bannerbanner
Четыре Юлии. Исторические эссе
Четыре Юлии. Исторические эссеполная версия

Полная версия

Четыре Юлии. Исторические эссе

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Как же мудры те мамы, которые принимают девушек, выбранных их сыновьями, даже если эти девушки не очень нравятся им самим! Конечно, бывают случаи, когда мама видит, что девушка или женщина, которую сын привел знакомиться с нею, просто опасна для него (если она интересуется ее сыном из каких-то корыстных соображений) – и тогда она реально может защитить сына от нежелательного брака. Но невыразимо важно, чтобы мама честно разделила свои субъективные и объективные возражения – и, отбросив первые, озвучила сыну только вторые. Мало мам, которые способны так подавить себя (особенно если они еще и заранее ревнуют сына к его будущей жене).

Мало мам, которые промолчат свое недовольство будущей невесткой, видя, что сын счастлив.

Возвращаясь к героям заметки, остается лишь выразить сожаление тем, что Юлия Мамэя не пожелала принять во внимание влюбленность сына по отношению к любимой им жене и грубо разрушила его брак и выгнала невестку, в которой видела (скорее всего) угрозу своей великой материнской власти над сыном. Власть она сохранила – а сына семейного счастья лишила; непомерно огромная цена материнского самолюбия.

Но остается еще описать грустную развязку всей этой истории – ведь Севера Александра погубило именно его безграничное уважение к матери и вызванная этим уважением полная покорность воле матери.

Удивительно, но насколько римляне в целом хорошо относились к императору (и после его убийства его преемник даже официально обожествил его – что со свергнутыми и убитыми императорами не случалось) – настолько они не любили мать императора. Юлия Мамэя заслужила такое отношение римлян своей скупостью и жадностью. Вот свидетельства историков.

Геродиан написал: «Жаловался Александр на мать свою и весьма огорчался, видя ее сребролюбие и непомерное усердие в этом. Ведь делая вид, что она накапливает богатства для того, чтобы Александр щедро и без труда мог делать приятное винам, она умножала собственное состояние; иногда она навлекала нарекания на власть Александра тем, что против его воли и к его негодованию отнимал состояния и наследства некоторых людей на основании наветов» (Геродиан. История императорской власти после Марка. кн. VI.5 М.: РОССПЭН, 1996. Стр. 99).

Еще более кратко и емко охарактеризовал Юлию Мамэю автор «Жизнеописания Августов», обычно именуемый Элием Лампридием: «Так как он достиг власти почти что мальчиком, то все дела он вел вместе с матерью, так что казалось, что и она – наравне с ним – пользуется императорской властью. Это была женщина праведная, но скупая, страстно любившая золото и серебро». (SHA. Элий Лампридий. Александр Север. XIV.6).

И ненависть римлян к этой женщине, ставшей императрицей, причем ненависть не просто римлян, а римских воинов, достигла апогея в 235 году во время похода против германских племён. Так получилось, что император сам возглавил армию, с ним были все его приближенные и – с ним была и его мать. И там, на берегу Рейна, и произошла трагедия: армия взбунтовалась, точнее – ее взбунтовали, но недовольство императором уже и так зрело – из-за скупости его матери. И Север Александр, и Юлия Мамэя были убиты. Историк упоминает, что воинов призывали «оставить скаредную бабу и трусливого мальчишку, раба своей матери» (Геродиан. История императорской власти после Марка. кн. VI.9.5. М.: РОССПЭН, 1996. Стр. 109). Так неблаговидные качества матери погубили во всем покорного ей сына, которого она так хорошо воспитала.

Вот как сказал об этом Геродиан: «Такой конец постиг Александра и его мать после четырнадцатилетнего по отношению к подданным безупречного и не знавшего кровопролития царствования; склонный к человеколюбию и благодеяниям, он был чужд убийств, жестокости и опрометчивых поступков. Во всяком случае, царствование Александра полностью заслужило бы добрую славу, если бы ему не ставили в упрек сребролюбие и скаредность матери» (Геродиан. История императорской власти после Марка. кн. VI.9.8. М.: РОССПЭН, 1996. Стр. 109). Так что получается сын погиб за мать.

Вот все было хорошо в Юлии Мамэе: умная, добродетельная женщина, которая воспитала хорошего образованного правильного сына, ставшего прекрасным императором – и такой трагический конец и сына, и матери. Как написал автор биографии Севера Александра в «Жизнеописаниях Августов»: «Александр и сам был превосходным человеком… – ведь этого желает только хороший человек – и он следовал советам превосходной матери». (SHA. Элий Лампридий. Александр Север. LXVI.1) Что в них было не так? То, что мать подавляла сына и навязывала ему свое мнение, то есть фактически руководила им по своему разумению – и сын, полностью подчиненный воле матери, погиб, потому что поступал так, как она говорила.


На страницу:
2 из 2