

См.: Бабенко В. С. Указ. соч. С. 20.

<< 212 >>

См.: Там же. С. 22.

<< 213 >>

См.: Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М., 1968. С. 256.

<< 214 >>

См.: Ушаков Д. Н. Указ. соч. С. 306.

<< 215 >>

См.: Рузавин Г. И. Виртуальность // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. / Ин-т философии РАН, нац. общ. – научн. фонд; научно-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семагин, А. П. Огурцов. М., 2000. С. 444.

<< 216 >>

См.: Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 222.

<< 217 >>

См.: Christiane Paul. Digital Art (World of Art series). London: Thames & Hudson. 2003. P. 125–132.

<< 218 >>

Например, популярные мультфильмы «В поисках Немо» (2003 г., реж. Эндрю Стантон), «Шрек» (2001 г., реж. Эндрю Адамсон и Вики Дженсон), «История игрушек: Большой побег» (2010 г., реж. Ли Анкрич) и др.; фильмы «Аватар» (2009 г., реж. Джеймс Кэмерон), трилогия «Властелин колец» (2001–2003 гг., реж. Питер Джексон) и др.

<< 219 >>

См.: Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. М., 2008. С. 321.

<< 220 >>

См.: Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. М., 2006. С. 482.

<< 221 >>

См. более подробно материалы, разработанные Институтом дистантного образования Российского университета дружбы народов. Сайт электронного издания, в разделе «Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании». Тема 3. URL: http:// www.ido.mdn.ru/nfpk/mult/mult3.html (дата обращения: 17.09.2012).

<< 222 >>

Галкин Д. В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 2. С. 45.

<< 223 >>

См.: Галкин Д. В. Указ. соч. С. 45.

<< 224 >>

См.: Чичканов Е. С. Интерактивность как форма диалога в пространстве цифрового экранного произведения: автореф. дис… канд. искусствоведения. СПб., 2011. 22 с.

<< 225 >>

Там же. С. 18.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6