bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Мадзини неоднократно возвращается к вопросу привилегий: «Когда равное распределение прав не является универсальным законом, возникают касты, привилегии, господство, рабство, зависимость»[19]. Равноправие необходимо для достижения общественного согласия, которое является условием ассоциации. По Мадзини, с моральной точки зрения все люди равны от рождения. Все люди одинаково предрасположены к следованию прогрессивным тенденциям, если ими руководят подлинные принципы. Существует лишь интеллектуальное неравенство людей (оно, по Мадзини, естественно); из него нация может извлечь преимущество, если будет правильно им пользоваться. Все иные виды неравенства являются предметом права и могут быть урегулированы обществом посредством закона.

В результате своего рассуждения мыслитель приходит к следующему выводу: «Равенство, свобода и ассоциация – только эти три элемента могут создать подлинную нацию»[20]. Нацию он определяет как «множество граждан, говорящих на одном языке и объединенных, под равными социальными и политическими правами, для единой цели развития и прогрессивного совершенствования всех видов общественной деятельности и общественных сил»[21]. Нация является единственным подлинным властителем; власть, которая не исходит от нации, должна быть признана узурпированной.

Согласно Мадзини, воля нации, которую выражают депутаты, избранные ею в целях представительства, должна быть законом для всех граждан. «Одна нация, одно национальное представительство», – провозглашает Мадзини. Это национальное представительство должно избираться не исходя из какого-либо ценза (как имущественного, так и любого другого), но исходя из воли всех граждан. Каждый представитель нации должен принять участие в выборах. Если индивид уклоняется от участия в выборах, он не имеет права называть себя гражданином. Таким образом, согласно Мадзини, на представителей нации возлагается долг по совершенствованию и управлению общественными силами в целях создания условий для следования общему благу. Все создаваемые общественные институты должны развивать принципы социального равенства без ущерба политическому равенству. По Мадзини, народные представители обязаны стать стражами свободы, гармонично увязывающими стремление к индивидуальной свободе отдельно взятого гражданина со стремлением к прогрессу всего общества.

В 1831–1834 годах «Молодая Италия» вела подпольную деятельность, которой Мадзини руководил из Франции. В 1833 и 1834 годах революционеры предприняли несколько попыток поднять народные восстания в Савойе и Пьемонте, но потерпели поражение. Мадзини, претерпев несколько лет скитаний по Франции и Швейцарии, в январе 1837 года оседает в Лондоне, где с новыми силами погружается в революционную деятельность. К нему постепенно приходит международная известность, а его идеи получают признание в среде единомышленников из разных стран. «Молодая Италия» трансформируется в «Молодую Европу»: организации, проповедующие принципы Мадзини, создаются в Германии, Польше, Швейцарии и даже в Турции. В 1843 году Мадзини уже обсуждают в британском парламенте – факт вскрытия его переписки британскими властями, приведший к срыву либерального восстания в Болонье, был предан гласности, и итальянский мыслитель становится героем английских либералов. В 1848 году Мадзини прибывает в Милан, восставший против австрийского владычества. Вскоре сардинский монарх Карл Альберт начинает полномасштабную национально-освободительную войну против Австрийской империи, в которой терпит сокрушительное поражение, после чего Мадзини, присоединившись к силам Джузеппе Гарибальди, бежит в Швейцарию.

В феврале 1849 года в Риме объявляется республика. В город прибывает Мадзини, которого вскоре избирают членом триумвирата, то есть одним из трех, наравне с Карло Армеллини и Аурелио Саффи, правителей молодого государства. Мыслитель пытается воплотить в жизнь столь долго вынашиваемые им реформы, однако на это судьба отводит ему лишь несколько месяцев – уже в июле в Рим входит французская армия, призванная на помощь папой римским Пием IX, и Мадзини вновь вынужден скрыться в Швейцарии.

Римский триумвират был пиком политической карьеры Мадзини. После неудачных восстаний в Мантуе и Милане в 1852 и 1853 годах соответственно, а также провала серии революционных выступлений в Генуе в 1856 году мыслитель из одного из главных действующих лиц Рисорджименто становится лишь зрителем грядущих событий столь желанного для него объединения Италии. Он вновь бежит в Лондон[22], где в 1860 году издает свою самую известную работу – «Обязанности человека» (I doveri dell’uomo).

Данный текст, посвященный автором трудящимся Италии, является квинтэссенцией его политической, общественной, этической мысли. Мадзини пишет в нем «о самых священных предметах, какие только мы знаем: о Боге, о человечестве, об отечестве, о семье»[23]. Он утверждает, что, хотя уже более 50 лет европейские народы ведут национально-освободительную борьбу против абсолютистских форм правления и наследственной аристократии во имя свободы и прав человека, в первую очередь необходимо поставить вопрос о долге. По Мадзини, политические движения XIX века, поставившие своей целью освобождение народов, не добились сколь-либо значимых результатов в виде улучшения условий жизни трудящихся. Он утверждает, что в признании чьих-либо прав нет никакого смысла, если люди не имеют реальной возможности воспользоваться своими правами, реализовать их. Какой смысл в свободе слова и равенстве в образовании, если люди не имеют ни времени, ни возможности извлечь из этого какие-либо смыслы? Какие возможности дает свобода торговли тому, кому нечем торговать? Таковы принципиальные вопросы, на которые Мадзини дает прямой и четкий ответ: «Проникшись теорией права, мы можем восстать и устранить препятствия; но не создать прочную, продолжительную гармонию всех элементов, составляющих нацию»[24].

Результатом следования теории прав, утверждающей счастье отдельно взятого человека высшим благом, является общество эгоистов, охваченных теми же страстями, что и в уходящую эпоху монархий. Таким образом, согласно Мадзини, первичной задачей становится образование народов, обучение, способное воспитать у них силу духа и готовность к самопожертвованию. Иными словами, чувство долга. Люди, будучи детьми одного Бога, должны следовать единому для всех закону. Их задачей должно быть не эгоистическое преследование собственного блага, а самосовершенствование в добродетели и совершенствование окружающих. Мадзини оговаривается, что он ни в коем случае не призывает людей отказываться от их прав, но при этом сами права могут быть лишь результатом исполненного долга. Преследование одних лишь материальных интересов приводит к катастрофическим последствиям[25].

Первая тема, которую раскрывает Мадзини, – божественный закон. «Бог даровал вам жизнь, Бог даровал вам и закон, Бог является единственным законодателем человечества»[26], – пишет мыслитель. В божественном законе содержится основа любой морали и любого долга. Не познав божественных законов и даже не предприняв подобной попытки, люди не могут претендовать на какие-либо права. Для Мадзини самосознание отдельно взятого человека и мнение окружающих – это «два крыла, возносящих к Богу»[27]. Политические движения, абсолютизировавшие первое, ведут общество к анархии. Движения, жертвующие свободой индивида ради «социальных прав», ведут общества к окаменению, лишают их мобильности и каких-либо возможностей для дальнейшего прогресса[28]. «Одной совести достаточно лишь для того, чтобы показать нам, что закон существует, но не для того, чтобы показать нам, каковы обязанности»[29], – отмечает Мадзини. Она нуждается в факеле, освещающем тьму, и этот факел – человеческий разум.

Люди живут и умирают, но их добрые дела, а также знания, которых они добиваются и передают потомкам, остаются в вечности. Человек учится столько, сколько живет, но учеба человечества бесконечна. По Мадзини, человечество – это «живущее слово Божье». От эпохи к эпохе человечество все лучше понимает себя, свою миссию, а также законы Бога. «Закон Бога един, так же как и Бог»[30]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В данном контексте следует понимать, что «по учению янсенистов теперь божественная благодать распространяется только на тех, кто заслужит ее верой и трудами. Важным является отношение янсенистов к проблеме свободы воли: они придерживаются, по сути, промежуточной между католицизмом и протестантскими учениями точки зрения, согласно которой в момент получения «избранным» человеком этой вторичной благодати она сливается с его волей, которая, в свою очередь, теряет часть человеческой природы и становится божественной» (Андронов И. Е. Джузеппе Мадзини: молодые годы. СПб.: Алетейя, 2009. С. 114). Исходя из изложенного, становится более очевидным влияние янсенистского воспитания на юного Мадзини – в первую очередь в отношении прививания ценностей свободы и трудолюбия. Это особенно наглядно проявится в главном тексте итальянского мыслителя – «Обязанности человека».

2

Для политической мысли эпохи Просвещения характерен универсализм, европоцентризм, прогрессизм. При этом для философии Просвещения в целом характерны онтологический материализм, убежденность в материальной природе мира и стойкое отрицание чего угодно трансцендентного. В молодости Мадзини, как уже было сказано выше, склонялся к подобным убеждениям, однако впоследствии изменил свою точку зрения. Вместе с тем влияние политической мысли Просвещения на творчество Мадзини остается заметным и в поздних произведениях итальянского теоретика.

3

Mazzini G. Manifesto della Giovine Italia // Mazzini G. Scritti editi e inediti. G. Daelli, 1861. Vol. 1. P. 123.

4

Ibid. P. 125.

5

Mazzini G. Manifesto della Giovine Italia // Mazzini G. Scritti editi e inediti. G. Daelli, 1861. Vol. 1. P. 126.

6

«Они», «люди прошлого», с которыми полемизирует Мадзини в «Манифесте “Молодой Италии”», – карбонарии, группа революционеров, создавшая организацию масонского типа, целью которой была борьба за конституционные преобразования.

7

Ibid. P. 127.

8

Ibid. P. 128.

9

В более поздней работе – «Философия музыки» (1836) Мадзини помимо литературы обратил пристальное внимание на итальянскую оперу. Послание Мадзини было воспринято современными ему композиторами, в частности Джузеппе Верди, в операх которого «Макбет» и «Эрнани» можно обнаружить мотивы, созвучные идеологическому национальному подъему Рисорджименто. Помимо работ Верди, который, к слову, состоял с Мадзини в переписке, можно выделить оперы Джоаккино Россини «Итальянка в Алжире», «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль» как композиции, в которых можно отчетливо расслышать призывы Рисорджименто – к национально-освободительной борьбе за свободу, против иноземных захватчиков и угнетателей (Gossett P. Becoming a Citizen: The Chorus in “Risorgimento” Opera // Cambridge Opera Journal. March 1990. Vol. 2. No. 1. Р. 41–64).

10

Mazzini G. Manifesto della Giovine Italia. P. 130.

11

В частности, Мадзини отмечает опыт городов-государств эпохи Возрождения. Философ видел множество плюсов в наличии у итальянцев республиканского опыта, однако длительная история существования множества независимых друг от друга государств на одной территории, со своими традициями и – на более позднем этапе Рисорджименто – представлениями о собственном месте в новой единой Италии была чревата и большими осложнениями для процесса объединения страны. Подробнее см.: Bo Frandsen S., Zocchi A. Le città italiane fra tradizione municipalistica e gerarchia nazionale durante il Risorgimento // Meridiana. Novembre 1998. No. 33, Materiali’98. Р. 83–106.

12

Mazzini G. I collaboratori della Giovine Italia ai loro concittadini // Mazzini G. La giovine Italia. Serie di scritti intorno alla condizione politica, morale e letteraria della Italia, tendenti alla sua rigenerazione. Marsiglia: Tipografia militare di Giulio Barile, 1832. P. 23.

13

Mazzini G. I collaboratori della Giovine Italia… P. 38.

14

Ibid.

15

Ibid. P. 42.

16

Ibid.

17

Ibid.

18

Мадзини приводит примеры диссоциации времен падения Римской империи: преторы против сенаторов, плебеи против патрициев, христиане против язычников, философы против приверженцев религиозных культов (Ibid. P. 44).

19

Ibid.

20

Mazzini G. I collaboratori della Giovine Italia… P. 45.

21

Ibid.

22

В период очередной лондонской ссылки Мадзини, последовавшей вскоре после провала Римской республики, мыслитель создает Центральный европейский демократический комитет, поставив поистине пророческую политическую задачу – создание Соединенных Штатов Европы. По Мадзини, народы, освобожденные от тирании монархов, должны проявить естественное стремление к межнациональной ассоциации, которая станет выражением желания наций жить в мире и гармонии друг с другом и планомерно развиваться. Помимо политической ассоциации, схожей по своим принципам с современным Европейским союзом, Мадзини предлагает создать единый Европейский суд, который мог бы принимать обоснованные с правовой точки зрения решения в случае возникновения международных споров. Необходимо отметить, что саму идею Соединенных Штатов Европы предложил не Мадзини, а другой итальянский демократ – Карло Каттанео, лидер миланского восстания 1848 года, но именно Мадзини предпринял конкретные политические действия, направленные на достижение этой цели. См.: Mazzini G. From a Revolutionary Alliance to the United States of Europe / Ed. by S. Recchia, N. Urbinati // A Cosmopolitanism of Nations. Giuseppe Mazzini’s writings on Democracy, Nation Building and International Relations. Princeton University Press, 2009. P. 132–135.

23

См. с. 47 настоящего издания.

24

См. с. 57 настоящего издания.

25

В этих рассуждениях Мадзини заметно влияние кантианской универсалистской морали и кантовского императивного мышления. Преследование материальных интересов в терминологии Мадзини созвучно гипотетическому императиву Канта, обозначающему руководство к действию технического порядка, который совершенно ничего не говорит о морали. Категорический императив, выражающий нормотворчество морального разума, является императивом этическим, императивом долженствования. В кантианской модели люди сами в себе признают категорический императив, когда возвышаются до понятий обязанности и закона; Мадзини, не отрицая этого, добавляет к этому политические смыслы – здоровое национальное государство должно способствовать этому процессу.

26

См. с. 77 настоящего издания.

27

См. с. 80 настоящего издания.

28

Здесь Мадзини пророчески отмечает, что, если коммунизм когда-либо победит, дав государству монополию на все средства производства, это приведет к созданию «неподвижного общества» и «ужасам тирании».

29

См. с. 82 настоящего издания.

30

См. с. 84 настоящего издания.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2