Полная версия
Рисунки древней ирригационной системы в пустыне Наска
Анатолий Стор
Рисунки древней ирригационной системы в пустыне Наска
1. Период оросительного земледелия, основанного на речном водоснабжении
Древнее Перу представляет собой в настоящее время область цивилизации в районе центральных Анд. Анды – величайшая горная система планеты, являющаяся позвоночным столбом Южной Америки. Она тянется вдоль всего западного побережья от 50 до 100 км от Тихого океана и оказывает доминирующее влияние на климат Перу (рис. 1). Прибрежные равнины представляют собой полупустыни, где на многие километры видны только опаленные солнцем камни и нескончаемые дюны. Жизнь была бы здесь невозможна, если бы не речные долины, пересекающие их с востока на запад, где население возделывало их великими трудами.
Рис. 1
Поздней осенью и зимой высоко в Андах идут дожди и тают снега, и только в этот короткий период реки наполняются водой, которые можно отводить на поля. В остальное время года сухие русла, причудливо извиваясь и сильно обмелев, поддерживают скудную жизнь окружающего мира.
Древние индейцы пришли в эти долины и образовали племена. Со временем они расширили плодородные земли старательной ирригацией, а так как каждое племя было отделено друг от друга пустынями, то постепенно у них развились свои особенные черты, а затем и культуры.
Скудная сейчас долина реки Инхенио некогда была покрыта густой сетью ирригационных каналов и водохранилищ, их следы сейчас просматриваются с самолёта. Наблюдатель то и дело замечает внизу длинные линии и прямоугольники на пустующих или мало орошаемых участках земли. То показываются, то исчезают узкие полосы, скрываемые густой зеленью (рис. 2).
Рис. 2
Здесь развилась забытая историей земледельческая цивилизация иканаска, начало которой археологические исследования показывают с 3 тысяч лет до н. э. Она стала центром окультуривания многих сельскохозяйственных растений. Более половины продовольственных культур, которые потребляет мир в настоящее время, были выведены этими древними жителями Центральных Анд.
Основной культурой была и есть кукуруза – двадцать видов, а также картофель – сорок видов, многие семейства растений тыквенных, бобовых, маниоки (из нее делают крахмал), гороха, помидор, перца. Также орехи, ананасы и т. п.
Хлопок в индейских захоронениях датируются двухтысячным годом до н. э. Древние перуанцы пряли хлопчатобумажную нить и ткали из неё разнообразную одежду, головные уборы, циновки (рис. 3, 4).
Рис. 3
Рис. 4
Сельское хозяйство было душой индейца и определяло всё. Год был поделён на два времени: влажный и засушливый. Землю обрабатывали сообща, всей общиной. Урожай убирали на хранение, чтобы им могли пользоваться все в зависимости от состава семьи и положения в общине (рис. 5, 6).
Рис. 5
Рис. 6
Работы начинались с праздника, и высокопоставленный чиновник торжественно бросал зерно в первую борозду (рис. 7, 8).
Рис. 7
Рис. 8
У индейцев не было плуга и никаких тягловых животных, мужчины пользовались ножным плугом (как они делают до сих пор), и простые крестьяне и крестьянки проводят всю работу денно и нощно (рис. 9а).
Рис. 9а
Горная местность препятствовала развитию скотоводства, а из одомашненных животных была только малосильная лама (дальний родственник верблюда), поэтому полагались в земледелии только на ручной труд (рис. 9б).
Рис. 9б
Большое распространение получил метод ирригации террасированием, когда одним потоком воды с гор обводняли большой склон горы. Террасы прокапывали вдоль и засыпали принесённой землёй (рис. 10).
Рис. 10
Древние ирригаторы использовали ручьи и реки, льющиеся с ледников, самым заботливым образом направляя воду на поля, даже если от водной артерии были многокилометровые расстояния и трудный рельеф местности. Создавались огромные водохранилища, как подземные, так и надземные, выложенные камнями. Русла рек выпрямлялись и превращались в каналы. Всё это делало человека поселенцем, живущим оседло в общине (рис. 11).
Рис. 11
После сентябрьского сева, октябрь был переломным месяцем. Если не было дождей, урожай был скуден и грозил голодом. В случае длительной засухи индейцы прибегали к «таинствам» и помощи жрецов, взывающих к высшим силам. На рис. 12 видна такая процессия, где простым крестьянам оставалось только наблюдать за священнодействием и ожидать чуда.
Рис. 12
К богам дождя были обращены все мольбы, а если не помогало, прибегали к жертвам животных, мужчин, женщин и даже детей, веря, что боги сжалятся и дадут спасительную влагу.
При благоприятном исходе сезона происходил праздник урожая (рис. 13). Идёт приношение первых плодов Святым местам, которые были весьма многообразны. Святыней могла быть особенность ландшафта, скала, река, родник и особенно построенные на полях святыни из камней. Сначала они возникали как место, куда в общую кучу собирали убранные с полей камни. На них сверху ставили простой навес, а под ним деревянного или каменного идола. Такие каменные кучи до сих пор виднеются на плато Наска.
Рис. 13
2. Период оросительного земледелия, основанного на обильном горном водоснабжении
Развитие культуры земледелия и орошения приводило к росту населения, а, следовательно, и необходимости увеличения плодородных земель с достатком водных ресурсов. Такие условия были на возвышенных равнинах между реками Пальпа, Инхенио и Наска (рис. 14).
Рис. 14
Во время сезонов дождей и таяния снегов высоко в горах бурные потоки горной воды буквально затопляли долину Наска. На рис. 15 показан горный склон и плато Наска в наше время, а на рис. 16 – в древние времена.
Рис. 15
Рис. 16
Плато Наска площадью более 600 кв. километров, т. е. приблизительно 60 километров в длину и 10 километров в ширину, сейчас представляет собой голую ровную поверхность, изрезанную небольшими оврагами и холмами с уклоном гор к обрывам рек, и похоже на дно огромной котловины. Быстрые реки, рассекая горные ущелья, размывая и частично растворяя породы, несли мелкие камни и гальку, которыми с тех пор усыпано всё плато (рис. 17, 18). Богатая минералами и илом вода была хорошим удобрением для сельскохозяйственных культур.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.