Полная версия
Легенды и сказки Севера
Шорская легенда
Парень и Хозяйка воды
Это произошло в селе Кызыл-Чар[10]. Один холостой парень рано утром спустился к реке Мрассу, чтобы искупаться. Очень уж ему хотелось освежиться. _ А на середине реки был большой камень. Смотрит парень на этот камень, а на нём сидит девушка с жёлтыми длинными волосами, в руке золотой гребень, она им волосы свои расчёсывает.
Парень возьми да и крикни девушке:
– Эй, девушка!
Она испугалась, золотой гребень упал на камень, а сама она спрыгнула в воду и исчезла.
Парень подошёл к камню, взял золотой гребень, как-то и купаться расхотелось, побежал домой, всё рассказал матери.
– Сынок, так нельзя, это грех, верни золотой гребень!
Это ведь не девушка, а Хозяйка воды! – стала умолять его мать.
Парень снова спустился к реке, а там Хозяйка воды стоит по пояс в воде и говорит ему:
– Верни мой золотой гребень!
В парне проснулось глупое упрямство, он решил не отдавать золотого гребня. Не образумили его и следующие слова Хозяйки воды:
– Если не вернёшь гребня, то от воды погибнешь!
Но тем не менее слова заставили его задуматься. С этого времени парень не то что купаться, а даже к реке близко не подходил. Стал бояться воды. Но на всякий случай золотой гребень всегда носил с собой в кармане.
Так прошло три года.
Однажды он шёл по дороге, стал подниматься в гору, устал, вспотел, глянул, а вода у него в бутылке закончилась, кипячёная вода. А пить захотелось сильно. За день-два до этого был дождь, следы копыт коней на глине дороги походили теперь на чаши с водой. Вода как будто чистая. Терпел-терпел, не утерпел, наклонился к одной из чаш, чтобы оттуда напиться, да – захлебнулся.
Хозяйка воды всё-таки сдержала своё слово.
Запись, перевод и обработка текста Л.Н. Арбачакова
Редактор Г.В. Косточаков
Долганская легенда
Предсказание
Жил в тундре один охотник, семьи у него не было. Свои многочисленные пасти, капканы проверял в течение трёх дней. На своём пути он построил три жилища. Сначала отдохнёт, переночует в одном, а затем дойдёт и до третьего своего пристанища.
Однажды он собрался проверить свои дальние пасти на песца, а они проходили именно по этой тропе. Сначала он после удачной охоты пришёл к своему жилищу, поел, отдохнул, переночевал. Рано утром пошёл дальше проверять следующие капканы, с хорошими трофеями вернулся, остался в своём среднем жилище. На следующий день, проверяя один капкан за другим, дошёл и до третьего своего жилища.
Когда подходил до него увидел, что с трубы идёт дым. А когда близко подошёл к голомо[11], то не увидел никаких следов. Даже не было заметно, кто заходил, а кто выходил. Стоит перед своим жильём и удивляется, кто может там находиться, если даже следов никаких нет перед ним. Наконец решил войти, видит, сидят три девушки. В доме тепло, кипит котёл. Охотник здоровается с ними, они молчат, а одна из них ходит, подносит к другим суп, те молча едят. А потом двое из них каким-то образом исчезли; не может понять охотник, куда они подевались.
Оставшаяся девушка, оглянувшись, начала говорить:
– Слушай меня! Ты знаешь, откуда мы, и что мы едим? Мы ведь не люди, мы спустились с неба. Сейчас я расскажу тебе одну историю. Я хочу тебя сделать шаманом. Когда ты будешь возвращаться к своему основному жилищу, тебя и твоих оленей остановят навстречу идущие
слуги вашего князька. Они тебя как неизвестного человека попросят вылечить единственную дочь своего хозяина. И тебя на руках занесут в дом к смертельно больной девушке. А как ты её будешь лечить? У тебя ведь нет способности к этому, поэтому сиди тихо, ничего не предпринимай. Тогда на тебя наденут шаманское одеяние, и только тогда перед твоим взором появится моё обличье.
После этого ты не будешь видеть окружающих тебя людей, словно потеряешь сознание, но твои движения останутся. А потом увидишь, что у изголовья сидит моя средняя сестра, на её шее амулет больной девушки. Тебе нужно будет отобрать этот амулет, только тогда девушка поправится. Но после того как у тебя всё получится, ты тяжело заболеешь, три дня будешь в беспамятстве. На третий день очнёшься и увидишь, как девушка эта готовит еду, наливает тебе чай, ухаживает за тобой. А счастливый князёк тебя отблагодарит, одарит, а его слуги доведут тебя и оленей до твоего дома. Но учти, что по дороге вдруг грянет гром, это я спущусь к тебе на голову, но ты не должен пугаться, размахивать руками, чего бы тебе это не стоило. Если ты каким-либо образом коснёшься своей макушки, тебе не жить.
Она закончила свою речь и исчезла. Дальше всё случилось, как предсказала таинственная незнакомка. Он вылечил дочь князька, на третий день увидел, как она ухаживает за ним, кормит, наливает чай. Видно, что собирается за него замуж. Всё стойбище провожало его до дому.
Вдруг по дороге неожиданно прогремел гром. Он очень испугался, позабыв всё, что сказала небесная девушка, дотронулся нечаянно ножом до головы и сразу же рухнул на землю.
Провожатые ничего не поняли, так как не слышали грома, удивились, когда увидели спасителя своей хозяйки бездыханным.
Поэтому в народе о человеке говорят: если внутри не заложено, так и снаружи не приобретается.
Рассказала Е.П. Портнягина
Перевела И.А. Лаптукова
Окончательная редакция Н.С. Кудряковой
Тофаларские сказки
Тёр-окыш – долина цветок
В одном племени жили муж да жена. Муж на охоту ходил, дичь приносил, а жена за оленями смотрела, шила одежду и покровы к чуму. Много детей у них родилось, да все умирали.
Муж опять отправился на охоту, а в это время родила жена сына. Красивый мальчик родился. Лицо, как полная луна, а глаза, как две звёздочки, блестели. Искупала мать новорожденного в солёной воде, чтобы кожа его была крепкой и выносливой при невзгодах, и положила его в бедик – люльку из бересты. Затем стала печь лепёшки.
Много ли, мало ли времени прошло, а муж всё не возвращается с охоты. Вот и сын уже стал большой. Согнул он себе лук из молодой берёзы, сделал стрелы и просит мать отпустить его на охоту счастья попытать, отца поискать.
Идёт молодой Улугэн[12] по тайге, дичью питается, под кедром засыпает, в горном ключе умывается и дальше шагает.
Однажды ночью Улугэн проснулся от страшного крика. Испугался молодой охотник, натянул лук и стал ждать. На вершине кедра, под которым стоял Улугэн, раздался хохот. Посмотрел юноша туда и увидел сову. Это она своим криком разбудила его, это она смеялась над ним.
Рассердился охотник, направил стрелу на сову, а сова отлетела в сторону и говорит:
– Полно, брат Улугэн, сердиться, лучше вспомни, куда ты направился, а я тебе помогу. Будем теперь днём спать, а ночами идти, отца твоего искать. Жив твой отец, но заколдовала его злая волшебница, спасать его надо…
Три ночи летела сова, а за ней шагал Улугэн. Три дня сидела сова в дупле, а Улугэн спал под деревом. На четвёртую ночь сова говорит Улугэну:
– Сейчас мы будем на заколдованном месте у волшебницы. Она напустит на тебя сон, но ты не спи, а то сам пропадёшь и отца не спасёшь. Набери себе в карманы острых камней и сучков, подложи их под себя, когда тебя в сон начнёт клонить. Ну, а дальше сам догадаешься, что нужно делать, да и я буду рядом.
В полночь Улугэн вышел на поляну. Со всех сторон раздался звон бубенчиков и колокольчиков, послышалась песня. Пела эту песню девушка. Как только раздалась песня, вся долина осветилась. Каждый цветок излучал свет. А среди этих цветов виднелась на траве жёлтая полоска.
У Улугэна глаза сами по себе начали слипаться. Лёг он на траву и тут вспомнил, что ему наказывала сова. Подложил под себя сучки и камни.
Поёт песни невидимая девушка, звенят колокольчики и бубенчики. Голова Улугэна совсем упала на траву да ударилась о камни и сучки. Открыл Улугэн глаза и вскрикнул:
– Кто поёт здесь? Кто мешает мне спать среди ночи своими песнями?
– Это я, – отвечает голос девушки.
– Кто ты такая? Покажись.
– Я не могу сейчас тебе показаться, ты найдёшь меня на восходе солнца.
– А как я найду тебя?
– Видишь ли ты жёлтую полоску? Подойдёшь к ней на восходе солнца и увидишь меня.
Тут Улугэн услышал крик совы и понял, что настало время ловить волшебницу. Тогда он вскочил на ноги и пошёл к жёлтой полоске. Колокольчики и бубенчики зазвенели тревожно.
Улугэн подошёл к жёлтой полоске и увидел, что это красивый, блестящий женский кушак. Улугэн схватил его руками, и перед ним очутилась девушка несказанной красоты в жёлтом платье. Юноша смотрел на неё и забыл даже, зачем пришёл сюда. Снова прокричала сова.
– Почему ты не дождался восхода солнца? Почему не послушался меня? – сказала девушка.
– Ты сейчас бессильна. Ты не околдуешь меня. Я не боюсь тебя. Говори, где мой отец?
Девушка стояла и молчала. Тут послышался крик совы.
– Говори, где мой отец? Я разорву твой кушак, и твоя сила пропадёт.
– Твой отец здесь, но он слепой. Смотрел на меня на восходе солнца. Тот, кто смотрит на меня в это время, слепнет от моей красоты и моего платья. Отдай мне мой кушак, я приведу тебе отца.
– Нет, ты сначала веди сюда отца, а потом уж я посмотрю: отдать ли тебе кушак…
Зазвенели бубенчики и колокольчики. Один красный цветок раскрылся, покачался, сбросил с себя лепестки, и вскоре перед Улугэном встал охотник, на него похожий.
– Я не вижу тебя, волшебница. Дай мне потрогать свой кушак, он даст мне жизнь, – сказал охотник.
– За тобой пришёл сын. Я тебя освобождаю, но ты будешь слепой, – сказала девушка. Обрадовался тот, слёзы потекли по его щекам.
Снова прокричала сова. Улугэн посмотрел на долину, увидел много цветов и догадался, что цветы эти – охотники, которых околдовала волшебница.
– Нет, мне этого мало. Освобождай всех охотников. Чтобы ни одного цветка не осталось.
Волшебница рассердилась, но делать было нечего. Все цветы раскрылись, закачались и сбросили лепестки. Стебли стали расти, и скоро перед Улугэном предстали семьдесят семь охотников. Все они были слепые.
Опять закричала сова. Улугэн разорвал жёлтый кушак, поджёг его, а пепел сложил в такшу[13]. Снова закричала сова. Юноша подошёл к отцу и потёр его глаза пеплом. Отец стал видеть. Так он сделал со всеми охотниками. Все они стали видеть. Обрадовались люди освобождению, благодарят Улугэна, хвалят его.
И тут опять прокричала сова. Посмотрел Улугэн на девушку. Сидит на траве красавица в блестящем платье и плачет.
– Что ты плачешь? Ты теперь не злая волшебница, а обыкновенная девушка. Ты красивая, я полюбил тебя. Собирайся с нами, будем жить вместе, я буду твоим мужем.
Улугэн с отцом и девушкой вернулись в свой чум.
Мать обрадовалась сыну и мужу. Девушка тоже понравилась ей. И они сыграли свадьбу, жили все вместе долго и счастливо.
Рассказала З. Адамова,
пос. Алыгджер, Нижнеудинский район, Иркутская область
Записала в 1970 г. Л. Матющенко
Вечные люди и живая вода
В прежнее время по краю нашей земли ходил один человек. Увидел большое болото, через которое зверь не проходил, птица не пролетала.
Человеку всё интересно знать: какая земля за болотом, какие звери и птицы водятся. Разбежался он и перескочил через болото.
За болотом наш человек увидел: стоят осёдланные зайцы. Тут же из-под земли показались маленькие вечные люди, они ездили на этих зайцах. Вечные люди нашему человеку рассказали:
– Появился в нашей земле хищный зверь – соболь. Поймал одного из вечных людей и перегрыз ему горло. Ты охотник? Убей нам того соболя.
Наш человек пошёл на охоту, убил хищного соболя и принёс вечным людям. Вечные люди обрадовались:
– Ты сделал для нас доброе дело. Мы тебя отблагодарим – привезём тебе вечной воды. Иди на свою землю и жди нас.
Наш охотник вернулся на свою долину и рассказал всем родственникам, что скоро к ним приедут вечные люди привезут всем живой воды. Все люди будут вечными.
Стали ждать гостей. Наши пошли рубить дрова для костров. Видят: едут маленькие вечные люди на осёдланных зайцах. Нашим женщинам стало смешно, и они захохотали.
– Глядите, глядите, какой у них скот! Какие они сами малюсенькие!..
Вечные люди обиделись и решили не давать живой воды. Они выплеснули её на деревья: на кедр, ель и сосну… А сами уехали за большое болото, на свою землю.
С тех пор кедр, ель и сосна всё время стоят зелёные. Это от живой вечной воды.
Эвенкийские легенды
Фглрый и молодой
Сидели у костра два охотника – старый и молодой. Разговаривали об охоте. Говорили о том, как следы на голом камне увидеть, как лису из норы выгнать. Зашёл у них спор: какой охотник лучше – молодой или старый? – У молодого силы много. С медведем может бороться, – сказал молодой охотник.
– Разве медведь человеку товарищ, чтобы с ним бороться? – смеётся старый охотник.
– У молодого охотника ноги быстрые. Он песца обгонит.
– А старый по следу собаку пустит. Сам с другой стороны зайдёт.
Спорили они долго. Подошёл к ним третий охотник. Послушал, о чём они спорят, и говорит:
– Сейчас я спускался с высокой сопки. Видел: в долине лось на снегу дремлет. Пусть один из вас подползёт к нему близко и оставит свою рукавицу. А другой пусть ту рукавицу принесёт. Вот и увидим, кто из вас лучший охотник.
Первым пошёл старик. За деревьями прячется. Ползёт. Когда надо, за камнями тихо лежит. Вот уж и лось виден. Глаза прикрыл, жуёт. Положил старик рукавицу, назад пополз.
Пошёл молодой охотник за рукавицей. Тихо-тихо бежит. Где надо, легко перепрыгнет. Схватил он рукавицу, побежал назад. Лось даже не пошевелился.
Тогда сказал третий охотник:
– Видать, дело не в годах. Ты, старик, хороший охотник. И ты, молодой, хороший охотник. Не надо спорить!
Легенда о Белом Олене
Давным-давно за далёкими горами, на бескрайних просторах тундры, стояло стойбище эвенков. Жили они в чумах. Мужчины охотились, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь. Младшие дети беззаботно играли, старшие помогали родителям. Так проходили дни, месяцы и годы. Эвенки жили, и им казалось, что всё хорошо.
Однажды вечером младшая дочка одного охотника тяжело заболела. Мать лечила дочку травами, но они не помогали. Девочке с каждым днём становилось всё хуже. Родители пригласили шамана из соседнего стойбища. Всю ночь камлал шаман, но девочке стало совсем плохо. «Видимо, глубоко засел в её тело злой дух», – мрачно сказал шаман.
Родители, встревоженные состоянием девочки, обратились к старейшинам. Седовласые старики думали, что ответить бедным родителям. «Шаман не помог, видимо, судьба – умереть ребёнку…» – подумали они. Но самый старый из них сказал: «Есть последнее средство: идите оба к Белому Оленю. Только он сможет спасти девочку. Единственное условие – чтобы его увидеть, надо обладать чистым сердцем…»
– Где его искать? – спрашивают мать и отец.
– Только ваше сердце может подсказать, – ответил старик.
Рассердился отец: «Как пойти туда, не зная куда, ведь дочь может умереть!» Мать вся в отчаянии, слёзы так и потекли. Старик подошёл к матери и сказал: «Пойми, женщина, это ваш последний шанс. Отчаяние и гнев не помогут найти дорогу к Белому Оленю».
Родители собрались в путь. Долго они шли, видели много стад оленей, но нигде не было Белого Оленя. Пришли они к заброшенному чуму. Уставшие и голодные легли спать. Ночью услышали топот копыт. Выглянули из чума и увидели, как будто вдалеке показалось что-то белое. Отец присмотрелся, а это Белый Олень пасётся. Мать вскрикнула от радости. Вышли они из чума и стали приближаться к оленю, а олень всё дальше и дальше от них. Так они и не догнали его. Взмолились отец и мать, упали на землю. Вдруг слышат голос откуда-то: «Очистите своё сердце, в нём слишком много зла!» Отец не поверил: «Я ничего плохого не делал!». А голос ему в ответ: «А кто убивал зверя без меры? Ведь природа даёт охотнику зверя столько, сколько ему нужно. А ты зря убивал…»
И вспомнил отец, как ходил с друзьями на охоту, убивал много уток, гусей. Как они радовались удаче. Хотя половина добычи могла прокормить их семьи. Вспомнил он это, и стало так тяжело на сердце, что невозможно было вздохнуть. Мать тоже не поверила голосу: «Я всегда была хорошей хозяйкой, женой и матерью. В чём ты меня можешь обвинить?!» Голос ответил: «Хозяйка, может ты и хорошая, да больно ревнивая и завистливая. Вспомни, что ты думала, когда увидела соседку в новой красивой одежде, когда вокруг неё вились молодые люди?» Мать вспомнила и потемнела лицом. «Да, было…» – тихо со стыдом сказала она.
Долго они лежали на земле, вспоминая прожитые годы. Неприятно им это вспоминать, хотя и давно это было. А ощущение такое, как будто это случилось вчера. Отец понял, что хотел сказать ему таинственный голос – не бери больше, чем можешь отдать. Во всём должно быть равновесие. Он нарушил главный эвенкийский закон, и природа обеднела зверем. Мать с пунцовым от стыда лицом поняла: не ревнуй, не завидуй, иначе тебе обернётся во сто крат. Ведь зависть и ревность – пожелание зла другому человеку.
Как только они поняли, что жили не так, перед ними вновь появился Белый Олень. Он был так прекрасен! И смотрел он так по-доброму, что слёзы у родителей невольно сами полились, не останавливаясь.
Все увидели белый излучающий свет, исходящий от оленя. Свет проник в маленькое тельце девочки, словно изгоняя что-то тёмное. Девочка тяжело вздохнула и открыла глазки. Как все обрадовались! Родители были безмерно счастливы! Они благодарили Белого Оленя и клятвенно обещали, что теперь будут жить, не нарушая законы природы, и беречь свои сердца от любого зла.
Белый Олень улыбнулся им, кивнул головой на прощание и исчез.
Э.И. Атласова
Эвенские легенды и сказка
Первый олень от дерева родился
В старое время, когда появился человек, пошёл он в густой лес около двух речек. В лесу большие лиственницы стоят, толстые – в три обхвата. По той стороне ствола, что на солнечный восход смотрит, много смолы течёт. Вдруг слышит: ап-ап-ап… Человек остановился: откуда такой звук? Вроде бы никого нет. Лес кругом. Туда-сюда походил – слышно. По кругу пошёл – опять: звук слышен, а никого нет. В глубь леса решил идти, в середину. Там самое большое дерево стоит. На солнечной стороне ствола – трещина. Смола из неё сильно течёт. И торчит из трещины подобие головы телёнка: носик есть, ротик. «Не буду трогать», – решил человек. Домой пошёл.
Через год вспомнил: удивительное видел. На то же место пришёл. Из трещины на стволе телёнок до половины туловища вылез, переднее копытце видно.
Ещё через год пришёл человек к той лиственнице: о-о, задние ноги у телёнка уже из трещины вылезли. Это весной было, а осенью увидел человек: возле дерева олень ходит. Вот – лежит олений телёнок, рогов ещё нет, шерсти нет. Человек вокруг обошёл – не убегает оленёнок. Как же так – не убегает? Три раза его обошёл. «Пускай лежит», – решил. Домой вернулся.
Новой весной пришёл человек к оленёнку. У телёнка уже рожки вылезли, шерсть чёрная появилась, как проволока скрученная. Потом появился каким-то образом и другой олень. Наверно, другое дерево было рядом. Тот, первый, была важенка, этот – бычок. Стал человек их приручать. Оказывается, они соль любят, рыбу любят. Через два года важенка отелилась. Так стадо получилось.
Смоляного телёнка нютукэ зовут, обычного – энкачан. Есть поверье такое: кто убьёт нютукэ – будет сильно богатым, много оленей будет добывать. Только нютукэ трудно убить.
Рассказал сказитель Г. Афанасьев,
с. Арка, Хабаровский край
Жадный глухарь
Поздней осенью прилетели птицы на опушку леса. Пора им в тёплые края. Семь дней собирались, друг с другом перекликались:
– Все ли тут? Тут ли все? Все ль нет?
Все птицы слетелись, только не было глухаря. Стукнул орёл-беркут горбатым носом по сухой ветке, стукнул ещё раз и приказал молодой тетёрке позвать глухаря.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ураса – старинное летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой.
2
Чорон – национальный якутский сосуд для хранения и потребления кумыса.
3
Иэйэхсит и Айыысыт – богини, покровительствующие людям и домашним животным.
4
уЛуС – район.
5
Вилюй – название улуса (района) в Якутии.
6
Кухта – косматый иней на деревьях, куржевина, опока.
7
Олонхо – героический эпос якутов.
8
Хомус – национальный музыкальный инструмент якутов.
9
Ыагайа – берестяное ведро.
10
Кызыл-Чар – село в Горной Шории, ныне в черте города Мыски Кемеровской области.
11
Голомо – жилище.
12
Улугэн – сова.
13
Такша – деревянная чашка.