bannerbanner
Тоталитарная комедия. Киносценарий
Тоталитарная комедия. Киносценарий

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Виктор Кукушкин

Тоталитарная комедия. Киносценарий

Роли

1. ГРИГОРИЙ – 20 лет, поэт. Приезжает в Москву из деревни. Мужественен, робок, наивен. Пытается выжить в лихие двадцатые.

2. ЕЛЕНА – 22 года, из тогдашней «золотой молодежи». Учится на архитектора, мечтает проектировать дома будущего, дома-коммуны. Вступила в комсомол, комсорг.

3. ФЕЛИКС – 32 года, земляк Григория, бывший комиссар Троцкого, при нэпе ему «жить противно». Обвиняет нэпманов во всех бедах и неудачах. Большой ребенок и идеалист, в припадках страшен. Может впасть в ступор. За себя просить ему обидно, для других пойдет в огонь и воду.

4. КАРЛ (ЧУЧУНДРИН) – 36 лет, сначала бомж, потом начинающий революционер. Едва осознал дело революции и готов был бы за ее пострадать, та закончилась, чуть побыл комиссаром по борьбе с алкоголизмом и азартом. Временно унижен обстоятельствами. Неграмотен.

5. ЛЮСЯ – 24 года, в силу обстоятельств хозяйка большой квартиры, из «бывших». Племянница профессора, которого арестовали, потом выслали на "философском пароходе".

6. НЭПМАН МИША – 35-40 лет, расточителен, весел, незлоблив, бесшабашен. Любит хвастаться дружбой с бывшими сильными мира сего.

7. ЗОЯ – 22 года, домработница.

8. ЧЕКИСТ ПЁТР – 30 лет, умело сочетает решение общественных и личных проблем, по большому счету общественное и личное не разделяет.

9. УПРАВДОМ – 50 лет, популяризатор и реализатор текущих, постоянно меняющихся постановлений по управлению домом. Ответственный буквоед. Влюблен в хозяйку притона.

10. ХОЗЯЙКА ПРИТОНА – 40 лет, соседка, рядом с большой квартирой. Сердобольная. Помогала девушкам не помереть с голоду, потом занялась «бизнесом».

11. ЖИЛЕЦ ГУСЕВ – не платит за квартиру, становятся вечным понятым.

12. Александр Богданов – 50-55 лет, исторической лицо, все события сценария, связанные с ним – историческая правда.


эпизод 1

ПОЕЗД. МЕЖДУ ВАГОНАМИ.


До Москвы Григорий добрался между вагонами поезда.


эпизод 2

НАТ. ОСЕНЬ. ВОКЗАЛ. УЛИЦЫ. КИНОТЕАТР (ЗДАНИЕ ТЕАТРА СОВРЕМЕННИК). ДЕНЬ


В поношенной шинели, в стоптанных кирзовых сапогах, с полупустым вещмешком, уткнувшись в воротник, идёт по городу, разыскивая по бумажке адрес. Спрашивает прохожих. Остановился, сверил адрес с бумажкой, поднялся по железной лестнице в будку киномеханика.


эпизод 3

ИНТ. БУДКА КИНОМЕХАНИКА.


Возле киноаппарата увидел незнакомого КИНОМЕХАНИКА.


ГРИГОРИЙ

Здрасте. А Феликса нет? Он мне этот адрес оставил.


КИНОМЕХАНИК

Здесь он. Феликс!


Из соседней комнаты выглянул ФЕЛИКС.


ГРИГОРИЙ

(обрадовался)

Здрасте. Я к вам.


ФЕЛИКС

(чуть сконфузившись)

Земляк. Ну здравствуй. Собрался-таки.


ГРИГОРИЙ

В деревне совсем голодно. Ещё испанка. После испанки полдеревни вымерло. Вы сказали, раз грамотный то в Москве не помрёшь с голоду. С трех лет грамоте у помещицы учился…


ФЕЛИКС

Моя шинель? Носишь?


ГРИГОРИЙ

В Москву только одел.


ФЕЛИКС

Про помещицу забудь. Времена не те. Да, много сейчас безграмотных. Сгодишься. Располагайся. У меня здесь каморка есть…


Феликс приводит земляка к двери маленькой комнатки, видна только импровизированная кровать, вместо постельного белья фуфайка, другая измятая одежда.


ФЕЛИКС

(сконфуженно)

Здесь перекантуешься пока. Я себе другое место найду. Давно хотел переехать, вот и повод. Тут не смотри, что так… потом другое жильё подберём. Своих не бросаем, земляк что родственник, поможем. Кстати, хочешь фильму посмотреть? Никогда не видел поди? Про вампиров! Закрытый просмотр для руководства Пролеткульта. Говорят, сам Богданов интересуется вампирами.


эпизод 4

ИНТЕРЬЕР. КИНОЗАЛ.


В темноте зала Григорий прошёл и сел на свободное кресло. Рядом ЕЛЕНА. На экране русский немой фильм «Дракула». На сцене тапёр. Смотрят. Девушка краем глаза осмотрела юношу.


На экране – русский фильм «Дракула». Граф говорит слуге (титры): «Бери лопату, рой могилу! Нельзя так жить».


Елена в испуге схватилась за ручку сиденья, сжалась, коснувшись Гриши. Отстранилась, потом ещё раз осторожно осмотрела Гришу.


ГРИГОРИЙ

(шепотом у Елены)

Чья фильма?


ЕЛЕНА

Молчите! Весь испуг испортите. По актерам не видно?..


На экране – некоторая часть пленки настолько повреждена, что не видно ничего кроме размытого тела. От этого в зале под отдельные музыкальные акценты тапера повисает ужас.

Погас экран, загорелся свет в зале, на небольшом лепном балконе сбоку встал БОГДАНОВ.


БОГДАНОВ

Ну что, товарищи?.. Фильма, конечно, любопытная, свежая. Прошлым месяцем освободили Крым от белых, взяли трофей. Плёнка чуть повреждена, но… Вы сами всё видели! В Крыму снимали в 19 году, в стране ещё шла война. Экранизация по сути пиратская, не согласована с наследниками Стокера. В Германии сейчас взялись снимать легальную версию «Дракулы» – «Кабинет доктора Калигари». Как видите, вампиры и у нас водятся. И в некотором смысле мы первые!..

(смеется)


С МЕСТ

Особенно после революции их повылазило.


БОГДАНОВ

(не реагируя на реплики)

Почему они бессмертны? Не думали? А ответ прост – всё дело в составе крови.


ИЗ ЗАЛА

Так это же сказка.


БОГДАНОВ

Сказка ложь да в ней намёк. Многое за пределами нашего понимания. Наука ещё не доказала, а искусство уже предчувствует. Будем ждать доказательств и гибнуть? Или пойдём опытным путем? И чем раньше, тем лучше. Пандемия «испанки» за три года в мире унесла десятки миллионов жизней. В России за три года революции и гражданской войны от эпидемий тифа, азиатской холеры, чёрной оспы, чахотки, туберкулёза, дизентерии – не один и не два миллиона, точной статистики пока не имею. Нужно укреплять иммунитет, и другого метода как перекрестное переливание крови здоровых особей в условиях голода и разрухи нет. Да есть ещё занятие спортом, здоровое питание и прочее, прочее, но… трудно сразу после десятилетий рабского труда высвободить свои тела для такой жизни. А переливанием крови можно заняться уже непосредственно сейчас.


эпизод 5

НАТ. МОСКВА. ЗДАНИЕ СИНЕМАТОГРАФА. УЛИЦЫ. ДЕНЬ.


Григорий и Елена вышли из зала синематографа.


ЕЛЕНА

Надо же, и Богданов! Ух!.. А вы боитесь вампиров?


ГРИГОРИЙ

У нас в деревне их нет. Ведьмы встречаются. Иногда скотину кто-то задирает, скорее всего, волки. Может, тогда и вампиры есть? Русалки, говорят, есть.


ЕЛЕНА

(протягивает руку)

Елена.


ГРИГОРИЙ

Григорий.


эпизод 6

ИНТ. ОСЕНЬ. ГОСТИНИЦА «МЕТРОПОЛЬ». ДЕНЬ


На входе матрос с винтовкой. В дверях Феликс.


МАТРОС С ВИНТОВКОЙ

Вы куда товарищ?


ФЕЛИКС

Селиться. Без жилья вот случайно оказался.


МАТРОС С ВИНТОВКОЙ

Документы есть?


ФЕЛИКС

Мандат. Комиссаром у товарища Троцкого был. Сказали, мне сюда надо.


МАТРОС С ВИНТОВКОЙ

Кто сказал? Здесь другие документы нужны. Из Кремля. «Метрополь» негласно второй Дом советов.


ФЕЛИКС

Так что, не пустишь комиссара?


МАТРОС С ВИНТОВКОЙ

(растерянно)

Вам администратор тогда лучше всё объяснит. Пройдите туда, товарищ.


эпизод 7

ИНТ. ГОСТИНИЦА «МЕТРОПОЛЬ». ДЕНЬ


За столиком в вестибюле красногвардеец с браунингом. Рядом собирают пропуска два красноармейца с пулеметными лентами через плечо. Феликс показал документы.


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

Свободных мест нет. Все места заняты ответственными работниками партаппарата.


ФЕЛИКС

Я тоже ответственный… был, недавно. Сейчас временно помогаю советской власти другим способом.


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

(посмотрев мандат)

Комиссар?


ФЕЛИКС

Комиссар.


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

Не сомневаюсь в вашей ответственности, товарищ, но чтобы заселиться не мандат нужен, а направление. Ступайте в Кремль. Кто ваш начальник, к нему и ступайте.


ФЕЛИКС

(на портрет Троцкого)

Вон мой начальник!.. Разве можно его по таким мелочам беспокоить?


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

Это не мелочь, товарищ. Неужели место, где вы будете жить считаете мелочью?


ФЕЛИКС

По сравнению с тем, что я сделал для революции, сколько отвоевал… хотя, конечно, не я один…


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

Во всем должен быть революционный порядок, товарищ, вам ли не знать? Жилья на всех не хватает, тем более в центре Москвы. Уровень жилья должен соответствовать уровню проживающего в нём человека. Поэтому так строго.


ФЕЛИКС

(указав на портрет)

За пулеметом у него в машине сидел, когда в степь с поезда выезжали. Не ожидал, что война так быстро закончится.

(растерянно)

Может получится, товарищ, а? У меня и партбилет есть. И маузер наградной. Неужели революционная власть не поможет?


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

Маузером здесь никого не удивишь. При наличии свободных мест допускаются ответственные работники с партийным стажем не позднее 1918 года. Обратитесь к товарищу Троцкому. Ничего зазорного.


ФЕЛИКС

Да чтоб я, чтоб просить…


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

Людей на войне убивали, а просить не можете?


ФЕЛИКС

Просить не могу. А убивал не людей, убивал классового врага. Вам ли не знать, товарищ?


КРАСНОГВАРДЕЕЦ С БРАУНИНГОМ

(развел руками)

Сочувствую.


эпизод 8

НАТ. ОСЕНЬ. У ГОСТИНИЦЫ «МЕТРОПОЛЬ». ДЕНЬ


Феликс вышел из здания, в раздумьях прислонился к стене. Рядом прислонился невыспавшийся и помятый КАРЛ.


КАРЛ

Тоже не заселили?


ФЕЛИКС

Тоже.


КАРЛ

Партийная знать живет… куда нам…

(осторожно осмотрел)

Будем знакомы! Карл. Взял себе революционное имя.


ФЕЛИКС

Феликс. А фамилия?


Карл шепнул на ухо.


ФЕЛИКС

(засмеялся)

Поменять не хочешь?


КАРЛ

Подбираю пока. Жду, когда власть окончательно прояснится, чтоб наверняка. И работы нет. Был бы китайцем, сразу б нашлась.


эпизод 9

НАТ. ОСЕНЬ. ГОРОДСКОЙ ПАРК. ДЕНЬ


Карл и Феликс бредут по парку.


КАРЛ

Жилотдел не вариант. Год можно прождать, а толку? Копыта скорее отбросишь. Ты за советскую власть пострадал? Пострадал. Чего она так?


ФЕЛИКС

Советская власть сама ещё ни в чём не разобралась, ей самой сейчас трудно. Разберется, тогда все, кто за неё кровь проливал, получат по заслугам. Кого не пристроят, тот сам себе место успеет найти, не дожидаясь. Не сомневайся.


КАРЛ

А вдруг не найдешь? Что тогда?.. Кому стыдно будет, тебе или советской власти? Будешь смущать её своим присутствием? Пока только в гостинице отказали, потом совсем понизишься в статусе. Я, кстати, был комиссаром по борьбе с алкоголизмом и азартом, недолго правда.


ФЕЛИКС

(удивлённо)

Такая должность была?


КАРЛ

Была да сплыла. Рабочим побыть немного пробовал, услышал, что власть рабочих и крестьян. Никакая она не рабочих и крестьян. Ночевать уже сегодня где-то надо.


ФЕЛИКС

Может, легче где на окраине найти?


КАРЛ

Ты что?! А статус? Надо бороться за статус. Дадим слабину – так всю жизнь по окраинам и будем шастать.


Прошёл китайский патруль, по-китайски разговаривая про революцию. Карл и Феликс тихо свернули в другую сторону.


КАРЛ

(в сумраке)

Нет, я так больше не могу!..


эпизод 10

НАТ. ОСЕНЬ. У СТЕН КРЕМЛЯ. ВЕЧЕР


Карл и Феликс подошли к телефону-автомату у Кремлевской стены. Карл набирает номер. Феликс грустно стоит в стороне, будто не при чём. Возле телефона надпись «По пустякам не беспокоить».


ИНТЕРЬЕР. КРЕМЛЕВСКИЙ КАБИНЕТ. ВЕЧЕР


В одной из комнат Кремля зазвонил телефон.


ЛЕНИН

Да, ало, слушаю. Что? Да вы, батенька… вы куда звоните?


НАТ. У СТЕН КРЕМЛЯ. ВЕЧЕР


Карл возле телефона-автомата у Кремлевской стены.


КАРЛ

Нам бы товарища Троцкого. Позовите, пожалуйста, товарища Троцкого. Вопрос жизни и смерти.


ИНТЕРЬЕР. КРЕМЛЕВСКИЙ КАБИНЕТ. ВЕЧЕР


В одной из комнат Кремля. Трое, ЛЕНИН, СОЛЬЦ и БУХАРИН возле телефона.


ЛЕНИН

Что, не расслышал?.. А я говорю не по адресу. Вам сколько лет, молодой человек? Вы ошиблись… Да, здесь думают за всю страну, а вы от дел отрываете… Да, и о вас, в частности, думаем… И слушать ничего не хочу! До свидания.

(повесил трубку)

Наглый какой-то. Сказал, от кремлевской стены звонит. Отцу моему, когда руководил гимназиями, были такие звонки. Гимназисты баловались.


СОЛЬЦ

Это с телефона у Троицких ворот. Набирают все кому не лень. Там же написано «По пустякам не беспокоить».


БУХАРИН

Может, убрать из списка номер председателя совнаркома. А то, конечно, все кому не лень… А с другой стороны – связь с миром, с народом. Нельзя совсем рвать.


СОЛЬЦ

Кто такое придумал: телефон бесплатный для звонков в Кремль поставить?


БУХАРИН

До нас ещё. Давайте тогда уберем. От дел только отрывают.


НАТ. У СТЕН КРЕМЛЯ. ВЕЧЕР


Карл и Феликс возле телефона у Кремлевской стены.


ФЕЛИКС

Что, сказали?


КАРЛ

Сказали, что обо мне тоже думают. Значит и о тебе тоже. Не до нас сейчас.


ФЕЛИКС

(согласился)

Есть дела поважнее. Ждать будем?


эпизод 11

НАТ. ОСЕНЬ. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД. ВЕЧЕР


Карл с Феликсом мерзнут в саду на лавочке.


КАРЛ

(размышляет вслух)

Где власть, там не уплотняют. Видел, в Метрополе охрану поставили, чтоб даже и не пытались вселиться. В других местах все кому не лень селятся. Те кто понаглее, те уж наверняка. В общем, остается только самозахват, желательно в центре. Надеюсь, ещё не все квартиры захвачены. В Москве, где с первого раза поселишься, там и жизнь проведёшь. Власть и все самые главные всегда в центре. «Бывших» выселить можно. Ванная опять же почти в каждой квартире, живи не хочу. Ванная даже лучше, нам пока ванная даже больше бы подошла – вода всегда под рукой, удобства, коммуникации, которых здесь нет. Всю жизнь мечтал о ванной. Так и не довелось. Сейчас бы в тёплую ванную. Ленин свою революцию тоже с коммуникаций начал – телеграф, телефон, мосты, вокзалы, бани (народ не мытым не будет ходить, бани они всем нужны), – и так всю власть постепенно к рукам прибрал. Великий человек! А ты – «неудобно».


ФЕЛИКС

Так Ленин не для себя, для других.


КАРЛ

И что? Он тоже сейчас, поди, не на улице живёт. В Кремле где-нибудь. Вон, рядом с парком дом, с утра к нему приглядываюсь.

(напел песню)

«А деспот пирует в роскошном дворце, Тревогу вином заливая»…1

(вытащил из рюкзака бутылку зеленоватой жидкости)

Совсем забыл, с прежней работы осталось, а то замёрзнем. Из Петрограда, там из-под полы торгуют, сухой закон. Давай, раз нет посуды, из горла что ли…

(делает пару глотков)

Крепка зараза! В Петрограде её называют «младенцовка». Год тюрьмы за нарушение сухого закона. Нам можно. Когда его отменят? Он же царский. Во время революции пили одеколон №3, перешли на «младенцовку». Что будем пить, когда «младенцовка» закончится?


ФЕЛИКС

Почему «младенцовка»? Омолаживает?


КАРЛ

Тот же спирт… из колб. В нем раньше хранили выкидышей, младенцев… ну, и всякие разные биологические останки проспиртованными. Питер ведь город музеев.


Феликса чуть не вырвало.


КАРЛ

Говоришь, города брал?


ФЕЛИКС

Брал.


КАРЛ

(обрадовался)

Это мы удачно познакомились. Что же тебе мешает взять и отвоевать сейчас место под солнцем, раз у советской власти полно других дел? Освободи власть от необходимости решать твою проблему, возьми для нас приступом какую-нибудь комнату в бывшей буржуйской квартире. Я тылы поддержу. Можно сначала угол какой-нибудь захватить, не ночевать же на улице. Мандат есть, что комиссар?


ФЕЛИКС

Для советской власти города брал, для себя лично ничего не могу. Ступор. Это у меня с детства.


КАРЛ

Так зачем же для себя? Для меня. Товарищу помоги. А я в ответ тебе тоже потом помогу.


ФЕЛИКС

А можно… так… захватом? при нашей-то власти?


КАРЛ

У «бывших» можно. Узнавал. А потом, как не крути, – без вариантов. Жилье всё равно не купишь, революция ввела запрет на сделки с недвижимостью. Даже если б деньги были, не купишь. В 18 году вообще отменили частную собственность – каждый выкручивайся как можешь. Лови момент, пока власть не запрещает.


Китайские патрули патрулируют Александровский сад, двое на скамейке, пряча бутылку, о чём-то договариваются.


эпизод 12

ИНТ. БОЛЬШАЯ КВАРТИРА. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА. ВЕЧЕР


Хозяйка притона звонит в дверь большой квартиры. В двери за цепочкой показалось растерянное лицо. ЛЮСЯ.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Хозяев нет что ли?


ЛЮСЯ

На даче.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

То-то смотрю. Соли немного не будет? Хватилась – нет. Я соседка.


ЛЮСЯ

Не знаю, надо посмотреть.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Когда приедут, не сказали?


ЛЮСЯ

(шёпотом)

Профессора арестовали.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Ба!.. чувствую тихо. Теперь точно не приедут. Ты что ли здесь теперь живешь? Мне как соседке важно знать.


ЛЮСЯ

Племянница я профессорская.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Уплотнять вас теперь будут. После арестов всегда так. Я спаслась от уплотнения самоуплотнением. Чтоб не подселили невесть кого. Могу помочь по-соседски, подсказать…


По лестнице поднимается опрятный гражданин в пенсне, остановился возле соседской двери. Вслед за ним идут Феликс и Карл, поднимаются выше, встали на следующей лестничной площадке, затаились, прислушались.


ГРАЖДАНИН В ПЕНСНЕ

(хозяйке притона)

Наше вам с кисточкой! Я к вам, как договаривались. Картошкой возьмёте?


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Куда деваться?

(со скепсисом)

«Женские чаевые» называется… картошкой… В следующий раз хоть соли принесите. Проходите, я сейчас.


ГРАЖДАНИН В ПЕНСНЕ

(в сторону Люси)

А можно?..


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Не можно!.. пока… Проходите уж быстрее. Любите посветиться.


ГРАЖДАНИН В ПЕНСНЕ

Расширяетесь?


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

С соседкой разговариваю.


ГРАЖДАНИН В ПЕНСНЕ

Пардон.


Гражданин в пенсне зашёл в соседнюю квартиру, вызвав там вскоре вскрик женского восторга.

По лестнице спускается УПРАВДОМ, увидел на площадке Феликса и Карла.


УПРАВДОМ

Вы товарищи, извините, к кому?


КАРЛ

Мы… по архиважному делу… после разговора с Кремлём… Комиссары мы. Оба.

(Феликсу)

Покажи удостоверение.


Феликс показал удостоверение.


КАРЛ

(добавляя таинственности)

Дело государственной важности, не терпит отлагательства. Так ведь, Феликс?


Феликс решительно кивнул.


УПРАВДОМ

Понял, другой бы не понял. Управдомом я здесь. Валерий Петрович, прошу любить и жаловать. Всегда в вашем распоряжении, если что.


КАРЛ

Пока идите. Мы сами.


УПРАВДОМ

Слушаюсь.


Управдом стал спускаться ниже.


УПРАВДОМ

Оргии у меня здесь опять устраивать?


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Я на вас в суд за клевету подам!.. С приличными людьми разговариваю. С соседской племянницей.


УПРАВДОМ

Пошутил я. Хотя…


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Шуточки у вас. Профессора нашего арестовали.


УПРАВДОМ

(струхнув)

Да ну! А я-то думаю…


Управдом робко покосился взглядом наверх, где маскировались Карл и Феликс. Люся тихо прикрыла дверь.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Вот те и «ну», думай не думай.

(в сторону ушедшей)

Закрылась. Робкая.


УПРАВДОМ

Надо же, не знал.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

И слова твои для меня оскорбительны. Мне государство орден должно повесить за то, что бездомных девушек на улице подбираю. Знаешь, сколько сейчас бездомных по дворам шляются, от голода гибнут?


УПРАВДОМ

Велик подвиг – молоденьких да красивых на улице подбирать. Если бы ты их не подобрала, государство твою квартиру другими бы уплотнило. Власть испытывает острую потребность в послушных социальных телах, а у тебя здесь налицо асоциальный образ жизни. Дезертиры труда.


ХОЗЯЙКА ПРИТОНА

Что, планы порушила? Ты ещё не всё государство. Некогда мне…


Хозяйка закрыла дверь. Управдом чуть постояв и бросив короткий взгляд наверх, тихо стал спускаться по лестнице вниз.


эпизод 13

ИНТ. ПАВИЛЬОН. БОЛЬШАЯ КВАРТИРА. ПОДЪЕЗД. ДЕНЬ


Медная табличка с фамилией. Электрическая кнопка звонка. Феликс и Карл позвонили. Люся открыла дверь на цепочку, в руках – соль.


ЛЮСЯ

Вам чего? Думала соседка.


ФЕЛИКС

В ванную бы…


С Феликсом случился ступор.


КАРЛ

Проверяем дом на наличие протечек.


ЛЮСЯ

Так воды же нет.


КАРЛ

Потому и проверяем, чтоб была. Есть ещё кто в квартире?

(Феликсу)

Покажи мандат.


Феликс с трудом, но показал мандат.


ЛЮСЯ

(смутилась)

Может, утром? Поздно уж.


КАРЛ

Утром никак нельзя. Все хотят в ванную. А вы не пускаете. Вот Феликс, комиссар бывший, он, если надо, объяснит…


Феликс пытается что-то сказать, но не может.


КАРЛ

Потом объяснит. Может, нам тогда управдома вызвать? Управдом недоволен будет, что так поздно.


ЛЮСЯ

(смутилась)

Зачем же управдома? Понимаю. Просто…


КАРЛ

И не сопротивляйтесь, в вашем случае это слишком опасно, мой товарищ травмирован революцией. Снимайте цепочку.


Люся сняла цепочку и впустила Феликса с Карлом.


ЛЮСЯ

Пойдемте тогда покажу где ванная, хозяева на даче…


ФЕЛИКС

(пройдя в ванную)

Ох!.. Лучше даже чем в кинобудке.


КАРЛ

То, что надо! Комфорт. Люкс. Вы, гражданочка, покамест идите к себе в комнату. Мы здесь пообживёмся. В смысле – сами всё осмотрим… До утра точно провозимся.


ФЕЛИКС

Работы надолго.


ЛЮСЯ

А причём здесь кинобудка?


КАРЛ

Идите уж. Мы отсюда никуда не денемся. Дверь в свою комнату можете закрыть, чтоб спокойнее.


ЛЮСЯ

Мне и так и так неспокойно. Хотя что уж, привыкаю ко всему.


Люся махнула рукой и вышла. Карл с Феликсом остались в ванной.


ФЕЛИКС

Взяли без боя. Постучать что ли по трубам для приличия?


Стучит о трубы.


КАРЛ

Ожил ступорнутый?.. Соседей разбудишь. «Привыкаю ко всему»… Может тогда комнату займем? Воды всё равно нет.


ФЕЛИКС

Ночлег есть и ладно.

(обменявшись взглядом)

Надо было сразу. Стесняюсь что-то с девушками разговаривать, война отучила. Пообвыкнемся чуть.


эпизод 14

ПАВИЛЬОН. БОЛЬШАЯ КВАРТИРА. ВАННАЯ. УТРО


Утреннее солнце играет на листьях герани. Люся оделась, осмотрелась, осторожно постучала в ванную, никто не ответил, открыла дверь. Феликс на скамеечке, прислонившись к стенке, Карл в самой ванной. Рядом пустая бутылка «младенцовки». При появлении хозяйки зашевелились, стали просыпаться.


ЛЮСЯ

Вы ещё здесь?


КАРЛ

А где нам ещё быть? У нас другого жилья нет. Нам здесь этой ночью понравилось.


ЛЮСЯ

В смысле?.. Всё сделали?


КАРЛ

(кивнул)

Решили пожить у вас здесь, пока более приличное жильё не найдём. Считайте, что мы вас уплотнили.


ЛЮСЯ

Вы же сантехники, я думала… комиссар бывший?.. Коварство.


ФЕЛИКС

Комиссары бывшими не бывают. Это вы, гражданка, бывшая, если несознательная, а за нами будущее.


КАРЛ

(вставая из ванной)

Четвертый год новой эры живем, всё как-то не верится. Календарь сдвинули на 14 дней…


ЛЮСЯ

Скоро профессор должны вернуться. Это же профессорская квартира, у него бронь чтоб сюда никого не селить. Я вызову милицию.


КАРЛ

Ага, слышали где ваш профессор. Хотите, чтобы и вас туда же? Кому милиция больше поверит? Мы уже и комсомольскую ячейку здесь за ночь успели создать.

(осторожно задвинул бутылку под ванную)


ФЕЛИКС

Коммунистическую.


КАРЛ

(Феликсу)

Зачем людей пугать?

(Люсе)

А чего так смотрите? Ячейки нового общества сейчас растут везде как грибы, могут даже в ванной. Коммунизм в ванной, можно сказать, почти построили, новый пролетарский быт в старых коммунальных пространствах. Вот бы ещё помыться, когда воду дадут.

На страницу:
1 из 2