bannerbanner
Исповедь военного музыканта. Книга III. Вторая пятилетка во Владивостоке. Воспоминания
Исповедь военного музыканта. Книга III. Вторая пятилетка во Владивостоке. Воспоминания

Полная версия

Исповедь военного музыканта. Книга III. Вторая пятилетка во Владивостоке. Воспоминания

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Исповедь военного музыканта. Книга III. Вторая пятилетка во Владивостоке

Воспоминания


Вадим Хитцов

© Вадим Хитцов, 2024


ISBN 978-5-0059-9301-4 (т. 3)

ISBN 978-5-0059-9298-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

Солист военного оркестра Тихоокеанского флота, пока ещё сержант Вадим Хитцов (06. 07. 2017 г.).

Прибытие и представление командиру части

Пятилетка – это грубо сказано. Если быть предельно точным, во Владивостоке я прожил от момента нашего с Алёной прибытия туда до переезда в Татарстан пять лет и восемь месяцев. У Алёны получилось пять лет и четыре месяца, а дети наши, родившиеся во Владивостоке 4-го марта 2016-го года, о чём я более подробно напишу ниже, в своём родном городе прожили три года и пять месяцев.

Итак, 24-го августа 2014-го года, отправив перед этим контейнер с имуществом, мы прибыли во Владивосток на постоянное местожительство. История нашего убытия туда была достаточно сложная. До последнего момента меня мурыжили с приказом Командующих войсками ВВО и Тихоокеанского флота об откомандировании меня из в/ч 16488 для продолжения службы в в/ч 77194 и назначении на должность солиста военного оркестра этой части с постановкой на все виды довольствия. По идее мы 16-го августа должны были прибыть во Владивосток, но поскольку до последнего ничего не было известно, мы, упаковав имущество, подготовив его к отправке в контейнере, уехали в первую часть основного отпуска: сначала к родителям супруги в Комсомольск-на-Амуре, затем я поехал в Шимановск в гости к брату, поскольку наши родители были в Санкт-Петербурге, гостили у сестрёнки с зятем. Возвращаюсь из Шимановска, а меня спрашивают:

– Вадим Александрович, а где Вы были с восьми до одиннадцати? Ваша персона уже должна служить во Владивостоке.

И началась суета с оформлением грузовых и пассажирских ВПД, потом ожидание приказа начальника службы ВОСО ВВО о выделении мне 20-тонного контейнера. Когда этот приказ состоялся, мы решили вопросы с постановкой в ВПД всех отметок, заказом контейнера, сопутствующими денежными расчётами и 22-го августа наше имущество поехало во Владивосток. Помимо этого, я допустил один промах: мне приготовили в строевой части 104 бригады управления ВВО, в структуре которой на тот момент находился оркестр, личное дело для того, чтобы я его забрал с собой и лично привёз в часть, а я не сообразил это сделать, поскольку хорошая мысль всегда опаздывает с прибытием, да и первый раз ведь переводился на другое место службы. И, само собой разумеется, создал и себе, и другим людям дополнительную работу. Пришлось всё свалить с больной головы на здоровую, да простит мне Господь эту оплошность.

По мере нашего с Алёной прибытия домой, небольшого передыха с дороги, я поехал в часть докладывать о своём прибытии для дальнейшнего продолжения службы. На КПП меня встретил старшина оркестра, старший мичман Александр Толмачёв (ныне – на пенсии), а помимо этого, я встретился с начальником оргпланового отдела части, майором Воробьёвым Вадимом Викторовичем. Он с пониманием отнёсся к моей вынужденной задержке в Хабаровске и позднему прибытию к новому месту службы.

Начальник оркестра, майор, а ныне – подполковник и начальник военного оркестра штаба Центрального военного округа, Андрей Викторович Попов уже знал, что у меня в Хабаровске загвоздки с организацией убытия оттуда, встретил меня весьма радушно, показал, в каком классе мне разместиться и сказал мне дождаться, когда он отведёт меня к командиру части, коим тогда был подполковник Чекунов Демьян Валерьевич, для представления. Но, к своему стыду, я не дождался, за что получил свой первый нагоняй от начальника, а представление командиру части состоялось на следующий день к концу первой половины дня. Командир, поинтересовавшись о том, почему я прибыл без личного дела, и узнав от меня, что его, якобы, должны по почте прислать, сказал совершенно спокойно в адрес строевой части бригады: «Долбо… изм бессмертен!»

А мне пришлось созваниваться со своим коллегой Станиславом Смирновым, просить его забрать моё личное дело и переслать его мне. Он эту просьбу добросовестно выполнил и через неделю личное дело я отдал в часть.

Через несколько дней прибыл контейнер. Мне пришлось отпроситься со службы, чтобы его получить. Потом я бегал по инстанциям в сборе документов для компенсации затрат на перевозку имущества до контейнера и потом за доставку контейнера с контейнерной площадки до нашего дома.

Когда состоялся приказ о зачислении меня в списки части, старшина стал назначать меня на вахты. Поскольку у меня ещё не было флотской формы, приходилось заступать в привезённой с собой сухопутной. Флотскую форму я получил только по прибытии из второй части основного отпуска.

Знакомство с личным составом оркестра и военным дирижёром

Оркестр на момент моего прибытия в его состав был ещё в отпуске, но кое-кто уже из него выходил. С некоторой его частью я был знаком ещё со студенческих лет, а с кем-то из оркестра работал в Тихоокеанском симфоническом оркестре. Поэтому знакомство с личным составом не составило большого труда. Когда я приступил к исполнению служебных обязанностей на новом месте и в новой должности, в отпуске ещё находился военный дирижёр оркестра, майор Сергей Владиславович Алеев (ныне – начальник военно-оркестровой службы Центрального военного округа, полковник). Во время учёбы в Московской военной консерватории им. П. И. Чайковского он занимался на фаготе. По его рассказу, он тайком бегал на консультации к профессору РАМ им. Гнесиных, заслуженному артисту РФ Юрию Семёновичу Рудомёткину. Когда начал военно-дирижёрскую службу, с игрой на фаготе пришлось завязать. Время от времени он просил меня дать ему инструмент для того, чтобы «вспомнить курсантскую молодость». Однажды его за этим делом застал начальник оркестра и тут же схохмил:

– Сергей Владиславович! Даже я себе такого не позволяю!

А Андрей Викторович по инструменту – трубач. И однажды в одном из концертов оркестра выступил в качестве солиста, сыграв с оркестром «Концертный этюд» Б. Анисимова.

Так вот. Через пару недель после моего прибытия вышел из отпуска Сергей Владиславович и пригласил меня на беседу. Поинтересовался, что я и когда играл, какой репертуар. В общем, вполне нормально мы с ним поговорили. Как раз к тому моменту из отпуска повыходили все музыканты и начался репетиционный процесс. Мне очень нравилось работать с Сергеем Владиславовичем, потому что в его жестикуляции не было ни одного намёка на военно-дирижёрскую технику, и даже тогда, когда он на улично-строевых играх дирижировал.

Учения «Восток-2014» в части и первые выступления в составе оркестра ТОФ

Первая публичная игра нашего оркестра, уже с моим участием, состоялась во время учений «Восток-2014» на защищённом командном пункте ТОФ, относящемся к нашей части. А вот теперь об этих учениях.

Дело было приблизительно во второй половине первой декады сентября. Мы с супругой, абсолютно ничего не подозревая, ходили по району Второй Речки, выполняли свои задачи. Когда мы поднялись на виадук, чтобы перейти проезжую часть проспекта 100-летия Владивостока, вдруг звонок на мой телефон. Я отвечаю. Звонит старшина оркестра и сообщает:

– Вадим, объявлена тревога. Срочно в оркестр. Возьми с собой на всякий случай мыльно-рыльные, потому что неизвестно, как долго эта тревога продлится.

Мы с Алёной бегом домой. Я наскоро собираюсь и бегу на остановку. Автобуса долго нет. Хватаю такси и еду. Потом выясняется, что это было начало внезапной проверки войск Восточного военного округа, которая плавно переходила в вышеназванные учения. Поскольку рота охраны в почти полном составе убыла на тот командный пункт, нам пришлось дежурить в столовой части, на КПП и просто ночевать в оркестре.

Но чтобы всем составом не приходилось торчать в расположении целыми сутками, нас разделили на группы и мы, каждая группа в свою очередь, оставались нести боевую вахту в расположении оркестра. Остальные находились на связи, когда отсутствовали в части. В один из таких «тревожных» дней и поставили нам задачу поднять боевой дух матросов и офицеров своей игрой.

Следующая игра также состоялась в эти дни. Нас озадачили встречать на пирсе университетской набережной гостей Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого». Это были деятели мирового киноискусства из стран Тихоокеанского региона, в том числе из США и Канады.

Учения продолжались как минимум две с половиной недели. В конце сентября сигнал тревоги был снят и нас отпустили по домам. Я написал рапорт на вторую часть основного отпуска. В рапорте основным пунктом проведения отпуска, как мы решили с Алёной, я указал Североморск, ибо хотелось познакомить её со своими двоюродными сестрёнками.

А накануне начала второй части моего основного отпуска за 2014-й год мы оркестром ещё отработали игру у центрального входа в Приморскую сцену Мариинского театра, где закрывался кинофестиваль, и строевой смотр в 155 бригаде морской пехоты.


Военный оркестр Тихоокеанского флота на обеспечении мероприятия у центрального входа в Приморскую сцену Мариинского театра. Дирижёр – майор Сергей Алеев (05. 10. 2014 г.). Я играю здесь на большом барабане (в народе – «Борис Борисыч»: на чём играешь? на Борис Борисыче).

Первый отпуск с супругой

Поскольку это был наш первый совместный отпуск, мы его решили провести как можно более интересно и с пользой для здоровья, как физического, так и духовного. Маршрут своих путешествий мы избрали такой: Санкт-Петербург, где живут мои сестрёнка и зять, Североморск, где живут мои двоюродные сестрёнки по линии мамы Елена, Анна и Вероника, по возвращении из Североморска – Москва, где мы забронировали номер в мини-отеле, из Москвы – в Ярославль, где живёт мой двоюродный брат по линии мамы Борис Кузнецов, из Ярославля мы запланировали вернуться прямым ходом в Санкт-Петербург, откуда должны были вылетать 31-го октября обратно во Владивосток.

Что конкретно нам нужно было в плане физического здоровья, я эти подробности описывать не буду. А вот эстетически мы хотели себя развить и делали это, насколько позволяли нам наши финансы и возможности. К примеру, в Санкт-Петербурге мы побывали на экскурсии «Страсти по короне», содержанием которой было рассказ о дворцовых переворотах XVIII века и посещение мест, связанных с ними. Это была очень интересная экскурсия. На день празднования 1-й годовщины нашего бракосочетания мы приобрели электронные билеты в Мариинский театр на оперу «Аида» Дж. Верди. Мы также посетили государственный музей-заповедник «Царское Село», посетили в нём два дворца – Екатерининский и Александровский и этим решили ограничиться. Погуляли по парку Екатерининского дворца. В Североморске я показал Алёне Загородный парк. В Мурманске мы побывали в областном краеведческом музее.

В Москве мы побывали в Кремле, где посетили Архангельский собор, в ГУМе. Поскольку мини-отель, в котором мы остановились, находится на Патриаршьем пруду, выяснилось, что недалеко от него расположен музей «Булгаковский дом». Мы побывали и там. Но нам не хотелось уезжать из Москвы, не посмотрев что-либо в одном из театров или не послушав какой-нибудь концерт. Мы стали активно просматривать афиши и нам попался на 26-е октября концерт Венского Штраус-фестиваль оркестра под управлением Питера Гута. Его проведение намечалось в Международном Доме музыки, в Большом зале им. Е. Ф. Светланова. Нам ни название коллектива, ни название учреждения, ни имя дирижёра вообще ни о чём не говорили. Когда мы были в ГУМе и подошли к билетной кассе, то решили всё же рискнуть и купить билеты на этот концерт. Когда настал день проведения концерта, мы отправились к назначенному времени в указанное учреждение. По прибытии мы не поверили своим глазам: нашему взору предстал не просто дом, а целый дворец! Это ещё что! Наши челюсти чуть не отвалились, когда мы вошли внутрь, а потом попали в зрительный зал.

Когда на сцену вышел оркестр, а потом дирижёр и начался концерт, меня это действо приятно потрясло. Да и Алёну тоже. Мы концерт дослушали до конца. В концерте принимали участие солистки, пикколистка и сопрано, имена которых я не запомнил.

27-го октября мы выехали из Москвы в Ярославль. Нас встречала первая супруга Бориса Катя. Боря был на работе. Вернулся поздно, ближе к ночи. А на следующий день мы отправились гулять по городу, знакомиться с его достопримечательностями. Помимо этого купили билеты в Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Г. Волкова на спектакль «Тётка Чарлея» по комедии английского драматурга Брэндона Томаса. Побывали в двух частных музеях – «Музыка и время» и «Музей детской игрушки», прогулялись по набережной Волги, сходили на Стрелку (выступ суши у слияния рек Волги и Которосли), посетили Государственный историко-архитектурный музей-заповедник, располагающийся на территории и в зданиях бывшего Спасо-Преображенского монастыря. 29-го октября мы съездили в музей классика белорусской поэзии Максима Богдановича, располагающийся в доме, где некоторую часть своей недолгой жизни (он прожил всего 25 лет) поэт жил с отцом, сёстрами и мачехами. И в этот же день мы выехали обратно в Санкт-Петербург.

В последний день пребывания в северной столице мы сходили в музей музыкальных инструментов. Это тоже очень интересное, особенно для меня, музыканта, учреждение. В нём мы, к примеру, видели рояли, принадлежавшие ранее классикам русской музыки. Один из них был собственностью Михаила Ивановича Глинки. Мы посмотрели большое количество духовых инструментов. В коллекции музея имеются несколько духовых инструментов, составлявшие ранее коллекцию Его Императорского Величества Александра III Александровича. К сожалению, фагот из императорской коллекции был в капитальном ремонте. И это было последнее из посещённых нами интересных мест города, названного в честь святого апостола Петра.


11. 10. 2014 г. Санкт-Петербург. В Михайловском замке. У бюста Государя Императора Николая Александровича и портрета Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.


На территории Михайловского замка. У памятника Государю Императору Павлу I Петровичу.


12. 10. 2014 г. У памятника Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, стоящему рядом с Санкт-Петербургской государственной консерваторией, носящей его имя.


В Мариинском театре у бюста Государыни Императрицы Марии Александровны, супруги Царя-Освободителя Александра II Николаевича.


13. 10. 2014 г. Прогулка на катере по рекам и каналам Санкт-Петербурга.


14. 10. 2014 г. В Петропавловском соборе. У склепа Государя Императора Александра III Александровича.


15. 10. 2014 г. В парке Екатерининского дворца у Камероновой галереи.


В Александровском дворце. Рабочий кабинет Николая II.


18. 10. 2014 г. На перроне вокзала г. Кандалакша спустя четыре года.


Пейзаж пос. Африканда (интересное название, не правда ли, для заснеженного северного населённого пункта?).


20. 10. 2014 г. На Приморской площади. Название города – за моей спиной.


21. 10. 2014 г. В Загородном парке Североморска. У вольера с зайцами.


В Мурманском краеведческом музее. Интерьер комнаты 1970-х годов.


22. 10. 2014 г. Обратный путь в Питер. Озеро Имандра поздней осенью.


В Кремле у Царь-пушки (24. 10. 2014 г.).


У лошадей в Александровском саду.


На эскалаторе московского ГУМа.


У памятника Фаготу и Бегемоту у входа в «Булгаковский дом» (25. 10. 2014 г.).


У бюста классика отечественной академической музыки прошлого века Д. Д. Шостаковича в фойе Международного Дома Музыки (26. 10. 2014 г.).


Второй раз в жизни увидел акустический орган.


Играет Венский Штраус-фестиваль оркестр. Дирижёр – Питер Гут. Звучит «Императорский вальс» Иоганна Штрауса-сына.


Играет Венский Штраус-фестиваль оркестр, солистка – сопрано.


На фоне стрелки в Ярославле (выступ суши у слияния Волги и Которосли; 28. 10. 2014г.).


«А вокруг тебя Ярославия – древнерусская сторона…» (Лев Ошанин).


Ярославль. На территории Государственного историко-архитектурного музея-заповедника у картины В. Нестеренко «Клятва князя Пожарского».


В Российском государственном академическом театре драмы им. Ф. Г. Волкова у бюста основателя театра.


«…Издалека долго течёт река Волга, течёт река Волга, конца и края нет…» (Лев Ошанин).


«А я без Волги просто не могу! Как хорошо малиновою ранью прийти и посидеть на берегу и помолчать вблизи её молчанья…» (Андрей Дементьев).


Музей классика белорусской поэзии Максима Богдановича (29. 10. 2014 г.).


Музей Максима Богдановича. Кабинет поэта.


В Санкт-Петербургском музее музыкальных инструментов. К клавишам этого рояля прикасались пальцы Михаила Ивановича Глинки (30. 10. 2014 г.).


Санкт-Петербургский музей музыкальных инструментов. В царстве деревянных духовых.

Подготовка к первому сценическому концерту в составе военного оркестра Тихоокеанского флота

По возвращении нашем из первого супружеского путешествия меня стали вызванивать со службы с вопросами о том, когда выйду из отпуска, а у меня в запасе было ещё несколько суток. Поэтому я ими воспользовался для того, чтобы съездить в Хабаровск, чтобы мне там оформили недостающий в личном деле документ и отдали на руки. У меня на это ушло дня два-три. А вызванивали меня потому, что шла репетиционная подготовка к концерту, посвящённому вновь утверждённому в высших эшелонах нашей коррупционной власти дню воинской славы – Дню Неизвестного солдата.

Когда я вышел из отпуска и ознакомился с партиями программы концерта, среди них я нашёл песню, которая ещё с 2010-го года, когда я её услышал впервые в исполнении ансамбля песни и пляски Северного флота на компакт-диске коллектива, действовала на меня слезовыжимающе. Эта песня называется «На ветвях израненного тополя». Она была написна для кинофильма «Иван Никулин – русский матрос» композитором Сергеем Потоцким на стихи Алексея Суркова и звучит в нём. И теперь мне предстояло это произведение играть. Без скупой мужской слезы не обходилась ни одна репетиция этой песни. А ещё масла в огонь подливало потрясающее исполнение песни солистом ансамбля песни и пляски ТОФ, заслуженным артистом РФ Игорем Волковым (баритон), который по совместительству работал и в нашем оркестре. А дирижировал это произведение Сергей Владиславович Алеев. Всё в совокупности вызывало во мне непередаваемые словами ощущения.

Помимо этого, в программу концерта был включён вальс английского композитора Сиднея Байнеса «Судьба», который тоже вошёл в алеевскую часть программы. Что ещё было в этой программе, сейчас не помню. Сам концерт состоялся в утверждённую дату – 3-го декабря.


Концерт ко Дню Неизвестного солдата. Солист – солист ансамбля песни и пляски ТОФ, заслуженный артист РФ Игорь Волков (03. 12. 2014 г.).

Встреча 2015-го года во Владивостоке. Первый концерт в новом 2015-м году. Первый парад во флотской форме. Первая командировка в Хабаровск

Это был первый Новый год, который мы собирались встретить на новом месте проживания. Мы задумали так: Новый год встречаем дома вместе, а потом разъезжаемся по родителям, поскольку никаких концертных задач на дни каникул не было поставлено. На службе было сказано, чтобы заблаговременно были написаны рапорта, если кому-то нужно будет выехать за пределы гарнизона. Я так и сделал. Но в декабрьском графике вахт моя фамилия была поставлена на 31-е декабря. Нас с супругой это не обрадовало. Позже я узнал, что такова участь всех вновь прибывших на флот – стоять новогоднюю вахту. Не я, как говорится, первый, не я и последний. Поэтому мне пришлось эту новогоднюю ночь «защищать» Родину, а моей супруге – пялиться в скайп в общении с родителями.

2-го января мы разъехались по своим родным городам. Встретиться было решено дома 9-го января, поскольку на следующий день нужно было выходить на службу. У меня был взят билет на поезд, отправлявшийся из Шимановска 7-го января вечером. И так получилось, что по своей невнимательности я перепутал время отправления из Шимановска с временем прибытия в пункт назначения. И, как это и следовало ожидать, опоздал на поезд. Пришлось ехать на перекладных. Билет на ушедший поезд я сдал, получив за него всего ничего денег, и купил билет до Хабаровска и от Хабаровска до Владивостока, ибо иначе не получалось.

На страницу:
1 из 2