Полная версия
«Свет и Тени» Шарля Мориса де Талейрана – то ли, Главного Большого Подонка от Большой Политики, то ли, все же… Деловые качества «колченогого дьявола/шулера в сутане»
«Свет и Тени» Шарля Мориса де Талейрана – то ли, Главного Большого Подонка от Большой Политики, то ли, все же…
Деловые качества «колченогого дьявола/шулера в сутане»
Яков Николаевич Нерсесов
Автор выражает благодарность за ценные консультации сотрудникам РИДЕРО М.Э. Рявиной и А.В. Турушкиной, а также дизайнеру Александру Грохотову за творческий подход к оформлению его книги.
Дизайнер обложки А. Грохотов
© Яков Николаевич Нерсесов, 2023
© А. Грохотов, дизайн обложки, 2023
ISBN 978-5-0059-9452-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
*…Кстати, называя именно ТАК свою «зарисовку» финансовой стороны судьбы «колченого дьявола в сутане» (и далее «по списку»! ), я предлагаю любознательному читателю самостоятельно оценить этого выдающегося бизнес-дипломата и просто успешного мужчину…
Светлой памяти моей дорогой мамочки, Иды Тарасовны Нерсесовой, скончавшейся во сне (!) за пять дней (!) до своего 95-летия…, очень достойно прошедшей столь долгий жизненный путь (коллективизация, индустриализация, ВОВ – труженица тыла (лесоповал и лесосплав в 14 лет), хрущевский волюнтаризм, брежневский «застой», горбачевская «перестройка» и… все остальное), более полувека работавшей руководителем самого большого отдела в ГМИИ им. А. С. Пушкина с 1961 г. по 2014 г. до 87 лет (!), посвящаю…
Человек растет с детства.
(древнеперсидская поговорка)
…боль, перенесенная в детстве, как
правило, не проходит бесследно.
(житейская мудрость)
Мы живем один раз, но если жить правильно,
то одного раза достаточно…
(древнеперсидская поговорка)
«Не дай вам/нам бог жить в эпоху перемен»
(древневосточная мудрость)
Все дело в мгновении: оно определяет жизнь
(Кафка)
Мой долг передать все, что мне известно,
но, конечно, верить всему не обязательно…
(Геродот)
Свет показывает тень, а правда – загадку
(древнеперсидская поговорка)
«Мысль любит тишину»
(сугубо авторское «оценочное» суждение)
Так гов`аривал [либо ему (им) это приписывают!?] Талейран, или так высказывались о нем:
«То, как проходят первые годы нашей жизни, – влияет на всю жизнь, и если бы я раскрыл вам, как я провел свою юность, то вы бы меньше удивлялись очень многому во мне» (говорил Талейран уже в старости придворной даме императрицы Жозефины, госпоже де Ремюза)
«Я сгибаюсь, но не ломаюсь» (Талейран)
«Никогда не будьте бедным…» (Талейран)
«Оставляйте на завтра то, что не можете с легкостью сделать сегодня. Это избавит вас от ошибок, которые вы совершите, торопясь и перегружая себя работой» (Талейран)
«С окончанием дела следует торопиться, когда имеешь дело с людьми со слабым характером» (Талейран)
«Только глупцы никогда не меняют своих мнений!» (Талейран)
«… У меня одно мнение утром, другое – после полудня, а вечером я больше уже не имею никакого мнения» (Тайлеран)
«… Терпение должно быть одним из первых принципов в искусстве переговоров» (Талейран)
«Обещание тем и хорошо, что от него всегда можно отказаться» (Талейран)
«Ложь это такая прекрасная вещь, что не стоит ей злоупотреблять» (Талейран)
«Осмотрительность, то есть искусство обнаруживать лишь часть своей жизни, своих мыслей, чувств и впечатлений, – составляет главное достоинство» (Талейран)
«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли» (Талейран)
«Единственное вложение, которое ничего не стоит, но приносит большой доход – это лесть» (Талейран)
«В политике нет убеждений, есть обстоятельства» (Талейран)
«… Вовремя предать – значит предвидеть» (Талейран)
«Есть штука пострашнее клеветы. Это – истина» (Талейран)
«Еда – одна из форм управления людьми!» (Талейран)
«Режимы приходят и уходят, а Франция остается. Иногда ревностно служа какому-то режиму, вы можете поступиться интересами страны, но служа стране, вам непременно придется поступаться интересами преходящего режима» (Талейран)
«Тот, кто не жил до 1789 г., тот не знает всей сладости жизни» (Талейран)
«Да у него карманы всегда полны женщинами!» (Наполеон)
«Женщины и есть политика…» (Талейран)
«Дорогая, в Ваших (Твоих – как более наглая вариация) глазах я увидел всю свою будущую (оставшуюся – как более сильнодействующая на женскую психику вариация) жизнь!» («сладкая песенка-охмурялка» «дон-жуанов-ловеласов и прочих «мачо» всех времен и народов)
«… я тянулась к нему, как птичка, зачарованная взглядом змеи» (слова одной из оставшихся нам безымянной, молодой графини – любовницы Талейрана)
«…в Америке честный человек может жить хорошо, но не так хорошо, как подлец, у которого, как вы понимаете, гораздо больше преимуществ» (Талейран)
«Адьё, мой друг, люблю вас всем сердцем!» (такими словами Талейран завершал все свои письма, как любовницам, так и… деловым партнерам)
«Такие люди, как мёсье де Талейран, подобны скальпелям, с которыми опасно играть…» (Меттерних)
«… Она индуска, очень красивая, но самая ленивая и бездеятельная из всех женщин, какие мне встречались» (Талейран – Баррасу о свой супруге Катрин Ноэль Гран)
«Кто бы мог подумать, что мы совершим такую глупость! У нас всегда было столько славных женщин!» (слуга Куртиад о женитьбе своего хозяина Талейрана на Катрин Ноэль Гран)
«Талейран не ошибается» (Наполеон)
«Древний Рим и Карл Великий вскружили ему голову» (Талейран о Наполеоне)
«… Я бы хотел, чтобы это была последняя победа, которую Ваше Величество вынудили одержать…» (Талейран – Наполеону о «ничьей» с русскими под Прейсиш-Эйлау)
«У такой дороги нет конца!» (Талейран о наполеоновских амбициях генерала Бонапарта)
«Все было хорошо, пока Талейран находился при мне…» (Наполеон)
«Как жаль, что такой великий человек так плохо воспитан…» (Талейран о Наполеоне)
«Если подкрасться к увлеченному беседой Талейрану сзади и дать ему мощного пинка под зад, то на его лице никак это не отразится!» (то ли Мюрат, то ли Ланн о Талейране)
«…надо дать времени поработать на вас и довериться стечению обстоятельств» (Талейран о постулате Ришелье)
«Надо убрать Наполеона! Неважно, каким образом. Этот человек уже не может принести никакой пользы. Его время прошло… Пришло время от него избавиться» (Талейран о Русском походе 1812 г.)
«Пока он (имелся ввиду Наполеон – Я.Н.) жив, все так неопределенно, ничего невозможно предугадать» (Талейран)
«…Я прощаю Талейрана. Я слишком плохо к нему относился… Бурбоны будут им довольны. Он любит деньги и интриги, но он очень способный человек. Я всегда питал к нему слабость» (Наполеон)
«Самое большое несчастье Наполеона – несчастье, от которого нет избавления, – его одиночество. Он одинок, как сам того и хотел. Одинок в Европе. Но это еще полбеды. Он одинок и во Франции» (Талейран)
«Почему я не расстрелял Талейрана!?» (Наполеон)
«Через несколько недель Наполеон выдохнется» (Талейран о возвращении Наполеона с о-ва Эльба)
«Это больше не событие, а просто новость» (Талейран о смерти Бонапарта)
«Лучше бы лет пять назад жизнь этого феноменального человека оборвалась от пушечного ядра» (Талейран о смерти Бонапарта)
«Он был самым исключительным человеком из всех, которых я когда-либо видел». (Талейран о Наполеоне)
«…Он был, без сомнения, выдающейся личностью, человеком необыкновенных талантов и необыкновенной судьбы – я бы сказал, самым необыкновенным человеком не только нашей эпохи, но и многих столетий» (Талейран о Наполеоне)
«… если когда-либо человек с именем Бонапарт окажется в положении, когда ему потребуется помощь или содействие, то он может получить от моих прямых наследников и их потомков любую помощь, какую они в силах предоставить…» (Талейран)
«…Господин де Талейран <<…>> ставил под событиями свою подпись, но не он вершил их» (Шатобриан о Талейране)
«Он продал Директорию, он продал Консульство, Империю, императора, он продал Реставрацию, он все продал и не перестанет продавать до последнего своего дня все что сможет и даже чего не сможет продать» (говорила о нем госпожа Сталь, которая горько каялась, что помогла его карьере в 1797 г., упросив Барраса дать ему портфель министра иностранных дел.)
«Талейрана не смущала проблема добра и зла, ибо он не отличал одного от другого: он был лишен нравственного чувства и потому вечно ошибался в своих предвидениях». (Шатобриан)
«Это был человек странный, грозный и значительный» (Гюго о Талейране)
«… наибольшая каналья всего столетия, «la plus grande canaille du si`ecle». (прозвище Талейрана на Венском конгрессе в 1814 г.)
«Я хочу, чтобы на протяжении веков продолжали спорить о том, кем я был, о чем думал и чего хотел» (Талейран о самом себе)…
Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (2.II.1754, ул. Грансьен 4, Париж – 15.IX.1838, замок Валансэ, Франция) – выдающегося (великого!?) французского политика и дипломата, князя Беневентского (5.VI.1806), герцога Дин`о, епископа Отёнского (с 2 ноября/15 декабря 1788 г. по 13 апреля 1791 г., лишенного сана и отлученного от Церкви Папой Римским за участие в революционной деятельности), занимавшего пост министра иностранных дел при трёх режимах (при Директории с 15 июля 1797 г. по 20 июля 1799 г.; при Наполеоне с 22 ноября 1799 г. по 9 августа 1807 г.; при Бурбонах 13 мая 1814 г. по 20 марта 1815 г.), председателя Национального собрания с 16 февраля по 27 февраля 1790 г., главу временного правительства с 9 июля по 26 сентября 1815 г., обладателя не менее чем 22 престижных французских и иностранных орденов той поры, в истории дипломатии, принято считать величайшим виртуозом политической интриги и… феноменально беспринципным человеком.
Талейрану довелось жить в эпоху полномасштабного социального разложения, когда события накатывались одно на другое с бешеной скоростью, т.е. в очень смутные, переломные времена. Древняя восточная мудрость, как известно, гласит: «Не дай нам/ВАМ бог жить в эпоху перемен». Вот он и «ловил рыбку в мутной воде» и вертелся как флюгер, когда не был уверен, чья сторона возьмет вверх. При этом он почти никогда не вставал окончательно на чью-либо сторону, а потому, по сути дела, никогда, в конечном счете, не проигрывал, а это очень редкое явление в Мире Большой Политики.
Изменить одному ради другого – для него не считалось бесчестным, кроме интересов его родины – Франции (королевской, республиканской, имперской…)?! Он всегда гордился тем, что при любых обстоятельствах оставался ее сыном!? Недаром вся его дипломатическая деятельность на ее благо получала международное признание. «Режимы приходят и уходят, а Франция остается. Иногда ревностно служа какому-то режиму, вы можете поступиться интересами страны, но служа стране, вам непременно придется поступаться интересами преходящего режима» – как-то изрек он или это приписывают ему.
Мало кто из мировых величин умудрился заработать столь… запятнанную репутацию, что впрочем, естественно, поскольку в Большой Политике никогда не было и не будет ни Законченных Идеалистов, ни Клинических Идиотов, а лишь Большие Подонки. Таковы ее правила, когда приходится работать со всеми, кто может обеспечить результат, поскольку именно он правит миром. При этом, Главный Большой Подонок Большой Политики в своих расчетах не ошибался и не «делал ставок на дурную лошадь»…
Современники нарекли его ходячей коллекцией всех людских пороков!
Действительно, всю жизнь Талейран увлекался картами, винами и женщинами (перемена мест слагаемых не имеет значения) и во всем этом был очень успешен: играл за карточным столом очень и очень по-крупному и выигрывал, умел «расслабиться после трудовых будней» с помощью обширного ассортимента коллекционных напитков, любил и был любим первыми красавицами своего времени, причем, уже в весьма преклонном возрасте, т.е. был еще весьма бодр (хотя, порой, по слухам… платонически?). Сочетание неотразимой красоты и ясного ума было характерно для его «пассией». Однако он умел вскружить голову и дурнушкам, если это было необходимо для его карьеры, вспомним, хотя бы полулегендарную Жермену де Сталь. Более того, Шарля-Мориса мало интересовала собственная «аморальность» и еще меньше мнение о нем других людей.
Если все ЭТО – так, то весьма любопытно «пробежаться» по некоторым моментам его государственной деятельности (в частности, «бизнес-дипломатии»: СЕКС, ВИН`О И КАРТЫ… ждут вас ВО ВТОРОЙ моей КНИГЕ О ТАЛЕЙРАНЕ). Тем более, что все его многочисленные недруги (как современники, так и многочисленные представители последующих поколений) признавали, что при всех своих немыслимых пороках Талейран никогда (он служил своему Отечеству при семи режимах!), не забывая себя любимого (!), не шел на предательство национальных интересов. (Извините за повтор!) Причем, он никогда не смешивал такие понятия, как Франция (родина) и государство (правитель/правители/режим).
Вот лишь некоторые из его (либо, все же, приписываемых ему?) емких и доходчивых высказываний на профессиональную для него тему, между прочим, весьма информативных для последующих поколений… дипломатов:
«Оставляйте на завтра то, что не можете с легкостью сделать сегодня. Это избавит вас от ошибок, которые вы совершите, торопясь и перегружая себя работой»;
«С окончанием дела следует торопиться, когда имеешь дело с людьми со слабым характером»;
«Только глупцы никогда не меняют своих мнений!»;
«… У меня одно мнение утром, другое – после полудня, а вечером я больше уже не имею никакого мнения»;
«… Терпение должно быть одним из первых принципов в искусстве переговоров»;
«Обещание тем и хорошо, что от него всегда можно отказаться»;
«Ложь это такая прекрасная вещь, что не стоит ей злоупотреблять»;
«Осмотрительность, то есть искусство обнаруживать лишь часть своей жизни, своих мыслей, чувств и впечатлений, – составляет главное достоинство»;
«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли»;
«Единственное вложение, которое ничего не стоит, но приносит большой доход – это лесть»;
«В политике нет убеждений, есть обстоятельства»;
«… Вовремя предать – значит предвидеть»;
«Есть штука пострашнее клеветы. Это – истина»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.