
Полная версия
Кэцзюй
Учебники – устарели, домашняя работа – выматывает. Бесполезные вещи на свете. Учебник по физике – китайская грамота. Учебник есть, госстандарт есть, оценки есть, знаний – нет. Как жить? Когда уже перестанут давить детей этой огромной кучей домашней работы. По количеству часов затраченные на домашнюю работу Россия идёт сразу после Китая. И не имеет зависимости никогда. Больше науки. Для большинства физика, так и осталась магией. Оптика. Электричество. Школа для будущей жизни. Надо изучать жизнь, а не учебники. Надо оценивать окружающую действительность вокруг себя. Надо ценить время, место, себя, тротуар, дом. Все же в школе должно быть больше науки и меньше заучиваний. Потому что наука и размышления делает человека логичным, а не изучение старых и известных догм. В конце-концов все лучшее неизвестное. Учебники ничего не украли у жизни.
Единственное время года, когда ленивым хочется жить – это лето. Но как только оно начинается, город засыпает. Месяц январь сделать каникулярным, холода и морозы, как и февраль. После перемен между уроками, какие перемены я хочу быстрее отсидеть и выйти отсюда. Зачем перемены старшеклассникам, они и на уроках ничем не заняты. Никто ничего не помнит из школьной программы. Окно школьное. Окна для меня не имеют значения. Школьные окна всегда были важны. Я никогда не забуду. Руки деревьев и характер, и настроение. Не помню в какой год жизни, но я забыл. Как школьная ложка, тетрадь, имеют другую природу, сущность, они отличаются от обычных столовых, вилок и ложек, тетрадей. Они другие. Это значит, у любой повседневной вещи, есть отпечаток. Пропечатанный старый мир. Голубые стены вместо зелёных, которые я не помню. Цветы на сентябрь и май. Звонок, доска, белые высокие двери. Шторы, потолок, длинные столы. Тополь, ограда, субботник. Никто ничего не помнит.
Заочное обучение есть абсолютно у всех университетов, институтов, колледжей, училищ, техникумов, у государственных и частных вузов, даже у мышки в норке есть заочная форма обучения. На бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру. Бесплатные и платные. Дешёвые и дорогие. Для системы единого государственного экзамена, заочная форма – это профанация образования. Ещё больше дипломов без задней мысли.
Есть всего несколько прозаических причин, почему люди на самом деле поступают на заочное обучение. И они все далеки от советской пропаганды. Первая причина финансовая, заочное обучение дешевле очного, а диплом одинаковый для всех. Действительно, зачем переплачивать? Если стоит выбор оплатить очное обучение в колледже или заочное в университете, примерно равных по цене, стоит выбрать вуз, чтобы быть человеком с высшим образованием и не идти по второму кругу. Вторая причина, профессиональная. Диплом о высшем образовании понадобился на работе, для карьеры, повышения, а времени и желания учиться нет, если вы полноценный сотрудник чего-либо. Обстоятельства вынуждают вас скорее купить подтверждение ваших знаний, а не получить. В такой же ситуации выпускники среднего специального образования вместо того, чтобы работать, как они хотели, им нужно думать о том, где взять «корочки» высшего образования. Причина третья, банальная. Вы не набрали достаточно баллов для конкурса на очной форме, не сориентировались вовремя, не поступили в запасной вуз, и смогли пройти только на заочное. Почему нет? Заочное образование дешевле для государства. Дистанционное обучение не равно заочному образованию. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. Заочное образование должно шагнуть к людям. Но это должен быть проработанный, системный, уверенный и профессиональный шаг, а не прыжок в бездну. Проблема, что в неравномерной России трудно обеспечить всем одинаковый доступ к профессиям. Дистанционное образование – Дальний Восток.
Заочное образование ни рыба ни мясо.
У университета есть право на отчисление студента. Любой студент – это потеря. Бюджетник соответственно бюджетных денег, платник потеря обычных денег. России это невыгодно. Если пачками отчислять нерадивых студентов, тогда кто же будет учиться и платить? Волей-неволей приходится проявлять понимание и быть терпеливыми, принимать пересдачи, ставить слабенькие зачёты, ждать работу после дедлайна. Как происходит сейчас? Студент, любой образовательной организации, от школы до ЮУрГУ, от МГУ до ПТУ, понимает, точно знает, что он обязательно получит аттестат или диплом. Студент воспринимает университет, как вторую школу. Где нужно немного стараться, как обычно больше симулировать. В беде не бросят, многое простят и помогут.
Однако этим правом университет никогда не спешит воспользоваться. Отбора и отсеивания после попадания в сито не происходит. Отчисление практически единственная и последняя мера наказания и воздействия. После лишения стипендии. И школа, и колледж, и университет. Поэтому ничего не остается, как забрать у университетов, институтов и колледжей благородное право на отчисление. Никакой благодарности люди получившие образование не испытывают. Кому передать функцию? Тем, кто даёт деньги. Каждый год, товарищи, должны сдавать экзамен с пороговыми баллами. Для первого курса – 55 баллов, второй курс – 65. После третьего 75. Четвёртый – 80. Вселенские университетские экзамены. Это значит пусть простую, но надежную проверку качеств, умений и навыков. Кто вам сказал, что образование это легко? Школьная привычка. Если есть преграды, значит нужно их преодолевать. Правда в отчислении студентов, есть особенная подлость. Если вас отчисляют из университета, тогда вы навсегда теряете возможность поступить на бюджет. Не вы уходите по собственному желанию, а именно, когда вас отчисляют. Отчисление – это клеймо, волчий билет, как сказала мне однажды декан исторического факультета.
Мало изменить процедуру поступления в магистратуру, хотя уже это было бы большим достижением. Пора менять систему оценивания в университетах. Зачёты, зачётки, рефераты, курсовые, экзамены – всё устарело. Это старость. Это тлен. Для чего? Для того чтобы контролировать качество поступающих в магистратуру, нужно контролировать качество оценок весь период обучения. Первым делом нужно изменить систему оценивания в самих университетах, а потом менять процедуру поступления. Набирать определенное количество баллов за один курс и за всё время обучения. Сегодня в разных вузах, нужно сделать разный объём задач, чтобы получить высший балл. В каждом вузе, свои методы, критерии, оценки. Будь у нас общий экзамен, мы бы видели, как вы старались, как много труда вложили, сколько усилий потратили. Но на руках у вас только слова. У нас нет времени складывать информацию из тысячи разрозненных университетов, как пазл и составлять общую картину. Важно создать вертикальную гибкую структуру. При которой не нужно сопротивляться, а плыть, как в солёной воде. Кто мы? Что делать? Мы не революционеры и не мечтатели. Я знаю, вы думаете, что много трудились и вам, бедняжкам, так тяжело писать диплом. Мы делаем под копирку. Университетская система оценивания морально устарела.
Россия – снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега, снега.
Архитектура, дизайн, искусство. Связь между образованием, и высоким уровнем жизни общества, не прямая, как многие думают. Архитектурное образование в России может быть хорошим, а студенты талантливыми, но в окружающей архитектурной тоске, они точно не виноваты. Если вы хотя бы раз видели студенческие работы на любую тему от детской площадки до стадиона. Помимо того, что образование есть часть общества, плотью и кровью, ее отражением и не всегда почвой. Если сейчас учить прекрасной архитектуре в младших классах, даст ли это видимый результат через десять, двацать, тридцать лет? Общий архитектурный уровень у людей крайне низкий. Архитектура, дизайн, культура три кита действительности. Архитектура – все. Здесь играют роль не только архитектор, но и другие «менее образованные» игроки. Замкнутый круг, замкнутого пространства. Я не знаю, когда мы полюбили брежневки и хрущёвки. Не знаю, можно ли спасти Россию от высотного муравейника. Но где архитекторы? Если заставить, всех студентов перекроить, перешить, перепроектировать, всю Россию и все города, хотя бы на бумаге, это займет годы и десятилетия. Мы бежим от красоты.
К сожалению, российский школьник в среднем значении выходит культурно необразованным. Если бы была битва между всей той странной, мешковатой, романтичной и ядовитой поп-культурой и школой, как источником науки и света. То это битва увы проиграна. К сожалению, в школе не изучают архитектуру, дизайн, не всегда мировую художественную культуру. Стоит ли говорить, что большинство достижений художественного мира были забыты? Изучение этих предметов на серьёзном, не поверхностном уровне обогатило бы всех нас. Изучение этих предметов повысили бы надеюсь и требования к популярной культуре. Не преподавать эти предметы, тоже самое, что обкрадывать человека. Поверьте, мало у кого после школы найдётся время и силы на самостоятельное изучение. Также с возрастом тяга к культурному обогащению снижается. Когда, есть семья, коллеги и возраст, хочется только лежать на диване. Молодые люди слабы.
Нет ничего лучше повседневной красоты, опрятности, порядка. Я хотел бы быть более погруженным, чем в скуку. Я верю, что в школах можно меньше страдать и больше восхищаться. Но последнее слово, должно оставаться за учениками и родителями. Пусть родители и школьники сами решают, нужны ли им эти предмет?
Наверное, вы не замечали, одну из самых важных проблем высшего образования – бакалавры родного вуза массово получают бюджетные места в магистратуре своего вуза. Этот факт часто ускользает от внимания окружающих, потому что в списках зачисленных, как и в списках, поступающих на платное, бюджетное, целевое обучение указывают только фамилию, имя и отчество. Никогда вуз, который закончил бакалавр или специальность, которую он получил. Почему происходит плавный переход одних и тех же студентов из бакалавриата в магистратуру в пределах одного вуза, будь то МГУ или ЧелГУ? Как вы думаете, мало ли желающих из других вузов, поступить в магистратуру? Достаточно. Почему бюджетные места в магистратуре мгимо по программе «Международная журналистика» получают свои бакалавры? Высокий уровень образования? Сильные компетенции? Большой труд? Конечно, нет. Прежде всего, крепкая связь, долгосрочные отношения внутри самого университета. Это «гуанси». Зачем отдавать место в магистратуре незнакомому абитуриенту с улицы, когда есть свои хорошо знакомые и проверенные студенты. А помогает поддерживать этот «китайский блат» прежде всего система поступления в магистратуру. И не важен уровень или направленность университета, эти негласные правила работают одинаково для всех.
В поступлении в магистратуру осталось столько же первобытного, хаотичного и магического, сколько было при поступлении на бакалавриат до единого государственного экзамена. Хотите знать, что будет, когда отменят егэ, посмотрите на экзамены в магистратуру. Даже, если проводится экзамен, не значит, что существует конкурс-конкуренция. Письменный и устный экзамен, оба настолько субъективны, что после них только гадалки. Иногда складывается ощущение, что баллы, набранные на экзамене, берут с потолка, тебе 59, другому 49, этому 38. Одна из заметных черт, когда экзамен проводится ради забавы – это плохое ранжирование между участниками. Зазор между баллами должен быть маленькими. Никого не обижают, трудно доказать несправедливость, разница совсем чуть-чуть в 2—3 балла. Мы оцениваем собеседование, как душе угодно. Ты не видишь результатов работы других людей, только баллы. Сложно оценить практически себя и сравнить с другими. Экзамен имеет все признаки субъективности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.