Полная версия
Жизнь Заратуштры. Авеста
58. Степень, в которой хронология Бундахишна искажена этими тремя ошибками, будет лучше понята при рассмотрении следующего табличного утверждения, чем из любого описания результатов, просто отметив, что год Веры (Г.Р.) дан согласно до бундахских дат в первом столбце, а по реальным датам во втором.
Вторжение Александра 265 -300 (331 г. до н.э),
Воцарение Ардашира 557—856 (226 г. до н.э.)
Воцарение Шахпухара II 647—939 (309 г.)
Воцарение Йездакарда II 786—1068 (438 г.)
Воцарение Кавада 841—1118 (488 г.)
Воцарение Хусро I 887—1161 (531 г.)
Воцарение Хусро II 951—1220 (590 г.)
Смерть Йездакарда III 1017—1281 (651)
59. Неизвестна причина преднамеренных ошибок в хронологии Бундахишна и вероятный период, в который они были внесены. Было упомянуто, что следствием обеих ошибок, которые не являются случайными, было отодвигание конца десятого тысячелетия, но они также отодвинули даты некоторых других событий, которые упоминаются в зороастрийских легендах.
60. Таким образом, сказано, что невежество возникает после того, как 400 Г.Р., который отложен с 231 по 78 г. до н.э., но оба эти периода, по-видимому, были одинаково неблагоприятны для зороастрийцев. Затем узнаем, что в пятом и шестом веках, ортодоксальность по-прежнему поддерживается четырьмя последовательными первосвященниками. Этот период отодвигается ошибками с 191—71 по 156—36 г. до н.э, и зороастризм, вероятно, процветал все это время. Пока не удается обнаружить причину изменений, так как расплывчатое описание событий, столь же применимо к первоначальным периодам, как и к измененным.
61. Далее сообщают, что много зла и страданий произошло в девятом и десятом веках, во всяком случае, до рождения Аушедара и упоминаются такие события, как война, вторжение, падение монархии, угнетение, преследование, неверность и отступничество. Аушедар совещается с архангелами в 1001 Г.Р. и после этого зло проходит до 1400—1500, когда бывают ужасные зимы. Злой период 800—971 Г.Р. был первоначально 170—341 годами нашей эры, или от середины правления Вологеса III до середины правления Шахпухара II. Но бундахисты отодвигают этот период на 451—60 г. или со времени армянского восстания в царствование Яздакарда II, до первого полного поражения персидской армии арабами около Зу-Кара в царствование Хусро. II. Вероятно, ожидалось, что злые времена продолжатся до конца тысячелетия или позже, как в случае с самим Заратустом; ибо Аушедар не едет на свою конференцию до 1001 Г.Р., и нельзя было ожидать, что он начнет проповедовать до 1011 Г.Р.. Эти даты, первоначально 371—381 г., включая оставшуюся часть правления Шахпухара II, будут на 636—645 г., периода, который включает две последние великие битвы с арабами, приведшие к падению Сасанидской династии.
62. Едва ли возможно, чтобы царь Ардашир (221—241 г. н.э.) и его канцлер Танвасар, собирая и пересматривая свои священные книги, составили первоначальную традиционную систему хронологии, потому что это было бы добровольным признанием того, что они не в силах исправить пороки своего времени. Но если бы они нашли систему в древнем документе, они вполне могли бы признать, что зло существует из-за их врагов, и стало бы намного хуже, если бы они не были смягчены их собственными усилиями. Фактически, старый документ, предсказывающий зло, которое действительно произошло в указанное время, мог быть использован в качестве доказательства истинности их Веры и, следовательно, должен быть тщательно сохранен. И совершенно очевидно, что если бы они изменили хронологию старого документа, предсказывающего время падения монархии, то они не смогли бы правильно угадать это время до того, как произошло падение. По этим причинам первоначальная система хронологии, переданная бундахитами, не была ни составлена, ни изменена во времена Ардашира.
63. Для долгого правления Шахпухара II (309—379 г. н.э.) первоначальная традиция предсказывала не только продолжение злых времен, но также рождение и воспитание нового апостола, Аушедара, в следующем тысячелетии, который, как ожидается, положит конец злу на протяжении примерно четырех столетий. Его рождение должно было произойти в 341 г., а его конференция должна была начаться в 371 г. Эти даты настолько точно определены, что, если бы могли найти какого-либо важного религиозного учителя, к которому они могли бы относиться, могли бы с полным основанием полагать, что первоначальный хронология была составлена в его время. К сожалению, очень мало знаем о внутренней истории Персии во время этого правления; была война с римлянами в 337—350 и 358—363 годах, а на восточных границах в промежуточный период с 339 г. также преследовались христиане, и все справедливо представляет предсказанные бедствия.
64. Относительно священства и религиозной истории царствования есть только предания, переданные в пехлевийских текстах. В них говорится, что Атурпад, сын Мараспенда, родился в стальной период и жил во время правления царя Шахпухара II, сына Аухармазда, будучи первосвященником. Он также собирал и сохранял наски и, после того как он доказал свою ортодоксальность суровым испытанием, царь объявил о своем намерении больше не допускать инакомыслия. В старости он получил сына после благочестивой молитвы и назвал его Заратуст; но этот сын также носил авестийский титул Аваретрабау; который назван сыном Растаре-вагента, показывая, что этот титул «Авесты» был принят самим Атурпадом. Наконец, встречаемся с другим Атурпадом, сыном Заратуста, описанным как первосвященник во время правления Йездакарда I (399—420 г.), сына Шахпухара.
65. Здесь имеем, очевидно, трех последовательных первосвященников, отца, сына и внука, и всех знаменитых мужей. Отец занимался сбором и редактированием или, возможно, переводом некоторых священных книг, а затем, после религиозного обсуждения, подверг себя испытанию расплавленным металлом в качестве проверки своей ортодоксальности. Царь был убежден, и его провозглашение означало гонения на иноверцев, которые начались около 339 г. в отношении христиан. Так что можно с уверенностью предположить, что испытание Атурпада произошло незадолго до этой даты и, вероятно, вскоре после 337 года, когда началась римская война. Также должны с уверенностью предположить, что первоначальная хронология не могла возникнуть намного позже 341 года, когда она предсказывала такое примечательное событие, как рождение нового апостола, должны рассмотреть, кто этот апостол и не имелось ли намерение отождествить его с собственным сыном Атурпада.
66. Во-первых, согласуется ли такое подозрение с известными датами? Согласно первоначальной хронологии, чтобы представлять Аушедара, сын должен был родиться в 3411 г.; и можем предположить, что время конференции Аушедара (371 г.) представляет собой время смерти Атурпада, когда его в первосвященстве сменил сын. Атурпаду был восемьдесят один год на момент смерти и пятьдесят один год при рождении сына; и он должен был родиться в 290 году, или за девятнадцать лет до царя. Его внук мог родиться в 365 г., когда его отцу Заратусту было двадцать четыре года, и, возможно, сменил отца в сане первосвященника около 400 г., на втором году правления царя Йездакарда I. Поскольку все эти даты согласуются с немногими факты, которые известны, кажется, нет ничего невозможного в гипотезе о том, что первоначальная хронология рождения Аушедара могла иметь некоторую связь с датой рождения сына Атурпада.
67. С другой стороны, надо помнить, что время рождения Аушедара не было изолированной датой, которую можно было изменять по желанию; но было тесно связан с датами рождения трех других апостолов, каждый из которых находился на одинаковом расстоянии от конца трех других тысячелетий. Возможно, было бы труднее приспособить новую тысячелетнюю систему хронологии к случайному году рождения конкретного ребенка, чем иметь ребенка, рожденного в определенный год уже существующей старой системы. И, если это так, можно предположить, что Атурпад, зная год ожидаемого рождения, принял меры, чтобы обеспечить исполнение пророчества, поскольку речь шла о рождении. Если ребенок не оказался столь способным к перерождению мира, как ожидалось, это можно было объяснить потомству. При таких обстоятельствах просто кажущегося исполнения одной частной детали, полученной обманным путем, первоначальное предсказание может быть любого возраста.
68. Не похоже, чтобы жрецы-советники, собраные Хусро I, внесли какие-либо изменения в первоначальную хронологию, хотя они немного переработали «Вендидад». В самом деле, жрецы, которые должны были давно ожидать конца тысячелетия Заратуста, вероятно, предвкушали приближение падения сасанидской монархии. Во всяком случае, изменения в хронологии с целью отсрочить конец десятого тысячелетия до 635 г. были сделаны только через некоторое время после прекращения монархии в 651 г., но, вероятно, задолго до составления Бундахишна около 900 года. Их цель, очевидно, состояла в том, чтобы максимально приспособить старые предсказания к реальным событиям; с этой целью и сами предсказания, вероятно, часто делались более определенными, чем они были изначально.
69. Из предшествующего исследования следует, что первоначальная хронология должна была существовать в 341 г. и фактически нет достаточных оснований предполагать, что она была составлена уже в сасанидские времена. В то время как изменения, которые находим в Бундахишне, едва ли могли быть сделаны до 651 года.
70. Что касается эпохи, в которой жил Заратуст, даты, указанные в обзоре традиционной хронологии – это 660—583 г. до н.э., в то время как правление Вистаспа, которое длится 120 лет, или 660—540 г. до н.э., и очевидно представляет короткую династию, включая Гистаспа и его четырех предков, если принимаем традиционное отождествление Вистаспа с отцом Дария I. Но имена четырех предков, которые известны благодаря Бехистунской надписи самого Дария, делают почти невозможным принять эту идентификацию, поскольку они полностью отличаются от имен предков Вистаспа в «Авесте».
Возможно это отражает киммерийское и скифское господство над Азией.
71. Древние утверждения, сделанные по этому вопросу, делят на три части: те, которые заявляют, что Заратуст жил до 6000 г. до н.э., те, которые связывают его имя с Нином и Семирамидой, и местная традиция, которая относит его жизнь к периоду 660—583 г. до н. э. Примечательно, что самые старые писатели, жившие всего на два-четыре века позже традиционного периода жизни Заратуста, сообщают, что он жил примерно за 6000 лет до этого периода. Плиний Старший цитирует Евдокса (368 г. до н.э.), утверждающего, что Заратуст существовал за 6000 лет до смерти Платона, то есть 6347 г. до н. э., что подтверждает Аристотель. И он цитирует Гермиппа (около 250 г. до н.э.), который помещает его за 5000 лет до Троянской войны, то есть 6184 г. до н. э. Третий способ описания этого периода по-видимому, использовал Ксанф из Лидии (500—450 г. до н. э.), который утверждал, что Заратуст жил за 6000 лет до Ксеркса, как цитирует Диоген Лаэртский, т.е. 6485 г. до н. э.
72. Три или четыре других классических писателя упоминают подобные утверждения. На самом деле из синопсиса видно, что традиционное мнение состоит в том, что духовное тело Заратуста было сформировано вместе уже в начале четвертого тысячелетия – 6630 г. до н.э., и это можно принять как близкое приближение к трем датам: 6347, 6184 и 6485, указанные древними авторами, учитывая, что их высказывания сделаны даже через тысячи лет.
73. Плиний также упоминает, со слов других писателей, имена которых не называются, что другой Зороастр, проконнесец, жил незадолго до времени Остана, сопровождавшего Ксеркса в Грецию (480 г. до н. э.). И, если говорить о времени, этот Зороастр мог быть традиционным Заратустом, умершим за 103 года до этого путешествия Останеса.
74. Старые утверждения о Зороастре или Оксиарте, магическом царе Бактрии времен Нина и Семирамиды, едва ли могут относиться к традиционному Заратусту, который никогда не изображался царем, хотя Заратустра «Авесты», по-видимому, был правящим жрецом. Время, в которое жил этот бактрианец, также очень неясно.
75. Таким образом, кажется, что древние утверждения о дате Заратуста, сообщенные Плинием и подтвержденные некоторыми другими классическими авторами, могут быть полностью объяснены традиционной системой хронологии, используемой в пехлевийских текстах, путем идентификации классического Зороастра седьмого тысячелетия до н.э. с традиционным Заратустом в своем духовном состоянии, после того как он перестал быть простым фраваши, или первичной идеей, и стал разумным, подвижным и личным существом, но все же духом. В то время как более поздний Зороастр Плиния, должен был жить примерно в то же время, что и традиционный Заратуст после того, как он пришел в мирское существование, и может быть отождествлен с ним.
76. Следует заметить, что это объяснение полностью зависит от особенно искусственной системы хронологии, в которой предполагается, что все время состоит из двенадцати тысячелетий, посвященных различным целям; и если бы эта конкретная система не использовалась в то время, когда были сделаны утверждения, цитируемые Плинием и Диогеном: Лаэртий, эти утверждения нельзя было бы объяснить как относящиеся к одному и тому же человеку. Единственный разумный вывод, по-видимому, заключается в том, что хронология, основанная на двенадцати тысячелетиях, использовалась в пятом веке до н.э.
77. Также замечено, что эта тысячелетняя хронология неразрывно связана с идеей изначального существования всех благих творений в состоянии Фраваши. Они описываются как духовные существа, которые три тысячелетия оставались немыслимыми, неподвижными и неосязаемыми; и следующие три тысячелетия они все еще оставались нетронутыми, человечество было представлено в этот период Гайомаром в мире и духовной формой Заратуста на небесах, в то время как животные символизировались первобытным быком того же периода. Таким образом, шесть тысячелетий, что составляет половину продолжительности времени, были присвоены Фраваши, духовным и воплощенным. До этой даты была устроена череда тысячелетий для всей будущей истории, пока не ожидалось, что Время снова сольется с Вечностью при обновлении вселенной.
78. Поскольку, зороастрийская традиция очень последовательно устанавливает дату деятельности Заратуста около конца седьмого века до нашей эры, может возникнуть вопрос, почему исследователи «Авесты» так сильно настаивают на ее большей древности? У них могло быть несколько причин, но, по крайней мере три из них были важными. Во-первых, у них были классические утверждения, которые обычно помещали Заратуста еще в седьмое тысячелетие до нашей эры, по свидетельствам людей, живших на два-четыре века позже традиционной даты смерти Заратуста. Никто, конечно, не мог поверить в буквальную точность числа тысячелетий, которое относилось к воображаемому периоду духовного существования.
В то же время этого свидетельства древности было вполне достаточно, во-вторых, для того, чтобы дискредитировать традиционную дату, о которой они не знали, хотя тогда это был сравнительно недавний период. И хотя этой дискредитации было недостаточно, чтобы поколебать веру ученых «Авесты» в традиционную дату Заратуста, у них все же была третья причина для их скептицизма, когда они обнаружили, что язык «Авесты» был родственным древнейшему санскриту, с которым они были знакомы и который казался им определенно старше времен Гаутамы Будды, который жил примерно на одно поколение позже, чем традиционный Заратуст.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.