bannerbanner
Запуск речи. Принципы работы и конспекты занятий
Запуск речи. Принципы работы и конспекты занятий

Полная версия

Запуск речи. Принципы работы и конспекты занятий

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

В первые месяцы жизни система родного языка начинает усваиваться целостно, в первую очередь в памяти оставляет следы именно ритмическая организация слов и фраз. Чуть позже, с развитием познавательных и моторных функций, ребёнок становится способным реализовать ритмическую структуру слова и синтаксис родного языка. Как только ребёнок начинает произносить слова, ритмическая структура становится для него главным отличительным признаком.

У большинства неговорящих детей отмечается недостаточность ритмичности. Нейроритмика помогает сформировать базовую ритмичность ребёнка, развивает речевой и неречевой слух, учит символизации и очень нравится детям. Продвижение в развитии чувства ритма положительно отражается на общем развитии ребёнка [Константинова И. С., 2009].

Развитие чувства ритма в онтогенезе тесно связано с восприятием времени, пространства, зрительно-двигательной и слухо-двигательной координации, общей моторики и собственно речи.

Первое направление работы по развитию ритмичности – формирование двигательной ритмичности. Второе направление – развитие речевой ритмичности. Третье направление – формирование музыкальной ритмичности. Важнейшее направление – символизация ритма [Кишиневская М. А., 2017]. Все эти направления работы в полной мере реализуются на разных этапах занятия.

Чтобы сформировать у ребёнка представление о ритме как принципе организации речи, движения и самой жизни, требуются нейроритмические упражнения, которые в нашем курсе проходят в виде весёлого шумового оркестра. Сначала необходимо добиться того, чтобы ребёнок вообще слушал музыку и относился к ней как к форме, организующей поведение, движение, речь. Для этого необходимо предлагать ребёнку для прослушивания различные детские и классические произведения. Необходимо объяснить родителям, что пользу приносит только прослушанная музыка, то есть музыка, воспринимаемая только на слух, а не в сопровождении мультфильма или любого другого видеоряда. О важности слухо-двигательных координаций мы уже писали, когда разбирали упражнения для развития слухового восприятия.

Скорее всего, ребёнок не сможет с первого раза повторить движения (похлопать, простучать, позвенеть), здесь также важно не терять общего ритма упражнения – продолжать выполнять необходимые действия, ребёнок обязательно рано или поздно подключится и будет ритмично повторять за педагогом.

Необходимо заранее знакомить ребёнка с музыкой, которая будет на занятии. Можно давать родителям необходимые аудиотреки для предварительного прослушивания дома.

Завершение занятия

Этап завершения занятия имеет повторяющую структуру и обязательно сопровождается ритмическим текстом. Постепенно усложняется моторное сопровождение этого текста, вместе с общим ростом ритмичности ребёнка. На этом этапе занятия надо похвалить ребёнка и выдать ему некоторое поощрение (по договорённости с мамой): наклейку, угощение, игрушку.

Важно объяснить маме, что нигде, кроме занятий, у ребёнка не должно быть возможности получить именно это угощение, эти наклейки или эти игрушки.

Если за время обучающего курса ребёнку покупаются игрушки, то дарить их должен педагог в конце занятия (мама предварительно приносит их и отдаёт перед занятием, не предупреждая ребёнка). Этот момент необходимо разъяснить не только маме, но и всем, кто общается с ребёнком и склонен задаривать его игрушками (бабушкам, дедушкам и т.д.).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3