Полная версия
Оригами и рисование для дошкольников. Дополнительные программы
Марина Василенко
Оригами и рисование для дошкольников: Дополнительные программы
Библиотека Воспитателя
На книги этой серии (в комплекте с журналом «Воспитатель ДОУ») можно подписаться на почте по каталогам:
«Роспечать» – 80899,
«Пресса России» – 39755,
«Почта России» – 10395.
Библиотека Воспитателя выходит ежемесячно
© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2017
© Василенко М.Ю., текст, 2017
Введение
Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, необразованный ребенок.
Дж. Сантаяна, американский философВ период детства начинается процесс социализации личности, поэтому важное значение приобретает дополнительное образование дошкольников, позволяющее приобщить ребенка к культуре, искусству, спорту, общечеловеческим ценностям, природе и т. д. Основная цель дополнительного образования детей дошкольного возраста – создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда могут обеспечить детский сад и семья.
Дополнительное образование дошкольников осуществляется в виде кружковой работы или в рамках обязательных занятий по следующим направлениям развития.
• Социально-коммуникативное (занятия, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта и др.).
• Физическое (занятия, включающие приобретение опыта в двигательной деятельности; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами и др.).
• Художественно-эстетическое (занятия, предполагающие становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной) деятельности и др.).
• Познавательное (занятия, предполагающие развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, свойствах и отношениях объектов окружающего мира и др.).
• Речевое (занятия, включающие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой и др.).
В методическом пособии представлены программы по дополнительному образованию детей дошкольного возраста с тематическим планированием и примерами сценариев занятий по одному из основных направлений развития детей – художественно-эстетическому на примере программ дополнительного образования по оригами «Мир открытий» и рисованию «Радуга».
Программы дополнительного образования, представленные в книге, соответствуют требованиям ФГОС ДО, Положения об оказании дополнительных образовательных услуг и не дублируют основную образовательную программу ДОО.
Программы рекомендованы к работе в рамках дополнительного образования с детьми дошкольного возраста, апробированы в детских садах г. Подольска Московской области и реализуются с 2007 г. по настоящее время.
Программа кружка дополнительного образования по оригами для детей 4–7 лет «Мир открытий»[1]
Характеристика оригами
Оригами – японское слово, известное во всем мире как искусство складывания бумаги. В переводе «ори» – означает складывание, «гами» – бумага, а «оригами», по мнению О.С. Кузнецовой, можно понимать как искусство складывания листа бумаги определенной формы с целью получения различных фигурок, декораций или действующих игрушек без вырезания и склеивания.
Словарь иностранных слов дает два определения слова оригами: японское искусство складывания бумаги; разнообразные поделки в стиле оригами.
Почти все традиционные конструкции оригами имеют свое описание. В 1934 г. в США была издана книга «Канно-Мадо», с представленными фотодубликатами и старинными инструкциями по выполнению всех известных японских традиционных конструкций оригами. Эта уникальная книга явилась своеобразным каноном. Все оригамные конструкции, не входящие в нее и запатентованные позже, – творческие.
Оригами как искусство складывания бумаги зародилось в Японии почти одновременно с появлением самой технологии ее изготовления предположительно в 538 г. И несмотря на то что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Долгое время оригами существовало как храмовое искусство и использовалось только для определенных церемоний, в связи с чем в начале XIX в. претерпело заметное угасание.
В конце XIX – начале XX вв. японское правительство стало создавать в стране сеть детских садов по западному образцу, в основу которых были положены идеи немецкого педагога и просветителя Ф. Фрёбеля. Суть его системы заключается в обогащении и развитии сенсорного опыта детей 3–7 лет путем развития ручной умелости средствами действий детей с различными материалами. В основу данной системы легли исследования педагогов и психологов, раскрывающие теснейшую взаимосвязь между сенсорным развитием ребенка и его мышлением. Одним из видов деятельности, развивающих ручную умелость, Фрёбель считал складывание бумаги. Поэтому оригами в Японии в это время получило второе рождение.
После Второй мировой войны оригами широко распространилось во многих странах мира. Большой вклад в развитие оригами внес Акира Иошизава, президент Японской Ассоциации Оригами. С его именем связано появление авторских моделей и начало развития оригами как направления современного искусства. Акира Иошизава сумел не только вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества, но и поднять его до настоящего искусства.
Он создал единую универсальную систему знаков и символов, позволяющих составлять и считывать схемы любых, даже очень сложных фигур. Появление этих простых значков было равносильно изобретению нот в европейской музыке.
Графический язык, состоящий из нескольких видов линий и стрелок, оказался настолько доступным, лаконичным и полным, что перевод с японского стал ненужным. Результат изобретения обнаружился сразу. Искусство складывания быстро распространилось по всему миру.
Д.Р. Гончар считает, что условные обозначения, набор типовых приемов складывания и заготовок (базовых форм) сделали оригами доступным и понятным каждому. Более того,«.. подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания подавляющего большинства фигурок производятся по определенной стандартной схеме до получения одной из базовых форм. Далее множество комбинаторных вариантов приводит к появлению бесчисленного числа моделей оригами. Это очень роднит оригами не только с древней игрой, но и математикой. Соответственно, оригами укрепляет основы абстрактного мышления, способность видеть зрительную схему задачи, достаточно длинную цепочку достижения результата».
В настоящее время в 26 странах мира существуют центры оригами. Наиболее известные из них – Британский, Итальянский, Американский и Нидерландский. В 1991 г. в Бирмингеме состоялась Первая международная конференция оригамистов, посвященная роли искусства складывания бумаги в образовании и терапии. В результате этой конференции некоторые американские психотерапевты получили правительственные гранты для апробирования оригами в реабилитационных центрах, а англичане уже с 1992 г. начали вводить уроки оригами в систему начального обучения.
В нашей стране это искусство стало развиваться сравнительно недавно, в конце XX в. Хотя достоверно известно, что еще в XIX в. фигурки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II. Примером является отрывок из черновика Льва Толстого, написанный им при подготовке статьи «Что такое искусство»: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям… все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство»[2].
Критическое отношение Льва Николаевича в зрелые годы жизни ко многим признанным областям искусства известно, поэтому положительная оценка, которую он дает оригами, особенно ценна. Он подчеркивает социально-эмоциональный аспект этого искусства, приобщающего людей самых разных сословий к проявлению прекрасного и вызывающего у них чувство радости. Для Л. Толстого было важно, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.
В начале 1990-х гг., когда интерес наших соотечественников к оригами только начинал проявляться, за рубежом уже существовала обширная литература, посвященная этой области творчества. Книги и журналы по оригами выходили на японском, английском, испанском, итальянском, немецком и корейском языках, однако достать такую литературу по многим причинам было достаточно трудно. Дефицит информации во многом тормозил развитие преподавания оригами в отечественных школах и домах творчества, в то время как во многих странах оно органично вошло в систему воспитания и образования подрастающего поколения.
Ситуация начала быстро меняться, когда в российских городах возникли центры оригами и начали появляться первые отечественные книги, посвященные искусству складывания.
На данный момент такие центры действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Клину. В их работу входит проведение выставок, слетов, патентование новых изделий, подготовка кадров для работы с детьми в кружках оригами, ведется работа по созданию авторских программ и методик обучения.
Вопросы методики обучения детей складыванию частично отражены в работах А.К. Бешенкова, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.В. Ку-цаковой (старший дошкольный возраст). В данных трудах оригами рассматривается как один из видов бумажной пластики. Некоторые исследователи (Н.Г. Гриневич, О.А. Сафонова и др.) рассматривают оригами как вид конструктивной деятельности.
Технология оригами имеет ряд специфических особенностей. Любое изделие создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгибания бумаги. Данные ребра преобразуют лист в объемное изделие, придают ему необходимую жесткость и упругость формы, сохраняя при этом монолитность изделия. В оригамных конструкциях ребром жесткости является складка, фиксирующая жесткость в линии перелома поверхности бумаги. Переход от плоского листа бумаги к объему – «критический» этап формообразования, поскольку в этом процессе формируются не только технические навыки работы с материалом, но и, в первую очередь, пространственные представления (О.С. Кузнецова).
Развитие пространственных представлений тесно связано с развитием восприятия, а восприятие, в свою очередь, служит основой, на базе которой развивается абстрактное мышление. Нетрудно заметить, что специфика оригами проявляется в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. В продуктивной деятельности, по мнению Н.Н. Поддьякова, формируется система воспроизводящих действий, в процессе которой у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом и затем воплощать это представление в конструкции или рисунке. В связи с этим можно отметить, что в данной деятельности существует своеобразное отношение между мышлением и действием. В процессе выполнения задания происходят анализ объекта, подлежащего изготовлению, и синтез – рассмотрение частей во взаимосвязи в готовом изделии. Исследования В.П. Копцева показали, что наиболее ярко потребность моделирования образов живых и неживых объектов в продуктивной деятельности наблюдается у детей 6–7 лет.
В Московском центре оригами считается, что технология складывания достаточно сложная и содержит в себе ряд трудностей. Во-первых, она предполагает наличие у ребенка сведений из различных областей искусства, умение читать простейшие схемы и чертежи, способность чувствовать пространственную среду. Во-вторых, серьезным препятствием является конструкторская (техническая) сложность поделок, использующихся в традиционном обучении. Большинство из них включает в себя довольно большое количество операций.
Именно этим (конструкторской сложностью), считает О.С. Кузнецова, и обусловлен подражательный характер методики обучения, направленной в основном на отработку операциональной стороны деятельности. Такая многочисленная повторяемость мелких однообразных операций, не приводящая к ярко выраженному промежуточному результату, не позволяет ребенку осознать каждую из них в качестве средства достижения промежуточной цели и связать их в единое целое – способ. Естественно, что такая методика обучения, направленная на механическую деятельность и получение результата, не способствует развитию познавательной активности ребенка. Наоборот, гасит ее.
Исследователи отмечают наличие в продуктивной деятельности двух взаимосвязанных процессов: воспроизведения и творчества. К переходу от воспроизводящей к творческой деятельности ведет так называемое «обобщенное подражание» (Д.Б. Эльконин), выражающееся в проявлении сознательного отношения к имеющимся образцам. Оно предполагает самостоятельное применение известных знаний и умений в незнакомых ситуациях. Наиболее характерны при этом самостоятельные действия по переносу приемов в том виде, в котором они были усвоены, на решение других познавательных задач и самостоятельное перестраивание приемов (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, О.А. Сафонова).
В частности, исследование О.А. Сафоновой показали, что в основе конструктивной деятельности лежит овладение детьми 6–7 лет обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания», под которым автор понимает раскрытие перед ребенком механизма образования способа и наполнение его конкретным предметным содержанием.
Данное исследование позволило установить, что наиболее обобщаемы способы, состоящие из небольшого количества операций, находящиеся в такой взаимосвязи, при которой каждая из них приводит к получению ярко выраженного промежуточного результата. Важно, чтобы предлагаемые детям способы обладали определенной универсальностью, обеспечивающей разнообразие и вариативность поделок как по теме, так и по содержанию.
Именно поэтому появляется необходимость разработки методики преподавания оригами, позволяющей наиболее оптимально подвести детей к осознанному освоению этого искусства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Автор – М.Ю. Василенко.
2
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. СПб., 2004. С. 112–113.