Полная версия
Западная цивилизация. Экзистенциальный кризис
Конец развития любой культуры, считал Шпенглер, наступает на той стадии цивилизации, которую переживает современный западный мир. Она характерна избыточным интеллектуализмом, рациональностью, техницизмом, безудержным развитием науки и техники, огромным ростом городов, упадком искусства, отказом от непосредственного и творческого восприятия мира. Для этой стадии характерно отрицание самой «жизни». В этот период, утверждает О. Шпенглер, народ теряет «душу культуры», превращается в бесформенную массу, что приводит к массовости во всех сферах жизни, а значит и к омертвлению культуры.
То же самое можно сказать об искусстве. В круговороте современных псевдокультурных произведений побеждает навязываемая пошлость: так сюжеты 80 % современных фильмов основаны на сексе, преступлениях и разрушении, уничтожении предметов материальной культуры. Но иначе и быть не может: искусство, ставшее товаром, ставит своей целью работу на потребителя. Оно должно развлекать, доставлять удовольствие, расслаблять или возбуждать (часто сексуально), но ни в коем случае не заставлять задумываться; оно не позволяет человеку остановиться в круговерти напряженной жизни, чтобы попытаться понять: зачем ему всё это? Но уничтожение, разрушение на экране, ставшее нормой, разрушает саму культуру, её духовную составляющую.
Теодор Адорно считал, что массовое искусство – просто товар для продажи обществу, оно манипулирует общественным сознанием с помощью определенных разработанных способов и лишено художественной формы истинного искусства. Остается добавить, что если «истинность искусства» продолжает оставаться вопросом спорным, то потеря гуманистических начал с приходом масс-культуры уже произошла. И если даже считать, что массовая культура происходит из высокой (академической), то становится ясно, что при этом содержание последней вырождается под напором дегенеративных изменений всего общества. И всё потому, что массовая культура, как и любой товар, создается фактически фабричным способом. Её плоды становятся не способом самовыражения автора, а ориентированным на спрос товаром массового потребления.
Искусство, превращенное в товар, постоянно требует обновления, новизны, потому что «без новизны искусство теряет свою развлекательную ценность» [68]. Однако выдача на-горá всё новых и новых «тонн культуры» приводит к её девальвации, обесцениванию (не в ассигнациях и звонкой монете, в ценовом выражении всё наоборот: ценность культуры определяется именно её ценой). Искусство входит в стадию вырождения: поверхностность и пустота становятся отличительными её чертами. Преступный мир, маньяки, сумасшедшие, садисты, алкоголики, наркоманы, проститутки, лживые политики, сексуальные извращенцы, трансгендеры и педофилы – вот «герои» нашего времени. Патология приветствуется, преступления героизируются, сексуальные отношения возносятся на пьедестал основополагающих. «Развитие современного искусства с его по видимости нигилистическими тенденциями распада, – писал Юнг, – нужно понимать как симптом и символ характерных для нашей эпохи представлений о мировом закате и мирообновлении» [69]. Действительно, культура мутировала, и андерграунд постепенно вытесняет культуру высокую (пока, к счастью, не до конца). Культура гуманизма, созданная Возрождением, постепенно переходит в антикультуру. Буржуа, удобно устроившийся в кресле аристократа, так им и не стал, зато успешно смог всё опошлить. Всё дальше и дальше культура уходит от реальности, всё ближе подходит к бессмысленности и полному отсутствию нравственных идей. А ведь без гуманизма и возвышенного она постепенно становится своей противоположностью – культурой пещерного человека, вооруженного самыми совершенными техническими приспособлениями. Впрочем, как писал Альфред Вебер, «рассуждения о гуманности сегодня звучат издевательски» [70].
Декаданс и саморазрушение культуры идут рука об руку с ложным представлением человека о должном, о том, что можно и что нельзя, что есть добро и что есть зло. Гипертрофированная либерализация отношений между людьми снижает нравственные нормы и запреты, в результате чего происходит деградация таких понятий как совесть, честь, достоинство, благородство и даже элементарная порядочность. Если вернуться к идее Ницше о том, что Бог умер, то можно уточнить: не Бог умер, а как считал Андре Мальро, умирает человек, потому что он теряет нравственные и социальные ориентиры, те человеческие ценности, которые и сделали его человеком. Излишний рационализм убивает человечность, в которой человек более не нуждается. «Чем более хищнической и испорченной представляется современная цивилизация, тем более критический оттенок приобретает идея культуры» [71], – считает Терри Иглтон. Всё больше снижается ценность человеческой жизни, растет агрессивность и жестокость, насилие над личностью. Доминирует массовая культура низкого качества, ориентированная на маргинальные слои населения. Пропадает любовь к людям как существам своего вида, человек становится не нужным самому себе, а вопрос об искусственном интеллекте создает другую проблему: человек на всё ещё нашей планете становится лишним (об искусственном интеллекте ещё будет сказано в главе десятой). И лишнему человеку уже не нужно ничего, тем более культуры. Может быть, действительно виной этому излишняя рациональность современной цивилизации?
Карл Юнг пытался дать ответ на этот вопрос. «Наша рациональная исходная посылка, – считал он, – состоит в том, что всё имеет свои естественные, видимые причины. В этом мы убеждены a priori [72]. В этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В нашем мире нет законного места для невидимых, произвольных, так сказать, сверхъестественных сил… К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной неприязни… Нас окружает вселенная, которая подчиняется законам разума. Хотя мы и не знаем всех причин, но они будут открыты и будут соответствовать ожиданиям разума. Мы вполне естественно надеемся на это» [73]. Цивилизация, безусловно, есть постепенный переход от иррационального к ratio [74], и процесс этот в начале третьего тысячелетия в европейском ареале заканчивается. А Юнг, который всегда стремился сблизить позиции рационального и иррационального, вывести проблему из русла противостояния в направление гуманизма, особо остро чувствовал увеличивающуюся в этом процессе рационализации бездушность нашего мира. Особенно его раздражала массовая культура.
Термин «массовая культура» ввел в оборот немецкий философ Макс Хоркхаймер в монографии «Искусство и массовая культура» в 1941 году. Но саму массовую культуру, по мнению Збигнева Бжезинского, ведущего американского геополитика, бывшего советника по национальной безопасности при президенте США Джимми Картере подарили человечеству американцы. «Рим экспортировал право, Англия – парламентскую партийную демократию, Франция – культуру и республиканский национализм, а современные Соединенные Штаты экспортируют научно-технические нововведения и массовую культуру, основанную на высоком уровне потребления» [75]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Померанц, Г. Теория субэкумен и проблема своеобразия стыковых культур // Померанц, Г. Выход из транса. – М.: Юрист, 1995. – С. 206.
2
Страбон. География. – Л.: Наука, 1964. – С. 73.
3
Геродот. История. – Л.: Наука, 1972. – С. 55.
4
Тацит, К. Сочинения. В 2-х тт. – Л.: Наука, 1969. – Т. 1. – С. 358–363.
5
Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2008. – С. 88.
6
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 170.
7
Чоран, Э.-М. Портрет цивилизованного человека // Апокалипсис смысла. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 65.
8
Подробно об этом см.: Калашников, М. Агрессия. Запад против всех. Краткая история одной цивилизации. – СПб: Дмитрий Буланин, 2021.
9
Февр, Л. Бои за историю. – М.: Наука, 1991. – С. 280.
10
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 540.
11
Моль, А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973. – С. 35.
12
Указ. соч. – С. 36.
13
Фрейд, З. Избранное. – L.: OPI Ltd, 1969. – Т. 1. – С. 190.
14
Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – С. 142.
15
Фрейд, З. Избранное. – L.: OPI Ltd, 1969. – Т. 1. – С. 300.
16
Указ. соч. – С. 301.
17
Фромм, Э. Здоровое общество. – М.: АСТ, 2005. – С. 65.
18
Фрейд, З. Избранное. – L.: OPI Ltd, 1969. – Т. 1. – С. 310.
19
Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – С. 157
20
Цит. по: Фромм, Э. Указ. соч. – С. 163.
21
Оруэлл, Дж. Сочинения. В 2-х тт. – Пермь: КАПИК, 1992. – Т. 2. – С. 157.
22
Чоран, Э.-М. Портрет цивилизованного человека // Апокалипсис смысла. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 51.
23
Иглтон, Т. Идея культуры. – М.: ВШЭ, 2012. – С. 22.
24
Бердяев, Н. Смысл истории. – P.: YMCA-PRESS, 1969. – С. 249.
25
Бердяев, Н. Смысл истории. – P.: YMCA-PRESS, 1969. – С. 250.
26
Тойнби, А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – С. 218–219.
27
Чоран, Э.-М. Портрет цивилизованного человека // Апокалипсис смысла. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 78.
28
Чоран, Э.-М. Портрет цивилизованного человека // Апокалипсис смысла. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 245.
29
Тойнби, А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – С. 335.
30
Чоран, Э.-М. Портрет цивилизованного человека // Апокалипсис смысла. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 80.
31
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 163.
32
Указ. соч. – С. 164.
33
Там же.
34
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 539.
35
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 537.
36
Чоран, Э.-М. Портрет цивилизованного человека // Апокалипсис смысла. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 46.
37
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 538.
38
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 163.
39
Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1996. – С. 186.
40
Аристотель. Сочинения. В 4-х тт. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. – С. 648.
41
Зиммель, Г. Избранное. В 2-х тт. – М.: Юрист, 1996. – Т. 1. – С. 494.
42
Дьюи, Дж. Свобода и культура. – L.: OPI, 1968. – С. 38.
43
Шекспир, У. Гамлет. – М.: Художественная литература, 1964. – С. 61.
44
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 434.
45
Ортега-и-Гассет, Х. Почему мы вновь пришли к философии? // Дегуманизация искусства. – М.: Радуга, 1991. – С. 25.
46
Лотман, Ю. Культура и взрыв. – М.: Гнозис, 1992. – С. 17.
47
Зиммель, Г. Избранное. В 2-х тт. – М.: Юрист, 1996. – Т. 1. – С. 496–497.
48
Зиммель, Г. Избранное. В 2-х тт. – М.: Юрист, 1996. – Т. 1. – С. 498.
49
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 429.
50
Зиммель, Г. Избранное. В 2-х тт. – М.: Юрист, 1996. – Т. 1. – С. 497.
51
Кантор, К. История против прогресса. – М.: Наука, 1992. – С. 53.
52
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 429.
53
Элиот, Т. К определению понятия культуры. – L.: OPI, 1968. – С. 158.
54
Элиот, Т. К определению понятия культуры. – L.: OPI, 1968. – С. 35.
55
Зиммель, Г. Избранное. В 2-х тт. – М.: Юрист, 1996. – Т. 1. – С. 496.
56
Элиот, Т. К определению понятия культуры. – L.: OPI, 1968. – С. 47.
57
Липовецки, Ж. Эра пустоты. – СПб: Владимир Даль, 2001. – С. 122.
58
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 427.
59
Бьюкенен, П. Смерть Запада. – М.: АСТ, 2004. – С. 135.
60
Эпоха «просперити» (от англ. prosperity – «процветание»), характеризующаяся экономическим подъемом и ростом потребительских настроений обществе, продолжалась в США с начала 1920-х гг. вплоть до Великой депрессии. – Прим. ред.
61
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 431–432.
62
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 992. – С. 433, 435.
63
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 437.
64
Указ. соч. – С. 450.
65
Элиот, Т. К определению понятия культуры. – L.: OPI, 1968. – С. 120.
66
Элиот, Т. К определению понятия культуры. – L.: OPI, 1968. – С. 38–39.
67
Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. – Т. 1. – С. 289.
68
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 453.
69
Юнг, К. Настоящее и будущее // Юнг, К. Аналитическая психология. – М.: Мартис, 1995. – С. 165.
70
Вебер, А. Германия и кризис европейской культуры // Вебер, А. Избранное. Кризис европейской культуры. – СПб: Университетская книга, 1999. – С. 172–173.
71
Иглтон, Т. Идея культуры. – М.: ВШЭ, 2012. – С. 21.
72
Из предшествующего (лат.) – знание о фактах, полученное до изучения их опытным путем. – Прим. ред.
73
Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1996. – С. 163.
74
Разум (лат.). – Прим. ред.
75
Бжезинский, Зб. Между двумя веками. Роль Америки в эру технотроники. – М.: Прогресс, 1972. – С. 36.