Полная версия
Народ и авгуры власти. Драйверы российской демократии
Данте был неугоден католическим иерархам еще и потому, что всегда был активным борцом с папой Римским и принимал участие в политической борьбе за будущее Италии на стороне партии гвельфов, которая боролась с партией гибеллинов, защищавших папу и императора. В трактате «Монархия», написанном в жанре утопии в 1312—1313 годах во время политических событий, вызванных походом в Италию германского императора Генриха VII Люксембургского и в самый разгар инквизиции, Данте отстаивал идею светской всемирной империи, призванной положить конец политическим распрям, алчности и насилию. Папе Римскому в ней отводилась роль не всемирного диктатора, каким он хотел быть, а лишь духовного руководителя.
Данте настаивал на разделении церкви и государства, осуждал власть папы Римского над значительной частью Центральной Италии, утверждал, что светская власть не должна быть подчинена духовной. Главные идеи «Монархии»: сохранение преемственности традиций правления и власти древних римских императоров; идея союза «двух мечей», то есть двух властей – духовной и светской; пропаганда просвещенной монархии в противовес церковному мракобесию; утверждение принципиального положения, состоящего в том, что император получает власть не от папы, а непосредственно от Бога и поэтому император это единственный законный властитель; установление непосредственной взаимосвязи человека и монарха, которое, с одной стороны, утверждало бы равенство всех перед государем, а с другой превращало малых правителей в слуг не монарха, а народа: «…не граждане существуют ради консулов и не народ ради царя, а, наоборот, консулы ради граждан, и царь ради народа». В 1329 году книга была осуждена католической церковью, а в 1564 году занесена в Индекс запрещенных книг.
Из-за противодействия папской политике Данте в 1302 году был вынужден бежать из Италии и до конца своих дней жить в изгнании. Он был заочно приговорен к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла европейская и мировая слава, ему предложили вернуться на родину при условии, что он отречется от собственных взглядов. Однако несгибаемый Данте решительно отклонил это унизительное предложение.
Имена Яна Гуса, Данте Алигьери и многих других не сломленных инквизицией геройских еретиков – не придворных жрецов, а настоящих прирожденных авгуров-мыслителей! – стоят в одном ряду со всеми выдающимися талантами и гениями человечества, сохранившими достоинство и независимость своих созидательных убеждений несмотря ни на что. Именно благодаря таким подвижникам в мрачном Средневековье зарождались новые либерально-демократические идеи будущей эпохи Возрождения и подготавливался переход от феодализма к капитализму…
8Средневековая инквизиция под эгидой «священных императоров» и иерархов католической церкви стала первой в истории существования западных государств политической организацией, по сути государством в государстве, которая попыталась разрушить общую гармонию эволюционного развития цивилизации в пользу религиозно-олигархического меньшинства. И надо сказать, ей удалось внести существенные коррективы в естественные социально-природные законы развития человечества. После инквизиции в мире еще не раз будут предприниматься попытки свернуть с пути генеральной эволюции в угоду интересам упомянутого разноликого агрессивного меньшинства и во имя провозглашаемых их лидерами «благих» целей и намерений. Последняя вспышка такой инквизиторской заразы состоялась уже в наше время в соседнем государстве, когда нацистско-бандеровское меньшинство при помощи американских и прочих западных доброхотов попыталось под видом европейской демократии навязать украинскому народу откровенно диктаторский и колониальный режим.
Известный американский философ и писатель Бэрроуз Данэм, исследовавший социально-политические проблемы Запада, в своей знаменитой книге «Герои и еретики. Политическая история западной мысли», опубликованной в 1964 году, характеризовал эпоху Средневековья и инквизиции следующим образом. История западной мысли, – утверждал он, – есть непрерывная борьба между ортодоксальностью и ересью, т.е. идеями, которые грозят подорвать существующий общественный строй. По мнению Данэма, учение Христа тоже являлось ересью по отношению к идеологии рабовладельческой и языческой Римской империи. Однако позже его учение было «отретушировано» апостолом Павлом таким образом, что внимание христиан было переключено от активности в политике к активности в вере и нравственному самоусовершенствованию.
И далее Берроуз Данэм дает очень точный диагноз самого феномена инквизиции: «Из самой природы инквизиции вытекает, что инквизиторы, где бы они ни действовали, всегда будут уничтожать только лучших. Тот, у кого меньше сил и способностей, уцелеет. Средневековая инквизиция, самая изощренная из всех предприятий такого рода, была самой гнусной по своим целям и отвратительной во всех своих проявлениях. И вдобавок ко всем своим чудовищным злодеяниям она сочла нужным увенчать их еще невероятным лицемерием, официально именуя себя „Святым орденом“, хотя даже ее собственные теоретики-изуверы не могли, наверно, понять, что может быть святого в уничтожении лучших людей. Каждое сожжение жертв стало называться испанским термином „auto da fe“, то есть „актом веры“. Сам процесс инквизиции именовался „допросом“, пока наконец выражение „быть привлеченным к допросу“ не стало синонимом выражения „быть подвергнутым пытке“. Ибо сама природа инквизиции такова, что вопросы задаются ею не для получения разъясняющих дело ответов, а для того, чтобы отвечающий на вопросы мог быть уничтожен…» (Берроуз Данэм. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. – М.: «Прогресс», 1967, стр. 279).
Как говорится, ни убавить, ни прибавить – не в бровь, а в глаз!..
_________
Как видим, «святой трепет» сакрального отношения к правителям не возникает ниоткуда и не может насаждаться только насилием. Действительно сакральное или иными словами уважительное отношение к любой власти начинается и заканчивается в человеческой голове. Первобытные тотемные идолы, языческое многобожие, христианство и другие мировые религии в симбиозе с атрибутами и возможностями светской власти во все времена были подчинены достижению единственной цели – созданию эффективной системы управления (манипулирования) людьми. И всякий раз эта система давала серьезный сбой как только народ начинал чувствовать, что его обманывают и поступают с ним как с бесправным быдлом.
Рассмотренные выше механизмы и способы воздействия на сознание людей в эпоху языческого Рима и католического Средневековья предоставляют прекрасную возможность сравнить прошлое и настоящее. Не вдаваясь в детальный анализ исторических периодов, предшествовавших XXI веку, попытаемся понять, что мы имеем на сегодня в «сухом остатке» от трудов древних авгуров и аутодафе католической инквизиции, стоявших на вооружении правителей государств пять и десять столетий назад. Сохранилась ли преемственность в манипуляциях с человеческим сознанием и верна ли народная поговорка о том, что новое это хорошо забытое старое?
Необходимо сразу же согласиться, – и в эпоху демократических государств многое из того, что было присуще «старорежимной власти» на заре цивилизации, существует и исправно служит правящим элитам и народу. Инаугурации и многочисленная государственная атрибутика (гербы, гимны, флаги и т.д.) непоколебимо подтверждают данный факт. Одновременно наряду с этим любая власть пытается создать и прочную современную, адекватную материальную базу для гарантированной уверенности людей в завтрашнем дне. Наиболее развитые страны отличаются высоким экономическим потенциалом, более комфортным обустройством жизни населения, широким выбором образовательных, профессиональных и культурно-досуговых видов деятельности и занятий.
Однако, нет-нет да и случаются сбои в системе коммуникационных связей власти и народа, которые имеют прямое отношение к уровню квалификации главных штабов управления и реакции людей на принимаемые наверху решения. Как правило, в таких ситуациях власть повторяет одни и те же ошибки, большинство из которых по сути являются типично историческими и корнями своими уходят в далекое прошлое. Вообще, если генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости имеет отношение буквально ко всему на свете, то углубленное изучение генетики власти давно уже заждалось своих исследователей. Потому что нельзя не видеть на протяжении всей истории существования государств повторяющиеся с какой-то маниакально-мистической закономерностью одни и те же ошибочные «грабли», на которые каждый раз наступают властвующие верхи…
_________
Возьмем, к примеру, одну из вышеназванных десяти стратегий Ноама Хомского образца начала двадцать первого века и сравним ее с царствами-государствами, канувшими в Лету. Итак, стратегия номер семь: «держать людей в невежестве, культивируя посредственность». Перед глазами сразу же встают картины прошлого, когда римские авгуры делали «самые верные» предсказания для народов империи исключительно по куриным и звериным потрошкам, а голос Яга Гуса, заживо сгоравшего на костре инквизиции, доносит до нас – всех ныне живущих: «О, святая простота!».
То есть, как и сотни лет назад, когда силой авгурского вранья и католической инквизиции людей специально загоняли в невежество и держали в страхе, сегодня это тоже одна из задач власти и государства? Более того, если внимательно почитать стратегии Ноама Хомского, то нетрудно заметить, что все они так или иначе связаны с дозированным культивированием в народной среде посредственности и примитивизма. Отсюда можно сделать вывод о закономерной устойчивости данной тенденции и даже своего рода врожденной патологии власти не только управлять, но и по-господски распоряжаться и помыкать народом – эдакое «родимое пятно» из авгурского и средневекового прошлого.
Но и это еще не всё. Самое интересное, что власть в этом устремлении никогда не была одинока – в любом государстве всегда были и есть разновекторные силы, мотивированные на создание собственных сфер влияния среди населения с решающим доминированием исключительно своих интересов. В конечном счете такой «расклад» в массовом сознании всего лишь отражает существующее людское многообразие в его реальной, обыденной жизни. Означает ли это, что длившаяся тысячелетиями ночь как властвующего, так и рядового ума продолжается, а насаждение невежества по-прежнему в ходу у разномастных кукловодов-манипуляторов? Видимо, скорее – да, чем – нет…
Общую причину рождения невежества – этой поистине демонической силы – очень точно подчеркнул известный испанский художник и гравер Франсиско Гойя, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма конца XVIII – начала XIX веков. Он застал еще времена, когда католическая церковь имела огромное влияние на государство и сильно тормозила общественный прогресс. Самой известной работой Гойи из серии «Капричос» (от исп. Los Caprichos – причуды) является офорт «Сон разума рождает чудовищ», название которого было заимствовано из старинной испанской поговорки времен инквизиции.
По замыслу автора сном, рождающим чудовищ, спит мир его современников, где по чьей-то злой воле царит глупость, а не разум. И мало кто пытается вырваться из оков этого сна. Когда разум утрачивает контроль, погружаясь в сон, человеком овладевают темные существа и силы, которые Гойя называл чудовищами. Они пытаются завладеть народом и обществом – суеверия, наивность и эгоистические интересы в сочетании с разрушительными идеологемами разных групп влияния погружают доверчивое большинство в гипнотический сон невежества и страха. Иными словами, кого Бог хочет наказать, того он сначала лишает разума…
_________
Спящий или дремлющий человеческий разум – первопричина всех проблем цивилизации «гомо сапиенс» (от лат. homo sapiens – человек разумный) и это принципиальное явление пока еще не заняло подобающего места в психологии, политологии, социологии и человековедении в целом. В манипулятивной же политике оно как и тысячи лет назад выступает мощным фактором подавления и подчинения человеческого сознания интересам сильного, интересам власти. Когда человек живет не разумом, а иллюзиями и слепыми инстинктами, он постепенно начинает верить самым нелепым лозунгам и призывам, позволяет манипулировать собой и теряет самоконтроль. В конечном счете, как правило, все это оборачивается рецидивом невежества, разгулом самых низменных страстей и неизбежно приводит к катастрофе. Таких примеров в человеческой истории немало и самые свежие из них – оболванивание людей с целью их вербовки в ряды разномастных террористов.
Для справки. Самый богатый опыт превращения человека в вегетативное состояние или «овощ» при помощи нейрохирургической операции (лоботомии) имеют Соединенные Штаты Америки. Следствием такого вмешательства является исключение влияния лобных долей мозга на остальные структуры центральной нервной системы. Лоботомию разработал в 1935 году португалец Эгаш Мониш, удостоенный в 1949-ом Нобелевской премии, которая до сих пор считается одной из самых постыдных в научной истории. Позже проведенные исследования выявили, что кроме летального исхода лоботомия вызывает припадки, агрессию, значительные нарушения интеллекта, ослабление контроля за собственным поведением, эмоциональную тупость и др. Многие пациенты после лоботомии лишались возможности критически мыслить и были не в состоянии строить планы на будущее.
Лоботомия широко применялась не только в США (особенно среди ветеранов второй мировой войны), но и в других странах мира – Великобритании, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, Японии, СССР. В середине прошлого века в США проводилось около 5 тысяч лоботомий в год, десятки тысяч пациентов подверглись этой операции в странах Европы. Для сравнения – за всю историю существования средневековой инквизиции по последним данным на кострах было сожжено не более трех тысяч еретиков.
После обнаружения неврологических осложнений лоботомия была запрещена во многих странах, в СССР ее официально запретили в 1950 году. В настоящее время подобная человеконенавистническая практика находит свое реальное воплощение в распространении по всему миру и в том числе на Украине всевозможных американских лабораторий и центров по производству многочисленных видов бактериологического оружия, масштабное применение боевых наркотиков и т.п. – (Из энциклопедических источников).
9Следует признать очевидное – наша цивилизация все более становится жертвой глобальных авантюрных манипуляций, замаскированных под благие намерения типа «за лучшую демократию». В выигрыше остаются только сильные мира сего – главные кукловоды великой мистерии, в ходе которой целые нации и народы превращаются в послушных марионеток, вымирая в нищете и бесправии. И это происходит сегодня, в двадцать первом веке, когда всем давным-давно известно, что подобными «благими намерениями» дорога только в один конец, а именно – в ад, вымощена. Поневоле есть о чем всерьез задуматься здравомыслящей части человечества…
На каждом этапе исторического развития коммуникационные взаимоотношения власти и народа совершенствовались и усложнялись. Один только пример средневековой инквизиции показал до какого уровня мастерства может дойти такая система манипулятивного воздействия на людей. При этом просчеты и неудачи, допущенные по вине ее организаторов и вдохновителей, как правило, списывались на счет пресловутой маргинальности и невежества самого народа.
Бесспорно, обожествлению власти способствует и сам народ. Жить сначала в малом сообществе под руководством вожака стаи и племени, затем главы семьи и рода, а далее на этой основе порождать более эффективную организацию жизни в виде государства – это есть результат природно-социальных человеческих инстинктов и устремлений. Здесь действуют объективные законы, но в сознании обычного человека они зачастую невольно предстают таинственными замыслами Высшего Творца, создавая тем самым благодатную почву для возникновения культа вождей-правителей.
К тому же в средние века, да и на протяжении всей предшествующей истории, большинство населения не могло читать и писать, а у тех, кто был грамотен, имелось не так уж много книг и те в основном были из монастырских библиотек. Многие поколения прошлых веков тяготели к Библии и апостольским посланиям, как к единственным источникам просвещения и вдохновения. Простой народ с трепетом внимал словам, произносимым с церковных амвонов, был готов ночами, несмотря на усталость после тяжкого трудового дня, слушать чтение священных писаний и даже платить за это деньги.
Массовая неграмотность «низов» при относительной грамотности «верхов» создавала идеальные условия для манипулирования массовым сознанием, тормозила развитие просвещения, образования и всякие перемены вообще. А растиражированные в огромном количестве картины страшного суда и божьих прощений грехов сулили не только вечные страдания, но и вечное блаженство. Одного взгляда было достаточно, чтобы человек мог получить исчерпывающий ответ на вопрос о своей судьбе. Такое вынужденное – точнее, искусственно насаждаемое сверху – невежество наполняло жизнь большинства простых людей примитивными смыслами, делало их послушными воле любого хозяина в лице вассалов, королей, духовенства и многочисленных авантюристов-проходимцев…
10
Новое время породило новые условия для образования и окультуривания людей, объективно положило конец тотальному мракобесию. Однако рецидивы управления народом посредством специальных технологий, нацеленных на культивирование примитивизма и посредственности, по-прежнему сохранялись в арсеналах правящих классов, становились еще более искусными и изощренными. Нынешнее же состояние информационного потенциала не идет ни в какое сравнение даже с тем, что было двадцать-тридцать лет назад, не говоря уже о временах более отдаленных. Всепроникающий интернет в совокупности с телевидением, кинематографом и другими средствами массовой информации под руководством и при поддержке заинтересованных в этом властей, мощных медийных корпораций и других групп влияния выступают сегодня доминирующей силой в формировании управляемого общественного мнения и обыденного сознания людей.
Одновременно и вместе с тем история всех народов показывает, как все-таки глубоко коренится в людях склонность приписывать сверхчеловеческие свойства тем, кто обладает властью, талантами или просто занимает видное положение. И это вполне объяснимо. Народное сознание, какое оно есть на самом деле, представляет собой стихийное сочетание всевозможных инстинктов, эмоций, поступков, конфликтов, событий, удач и неудач людского сожительства, во-многом продиктованных совершенно разными жизненными обстоятельствами. Это неопровержимый факт и главное здесь заключается в том, что психология народной массы в целом выражается скорее в рефлексивной и импульсивной форме, чем в глубоко продуманных и рациональных мыслях и поступках. Отсюда проистекает упрощенное восприятие обычным человеком всего сложного, высшего и вышестоящего, в том числе и власти, которое сродни обожествлению или иначе – элементарному иллюзорному самообману.
Для многих правящих элит такое положение вещей очень даже выгодно. Придворные умники-макиавеллисты давно изобрели целые учения и философии о непригодности народа и гениальности властвующих персон. Чего только стоит расхожий афоризм французского политического деятеля прошлого Жозефа Мари де Местра о том, что «всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает». Это наблюдение наверняка имеет российское происхождение, поскольку в начале XIX века граф де Местр пятнадцать лет выполнял в нашей стране дипломатическую миссию и писал свои сочинения. Однако такому «нерусскому» и в корне неверному выводу у нашего народа есть исчерпывающий контраргумент – «каков поп, таков и приход». В народных глубинах всегда будет востребована личность только такого правителя, который выступает для людей как образец ума, честности и справедливости. И не вина, а беда любого народа, когда не получается так как желается.
Безоглядно приписывать представителям власти так называемые «божественные» ипостаси – опасное занятие. Если это происходит, то нечего удивляться, когда такие властолюбцы вдруг начинают на самом деле верить в то, что в них вдохнули сверхъестественную мощь и знание конечной истины. Сколько их таких, прельщенных подобной иллюзией, превращалось в самовлюбленных ничтожеств и негодяев, подтверждая вечную аксиому о том, что нет большего греха для человека, попавшего во власть, чем пытаться внушать другим, будто ты всесилен как Бог. В истории наберется немного примеров, когда авторитет власти был бы всецело направлен на укрепление нравственной и духовной силы народа, воспитание достойных граждан, достижение комфортной и мирной жизни. Достаточно заглянуть в любой исторический справочник, чтобы почувствовать себя потрясенным бесчисленными зверскими войнами, которые во все времена принуждали землю-мать плавать в крови своих детей.
Известная древнекитайская мудрость Лао-цзы гласит: «Лучший правитель тот, о котором народ знает, лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает». Такая формулировка вполне могла бы претендовать на «золотой закон» о сущности власти…
_________
История авгурства, рассмотренная здесь лишь в порядке первого приближения, тем не менее позволяет сделать вывод о том, что любая власть не могла обходиться без «божественного прикрытия». И наоборот, институт авгуров был жизнеспособен лишь при надежной государственной поддержке. Такое противоречивое и не всегда мирное единство не являлось чьей-то прихотью или случайной выдумкой. Рожденное в глубинах первобытно-общинного строя, оно с первых дней своего существования превратилось в вечного «сиамского близнеца», у которого на роду написано служить власти и народу, правда, чаще все-таки власти – ценой невольного и до наивности слепого народного доверия.
Поступательное и динамичное развитие человеческой цивилизации диктовало создание целой системы разнообразных способов управления людьми и первое место в ней наряду с прямым физическим насилием делило психологическое воздействие на сознание человека. Окружающий мир таил в себе такое множество сверхестественных и таинственных явлений, что не использовать их в интересах правителей было бы просто непростительно. Спрос рождает предложение – в данном случае инстинкты самосохранения и обыкновенный страх породили первые ритуальные манипуляции и маргинальные рефлексии как обязательное исполнение желаний и воли незримых, но всесильных богов, гарантирующих главное – жизнь и продолжение рода при условии наличия и сохранения власти вождей.
Полученный первый опыт объединения, слияния прямого насилия и слепой веры в процессе управления людьми получил свое дальнейшее развитие в европейском государственном строительстве и признании христианства государственной религией. Аналогичный путь прошли и другие мировые религии, пришедшие на смену язычеству и получившие официальный статус в своих государствах. В дальнейшем авгурская привычка диктовать волю богов переросла в устойчивую прерогативу духовенства учить жить по законам божьим не только народы, но и власть предержащих. Эпохи Возрождения и Просвещения, сопровождаемые расцветом научных знаний и атеизма, существенно потеснили религиозный догматизм на вершинах власти, но живое единство этих двух начал (правителей и духовенства) в достижении стабильной управляемости поданными и паствой все равно оставалось одной из главных основ государственной жизни. В дальнейшем узаконенное отделение церкви от государства формально отвечало велениям и вызовам времени, но в реальной жизни власть и вера всегда шли рука об руку, помогая человеку обрести себя в царстве земном и найти вечный покой в царстве божием.
Демократия и либерализм, пришедшие на смену монархиям и деспотизму, предоставили народам невиданную ранее свободу и всеобщее право выбора власти. Религиозно-мистический диктат духовенства, инквизиции, всевозможных рыцарских и масонских орденов и лож тоже отошел на второй план, уступив место политической борьбе за власть партий и других гражданских сообществ. Принцип «порядок бьёт класс» – популярный спортивный слоган, рожденный еще во времена спартанцев и инквизиции, продемонстрировал преимущество организованной и сплоченной силы, способной решить практически любую задачу и в том числе добиться всей полноты власти в государстве. Пример сильных организаций порождал неистребимое желание разных героев и еретиков протестовать против несправедливости и насилия, стимулировал интеллектуальный потенциал политических движений, пробуждал и вызывал к жизни пассионарных лидеров и вождей.
Демократические государства не меньше, чем прежние политические режимы, нуждались в сильных партнерах взамен отслужившему свое консервативному духовенству. Здесь как раз и пригодился опыт сотрудничества средневековых правителей и церкви, когда инквизиция играла роль главного надсмотрщика и надзирателя за чистотой христианской веры на подвластных государствам территориях. Причем, как известно, тщательно разработанный правовой механизм предусматривал за инквизицией только вынесение (оглашение) смертных и иных приговоров – окончательное приведение в исполнение решений трибуналов передавалось светским властям. В арсеналах демократии этот механизм наряду с инаугурациями, церковными институтами и прочими рудиментами прошлого был тоже сохранен и реконструирован, только теперь функции политического надзора во многом перешли к правящим политическим партиям и их главным идеологическим штабам.