Полная версия
«Творите дела правды»
Так где же лежат искомые причины религиозного безразличия?
Ответ на этот вопрос дополнит и подтвердит сказанное выше, и, кроме того, он весьма характерен для нашей церковной ситуации. Есть два ответа. Один из них гласит: причина зла – в распространении западной цивилизации! И об этом говорилось всерьез и не однажды, всякий раз, когда заходила речь о состоянии нашей религиозности. Сразу же вызывает удивление, почему эта цивилизация не уничтожила веру на Западе – там, где зародилась. Однако, без сомнения, папа может похвалиться большей ревностью членов своей Церкви, нежели мы. Да, никто не отрицает, что на Западе ведется отчаянная борьба атеистических идей с христианским учением, но все-таки эта борьба не является предметом беспокойства борцов за христианство. Почему? Потому что ее ведут священники-иезуиты, глубокие знатоки светских учений, гиганты богословия, тонко знающие идеи, которым противостоят люди неиссякаемой энергии, неустрашимые воины, крайне осторожные во всем, что может ущемить авторитет веры. Они не ропщут на атеизм, но отдают все силы на борьбу с ним.
У нас все наоборот. Именно борьбы такого характера нам не хватает, ибо систематическое проникновение просвещенного атеизма в души людей, его доминирование являются очевидной победой, которую он без борьбы одерживает над религиозным чувством, и это следует назвать не борьбой, а превосходством сил носителей западных, атеистических идей и отступлением со всех боевых позиций защитников религии. Проповедники Евангелия отступают без борьбы. Они лишь вопиют и причитают, что все пошло кувырком; это обезоруживает верующих и ведет их прямо в стан тех, против кого слышится ропот. Или публикуется какая-нибудь статья в церковных журналах с целью дать некоторый отпор неверию, статья, конечно, такая же убогая, как та – «О бытии Бога», – опубликованная в «Вестнике Сербской Церкви» за январь-февраль этого года. Даже те, кто верил в эту святую истину, прочитав жалкую статью и увидев, как сербские клирики доказывают этот самый возвышенный христианский догмат, рискуют изменить убеждения.
Не просвещение виновно в нашем неверии, а его недостаток и близорукость тех, кто восстает против него, не видя, какое это мощное оружие в борьбе с неверием. Нам любопытно узнать, что эти «враги западного просвещения» могли бы предложить в качестве средства для устранения этого «зла». Уж не «официальный» ли запрет на европейскую цивилизацию в нашей стране или предотвращение человеческого прогресса?!
Правда, помимо истории мира, в учебную программу[5] входят психология и логика, русский язык, педагогика и методика, но все это изучается поверхностно и сжато. Недостаточность образования в этой и практически во всех остальных областях особенно очевидна в сегодняшнем поколении богословов, несмотря на то что они имели счастье изучать историю философии, пусть даже в течение одного месяца, немецкий и французский языки чуть меньше, теорию литературы – целый год; последний предмет преподавал один добрейший монах, который понимает в литературе столько же, сколько в вязании.
* * *В чем спасение?
Общество нравственно обессилело; упадок религиозности – первый симптом, который говорит об этом. Воцарились безразличие и летаргия, которые наносят ущерб и государству, и Церкви, и личности. Пастырь растерял своих овец и не может их найти, потому что не знает, как искать. Необходимо влить свежие силы и восстановить изношенный и нравственно ослабевший организм нашего народа, необходимо совершить нравственное перерождение нашего общества. О том, кому надлежит осуществить это перерождение, не может быть дискуссии, ибо к этому, как никто другой, призвано священство Божие, суть служения которого и состоит в этом духовном, нравственном перерождении личности и общества и подготовке их к Царству Небесному. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).
Не может быть также и споров относительно средств, которыми совершается перерождение. Единственная вечная сила, которая однажды вдохнула жизнь в падший мир, которая всегда животворит его, как только он падает вновь, которая вечно будет оживлять и перерождать его, сила, которая всегда одна, вчера, сегодня и завтра, эта сила – слово Божие. Одни только идеи, древность и неизменность которых, естественность и ясность и, самое главное, их божественная возвышенность свидетельствуют о вечности их смысла. Сборник, страницы которого никогда не обветшают, слова, над которыми не властны века. Время только делает их более ясными и легкими для понимания. Этот сборник – Евангелие. Древнее, почти двухтысячелетнее Евангелие… Почему же говорю – древнее? Нет, и когда пройдет еще девятнадцать раз по девятнадцать веков, оно не станет древним, не обветшает. Оно такое же юное и сильное, как будто только что отозвалось эхом с Елеонской Горы и разлетелось по священным долинам Палестины. Чистое, как хрусталь, ясное, как утренний свет, сильное, как гром, – таково Евангельское слово, звучащее от Назарета до Гренландии, от края до края света, от начала до вечности. До тех пор пока воздух и пища будут важны для поддержания и укрепления физической жизни человека, до тех пор Евангельское слово будет божественным животворным напитком, которым будет питаться человеческая душа. И когда не будет ни воздуха, ни пищи, ни человека, останется Евангельская истина, которая вернется туда, откуда пришла, туда, куда стекаются все истины, – к Господу Богу.
Это мощное оружие, которым наши проповедники пользоваться не умеют. В небрежности использования этого оружия заключается причина упадка веры и нравственности, в то время как правильное обращение с ним может поднять и первое и второе на подобающую им высоту. Все причины, кроме этой, ничтожны, все средства бесполезны. Проповедники должны трудиться и не надеяться ни на кого, кроме одного Господа, Которого проповедуют и Которому служат, ибо, если когда-нибудь, как сказал русский писатель Гоголь, миру будет суждено подняться «из праха земной суеты и полностью предаться любви и смирению Христову», это произойдет только с помощью священства. «Дело нашего исправления, – продолжает великий русский писатель, – в руках священства».
Закончим на том, что растопить ледяное безразличие и грубое безверие человеческих сердец способна только сильная, крепкая проповедь Божественного Евангелия, только она в состоянии укрепить, воскресить и поднять наше общество, а вместе с этим и авторитет веры, Церкви и ее священства.
Новые темы проповедей
Первая проповедь
Господь отвечал Иову из бури и сказал… где был ты… при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны человеческие восклицали от радости?
Иов. 38, 1, 4, 7Ликование духовного мира, ликование вселенной, ликование человечества во славу Творца – вот три образа ликования, доступные нашему разуму, и четвертое нам неведомо.
Под утренними звездами следует понимать первенцев творения – ангельские круги, великих князей и военачальников, которые были сотворены первыми на заре Сотворения.
Вселенная – символический отзвук ликования бесчисленных Небесных Сил во славу Вечного и Всесильного Творца.
Человечество умно связано с Небесным миром, а телесно – со вселенной. Оно должно всеми своими выражениями и проявлениями, словами, и делами, и чувствами представлять гармоничную песнь вечного Творца и Отца.
Однако песнь человека чаще можно назвать скорее какофонией, чем песнью. В чем причина? Причина в том, что, когда люди поют, они не смотрят на своего Дирижера. Посмотрите на певчих в обычном хоре, их взгляды устремлены на дирижера, а дирижер управляет ими, задавая тон, глас и такт. Стоит кому-то из них отвести глаза от дирижера – он создает дисгармонию. Представьте себе, какая дисгармония, какая какофония возникла бы, если бы каждый певчий смотрел куда хотел и пел как хотел. Кто бы смог слушать такое пение?
Мы все должны устремить свои взоры на Господа Иисуса Христа, чтобы сделать гармоничной песнь нашей жизни. Превратить какофонию человечества в песнь, подобную Песни небес, – вот чего хотел Спаситель, чтобы с гармоничными аккордами утренних звезд сливались ликующие восклицания сынов человеческих.
Вторая проповедь
…Главы наши Господеви преклоним…
…Горе́ имеем сердца…
Церковь призывает нас преклонить пред Господом главы и вознести сердца. Это прекрасно, словно восход солнца, и необходимо, словно хлеб насущный.
Головы вниз, сердца вверх! Такую заповедь дает Церковь своим чадам. Почему так строга заповедь? Для того, чтобы мы сломили свою гордость и спаслись от отчаяния.
Перед кем, человек, ты преклонишь свою главу, если не перед Царем царей? И перед кем твое трепещущее сердце ободрится, возвысится и обрадуется, если не перед Родителем, перед Отцом твоим Небесным?
От горячих голов и каменных сердец страдает современный мир. Страдает от горячих голов тех, кто смотрит на Бога Творца свысока и говорит о Нем так, как будто Он у их ног. Такое положение неминуемо ведет к безумию. Страдает от каменных сердец людей, которые говорят: «Нет больше в мире любви, нигде больше нет любви», не замечая, что вся вселенная, словно корабль, плывет в океане любви. Они отрицают то, чего не находят в самих себе. Такое состояние ведет к отчаянию, а отчаяние – к самоубийству.
Своевольный европейский интеллектуализм виновен в таком множестве горячих голов и каменных сердец. Рассуждая как бы в отсутствие Бога, он взывает к людям: выше головы! И неведомо ему, что, как только поднимается голова, падает сердце. Гордость и отчаяние – вот горькие плоды безбожного интеллекта наших дней.
Чтобы спасти своих чад от этих горьких зол, от этой духовной смерти, Церковь Православная на каждом богослужении заповедует: главы вниз, сердца вверх! Ибо пред Царем и Отцом предстоим. …Главы наши Господеви приклоним…Горе имеем сердца…
Третья проповедь
…И когда возопили сыны Израилевы к Господу, и сжалился Господь и послал им избавителя.
Ср. Суд. 3, 9Книга Судей.
Исправляется и выпрямляется наш народ, и Церковь Божия на небесах и на земле радуется.
Как он исправляется, в чем признаки исправления? Больше молится Богу. Славы усерднее празднует. Лампадки в домах возжигает. И гнев Божий уступает место милости.
Народ воздвигает новые и новые алтари Господу Богу своему. За двадцать прошедших лет сербская земля украсилась и освятилась сотнями новых алтарей. В некоторых странах Европы и в России запрещено строительство новых церквей. Как страшно! Не запрещено строительство новых заводов, выпускающих бомбы и яды, а новые храмы Вседержителю запрещены! А сербский народ радуется, когда возводит новые церкви Богу Вседержителю и Его великим святым. Это обращает гнев Божий на милость Божию. И это спасет нас.
Народ причащается Кровью Христовой. За последний год причастилось больше народа, чем за многие минувшие годы, что на моей памяти. Народ стал серьезней, задумался народ и начал возвращаться к святой матери своей, Церкви. Две великие потери понес наш народ – великого Царя и великого Патриарха. Боролся народ, в конкордатской[6] борьбе боролся как лев за свою веру и свою Церковь. Это его отрезвило, пробудило, заставило стать серьезней. Поэтому он исправляется и выпрямляется. Дай, Боже, и помоги, Господи, чтобы сербский народ окончательно исправился и выпрямился. И ты ему тогда, Господи, будешь Спасителем и Избавителем от всех напастей.
Видение невидимого
Без откровения свыше народ необуздан…
Притч. 29, 18Как прекрасно, когда человек или народ имеет друзей среди друзей Бога, на небесах. Святые, которые любят Бога и которые пострадали за Христа, – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам: Вы друзья Мои (Ин. 15, 14).
Одно из утверждений нашей веры, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает, так же как это делаете сегодня вы, обращаясь к святому Дунстану[7], вашему покровителю и защитнику.
Ибо Господь любит тех, кто любит Его, исполняет их желания и отвечает на их молитвы.
Если бы не было святых мужей и жен, которые всегда пред Богом ходили, предстояли пред невидимым Богом и Царством Божиим, многие народы были бы необузданны, страдали бы народы, слепые для невидимой реальности. Ибо сказано и подтверждено историей: «Без откровения свыше народ необуздан».
Однажды я спросил известного афонского монаха:
– Скажи, отче, в чем твое главное духовное упражнение?
Он ответил:
– Совершенное созерцание Божия присутствия со всеми великими последствиями этого.
С тех пор я постоянно пытаюсь созерцать Божие присутствие. И сколь бы мало я ни преуспел в этом, даже эта малость необычайно помогла мне хранить себя от грехов на свободе и не впасть в отчаяние в заключении.
Однако есть шесть ви́дений, определяющих наше поведение в земной жизни и судьбу нашего будущего.
Первое: ви́дение Бога, Который объемлет нас со всех сторон во времени и в пространстве.
Второе: ви́дение своей смерти и ее приближения.
Третье: ви́дение Христа, Его откровений, земных дел и страдания и Его Величественной Небесной славы.
Четвертое: ви́дение бесов и их тонкого воздействия на души.
Пятое: ви́дение посмертного воскресения и Страшного Суда.
Шестое: ви́дение биллионов и биллионов очей Ангелов и святых, которые смотрят на нас и ожидают, когда мы присоединимся к ним.
Без этих ви́дений народ будет необуздан, как были «необузданны» Содом и Египет, Тир и Сидон, Вавилон и Рим, Монтесума и его народ. За то, что христианские народы не стали «необузданны», нужно благодарить многие святые души, которые жили этими шестью ви́дениями. Нужно благодарить за любовь и ходатайство пред Небесным Престолом огромные воинства наших святых предков.
Равновесие между христианами, которым свойственно ви́дение невидимой реальности, и так называемыми христианами, которые слепы для этого ви́дения, еще существует, но оно на грани исчезновения. Праведных в христианстве пропорционально много больше, чем их было в Содоме и среди других народов, которые исчезли с лица земли. И сегодня главы всех христианских конфессий бьют тревогу, чтобы вернуть свое стадо ко Христу, вернее, чтобы открыть ему глаза для духовной действительности, чтобы не сделалось оно «необузданным» и не пострадало. Ибо слепой материализм, как дикий сорняк, грозит задушить Божию пшеницу. Сатана трудится не покладая рук, возделывая и распространяя этот смертоносный сорняк.
Мне известно, что некоторые экстремисты из среды христианских богословов критикуют нашу Восточную Церковь за излишние духовность, визионерство и неизменность. Но они сами не понимают, какое большое уважение они выражают к нашей Древней Церкви, бросая ей такие обвинения. Разве Христос не был свидетелем духовного мира, из которого мы пришли и куда вернемся? В чем состояло Его Благовестие, как не в откровении духовного мира невидимых личностных существ? Почему люди лавиной шли за Ним, если не видели в Нем Освободителя из душной клетки этого физического мира, с его бедами, тленностью и смрадом смерти? Воистину что еще проповедовал Христос все время земного служения, кроме невидимой реальности, символом и отражением которой является наш мир! Потому мы должны быть созерцателями духовного мира, Царства Божия, которое не от мира сего (Ин. 18, 36). Великая духовная реальность обитает в вашем и моем телах. Это наша душа. Недавно я прочел признание одного американского ученого, который пишет: «…увы, нам еще ничего не известно о том, что наша душа». Конечно, не знаем. Мы ничего не знаем о духовной или сверхъестественной реальности эмпирически, только Христос знал всю сверхъестественную реальность, и Он пришел нам сказать о ней. А мы или поверим Ему, или будем страдать во тьме и неведении.
Вспомните, что святой Дунстан, день памяти которого вы сегодня празднуете, принадлежал к той же Церкви, к которой принадлежу и я, ибо он жил в X веке, до рокового раскола Христовой Вселенской Церкви. Он также проповедовал необходимость ви́дения невидимого, и он изучал духовность Христовой Церкви. Он хорошо знал то, что все мы, христиане, должны знать: что «без откровения свыше народ не-обуздан» и пострадает.
Народ с откровением никогда не будет не-обуздан и не пострадает, история многих христианских народов свидетельствует об этом.
Возьмите армян. От начала христианской истории они страдали от жестоких гонений, но все-таки не исчезли с лица земли.
Возьмите крохотную общину египетских коптов. Веками они живут среди своих мусульманских правителей и все еще существуют и как народ, и как Церковь.
Возьмите малый сербский народ. Пятьсот лет он жил под мусульманским игом, укрываясь в лесах и горах. Потерял он и свое древнее царство, и богатство и независимость, но все-таки выжил благодаря своим духовным откровениям. И не просто выжил, но, более того, обогатил свою душу близким и молитвенным общением с невидимым духовным миром. В великих страданиях прояснилось и обострилось его ви́дение невидимого, как это обычно происходит в страдании и личности, и народа. Если хотите убедиться в этом, посещайте больницы, больных людей.
То, что я сказал о сербском народе, могу повторить и о бессмертном греческом народе, от которого мы приняли веру во Христа Спасителя; этот народ еще один пример духовных страдальцев. Слушая ваш чудесный хор, я вспомнил, может быть, лучший хор, который я когда-либо слышал. Это было в Коптской Церкви в Каире. После службы я попросил священника познакомить меня с певчими. Я хотел выразить им благодарность. Он повел меня к ним; я был потрясен, когда увидел, что все певчие, и мужчины и женщины, были слепыми. На миг я потерял дар речи, но потом спросил: как это возможно, что вы так прекрасно поете? Тишина… Тогда один из них, покраснев, ответил: «Мы должны, ибо Христос и Ангелы слушают нас».
Представьте. Слепые люди имеют ви́дение невидимого. И поют так, как будто поют не для людей, а как для Бога, с полным осознанием того, что Бог и Ангелы их слышат. Я вспомнил удивительные слова Христа: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Христианский вестник. 1902. № 10.
2
Гомилетика – вспомогательная богословская наука, рассматривающая теорию и практику пастырской проповеди. – Примеч. ред.
3
В Православной России проповеди тоже издаются в виде брошюр, которые по большим праздникам раздаются в церкви верующим бесплатно. Обычай, достойный всякой похвалы, который у нас, к сожалению, не существует. – Примеч. авт.
4
На светское образование в богословии обращается совсем мало внимания. – Примеч. авт.
5
Богословий, т. е. семинарий. – Примеч. перев.
6
Конкордат – договор Королевства Югославия с Римско-Католической Церковью о сотрудничестве. Против его подписания была устроена известная Кровавая лития – крестный ход по Белграду, организованный священством – противниками Конкордата. И тогда жандармерия совершила жестокое кровопролитное нападение на участников литии. Однако, милостью Божией, Конкордат не был подписан. – При-меч. перев.
7
Свт. Дунстан Кентерберийский – родился около 910 г. неподалеку от Гластонбери (Англия). Отошел ко Господу в 988 г. Почитание его в Православной Церкви Англии – всеобщее. В связи с этим можно сделать вывод, что проповедь обращена к английской пастве. Память 19 мая / 1 июня. – Примеч. ред.