Полная версия
История Древнего мира. Учебное пособие
Конец 3 в. до н. э. – свергнута династия Цинь и образовалась империя Хань. Именно в правление династии Хань китайцы осознали себя единым народом, поэтому до сих пор называют себя ханьцами.
2 в. до н. э. – китайцы изобрели бумагу. В основе китайской письменности лежит иероглифическое письмо (уже в древности было более 50 т. иероглифов).
6 в. до н. э. – в одном из китайских государств зародилось конфуцианство. В основу этого учения легли воззрения философа Конфуция. Суть учения – соблюдать правила поведения. Конфуций считал, что молиться – пустая трата времени. Суть человеческой жизни заключается в «коллективном опыте предков».
5 в. до н. э. – жил китайский философ Лао-цзы, который создал учение о дао (даосизм). Это учение о пути человека и природы. Дао – это своего рода Абсолютное Знание, которое нельзя выразить словами, но его можно пережить. Китайцы считали, что мир держится на балансе двух начал – мужского Ян и женского Инь.
4 т. до н. э. – считается временем начала использования шелковичных червей в изготовлении шёлка в Китае. Великий шелковый путь связал Китай с другими народами.
1 т. до н. э. – китайцы изобрели порох и стали использовать его для фейерверков. Также они изобрели компас и научились выращивать чайные кусты.
Древняя Греция
Минотавр (греч. бык Миноса) – чудовище с телом человека и головой быка, жившее в Лабиринте.
Греция располагается на юге Балканского полуострова, который завершается полуостровом Пелопоннес (напоминает кисть руки). В древности эта страна называлась Эллада. Особенность Греции состоит в том, что она никогда не была единым государством.
XV в. до н. э. – на самом большом острове – Крит возникла Минойская цивилизации (по имени царя – Миноса). Столицей государства был г. Кносс. С кносским дворцом связана легенда о Минотавре (человек с головой быка). Раз в девять лет ему приносили жертву – семь юношей и девушек. Герой Тесей убил Минотавра, а с помощью клубка Ариадны (дочь Миноса) он выбрался из кносского дворца (лабиринта).
XVI в. до н. э. – расцвет Микенской (ахейской) цивилизации. Племя ахейцев завоевала полуостров Пелопоннес (похож на кисть руки). Микены стали столицей этой цивилизации. Микены были сложены из огромных глыб (греки считали, что это сделали циклопы – одноглазые существа).
«Яблоко раздора» (англ. «the Golden Apple of Discord») – согласно греческой мифологии, богиня Эрида бросила в разгар пира богов на свадьбе Пелея и Фетиды в качестве приза красоты, вызвав спор между Герой, Афиной и Афродитой, который в конечном итоге привел к Троянской войне. Фразеологизм «яблоко раздора», ныне употребляется в значении: повод для вражды.
«Троянский конь» (англ. «the Trojan Horse») в «Илиаде» – это деревянная лошадь, в которой спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. По легенде, осада города продолжалась десять лет. Одиссей придумал уловку: ахейцы изготовили гигантского деревянного коня, спрятали внутри отряд лазутчиков. Фразеологизм «троянский конь», ныне употребляется в значении: коварный замысел.
Голова бога Гипноза.
«Авгиевы конюшни» (англ. «to clean the Augean stables» – Геракл, герой полубог сумел вычистить знаменитые конюшни царя Авгия, в которых 30 лет никто не убирался. Фразеологизм «авгиевы конюшни», ныне употребляется в значении: называют очень грязное помещение, в котором не убирали много лет.
«Нить Ариадны» (англ. «Ariadne’s thread») – из мифа об афинском герое Тесее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею сразиться с Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тесею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта. Фразеологизм «нить Ариадны», ныне употребляется в значении: путь к спасению.
«Кануть в Лету» (англ. "sink into the Lethe») – Лета – это река забвения в подземном царстве бога подземного мира Аида, царстве мертвых. Фразеологизм «кануть в Лету», ныне употребляется в значении: предать забвению.
«Рог изобилия» (англ. «а Cornucopia» or «the horn of plenty»)
– в греческой мифологии рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком младенца Зевса на острове Крит. Фразеологизм «рог изобилия», ныне употребляется в значении: источник богатства.
«Сизифов труд» (англ. Sisyphean task) – бог Зевс наказал царя Коринфа Сизифа, который в подземном царстве мертвых должен был безостановочно вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, сразу же катился обратно. Сизиф стал разглашать людям их тайны богов, услышанные на пирах. Фразеологизм ныне употребляется в значении: бесполезная работа.
«Золотой дождь» (англ. «the Golden Rain») – выражение отсылает нас к мифу о Зевсе, пленившемуся красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия и явившемуся к ней в виде золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей. Фразеологизм ныне употребляется в значении: большое богатство.
«Ахиллесова пята» (англ. «An Achilles’ heel») – согласно преданию, мать героя Ахилла омыла его после рождения в чудодейственных водах реки Стикс, держа его за пятку. Во время Троянской войны в оставшуюся уязвимой пятку Ахилла и попала стрела, погубившая героя. Фразеологизм ныне употребляется в значении: уязвимое место.
«Между Сциллой и Харибдой» (англ. «being between Scylla and Charybdis» – согласно греческим мифам, с каждой из сторон Мессинского пролива на прибрежных скалах обитали чудовища Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей. Фразеологизм ныне употребляется в значении: между двумя серьезными опасностями.
Гомер – древнегреческий поэт, создатель поэм «Илиада» и «Одиссея».
«Провалиться в тартарары» (англ. «go to hell», Tartarus)
– у греков Тартар (бог Зла, дух Ада) есть это мрачная бездна в глубине Земли, возникшая из хаоса. Фразеологизм ныне употребляется в значении: провалиться в глубины преисподней.
«Объятия Морфея» (англ. «in the arms of Morpheus) – Морфей у греков бог сновидений, сын бога Гипноса. Фразеологизм ныне употребляется в значении: сон со сновидениями.
«Ящик Пандоры» (англ. «Pandora’s box» – после похищения Прометеем огня для людей рассерженный бог Зевс прислал на землю красивую женщину с ларцом. Эта женщина, Пандора оказалась любопытной и открыла ларец, из которого на людей посыпались всевозможные человеческие несчастья. Фразеологизм ныне употребляется в значении: источник бедствий (открыть ящик Пандоры).
«Находиться под эгидой» (англ. «under the aegis») – Эгида – щит Зевса, выкованный Гефестом, символ защиты богов. В середине щита находилась голова горгоны Медузы. Фразеологизм ныне употребляется в значении: находиться под защитой.
XIII в. до н. э. – троянская война. События Троянской войны содержится в поэмах Гомера – «Илиаде» и «Одиссее». Троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. В войне столкнулись интересы крупных государств. Троя располагается у пролива Дарданеллы. В этом веке племена дорийцев разгромили Микенскую цивилизацию. Наступили «тёмные века», которые продлились до 9 в. до н. э. и снова началось возрождение Греции.
«Илиада» – древнейший сохранившийся памятник литературы, эпическая поэма (эпос в пер. с греческого – слово, а поэма в пер. с греческого – создание) Гомера (VIII в. до н. э.), посвящённая событиям Троянской войны.
Основные действующие лица:
Ахейцы (греки):
Агамемнон – правитель Микен. Жаждет славы.
Ахилл – полубог.
Одиссей – правитель Итаки.
Менелай – правитель Спарты. Супруг Елены.
Патрокл – лучший друг Ахилла.
Троянцы:
Гектор – царский сын. Главный полководец.
Парис – храбрый юноша. Влюбляется в Елену.
Приам – правитель Трои.
Елена – похищенная прекрасная дева. Причина Троянской войны.
Андромаха – жена Гектора.
После похищения троянцем Парисом Елены Спартанской (жены Менелая) – ахейцы объявили войну и окружили Трою. Перед решающим сражением Менелай сходится в битве с Парисом. Соперники заключают сделку: победитель получит. Парис проигрывает и скрывается с Еленой за городскими стенами. Оскорбленные ахейцы идут в наступление. Троянцами командует Гектор – сын царя Трои и брат Париса. Ахейцы отступают к кораблям с большими потерями.
Однако, Патрокл возвращается на поле боя. Гектор вступает в поединок с Патроклом и убивает его. Ахиллес встает во главе ахейского войска в непробиваемых доспехах от Гефеста. Троянцы несут потери. Гектор отвлекает Ахиллеса, вступает в неравный бой и погибает. Троянцы терпят поражение.
«Одиссея» – вторая поэма Гомера. Рассказывает о приключениях Одиссея во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.
События происходят спустя 10 лет после окончания Троянской войны. Одиссея по дороге на Родину захватила нимфа Калипсо. Пенелопа ожидает мужа, хотя её любовь борются множество поклонников. Боги приказывают нимфе Калипсо освободить Одиссея. Когда Одиссей оказался на воле, он смастерил плот и отправился в море. Посейдон устроил шторм, так как недолюбливает Одиссея, но он всё же остаётся в живых. Моряки помогают Одиссею соорудить спасительный корабль. Но Посейдон превращает его в скалу. Афина делает из Одиссея пожилого бездомного. Вернувшись на родину, Одиссей понимает, что его никто не признаёт. Жена Одиссея организовывает состязание между своими поклонниками. Суть состязания – выстрелить луком Одиссея, чтобы стрела пересекла 12 колец. Одиссей побеждает и рассказывает Пенелопе свой секрет и расправляется с поклонниками своей супруги.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.