Полная версия
Русский сундук на Всероссийских и региональных выставках
Ил. 7. Клеймо сундучного заведения А. С. Алексеева.
Ил. 8. Клеймо заведения В. И. Меринова (Невьянск).
Ил. 9. Погребец. Мастерская О. П. Лаптева. До 1902 года, Нижний Тагил. Дерево, жесть, латунь, «мороз» по жести, гравировка, литье (один из экспонатов выставки, ныне – в ОНИ ГРМ).
Ил. 10. Тумба. До 1902 года, Невьянск. Дерево, жесть, олово, хромолитография, «мороз» по жести (один из экспонатов выставки, ныне – в ОНИ ГРМ).
Несмотря на то, что, по словам М. Ю. Лачаевой, «сочетание „полезности“ и „блистательности“ делало выставки особенно привлекательными в глазах публики и экспонентов»52, тенденция к уменьшению количества уральских мастеров-сундучников, принимавших участие во Всероссийских смотрах, продолжилась. Среди них уже почти не было хозяев крупных мастерских. Не исключено, что некоторую роль здесь сыграло недоверие, которое питали к Всероссийским выставкам многие фабриканты. К тому же известно, что «при подготовительных работах ко Всероссийской кустарно-промышленной выставке губернская управа задавалась целью собрать средние [курсив мой – Г.П.] образцы изделий по тем отраслям кустарной промышленности, которые имеют более или менее серьезное значение в местной экономической жизни»53.
По литературе, связанной с выставкой 1902 года, невозможно судить о состоянии уральского сундучного промысла в начале XX века, поскольку новой информации не было. В каталоге петербургской выставки просто перепечатали сведения из вышеназванного «Очерка состояния кустарной промышленности…» (1896). И все же контингент участников подтвердил, что никаких изменений в промысле не произошло.
Ил. 11. Медаль Всероссийской кустарно-промышленной выставки (Санкт-Петербург, 1902).
Вятский центр был представлен лишь двумя именами, это – мастера Я. Ф. Машковцев и П. И. Рубцов (оба – из Вятского уезда)54. Первый представил семь «сундуков крашенных деревянных». Об его мастерской указано, что годовое производство в ней равнялось 100 рублям; лес Я. Ф. Машковцев покупал на Вятском базаре у крестьян, а изделия сдавал в Вятский земский кустарный склад; наемных рабочих у него не было55. Яков Машковцев был не только сундучником, но и известным мастером декоративных росписей56. П. И. Рубцов из деревни Победиловской Югринской волости выставил «сундуки деревянные, обитые жестью». Годовое производство его мастерской оценивалось в 400 рублей. Лес он покупал у лесоторговцев, а жесть – в кустарном складе (на сумму до 180 рублей). Готовые изделия сдавал в Вятский кустарный склад. Нанимал двух мастеров57.
Наличие связей обоих сундучников с земскими учреждениями не случайно – деятельность Вятского губернского земства по поддержке кустарной промышленности приносила плоды58.
Вряд ли почти полное отсутствие вятских сундучников на выставке отражало какие-либо значительные изменения в промысле. В начале XX века Вятская губерния продолжала играть большую роль в истории русского сундучного производства.
В отличие от предыдущих Всероссийских выставок, в петербургском смотре 1902 года участвовали не только уральские и вятские сундучники. Были представлены муромский центр (В. В. Борисов, П. И. Завьялов, Зяблицкая кустарная артель, Е. Н. Малышев, И. П. Фаддеев, И. И. Рудаков, С. В. Рудаков59), а также сундучные промыслы Московской (А. Г. Андреев, И. И. Анисимов, И. Ф. Горбачев), Нижегородской (И. П. Ермаков), Калужской (Г. Захаров, Н. Слатиков), Курской (В. Ф. Бакланов), Псковской (Е. Митрофанов) и Саратовской (М. А. Пименов) губерний60. Однако это были редкие и, вероятно, случайные имена: одни делали не только сундуки, но и столы и рамы, другие – только сундучные замки, производство третьих было крайне невелико по объемам. Лишь И. П. Ермаков из села Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии представлял крупный центр сундучного производства (т. е. известного в масштабах страны и за ее границами, а не только в уезде или губернии).
Стало быть, на основе сведений из литературы, посвященной Всероссийской выставке 1902 года, можно лишь наметить основные моменты истории русского сундучного промысла начала XX века: увеличение роли Муромского уезда Владимирской губернии (наряду со Средним Уралом он стал одним из крупнейших центров); распространение промысла по многим губерниям, однако региональные центры обслуживали только местные рынки; существование нескольких главных форм, которые принимало сундучное производство: мелкие частные мастерские с полным комплексом операций, мелкие частные мастерские с ограниченным комплексом операций («детальные»), крупные частные заведения с неполным комплексом операций, крупные «фабрики» («центральные»), артели.
Всероссийская кустарная выставка (Санкт-Петербург, 1907)
Упомянут только владелец сундучной мастерской В. И. Федулов61. Он проживал в Московской губернии, Московском уезде, деревне Марфино. Как известно, В.И. Федулов участвовал во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1895).
Ил. 12. Открытка Всероссийской кустарной выставки (Санкт-Петербург, 1907).
Вторая Всероссийская кустарная выставка (Санкт-Петербург, 1913)
Выставка находилась под покровительством императрицы Александры Федоровны. В ней принял участие невьянец В. И. Недорезов, который представил сундуки, шкатулки и жестяные листы для обивки сундуков62. Его сундучная мастерская, основанная в 1895 году, часто упоминается в статистической литературе начала XX века. В указателе выставки также упомянуто имя вятского кустаря. Это – Лаврентий Филиппович Кормщиков из деревни Дресва Югринской волости Вятского уезда, который представил сундуки63. И, наконец, можно встретить указание на участие в этой выставке С. И. Тулупова из д. Чулково Муромского уезда. Это был хозяин весьма крупной мастерской64.
Ил. 13. Медаль Второй Всероссийской кустарной выставки (Санкт-Петербург, 1913).
Ил. 14. Плакат Второй Всероссийской кустарной выставки (Санкт-Петербург, 1913).
Ил.15. Жетон Второй Всероссийской кустарной выставки (Санкт-Петербург, 1913).
Выставка «порадовала всех любителей кустарного дела ясными признаками того, что в самых разных местностях нашего отечества проснулось желание крепко держаться местных художественных преданий». Всюду хотели «не обезличивать себя в каком-либо условном шаблоне, а, напротив того, ярче выразить местную русскую красоту, отчего и общерусское народное искусство, конечно, может только выиграть»65. Сундуки названных мастеров продемонстрировали особенности региональных традиций сундучного производства.
Всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка (Москва, 1914)
Выставка проходила на Ходынском поле. Её организатором было Взаимно-вспомогательное общество ремесленников. Из сундучных мастеров упомянут только кустарь из Великого Устюга Н. Н. Торлов66, который экспонировал шкатулки, обитые листами «мороженой» жести.
Выводы
1. Во Всероссийских выставках принимали участие хозяева как крупных, так и мелких заведений; это зависело не только от ситуации в конкретных центрах промысла, но и от результатов деятельности различных организаций, в частности, петербургского Кустарного музея, уездных и губернских земств.
2. Всероссийские выставки в большинстве случаев не отражали текущее состояние сундучных центров и их роль в культурной и экономической жизни России; нередко участие/неучастие сундучников в выставках зависело не от положения дел в промыслах, а от ситуации, сложившейся в выставочном деле.
3. Среди всех представителей русских сундучных центров уральские мастера были самыми активными экспонентами.
4. Всероссийские выставки оказывали положительное воздействие на развитие сундучного производства: они улучшали сбыт изделий, сближая производителя и покупателя, расширяли географию продаж сундуков и шкатулок.
Глава II. Русский сундук на региональных выставках
Об участии русских сундучников в региональных выставках есть только краткие упоминания, за исключением статьи автора настоящей монографии о представителях уральского очага производства67. Тем не менее, можно отметить, что в разных губерниях России во второй половине XIX – начале XX века проводилось огромное количество выставок разного профиля и масштаба.
Тюменская публичная выставка местных произведений и изделий (1871)
После визита в Тюмень великого князя Владимира Александровича и устроенной по этому случаю выставки (1868) было решено устраивать подобные смотры периодически. Первая периодическая выставка была устроена в 1871 году. Касательно сундучного промысла в ее описании значилось: «Сундучное производство в Тюменском округе началось в 1870 году и ведется в довольно обширном размере (на 4 тыс. руб. в год), в одном только заведении чиновника Смельницкого; произведения сбываются не только в Тюмени и округе, но и на больших сибирских ярмарках – Ишимской и Курганской. Сундуков представлено на выставку 15, разных размеров и образцов, ценою от 40 коп. до 25 руб. Сундуки Смельницкого обращают на себя особое внимание изящной отделкой, легкостью и доброкачественностью»68. За свои изделия чиновник Иван Смельницкий получил малую серебряную медаль69.
Таким образом, авторы описания выставки представили почти исчерпывающую информацию о тюменском сундучном промысле. Местный центр еще не приобрел масштабов, характерных для других очагов сундучного производства (например, уральского), поэтому его было достаточно легко описать в нескольких абзацах.
Сибирско-Уральская научно – промышленная выставка (Екатеринбург, 1887)
Сибирско-Уральская выставка 1887 года, которая состоялась в Екатеринбурге (ил. 16), проводилась «для ознакомления публики с результатами научных исследований, с продуктами промышленности Сибири и Урала, и для устройства постоянного помещения для музея Уральского общества любителей естествознания»70. А конкретно кустарный отдел устраивался «с целью поднятия кустарных промыслов на надлежащую высоту, знакомства публики с разнообразием их, в видах распространения кустарных изделий в наибольшем количестве, чем то, какое они имели»71. По каталогу в Кустарном отделе значился 841 экспонент, по данным О. Е. Клера – 1675, в т.ч. 1196 участников из Пермской губернии. Наибольший вклад принадлежал Екатеринбургскому уездному земству (500 экспонентов)72.
Ил. 16. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка (Екатеринбург, 1887). Общий вид. Фотоснимок.
Сундучный промысел предстал мощной промышленностью с развитым разделением труда, при котором множество мелких («детальных») мастерских зависело от «центральных» заведений, производивших окончательную сборку сундуков73. Хозяева этих «фабрик» раздавали материал кустарям, получали от них детали будущих сундуков (петли, замки, ручки и проч.), затем сбывали последние на ярмарках: Нижегородской, Ирбитской, Ишимской, Крестовской, Шадринской, Камышловской и Троицкой. Известный исследователь кустарной промышленности, земский статистик Е. И. Красноперов писал: «Сундучное производство старинное, почти исключительно сосредотачивающееся в Невьянском и Быньговском заводах»74. Существовали «фабрики» со столетней историей75. На выставке было представлено множество сундучных мастерских: Г. П. Алексеева, С. И. Баранникова, В. И. Белова, Ф. П. Белова, С. Ф. Богомолова, А. Е. Ведунова, А. Е. Данилова, П. Я. Кокушкина (ил. 18)76, В. И. Меринова и многих других77. Надо особо отметить, что это были не только «центральные», но и «детальные» заведения. П. Я. Кокушкин и В. И. Меринов были награждены медалями.
Ил. 17. Медаль Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки (Екатеринбург, 1887).
Ил. 18. Клеймо сундучного заведения П. Я. Кокушкина (Нижний Тагил).
Представление о внешнем виде сундуков и шкатулок, о том, как они экспонировались, может дать фотоснимок В. Л. Метенкова (ил. 19)78. Изделия поставлены «горками». Снизу располагаются большие «зеркальные» сундуки или сундуки, декорированные «морозом» по жести, сверху – шкатулки, украшенные таким же образом79.
Ил. 19. В. Л. Метенков. Вид части зала, где размещался кустарный отдел выставки (1887). Фотоснимок.
По мнению Е. И. Красноперова, сундучный промысел в то время играл весьма значительную роль в культурной и экономической жизни Среднего Урала. Земский статистик называл его «одним из лучших украшений кустарной промышленности нашего края»80. Исследователь полагал, что учреждение склада для сбыта изделий, организация артели и предоставление кредитов кустарям может быть действенным средством помощи сундучному промыслу. Также Е. И. Красноперовым упоминался сундучный промысел в деревне Синицыно Кунгурского уезда, основателем которого в середине XIX века стал крестьянин Давид Иванович Калинин. Он научился этому делу в Невьянске и Нижнем Тагиле.
Таким образом, на Сибирско-Уральской выставке сундучный промысел был впервые представлен с достаточной полнотой. Это позволило исследователям дать справедливую оценку ситуации, сложившейся в нем в 1870—80-е годы.
Научно-промышленная выставка (Казань, 1890)
В 1890 году в Казани была организована научно-промышленная выставка (ил. 20). Она проводилась с 15 мая по 16 сентября, и преследовала цели ознакомления русской общественности с природой, историей, экономикой и культурой региона81. Выставка была организована по инициативе Общества естествоиспытателей при Казанском университете82.
Ил. 20. Казанская научно-промышленная выставка (1890). Главный вход. Фотоснимок.
Свои изделия привезли в Казань невьянские и тагильские сундучники А. С. Алексеев, П. Я. Кокушкин, А.М., Д.И., П.А. и М. Е. Селянкины, а также братья Розановы, М. Д. Синицын и И. Г. Штукин. Последние три экспонента представляли город Пермь, Кунгурский уезд и город Кунгур (соответственно).
Названные экспоненты-уральцы – первые имена в сундучном промысле, хозяева крупнейших мастерских. Петра Яковлевича Кокушкина современники называли сундучным королем. Таким образом, уже при перечислении экспонентов-уральцев становится очевидным, что уральский сундучный промысел предстал на выставке 1890 года в ограниченном виде. Кроме того, «предположено было, чтобы кустарная промышленность Пермской губернии была выражена на Казанской выставке в немногих, но лучших образцах
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Это монографии и статьи Е. Н. Хохловой, В. А. Барадулина, А. В. Дмитриева, Т. И. Шубиной, Э. Р. Меркушевой, Н. А. Щекотова и других исследователей.
2
Пудов Г. А. Сундучный промысел на всероссийских выставках (конец XIX – начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2022. – №1, часть 1. – С. 358 – 367; он же. Уральский сундучный промысел на российских выставках II половины XIX – начала XX века// Дизайн. Искусство. Промышленность: Международный журнал научных исследований / гл. ред. д.-р. иск. Н. М. Шабалина. – Челябинск: Издательский Дом Технэ, 2022. – Выпуск 9. – С. 50 —59.
3
Пудов Г. А. Вятский сундучный промысел на российских выставках// Вестник гуманитарного образования. 2023 (в печати).
4
Пудов Г. А. Муромский сундук. Очерк истории. – [б. м.]: Издательские решения, 2021, С. 122, 128, 136, 145, 157.
5
Пудов Г. А. Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История, мастера, произведения. – [б. м.]: Издательские решения, 2021, С. 60—67. Кроме того, как указывалось выше, выставочной деятельности вятских сундучников автором готовится отдельная научная статья.
6
Пудов Г. А. Сундучное производство в городе Макарьеве. – [б.м.]: Издательские решения, 2022, С. 81.
7
Киттары М. Я. Обозрение санктпетербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года. – Санкт-Петербург: тип. Лермантова, 1861, С. 316.
8
Хохлова Е. Н. Кустарные промыслы на Всероссийских промышленных выставках XIX – начала XX века // Народные основы искусства художественных промыслов. Сб. научных трудов. – Москва: НИИХП, 1981, С. 115.
9
Именно на ней впервые были выделен кустарный отдел. Он стал вторым по количеству экспонатов после отдела сельского хозяйства (см.: Никитин Ю. А. Промышленные выставки России XIX – начала XX века. – Череповец: Полиграфист, 2004, С. 122).
10
Указатель Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве. – М.: издание Мартынова, 1882, С. 457.
11
Там же. С. 458.
12
Хохлова Е. Н. Указ. соч., С. 117.
13
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. – СПб.: тип. Министерства внутренних дел, 1882, С. 63, 79, 81, 85.
14
Сборник журналов заседаний Высочайше учрежденной комиссии по заведыванию устройством Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Вып. 1. – СПб., 1894, С. 22.
15
Никитин Ю. А. Указ.соч., С. 176.
16
Корепанова С. А. Промышленные выставки России XIX века: к 120-летию Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 г. – Екатеринбург: Квадрат, 2007, С. 144.
17
Филатов Н. Ф. Преобразования Нижнего Новгорода в пору подготовки и проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года// 100 лет XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 3 – 5 сентября 1996 г. – Нижний Новгород: КиТиздат, 1997, С. 17.
18
Сборник журналов заседаний. С. 113
19
Там же. С. 144.
20
Корепанова С. А. Указ. соч., С. 166.
21
Лачаева М. Ю. Приглашается вся Россия… Всероссийские промышленные выставки (XIX – XX начало в.): Петербург, Москва, провинция. – М.: Сфера, 1997, С. 107.
22
РГИА, ф. 401, оп. 1, д. 52, л. 99.
23
РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 100.
24
РГИА, ф.400, оп.1, д.22, л. 39—39об.; ф.400, оп.1, д.36, л. 51; Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде / Всероссийская промышленная и художественная выставка (16; 1896; Нижний Новгород). – 1-е изд. – М.: Типо-лит. Русского т-ва печатного и издательского дела, 1896, С. 296; Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. – М., 1897, С. 226, отд. XI.
25
Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. С. 268; Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Отд. XI. Кустарные промыслы. М., 1896, С. 8.
26
РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 153; Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. С. 250.
27
РГИА, ф. 401, оп. 1, д.67, л. 13об.; Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. С. 314.
28
Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. СПб., 1896, С. 212 (ч.3).
29
Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. С. 231.
30
РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 202.
31
РГИА, ф. 401, оп.1, д. 67, л. 21.
32
Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. С. 65 (ч.3).
33
РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 144—147.
34
РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 107—108об.
35
РГИА, ф. 401, оп.1, д.52, л. 171—172.
36
Список экспонентов Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, удостоенных похвальных наград. С. 231.
37
Красноперов Е. И. Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии. – Пермь, 1896, С. 334.
38
Указатель экспонатам Вятского кустарного отдела на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. – Вятка, 1896, С. 32, 33.
39
РГИА, ф.401, оп.1, ед. хр. 67, лл. 3, 28.
40
Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Отд. XI. Кустарные промыслы. – М., 1896, С. 42.
41
Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: Краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. С. 15, 16, 39.
42
Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. С. 314.
43
Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на …Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в С.– Петербурге. – Пермь: тип. губ. земской управы, 1902, С. 153. См. подробнее о мастерской: Пудов Г. А. Из истории мастерской А. С. Алексеева (Невьянск, II половина – начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2020. – №3. Часть 2, С.115 – 123.
44
Там же. С. 154. См. подробнее об этой мастерской: Пудов Г. А. «Фабрика» Василия Ивановича Меринова в Невьянске (II половина XIX – начало XX века). Материалы к истории // Веси. – Екатеринбург, 2016. – №10. – С. 73—76.
45
Там же. С. 153; Указатель… Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 г. – СПб.: тип. В. С. Балашов и К, 1902, С. 117.
46
Каталог с объяснительным текстом. С. 154; Указатель… Всероссийской кустарно-промышленной выставки. С. 123.
47
РГИА, ф. 401, оп. 1, д. 52, л. 171; Каталог с объяснительным текстом. С. 153; Указатель… Всероссийской кустарно-промышленной выставки. С. 118.