Полная версия
Манифест правильного чиновника. Как заставить госпредприятие приносить прибыль городу
Очень многое зависит от того, как вы – лидер команды – утром входите к коллегам. Можно ведь войти, что называется, на «сложных щах» – то есть с хмурым, недоверчивым, надменным видом. Мол, не приближайтесь ко мне, я вас всех ненавижу.
А можно войти и с улыбкой. Поприветствовать каждого, улыбнуться, сказать человеку что-то хорошее. Пошутить на совещании или подколоть друзей, зная, что они на это не обидятся.
Хотя ближайшее окружение отмечает, что сейчас я стал более скучным. А вот раньше со мной почти невозможно было поговорить серьезно. Я любил травить анекдоты, угорал с «черного» юмора.
Это элементарное правило, соблюдать которое получается, правда, не у каждого.
Еще, поскольку я менял школы в среднем раз в два года, приспосабливаться к новым коллективам мне нужно было очень быстро. При этом я не могу вспомнить ни одного конфликта с одноклассниками. Помню какие-то веселые, интересные, творческие моменты. Подраться, конечно, тоже случалось. Но не с одноклассниками, а с пацанами с других районов. Как правило, из-за девчонок. Кстати, потом мы с этими пацанами дружили, уважая друг друга за хороший удар справа.
УСИЛИЕ № 4: ХОББИДля того чтобы ваш авторитет вознесся на недосягаемую высоту, необходимо качественное, необычное и, может быть, даже эпатажное хобби.
Во-первых, чем-то заниматься в свободное от работы время (и радуйтесь, что оно пока что есть!) необходимо лично вам. Чтобы переключиться, отвлечься, забыть обо всех заботах.
Ну а во-вторых, неплохо, чтобы у вашего окружения ваше хобби вызывало если не восхищение, то как минимум зависть. Конечно, в хорошем смысле. Вполне годятся прыжки с парашютом. Но не обязательно именно они. Мне, например, очень повезло с хобби. Еще со студенческой скамьи я увлекался ночными автогонками. Да, именно! Рев мотора, запредельная скорость, выплеск адреналина. Гоняли, знаем.
В то время я возглавлял вузовский студсовет. И стоит ли говорить, какими глазами смотрели студенты на своего председателя, неформального лидера? Одно дело, если вашими делами занимается скучный человек в пиджаке. И совсем другое, если настоящий (кроме шуток) герой ночной Москвы.
В начале 2000-х времена, по сравнению с нынешними, были достаточно простыми. Массовое мероприятие можно было организовать в любое время суток. Тем более, мы брали на себя обеспечение безопасности, договаривались о трассах (как правило, только что построенных, но еще не введенных в эксплуатацию, участках дорог общего пользования), перекрывали движение, ставили туалетные кабинки, обеспечивали вывоз мусора. В это трудно поверить, но даже шуметь после одиннадцати вечера было можно.
Я в какой-то момент понял, что организовывать все это «безобразие» даже интереснее, чем гонять по ночной Москве. Гонщики ловили свой кайф от адреналина, скорости, аплодисментов. А мне нравилось, например, выскочить из багажника в клоунском колпаке, с рупором и поприветствовать публику, зная при этом, что ситуация под контролем, что мероприятие состоится. Да, оно очень экстремальное, но все согласовано, и претензий к нам и быть не может.
Хотя милиция все равно придиралась. Как-то очень много вопросов вызвал кальян, который курил мой брат. До этого он работал гидом на одном из турецких курортов и привез в Москву «новинку» – кальян. Это сейчас ими никого не удивишь. А тогда, в начале прошлого десятилетия, они были в новинку. И, конечно, милиция тоже интересовалась: «А что это вы там курите?»
Каждый раз это было незабываемое зрелище. К нам приходили звезды – и рок-н-рольщики, и рэперы. Притом звезды не только отечественные. Однажды к нам приехала звезда «Санта-Барбары» – исполнитель роли Сиси Кэпвелла Джед Аллан в компании с переводчиком – российским культуристом Александром Невским.
Наши полулегальные (а по нынешним временам и вовсе немыслимые) мероприятия привлекали к себе не только гонщиков, не только людей, желавших повеселиться, но и кинематографистов. Мы помогли в съемках нескольких кинофильмов, организовали колоритный фон, массовку. Наши мероприятия можно увидеть не то в пяти, не то даже в восьми российских художественных фильмах. И, конечно, для нас это были уроки не только организации, но и бизнеса.
Но долго, к сожалению, период ночного drag-рейсинга не продлился. В городе постепенно закручивались гайки. Под запрет попадало все, что еще вчера было можно. Это, конечно, закономерно и правильно, но иногда я все-таки испытываю ностальгические чувства по тем временам.
Но я решил уйти. Причиной стала трагедия – в автокатастрофе погиб мой брат – организатор гонок от бога, человек, который знал, как сделать интересное мероприятие, как пригласить гостей и, наконец, как блистательно создать настоящее событие. Он был всегда доброжелательным, очень коммуникабельным человеком и замечательным организатором. Гораздо более лучшим, чем я.
Я продал свой «эвик», о котором родители даже не знали, что он был, и с тех пор место ночных автогонок в моей жизни занимает семья. Сейчас она важнее и интереснее самых экстравагантных хобби. Думаю, что это правильно.
> Если у вас есть хобби, оно должно быть умопомрачительным.
Собирать марки, монетки и макеты железных дорог – тоже хорошо. Но если вы прыгаете с парашютом, покоряете на плоту течение Амазонки, гоняете по ночам на тюнингованной мегатачке по улицам столицы – вас будут не просто уважать. Вы узнаете, что такое настоящее восхищение.
Я не рекомендую никому участвовать в ночных гонках. Как пишут в телевизионных роликах: «Исполнено профессионалами, не пытайтесь повторить».
Любое хобби – это веление души. Если оно у вас есть, и вам хочется, допустим, полетать на дельтаплане по Подмосковью – летайте! Не надо заботиться о статусе, не надо «грузиться» тем, что подумает бухгалтер Евгения Марковна. Это все-таки не вопрос дебиторской задолженности.
Одно дело, когда ваши подчиненные говорят в своем кругу общения: «А у нас шеф собирает марки». Совсем другое дело, когда звучит: «А наш босс покоряет в Гималаях восьмитысячники!» И раздаются возгласы восхищения.
Хотя я, наверное, несправедлив к филателистам. Думаю, что и марки можно собирать исключительно красиво и умопомрачительно. Я не знаю как. Но уверен, что можно.
> Главное – не наступать на горло «собственной песне». Посвящайте досуг любимым занятиям.
В конце концов, свободного времени у вас и так мало. Поэтому, когда оно вдруг возникает, надо использовать его по полной программе.
Любимым делом не надо заниматься в одиночку. Работайте с людьми, общайтесь с ними. Любое незаурядное дело манит к себе талантливых людей. Когда настанет время собирать свою команду, вы вспомните свои «экстремальные» знакомства.
Именно на ночных гонках я познакомился с Олегом Кудрявцевым. В те времена он был президентом клуба найтрейсеров, а сейчас работает со мной в команде руководителей «Мосгортура».
УСИЛИЕ № 5: УВАЖЕНИЕДавайте подумаем: хорош ли тот руководитель, которого все боятся? При появлении которого в воркингспейсе все вокруг цепенеют от страха? При вызове в кабинет к которому подчиненного провожают, как на расстрел?
У кого-то может быть иное мнение, но я уверен, что система, построенная на страхе, неэффективна, хрупка. Ни одно государство, построенное на страхе, не просуществовало долго.
Если мы строим дом, мы гладко пригоняем друг к другу кирпичи или бетонные блоки. Мы тщательно промазываем пространство между кирпичами раствором, чтобы кирпичи держались друг за друга. Кирпичи – это, в нашем случае, сотрудники учреждения. А раствор – это их взаимное уважение, обеспечивающее стойкость всей конструкции.
Кстати, вы замечали, что если, проснувшись утром, вы встаете с улыбкой и говорите что-нибудь вроде: «Здравствуй, новый прекрасный день!» – мир обязательно улыбнется вам в ответ, и с вами в течение этого самого прекрасного дня непременно произойдет что-то приятное. Ну а если просыпаться со злостью, досадой, недовольством, мир пришлет вам в ответ неприятность. Потому что мир – это зеркало, а инициатор и конструктор всех последующих событий – вы и только вы.
Точно такой же фокус происходит со взаимным уважением. Вы уважаете того, кто работает под вашим началом, он в ответ уважает вас.
Говорят, что Наполеон знал по именам многих солдат своей армии. Император мог подойти к самому простому пехотинцу, сказать: «Привет, Франсуа, как твоя нога, которую посекло осколками в битве у пирамид?»
Так же и вам, руководителю, ничто не мешает время от времени интересоваться, как дела у подчиненных. Подробности знать не обязательно, просто поинтересоваться. Также очень неплохо было бы не забывать поздравить сотрудника с днем рождения.
А еще уважение к сотруднику проявляется в уважении его времени. Он продает вам свое время. И пытаться занять сотрудника сверхурочно – это все равно, что в жаркий летний день заплатить за три мороженых, а пытаться взять, скажем, пять.
Но и, с другой стороны, то время, за которое им заплачено, сотрудники должны тратить с толком, с максимальным КПД. Полагаю, что менеджеру госучреждения стоит сдавать руководителю документ со своими планами, скажем, на неделю вперед. Или, например, открыть всем доступ к своему календарю в Outlook. И это совсем не диктат, не «обязаловка».
Просто представим себе, что руководителю нужно отправить кого-то из сотрудников на важное совещание. Но тут выясняется, что у условного Петрова – важная встреча, а у Васечкина – так и вообще подписание контракта. Сюрприз? Пожалуй, да. И не из приятных, а чреватый ненужным обоюдным (как для руководителя, так и для сотрудника) стрессом. Его бы не произошло, если бы сотрудник показал руководителю свой недельный график или помощник руководителя видела бы в календаре Outlook все планы всех сотрудников.
Я не знаю ни одного человека, которому не было бы полезно знание тайм-менеджмента, или основ «гибкого» и «жесткого» планирования. А для менеджеров государственных учреждений, для чиновников знание этих концепций и практик – вообще вопрос выживания.
> Если вы берете в расчет календари сотрудников, вы выказываете к ним уважение.
Уважение к руководителям. Раскрою вам небольшой секрет: я уважаю Сергея Собянина и его команду. Не сказать, чтобы я начал уважать его сразу после его назначения или ввиду каких-то открывающихся передо мной головокружительных карьерных перспектив.
Нет, уважение выработалось во время работы, в процессе реализации проектов и выполнения поручений. Еще в те времена, когда я возглавлял МММЦ, и Сергей Семенович, и руководитель Департамента семейной и молодежной политики Людмила Ивановна Гусева много нам помогали, живо интересовались нашей работой. Такой подход достоин уважения.
Сейчас скажу, может быть, не очевидную вещь. Этот факт стал для меня неожиданным открытием сразу после того, как я возглавил госучреждение. Оказалось, что все руководители города далеко не дураки! И мэр, и его заместители, и министры, которые руководят департаментами, и их заместители – все они разносторонние, эрудированные, умные люди. У каждого из них есть чему научиться. Каждый из них применяет в руководстве свои методы – и они по-разному, но всегда эффективны. Очевидны, например, передергивания и доведение до абсурда в СМИ, а следом и в общественном мнении многих решений и возникающих в процессе работы кризисных ситуаций. Это правда, и меня никто не кусал. Нет-нет, я, вроде бы, не превратился в административного подведомственного зомби и, кажется, вполне отдаю себе отчет в том, что думаю. По крайней мере, никого точно не кусаю. Попробуйте просто возглавить что-нибудь в огромном городе, а потом расскажите о своем другом мнении, если оно у вас возникнет.
Когда я возглавил «Мосгортур», мне стало необходимо бывать в Департаменте культуры. И я с огромным уважением отношусь к его сегодняшнему главе – Александру Кибовскому. Александр Владимирович умеет разглядеть яркие, интересные моменты в самых, казалось бы, рутинных вещах, умеет зарядить исполнителя энергией. Его указания всегда четки и конкретны. Он никогда не кривит душой. Александр Владимирович может в секунду устроить и разнос. Притом очень эффективный. Всегда конкретно и понятно, где ты накосячил. И еще я очень завидую его огромному и разностороннему профессиональному опыту.
Работать на тех, кто вам не симпатичен, кого вы боитесь или, чего доброго, презираете, я очень не рекомендую. Человеческое отношение – оно как шило в мешке. Его не спрячешь. Негатив обязательно проявится даже под самой елейной улыбкой. Точно так же видно, когда вы человека уважаете. Уважение – это тоже шило в мешке. Его бесполезно прятать.
Давайте запомним пять главных усилий для построения авторитета:
1) спорт;
2) высокие технологии;
3) улыбка;
4) хобби;
5) взаимное уважение начальника и подчиненных.
Правило № 4
Нужно играть в компьютерные игры!
Никакой ошибки нет. Частица «не» перед словом «играть» не пропущена. Играть – полезно! Я в этом абсолютно уверен. И сейчас объясню почему.
У компьютерных игр есть ненавистники, «хейтеры». Это, как правило, родители, многие педагоги, офисное начальство. Это и жены, чьи мужья просиживают у игровой консоли долгие часы. У хейтеров на руках целый ворох доводов, почему играть – плохо. Не буду повторять их аргументы. Скажу лишь, что на компьютерные игры, как на козла отпущения, вешают практически все социальное и бытовое зло – от двоек у детей до импотенции у мужчин. Даже во многих преступлениях хейтеры усматривают следы увлечения играми.
Все эти аргументы вы без труда, за одну-две минуты найдете в Интернете. Я мог бы разгромить каждый из них, по пунктам и с доказательствами. Но, боюсь, ответ получится очень пространный – может быть, даже больше самой этой книги.
Поэтому я не стану ни с кем вступать в спор, а вместо этого расскажу, почему компьютерные игры полезны для управленцев, менеджеров и общественных деятелей.
* * *Один из самых полезных игровых жанров для управленцев и бизнесменов – пошаговые стратегии. К сожалению, этот жанр сейчас практически умер, но на заре эры персональных компьютеров он пользовался невероятной популярностью. На сегодняшний день пошаговые игры оказались вытеснены стратегическими играми-«эволюциями» в реальном времени (RTS) (такими как StarCraft). В чем-то старые добрые пошаговые стратегии заменили RPG-квесты, наподобие Diablo, в которых можно «прокачивать» своего героя.
На самом деле такие игры – это шахматы «стопятисотого» уровня. Они дают навыки управления в условиях ограниченности ресурсов. За выработку этих умений сегодня берут большие деньги на тренингах. Но оказывается, что учиться можно без скуки, играючи – в самом прямом смысле этого слова. К тому же в любом возрасте.
Близко к «стратегиям» по степени полезности находится такой жанр, как симуляторы футбольного (и вообще спортивного) менеджмента. Первые такие игры появились еще во времена ZX-Spectrum. Вы покупаете игроков, меняете тренеров, выстраиваете тактические решения. Здесь, как и в стратегиях, вы учитесь управлять в условиях ограниченности ресурсов. Но не только!
В симуляторах футбольного менеджмента вы можете практически сразу видеть результаты своих решений как в ближней, так и в дальней перспективе. Допустим, вы терпите поражение, но тут же делаете из этого выводы. Вы меняете тактику, продаете не очень полезного игрока со звездным статусом. Вы оборачиваете поражение себе на пользу. И в итоге идете к победе.
Спортивные симуляторы, как и реальные командные виды спорта, учат навыкам игры по заданным правилам, учат умению проигрывать и не опускать руки, учат командному взаимодействию. В спортивных симуляторах все, как в настоящем бизнесе.
Очень полезны ненавидимые многими родителями и педагогами «стрелялки». А не любят эти игры совершенно зря. Во-первых, они вырабатывают быстроту реакции. Во-вторых, сетевые «шутеры» дают навыки действий в команде. Потому что в шутеры по сети играют, как правило, отрядами. При этом противники действуют равными силами, в одинаковых условиях, на одной карте.
Ваша роль – не только «беги-стреляй». Может быть, вам придется долгими минутами «кемперить» (то есть сидеть в засаде). Или, скажем, героически, рискуя жизнью, стоять на корме и постоянно ремонтировать катер, на котором поплывет вся ваша команда, или прикрывать стингером товарищей, которые тем временем эффективно, на ходу, стреляют во все, что движется.
Раскрою небольшой секрет. У меня и моих друзей есть своя команда. Все мы – руководители и менеджеры как частных, так и государственных проектов. И раз в неделю, в один из будних дней, мы укладываем жен и детей спать и садимся поиграть в «Батлу» (сейчас это Battlefei ld 4) на PS4. Играем буквально час-полтора, но за это время успеваем и пообщаться, и обсудить какие-то вопросы.
И – да! – мы можем вовремя остановиться, поиграв всего час или полтора. Но не пытайтесь повторить этот трюк, он выполнен профессионалами.
Кстати, главный герой сериала «Карточный домик», сенатор Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси, тоже регулярно играл. Правда, не в нашу любимую «Батлу», а в Killzone. Но это – явный маркетинговый ход со стороны Sony. Геймеры-то знают, что на этой игре никто надолго не «зависает». А вот во что сенатор мог рубиться по-настоящему, так это в Battlefield. Мог он играть и в Call of Duty. Но с меньшей степенью вероятности – очень уж аркадная это игра.
Но важно не то, во что именно играл сенатор, – в конце концов, это вопрос продакт-плейсмента. Важен тонко подмеченный нюанс поведения современного делового человека, облаченного властью, занимающего ответственную должность. Вот он, этот нюанс: когда (в первых сезонах) сенатору становилось трудно, когда он нервничал, он доставал геймпад и начинал играть. Немного и недолго. Просто чтобы собраться с мыслями.
А потом сенатор становится президентом, и Интернет на рабочем месте ему отрубают. Потому что главам государства, видимо, играть уже нельзя.
К слову, именно в «игровых» моментах блистательный актер Кевин Спейси фальшивит. Достаточно посмотреть, как он жмет клавиши на геймпаде, чтобы понять – на самом деле мистер Спейси совсем не геймер.
Многие компьютерные игры сложнее, чем шахматы. Шестьдесят четыре клетки – это очень ограниченное, а для практикующего геймера практически ничтожное пространство игры. Ход противника при знании комбинаций можно предсказать. А компьютерные игры ближе к жизни. В них больше возможности маневра, сложнее предвидеть действия того, кто вам противостоит.
> Компьютерные игры учат просчитывать самые сложные действия конкурентов, быть готовым к самым неожиданным изменениям.
В процессе игры геймер преодолевает препятствия, отступает, проигрывает. Но при виде надписи Game over рук не опускает и не падает духом. Ха, только не это! Наоборот, геймер с азартом принимается переигрывать ситуацию, в которой потерпел поражение. Теперь он вооружен опытом, он разработал новое решение. И он победит. Пускай даже с третьей-четвертой попытки.
А в реальной жизни часто бывает так, что потерпев неудачу, обломавшись, человек опускает руки, теряет интерес к тому, что пытался сделать. А вот человек играющий, homo ludens, рук не опустит. И где обычному человеку кажется, что игре – конец, геймер, вооруженный опытом, предпримет новую попытку решения проблемы.
Компьютерные игры учат побеждать.
Игры формируют цельных, уверенных в себе людей. Они учат воспринимать себя не второстепенным персонажем (а этим часто грешат люди, живущие в реальном мире), а супергероем, актором. Геймер, прошедший мясорубку сложной стрелялки, убеждается в собственной крутости. Да, пока что его победа виртуальна. Однако что мешает добиться успеха в реальном мире?
И самое важное, что знает человек играющий, – это то, что выход есть всегда. Да, допустим, сразу выиграть не получилось, но должен быть код, алгоритм победы. Можно собрать артефакты и очки силы. И знаете что? В жизни действуют те же законы.
Геймер не боится принимать решения. Он не станет медитировать, не будучи в силах выбрать тот или иной путь. У геймера есть наработанный в играх опыт метода проб и ошибок. Игрок примет то или иное решение быстро. Иногда от быстроты выбора действий в бизнесе зависит очень многое. Есть и минус. Ведь выбор может быть неправильным. Но даже когда появляется табличка с надписью Game over, геймер с азартом начинает все заново.
Очень важно понять, что нельзя все проанализировать и учесть. Нужно строить гипотезы и проверять их. Это – бесконечный процесс. Это – постоянная предпринимательская активность. Это то, что ты тренируешь на компьютерных симуляторах.
Компьютерные игры вырабатывают еще один интересный, полезный навык. Они учат действовать не так, как написано в инструкции, а так, как лично вам кажется оптимальным и эффективным. Учат быстро анализировать результат (который часто оказывается непредсказуемым) и быстро им пользоваться, не рефлексируя на тему «Ой, это совсем не то, что я ожидал!». А результаты такой методики часто превосходят все ожидания и вообще часто похожи на волшебство. И, конечно, если что-то не удалось, всегда можно переиграть заново.
Минусы в компьютерных играх, конечно, тоже есть. Как без них?
Можно, например, испортить зрение. Я играю с третьего класса, более двадцати лет. Мне приходилось иметь дело с самыми жуткими, самыми «мерцающими» мониторами. Но зрение я не «посадил». Объясню почему. В Омске, в спецшколе с математическим уклоном, меня научили зрительной гимнастике: увлажнению зрачков, расслаблению глаз. У меня есть машинальный навык, который выражается в том, что просидев у монитора двадцать минут, я встаю, хожу, старательно моргаю, смотрю на что-нибудь расслабляющее глазные мышцы. В общем, отдыхаю.
Мой трехлетний сын тоже иногда поигрывает на всем, что есть дома для игр. Он уже умеет правильно и регулярно моргать и отводить глаза от монитора. Хотя пока ему еще надо об этом напоминать.
Родители не должны запрещать ребенку играть. Не надо выстраивать стену между стремительно развивающимся высокотехнологичным обществом и ребенком. Задача родителей – отсечь все вредное, сформировать баланс. Ведь вредна любая крайность. Играть сутки напролет – совершенно не полезно. Но и запрещать ребенку общаться с компьютером так же вредно, как, например, не выпускать его на улицу. Или изводить гиперстерильностью – заставлять постоянно мыть руки. Это полезно и даже жизненно необходимо, никто не спорит, но в разумных пределах.
Всегда надо искать гармоничное решение вопросов. Какие-то общие схемы в случае с детьми не работают – все дети разные. Потому и надо отталкиваться от индивидуальности ребенка, быть внимательным к нему, а в случае проблем не стесняться обращаться к специалисту.
Вспомним, что и сто, и двести лет назад многие порицали девушек, которые сидели в своих комнатах, читали модные романы, не гуляли, портили зрение. Вспомним Пушкина, его роман в стихах «Евгений Онегин». Как Александр Сергеевич писал про Татьяну Ларину? «Ей очень нравились романы. Они ей заменяли все». Живи Татьяна в наше время, она, не исключаю, играла бы все время в MMORPG.
Краткие выводы:1. Игры-стратегии дают навыки действий в условиях ограниченности ресурсов.
2. Симуляторы спортивного менеджмента помогают отработать тактику и учат обращать поражения себе на пользу.
3. «Шутеры» дают быстроту реакции и навыки действий в команде.
4. Сетевые игры можно использовать и для дистанционного обсуждения деловых вопросов, и для формирования работоспособной команды.
5. Многие компьютерные игры сложнее, чем шахматы и учат предвидеть действия конкурентов.
6. Выход есть всегда. Учимся побеждать. Снова и снова!
7. Геймеры быстро принимают решения.
А теперь откройте в Интернете программы любых бизнес-тренингов и посмотрите, сколько стоит отработать хотя бы один из перечисленных навыков. Впечатляет?
Поэтому делаем заключительный вывод:
8. Компьютерные игры экономят ваши деньги.
Кстати, связь между успехами в бизнесе, менеджменте и компьютерными играми имеет четкое научное обоснование и хорошо исследована. Тем, кто этим заинтересовался, советую почитать достаточно зрелое исследование Джона Бека и Митчелла Уэйда «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду».