Полная версия
Жизнь преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, приснодевы Марии
Преподобный Стефан Филейский
Жизнь преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, приснодевы Марии
По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского АФАНАСИЯ
* * *© Издательство «Сатисъ», составление, оригинал-макет, оформление, 2003
Жизнь преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, приснодевы Марии
Прообразование и пророчество о Пресвятой Деве Марии
Преславная глаголашася о Тебе.
Преблагословенная в женах Матерь Господа Бога нашего была избрана в предвечном совете Всесвятыя Троицы еще прежде бытия мира (Еф. 1, 4). От начала дней века сего Она во светлом раю указана, как заря спасения нашего; ибо на Нее Господь указал, когда изрек осуждение змию: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем Тоя: Той твою сотрет главу» (Быт. 3, 15). А что действительно сие откровение указывало на Матерь Господа нашего, тому служит доказательством и самый поступок Адама, который вслед за сим дал новое имя жене своей. И нарече Адам, как сказано, имя жене своей: «жизнь, яко та мати всех живущих» (Быт. 3, 20). Прекрасно о сем любомудрствует блаженной памяти Филарет, митрополит Московский, который говорит: «Жизнь, мати живущих, – имена сии были бы приличны праматери в состоянии непорочности, поелику тогда она точно рождала бы всех живущих: но тогда не дано ей сих имен, а наречена она просто женою. К тому же после грехопадения, когда она будет рождать умирающих, будучи притом сама причиною (сего), – нарече Адам имя жене своей жизнь. Разве в поругание? – Нет, конечно, не в поругание, а вероятнее в утешение себе и ей, смотря на нее сквозь Божие определение о семени жены, сокрушающем главу змия». – «Отцом, – думал он, – буду и я; но не буду отцом истинной жизни; Ее матерью предоставлено быть жене без мужа: и так да наречется ей имя: жизнь, яко та мати всех живущих ни сама по себе, но потому, что некогда от Евы будет Дева, и от Девы родится Тот, Который есть Истина и Живот и Который имеет силу всех умирающих перерождать в присноживущих». – Итак, значит, Ева (жизнь), по своему имени, служила прообразом той жены, от которой следовало родиться Начальнику жизни нашей, Победителю зла и смерти.
Впрочем, не одна Ева служила прообразом Матери Божией, но был подобен Ей своим спасительным действием и ковчег Ноев, потому что через него спасся род человеческий от потопления; также была Она предизображена лестницей, виденной во сне Иаковом, так как через Нее сошел Господь на землю и явился человеком; Ее изображала и купина неопалимая, – по той причине, что она вмещала в себя Самого Господа, Который творит слуги Свои пламень огненный, – и Матерь Господа, будучи осенена Святым Духом, горела всегда огнем Божественной любви и не сгорела. Прообразом Ее служил и кивот Господень, и жезл Ааронов, чудесно произрастивший цвет, и гора, виденная во сне царем вавилонским, от которой отвалился камень без рук человеческих, раздробил идола и превратился в гору. Ибо Даниил пророк, изъясняя царю сей сон его, предвещал пришествие Христово, которое последовало от Девы (высокой духом и верой), без участия мужа, – действием Святого Духа.
О Ней предвозвестили и пророки, по вдохновению Духа Божия: так, пророк Исаия более нежели за 700 лет до Ее появления в мире возвестил унывающему царю иудейскому: «Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Эммануил (с нами Бог)» (Ис. 7, 14). Предвещая заранее о Ее нерастленном действе, Иезекииль пророк говорил: «Обрати мя (Господь) на путь врат святых, зрящих на восток: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна» (Иез. 44, 1–2). И Аввакум сказал: «Бог от юга приидет, и Святой из гор приосененныя чащи» (Ав. 3, 3). Согласно с сим и Церковь святая поет Богородице: «Гору Тя благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление».
Рождество Приснодевы
Чудны судьбы Господни! Из всех земных племен избирается один народ, который получает от Него закон и воспитывается в вере Бога Спасителя своего. В сем народе определяется род Давидов, возводится на престол, венчается милостями и щедротами и затем скрывается в неизвестности от очей мира, где и происходит от него цвет чистоты, произрастивший плод жизни вечной. Желая некогда создать Себе скинию, Бог Сам избрал художников, освятил их Духом Своим и наделил мудростью и разумом. Особенно избрания и освящения удостоены и те, которые должны были произвести на свет живой храм живого Бога. Так как свойства родителей передаются детям: «аще корень свят, то и ветви» (Рим. 1, 16), – то чистейшая из земнородных должна произойти от родителей самых богоугодных, исполненных веры, чистоты и святости. Таковы и были Иоаким и Анна, из рода Давидова и Ааронова, но, подобно праотцам своим Аврааму и Сарре, дожили они до старости и не было у них детей.
«Вот наследие от Господа: дети, – сказал пророк, – награда от Него – плод чрева» (Пс. 126, 3). Потому и блаженным почитался тот в народе Божием, кто имел детей; бездетный же окаявал себя и презирался всеми. И угодно Всевышнему было смирить Своих отцов бесплодием их чрева до старости, – Своим видимым неблаговолением к ним. Хотя и много молений приносили они Богу, много жертвовали в храм, помогали бедным, но чего весьма желали, того не достигали; однако в вере на Божие всемогущество и благость нисколько не ослабевали.
Случилось, приносил Иоаким жертву Богу, и так как был уже стар и в списках не оказалось у него детей, то и был отвержен вместе с жертвоприношением. Еще более опечаленный сим, смиренный старец ушел в горы, где паслось его стадо, и там в посте и молитве оставался сорок дней. «Доколе, Господи, забудеши мя до конца? – так, может быть, отголоски слезной его молитвы разносились в пустынном безмолвии. – Доколе положу советы в душе моей, болезни в сердце моем день и нощь? Доколе вознесется враг мой на мя? Призри, услыши мя, Господи Боже мой!» Конечно, многих скорбей и слез стоило и жене его это общее их несчастье; и она, всегда питающая себя надеждой, подобно прочим женам, что от ее, быть может, потомства произойдет Тот, Кто упасет языки и в содержании Своем будет иметь концы земли (Пс. 2, 8, 9), – теперь же оставленная мужем и неизвестно: надолго ли? Быть может, и не навсегда ли? – предавалась одна великой грусти. И сравнивая себя с птицами, скотами и зверями, она не находила себя равной им по причине своего долговременного неплодства.
Подвиг веры и терпения не остается без наград. Когда истощаются в борении силы подвижника, посылается ему помощь от Бога. И ангел явился плачущей и рыдающей Анне, потом унывающему в пустыне Иоакиму и возвестил им одно и то же, что от них родится Дщерь, и возвеличится Она в роде человеческом. И вот 9 декабря последовало зачатие, а 8 сентября – рождение Девы, Которую назвали, соответственно будущему Ее величию, Мариам, что значит высокая, господствующая.
Введение во храм
Одного только просил у Господа Давид пророк, того только искал, чтобы пребывать ему в доме Господнем во все дни жизни своей и созерцать красоту Господню (Пс. 26, 4), и потому, когда возвещали ему: «в дом Господень пойдем», он чувствовал необыкновенную радость. Не служило ли сие прообразом или примером того, что принадлежало одной из его потомков, великой Дщери, Которой он предвещал: «Слыши, дщи, и виждь, – забуди люди твоя и дом отца твоего, и возжелает Царь доброты твоея: зане Той есть Господь твой, и поклонишися Ему! Ибо о Ней Он говорил: приведутся Царю девы в след Ея, искреннии Ея, приведутся в веселии и радовании, введутся во храм Царев» (Пс. 44, 11–16).
Когда исполнилось Деве Марии три года от рождения, родители Ее устроили торжественное введение Ее во храм Господень; в сопровождении свещеносных дев Она была встречена первосвященником Захарией и введена для поклонения Богу во святая святых, куда архиерей один мог входить только однажды в год. Как всякое пророчество не было произносимо по воле человеческой (Пет. 1, 21), так и этот необыкновенный поступок пророка Захарии мог быть совершен не иначе, как по особенному определению Божиему; потому и ангелы удивились, как воспевает Церковь, когда увидели, яко Дева входит во святая святых.
При храме иерусалимском жили в то время посвященные на служение Богу в трех высоких зданиях: в одном – назореи, в другом – девы, в третьем – вдовицы. Главным занятием для всех было изучение закона Господня и молитва; также и рукоделие служило, особенно для молодых, отрадой и пособием для жизни. Все живущие при храме были более прочих скромны и воздержаны как в пище, так и в слове; но между всеми не было такой, как Отроковица Мария, по Ее незлобивому и смиренному нраву. «Ты же предуспела и превознеслася еси над всеми» (Прит. 31, 3), – Писание относилось к ней с такой похвалой. О ней также и праотец Ее, пророк Давид, возвещал: «Вся слава Дщери царевы внутрь Ея: рясны златыми одеяна и преиспещрена» (Пс. 44, 14). Сии душевные украшения: любовь, радость, мир, кротость, воздержание были неизменным достоянием незлобивой, как ангел, Девы Марии. И Соломон, взирая на Нее, восклицал: «Кто Сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? Едина есть Голубица моя, совершенная моя» (Пс. 6, 9, 8).
Находя величайшим для себя удовольствием быть в богомыслии и молитве, Дева часто уходила во святилище, где было ей назначено место для молитвы, и где, как предание гласит, принимала Она пищу из рук ангела. Не восхищаясь сим, Она ограждала Себя всегда молчанием, зная, что у Господа достаточно было сил питать народ Свой в пустыне сорок лет небесной пищей, а во-вторых, и то, что всякое дарование Божие сохраняется в неистлении кроткого только и молчаливого духа. Одно только видели в Ней и удивлялись все девы, – о чем такая юная непрестанно помышляет и нередко за чтением книг проливает слезы, следы которых, как заметно было, оставались на смиренном лице ее?
«Спасения ждый Господня» (Быт. 49, 18), пророк Давид, как и всякий праведник, от начала века сего ожидающий пришествия Господня, взывал: «доколе, Господи? яви лице Твое и спасемся»; и потом в утешение души своей вещал: «Поспешит нам Бог спасений наших, Бог наш Бог спасати». Так если и за тысячи лет жившие патриархи и пророки с нетерпением ожидали пришествия Бога Спасителя, тем более должна ожидать Дева Мария, когда время ожидания уже приблизилось к концу. Всегда преданная молитве, от которой дух делается прозорливым, и чтению пророческих писаний, могущих умудрить даже и младенцев, Мария хорошо понимала, что дни пришествия Христова уже наступили. Слова же Исаии: «Се, Дева зачнет и родит…» – как нельзя лучше указывали и на то, от Кого Он должен родиться. Все сие приводило ее в глубокую задумчивость и невольно исторгало из глаз Ее слезы умиления. «Ведь должна же быть такая Дева, – так думала Она, – от Которой родится Спаситель мира; может быть, уже и есть Она. О, какое счастье быть Матерью Господа! Удостой меня, мой Царь и Бог, быть рабой этой блаженной Девы».
Как лилия, благоухающая в долине, в своей сокровенности Мария не замечала красоты души Своей, на которую обращены бывают очи Господни; по причине глубокого смирения не могла Она и подумать, что Ей суждено родить Богочеловека. Но вот, однажды в полночь, когда Дева молилась по обычаю во святая святых и пламенные желания Свои изъявляла Богу, внезапно воссиял на Нее великий свет, и слышен был голос: «Ты родишь Сына Моего». Нет слов выразить всю радость Пречистой! Посреди света дивного, преклонив колена, стояла Дева, объятая пламенем божественной любви, и с того часа еще более утвердилось в Ней желание пребывать в девстве навсегда. Сие откровение было Ей, когда исполнилось 12 лет от роду, но Она не говорила о сем никому до самого вознесения Господня на небо.
Обручение
Читая на первой странице закона Божия: «раститеся и множитеся» (Быт. 1, 18), и привлекаясь благословением Божиим к чадородию, древние люди не имели никакого понятия о достоинстве девства, и евреи даже плакали, когда умирала дева совершеннолетняя по той более причине, что она не сочеталась брачному союзу (Суд. 1, 40). Потому каково же было удивление у всех, когда пришедшая в совершенный возраст четырнадцатилетняя Мария на предложение священников выходить замуж объявила, что Она, обещанная от рождения на служение Богу, и Сама дала обет быть девой до смерти! Не имея ни примера, ни закона, указывающего на хранение девства, священники не знали, как устроить жизнь такой Девы. Писанное же в книге Моисеевой: «человек, аще обещает обет Господу, да сотворит» (Чис. 30, 3), – не давало им права делать ей принуждения. Все сие заставило их просить откровения Свыше.
Теперь посмотрим, как же премудрость Божия устроила, чтобы и девство Марии соблюсти, и, приготовив Ее к чудному чревоношению и рождению, избавить Ее от всякого подозрения и напрасного осуждения? Ибо чего бы иудеи не сказали, услышав о зачатии безмужней? Так как Писание не представляло им примера подобного, то они, увидев рождшую без мужа, наверно, поступили бы с Ней по Моисееву закону и побили бы Ее камнями. Для того вот и произвел Господь в народе Своем обычай, равный закону, – всякую деву, способную к чревоношению, выдавать непременно замуж. И Марию, согласно с Божиим откровением, обручили старцу Иосифу, по преданию Иоакимову брату, изжившему век свой с женой, чтобы он был только хранителем Ее девственной чистоты. Вначале опечаленный сим Деве было, по сказанию некоторых историков, особенное откровение от Бога, чтобы не усомнилась идти в дом праведного мужа, каков был Иосиф.
В Галилее, стране, населенной в то время язычниками, в 120 верстах от Иерусалима, при конце небольшой долины, окруженной горами, находятся и ныне белые домики с плоскими крышами: это вот и есть городок Назарет, где жил плотник Иосиф, у которого должна была жить Дева Мария, честнейшая херувимов. Хижина его была в конце города, у самой скалы, к которой приткнулся Назарет, расположенный на склоне горы. Склонная к богомыслию и безмолвию, Мария при тихой назаретской жизни была вполне довольна Своей, по-видимому, и незавидной участью. Любила Она и здесь предаваться размышлениям о пришествии Бога-Спасителя и часто целые ночи проводила в созерцании неведомых судеб Божиих.
Благовещение
Среди прекрасной весны, какая бывает в теплых странах, где все плодовитые деревья покрываются цветами, от коих весь воздух наполняется благоуханием; когда в тихое молчание погружена была вселенная, и ночь в своем течении преполовлялась, – совершилось одно из святейших для нас событий в городе Назарете. Там, в доме Иосифа – хотя и было за полночь – светился все еще огонек; его Невеста, обрученная, все пока не спала; ночное упокоение далеко было от Ее божественных желаний. Она одна была в особой горнице; перед Ней лежала развернутая книга; белое, как у ангела, лицо Ее было полузакрыто головным покровом; по Ее положению и взору, обращенному к небу, можно судить, что мысль о возлюбленном Ею Господе не отходила от Нее, что и действительно было так.
«Яко узрю небеса, дела перст Твоих, – углубленный в созерцание великих дел Божиих и Его неисповедимой благости к людям, Давид пророк восклицал иногда: что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещаеши его?» (Пс. 8, 4–5). Невероятным казаться бы не должно, если бы мы предположили, что и Дева Мария, Дщерь Давидова, в сие время предавалась размышлениям, возводя взор к небу, – этому престолу Великого Бога, – о необъятном Божием могуществе и безмерном снисхождении к роду человеческому. Тем более это могло быть, что Ей уже было возвещено, что Она родит Сына Вышняго; и слова пророка: «се Дева зачнет и родит», – влагали в сердце Ее всегда божественное желание и проникали в душу несомненным предчувствием и неизъяснимой радостью. Однако же, не допытываясь понять тайну сию, Она могла говорить только: «Кто разуме ум Господень? Яко не испытани судьбы Его».
Чтобы открыть тайну (рождения от Девы Бога и человека) и положить начало нашего спасения, был в сие время от Бога послан в город Назарет один из высших небесных ангелов, предстоящих престолу Вышнего. С быстротой молнии слетел Гавриил с небесных высот к обрученной Иосифу Деве Марии, и в одно мгновение предстал перед Ней архистратиг бесплотных сил.
Небесная радость сияла на светлом лице его; держа в руках райскую ветвь, с видом глубокого почтения он приветствовал Деву: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах».
Никто из земнородных никогда не принимал от небес такого хвалебного привета; но все, что произнес горний посетитель, не пустое было вещание, ибо небесной истине не свойственна лесть, равно как и суровость злобы поднебесной. Величие Благодатной не было преувеличено, ибо с Ней действительно был Господь (в уме и сердце Ее); и благословенной была Она преимущественно перед всеми людьми: паче всех смиренна и кротка. И вот сему доказательство: высокое приветствие небесного вестника производит в смиренной, а потому и всегда спокойной душе Ее смущение помыслов. Много раз видев во святая святых сего небожителя, когда он приносил Ей пищу, Пречистая сделалась теперь тревожна от слов его и размышляла, – что бы это было за приветствие?
Смущение грешных обнаруживается жалобами, слезами и бранью или же злобным молчанием; но непорочная Мария предается благоразумному безмолвию и страху. Ибо сказано: служите Господу со страхом; и вот благоразумная раба при самом звании в служение Богу исполняется страхом. Но архангел Деве говорит: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречеши Ему имя: Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.