bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Галина Юрковец

Деньги и пространство-время

Загадки человечества

Человечество познает тайны природы вещества и далеких звездных систем, мечтает о встрече с иными цивилизациями. Удивительно, но при этом у него пока не хватает уверенности или готовности дать определение своей собственной цивилизации. Вернее, количество определений исчисляется сотнями, но отсутствует единое, всеми признаваемое понятие.

Теме цивилизации посвящали свои труды многие мыслители, в том числе: Н. Данилевский, В. Вернадский, Л. Гумилев, О. Шпенглер, А. Тойнби, И. Валлерстайн, С. Хантингтон, Е. Фукуяма и другие. Примечательно, что эта тема весьма интересует западных и российских исследователей, но крайне редко встречается у восточных философов.

Исследователи признают многофакторность, собирательность и системность феномена цивилизации. Ее главными структурообразующими элементами являются: природа, человек, экономика и культура в ее различных аспектах: религиозном, социальном, политическом, научном, художественном и т. д. Она характеризуется той или другой формой и уровнем развития. Считается, что существует три уровня цивилизационного процесса и, соответственно, три основных типа цивилизаций: локальная, региональная и глобальная. Локальная цивилизация – это национально-государственная общность. Региональная цивилизация – это цивилизация, объединяющая общими основополагающими ценностями несколько локальных цивилизаций, здесь выделяют три типа региональных цивилизаций: Восточная, Западная и традиционные общества. Глобальная цивилизация – это суперцивилизация, носящая общепланетарный характер и охватывающая все человечество. Считается, что цивилизационное развитие характеризуется все возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой глобальной цивилизации.

В процессе глобализации принимают участие все цивилизации, однако доминирующей до недавнего времени признавалась Западная цивилизация, выступающая в качестве субъекта процесса, остальные выступали преимущественно в качестве объектов процесса. Главной формой межцивилизационного взаимодействия стало мощное давление со стороны доминирующей цивилизации на все остальные, а главным орудием – иная система ценностей, которую несут западная культура и идеология. Вслед за взломом и изменением мировоззрения локальных цивилизаций идет экономическая экспансия, а при необходимости – прямое военное вмешательство.

Главным оппонентом западной идеи всегда рассматривалась русская идея, которая во времена советской России и Советского Союза трансформировалась в коммунистическую идею. Каких-либо иных серьезных альтернатив, способных составить мировоззренческую конкуренцию Западу мир не рождал. Крах СССР и распад социалистического лагеря стали неожиданным событием. Итоги подвел американский политолог Ф. Фукуяма, известный по своей нашумевшей книге «Конец истории и последний человек»: «Наблюдаемое ныне – это, возможно, не просто окончание холодной войны или завершение какого-то периода всемирной истории, но конец истории как таковой; иначе говоря, это финальная точка идеологической эволюции человечества и универсализация либеральной демократии Запада как окончательной формы правительства в человеческом обществе». Запад посчитал мировое состязание идей, мировую игру законченной с триумфальной победой капитализма. По умолчанию, как естественный результат собственных усилий в достижении этой победы, США стали рассматривать мир как глобальную корпорацию, как единую глобальную зону собственных экономических интересов, а себя – как центр управления миром. Все, кто не следует магистральному тренду истории, в любом случае превратятся в исторический пепел. Долг Америки – немного помочь истории, убрав с исторической арены тех, кто нарушает правила исторического движения.

Удивительный феномен цивилизации! Говоря о какой-то цивилизации, мы обычно представляем те ее характеристики, которые относятся к понятию «культура»: народ, культурные традиции, обычаи, социальные и научные достижения, религиозно-духовные учения. При этом главной движущей силой цивилизационного развития оказывается не культура, а экономика, т. е. деньги и прибыль. С другой стороны, мировой опыт показывает, что упадок и кризис культуры какой-либо цивилизации ведут к упадку и кризису самой цивилизации.

Подчеркивая тесную взаимосвязь между «цивилизацией» и «культурой», исследователи часто противопоставляют их, придают этой связи антагонистичный характер. Так в знаменитом труде Шпенглера «Закат Европы» цивилизация понимается как завершение и конец культуры, ее предельное состояние, за которым следует гибель. В работе Фукуямы «Конец истории» утверждается, что победа западной либеральной демократии свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества, а вместе с этим – о конце искусства и философии. В этой связи встает вопрос: а каковы целевые установки нашей цивилизации, к какой цели она движется?

Целостность, единство компонентам любой системы придает наличие функции или цели системы. Без цели система распадается, а результат, который на выходе должна выдавать система (тот самый образ будущего), становится неопределенным. Такую неопределенность, как правило, мы и наблюдаем, знакомясь с многочисленными определениями понятия «цивилизация». Цель цивилизационной системы обычно выражается размытым, абстрактным параметром – развитие, движение, достижение. Такое определение отражает многофакторность решаемых человечеством задач, но мало что говорит о целях.

Анализ формализованных и неформальных целевых установок нашей цивилизации позволяет определить ее главную цель: повышение уровня материального благосостояния. Эта цель так или иначе формулируется в программных заявлениях, стратегиях, планах. Страны оцениваются и соревнуются по уровню и темпам роста внутреннего валового продукта. Предприятия оцениваются и конкурируют по уровню и темпам роста выручки и прибыли. На бытовом уровне повышение дохода также является преимущественной целью, на которую работают все другие задачи большинства индивидов. Цель повышения материального благосостояния была определяющей и в историческом прошлом, конкуренцию ей могла составить только религиозная тема.

Цель прагматичная и понятная. Но в качестве главной цивилизационной цели – тупиковая. Возможно, интуитивное осознание этого заставляет западных философов добавлять приглушенные нотки трагизма даже в самые оптимистичные свои труды и говорить то о «закате», то о «конце». В самом деле, вряд ли цивилизация, главной целью которой является рост материального богатства, сможет вырваться далеко за пределы собственной планеты. И наоборот, вряд ли можно представить мирной и радостной встречу человечества с иной цивилизацией, главная цель которой – рост своего материального богатства. Это заставляет повторить прописную истину: антагонистичными категориями являются не «цивилизация» и «культура», а главные структурообразующие элементы цивилизации – экономика и культура. Или, если посмотреть шире, – материальная и духовная сторона жизни людей.


Еще одной загадкой человечества являются деньги. Общеизвестно, что деньги – это всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости всех товаров и услуг и способный на них обмениваться. Выделяют пять функций денег:

• Мера стоимости. Деньги обладают свойством измерять стоимость всех товаров путем установления цен.

• Средство обращения. Деньги выступают посредником в системе купли-продажи товаров. На этапе продажи товар превращается в деньги, а на этапе покупки деньги превращаются в товар.

• Средство платежа. Деньги играют роль регистрации долга, позволяя не совпадать времени платежа со временем оплаты. Например, продажа товаров с рассрочкой платежа, в кредит, лизинг, овердрафт.

• Средство накопления и сбережения. Деньги могут накапливаться, временно не участвуя в обороте, перенося покупательную способность в будущее.

• Функция мировых денег. Деньги являются международным платежным средством.

Авторитеты экономической теории, давая определение деньгам, не могут при этом прийти к согласованному, однозначному мнению относительно природы и сущности денег. Подходы здесь также многообразны и зачастую противоречивы. Среди различных экономических школ выделяются меркантилисты (Н. Барбон, Дж. Локк, Д. Юм), металлическая теория (Ф. Кенэ, Дж. Лоу, А. Тюрго), номиналистическая теория (Г. Кнапп), абстрактно-номиналистическая теория (Дж. Кейнс), классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Миль), трудовая теория стоимости (К. Маркс), монетаризм (Дж. Хикс, М. Фридмен), функциональная теория (К. Менгер, Л. Мизес, Ф. Хайек), есть и другие.

Многообразны не только авторские подходы к сущностной природе денег, присутствуют противоречия и разночтение понятий в пределах самих теорий. Так, например, перевод с немецкого языка труда самого знаменитого экономиста, «Капитала» К. Маркса, вызывал 100 лет назад и вызывает до сих пор настоящие баталии в отношении краеугольных камней марксистской концепции стоимости – слов Wert и Arbeit и связанных с ними понятий. Wert – это стоимость или ценность, или богатство? Если стоимость, то какая именно стоимость? Если ценность, то какая именно ценность? Arbeit – это продуктивный или любой труд? Это природная сущность, главное свойство и характеристика человека? Это его свободное целеполагание? Или это неприятный, вынужденный, отчужденный труд, создающий прибавочную стоимость?

Деньги – это всеобщий универсальный измеритель, но что именно измеряют деньги – вопрос до конца не выясненный.

Система измерения

Любая материя существует в пространстве и времени, в мире нет материальных систем, не обладающих пространственно-временными атрибутами. В свою очередь для разумной жизни важнейшей, обязательной характеристикой пространства-времени является его структура, размерность. Неструктурированное пространство-время хаотично, в нем все непредсказуемо и опасно. Еще в глубокой древности люди были убеждены, что человек и хаос несовместимы – в таком пространстве отсутствует жизнь. На этой идее построены все древние космогонические представления. В ветхозаветной истории о сотворении мира начальный мир – это хаос, в котором земля существовала, но была «безвидна и пуста, и тьма над бездною». Человек появляется только после того как были созданы структурообразующие элементы – день-ночь, свет-тьма, солнце-луна, земля-небо, суша-море.

Развитие пространственных представлений привело к современной структуре: наш мир – это трехмерное пространство, описываемое тремя линейно независимыми векторами: длиной, шириной, высотой. Помимо пространства мир характеризуется временем, которое рассматривается как равноправное четвертое измерение. Таким образом, выстраивается двоичная модель нашего мира: «Пространство-Время» или «Материя-Время». В этом двоичном мире существует человек, природа которого также двойственна: материальное тело и некая нематериальная субстанция (разум, сознание, душа, дух).

Для определения перемещения материи в пространстве и процессов изменения каких-либо характеристик материи во времени применяется метод координат. Существует множество различных координатных систем и бесчисленное число способов использования координат. Их выбор определяется целями и характером практических потребностей.

Однако есть одна совершенно особая система координат, которая не воспринимается в качестве таковой. А между тем она очень, очень древняя – ей насчитывается несколько тысячелетий, и она до сих пор каждый день активно используется любым современным человеком. Эта система координат – деньги. Деньги также имеют двойственную сущность, аналогичную двойственной природе человека и физической системе координат, в которой существует человек.

С одной стороны, деньги имеют материальную природу, обладая способностью измерения, накопления и трансформации материи (материального блага, богатства). На заре истории, в условиях натурального хозяйства, а тем более природного существования, человек не имел возможности накопления материальных благ. Накапливать продукты охоты или собирательства, делать большие запасы продуктов натурального хозяйствования не имело смысла – все продукты портятся, разрушаются, ветшают, устаревают. Поэтому человек брал от природы не более того, что ему было необходимо для существования. После появления первых металлических денег человек стал способен к неограниченному накоплению. Благородные металлы не портятся, не разрушаются, ценятся во все времена из-за своей красоты и ограниченности природных запасов, легко переплавляются и принимают любую требуемую форму – хоть украшения, хоть орудия. Среди предметов, бывших в распоряжении древнего человека, это был единственный предмет, который можно было накапливать в течение длительного времени без ущерба для его качества, сохраняя все его потребительские и меновые свойства. Поэтому деньги превратились в эталон, мерило ценности всех вещей. Появление денег, как инструмента накопления, принципиально изменило характер взаимоотношений человека с природой. Теперь человек мог брать от нее не только то, что действительно необходимо для жизни, а значительно больше. Началось освоение, а позднее разграбление природы.

С другой стороны, деньги имеют нематериальную природу, обладая способностью измерения, накопления и трансформации времени (нематериального блага). На заре истории человек не имел в своем распоряжении времени. Почти все его жизненное время было обременено трудовой повинностью – каждый день своей жизни он обязан был посвящать поиску, добыче, выращиванию, изготовлению того, что служило его пропитанию. Природа обусловила возможность существования человека обязанностью ежедневного труда, связанного с удовлетворением элементарных жизненных потребностей. Пропитание человек мог добыть, но время – нет, оно было почти недостижимой роскошью в жизни древнего человека. После появления денег человек, меняя объем, интенсивность и эффективность своего труда, стал способен переносить объем своей трудовой повинности в прошлое (накопление денег и жизнь без трудовой повинности в настоящем за счет более интенсивного труда в прошлом) или будущее (жизнь в долг за счет обязательства более интенсивного труда в будущем). Помимо распоряжения временем непосредственно своего труда человек получил возможность забирать в свое распоряжение и аккумулировать время труда других индивидов, частично или полностью освободив себя от обязательной трудовой повинности, связанной с заботой о хлебе насущном. Появилось время и возможность для интеллектуального труда и ускоренного развития человеческого общества.

Таким образом, деньги являются уникальной структурообразующей системой в жизни людей. Одновременно они являются универсальным инструментом для измерения, накопления и трансформации друг в друга материи и времени.


Сообразно двойственной природе окружающего физического мира и собственной двойственной природе человек выстраивал двоичную систему измерения своей хозяйственной жизни. Потребность измерения зародилась еще в палеолите, о чем свидетельствуют примитивные учетные документы: зарубки на костях мамонта, наскальные знаки, цветные шнуры с узлами, счетные «фишки» и бирки из различных материалов и т. д. В условиях общинного существования орудия труда и пища делились поровну, все добытое или произведенное потреблялось полностью, накопление исключалось.

Первая развитая и задокументированная в письменном виде система учета появилась в Древнем Египте, там же появились первые деньги: проволочные спирали и литые кольца из ценных металлов – меди, серебра, золота. Существовала централизованная, общинная система управления экономикой, при которой материальные блага сдавались в централизованные хранилища, а затем распределялись по хозяйствам. Приходно-расходная система учитывала все: землю, зерно, скот, продукты, одежду и т. д. и осуществлялась в виде ежедневного учета. Велся также учет населения, особо тщательно был поставлен учет трудоспособной части, который фиксировал ее профессиональный состав, распределение, использование, содержание, расчеты. Труд работников оплачивался помесячно и поденно. Оплата фиксировалась в списках довольствия и производилась обычно продуктами питания и непродовольственными товарами, необходимыми для жизни человека. Известно, например, что строительные рабочие получали дважды в месяц льняную одежду. Сохранилось обращение Рамсеса III к каменотесам: «Для вас наполню я склады всем, что потребно: пищей, мясом, сладким тестом, сандалиями, одеждой, чтобы защитить ваши тела, множеством мазей, чтобы вы умащали свои головы каждые десять дней, дам я вам одежду на целый год, чтобы ноги ваши твердо стояли на земле каждый день, и чтобы никто из вас не вздыхал во сне из-за нужды… Для вас движутся гребные суда из Верхнего Египта в Нижний, из Нижнего Египта в Верхний с ячменем, зерном, пшеницей, солью, бобами в неограниченном количестве. И делают они это для того, чтобы с послушным сердцем работали бы вы для меня». При этом, разумеется, жизнь древнего египтянина не была синекурой – это тяжелый физический труд, жесткий контроль, обязательные общественные повинности, непосильные налоги.

Деньги имели достаточно широкое распространение, они участвовали в сделках, в расчетах с наемными работниками, в налоговых расчетах. Однако им преимущественно отводилась роль простого балансира для обеспечения эквивалентности товаро-время-обменной операции. Главным, непременным условием любой сделки было именно соблюдение эквивалентности. Поэтому в Древнем Египте вплоть до XV в. до н. э. была купля, была продажа продуктов труда, но не существовало торговли, как процесса, связанного с извлечением из него выгоды, не было даже слова, обозначающего понятие «торговец».

Представление о роли денег дает папирус времени Нового царства, содержащий договор о найме рабынь и купчую на землю [2, с. 88]:

[Сего] числа Небмехи, в бытность его пастухом…, обратился к пастуху рогатого скота Мосе, со следующими словами: «Я наг. Пусть мне заплатят покупную цену 2 рабочих дней рабыни Херит». И пастух рогатого скота Мосе дал ему 1 тюк (?) полотна стоимостью в 3 1/2 кольца, и… стоимостью в 1/2 кольца. Он повторил обращение дважды и сказал при этом: «Пусть мне заплатят покупную цену 4 рабочих дней рабыни Хенут». И пастух Мосе дал ему… зерна стоимостью в 4 кольца, 6 коз стоимостью в 3 кольца и 1 кольцо серебра, всего 12 колец.

Сего числа Небмехи повторно обратился к пастуху Мосе со следующими словами: «Пусть мне заплатят одну корову, как покупную цену 3 сечат пахотной земли». И Мосе дал ему 1 корову, стоимостью в 1/2 дебена [серебра], при многих свидетелях».

Папирусы, документальные свидетельства древней эпохи, свидетельствуют, что деньги, понятие стоимости и стоимостного суммирования были хорошо знакомы древнему египтянину, но их природа проявлялась по-особенному:

Деньги являются всеобщим универсальным измерителем.

Для всего существовала своя стоимость. При этом стоимость имели не только различные виды материального имущества, время точно также имело свою стоимость и определялось как покупная цена одного рабочего дня или другого периода времени.

Деньги редко являются средством обращения и средством платежа.

Сохранившиеся договоры свидетельствует, что в расчетах по сделкам приоритет отдавался натуральному продукту. Деньги редко выступают полным посредником в системе купли-продажи, чаще им отводится роль балансира для покрытия части сделки.

Деньги НЕ являются мерой стоимости материальных благ.

Всеобщий учет велся исключительно в натуральных единицах измерения. Многочисленные учетные документы не содержат свидетельств стоимостного учета, отсутствует общий стоимостной итог, отсутствует стоимостная балансировка приходо-расходных операций [1].

Деньги НЕ являются средством накопления и сбережения.

Накопление отсутствует. Г. Картер, английский археолог и египтолог, отмечает:

«Ничего похожего на древнеегипетский сундук для денег не было найдено ни разу. У этих ларей не было даже замков: их заменяли шнуры и печати, так что ни о каких «сейфах» здесь не может быть и речи» [1, с.59].

Сопоставительный анализ учетной и денежной системы позволяет сделать неожиданный вывод: система координат Древнего Египта – это зеркальное отражение современной системы отсчета. Она состоит из тех же компонентов, что и наша система – «материя» и «время», обе системы связаны друг с другом, как две половины одного целого. Но разница между ними кардинальна также, как, например, различаются две половины комплексного числа – вещественное и мнимое. В нашем современном пространстве-времени ось времени можно назвать мнимой, ось материи – вещественной. Во времени-пространстве Древнего Египта мнимой была ось материи, вещественной – ось времени. Первые цивилизационные очаги существовали в системе, где измерялось не изменение материи во времени, а изменение времени в материи. Система отсчета Древнего Египта – это система, где время имеет большую ценность, чем богатство. Деньги здесь – это мера стоимости не столько материального продукта, как времени. В пользу такого вывода говорят следующие факты:

1. Функции учета в Древнем Египте выполняли писцы, чья должность требовала 12-летнего специального обучения и обширных знаний: инженерных, управленческих, математических, экономических – это была интеллектуальная элита египетского общества. Писцы прекрасно владели понятием стоимости, применяли стоимостное суммирование в фиксации сделок. Но никогда не применяли его в учете, что для нас выглядит просто неразумным. Причина могла быть только одна – не позволяла применяемая система координат. В Древнем Египте существовала возможность, но отсутствовала необходимость стоимостного учета.

2. Учет в Древнем Египте направлен не на «определение прибыли», а на «установление убыли» [1, с. 57]. Это означает, что целью экономики было не столько наращивание материального блага, сколько контроль его своевременного и правильного производства, распределения и потребления, т. е. баланс времени и материального блага.

3. Стоимость времени в переводе к современным ценам была несоизмеримо выше стоимости материального блага. Так, приведенный выше отрывок из папируса свидетельствует, что стоимость 1 рабочего дня одной рабыни оценивалась в 2 серебряных кольца, при стоимости 1 козы в 0,5 серебряных кольца. Следовательно, стоимость 1 дня работы рабыни соответствовала стоимости 4 коз. При сегодняшней стоимости молочных коз в 10 тыс. рублей получается, что труд рабыни стоил 40 тыс. рублей в день, что равнозначно примерно 800.000 рублей или более 11.000 долларов США в месяц (из расчета 20 рабочих дней).

4. Приведенный отрывок свидетельствует, что рынок Древнего Египта был в большей степени рынком продавцов времени, чем рынком продавцов материальных благ.

5. Учет в Древнем Египте носил священный характер. Все писцы были жрецами и находились под покровительством Тота – древнеегипетского бога счета, письменности и мудрости, носившего кроме всего прочего титул «владыка времени». Тот сопровождал каждого египтянина не только в жизни, но и в загробном мире, взвешивая его сердце на весах, где на другую чашу помещалось невесомое, как время, перо богини истины Маат.


В государствах Месопотамии – Шумера, Аккада, Вавилона, централизованная система управления экономикой сохраняется, но характер денег немного меняется. Составной частью учета становится определение затрат на производство и его результатов, возникает понятие прибыли, появляется накопительный учет. Денежные расчеты все еще очень ограничены, но уже появляются первые торговые конторы. Клинописные тексты на глиняных табличках демонстрируют нам долговые расписки и контракты по займам. Расчеты ведутся в весовых денежных единицах – взвешиваются бруски или комки металла, но уже используются металлические слитки с государственным клеймом.

В отличие от стран Древнего Востока с централизованным управлением экономикой, на западе, в Древней Греции, а позднее и в Древней Италии, не было единого хозяйственного механизма, как и единого народа. Существовали отдельные суверенные города-государства, греч. – polis (полис), лат. – civitas (цивитас), каждый со своей замкнутой финансово-экономической системой, но имеющие общий язык и религию. Полисы то воевали между собой, то заключали союзы, то приходили в упадок, то достигали небывалых высот.

Особенности древнегреческой культуры сказались на экономике. Греки предпочитали заниматься философией, искусством, политикой, спортом. Прикладные науки, в том числе практическая сторона экономики, считались не настолько интересным и достойным занятием, чтобы тратить на него время. Поэтому первыми банкирами в истории оказались не греческие аристократы или простые свободные граждане, а рабы.

На страницу:
1 из 2