bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Вот что значит саньяса. Саньяса устранит все, что сотворило общество. Не случайно против меня настроены священники, политики, родители. Все власть имущие против меня – это не просто так. Я понимаю кристально прозрачную логику этого. Я пытаюсь устранить все то, что они наделали. Я подрываю все устройство этого рабского общества. Мое усилие направлено на то, чтобы создать бунтарей, а начало бунтарства – в доверии самому себе. Если мне удастся помочь вам доверять себе, значит, я вам помог. Ничего больше не нужно, все остальное происходит само собой.

Сомнение – ваш друг

Исследование – это риск. Это движение в неизвестное. Неизвестно, что будет. Вы оставляете все, что было вам знакомо, с чем вам было комфортно, и двигаетесь в неизвестное, даже не будучи точно уверенными, есть ли на том берегу что-либо и существует ли вообще тот берег.

Вот почему люди цепляются либо за теизм, либо – те, кто немного сильнее, интеллектуалы, интеллигенция – за атеизм. Но и те, и другие убегают от сомнения. А убегать от сомнения означает убегать от исследования. Ведь что такое сомнение? Это всего лишь знак вопроса. Оно вам не враг. Это просто вопросительный знак внутри вас, который подготавливает вас к исследованию.


Вера боится сомнения – боится, потому что подавила его. Если вы что-то подавляете, это будет вас пугать, потому что оно всегда сидит глубоко внутри вас и ждет, когда будет возможность взять реванш, и как только такая возможность появляется, оно взрывается в вас в порыве мести. Ваша вера сидит на очаге землетрясения, и с каждым днем сомнение становится сильнее, потому что вам приходится его постоянно подавлять. Рано или поздно оно разрастается настолько, что вы уже не можете его подавить, оно становится сильнее вашей веры.

Доверие же не боится сомнений, потому что оно им не противник.


Доверие пользуется сомнением, доверие знает, как применить энергию, заключенную в сомнении. Вот в чем различие между верой и доверием.

Вера фальшива, она создает псевдорелигию и лицемеров. Доверие обладает великой красотой и истинностью. Оно прорастает сквозь сомнение, оно использует сомнение как удобрение и трансформирует его. Сомнение – это друг, сомнение – не враг.

И до тех пока ваше доверие не пройдет через множество сомнений, оно будет бессильно. Откуда оно возьмет силу, как обретет целостность? Если нет никаких препятствий, оно останется слабым. Сомнение – это испытание. Если ваше доверие сможет ответить на этот вызов, сможет подружиться с сомнением, оно прорастет сквозь него. И вы не будете расколотым человеком, который глубоко внутри сомневается, а верит только поверхностно. Вы будете цельными, неразделенными, будете обладать индивидуальностью. Эта индивидуальность и называется «душой» в старых религиях.


Путь к душе лежит через сомнения, а не через верование. Вера всего лишь маска.

Вы прячете свое настоящее лицо. Доверие – это трансформация: вы становитесь более просветленными. И благодаря тому, что вы воспринимаете сомнение как вызов, как возможность, никогда не случается никакого подавления. Мало-помалу сомнение исчезает, потому что его энергия была отдана доверию.

Сомнение, по сути, не что иное, как растущее доверие. Сомнение – это начало доверия. Всегда думайте о сомнении именно так: сомнение – это начало доверия. Сомнение – это исследование, а доверие – осуществление этого исследования. Сомнение – это вопрос, а доверие – ответ. Ответ не противопоставлен вопросу – без вопроса не было бы никакой возможности для ответа, вопрос создает повод для того, чтобы случился ответ.

Так что, пожалуйста, никогда не испытывайте чувства вины, находясь рядом со мной. Я ярый противник любого чувства вины. Вина – это полное заблуждение. Но на протяжении веков к ней прибегают священники, политики и пуритане. Вина – это стратегия, направленная на эксплуатацию людей. В них вызывают чувство вины. Как только вам удастся заставить человека почувствовать себя виноватым, он станет вашим рабом. Из-за чувства вины такие люди никогда не обретут целостность, останутся разделенными. Они будут готовы поверить во что угодно, будут делать что угодно, выполнять любые бессмысленные ритуалы, лишь бы избавиться от чувства вины. На протяжении веков священники навязывают людям чувство вины.


Все так называемые религии живы за счет вашей вины, а не благодаря существованию Бога. Они не имеют никакого отношения к Богу, а Бог не имеет никакого отношения к ним. Они существуют за счет вашей вины.

Вы боитесь, вы знаете, что поступаете неверно: вам необходимо искать помощи того, кто поступает правильно. Вы знаете, что недостойны: вы должны кланяться и служить тем, кто достоин. Вы знаете, что не можете доверять себе, потому что вы разделены. Только неразделенный человек может доверять себе, своим чувствам, своей интуиции. Вы всегда дрожите, трясетесь внутри, вам нужен кто-то, на кого можно опереться. Но если вы опираетесь на кого-то, если вы стали зависимыми от кого-то, то вы по-прежнему дети и никогда не вырастете. Ваш ментальный возраст останется детским. Вы никогда не достигнете зрелости, не станете независимыми. И священник не хочет, чтобы вы обрели независимость. Станьте независимыми – и вы для него потеряны. Станьте зависимыми – и вы поле для его деятельности, основа для всего его бизнеса.

Я категорически против какого-либо чувства вины. Всегда помните это: если, находясь рядом со мной, вы начнете из-за чего-то испытывать чувство вины, это будет ваше личное дело. Значит, вы все еще носите в себе голоса родителей, священников, вы так и не услышали меня, вы меня еще даже не слушали. Я хочу, чтобы вы были полностью свободны от чувства вины.

Как только вы освобождаетесь от чувства вины, вы становитесь духовным человеком. Это мое определение духовного человека. Сомневайтесь – сомнение прекрасно, потому что только через него доверие достигает зрелости. Как может быть иначе? Это должно быть прекрасно, только через сомнение доверие становится центрированным. Только через сомнение доверие распускается, расцветает. Именно темная ночь сомнений приближает к вам золотой рассвет. Темная ночь – не противник рассвета, темная ночь – его утроба. Рассвет созревает в самом существе темной ночи.

Думайте о сомнении и доверии как о дополняющих друг друга вещах: это как мужчина и женщина, как день и ночь, лето и зима, жизнь и смерть. Всегда думайте об этих парах в терминах неизбежного взаимодополнения, никогда не думайте о них в терминах противопоставления. Пусть на первый взгляд они иногда кажутся противоположными, на глубинном уровне они дружат, помогают друг другу. Подумайте о человеке, не имеющем доверия: у него также не будет и никаких сомнений, потому что ему не в чем сомневаться. Просто представьте себе человека, который не обладает ни каплей доверия, – как он может сомневаться, в чем он может сомневаться? Только тот, кто доверяет, может в чем-то сомневаться. Из-за вашего доверия вы сомневаетесь. Ваше сомнение доказывает ваше доверие, не наоборот. Подумайте о человеке, который не может сомневаться, – как он может доверять? Если он не способен даже сомневаться, откуда у него появится способность доверять?


Доверие – высочайшая форма той же энергии, что и сомнение. Сомнение – низшая ступень этой лестницы, а доверие – ее высшая ступень.

Сомневайтесь, и сомневайтесь с радостью. Совсем не нужно чувствовать себя виноватыми. Это совершенно естественно и нормально – глубоко сомневаться во мне, глубоко сомневаться в том, что здесь происходит. Это абсолютно естественно, здесь нет ничего экстраординарного. Напротив, ненормально, если этого не происходит. Но помните, что необходимо достичь доверия. Сомневайтесь, но не забывайте о цели, о верхней ступени лестницы. Даже если вы стоите внизу лестницы, смотрите наверх – вот куда вам нужно забраться. На самом деле, сомнение толкает вас вперед к этому, потому что никто не чувствует себя комфортно, если сомневается.

Разве вы это не наблюдали? Сомнение сопровождается неловкостью. Не изменяйте эту неловкость, не интерпретируйте ее как чувство вины. Да, неловкость есть, потому что сомнение означает, что вы не уверены в том, на чем стоите. Сомнение означает, что в вас есть противоречие, что вы еще не цельны. Как вы можете быть расслаблены? Вы – толпа, вы – не один человек, вас много. Как можно расслабиться? Внутри вас, должно быть, очень шумно: одна часть тянет вас в одну сторону, другая – в другую. Как вы можете расти, если вас разрывают, таща одновременно во множество разных сторон? Это неизбежно вызовет неловкость, напряжение, страдание, тревогу.


Никто не может жить с сомнениями и в сомнениях. Сомнение толкает вас к доверию. Сомнение говорит: «Иди и найди место, где ты можешь расслабиться, где ты можешь быть тотально».

Сомнение – ваш друг. Оно просто говорит: «Это не дом. Иди вперед, смотри, ищи, исследуй». Оно создает желание исследовать, изучать.

Как только вы начинаете воспринимать сомнение как друга, не как нечто противоположное истине, но как то, что толкает вас к ней, внезапно чувство вины исчезает. Возникает огромная радость. Даже когда вы сомневаетесь, вы сомневаетесь радостно, осознанно, и сомнение вам нужно, чтобы найти доверие. Это совершенно нормально.

Вера дается, доверие обретается в росте

Так называемые религиозные люди никогда не доверяли природе человека. Они говорят о доверии, но сами никогда не доверяли существованию. Они доверяют правилам, законам и никогда не доверяют любви. Они говорят о Боге, но эти разговоры – пустая болтовня. Они верят в полицию, в суды. Они верят в адское пекло. Они верят в создание страхов и порождение жадности. Если вы будете вести себя свято, мило и порядочно, то попадете в рай или фирдаус и будете наслаждаться его удовольствиями. Если же не будете следовать нормам морали, то гореть вам в аду – и это на веки вечные, помните.

Это все страх и жадность. С их помощью они манипулируют человеческим умом. Они хотят, чтобы вы были свободны от страха и от жадности – однако все их учение коренится на них! Они не доверяют.


Вера рождается в голове, доверие рождается в сердце. Их качества отличны, совершенно отличны, диаметрально противоположны. Никогда не становитесь частью системы верований: никогда не становитесь индуистом или мусульманином, джайном или буддистом. Становясь частью системы верований, вы превращаетесь в раба.

Сомнение и вера не разнородны, это две стороны одной медали. Это нужно понять в первую очередь, потому что люди думают, что, уверовав, они выходят за пределы сомнений.

Вера – то же самое, что и сомнение, потому что и то, и другое – вопросы ума. Ум спорит, говорит «нет», не находит подтверждений, чтобы вы могли сказать «да», – отсюда ваши сомнения. Потом ваш ум находит аргументы, чтобы сказать «да», доказывает, что нужно сказать «да», и вы верите. Но в обоих случаях вы верите в разум, в аргументы. Различие лишь поверхностно: глубоко внутри вы верите в обоснование.

Доверие означает отбрасывание обоснования. Это безумие, это иррационально, это абсурдно!


Помните, доверие – не вера. Доверие – это личная встреча.

Вера опять же дается и принимается, это обусловливание. Вера есть обусловливание, которым вас наделили ваши родители, культура и общество. Вы о ней не беспокоитесь, вы не превращаете ее в личное дело. Это то, что дается, – а значит, то, что никогда не было вашим внутренним ростом, – всего лишь фасад. Это фальшивое воскресное лицо. Шесть дней вы один человек, а потом входите в церковь и надеваете маску. Посмотрите, как люди ведут себя в церкви, – так обходительно, так человечно… те же самые люди! Даже убийца приходит в церковь и молится, вы видите его лицо: оно выглядит таким прекрасным и невинным, а ведь этот человек убивал людей. У вас есть подобающее лицо для церкви, и вы умеете им пользоваться. Это продукт обусловливания. Это дается вам с самого детства.


Вера дается, доверие обретается в результате роста.

Когда вы не понимаете, не знаете, все общество говорит: «Поверь». Я скажу вам, что лучше сомневаться, чем иметь ложную веру. Лучше сомневаться, потому что сомнение породит страдание. Вера – это утешение, а сомнение породит страдание. А если вы будете страдать, вам придется искать истину.

В этом и заключается проблема, та дилемма, перед которой оказался этот мир. Из-за веры вы забыли, как искать истину. Из-за веры вы утратили доверие. Из-за веры вы носите с собой трупы – вы христиане, индуисты, мусульмане, и вы упускаете всю суть. Из-за веры вы думаете, что вы духовные. И тогда ваш поиск останавливается.


Честное сомнение лучше, чем нечестная вера.

Если ваша вера фальшива… а любая вера фальшива, если вы пришли к ней не в результате роста, если это не ваше чувство, не ваше бытие и опыт. Любая вера фальшива!

Будьте честными – сомневайтесь, страдайте. Только страдание приведет вас к пониманию. Если вы по-настоящему страдаете, рано или поздно вы поймете, что страдаете из-за сомнения. И тогда станет возможной трансформация.

Ваша вера фальшива: глубоко внутри прячется сомнение, а вера только на поверхности, как слой известки. Глубоко внутри вы полны сомнений, но вы боитесь узнать, что в вас есть сомнения, поэтому продолжаете цепляться за веру, изображать веру. Вы можете изображать, но это не поможет вам постичь реальность. Вы можете пойти и совершить поклон в храме, изображая верующего человека, но вы не вырастете, потому что глубоко внутри нет доверия, только сомнение. Вера навязана вам сверху.

Это все равно что целовать нелюбимого человека. Снаружи все выглядит так же, вы изображаете поцелуй. Ни один ученый не заметит отличий. Вы целуете человека – и фотография, физиологические процессы, переход миллионов бактерий с одной губы на другую – все один в один такое же, когда вы любите и когда не любите. Если этот процесс будет наблюдать и исследовать ученый, в чем будет различие? Никакой разницы, ни малейшего отличия – ученый констатирует, что в обоих случаях имеет место поцелуй и что эти поцелуи абсолютно одинаковы. Но вы знаете, что, когда любите человека, между вами происходит передача чего-то невидимого, что невозможно зафиксировать ни одним инструментом. Когда вы не любите человека, вы можете подарить поцелуй, но вы ничего не передаете друг другу. Нет общения энергий, не происходит единения.

То же самое верно в отношении веры и доверия. Доверие – это поцелуй с любовью, с глубоко любящим сердцем, а вера – это поцелуй без любви.

Так с чего начать? Прежде всего нужно исследовать сомнение. Отбросьте ложную веру. Станьте честным, искренним, сомневающимся. Ваша искренность поможет, потому что, если вы честны, разве вы сможете упустить тот факт, что сомнение порождает страдание? Если вы искренни, то неизбежно это узнаете. Рано или поздно вы придете к осознанию того, что сомнение порождает большее страдание: чем глубже вы погружаетесь в сомнения, тем сильнее ваше страдание. Рост случается только через страдание.

Когда вы достигаете точки, в которой страдание становится невыносимым, нестерпимым, вы отбрасываете его. Не то что вы отбрасываете – сама невыносимость превращается в отбрасывание. Пройдя через это страдание, вы оставляете сомнения и начинаете двигаться к истине.

Доверяя, вы неизменно будете расслаблены. И всякий раз, допустив какие-то сомнения, вы неизменно станете напряженными в сердце – потому что сердце расслабляется в доверии и сжимается в сомнении.

Обычно люди этого не осознают. Они постоянно сжаты и напряжены в сердце, поэтому забыли ощущение расслабленности. Зная только обратное, они полагают, что все в порядке. Но из ста человек девяносто девять живут со сжатым сердцем.

Чем больше вы пребываете в голове, тем сильнее сжимается сердце. Когда вы не в голове, сердце открывается как цветок лотоса… И это поразительно красиво. Тогда вы по-настоящему живы, и сердце расслаблено. Но это возможно только в доверии, в любви. Вместе с подозрениями и сомнениями входит ум. Сомнение – это дверь для ума.

Это как наживка – вы идете на рыбалку и надеваете на крючок наживку. Сомнение – это наживка для ума. Как только вас застигли сомнения, вы оказались в ловушке ума. Поэтому, когда приходит сомнение, в этом нет ничего ценного.

Я не говорю, что ваши сомнения всегда неверны. Я – последний человек, который это скажет. Ваши сомнения могут быть совершенно правильными. Но и в таком случае это плохо, потому что они разрушают ваше сердце. В этом нет ничего хорошего.

Например, вы заночевали в странной комнате с каким-то незнакомцем и сомневаетесь – возможно, он вор или нехороший человек. Можно ли спать в одной комнате с этим человеком? Даже если он грабитель или убийца, и тогда не стоит впускать сомнения.


Лучше умереть в доверии, чем жить в сомнении. Пусть лучше вас ограбят в доверии, чем вы станете миллионером в сомнении.

Тот, кто отнимает ваши богатства, ничего у вас не отнимает. Если же вы сомневаетесь, то теряете свое сердце.

Вот почему, когда я говорю доверять, я не имею в виду, что доверие всегда верно.


Не раз доверие будет ставить вас в трудные обстоятельства, потому что чем вы доверчивее, тем уязвимее.

Чем больше вы доверяете, тем чаще становитесь жертвой людей, готовых вас обмануть. Им нужны доверчивые люди, иначе они не смогут никого обмануть. Но все равно я настаиваю: пусть вас обманут. Это не так дорого обходится, как жизнь в сомнении. Если нужно выбирать, а вариантов только два – быть обманутым или быть в сомнении, – лучше быть обманутым. Как только выбор сделан, сомнение не может вас поймать.

Сомнение имеет силу, потому что делает вас умными. Сомнение имеет силу, потому что оно говорит вам: «Ты будешь беззащитен – я защищу тебя». Сомнение говорит: «Я не против доверия – доверяй, но проверяй. Сначала усомнись, а потом доверься. Когда ты убедишься, что нет вероятности быть обманутым, тогда доверяй».

Сомнение никогда не говорит: «Я против доверия». Нет, оно всегда говорит: «На самом деле я пытаюсь помочь тебе найти человека, заслуживающего доверия. Я всего лишь твой слуга. Если ты будешь меня слушать, то сможешь найти того, кому можно доверять». Но вы никогда не найдете нужного человека, потому что, как только вы знакомитесь с сомнением, это становится хронической проблемой. Даже если вы встретитесь лицом к лицу с Богом, вы все равно продолжите сомневаться. И дело не в конкретном человеке – это просто привычка. Вы не можете мгновенно расслабиться. Если вы что-то защищали, наблюдали и взращивали всю свою жизнь, вы не можете просто взять и отбросить его.

Неоднократно доверие будет создавать опасные ситуации, будет вести вас рискованным путем. Вы станете более уязвимыми, вас будет легко обмануть и ввести в заблуждение. И тем не менее я говорю: какой бы ни была цена, доверие – единственное сокровище, которое вам нужно защищать. И когда вы это поймете, ваше сердце сразу же покажет вам, есть ли в вашей системе какие-то неполадки. Вы сможете почувствовать доверие и сомнение, а также их влияние на вас.

Всякий раз, когда вы чувствуете, что что-то сжимается у вас в сердце, немедленно загляните внутрь – где-то возникло сомнение. Где-то вы утратили связь со своим доверием. Где-то потерялась ваша сонастроенность с жизнью, вы отделились. Сомнение разделяет – доверие объединяет. А когда вы объединены, ваше сердце бьется свободно, ритмично, гармонично.

Вот что я называю святостью.


Тот, кто пребывает в сердце, когда сердце цветет, – святой человек. Пребывающий в голове, то есть расчетливый, умный, – безбожник.

Доверие нельзя искусственно вырастить

Лицемер – самый аморальный из всех людей, потому что он притворяется одним, а на самом деле другой. У него есть лицо, которое он показывает людям и за которым скрывается другая реальность. Он идет по жизни с масками на лице. Он разрушил естественное, спонтанное, потому что верит в облагораживание, в «оцивилизовывание». Он верит в то, что людей нужно принуждать быть хорошими.

Так вот, нет никакого способа заставить людей быть хорошими. На самом деле, принуждая человека быть хорошим, вы заставляете его быть плохим – если у него есть хоть грамм смелости, он начнет вам сопротивляться. Если у него есть разум, он будет действовать против вас, он станет противоположностью того, кем вы хотите его видеть. До тех пор, пока послушание не придет из вашей внутренней сути, из любви и доверия, оно будет уродливым. Но когда оно приходит из вашего сердца, это уже не послушание, вы слушаетесь не кого-то другого, а самого себя.


Искусственно выращенное доверие – это не доверие. Оно будет фальшивым, неискренним. Оно останется лишь на поверхности и никогда не затронет ваш центр. Искусственно выращенное доверие остается поверхностным, потому что все культивированное не выходит за пределы ума. Доверие невозможно искусственно вырастить, так же как нельзя вырастить любовь: вы не можете научить людей любить. Дни, когда людей будут учить любить, станут опасными, потому что люди будут учить урок, будут в точности все повторять – это станет делом техники, но не делом сердца.

Все, что имеет отношение к глубине, должно появляться само собой. Что же тогда делать? Единственное, что можно сделать, это устранить препятствия.


Доверие вызвать нельзя, но препятствия устранить можно. Когда нет препятствий, оно приходит, оно течет.

Доверие нельзя искусственно вырастить, зато можно отбросить сомнения.

Для этого необходимо понять сомневающийся ум, сам механизм сомнений, почему вы сомневаетесь. Нужно смотреть и пытаться понять, почему вы сомневаетесь, так как сомнение – это препятствие. Когда исчезает сомнение, внезапно появляется доверие. Оно всегда было здесь. Просто камень загораживал путь, и источник не мог пробиться. Вы приходите с доверием. Каждый ребенок рождается с доверием, каждый ребенок доверяет, поэтому доверие не нужно искусственно выращивать. Все рождаются с ним, оно является встроенной функцией. Вы есть доверие.

Но постепенно ребенок учится сомневаться. На самом деле мы его учим: общество, семья, школа, университет – все они учат сомневаться. Потому что, если вы не сомневаетесь, то не можете быть умными и хитрыми, если вы не сомневаетесь, вам нельзя оставаться в этом великом мире конкуренции: вы будете уничтожены. Вот почему необходимо научиться сомневаться. И как только вы это познаете, постепенно доверие забывается. Оно остается глубоко внутри вас, но вы не можете до него добраться – слишком много препятствий. Вы не можете искусственно его вырастить, ему невозможно научить. Но вы должны повернуть процесс вспять: научились сомневаться – теперь разучитесь.

Доверие было, доверие есть, доверие будет с вами. Все, что нужно сделать, касается только сомнения, а с доверием делать ничего не нужно. Почему вы сомневаетесь? Почему вы так боитесь? Потому что сомнение означает страх. Всегда, когда вы кого-то любите, вы не сомневаетесь, потому что страх исчезает. Всегда, когда есть любовь, нет страха. Но когда вы не любите, вы сомневаетесь. Когда вы не знаете человека, вы сомневаетесь еще больше – перед вами неизвестный, незнакомец, – тогда сомнения множатся. Где страх, там и сомнение.


Сомнение, которое находится глубоко внутри, – это страх. Если вы идете еще глубже, сомнение – это смерть, потому что вы боитесь смерти.

И кажется, будто все пытаются вас убить, – все борются, конкурируют, стремятся оттолкнуть вас в сторону, свергнуть вас. Сомнение – это смерть.

Необходимо понять весь механизм. Что же делать? Почему вы боитесь смерти? Вы никогда не встречались с ней. Вы могли видеть, как умирал кто-то другой, но сами вы никогда смерть не видели. Когда умирает кто-то другой, вы действительно знаете, что он умирает? А может, он просто исчезает, переходит в иной мир? Сомнение не имеет оснований, страх не имеет оснований – это просто предположения ума. Когда кто-то умирает, вы думаете, что он умирает или просто отправляется в иной мир, перемещается в иное измерение жизни или в новое тело? Вам нужно познать это в глубокой медитации. Когда останавливается процесс мышления, внезапно вы видите, что отдельны от тела.

Поэтому я не говорю вам начинать с доверия, я говорю начинать с медитации. В этом различие между медитацией и молитвой. Те, кто учит молитве, говорят: «Сначала доверься, иначе как ты можешь молиться?» Доверие необходимо как базовое условие, иначе разве можно молиться? Если вы не доверяете Богу, как вы можете молиться? Я учу медитации, потому что для медитации в качестве необходимого условия не требуется доверие.


Медитация – это наука, не суеверие. Медитация предполагает эксперименты с умом – он переполнен мыслями.

На страницу:
2 из 3