bannerbanner
Гобелены, живопись, графика Батимы Заурбековой
Гобелены, живопись, графика Батимы Заурбековой

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Шайзада Тохтабаева

Гобелены, живопись, графика Батимы Заурбековой

Детские годы

Родилась Батима Есмуратовна Заурбекова в селе Фурмановка Джамбульской области. Имя ей дал приглашенный мулла, знал он или нет, но по странному и удивительному совпадению получилось так, что её имя созвучно с трансформированным в киргизской мифологии именем богини Умай «Батма Зуур», которая дарует богатый урожай, умножает скот и является покровительницей домашнего очага и охранительницей детей [1, с. 570].

Во многом художественный дар Батимы определен наследственностью. Известным ювелиром по всей округе был дядя по отцу. Хотя отец Батимы – Есмурат Заурбеков был служащим, мать Бибихан, как и многие другие в поселке, была народной мастерицей. Она шила платья, национальные костюмы. В тёплый сезон года занималась, как и другие женщины, привычным делом, т. е. изготовлением красочных тканых ковров. В такие летние дни аул воспринимался нарядной радугой из-за множества ярких разноцветных нитей, что сушились на изгородях многих домов. Любимым занятием Бибихан в зимний период было также изготовление веселых мозаичных ковров «курак», где она проявляла необыкновенное цветовое чутье. Мать объясняла дочери, что каждый цвет выражает особый смысл: красный, согласно традиционному мировоззрению казахов, символизирует жизненную энергию и плодородие, жёлтый и золотистый цвета олицетворяют солнце и выражают идеи богатства, зелёный цвет означал богатство цветущей природы, а белый – символизирует понятие чистоты, благополучия.

Во всех этих коллективных трудовых процессах принимала участие и Батима. Такие своеобразные практические занятия предоставили девочке возможность усвоить этнические понятия о законах композиции, гармонии, символике цвета и орнамента. Впоследствии эти мозаичные тканевые кураки, выполненные матерью, пользовались огромным успехом на международной выставке во Франции, в которой принимала участие со своими гобеленами Батима.

Итак, живописная природа края, домашний уют и семейная обстановка способствовали пробуждению художественного дара у девочки. Уже в те годы она была погружена в естественную для этой местности среду – стихию народного прикладного творчества. «Если всё начать заново» – говорит Батима – «я опять стала бы художницей или композитором, поскольку музыка это моя вторая страсть». В детские годы Батима сочиняла песни, пьесы для домбры, многие пророчили ей музыкальную карьеру. Однако страсть к рисованию одержала верх. До сих пор Батима в казахской музыке, в особенности в инструментальных пьесах кюй, находит подпитку для душевного равновесия и творческого вдохновения.


1. Фото Батима— абитуриентка


2. Первокурсница


3. Выпускница художественного училища


4. Раздумья


5. В мастерской


6. Гобелен «Мелодия». Шерсть, ручное ткачество. 200х300

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу