Полная версия
От мечты до счастливого клиента
Антон Ковалев
От мечты до счастливого клиента
ОТ АВТОРА
В детстве у меня была одна большая мечта – приносить пользу людям. Возможно, кому-то это покажется банальностью и вызовет недоумение: а кто же об этом не мечтал?! Согласен. Мечтать-то мечтали, но у многих ли получилось?! Прошло много лет и моя мечта воплотилась в реальность. Я создаю проекты, которые приносят людям счастье. На страницах этой книги я хочу рассказать, как сделать, чтобы этого счастья было как можно больше.
Моя книга не художественное произведение, это руководство к действию для людей, у которых есть способность к движению вперед, к риску, это как зарядка для их дальнейшего пути. Надеюсь, она поможет в реализации их собственных оригинальных проектов, и самые заинтересованные смогут воспользоваться моим опытом.
Почему у меня есть право считать свой опыт уникальным?! Прежде всего потому, что я участвовал в создании этих объектов от начала и до конца, применял лучший опыт, адаптировал его к нашей реальности, тестировал новые технологии в деле и оставлял самые надежные и работающие как основные для деятельности.
Я Антон Ковалев, генеральный директор ООО «Белгородский аквапарк». Живу в России, родился и вырос в Белгороде и считаю свой край лучшим местом на земле. Получил здесь же экономическое, юридическое, психологическое образование. Учился не всегда на «отлично», но благодаря стремлению быть лучшим один из немногих, будучи студентом Белгородского государственного технологического университета, получал президентскую стипендию – за участие в российских и международных научных конференциях и работу над экономическими проектами. Защитил кандидатскую диссертацию по экономике и управлению народным хозяйством. Начинал свою деятельность с работы в банковском секторе – занимался ведением проектов инвестиционного кредитования B2B сегмента. Затем в холдинге «Агро-Белогорье» прошел путь от маркетолога отдела регионального развития до проект-менеджера группы, введя в эксплуатацию несколько проектов в сегменте индустрии развлечений – пляж «Лазурный», «Белгородский зоопарк», Парк динозавров, аквапарк «Лазурный».
Ключевым моментом во всем вышесказанном считаю тот факт, что эти проекты создавались в моем родном регионе, который я очень хорошо знаю. Мне известно, чем дышат здесь люди, что они хотят, с чем связаны их мечты и надежды. При этом я очень внимателен и к опыту мировому и стремился интегрировать в наши проекты все самое инновационное и перспективное, что перенял у коллег из зарубежных стран.
И еще. С детских лет я занимаюсь восточными единоборствами. Отдал предпочтение борьбе кудо – являюсь мастером спорта, имею статус чемпиона России по этому виду борьбы. Я убежден, что для понимания реальности и готовности включиться в процесс в любую минуту мне помог именно спорт. Каждая моя тренировка начиналась и заканчивалась обязательным ритуалом – произнесением «воспитай в себе силу духа и тела, гармонию и интеллект, стань достойной личностью и внеси вклад в развитие общества». Эти слова стали моим девизом по жизни. Таким вот образом под влиянием кудо и японской мудрости сформировалась моя личная философия. Время показало, что все эти четыре сущности, трактуемые в девизе мастеров кудо, должны находиться в постоянной динамике и взаимосвязи друг с другом – в таком случае личность будет развиваться гармонично и успех на всех уровнях жизни ей обеспечен. Не зря в управление проектами, о которых буду рассказывать в книге, я встроил философию кайдзен – как эффективный инструмент работы с персоналом, взаимодействия с клиентами и реализации бизнес-стратегий.
Индустрия развлечений в России – довольно молодой сегмент бизнеса, если не считать кинобизнес, шоу-бизнес, СМИ, общепит и рестораны и т.п. Создание парков развлечений разной направленности стремительно набирает популярность. Еще недавно об аквапарках в России можно было только мечтать, а теперь они появляются почти в каждом крупном городе. Парки развлечений разных форматов встречаются реже, но интерес в их сторону уже очевиден.
Руководство ГК «Агро-Белогорье» решило не искать простых путей и взялось за реализацию масштабного проекта. Таких локаций и кластеров, которые под эгидой одной компании были бы доступны жителям одного региона, в России нет. Практически все гости Белгородской области отмечают привлекательность этого места прежде всего в части развития инфраструктуры. Действительно, такой набор проектов кластера развлечений очень сложно повторить. Он уникален своим исполнением, спецификой реализации, масштабом площадей и инвестиций.
В нескольких словах расскажу об объектах Белгородского кластера развлечений.
Всесезонный аквапарк «Лазурный» – флагман всех проектов, крупнейший в Черноземье. Включает пять бассейнов, три зоны – детскую, семейную и экстремальную. Горки разделяются по уровням экстрима – от спокойных до спусков с вертикальным падением, а в семейной зоне и взрослые, и дети катаются на плюшках. Есть фотостудия, рестораны, бары и магазины.
Детский город мастеров «Мастерславль» – образовательный центр, где ребята через игру постигают самые разные профессии. Здесь есть улицы и проспекты, различные учреждения – например, ферма, автошкола, заправка. Как и в настоящей жизни, «работники» в «Мастерславле» получают зарплату в местной валюте, платят налоги, исполняют законы и строят карьеру.
Природный парк «Муромский лес» – расположен на берегу Белгородского водохранилища, занимает площадь почти 500 га. Отличное место для семейного отдыха, оздоровительных прогулок и наслаждения первозданной природой. В парке есть пешеходные тропинки различной протяженности, беседки, удобные скамейки для отдыха, смотровая площадка с поклонным крестом и причал, к которому подходит кораблик из Пикник-парка.
Парк динозавров – занимает площадь 8 га, в нем представлены статичные и роботизированные фигуры динозавров, которые издают звуки. В парке работают аттракционы, кафе, сувенирная лавка, музей, кинотеатр. Все создано для того, чтобы погрузиться в атмосферу доисторической тематики и почувствовать себя в далеком прошлом. Парк динозавров расположен в лесу – естественный ландшафт придает ему больше красок и реалистичности.
Зоопарк – разместился на площади 25 га. Пространство подобрано и оборудовано так, чтобы все 340 животных чувствовали себя как в родной среде. Зоопарк поделен на несколько зон, которые объединяют 43 вольера. Это регионы России и мира, среди них встречаются такие: «Животные Белогорья», «Дальний Восток», «Русский Север», «Европа», «Африка», «Австралия», «Водоплавающие птицы», «Бабушкин дворик». Есть также «Экзотариум» с необычными животными.
Зоопарк постоянно находится в развитии – модернизируются вольеры, приобретаются новые животные, разрабатываются новые методы их содержания.
Зоопарк и Парк динозавров находятся на одной территории – удобно переходить из одной зоны в другую. Редко встречающийся вариант такого соседства.
Пикник-парк – территория в сосновом лесу с множеством дорожек, в том числе для бега. Созданы все условия для того, чтобы погулять, подышать свежим воздухом и вкусно подкрепиться – есть беседки, где можно самим приготовить шашлык, а также стационарные точки общепита. Веревочный парк, батут-аттракционы привлекают самых энергичных гостей, а стенды, где можно увидеть деревья в разрезе и домики-кормушки для насекомых, любят созерцатели.
Пляж «Лазурный» – связан единой территорией с аквапарком «Лазурный», оборудован комфортными шезлонгами, зонтиками, душевыми кабинками, кафе и водными аттракционами. В сезон здесь регулярно проводятся различные спортивные мероприятия, концерты, вечеринки.
Летом 2023 года планируется запуск Парка аттракционов – новая точка притяжения горожан и жителей близлежащих городов. Здесь будет 12 детских, семейных и экстремальных аттракционов на площади 10 га.
Вот такие наши реализованные проекты и планы. А автор этой книги – человек, который прочувствовал их все каждой клеточкой своего организма, который живет в них по сей день и определенно знает, как четко, структурированно, в точные сроки, с привлечением творчества реализовывать подобные задачи в сфере развлечений и услуг. И главное для меня не перечисление заслуг, а та работа – конкретная, поэтапная, до мелочей просчитанная, лично скоординированная, проверенная, принятая и удавшаяся, которая изо дня в день доставляет удовольствие, несмотря на круглосуточный рабочий режим. Я каждый момент своей жизни записываю какие-то идеи, моделирую ситуации, обсуждаю их с друзьями, возможно, иногда мучаю своих близких вопросами, требуя ответной реакции и постоянного внимания. Но без этого не получилось бы того опыта и результата, которым я горжусь и собираюсь поделиться на страницах этой книги.
Самые главные мои мотиваторы – это коллеги, с которыми мы буквально плечом к плечу реализуем наши проекты. Без команды единомышленников это совершенно невозможно – люди, которые понимают и видят задачу, очень важны, их не так легко найти, заинтересовать и увлечь, мы развиваемся вместе и идем к успеху единым фронтом.
Главный результат нашей кропотливой работы – это те невероятные эмоции, которые получают наши гости. Это самая большая радость для нас, и я произношу эти слова совершенно искренне. Как-то в «Лазурном» мы проводили конкурс рисунков, где наши маленькие посетители должны были изобразить свои впечатления после посещения аквапарка. Так вот для меня до сих пор это самый эмоционально мощный отзыв о проделанной моей командой работе. Все эти рисунки развешены на стенах у нас в офисе, мы каждый день смотрим на них – заряжаемся, ставим следующие задачи, мы не можем подвести людей, которые ждут от нас счастья.
Объекты индустрии развлечения – это действительно искусственно созданные идеальные условия для счастья, которых человек не встречает в своей повседневной жизни. Очень важно, чтобы в нашей скоростной жизни мы находили время для отдыха, умели наслаждаться, получать яркие эмоции, делиться ими. В наших парках мы создаем ту реальность, в которой каждый человек может и непременно должен чувствовать себя счастливым.
Для того чтобы реализовать это, нужна специальная подготовка сотрудников, особые требования к объекту. Из нашего огромного опыта мы знаем, как эти условия создать, чтобы они отвечали уровню повышенного счастья. Хочу, чтобы таких мест в России было как можно больше. Как раз для этого я и написал эту книгу.
БЛАГОДАРНОСТИ
Книга «От мечты до счастливого клиента» никогда бы не увидела свет, если бы не было столько замечательных людей рядом со мной.
Прежде всего хочу выразить слова благодарности Председателю Совета директоров ГК «Агро-Белогорье» Владимиру Федоровичу Зотову и Генеральному директору ГК «Агро-Белогорье» Ларисе Владимировне Ковалевой – за возможность участия в создании таких грандиозных проектов индустрии развлечений с «первого камня» до «разрезания красной ленточки». Это настоящие лидеры, которые своим примером, энергетикой, преданностью делу заряжают, дают ориентир и силы идти до конца в своих решениях, справляться с задачами любой сложности.
Очень благодарен Евгению Степановичу Савченко – политику, сенатору Российской Федерации представителю от законодательной власти Белгородской области за то влияние которое он оказал на меня как на руководителя. Я взял на вооружение проповедуемый им в управлении бизнеса принцип 4П – создание пространства постоянных позитивных перемен. Не раз в практике создания бережливого производства у себя на предприятиях убеждался в его действенности.
Большая благодарность большому ученому Владимиру Даниеловичу Паронджанову, профессору, основателю алгоритмического языка Дракон, который своим примером мотивирует меня на глубокое изучение алгоритмов, развитие темы алгоритмизации процессов управления как основы построения системного бизнеса.
Особая благодарность моему другу Альгирдасу Каралюсу, эксперту по когнитивной эргономике и быстрому обучению, который первым подал идею написать эту книгу, чем меня сначала сильно удивил, а потом укрепил в мысли и поддержал. Именно он познакомил меня с красотой применения алгоритмов в бизнесе.
Благодарен моей команде, без которой не состоялось бы и малой части задуманного. Команда что надо, бесконечно мотивирует меня к движению вперед к новым целям.
Спасибо моей супруге и всей семье за то, что поддерживают, относятся с пониманием к моему частому отсутствию и вовлеченности в проект 24 часа в сутки. В своей работе я делал все, как для своей семьи, мои подрастающие дети – частые гости созданных мною объектов. Этим многое сказано.
Спасибо мирозданию за то, что все складывается самым наилучшим образом для меня и добрых людей!
Глава 1
История индустрии развлечений
«Народ, который поет и пляшет, зла не думает».
Екатерина II Великая
Прежде чем рассказать, как устроена наша локальная индустрия развлечений, и в частности, аквапарк «Лазурный», предлагаю оглянуться назад и посмотреть, чем себя тешили наши прародители. И вообще разобраться, зачем человеку нужны развлечения, почему мы испытываем в них потребность и что это, собственно, такое – развлечение.
Людям приносят радость даже самые элементарные поводы. Вот, например, вы сидите на мостике свесив ноги в воду – удовольствие, проходитесь в круге танца – удовольствие, прыгаете с вышки, протягиваете кусочек хлеба оленю, перемещаетесь в прошлое или будущее, посещая парк приключений – все это удовольствия, которые нам необходимы для того, чтобы полноценно жить. Удовольствие – это та эмоция, которая составляет наше физическое и моральное здоровье и позволяет верить в лучшее. Словари говорят то же самое: «Развлечение – это активная деятельность, в результате осуществления которой человек испытывает удовольствие».
Без развлечений жизнь казалась бы пресной. Они наполняют жизнь творчеством и отвлекают от обыденности, они образовывают и поддерживают тонус, они социализируют, наконец. Развлекаться можно в одиночку, а можно в компании – знакомых и незнакомых людей. Вопрос социализации особенно важен для детей – на кого ориентирована большая часть объектов индустрии развлечений. Вряд ли кто поспорит и с тем, что через развлечения человек удовлетворяет духовные и интеллектуальные потребности, и в этом смысле развлечения можно назвать важной частью культуры общества. Вот над этим я и моя команда как раз и работаем. И самое важное в нашей работе – создать развлечение такого уровня и так организовать его функционирование, чтобы оно вырабатывало максимальное количество удовольствия у максимального количества людей.
В немалой степени благодаря стремлению людей к развлечениям быстрее стали развиваться промышленность и технологии. Чем более развитым становилось общество, тем быстрее расширялся спектр досуговых предложений, и в один прекрасный момент вырос в целую индустрию. По этому поводу еще раз заглянем в словарь: удовольствие – это та эмоция, которая составляет наше физическое и моральное здоровье и позволяет верить в лучшее.
Как видим, в этом определении два смысла сливаются в один – развлечения, то есть эмоции, становятся предметом производства в разных секторах экономики, предложением услуг и формированием потребительской аудитории.
В широком смысле индустрией развлечений мы можем назвать сочетание разных отраслей жизнедеятельности – экономики, инженерии, строительства, металлургии, архитектуры, дизайна, искусства, электроники, медицины, сервиса, спорта и много чего еще. Участвуя в этом процессе – и как создатель, и как потребитель, я понял, что интересней нет ничего на свете, потому что во многих вопросах, очень разных и сложных, приходится разбираться. А это – удовольствие особое!
Досуг первобытных людей
В современном мире развлечений разных видов великое множество – за всю жизнь не все удается перепробовать. А как получали удовольствие наши далекие предки?! Сказать, что в древние времена развлечений не существовало – будет не совсем справедливым.
Давайте переместимся мыслями в каменный век – самый длительный в истории человечества, когда, исходя из нашего понимания, у людей не было ничего – ни приличных орудий труда, ни нормального жилища. Однако потребность в добывании пищи стояла остро. Здесь нам, как образ, в осознании потребностей того времени поможет небезызвестная пирамида Маслоу, в основании которой лежит как раз потребность в добывании пищи, сохранения жизнедеятельности и продолжении рода во что бы то ни стало. Выбирать не приходилось – хотелось жить, а значит, и есть. А поскольку человек – существо мыслящее и тогда уже обладал, хоть и минимальным, эмоциональным интеллектом, то развлечения первобытные люди себе тоже устраивали. Это происходило в тесной взаимосвязи с самыми необходимыми функциями. Охота являлась обязательным условием жизнеобеспечения и развлечением одновременно. Хоть и удовольствием это было сомнительным, ведь под каждым деревом сидел враг – ужасный дикий зверь. А сводилось все удовольствие к поединку – кто кого съест, он тебя или ты его. Ну а если охотник приходил домой с добычей, то удовольствие получали все члены общины.
Исторические источники говорят о том, что в разных частях света быт людей выглядел примерно одинаково. Строили жилища из камня, веток или тростника – зачаточные понятия об архитектуре уже существовали. Камнями же огораживали территорию, создавали обелиски в честь каких-либо значимых для них событий или отмечали ими захоронения.
Не стоит даже напоминать, что свободного времени у людей не было. Вставали с зарей, ложились с закатом, днем охотились, мастерили новые орудия труда или чинили старые, никуда особо не торопились, жили небольшими группами, кочевали с места на место – вот и весь досуг. Социальных отношений для создания каких-либо форм отдыха в сущности тоже не было. Позже появилась потребность в эстетическом оформлении своего жилища. А это фактор тоже из разряда удовольствий. Украшали жилища – пещеры или каменные постройки – рисунками. Сюжетами были сценки из своей же жизни, изображали самих себя и то, с чем имели дело. В мире сохранились этому свидетельства.
Религиозные обряды в те далекие времена тоже уже зарождались и соблюдались, обычно они сопровождались примитивными танцами и различными звуками, слабо напоминающими мелодии. Этому практически нет свидетельств, но вся последующая практика жизни человека позволяет почти стопроцентно предположить, что они действительно были.
Что-то похожее на ремесла тоже существовало: из шкур животных делали одежду. Сначала она была однотипной, подчинялась одной только цели – не замерзнуть, чуть позже появились вариации на тему одежды, а еще позже научились делать ткань из волокон, а из кости, клыков, перьев и камней составляли украшения. Это означало, что с течением времени у первобытных людей появилась потребность к самореализации и созданию чего-то такого, что не было связано с физическим выживанием, не имело практического применения. Что-то, что приносило просто удовольствие. Так стало зарождаться искусство – примитивное, но все же искусство.
К концу каменного века люди научились создавать керамические изделия и даже добывать медную руду, что приблизило их к началу новой металлической эры. Кажется, так мало и одновременно так много – учитывая отсутствие самых примитивных технологий – было сделано за целые три с половиной миллиона лет. Скучать уж точно доисторическим людям не приходилось. Суровое время с множеством испытаний. Не знаю, захотел бы кто-то из наших современников повторить такой экстремальный квест!
Увеселения Античности и Средних веков
С течением веков и тысячелетий мир продолжал развиваться, все более организованным и технически обустроенным становился быт, существенно изменилось мышление человека. Обнаружение и использование железа положило конец каменной эре и открыло дорогу развитию цивилизаций. Вместе с этим появились и новые виды развлечений.
Здесь можно остановиться на эпохе Античности, которая, как считается, лежит в основе современной европейской цивилизации. В этот период стали популярны массовые увеселительные действа, которые и по сей день сохраняют актуальность. Это театральные постановки и различные зрелища – гладиаторские бои, морские сражения, спортивные состязания. Масштаб зрелищ был очень разнообразным и допускались к ним все граждане. Даже если у простых горожан не хватало на развлечения денег, они получали их из казны – настолько важной составляющей жизни был досуг. Подобные активности предназначались чаще всего для мужчин, женщины традиционно занимались рукоделием.
С особым пиететом в Древней Греции относились к различным состязаниям – гонкам на колесницах, скачкам, музыкальным и художественным конкурсам. Любая борьба и состязательность была в почете, недаром эти мероприятия приурочивали к религиозным и политическим праздникам. Олимпийские и Пифийские (ныне Дельфийские) игры существуют и в наши дни, правда с большой поправкой на современность и разительным отличием от канонического образца. В те времена в Олимпию стекались спортсмены со всей Греции и ее колоний, где в течение месяца в гимназиях, на палестрах и стадионах они тренировались, готовились к соревнованиям в беге, метании, борьбе, прыжках и так далее. Многочисленных гостей также необходимо было разместить и развлечь, и не только состязаниями – программа тщательно продумывалась и готовилась заранее. Cуть организации процесса выглядит очень современно, не так ли?
Одной из общеизвестных и весьма популярных форм развлечений древних греков были представления, посвященные богу плодородия, виноделия, праздника и всеобщего веселья Дионису, так называемые «дионисии». В эти дни по улицам шли веселые процессии ряженых в козлиные шкуры горожан, они сопровождались песнями-дифирамбами, танцами, театрализованными представлениями, играми и шутками. Так продолжалось с осени до весны – веселью не было предела.
В те времена уже существовали таверны, где вино лилось рекой. Особенно много их было в Коринфе – крупном древне-греческом порту, через который проходил торговый путь между Востоком и Западом. О богатстве города и его жителей, их роскошной жизни уже тогда ходили легенды. Хозяева таверн, конечно же, беспокоились о досуге своих постояльцев. Для развлечения гостей они приглашали музыкантов, танцоров, акробатов, устраивали всевозможные состязания, а также бои с участием животных и птиц – кошек, собак, петухов, перепелов.
Представления устраивались и на рыночных площадях. К этим моментам поэты сочиняли песни, а исполнял их хор в сопровождении танцоров. Лучшим присуждались награды. На организацию праздников не скупились, считая это делом государственной важности.
В Древнем Риме кроме Пятилетних игр, устраивавшихся по образцу древнегреческих Олимпийских, существовали Триумфы – праздники в честь победы над врагом. С большой помпезностью жители Рима встречали победоносного полководца на золоченой колеснице, с войском шествовавшими от Марсова поля до Капитолийского холма при полном параде и доспехах, демонстрируя многочисленные трофеи. Публика на праздник тоже приходила нарядная – в костюмах, венках и с цветами в руках. Бывало, что триумф растягивался на два-три дня. В сущности, это были массовые спектакли, прославлявшие республику, силу и могущество, богатство и роскошь. Во всем этом действе видны истоки современных парадов и масштабных шоу.
Широко известны римские термы. В них можно было просто расслабиться и поиграть в настольные игры. Здесь были предусмотрены и небольшие комнаты, где проводились приватные беседы, деловые и политические переговоры. Простые римляне обычно развлекались в трактирах и дешевых кабаках. Наиболее распространенными были игры в кости и римский аналог нард, а поскольку игра на деньги совмещалась с выпивкой, скандалы и драки происходили весьма часто.
Таким образом, в эпоху античности досуговая деятельность была тесно связана со всеми значимыми сферами человеческой жизни. Ее воспринимали как время для самосовершенствования – физического, духовного и интеллектуального, и простого веселого отдыха.
Эпоха Средневековья также заслуживает внимания с точки зрения нашей тематики. Это практически 1000 лет истории, хотя конечно раннее средневековье и проторенессанс сильно друг от друга отличаются по степени цивилизованности. Кто-то считает средневековье эпохой невежества, религиозного фанатизма, опустошительных войн, а кто-то наоборот золотым веком европейской культуры. Именно период Средневековья ассоциируется в сознании людей с красивейшими памятниками архитектуры и культуры в целом, монашеством, феноменом рыцарства, кодексом чести и культом прекрасной дамы. В сущности, в ее основе лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. В эту эпоху происходит череда научных и географических открытий, появляются первые признаки демократии, религиозная философия приобретает масштабное значение – церковь и вера сопровождали и наполняли жизнь человека буквально с утра до вечера, от рождения до самой смерти.