Полная версия
Обычный вторник. Как полюбить будни и находить радость в каждом дне
Наша цель – научиться не спешить, даже выполняя самые рутинные задачи, не торопить реальность, а принять ее такой, какая она есть. Задача никуда не денется, ситуация не изменится, и мы стоим перед выбором: продолжить отторгать ее либо принять и найти в ней радость и смысл.
Когда я замечаю, что снова бегу с ребенком, например, в поликлинику, я напоминаю себе, что тороплюсь без причины (даже риск опоздать не является уважительной причиной для внутренней спешки – можно идти бодрым шагом и совершенно не спешить «в голове»). Я замедляюсь, дышу глубже, останавливаю монолог своего внутреннего контролера, который меня поторапливает и нагнетает стресс. Я возвращаю себя в настоящий момент и обращаю внимание на то, что происходит вокруг: какого цвета листья деревьев, как глазеет по сторонам мой ребенок. Я улыбаюсь ему и напоминаю себе, что пятиминутное опоздание к врачу ничего в моей жизни не изменит. Да, придя вовремя, я смогу почувствовать себя в глазах врача хорошей, ответственной мамой. И тут я напоминаю себе, что мои материнские качества совершенно не зависят от мнения врача, а мое спокойствие для нас с ребенком гораздо важнее.
Человек может опаздывать, но он не обязан спешить. Вспомним диалог героев Майкла Райлэнса и Тома Хэнкса из фильма «Шпионский мост»[13]: «Вы что, совсем не волнуетесь?» – «А это поможет?»
Нет, спешка не поможет. Спешка – это внутреннее состояние, от которого лучше отказаться. Совсем.
Два в одном
Гора дел, море информации, непрерывный поток потребностей, с которыми мы вынуждены уживаться в современной жизни, заставляют нас искать короткие пути, одним из которых является выполнение нескольких дел одновременно. Я ничего не имею против того, чтобы наводить порядок в квартире, пока болтаешь с подругой по телефону, или смотреть видео на YouTube, пока готовишь еду. Однако мы далеко не всегда замечаем, что выполняем несколько задач сразу: едем на работу, слушая радио, листаем ленту соцсетей на деловой встрече или проверяем отчет, параллельно назначая по телефону визит к стоматологу.
Многозадачность – еще один пример «добродетели», которая высоко ценится в нашем обществе. Но так ли она хороша? Согласно исследованиям, когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно, мы хоть и чувствуем себя продуктивными ниндзя, но в реальности только теряем в производительности, потому что наш мозг физически не приспособлен для многозадачности и вынужден постоянно переключаться с одного дела на другое, затрачивая дополнительные время и энергию[14].
Погоня за двумя зайцами может сильно выматывать и создавать ненужное ощущение спешки. Ни одно из занятий в таком случае не получает нашего должного внимания – мы хуже усваиваем информацию, можем что-то пропускать, ошибаться и уж точно не способны оставаться в настоящем моменте.
Поэтому стоит помнить, что выполнение нескольких дел одновременно хотя и создает иллюзию экономии времени, но имеет свою цену: снижается производительность, концентрация внимания и ощущение присутствия в каждом из них. Лучше следовать принципу «всему свое время» и посвящать себя одной задаче, не отвлекаясь ни на что другое. Например, работать 20 минут над отчетом, потом 20 минут проверять почту и отвечать на сообщения, а не делать это параллельно. По всей видимости, выполнение нескольких дел сразу эффективно только в одном случае: когда задачи, стоящие перед нами, объективно просты и не требуют особого умственного напряжения[15]. То есть можно смело продолжать гладить белье и одновременно смотреть сериальчик, но вот, будучи за рулем автомобиля, снимать видео, надиктовывать сообщение или бронировать по телефону столик в ресторане – совсем не разумная, а очень опасная для вас и окружающих затея[16].
Когда я чувствую, что мне нужно замедлиться и больше находиться в моменте, я сознательно концентрируюсь только на одном действии. Если готовлю еду, то не включаю ничего в качестве фона, никому не звоню и даже музыку не слушаю. Свои мысли я стараюсь обратить на действие, которое выполняю, чтобы не отвлекаться на посторонние вещи. Я вдумчиво режу овощи, замешиваю тесто, не торопясь, получая удовольствие от процесса и осознания, что я могу целиком сконцентрироваться только на нем. Когда я так подхожу к приготовлению пищи, то получаю гораздо больше удовольствия, а еще у меня появляется желание проявлять творчество – пробовать новые рецепты, красиво оформлять блюда.
Когда я готовлю в спешке и параллельно занята чем-то еще, у меня нет ни сил, ни желания вовлекать в этот процесс детей. Когда же удается замедлиться, я с радостью принимаю их помощь и приветствую желание поучаствовать. Меня не раздражает, что они делают все медленно или случайно опрокидывают что-нибудь на пол. Я никуда не спешу и с умилением наблюдаю, как они восторженно набирают ложкой муку, смешивают ингредиенты, взбивают их миксером и пробуют тесто на вкус. Я замечаю больше важных мелочей, которые наполняют мою жизнь, впускаю в нее больше спонтанности и радости, просто снизив скорость и позволив себе не спешить.
Если вы диагностировали у себя синдром спешки, постарайтесь уделять больше внимания тому делу, которым вы сейчас заняты, и не пытайтесь успеть как можно больше. Быстрота и многозадачность не всегда идут во благо: иногда то, что нам нужно, это вдумчивость и концентрация.
Времени достаточно
Говорят, жить нужно так, как будто каждый день – последний в вашей жизни. Я категорически не согласна с этим утверждением! Оно тоже порождает внутреннюю тревогу и вынуждает отсекать все «неважное». Например, в вашей жизни тогда не найдется места занятиям для удовольствия, требующим долгосрочного погружения. Вы не станете осваивать музыкальный инструмент или изучать иностранный язык. Зачем, если живешь так, будто завтра можно не ждать?
Мне больше нравится идея, что жить нужно так, как будто вам остался всего один день и в то же время как будто вам жить еще тысячи лет. Такой взгляд дает огромную внутреннюю свободу! Если у вас впереди еще тысячи лет, то и сменить профессию никогда (даже в 60 лет!) не поздно, как и начать писать роман, научиться играть на фортепиано или выучить хинди. Можно без угрызений совести погрузиться в чтение поэзии, отдаться эмоциям от проникновенной музыки, как герои фильма Джармуша «Выживут только любовники». Время есть, времени достаточно, но при этом и откладывать ничего нельзя – ведь каждый день как последний.
Времени достаточно – это важные, успокаивающие слова, особенно в нашем не на шутку ускорившемся мире. Это не означает, что нужно тратить его впустую: все же время – невосполнимый ресурс. Мы приучаем себя закрывать кран с водой, потому что напрасный расход кажется нам расточительством. «Сливать» впустую время на неважные, бесполезные занятия – это куда более серьезная растрата.
И все же жизнь впопыхах – это жизнь, от которой сложно получать удовольствие. «Нет времени» – глубоко засевшее у нас в голове убеждение. Да, время – ограниченный ресурс, но ощущение постоянного его дефицита, убеждение, что «время летит», желание иметь больше часов в сутках – разве это не похоже на бессмысленную гонку? Сколько часов будет достаточно? Разве изменилось бы что-то, если бы в сутках было 25 ч или даже 30?
Скорее всего, мы стремились бы сделать еще больше, прыгнуть еще выше, потому что корень проблемы заключается не в дефиците времени, а в жадности. Мы жаждем достижений, удовольствий, побед. У нас не времени мало, а планов чересчур много, мы хотим успеть и то, и другое, и пятое, и десятое, опередить всех, обмануть саму конечность своего существования. И вот мы впихиваем все больше в свой день, крадем час-другой своего же сна, думая, что таким образом сломаем систему, а вместо этого получаем только проблемы со здоровьем и мотивацией.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Нортон с коллегами провели любопытное исследование, предложив людям выбрать из двух пар утверждений то, которое больше соответствует их убеждениям. Давайте тоже попробуем.
Что выберете вы:
Жизнь коротка – Жизнь длинна
А здесь?
Жизнь легка – Жизнь трудна
Исследователи пришли к выводу, что люди, которые считают жизнь длинной и легкой, примерно на 35 % более удовлетворены ей, чем те, кто думает о жизни как о короткой и трудной (также первые чаще занимаются волонтерством, участвуют в голосованиях и дают деньги на благотворительность)[17]. Здесь вы, вероятно, захотите возразить: может быть, у последних и вправду обстоятельства жизни складываются непросто, и именно поэтому они не такие счастливые! Однако в ходе исследования выяснилось, что и те, и другие сталкивались с примерно одинаковым количеством трудностей и негативных событий, только вот сторонники позиции «коротка и трудна» смотрели в будущее более пессимистично. То есть на философию жизни людей повлияли не реальные факты, а взгляды и убеждения. Возможно, настало время их менять?
Правда в том, что время есть. Времени достаточно. Время никуда не летит. Это вы летите, поэтому вам кажется, что жизнь проносится мимо. Как в поезде на скорости 300 км/ч. Чтобы не рябило в глазах, не кружилась голова и не перехватывало дыхание, нужно просто снизить скорость. Не гнать, не пытаться успеть все. Почаще напоминать себе: Времени достаточно!
Его хватит, чтобы спокойно пообедать, почитать, заняться чем-то просто так, для удовольствия, побыть с близкими, поваляться на траве, что-то поизучать, следуя за своим любопытством и не просчитывая заранее, куда это вас приведет, освоить новый навык, сделать то, что давно хотели, но откладывали.
В одном исследовании, проведенном среди молодых людей в Польше, была выявлена взаимосвязь между их ощущением смысла жизни и восприятием времени. Люди, живущие с чувством, что время идет быстро, неуправляемо, будто бы работает против них и напоминает о неизбежности смерти, оценивали степень осмысленности своей жизни ниже, чем те, кто воспринимал время позитивно – как нечто дружественное и полезное[18].
Нам стоит научиться видеть во времени друга, соратника, с благодарностью принимать его и верить, что, хотя время и бесценно, нам его хватит. В нашей власти пересмотреть свое отношение ко времени, к срочности и важности выполнения всех задач. В наших силах научиться забывать о времени, с головой погружаясь в приятные и увлекательные занятия. Посмотрите, как время обычно воспринимают маленькие дети: не думая ни о чем, они живут в настоящем моменте, самозабвенно играют и веселятся. И нам есть чему у них поучиться.
Почему нам сложно жить настоящим
Когда общество твердит нам: «Спешите жить!», обесценивает сиюминутное и придает избыточную важность эмоционально насыщенным, но относительно редким событиям, нам становится сложнее пребывать в настоящем. Вместо этого мы мысленно находимся где-то в прошлом или в будущем – словно путешествуем во времени.
Иногда мысли о будущем могут быть полезны: например, мы принимаем более взвешенные решения и способны отказаться от чего-то сегодня, чтобы получить большую выгоду завтра. Без умения откладывать вознаграждение нам сложно было бы инвестировать время и силы в обучение навыку или профессии, мастерства в которых можно достичь только годами упорного труда, или думать о накоплениях к преклонному возрасту. Размышляя о своих планах, мы можем предусмотреть возможные трудности и препятствия и определить заранее, как будем с ними справляться.
К сожалению, в большинстве случаев наши размышления не столь конструктивны, и привычка отвлекаться на них мешает нам наслаждаться жизнью. В нашем мозгу есть сеть взаимосвязанных областей, которые активизируются, когда мы не заняты выполнением какой-либо требующей концентрации задачи, а напротив, бездействуем, отдыхаем или заняты несложным делом. Это так называемая дефолтная система мозга, в которой как раз и генерируются хорошо знакомые нам отвлеченные мысли, не связанные с задачами, которые мы в данный момент выполняем. Эта система словно «выдергивает» нас из реальности в параллельный мир, существующий только у нас в голове.
Вот, например, вы гладите рубашку, а мысленно проигрываете предстоящий важный разговор с шефом или заново переживаете вчерашнюю ссору с другом и думаете, что вам следовало тогда сказать. При этом в сознании одновременно могут вспыхивать и другие совершенно не связанные между собой образы и мысли. Исследование ученых из Гарварда[19] показало, что люди проводят в таких мысленных путешествиях приблизительно половину своего дня (46,9 % времени бодрствования). Эти размышления, в которых мы «варимся» постоянно, хотя и помогают нам осмысливать мир, но при этом мешают жить настоящим. Когда мы думаем о приятном (об отпуске или о походе в ресторан), это не слишком влияет на наше ощущение счастья, но любые негативные или даже нейтральные «путешествия» – прокручивание в голове разгоревшегося в офисе конфликта или мысли о том, что сегодня приготовить на ужин, – делают нас менее счастливыми.
Значит, чтобы уделять больше внимания настоящему моменту, нужно для начала научиться контролировать свой необузданный мозг.
Навык управлять собственным потоком сознания и возвращать его в состояние «здесь и сейчас» может научить нас замечать больше радостей в повседневной жизни, замедляться и уделять внимание тому, что мы делаем. Это сейчас называют модным словом «осознанность», но, по сути, это даже не умение, которое нужно приобрести, а состояние, в котором мы могли бы счастливо пребывать, если бы нам удалось кое от чего избавиться. Нам нужно попрощаться с привычкой вариться в своих мыслях и жить в искусственно созданных мирах и обратить наконец внимание на реальный мир, который разворачивается вокруг нас.
Исследование ученых из Йельского университета показало, что навык контролировать свой мозг в целом, и его дефолтную систему в частности, может развить практика медитации[20]. О пользе медитации трубят повсюду уже не один десяток лет, но я знаю немногих людей, кто действительно медитирует регулярно. Мне кажется, дело отчасти в том, что с медитацией связаны прочные ассоциации: человек с одухотворенным лицом сидит в позе лотоса на фоне заката, звуки восточных музыкальных инструментов, благовония, свечи и тому подобное. Неудивительно, что в таком виде идея «заходит» не всем.
Но, отойдя от привычного ассоциативного ряда, практику медитации можно назвать просто практикой внимательности. Необязательно принимать какую-то позу или создавать особую атмосферу, пытаться усилием воли остановить поток мыслей и расстраиваться, что где-то на заднем плане все равно не прекращается неугомонный монолог внутреннего комментатора. Суть практики внимательности – это тренировка мозга концентрироваться на чем-то одном – дыхании, ощущениях в теле или определенной мысли. В это время нужно просто замечать, если мозг отвлекается, снова запускает свою «пластинку», – и мягко возвращать его обратно. Представьте, что ваши мысли – это стадо невоспитанных овец, которые произвольно разбредаются по пастбищу кто куда (разве что на деревья не залезают), а вы пытаетесь быть пастухом, замечать, если очередная блудная овечка устремляется исследовать мир, и держать таких нарушителей под контролем.
Вышеупомянутое исследование показало, что у людей, которые часто практикуют медитацию, даже в обычной жизни меньше активируется дефолтная система мозга. То есть они лучше умеют находиться в моменте и не думать об отстраненных вещах. Их овечки становятся со временем более воспитанными и послушными! В другом эксперименте[21] группа людей практиковала медитацию и внимательность всего в течение восьми недель. В результате у них уменьшилась тревожность, улучшилось настроение, стало больше позитивных эмоций. Они даже оказались устойчивее к вирусам! Но самое главное – у них изменилась сама схема работы мозга: наблюдалось увеличение активности в передней части левого полушария что характерно для более эмоционально устойчивых и счастливых людей.
Останавливать «путешествия во времени» можно не только в специально отведенные для этого часы, но и во время любых других занятий, когда вы замечаете, что отвлеклись на посторонние мысли. Возвращаясь к бытовому примеру с глажкой: как только вы осознали, что находитесь уже «не здесь», можно попробовать мягко вернуть себя обратно, понаблюдать за тем, как разглаживаются складки на одежде, почувствовать аромат свежевыстиранного белья и просто сосредоточиться на процессе.
Практика внимательности позволяет по-новому взглянуть на то, что давно кажется привычным, заметить нюансы оттенков, света, аромата, ощущения на теле – все то, что ускользает от внимания в обычной жизни. Как в той красивой фразе, приписываемой Альберту Эйнштейну: «Существует два способа жить. Первый – как будто чудес не бывает. Второй – как будто все вокруг чудо».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Freeman, E. Simply Tuesday: Small-Moment Living in a Fast-Moving World. Revell, 2015.
2
Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4. – М.: Мысль, 1976.
3
Gruber, June & Mauss, Iris & Tamir, Maya. (2011). A Dark Side of Happiness? How, When, and Why Happiness Is Not Always Good. Perspectives on Psychological Science. Vol. 6. I. 3. Pp. 222–233.
4
Русскоязычная версия опросника доступна, например, в книге: Бернс Д. Хорошее настроение: Руководство по борьбе с депрессией и тревожностью. Техники и упражнения. – М.: Альпина Паблишер, 2023, а также на сайте https://psytests.org/clinical/bdi.html.
5
Tolle, E. A New Earth: Awakening to Your Life's Purpose. Penguin, 2008. Перевод автора. Издание на русском языке: Толле Э. Новая земля: Пробуждение к своей жизненной цели. – М.: Рипол Классик, 2017.
6
Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты занят составлением других планов (англ.). По данным портала Quote Investigator, эта цитата была опубликована еще в 1957 г. в журнале Reader's Digest, и авторство ее приписывают Аллену Сондерсу, американскому писателю, журналисту и карикатуристу. Но Джон Леннон, несомненно, популяризовал эту фразу в своей песне Beautiful Boy, которую он написал для их с Йоко Оно сына Шона.
7
Zhong, Chen-Bo & Devoe, Sanford. (2010). You Are How You Eat: Fast Food and Impatience. Psychological science. Vol. 21. I. 5. Pp. 619–622.
8
The whole morning is a grim race, and everybody's losing. Fredrickson, B. (2009). Positivity: Discover the upward spiral that will change your life. New York: Crown Publishing, P. 4.
9
Leger, Kate & Charles, Susan & Almeida, David. (2018). Let It Go: Lingering Negative Affect in Response to Daily Stressors Is Associated with Physical Health Years Later. Psychological Science. Vol. 29.I. 8, Pp. 1283–1290.
10
Келлер Г., Папазан Дж. Начни с главного! 1 удивительно простой закон феноменального успеха. – М.: Бомбора, 2020.
11
Friedman, M. (1974) Type A Behavior and Your Heart. New York: Alfred A. Knopf. На русском языке синдром кратко описан, например, в статье: Медведев В. Э. Психосоматические заболевания: концепции и современное состояние проблемы. – Архивъ внутренней медицины. – 2013. – №(6). – С. 37–40.
12
Perciavalle, V., Blandini, M., Fecarotta, P. et al. The role of deep breathing on stress. Neurological Sciences. 2017 Vol. 38. I. 3. Pp. 451–458.
13
«Шпионский мост» (англ.: Bridge of Spies), реж. С. Спилберг, 2015.
14
Madore, Kevin & Wagner, Anthony. (2019). Multicosts of Multitasking. Cerebrum: the Dana forum on brain science. 2019.
15
Adler, Rachel & Benbunan-Fich, Raquel. (2014). The Effects of Task Difficulty and Multitasking on Performance. Interacting with Computers. Vol. 27. № 4.
16
Strayer, D., Cooper, J. et al. (2013). Measuring Cognitive Distraction in the Automobile. The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society.
17
Norton, M., Anik, L. et al. (2011). Is Life Nasty, Brutish, and Short? Philosophies of Life and Well-Being. Social Psychological and Personality Science. Vol. 2. I. 6.
18
Przepiorka, A. (2012). The Relationship Between Attitude Toward Time and the Presence of Meaning in Life. International Journal of Applied Psychology. Vol. 2. Pp. 22–30.
19
Killingsworth, M.A., & Gilbert, D. (2010). A Wandering Mind Is an Unhappy Mind. Science. Vol. 330, P. 932.
20
Judson A. Patrick et. al. (2011). Meditation experience is associated with differences in default mode network activity and connectivity. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2011 108(50), Pp. 20254–20259.
21
Davidson, R. & Kabat-Zinn, J. et al. (2003). Alterations in Brain and Immune Function Produced by Mindfulness Meditation. Psychosomatic medicine. 65 (4). Pp. 564–570.