bannerbanner
Подвижник Святых гор – Старец Софроний. Жизнеописание архимандрита Софрония (Смирнова).1828–1921 годы
Подвижник Святых гор – Старец Софроний. Жизнеописание архимандрита Софрония (Смирнова).1828–1921 годы

Полная версия

Подвижник Святых гор – Старец Софроний. Жизнеописание архимандрита Софрония (Смирнова).1828–1921 годы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Москва являлась одним из главных центров духовного образования, В результате реформы 1808–1814 годов возникла стройная система духовных учебных заведений, состоявшая из преемственно связанных между собой приходских и уездных училищ, как правило, соединенных, а также Семинарий и Академий.

Было образовано четыре академических округа с Духовной Академией во главе каждого. Руководящим коллегиальным органом Духовной Академии являлась Академическая конференция, в состав которой входили архиерей, ректор, несколько профессоров и почетных членов. В ее ведении находилась не только Академия, но и Семинария, управлявшаяся своим ректором, двумя членами правления и двумя членами конференции. Семинария надзирала над, уездными и приходскими училищами; во главе уездного училища стоял ректор, во главе приходского – смотритель благочиния.

Приходское духовное училище состояло из двух одногодичных классов, уездное имело два двухгодичных отделения – низшее и высшее, Общий курс обучения в духовном училище продолжался шесть лет. В приходском. училище преподавали чтение, письмо, арифметику, церковное пение, основы грамматики, сокращенный катехизис, в уездном – те же предметы с добавлением древнегреческого и латинского языков, священной, церковной и гражданской истории, географии, пространного катехизиса, правил церковного обихода и делопроизводства[35]

Высокопетровское духовное училище, объединявшее в своих стенах приходское и уездное училища, было учреждено в 1823 году после перевода московских заиконоспасских духовных училищ из Заиконоспасского в Высокопетровский монастырь, в то время как в Заиконоспасский монастырь из Николо-Перервинского монастыря была перемещена Московская Духовная Семинария.


Высокопетровский монастырь. Конец XIX в.


В Высокопетровском духовном училище, наряду с Андроньевским и Донским училищами, располагавшимися соответственно в Спасо-Андрониковом и Донском монастырях, обучались дети московского духовенства.

Принимали в училище без экзаменов на основании прошения на имя ректора. Такое прошение в сентябре 1837 года было подано «ректору Высокопетровских училищ Архангельского кафедрального собора протоиерею Арсению Иоанновичу Тяжелову» от «Пречистенского сорока Тихоновской у Арбатских ворот церкви священника Георгия Стефанова»:

«Сына моего Сергия Смирнова, имеющего от роду девять лет, на котором и оспа была, обученного читать и писать, начаткам российской грамматики и нотному пению, желаю записать в первый класс Высокопетровского приходского училища, Вашему управлению вверенного, и обучать по билету в доме.

Посему, Ваше высокопреподобие, всепокорнейше прошу означенного сына моего Смирнова, записать в первый приходский класс, для обучения предметам оного класса снабдить надлежащим билетом»[36].

Сергий обучался дома по отпускному билету под руководством отца и приходил в училище дважды в год в декабре и в июле для сдачи экзаменов. Учился он хорошо, преуспевал в знании катехизиса, священной истории, латинского и греческого языка, труднее давалось ему нотное пение.

В 1842 году он успешно окончил училище с рекомендацией к поступлению в Московскую Духовную Семинарию, В выданном ему по окончании училища Свидетельстве значилось, что «объявитель сего, Московского Высокопетровского духовного училища высшего отделения ученик Сергей Смирнов 2-й, Пречистенского сорока Тихоновской у Арбатских ворот церкви священника Егора Степанова сын, имеющий от рода 14 лет, вступивший в училище [в] 1837 году при способностях хороших и прилежании постоянном обучался в означенном училище: пространному катехизису, священной истории – очень хорошо, латинскому и греческому языку – хорошо, географии, арифметике и нотному пению – довольно, по классу чтения Нового Завета – достаточно.

Поведения он очень тихого и кроткого.

Ныне по окончании курса, в уездном училище положенного, поступает в Московскую Духовную Семинарию»[37].

Юношеские годы

В Московской Духовной Семинарии

В 1842 году Сергий Смирнов поступил в Московскую Духовную Семинарию. Поначалу учеба давалась ему нелегко: в 1844 году по результатам испытаний учеников низшего отделения он был причислен к категории «оставленных в том же классе по малоуспешности»[38].

В дальнейшем он учился хорошо, свидетельством чему является следующая запись в журналах производства внутренних испытаний учеников Московской Духовной Семинарии в июне и июле 1846 года: «28 июня в утреннее заседание, в присутствии обозревающего Семинарию Казанского собора протоиерея Сергия Владимирского и членов Семинарского правления, ученики низшего 1-го отделения испытуемы были в знании словесности и латинского языка.

По словесности испытание проведено по билетам прежним порядком; спрошены все ученики. Из них оказались успешными очень хорошо: Феодор Марков, Иван Аврорин, Григорий Скворцев, Сергей Смирнов, Петр Васильевский, Иван Тихомиров, Александр Соколов, десять человек успевшими хорошо, двадцать восемь человек – посредственно и малоуспевшими…

По латинскому языку испытание проведено посредством переложения с русского на латинский язык и посредством перевода с латинского языка на русский; спрошено тридцать четыре человека из всех разрядов, и оказались успевшими очень хорошо: Сергей Смирнов, Григорий Скворцев, Николай Терновский, семь человек успевшими хорошо, семнадцать человек – посредственно и малоуспевшими»[39].


Московская Духовная Семинария. Начало ХХ в.


В 1850 году Сергий Смирнов окончил Семинарию с аттестатом второго разряда. Аттестат свидетельствует о том, что обучался он в Семинарии «при способностях довольно хороших и прилежании достаточном, наукам: богословским – порядочно, о Св[ященном] Писании – нехудо, церк[овной] истории и археологии – нехудо, гомилетике – порядочно, церковному законоведению – средственно, свящ[енной] герменевтике – довольно хорошо, истории библейской – довольно хорошо, патристике – довольно порядочно, логике и психологии порядочно, математике и физике – нехудо, словесности – хорошо, истории всеобщей – довольно хорошо, истории российской – довольно хорошо, о богослужебных книгах – хорошо, сельскому хозяйству – средственно, медицине – средственно, языкам: греческому – порядочно, латинскому – порядочно.

Поведения честного. Содержался на собственном иждивении»[40].

После окончания Семинарии Сергий три года провел в родительском. доме, помогая отцу в совершении богослужений. По преданию, отец хотел женить его и со временем передать ему свое священническое место, но Сергий избрал другой путь – узкий, тернистый, но благодатный путь иноческого жития. Видя тщетность своих усилий склонить сына к женитьбе, отец дал ему благословение на поступление в монастырь.

Глава II

В Малороссии

(1853–1885 годы)

Исполненный духовной радости и благодарности Богу за осуществление своего заветного желания, Сергий Смирнов в сентябре 1853 года поступил на послушание в Святогорскую Успенскую пустынь, расположенную в Изюмском уезде Харьковской губернии на живописных меловых горах, покрытых густым лесом и омываемых водами Северского Донца.

Святогорская Успенская пустынь

Краткий исторический очерк

История этой знаменитой обители уходит своими корнями в глубокую древность. По одному из дошедших до нас церковных преданий, еще задолго до Крещения Руси свет православия воссиял на Святых Горах. В VIII – Х веках в Византии возникло и широко распространилось иконоборчество, Это еретическое зловерие овладело умами некоторых византийских императоров, которые воздвигли жестокое гонение на православных, продолжавших почитать святые иконы.

По сведениям, содержащимся в житиях преподобного Стефана Нового, святителя Стефана, архиепископа Сурожского, и других подвижников, в то время были разорены многие византийские монастыри.


Святогорская Успенская пустынь. Вид с северо-востока. Начало ХХ в.


Спасаясь от преследований иконоборцев, их насельники бежали в близлежащие страны: на остров Сицилию, в Крым и Дунайскую Готию.

Житие преподобного Феодора Студита, ревностного иконопочитателя, повествует, что «херсонские и босфорские пресвитеры и иноки, услыхав о твердости Феодора и находящихся с ним иноков и об их страданиях, весьма о сем сожалели и, подражая им, стали также говорить о беззаконии царя и противлении его Церкви, почему многие из них потерпели изгнание».

Часть гонимых иконопочитателей бежала на окраину империи в Северное Причерноморье. Оттуда, поднимаясь по Дону и его притоку Северскому Донцу на север, они достигали меловых гор, изобиловавших пещерами. В тех местах, где иноки останавливались для жительства, ими были устроены многочисленные монашеские пещерные жилища, которые до сих пор сохраняются на территории Воронежской, Луганской и Донецкой областей.

В то время земли Северного Причерноморья входили в состав Хазарии. По сведениям, содержащимся в одном из византийских источников Х века, в эпоху иконоборчества в Хазарии существовала епархия: «в числе прочих христиан и отшельников был лишен ноздрей и сослан в Херсон некто затворник Сосфенский. Его хотели там умертвить, но он удалился в Хазарию, где и был епископом». Литературные источники находятся в согласии с данными археологии: на городищах Хазарского каганата, расположенных неподалеку от Святых Гор, было найдено множество предметов, свидетельствующих о связях местного населения с Крымом, Таманью и Кавказом, причем некоторые из находок IX–XIV веков определенно говорят о существовании в крае христианского населения.

Другое предание относит появление монашествующих во Святых Горах к середине ХIII века, когда под ударами татарских орд пал Киев и уцелевшие насельники Киево-Печерской Лавры рассеялись «по странам далеким». Спускаясь вниз по течению Днепра, Дона и Северского Донца в поисках новых мест для пустынножительства, они обрели Донецкие горы, напоминающие дорогие им горы Киевские, и избрали их местом своих подвигов. «Инокам естественно было еще в глубокой древности полюбить и избрать местом созерцаний своих Донецкую скалу, столько живописную по себе и по красоте ее обстановки.

‹…›

Скала Донецкая сама собою говорит, что она давно, очень давно стала освящаться подвигами лучших ценителей красот природы – преподобных отшельников»[41].

О том, что Святогорская обитель является благословенной отраслью Лавры Киево-Печерской, свидетельствует то, что главные престолы ее храмов посвящены тем же святым угодникам и священным событиям: Успению Пресвятой Богородицы, преподобным Антонию и Феодосию Печерским, святителю Николаю Чудотворцу.

И наконец, последнее предание называет первоначальниками пустынножительства во Святых Горах афонских иноков, отвергнувших унию с католиками и бежавших с Афона в середине ХV века от преследований византийского императора-униата Михаила Палеолога. В подтверждение этого некоторые исследователи указывают на древние усыпальницы в толще меловой скалы в виде продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками, У древних насельников Святогорья было принято раздельное захоронение костей и черепов, что восходит к традиции погребения, издревле существующей во многих монастырях Палестины, а также на Святой Горе Афон.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1575. Л. 66 об.

2

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 3146. Л. 167 об.

3

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2548. Л. 122 об.

4

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1688. Л. 11 об.

5

Романюк С. К. В поисках пушкинской Москвы. – М., 2000, – 253 с., – С. 209.

6

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1779. Л. 5.

7

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 288.

8

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 252.

9

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 282.

10

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 74. Д. 265.

11

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 270.

12

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 276.

13

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д 288. Л. 184.

14

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 282. Л. 175.

15

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1741. Л. 7 об.

16

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 265.

17

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 247. Л. 50.

18

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 259. Л 45,

19

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 270. Л. 741.

20

Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. – Л., 1988. – 544 с. – С. 10.

21

Русский биографический словарь. – СПб., 1896, – Т. 1. – 892 с. – С. 86.

22

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 276. Л 54 об.

23

Дар. Русские священники о Пушкине. – М.: Русский мир: Вече, 1999. – С. 34–35.

24

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 288. Л. 184.

25

Паламарчук П. Сорок сороков. – М. 1994. – Т. 2. – 645 с. – С. 204.

26

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1925. Л. 115.

27

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Л. 295.

28

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Л. 306.

29

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Л. 306.

30

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 300. Л. 782 об.

31

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 745. Д. 282. Л. 184 об.

32

ЦИАМ. Ф.203. Оп. 745. Д. 300. Л. Л. 795 об. – 796

33

ЦИАМ. Ф.203. Оп. 745. Д. 300. Л. 796.

34

ЦИАМ. Ф.203. Оп. 745. Д. 288. Л. 171 об.

35

История Москвы с древнейших времен до наших дней. – М., 1997. – Т. 2. – 471 с. – С. 154.

36

ЦИАМ. Ф. 465. Оп 1. Д. 15. Л. 249.

37

ЦИАМ. Ф. 465. Оп 1. Д. 19. Л. 832.

38

ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1229. Л. 210 об.

39

ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1243. А. 375.

40

ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1286. А. 142.

41

Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии. – Одесса. 1891. – 175 с. – С. 8.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2