bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Однако даже если и допустить мнение, что Колхидское царство существовало, конкретного подтверждения этому, к сожалению, нет.

Официальная грузинская историография полагает, что население Колхиды середины I тысячелетия до н. э. было высокоразвитым, но местные полисы были основаны не греками, а коренным населением, греческое же влияние ограничивалось исключительно импортом. Но скорее тут можно согласиться с антиковедом А. И. Болтуновой (Амиранашвили), что своим расцветом, например, колхидский археологический памятник Вани «обязан не мифическому централизованному Колхидскому царству, а тесными контактами с греческим миром».

Доктор исторических наук В. А. Шнирельман пишет: «Грузинские авторы доказывали, что в Колхиде не было типичных греческих полисов». Он также пишет: «Как бы ни разнились взгляды грузинских исследователей, среди них расхожим местом стала идея о том, что Колхидское царство сдерживало греческую колонизацию и ограничивало автономию греческих поселений. Здесь греки будто бы вынуждены были устраивать свои колонии в уже существовавших ранее местных городах и широко пользовались услугами местных ремесленников».


Герард Меркатор. Tabula Asiae III (Колхида и Иберия). 1579


Но при этом интенсивные поиски археологов в Восточном Причерноморье не обнаружили каких-либо признаков существования государства. Что же касается мифа об аргонавтах, то неясна его датировка, и есть версия, что ядро мифа формировалось на основе сюжетов, не имеющих отношения к реальности и только позднее ассоциированных с Колхидой.

Тот же В. А. Шнирельман пишет:

«Грузинские историки и археологи часто ссылаются на миф об аргонавтах, видя в нем доказательство ранней колхидской государственности, восходящей едва ли не ко второй половине II тысячелетия до н. э. Между тем, как резонно полагала А. И. Болтунова, многое в этом мифе неясно. <…> И есть веские основания полагать, что ядро мифа основывалось на сказочных сюжетах, не имевших никакого отношения к реальности».

Грузинскую концепцию критикуют, помимо В. А. Шнирельмана, также антрополог Филип Кохл и британский археолог грузинского происхождения Гоча Цхаладзе.

В. А. Шнирельман пишет: «Оптимистичные надежды руководителя многолетних раскопок в Вани О. Д. Лордкипанидзе обнаружить в слоях VI–V вв. до н. э. остатки древних колхидских дворцов и храмов как будто бы не оправдались. В Вани действительно было выявлено крупное фортифицированное поселение с великолепными каменными храмами, но оно относилось к эпохе эллинизма, и найденные там остатки культуры имели ярко выраженный греческий облик. К эпохе “расцвета Колхидского царства” там относились лишь маловыразительные остатки деревянного сооружения, которое археологи сочли святилищем. Но ни фортификационных сооружений, ни дворцов, ни даже вообще остатков жилищ обнаружить не удалось».

Отдельные археологические находки в Вани были впервые сделаны французским ученым Мари-Фелисите Броссе в 1851 году, а сейчас Вани внесен в список недвижимых памятников культуры национального значения Грузии. Но можно ли это считать доказательством сложившейся государственности?

На самом деле, даже название древнего города, обнаруженного в Вани, неизвестно. По одной версии, предложенной Нино Хоштарией, Вани – это колхидский город Суриум, упоминаемый римским автором Плинием Старшим в I веке нашей эры. Альтернативная версия, выдвинутая Отаром Лордкипанидзе, состоит в том, что Вани – это место расположения храма Левкофеи в Колхиде, о котором Страбон сообщал, что он был разграблен Фарнаком II Понтийским, а затем Митридатом Пергамским.

Существует даже версия, что колхи – это вообще собирательное название древнегрузинских племен, занимавших территорию Юго-Восточного и Восточного Причерноморья.

При этом именно с государством Колха связано одно из популярных сказаний греческой мифологии – сказание об аргонавтах. И, кстати, в античной литературе миф о походе аргонавтов за Золотым руном отражен многими авторами.


Герберт Дрейпер. Золотое руно. 1904


Ученые придерживаются различных точек зрения в вопросе о времени, когда это могло происходить, но принято считать, что поход греческих героев за Золотым руном произошел до начала Троянской войны. Это, конечно, миф, на основании которого вряд ли возможно говорить о существовании богатой страны колхов, которая якобы произвела огромное впечатление на древних греков.

А вот золотое руно вполне можно трактовать как древний способ добывания золота при помощи шкур. Или же вообще в переносном смысле золотое руно можно понимать в значении мудрости, знаний.

Грузинские историки придают также большое значение сообщению Геродота о четырех народах Передней Азии: персах, мидянах, сасперсах и колхах. Но сообщения Геродота можно трактовать не как свидетельство существования государства, а как зависимость различных колхских племен от персидской державы Ахеменидов.

Урарту (древнее государство в Передней Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья) и Колха были соседями. Урартский царь Сардур II в 747–741 гг. выступил против Колхи. Он захватил царский город Илдамус и уничтожил находившихся там царских наместников. Грузинские историки считают, что наличие должности наместника свидетельствует о том, что Колха было не просто объединением племен, а вполне определившимся государственным образованием.

На этот раз нападавшими были киммерийцы и скифы из северных кавказских степных земель. Примерно в 730 году до н. э. орды киммерийцев вторглись в Колхиду со стороны Азовского моря, двигаясь вдоль побережья Черного моря. Вскоре после этого за ними последовали атаки скифов, прошедших через Дарьяльское ущелье и другие проходы в Главном Кавказском хребте, а также двигавшихся вдоль западного побережья Каспийского моря к Дербенту и Апшеронскому полуострову в район современного Баку.

Кроме убедительного описания Геродота, о присутствии огромного количества скифов и киммерийцев в Грузии свидетельствуют скифские погребения и находки скифских наконечников стрел и других подобных предметов в Самтаврском погребении в Мцхета, а также в Триалети, в Абхазии и других местах.

ДЭВИД ЛЭНГ,

британский историк

В своей «Истории Грузии» Мераб Вачнадзе, Вахтанг Гурули и Михаил Бахтадзе пишут так:

Интересно, что в боях колхский царь не участвовал. По-видимому, урарты не смогли проникнуть в центральные районы Колхи и в основном нападали на те области, которые раньше входили в состав Диаохи. «Царский город» не обязательно был «стольным» городом. Возможно, что в Илдамусе находилась одна из резиденций царя. Колхское царство с трудом отражало натиск урартов, но сокрушительный удар колхи получили с совершенно другой стороны. В 20-х годах VIII века до нашей эры на Южный Кавказ – на восточное побережье Черного моря вторглись киммерийцы, а затем (через 50–60 лет) с западного побережья Каспийского моря – скифы.



Колхидская полудрахма


Большое Колхидское царство просуществовало до начала III века до н. э., то есть до того времени, когда значительная часть Западной Грузии оказалась в сфере влияния вновь возникшего Иберийского царства.

ГЕОРГИЙ МЕЛИКИШВИЛИ,

грузинский историк

По мнению авторов «Истории Грузии», в этом случае «Колхида употребляется и в политическом значении, означая страну, которая подчинялась колхам».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3