bannerbanner
Женщина и ее демоны. Гармоничный путь в осознанной жизни
Женщина и ее демоны. Гармоничный путь в осознанной жизни

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

А вы, дорогой читатель, что чувствуете в этот момент в отношении ее ситуации? Ответьте сами на этой вопрос.

Чувство несправедливости – ведь она такая хорошая, почему жизнь с ней так несправедлива? Или в ее словах вы слышите, что она себя во всем винит и считает, что она абсолютно во всем виновата сама – и вы чувствуете ее боль самоуничижения? Или вы ощущаете, что она страдает от одиночества, покинутости? А может быть вы чувствуете предательство со стороны мужа – как он мог, он достоин сурового наказания, праведного гнева?

Вернемся к тренингу. Интересная ситуация возникла тогда. Некоторые участницы сошлись, что это предательство и, конечно, у них сомнений не было, что кто-то может иначе сказать. Но одна из присутствующих заявила «Это несправедливо! Она так старалась, во всем себя ущемляла, столько всего сделала для своего мужа!». Участницы начали доказывать друг другу, какие именно и почему должна испытывать эмоции эта девушка.

Странно? Нет. Историю этой девушки каждый слушатель воспримет через свою призму системы ценностей, через свой опыт, свою душевную травму. И он будет думать, что другие отреагируют также, и что эта девушка испытывает именно такие же эмоции. И будет «поддерживать» своим способом – не пытаясь понять, а что же чувствует именно эта девушка и какая именно ей нужна сейчас поддержка.

И здесь мы говорим о восприятии через свою призму жизни, опыта. Подробнее об этих особенностях (травмах Души) вы можете почитать в книге Лиз Бурбо «Пять травм».


Представьте, как солнышко лучами играет на ряби воды, и если фотографии делать с разных сторон, то получатся непохожие друг на друга снимки. И каждый фотограф по-своему увидит пейзаж. Так, и каждый лучик восприятия подсвечивает свой аспект ситуации.

Уверена, что вы сможете найти и другие грани восприятия. Ведь это также, как яблоко мы можем описать с точки зрения физики, химии, биологии, религиоведения, математики и т.д. Когда мы формируем навык многогранного восприятия, нам увлекательнее жить, проще относиться к ситуациям, легче принимать людей, себя. И наш внутренний мир становится от такой игры красок ярче и интереснее.


Дорогой читатель, предлагаю вам сделать одно упражнение самостоятельно, а лучше с кем-то вместе.

Это игра и отнеситесь к ней легко.

Итак, задача рассказать сказку «Золушка» от имени одного из персонажей. Для этого сначала загадайте число от 1 до 7. Загадали? Теперь пройдите в приложение 2 к книге. Посмотрите, от чьего имени вам нужно рассказать эту сказку, и сделайте это.

Обращаю внимание, прежде чем слушать рассказы других людей, напишите свой – так вам будет гораздо интереснее! Вы удивитесь, насколько по-разному звучит эта сказка у каждого человека от имени одних и тех же персонажей. Это как раз о многогранности восприятия.

Глава 2. Такой разный уровень глубины восприятия


В некоторой степени слои или уровни восприятия связаны со второй гранью, указанной выше – пониманием причин происходящего. Тем не менее, давайте остановимся на этом подробнее. Мы будем медленно погружаться, наберите воздуха в легкие и…заныриваем.

Вы поссорились с человеком. Может быть, из-за какой-то ерунды, но боль такая, как-будто вас сильно ранили. Мы будем говорить не о внешней вашей реакции (напасть на него, сбежать из ситуации или замереть), а о вашем восприятии – что внутри вас происходит, как вы на нее реагируете внутри.


Первый уровень восприятия: «он такой сякой, не понимает меня/делает мне больно/вечно из-за него у меня одни неприятности» и т.п. Последствие для вас – состояние жертвы. Не вы рулите вашей жизнью, а другие. Они «определяют», какое у вас будет настроение, как вы будете себя чувствовать, как действовать.


Второй уровень: «ничего не произошло такого». «Успокойся»– говорите себе и идете дальше. Позитивное мышление. Если такая реакция происходит всегда, то возможное для вас последствие – недопрожитые эмоции, их отрицание. Они уходят глубоко и съедают вас изнутри, а вы и не можете понять, почему с вами, вашей жизнью, вашим здоровьем что-то не так. Об этом будем говорить в одной из частей книги.


Третий уровень: «Судьба ко мне не справедлива. За что он со мной так, я не сделала ничего плохого!». Эту тему подробней разберем позже.


Четвертый уровень: «Я сама виновата. Ведь знала же, что в этот момент не стоит к нему подходить. Вечно я все делаю не так. Я никудышная/ ни на что не способна. Я ничего из себя не представляю – так мне и надо!». Самоосуждение может зайти очень далеко. Потом из этого очень сложно выбираться. Чувства вины и стыда – самые низкочастотные энергии, хуже, чем ненависть и агрессия по своим вибрациям. Мало что может радовать человека в жизни. Как следствие, человек может себя считать недостойным и, мало того, что не будет видеть все возможности, приходящие к нему, так еще и отказываться от них.


Пятый уровень: «Возможно, у него были на то причины. Не выспался, не с той ноги встал, что-то выбило его из колеи, а «на мне оторвался». Близко к адекватному восприятию, но вопрос в том, удается ли всегда и надолго быть в таком восприятии? Мы все люди и нам свойственны эмоции, поэтому смотрите, на какой уровень уходите дальше, испытывая эмоции?


Шестой уровень: «Ок, мне нужно было пройти этот опыт, чтобы вырасти, чтобы стать сильнее, чтобы это стало «волшебным пинком» для принятия мною каких-то решений, чтобы я начала что-то предпринимать, развиваться». Здоровое восприятие себя, как развивающейся личности (о плюсах и минусах такого восприятия мы порассуждаем в главе 4 этой части, а также в части третьей данной книги). Предостережение: не бежите ли вы от своих эмоций? С ними параллельно желательно что-то делать – обратите внимание на другие уровни.


Седьмой уровень: «Я ранее «посадила такие семена», вот ко мне и вернулась эта ситуация. Карма». Подробнее вы можете ознакомиться с этой замечательной концепцией Майкла Роуча в книгах «Алмазный огранщик», «Кармический менеджмент». Он предлагает также «работать» с эмоциями.


Восьмой уровень: «Что он мне показал такого, что я не принимаю в себе? Какое качество отразил, как в зеркале?». Об этом мы будем говорить в следующей главе.


Девятый уровень: «Почему он так себя повел? Что он чувствовал по поводу этой ситуации, раз выразил такую реакцию? А как бы я себя чувствовала в подобном случае? Почему бы я так себя ощущала? Бывало ли такое, что я также реагировала? Почему я не могла сдержаться?». Это про «понимание из сердца», милосердие. Важно не уйти в самоуничижение или отрицание права на свои пределы, то есть позволить себе и другим быть обычными людьми.


Десятый уровень: «А что, если во всем происходящем есть какой-то смысл? Божественный план. Да, мне не дано его понять, но, что, если допустить мысль о том, что все в жизни происходит не просто так. И, может быть, моя Душа выбрала этот опыт и «попросила» другую Душу помочь мне его пройти, чтобы выполнить Божественный план, который ведет меня к любви, гармонии, счастью?». «И да, эта ситуация по эмоциям похожа на ранее прожитую ситуацию с другим человеком…обстоятельства были иные, но проживание такое же… И может быть я буду проживать и проживать эти ситуации до тех пор, пока не научить это делать в состоянии принятия, любви?». Подробнее с данной концепцией вы можете ознакомиться в книге Колина Типпинга «Радикальное прощение».


Данная иерархия очень условна, здесь приведена лишь для удобства прочтения книги. И мы можем в разных ситуациях реагировать по-разному. И в разные периоды времени, в зависимости от нашего состояния наполненности, мы готовы к все большему погружению.

Также понимаю, что для кого-то из вас могут быть неприемлемы некоторые уровни в силу веры в другое мироустройство. Вместе с тем, предлагаю не быть категоричными и, раз уж вы читаете данную книгу – это не просто так, зачем-то вам это нужно, поэтому почему бы не допустить вероятность такой системы? Это вас ни к чему не обязывает. Зато поможет вам исследовать на практике, познавая лучше себя, других. Во что верим, то и получаем.

Обращаю внимание читателя, я не говорю о восприятии через призму влияния на жизнь родовых сценариев, опыта прошлых жизней, энергий, эгрегоров и т.п. Это отдельные темы, не затрагиваемые в этой книге.


И есть еще один способ межуровневой глубины восприятия, который я не буду встраивать в иерархию – это философское отношение к жизни, истинное, где есть понимание, что есть неизбежные обстоятельства, а есть те, которые мы создаем сами. И речь идет о первых. Здесь нет места анализу, поиску причин, значений, смыслов, виноватых. Принятие. «Ну что ж, если так произошло, значит, так надо. Да, мне больно, но, видно, зачем-то это должно было произойти». И все. Точка. Человек искренне с миром принимает, отдавая должное тому, что в жизни случается и не спорит, не обвиняет, не пытается познать глубинных смыслов. Он смиренен. При этом не порабощен обстоятельствами, не фаталист, но и не думает, что исключительно все в его руках. Оставляет место Божественной воле и имеет силу свободы Человеческого выбора. Одновременно:

«на Бога надейся, сам не плошай» и «человек предполагает, а Бог – располагает».

И, как говорят: «Господи, помоги мне принять, то, что мне неподвластно, изменить то, что в моих силах, и помоги отличить одно от другого».

Глава 3. Пойдемте в комнату кривых зеркал


Итак, ознакомившись с условными уровнями многослойности восприятия, остановимся подробнее на 7, 8 и 9 уровнях. Порассуждаем о теории зеркал. Уверена, вы с ней знакомы. И все же.

«Что нас раздражает в других, то есть в нас самих».

«Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты».

«В чужом глазу соринку не видим, в своем – бревно не замечаем».

Привожу разные варианты, поскольку все мы имеем свою настройку в восприятии, одним дается одно проще, другим – иное. Главное помнить, все дороги ведут к одному – осознанность «открывает глаза и сердце», снимает агрессию к другим, к себе и помогает вернуть свою целостность, выстроить гармоничные отношения с собой и с миром (окружающими людьми).


Существуют разные грани и уровни глубины отражения в зеркале: ситуации, поведения, отношения к чему-либо/кому-либо, проявления качества (черты характера).

Нам очень сложно, порой «увидеть» это отражение.

Разберем сначала принцип треугольника.

Найдите ситуацию в вашей жизни, которая вам не нравится. Опишите для себя коротко ее суть, в одном предложении.

Первая его сторона треугольника: посмотрите, в чем вы обвиняете какого-то человека.

А теперь давайте поэксперементируем. «Протрем зеркало» и повысим свой уровень осознанности.

Вторая сторона треугольника. Закройте глаза, сделайте вдох и выдох, спросите себя, когда вы вели себя точно также? Дайте себе время и послушайте свой внутренний ответ. Иногда, для осознания требуется тренировка.

Вспомните, возможно, вас кто-то уже осуждает за то, что вы так себя ведете? В других ситуациях. С другими людьми. Или прямо так вам не говорят, но вы понимаете, что вас могут за это осуждать.

Постарайтесь увидеть, что это зеркало сработало даже в отношении того же самого человека, то есть именно с ним вы так себя вели ранее (именно здесь бывает сложнее всего увидеть «отражение»). Или очень хотели бы так себя вести, но не позволяли себе этого. Любопытный момент. Даже если вы сдерживали себя, но очень хотели бы не сдерживать, то внутреннее самоосуждение уже родилось и чувство вины за это возникло, так как в глубине души вы знаете, что на самом деле вы способны на это, вы «такая», просто из определенных соображений не проявляетесь в этом. А раз так, то механизм отражения срабатывает.

Третья сторона треугольника – осознайте, в каких ситуациях вы уже осуждаете саму себя за такое поведение или качество.


Лиз Бурбо называет это треугольником любви (это одно из базовых понятий школы «Слушай свое тело». Подробнее вы можете ознакомиться с ним через тренинги этой школы или книги Лиз Бурбо): насколько мы любим себя, настолько же мы любим других, настолько же другие любят нас.

Это уравнение работает в любую сторону:

Насколько я люблю и уважаю себя, настолько же другие любят и уважают меня, настолько же и я люблю и уважаю других.


Но наше внимание обычно привлекает противоположная схема.

Например, одного руководителя среднего звена возмущает, что его сослуживцы и даже подчиненные, все время опаздывают на совещания. Он негодует, что другие не уважают его время.

Вопрос: а где этот руководитель не проявляет уважения к времени других людей? Может быть, он загружает ненужной работой своих подчиненных, может быть он переобувается и меняет свои решения таким образом, что окружающие вынуждены резко менять свои планы, перестраивать свою работу, работать в аврале, задерживаться допоздна на работе?

Вопрос по третьей стороне треугольника: а где этот руководитель ведет себя также по отношению к себе? Уважает ли он свое время? Может быть, он осуждает себя за то, что тратит его бесцельно, зависая в интернете? Или делает неважные вещи, не решаясь приступить к более важным? Либо вообще считает, что не на то тратит свою жизнь?

Насколько другие не любят меня (обижают, осуждают в чем-то, обвиняют, ожидают от меня чего-то и т.д.), настолько же я не люблю их и не люблю себя (обижая, осуждая, обвиняя, ожидая и т.д.).


Давайте рассмотрим еще один пример.

Женщина жалуется, что устала все делать по дому. Столько обязанностей и все не переделаешь. До бесконечности. Только убралась, нужно готовить еду. Поели, помой посуду. Постирай. Погладь. Купи продукты. Позаботься о домочадцах. Снова приберись. Снова приготовь еду. И так далее. «А еще будь красива, ухожена, успешна, уравновешена и игрива. Устала. Хочется отдохнуть. Надоело, что все живут на всем готовеньком. Используют. Сил нет. Никто не позаботится обо мне. Никого не волнуют мои проблемы…».

Основная претензия: «все используют меня» (внимание читателя: у каждого в подобной ситуации может быть своя претензия. Мы здесь взяли один из вариантов). Смотрим по треугольнику.

– А кто именно вас использует?

– Муж, дети. Ну, больше, наверное, муж.

– А бывает ли такое, что вы кого-то тоже используете?

– Ну не так уж часто, но бывает. Когда мне нужно сходить в магазин, а я не успеваю, или у меня нет сил, я прошу племянницу. Ну тут как-то я не испытываю эмоций. Да и она не против прогуляться..

– Может быть, вспомните еще ситуации?

– С подругой – когда встречаемся, я без умолку болтаю, всю свою жизнь, свои горести выливаю на нее. Она иногда жалуется, что за время встречи и слова вставить не смогла, только меня и слушала. Это что же получается, я ее использую? Но она мне прямо этого никогда не говорила.

– Как вы думаете, а могла бы она так сказать?

– Да…А еще муж, когда приходит с работы, мы садимся кушать и я ему рассказываю про все, что у меня было за день… Он тоже, порой, предлагает просто в тишине поужинать. Он тактичный. Наверное, мог бы тоже сказать, что я «уши его использую».

– А сами по отношению к себе как вы можете увидеть, что «используете себя»?

– Да не жалею себя совсем. Вот хочется иногда побездельничать, отдохнуть. Нет же, заставляю себя все время что-то делать по дому. Не могу остановиться. Совсем не чувствую своих границ, сама же их и нарушаю… А еще на других обижаюсь, что они меня используют…

Треугольник жизни, предложенный Лиз Бурбо, хорош еще и для людей, отличающихся высокой самокритичностью. Для них, когда что-то происходит, нет виноватых, они ни на кого не обижаются, не злятся. Такие люди склонны искать причину в себе. И, казалось бы, очень это даже хорошо.

Но, внимание! Иногда этот процесс уходит в жесткое и жестокое самобичевание и самоуничижение. Если у вас все зашло уже так далеко, пора выкарабкиваться. Потому что эти энергии, вернее, их отсутствие, обесточивают нас, лишая радости жизни, даже больше, чем когда мы обвиняем других.

Причину нужно искать в себе. Но важно с этим что-то делать, а не собирать все камни в свой огород. Так на нем места не останется и негде будет росткам всходить.

Например, красивая интересная женщина сетует, что мужчины на нее не смотрят. Другая могла бы объявить им войну, сказав, что они все «козлы» и ничего не понимают. А героиня нашего примера, проведя анализ, пришла к выводу об огромном перечне причин, чем она так плоха и пришла к выводу, что она не достойна нормального мужчины. И на этом остановилась. Представьте, в каком она состоянии живет и какие эмоции испытывает, глядя на других женщин, на мужчин. Подробнее, куда это может привести, мы поговорим в предпоследней части книги.

Здесь же предлагаю применить зеркало по принципу треугольника Лиз Бурбо и начать выбираться из этой колеи самоуничтожения.

Одна из ее претензий к себе: «мужчине нужно уделять внимание, а у меня быстро заканчиваются силы. Я часто не проявляю активности. Меня это устраивает в моей жизни. А вот мужчине нужно, чтобы я была энерджайзером, чтобы была заводной, активной». Это ее мировоззрение. Ее мнение, почему ей не удается найти мужчину. И обвиняет она себя в том, что она не активная.

Обращаемся к треугольнику.

– Я не знаю, но почему-то у меня часто бессилие. Я не хочу ничего делать. Ругаю себя за это. Как я собираюсь быть в отношениях, если и без них меня ни на что не хватает. Вот, например, наступает день и я решаю, что сегодня я буду гиперактивной, все дела переделаю. Берусь за все, а через пару часов сдуваюсь. И уже сил нет и ничего не хочется. И я бросаю свои планы, ухожу в самоосуждение по поводу активности, но ничего при этом не делаю, так как от этого мне еще хуже.

– Вспомните, может быть есть кто-то в вашем окружении, кому бы вы могли сказать, что ему стоило бы быть в жизни поактивней?

– Да, брату. У него столько разных идей, но он не воплощает их в жизнь. Что-то изучает, все старается быть еще совершеннее. Куда еще больше? Мог бы уже начать реализовывать их. А то в час по чайной ложке выдает. Так ничего с места и не сдвинется, если не займет активную позицию!

– Хорошо. Есть эмоции по поводу него?

– Конечно! Обидно за него!

– А есть ли кто-то, кто говорит вам, что вы не активная? Или вам этого не говорят, но могли бы сказать?

– Мама мне часто стала говорить, что пора быть более активной в жизни. Если хочешь парня, ходи на свидания, знакомься в интернете. Но я все сопротивляюсь. Знаю, что у меня ничего не получится.

– Здесь много убеждений. С ними отдельно работать нужно. Но стоит и обратить внимание на непринятое качество «не активная». Важно научиться позволять себе быть такой. Принять себя без осуждения, когда в следующий раз такое случится. Просто наблюдать, констатировать факт «да, я сейчас не активная». Улыбнитесь этому. Дайте себе право. На это есть свои причины и с ними постепенно можно будет разобраться. А сейчас позвольте себе быть обычным человеком. Не идеальной женщиной, образ которой вы себе создали. А обычной, со своими слабостями, своими пределами.


Раз уж эта глава в названии содержит метафору про комнату кривых зеркал, то спрошу вас, как часто вы встречали в жизни ситуации, когда кто-то смеется над кем-то? Я не про шоу, фильмы или другие творческие реализации, я про жизнь. Как вы думаете, о чем это? Да. Это защитная реакция. «Чтоб никто и не заподозрил, что на самом деле я такой. Просто я презираю это качество в себе». Ничего страшного в этом нет. Просто человеку больно от этого осознания и он старается уменьшить боль. Более подробно об этом отражении зеркала мы поговорим в главе о гордыни.


Глубина и грань отражения могут также проявляться в следующих вариантах.

Майкл Роуч в своих книгах поясняет и помогает осознать, как мы «сеем семена», создавая себе карму. Действительно, если быть очень внимательным, то можно заметить уже на уровне ситуации, действий, как мы получаем ровно тоже самое, что делали ранее. Не буду подробно останавливаться на этом учении. Вы можете обратиться к его автору и из первых уст убедиться в действенности этой системы.


Теперь сконцентрируемся на зеркале качеств, то есть проявлении человека в каком-либо качестве, черте характера. Это про прилагательные или про существительные. Мы все многогранные и в разных ситуациях проявляем себя в разных качествах. И это здорово, ведь так жизнь приобретает краски, а не является черно-белым негативом. Другое дело, что мы не всегда принимаем себя в ряде качеств. Порой, мы не позволяем себе быть какими-то, а, зачастую, мы все-таки такими бываем, но внутренний цензор винит нас и судит (кто-то отлавливает у себя эти эмоции, а кто-то нет). Так и живем.

И все бы ничего, но именно это раздробляет нашу личность. Мы перестаем быть целостными, мы сдерживаем себя, виним, тратим энергию на подавление себя. Объясню, почему это неэффективно (выберете вариант, который вам больше откликается):

1. Мы впадаем в иллюзию, что мы не такие. Хотя люди нас видят такими. Мы пребываем в заблуждении и рано или поздно вынуждены будем столкнуться с реальностью. И тогда очень удивимся: как так, ведь я же хорошая, почему они меня считают такой?

2. Сильно сдерживая свое проявление в каком-то качестве, в самый неожиданный момент мы можем сорваться и проявить его гипертрофированно. И тогда может стать больно и нам и другим.

Например, мама, стараясь быть доброй и понимающей, не позволяет себе строгости к ребенку. Такое может продолжаться до поры, до времени. Потом она либо на кого-то другого сорвется и будет «рычать» на него, либо на этого же ребенка обрушит шквал, бурю эмоций. Это ввергнет ребенка в небывалый шок, так как он привык лишь к однообразному проявлению мамы – она добрая. А мама испытает столь же сильное потом осуждение себя, чувство вины, стыда и, чтобы «залечить», прежде всего свою внутреннюю боль, станет еще более доброй внешне, но злясь на себя и других внутри. И если так будет продолжаться, то она «загонит» себя в психосоматику – эмоциональная блокировка станет физической.

3. Не замечая то, что мы не принимаем в себе, а значит, в других, не понимая сердцем этого человека, мы «заставляем» жизнь поставить нас на место этого человека, чтобы прожить то, что чувствовал он, и все-таки попытаться принять себя. Если вы оглянетесь на свою жизнь и будете наблюдателем, искренне желающим увидеть и признать наличие этого факта, вы заметите закономерности. Порой, некоторые люди попадают в такое колесо – они постоянно меняются ролями с кем-то, испытывая эмоции от непринятия себя на обоих полюсах ситуации.

4. Обида: я не позволяю себе такого, а другие позволяют. Почему им можно, а мне нельзя?

Самым простым примером этого и предыдущего пунктов является ситуация с непунктуальностью – то мы ждем и нервничаем, а потом сами оказываемся опаздывающими и тоже нервничаем. А, может быть, мы никогда не опаздываем, только ждем других. И если у вас есть эмоции по поводу ожидания, то вполне возможно, что вы просто не позволяете себе опаздывать, из-за этого неимоверно напрягая себя и всех вокруг, мчась на машине, отключаясь от разума и срываясь на всех вокруг. Зато не опоздали. Зато красавчики. Но это не значит, что вы принимаете себя в этом и других.

5. Сдерживая проявление себя в «непривлекательном» качестве, мы не замечаем, сколько у нас уходит сил и энергии на это. Мы почему-то быстро устаем не понятно от чего. Подробней мы об этом порассуждаем в другой части книги.

6. Чувство вины от того, что мы знаем, что «не хорошо» поступили, если раз за разом повторяем это действие и осуждаем себя, вина переходит в стыд – то есть осуждение уже не действия (которое можно исправить), а осуждение качества, то есть – какая я, кто я? Тем самым мы «совершаем самоубийство», отрезая все больше и больше своих субличностей.

7. Мы отвергаем эти части себя, разрушая тем самым свою личность. Ведь каждая из них имеет и позитивное намерение для нас. Мы отвергаем ее силу, лишая себя ее поддержки. Позже мы еще поговорим об этом.

8. Человек, явившийся для нас зеркалом, выполняет свою часть контракта, о котором договорились наши Души, чтобы помочь нам исцелить себя, то есть обрести целостность. А мы «всех собак вешаем на него», вместо того, чтобы поблагодарить за эту «терапевтическую или, порой, хирургическую помощь». Врач, когда лечит, это тоже не всегда приятно.

На страницу:
2 из 3