bannerbanner
Приспособление/сопротивление. Философские очерки
Приспособление/сопротивление. Философские очерки

Полная версия

Приспособление/сопротивление. Философские очерки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8

101

Hobsbawm E. Primitive Rebels: Studies in Archaic Forms of Social Movement in the 19th and 20th Centuries [1959]. Manchester: Manchester UP, 1971.

102

Внутри самих развитых цивилизаций также происходит расслоение на авангардные и очутившиеся в тылу истории группировки. Уходящие в прошлое коллективы не просто маргинальны, а переживают к тому же потерю власти, которой они обладали. Консервативное сопротивление истории поэтому так или иначе внутренне противоречиво: Юлиан Отступник (конец IV века) не просто вернул Византию от христианства к язычеству, а допустил в своей империи веротерпимость; режим «черных полковников» в Греции (1967–1974) развалился в результате трений между Георгиосом Пападопулосом и Иоаннидисом Димитриосом; просуществовав неделю в Москве в августе 1991 года, ГКЧП самораспустился, не рискнув применить силу против защитников Белого дома.

103

Специально о протестах в местах заключения см.: Arford T. Prisons as Sites of Power/Resistance // The SAGE Handbook of Resistance / Ed. by D. Courpasson, S. Vallas. London: SAGE, 2016. P. 224–243.

104

Тезис Камю обратен относительно программы возникшего в эпоху Fin de Siècle «мистического анархизма», для которого отречение от Божьего мира знаменует собой не покидание зоны сакрального, а «религиозный экстаз» и «священное безумие» (Иванов Вяч. Идея отрицания мира [1906] // Иванов Вяч. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1994. С. 51–59).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
8 из 8