bannerbanner
Библия – основа знаний
Библия – основа знаний

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Обратим внимание на некоторые достижения, общеизвестные факты, утвержденные официальной наукой. Настоящее время – благоприятное для возможности познавать из-за развитого информационного поля. С некоторых пор наука снова перестала, в большей своей части, противопоставлять себя религии. Практически все ученые сходятся во мнении о теории Большого взрыва с последующим расширением Вселенной, соответственно, этим выводам предшествовало множество исследований, для опровержения которых необходимы серьезные основания. После Большого взрыва, по утверждению ученых, вселенная непрерывно расширяется и охлаждается, современная физика неспособна воспроизвести силу процесса того взрыва, наиболее ранним моментом, допускающим теоретическое описание, считается период Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К., и плотностью около 1097 кг/м3. Различаясь в разных источниках, цифры не могут быть точными, но ясно, что они запредельные. Ранняя вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную среду с необычайно высокими плотностью энергии, температурой и давлением. Изотропия – одинаковость физических свойств во всех направлениях (это свойство также современной вселенной, с предполагаемой разницей в масштабах). Большой взрыв происходил во всех точках пространства одновременно и синхронно, это расширение самого пространства. Соответственно, в условиях таких процессов никакая жизнь не сможет существовать, то есть все абсолютно безжизненно, если предполагать отсутствие Бога.

Взрыв и расширение, в каком бы виде это ни происходило, суть этого мы можем представить, опираясь на само определение этих понятий. Для людей, исповедующих монотеистические религии, то есть иудаизм, христианство и ислам, – теория Большого взрыва не противоречит убеждениям, Бог, как мы знаем, всемогущий и является началом всего. Придерживающиеся атеистической точки зрения утверждают, что жизнь возникла сама собой, так как отсутствует ее Творец, окружающая среда каким-то образом образовала живые организмы из абсолютно безжизненного пространства в результате физических и химических процессов после Большого взрыва, тогда как человек, имея разум, не способен создать и самую простейшую живую клетку из неживой материи. Не имеет смысла предполагать, говоря о происхождении всего, что живое образовалось из безжизненного пространства, когда неодушевленная, хаотичная и неуправляемая материя преобразовалась после Большого взрыва в результате эволюции в единое гармоничное пространство, связанное «внутри себя» и поддающееся исследованию человеком на недосягаемые расстояния. Связь и однородность всего вокруг, возможность познания видимого и невидимого нами говорят об отсутствии преобладания вселенского хаоса, который в отсутствии первоначального творческого плана есть беспорядочное разрушение. Живой мир и сам человек более всего указывают на сотворение всего. Мы не сомневаемся – Бог вечен, всегда был, соответственно, и до момента Большого взрыва. Бог – Творец всего, для кого нет ничего не возможного.

Не может существовать множество богов. В таком виде, некоем подобии древнегреческой мифологии, им присущи были бы слабости, какие есть у людей: борьба за власть и соперничество, где нет места всеобъемлющей любви в созидании и доброго в своей сущности. Предполагаемое многобожие не может быть даже в теории без признания Бога Творца всего, так как это было бы лишь проявлением более развитых форм жизни, среди которых чем больше влияния, соперничества между собой и отсутствия постоянства добра в своей сущности, тем меньше оставалось бы места для слабого знаниями человека. Всемогущество же нескольких личностей в предполагаемом многобожии – это противоречие, так как абсолютное знание всего – это взаимная открытость и исключает борьбу и соперничество между собой, самоопределение в таком случае – это общее единое решение в отсутствии разногласий. Не может быть неограниченного знания при независимости между собой, так как всеобъемлющее понимание всего включает знание другого разума так же, как себя в полном взаимовосприятии и возможности участвовать во всем на самых тонких уровнях, исключая все противоречия. Независимость предполагает незнание кем-то чего-либо, а незнание неизбежно привело бы к негативным последствиям, это есть противоречие всемогущества и личностной изолированности, если предполагать существование многобожия. Когда среди божеств предполагается существование одного Бога, в своей силе и славе не досягаемом для остальных, это есть единобожие, где Божественное величие непостижимо. Мы видим гармонию природы и жизни, все чаще говорится о взаимосвязи всего и во всем. До Большого взрыва, после него, рождение ли пространства каким-то образом, расширение, как бы все ни происходило, необходимо понимать: Бог был всегда с абсолютным знанием всего и в Себе. Триединство, Бог в трех лицах, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, существующие вечно в полном взаимовосприятии, – истина, о которой с некоторого времени мы знаем – после пришествия Господа Иисуса Христа. Это не просто наиболее правильное понимание смысла всего, а единственно верная правда. Несмотря на свою ограниченность, мы имеем возможность понять такое великое, опираясь на Святое Писание и зная, что человек создан по образу и подобию Божию.

Ниже вернемся к пониманию триединства Ипостасей Бога, исходя из сказанного в Библии. В Православном катехизисе (преподаваемое наставление в Православной христианской вере) сказано: «Называя Бога лицом, личностью, Ипостасью, мы не должны забывать, что личное бытие есть высшее бытие. Все, что не имеет личного бытия, есть бытие не совершенное и несамостоятельное. В своей низшей форме неличное бытие есть вещь. Личность всегда оригинальна, и все, что происходит от нее, носит ее особую печать. Личность способна соединяться с другими личностями для взаимного восполнения. Но до конца определить, что такое личность, нельзя. Она есть самый основной, самый глубокий и самый сокровенный корень бытия… предметом совершенной любви может быть только другое совершенное лицо. Но любовь двух лиц как бы носит в себе опасность противопоставления. Совершенная любовь Божия превосходит противостояние двух в предвечном и всеобъемлющем единстве Трех Божественных Лиц… В Сыне Своем Бог Отец выражает свою сущность, и потому Бог-Сын именуется словом Божиим, Логосом, или образом Отца. Дух Святой выражает жизнь Бога-Отца и потому зовется дыханием Отца, или Духом Отца…» Также см. 18 Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы: «Иногда для пояснения тайны пресвятой Троицы отцы церкви прибегают к образам, заимствованным из материальной жизни. Например, огонь, порождаемый им свет и исходящее от него тепло. Пользуются они и образами душевно-телесными, как то: мысль, выраженная словом и передаваемая звуком, при помощи дыхания».

Глава 3.

Зло в сотворенном мире

Некоторые учения представляют «зло», изначально существующим в противовес добру, которое было всегда и естественно. Господь – вершина добра и любви. Это есть догма, принятая теми, кто верует в Бога – Творца всего. С уверенностью можно утверждать – зло не могло быть в начале мироздания. Зло – это ответная негативная реакция на что-либо, оно направлено на то, что не принимается и не контролируется, зла быть не может у Господа, который есть любовь, она абсолютна при существовании единства Творца, Бога, бывшего всегда в вездесущии и понимании всего и в Себе, соответственно самодостаточности. В этом единстве появление зла противоречило бы здравому смыслу. Зло – это разрушение, а наблюдая окружающий мир, его совершенство, мы видим, что сотворение его Богом могло произойти только с любовью к созданному. В Православном катехизисе сказано: «…Не будучи сотворенным, зло, собственно, и не существует. Это как бы мнимая величина, или небытие, которое, Божиим попущением, может как-то проявляться… Зло – это неправильно понятая свобода и неверно направленная воля, иначе говоря, злая воля. Она может проявляться, поскольку имеется личность, которой принадлежит. Этой личностью прежде всего является злой дух, или диавол. Конечно, и он был создан благим, так как Бог ничего злого не создавал. Только сам этот, ранее благой дух мог уклониться ко злу и пасть… У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения…» Человеку дана возможность рассуждать и делать выводы, мы понимаем многое на Земле, которое нет необходимости доказывать также в масштабах космоса и всем существующем, есть очевидное. Сознательная жизнь во Вселенной, где бы она ни была, в каком бы виде мы ни могли ее представить, – Бог, Творец всего, не оставляет безнаказанным ничего, от кого бы ни исходило преступление законов Бытия. Всякая неправда принесет тому, от кого она исходит, разочарование. Если бы не было ответственности за самое малое зло, возник бы пример безнаказанности и поощрения, что невозможно при всемогуществе Творца.

Глава 4.

Единство Бога в ипостасях

Библия – самая важная книга, дошедшая до нас, которая на все времена и в неизмененном виде всегда будет наставлять человека. Доступная в настоящее время, являясь твердым основанием христианства, абсолютной истины, данной Богом, что бы мы ни придумывали, ни искажали историю и причины всего. Людям дана возможность осознать и разобраться в вечных вопросах, опираясь не на вымышленные теории и предположения, а имея знания о себе, понимая человеческую природу, исходя из сказанного – человек сотворен по образу и подобию Божию. Опираясь на достижения в естественных науках, отталкиваясь от здравого смысла, который не зависит от объективности знаний какого-либо исторического периода, мы постараемся еще раз понять Святые Писания. Ветхий Завет практически полностью соответствует основополагающему Слову Божию в иудаизме – Торе. Она у Израиля в целом отличается от Ветхого Завета не текстом, а количеством книг и смыслом в толковании. Книги Ветхого Завета делятся на канонические и неканонические, все они написаны до Рождества Христова, но канонические более ранние. Израиль не признает книги, не вошедшие в Тору, то есть неканонические, считая их апокрифами (недостоверными). Например, 1, 2, 3, Маккавейские книги, которые не принимаются Израилем, в некотором смысле более патриотичны, рассказывают о мужестве и победах малой части Израиля, частью двух его колен, в борьбе за свободу своего народа, зачастую без явного видения Бога. В них же, в книгах, не вошедших в Тору, более отчетливо прослеживается смысл существования вечной жизни, который во времена древнего Израиля принимался далеко не всеми, было разделение, где большая часть образованного населения, саддукеи, не признавали существование жизни после смерти, тогда как фарисеи не сомневались в загробной жизни. В Пятикнижии видим неопределенность существования жизни после смерти. Необходимо отметить – непонимание в вопросах о вечности было неслучайным у иудеев, и христианство принесло окончательный ответ в этом вопросе. В канонических, а также неканонических книгах отчетливо указывается на приход Мессии, Сына Божия Иисуса Христа. В Израиле, помимо письменной Торы, существуют устные предания, переходившие ранее в устной форме среди священнослужителей, затем устная Тора стала достоянием всего народа, и позже ее изложили в Мишне, затем – в Талмуде. Они имеют значение только для людей, исповедующих иудаизм. Устные предания Мишна, Талмуд – это неотъемлемая важная часть у евреев, в познании тонкостей своей веры, которые впоследствии дополнялись мудрецами Израиля на протяжении тысячелетий, в основном исходя из обстоятельств в жизни общества. Это большое количество книг, суть которых в пояснении законов, данных Богом народу для правильного их исполнения, в том числе новые законы от мудрецов, написанные позже, но которых должен держаться Израиль, по их мнению, это исходит от Бога. Письменная Тора – Святые Писания, являются основой иудаизма и принимаются христианством как дошедшие до нас в изначальном виде. Хотелось бы заметить несостоятельность утверждений о измененных текстах Библии, и, не углубляясь в этот вопрос, о котором много сказано, обратим внимание пока на одно обстоятельство – тексты Святых Писаний рассказывают историю падения Израиля и милосердие к ним Бога, несмотря на постоянную неверность народа, отступление от Него. Изменяя тексты Писаний, в первую очередь были бы исправлены повествования об отступничестве, как можно меньше говорилось бы о поражениях и падении, но в своем избрании Израиль не позволял себе обмана в текстах, они Господом данные, подтвержденные историческими фактами о трагедиях общества, принимаются ими как уроки, ожидают прихода Миссии и царства на Земле. В Писаниях Ветхого и Нового Заветов необходимо обратить внимание на очень важный факт, прослеживающийся на каждой странице, – единство во множестве. Об ипостасях Бога в полной мере открыто в Новом Завете, но и в Ветхом Завете можно увидеть тексты, из которых это понимается. Бог в трех лицах является Единым Богом, а знание, что человек сотворен по его образу и подобию, также открывает нам некоторое понимание о Господе. Божественное слово в Ветхом Завете, из которого понимаем о Единстве Бога в Ипостасях: [1] Быт1, 2 «В начале сотворил Бог небо и Землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой»; 1 Быт 26, 27 «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»; 2 Пс 11, 12 «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все уповающие на Него»; 109 Пс 1 «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Мудрость (Премудрость) в Писаниях мы часто видим, как бы самостоятельное знание, пришедшее людям, которое вполне можно понимать за ипостась Единого Бога. Мудрость человека перед Господом, как понимается из Писаний, – это надежда на Бога и благодарение Ему. 11 Притч 2 «Придет гордость; придет и посрамление; но со смиренными – мудрость», 1 Притч 7 «Начало мудрости – страх Господень…»; 1 Притч 4—7 «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. Человеколюбивый дух – премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его. Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлюющий, знает всякое слово»; 21 Сир 1—5 «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и перед воинством Его будет прославлять себя: „Я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла Землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном“». Остальные тексты из Ветхого Завета: 1 Быт 1, 2; 1 Быт 26, 27; 3 Быт 22; 6 Быт 1—4; 11 Быт 6—7; 18 Быт; 19 Быт 15—24; 23 Исх 20—22; 33 Исх 18—23; 11 Числ 16, 17, 25; 27 Числ 18; 6 Суд 12—24, 34; 13 Суд 24, 25; 11 1 Цар 6; 16 1 Цар 12—14; 15 2 Пар 1, 2; 20 2 Пар 14; 9 Неем 20, 30; 33 Иов 3, 4; 2 Пс; 32 Пс 4—6; 44 Пс; 50 Пс 12—15; 81 Пс 8 «Восстань (в славянском переводе „Воскресни“), Боже, суди Землю, ибо Ты наследуешь все народы»; 109 Пс; 138 Пс 7—10; 142 Пс 9, 10; 3 Прит 13—20; 4 Прит 5—9; 8 Прит; 9 Прит; 11 Прит 2; 15 Притч; 1 Прем; 6 Прем; 7 Прем; 8 Прем; 9 Прем; 10 Прем; 11 Прем; 12 Прем; 14 Прем 5; 18 Прем 14—16; 1 Сир; 4 Сир 12—22; 6 Сир 18—34; 14 Сир 21—27; 15 Сир; 18 Сир 28; 24 Сир; 25 Сир 1—5; 39 Сир 1—8; 42 Сир 18—22; 43 Сир 36; 45 Сир 3; 49 Сир 10; 51 Сир 14; 3 Ис 8; 5 Ис 1; 6 Ис 1—8; 7 Ис 14—16; 9 Ис 1—8; 11 Ис 1—9; 28 Ис 16—22; 30 Ис 27, 28; 32 Ис 1—5, 15; 34 Ис 16, 17; 35 Ис 1—3; 40 Ис 5, 13; 42 Ис 1—6; 44 Ис 3; 48 Ис 15, 16; 49 Ис 8—12; 50 Ис 3—11; 51 Ис 4, 5, 9, 10; 52 Ис 14, 15; 53 Ис; 55 Ис 10, 11; 59 Ис 15—21; 60 Ис 1, 2, 7; 61 Ис 1—3; 62 Ис 8, 11, 12; 63 Ис; 66 Ис 18, 19; 1 Иер 12; 14 Иер 21; 23 Иер 5, 6; 33 Иер 14—18; 3 Вар 8—38; 1 Иез; 2 Иез; 3 Иез; 8 Иез 4; 9 Иез 3, 4; 10 Иез; 11 Иез; 21 Иез 27; 36 Иез 16, 27; 37 Иез 12—14; 39 Иез 21, 29; 43 Иез 1—7; 44 Иез 4; 3 Дан 52—55; 4 Дан 4—6, 10—15; 5 Дан 11, 14; 7 Дан 9, 10, 13, 14; 9 Дан 23—26; 2 Иоил 27—29; 2 Мих 7; 3 Мих 8; 5 Мих 1—9; 2 Авак 14; 3 Авак 3; 3 Авак 3; 2 Агей6, 7; 2 Зах 7—13; 3 Зах 8—10; 4 Зах 6—9; 6 Зах 8—13; 7 Зах 12; 9 Зах 9—10; 11 Зах 10—13; 12 Зах 8—14; 14 Зах 9; 3 Мал 1—4; 4 Мал; 2 2 Мак 8; 2 3 Мак 13; 2 3 Езд 33—48; 3 3 Езд 19; 6 3 Езд 39, 40; 7 3 Езд 28, 29; 8 3 Езд 17, 18; 12 3 Езд 31—35; 13 3 Езд 25—52; 14 3 Езд 9.

Часто мы видим обращение к Иисусу Христу как к Богу с самого начала, ученики или другие люди, пришедшие к Нему за помощью, называют Его Господом. Так написано, соответственно, именно так и происходило. То есть на тот момент, когда кто-либо обращался к Нему со словом «Господи» – в этот миг человек видел в Нем человека не от мира сего, Сына Божия, способного совершать невозможное. Впоследствии от того, что непросто понять и удержать в себе истину, это понимание уходило, но от Апостолов о событиях и сказанном тогда мы имеем возможность узнать через написанное 14 Мф «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего…»; 26 Мф 22 «Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?»; 9 Мк 24 «И тот час отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» и т. д. Также Господь Иисус Христос был в полной мере и человеком, принимая страдания в уничижении и крестной смерти, умирая за наши грехи по Собственной воле, Он как бы не Сам соизмерял испытания, а Бог Отец допустил этому исполниться, чтобы искупить всех людей. Эти сверхстрадания Господа, снизошедшего к нам, настолько велики, что стали искупительными каждому, рождающемуся на Земле. И степень этих страданий мог определить только Бог Отец, которому Бог Сын оставил исполнение задуманного о Себе, воплотившись в ограниченной человеческой природе, в полной мере сопереживая и страдая, борясь с искушениями, став человеком, но без греха, оставаясь Богом. Тексты Святых Писаний открывают все, что мы способны осознать, о смысле жизни на Земле, где Новый Завет принес единственно правильное понимание Ветхого Завета, когда Бог говорит о Себе, исходя из пределов понимания человеком. Необходимо также отметить – для утверждения истины, Бог открывает правду в откровении и пророчествах не только праведникам и исповедующим истинную веру. Так в Ветхом Завете: 22 Чис 7—13 «И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские… и пришли к Валааму… и пришел Бог к Валааму… и сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего …пойдите в Землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами»; 19 1 Цар 24 «И снял он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом; …поэтому говорят: „неужели и Саул в пророках“». Также:28 1 Цар 4—25 и т. д. Новый Завет: 2 Мф 1—12 «…пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?.. пришли поклониться ему… И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» и т. д. В Библии есть множество текстов о добром в людях другой веры и милости к ним Бога (см. §1 Главы 9). Это подтверждает, что и среди различных народов Господь наделяет людей необычными способностями из их числа. Также в Коране какие-то тексты можно понимать как подтверждение Святых Писаний Библии.

О Коране подробно будет рассказано в последней части, но в контексте определенной темы будут приведены цитаты из текста. Переводов Корана на русский язык большое количество, здесь будем опираться на перевод Гордия Семеновича Саблукова (1803—1880) – русского востоковеда, профессора Казанской духовной академии, исследователя ислама, автора первого опубликованного перевода с арабского. В скобках нумерация айатов от Г. С. Саблукова, а рядом та, которую используют все или почти все переводчики после И. Ю. Крачковского. Возвращаясь к вопросу понимания об Ипостасях (Триединство) Господа нужно отметить, что и в Коране есть указание на это, хотя в исламе не принимается такое утверждение. Первое – когда Аллах говорит о Себе «Мы», но также «Я», это видим во всех переводах: Сура 2:33, 2:34 (2:31, 2:32) «Он сказал: Адам, возвести им имена их!.. И вот Мы сказали Ангелам: поклонитесь Адаму, и они поклонились, кроме Ивлиса; он отказался…»; Сура 2:38 (2:36) «Мы сказали: низвергнитесь из него вполне такими, какими вы ныне; некогда придет к вам от Меня руководство…» и т. д. Это нельзя понимать как признание многобожия, потому что в Коране на протяжении всех текстов обличается такое явление среди других народов. Также о Святом Духе: Сура 2:253 (2:259) «…и укрепили его Духом Святым…» (мусульмане считают, что это архангел Гавриил); Сура 5:110 (5:109) «…Я укрепил тебя Духом Святым…»; Сура 16:2 «…ниспосылает с ангелами духа (рух)…» Слово «рух» переводится и как «дух», такого мнения придерживался переводчик Корана И. Ю. Крачковский, другие считают, что это «откровение». Святой Дух – как ипостась Бога не принимается. Остальные тексты о Духе Святом: 2:102 (16:104) (сказано «…Дух Святый от Господа твоего…»); Сура 19:17 (сказано «…послали Мы к ней Духа Нашего…»); Сура 32:9 (32:8) («…и вдохнул в него от Духа Своего…»); Сура 38:72 (сказано «…и вдохну в него от Моего Духа…»).

Глава 5.

Образ и подобие Божие

Человек сотворен по образу и подобию Божию. Эти слова есть основание всего, каждый из нас, являясь неповторимой личностью, есть часть Адама. Об образе и подобии человека Богу сказано начиная с первых страниц Библии и подчеркивается на протяжении всех текстов, это великое и важное знание, через которое мы можем познать свое место в сотворенном мире и вечности, насколько это возможно. В Православном катехизисе сказано: «Истина о сотворении человека по образу и подобию Божию постигается вполне после того, как образ Божий воссиял во всей своей чистоте в Богочеловеке, Господе Иисусе Христе… Господь пришел даровать людям единство в любви, по образу единства Лиц Святой Троицы. Поэтому за образ Божий в человеке в его множественности (в человечестве) надо почитать стремление к единству всех. Созданные едиными по природе (единосущными), люди должны были, с помощью Божией, все более уподобляясь Богу, совершенствовать свое единство. Но грех разделил людей…» В Ветхом Завете (отмечено ниже), когда говорится о Боге, очень часто видим не просто личностное в Божественном, также происходит ассоциация с человеком, например, 33 исх 11 «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу…» Святой Иоанн Дамаскин сказал: «Бог бесконечен и непостижим…» Непостижимость Создателя имеется в виду не только человеком, а и всем сотворенным. Человек в земном своем теле более ограничен восприятием по сравнению, например, с ангелами, но также и все живое не может как познать Бога полностью, так и, соответственно, видеть Создателя всего, все Его совершенство в вездесущии. Человек, созданный по образу и подобию, состоит из множества членов, каждый из которых выполняет определенную функцию, являясь частью всего организма. Это не говорит о том, что Бога надо представлять сейчас точно так во плоти, но как знаем из Нового Завета, Бог может приобщать Себе достойных в будущей жизни, где каждый будет исполнять ему назначенное, являясь одно со всеми в Господе Иисусе Христе, а вставших на путь зла отторгать. В Ветхом Завете, как мы уже видим, Бог дает понимание о Себе, открываясь множество раз видом человека. В том числе, как видим из написанного, еще до сотворения человека Господь множество раз, говоря о Себе, употребляет такие выражения, как: 1:6 «И сказал Бог: да будет свет…», 1:10 «И назвал Бог сушу землею…», 1:10 «…И увидел Бог, что это хорошо.», 2:7 «…и вдунул в лице его дыхание жизни…», также другие подобные тексты. Библия написана для людей, и такие слова, как: сказал, увидел, назвал, вдунул соответственно для нас имеют ассоциацию с человеком, тем более знаем, что сотворены по образу и подобию Божию. Тем самым человек напоминает в своей природе образ Создателя, который, являясь непостижимым для всего сотворенного, открывался Своим творениям под видом человека, образа Своего, которого сотворил позже как венец творения. О непознанности Бога говорит святой Иоанн Златоуст в своем толковании: «…Потому-то и Сам (Господь) также говорит: ни Отца кто знает, токмо Сын (11 Мф 27). Что же? Неужели все мы находимся в неведении о Нем? Нет; только никто не знает (Отца) так, как Сын… Якоже знает Мя Отец, говорит Он, и Аз знаю Отца (10 Ин 15)…» В Ветхом Завете много сказано об образе Божием, например: 1 Быт 26, 27 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их»; 2 Быт 7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»; 3 Быт 22 «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…»; 4 Быт 1, 2 «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа»; 32 Быт 24—32 «И остался Иаков один, и боролся Некто с ним до появления зари… И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя…»; 7 Исх 1 «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком»; 33 Исх 11 «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим…»; 14 Втор 1 «Вы сыны Господа Бога вашего…»; остальные тексты: 1 Быт 1, 2; 2 Быт 7; 3 Быт 4, 5, 22; 4 Быт 1, 2, 25, 26; 5 Быт 1—3; 6 Быт 13; 8 Быт 21; 9 Быт 5, 6; 18 Быт; 19 Быт 15—26; 24 Быт 40; 28 Быт 10—13; 32 Быт 24—32; 35 Быт; 3 Исх 20; 4 Исх 15, 16, 22, 23; 1; 7 Исх 1, 4; 15 Исх 12; 16 Исх 9; 20 Исх 2; 23 Исх 21; 24 Исх 9—11; 31 Исх 12—18; 33 Исх 11, 13, 16, 18—23; 34 Исх 5—7, 20—24, 34; 19 Лев 1, 2; 20 Лев 7, 8, 26; 21 Лев 8; 3 Чис 4; 6 Чис 22—27; 10 Чис 35; 12 Чис 10—14; 14 Чис 30; 20 Чис 9; 2 Втор 15; 3; Втор 24; 4 Втор 25, 34; 8 Втор 3—5; 9 Втор 18, 26, 29; 11 Втор 2, 12; 12 Втор 28; 13 Втор 18; 14 Втор 1, 2; 17 Втор 2; 21 Втор 9; 26 Втор 8; 29 Втор 2, 3, 10, 15; 31 Втор 17, 18, 29; 32 Втор 5—12, 20, 39, 40; 33 Втор 3; 19 Нав 51; 3; Суд 12; 5; Суд 5; 6 Суд 17, 21—24; 11 Суд 11; 13 Суд 21—23; 1 1 Цар 25; 21 Цар 30, 35; 5 1 Цар 9, 11; 7 1 Цар 13; 12 1 Цар 17; 72 Цар 14, 15, 18, 19, 29; 24 2 Цар 17; 8 3 Цар 52; 9 3 Цар 3, 4; 11 3 Цар 33, 36; 13 3 Цар 6; 18 3 Цар 46; 22 3 Цар 19; 3 4 Цар 2, 18; 10 4 Цар 30; 13 4 Цар 2, 4, 23; 15 4 Цар 3; 19 4 Цар 15, 16; 21 4 Цар 2; 23 4 Цар 27; 16 1 Пар 12, 27; 17 1 Пар 24, 27; 22 1 Пар 10; 28 1 Пар 6; 29 1 Пар 12, 14; 2 2 Пар 6; 6 2 Пар 4, 32, 40; 7 2 Пар 4, 14; 18 2 Пар 18—20; 20 2 Пар 6, 9; 25 2 Пар 2; 29 2 Пар 2, 6, 11; 30 2 Пар 12; 35 2 Пар 22; 7 1 Езд 9; 8 1 Езд 18, 21; 9 Неем 15; 13 Тов 2—4; 10 Иов 8; 11 Иов 5; 13 Иов 15, 20, 21, 24; 35; Иов 6; 36 Иов 7; 2 Пс 11, 12; 9 Пс 4, 5, 8, 20, 32, 33, 35, 38; 15 Пс 11; 17 Пс 10, 11, 17; 18 Пс 2; 20 Пс 7—9; 26 Пс 8, 9; 28 Пс 1, 10; 32 Пс 6, 14; 33 Пс 17; 38 Пс 11; 40 Пс 13; 41 Пс 3; 43 Пс 3, 4; 44 Пс 4, 5, 7, 17; 46 Пс; 50 Пс 11—13; 55 Пс 14; 59 Пс 8—10; 62 Пс 9; 67 Пс 6; 72 Пс 15; 76 Пс 16; 77 Пс 42, 54; 79 Пс; 81 Пс 1, 6; 87 Пс 15; 88 Пс 14—16, 22, 23, 27, 28; 94 Пс 3, 7; 95 Пс 6, 9, 13; 96 Пс 2, 5; 97 Пс 1, 2, 9; 99 Пс 2; 101 Пс 3, 26—29; 102 Пс 13, 19; 103 Пс 3, 28, 29; 104 Пс 4; 105 Пс 26; 107 Пс 7; 108 Пс 27; 109 Пс; 113 Пс 7; 114 Пс 2, 8; 117 Пс 15, 16; 118 Пс 13, 73, 88, 135, 169, 170, 173; 137 Пс 8; 138 Пс 7—10, 16; 139 Пс 14; 142 Пс 7; 143 Пс 7; 144 Пс 16; 2 Притч 6; 3 Притч 12; 14 Притч 26, 31; 15 Притч 3; 19 Притч 17; 20 Притч 27; 2 Еккл 24; 3 Еккл 14; 8 Еккл 12; 12 Еккл 7; 2 Прем 12—13, 17—18, 23, 24; 3 Прем 1; 5 Прем 4, 5, 16; 7 Прем 16, 24—26; 10 Прем 20; 11 Прем 11, 18, 22; 12 Прем 7, 19—21, 23—25; 14 Прем 3; 15 Прем 11, 16; 16 Прем 10, 15, 16, 21, 26; 18 Прем 4, 13; 19 Прем 6; 1 Сир 7; 2 Сир 18; 3 Сир 16; 4 Сир 11; 17 Сир 3, 4, 7; 23 Сир1—5, 27, 28; 33 Сир 13; 34 Сир 16, 18—20; 36 Сир 3, 7, 13; 1 Ис 2, 3, 12, 15, 25; 3 Ис 8; 5 Ис 25; 6 Ис 1; 8 Ис 11, 17; 9 Ис; 10 Ис 4; 11 Ис 3, 4, 5, 11, 15; 14 Ис 27; 19 Ис 1, 16; 25 Ис 10; 26 Ис 11; 30 Ис 1, 2, 9, 27, 30; 34 Ис 17; 37 Ис 14—17; 38 Ис 3; 40 Ис 1—5, 10, 22; 41 Ис 20; 42 Ис 1—7; 43 Ис 3, 4, 6, 13; 45 Ис 11, 23; 48 Ис 3, 12—14; 49 Ис 2, 5, 16, 22; 50 Ис 1, 2, 4—11; 51 Ис 5, 9, 16; 52 Ис 10; 53 Ис; 54 Ис 4—8; 55 Ис 11; 59 Ис 1, 2, 15—17; 60 Ис 21; 62 Ис 2, 3, 8; 63 Ис 1, 5, 9, 12, 16; 64 Ис 1—3, 7, 8; 65 Ис 2—6, 12; 66 Ис 1—4, 14, 23; 1 Иер 9; 2 Иер 1, 2; 3 Иер 1—14, 19, 22; 4 Иер 1, 22, 26; 6 Иер 12; 7 Иер 15; 14 Иер 21; 15 Иер 1, 6, 17, 19; 16 Иер 17, 21; 17 Иер 16; 18 Иер6, 10, 20, 23; 21 Иер5—10; 22 Иер 24; 23 Иер 39; 24 Иер 6; 25 Иер 15—17; 27 Иер 5; 31 Иер 9, 20—22; 32 Иер 20—22, 17, 30; 33 Иер 5; 34 Иер 18; 35 Иер 19; 36 Иер 7, 9; 44 Иер 11, 21; 49 Иер 4, 5; 51 Иер5, 25; 52 Иер 2, 3; 1 Плач 14, 22; 2 Плач 1, 3, 4, 7, 8, 19; 3 Плач 3, 12, 33, 38, 56; 4 Плач 16; 5 Плач 19; 2 Вар 11, 16, 17, 19; 3 Вар 5; 1 Иез; 2 Иез 8—10; 3 Иез 14—17, 22, 23; 5 Иез 12; 6 Иез 14; 7 Иез 9, 22; 8 Иез 1—3, 18; 9 Иез 3, 4, 10; 10 Иез 1, 2, 4, 18, 19; 11 Иез 22—25; 14 Иез 8, 9, 13; 15 Иез 7; 16 Иез 8—43, 50—63; 20 Иез 14—17, 21—23, 28, 33—35, 42; 21 Иез 3—5, 8—12; 22 Иез 13; 23 Иез; 25 Иез 13; 33 Иез 7, 22; 35 Иез 3; 36 Иез 7, 17; 37 Иез 13, 14; 38 Иез 20; 39 Иез 21, 23, 24, 29; 43 Иез 7; 44 Иез 15; 47 Иез 14; 3 Дан 41, 54, 55; 4 Дан 5, 6, 15, 20, 32; 5 Дан 14; 7 Дан 9, 10, 13, 14, 22; 9 Дан 17; 1 Ос 10; 2 Ос; 5 Ос 6, 7, 15; 6 Ос 5; 7 Ос 2; 11 Ос 1, 3; 1 Ам 8; 7 Ам 7; 9 Ам 1—4, 8; 2 Ион 5; 4 Мих 4; 1 Наум 3—5; 1 Авв 13; 2 Авв 20; 3 Авв 4, 5; 1 Соф 4, 7; 2 Соф 13; 2 Зах 9—13; 3 Зах 8—10; 6 Зах 12—13; 7 Зах 2; 8 Зах 6, 21; 9 Зах 10; 11 Зах 8, 10—14; 12 Зах 4, 8—14; 13 Зах 7; 1 Мал 6; 2 Мал 10, 11, 17; 3 Мал 1—4, 15—17; 7 2 Мак 31; 6 3 Мак 6, 25; 7 3 Мак 5; 1 3 Езд 27—29; 2 3 Езд 5, 29, 42—48; 3 3 Езд 5, 6; 5 3 Езд 30, 56; 6 3 Езд 11; 7 3 Езд 28, 29; 8 3 Езд 7, 44; 13 3 Езд 32; 15 3 Езд 11, 22; 16 3 Езд 13, 62, 63. Новый Завет: 2 Мф 14, 15 «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего»; 3 Мф 3 «Ибо Он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»; 3 Мф 17 «И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение»; 5 Мф 9 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»; 8 Мф 2 «И вот пошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить»; 11 Ин 25—27 «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир»; 15 1 Кор 47—49 «Первый человек – из Земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». 1 Мф 20—23; 2 Мф 14, 15; 3 Мф 3, 11, 12, 16, 17; 4 Мф 1—6; 5 Мф 9, 16, 34, 45, 48; 6 Мф 1, 4, 6—18, 26, 32; 7 Мф 11, 20, 21; 8 Мф 1, 2, 5—8, 17, 21, 25, 29; 9 Мф 2—6, 27, 28; 10 Мф 19, 20, 29—33, 40; 11 Мф 9—11, 25—27; 12 Мф 6—8, 17—21, 50; 13 Мф 37—43, 51; 14 Мф 28—33; 15 Мф 13, 21—28; 16 Мф 13—17, 22, 23, 27, 28; 17 Мф 1—5, 14, 15; 18 Мф 10, 14, 19—22, 35; 19 Мф 22—29; 20 Мф 23, 24, 28—34; 21 Мф 3; 22 Мф 36—45; 23 Мф 9, 22; 24 Мф 27—44; 25 Мф 10—13, 31—46; 26 Мф 20—29, 53, 54, 63, 64; 27 Мф 40, 43, 54; 28 Мф 6, 18—20; 1 Мк 1—3, 8—11, 24; 2 Мк 5—12, 18—20, 28; 3 Мк 11, 12; 5 Мк 6, 7, 19, 20; 8 Мк 38; 9 Мк 7, 11—13, 24, 25, 35—37, 42; 10 Мк 25—27, 45; 11 Мк 3, 4, 25, 26; 12 Мк 29—37; 13 Мк 26—33; 14 Мк 22—24, 35, 36, 61, 62; 15 Мк 39; 16 Мк 15—20; 1 Лк 30—35, 43, 44, 51—54, 66, 69, 76; 2 Лк 10—14, 48, 49; 3 Лк 4—6, 16—18, 21—38; 4 Лк 1—4, 9—11, 33, 34, 41; 5 Лк 8, 12, 13, 20—24, 33—35; 6 Лк 5, 35, 36, 46; 7 Лк 6, 13—15, 27, 28, 31, 47—50; 8 Лк 28, 38, 39; 9 Лк 1, 2, 26, 34, 35, 48, 54—62; 10 Лк 1, 2, 16—22, 40; 11 Лк 1—4, 9—13, 39; 12 Лк 7—10, 29—46; 13 Лк 15, 23—25; 17 Лк 5—10, 20—37; 18 Лк 6, 7, 26, 35—43; 19 Лк 8—10, 31—35; 20 Лк 34—36, 41—44; 21 Лк 13—15, 27, 36; 22 Лк 17—22, 28—33, 38, 42—44, 49, 61, 69, 70; 23 Лк 34, 42, 43, 46, 47; 24 Лк 3, 34, 49; 1 Ин; 2 Ин 16; 3 Ин 3—18, 28—36; 4 Ин 19—23, 42, 49; 5 Ин 5—7, 17—45; 6 Ин 23, 27—69; 8 Ин 10, 11, 16—19, 25—30, 35, 36, 38, 41—44, 49, 54, 55, 58; 9 Ин 35—38; 10 Ин 14—18, 25—38; 11 Ин 1—4, 11, 12, 21—27, 32—42; 12 Ин 23—38, 44—50; 13 Ин 1—15, 20, 31—37; 14 Ин; 15 Ин 1—12, 15, 16, 23—27; 16 Ин 3, 5—17, 23—28, 31—33; 17 Ин; 18 Ин 11, 36, 37; 19 Ин 7; 20 Ин 2, 13—31; 21 Ин 7, 12, 15—17, 20—22; 1 Деян1—8, 21, 22; 2 Деян 25—28, 33—36, 38, 39; 3 Деян 13, 14, 20—26; 4 Деян 24—33; 5 Деян 31, 32, 41; 7 Деян 25, 49, 50, 54—56, 59; 8 Деян 16, 37; 9 Деян 1—6, 13—20, 28; 10 Деян 34—43, 46—48; 11 Деян 16—18, 20; 13 Деян 33—35; 14 Деян 10; 15 Деян 11, 26; 16 Деян 31, 32; 17 Деян 26—29; 19 Деян 5, 13, 17; 20 Деян 21, 24, 28, 35; 22 Деян 7—10, 16, 19; 26 Деян 15; 28 Деян 30, 31; 1 Иак 1, 18, 27; 2 Иак 1; 3 Иак 9; 4 Иак 5, 6; 1 1 Пет 1—4, 14—25; 2 1 Пет 1—10, 19—25; 3 1 Пет 12, 18, 21, 22; 4 1 Пет 1, 2, 9—11, 13; 5 1 Пет 6, 10, 11, 14; 1 2 Пет 1—4, 8, 11, 14—18; 2 2 Пет 1, 20, 21; 3 2 Пет 2, 17, 18; 1 1 Ин; 2 1 Ин; 3 1 Ин; 4 1 Ин; 5 1 Ин; 1 2 Ин; 1 Иуд 1, 2, 4, 17, 20, 21, 24, 25; 1 Рим 1—9; 3 Рим 21—26; 4 Рим 24, 25; 5 Рим; 6 Рим 1—11, 23; 7 Рим 4, 25; 8 Рим 1—3, 9—11, 14—23, 29—39; 9 Рим 3—13, 26, 27; 10 Рим 6—13, 21; 12 Рим 3—8; 13 Рим 14; 15 Рим 2—3, 6, 7, 30; 16 Рим 17, 18, 20, 24; 1 1 Кор 1—10, 30, 31; 2 1 Кор 6—8, 14—16; 3 1 Кор 16, 17, 21—23; 4 1 Кор15, 16; 5 1 Кор 4—8; 6 1 Кор 9—11, 13—20; 8 1 Кор5, 6; 9 1 Кор 1, 4—6; 10 1 Кор 16, 17; 11 1 Кор 3, 7, 11, 12, 23—29; 12 1 Кор; 15 1 Кор 3, 20—31, 47—49, 57; 16 1 Кор 21—24; 1 2 Кор 1—3, 14, 19—22; 2 2 Кор 14—17; 3 2 Кор 17, 18; 4 2 Кор 4—14; 5 2 Кор 13—21; 6 2 Кор 16—18; 8 2 Кор 9; 11 2 Кор 1, 2, 31; 13 2 Кор 4, 5, 13; 1 Гал 1—5, 15, 16, 18, 19; 2 Гал 19—21; 3 Гал 13—18, 22—29; 4 Гал 1—7, 19; 6 Гал 14, 17, 18; 1 Еф; 2 Еф; 3 Еф; 4 Еф; 5 Еф 1, 2, 5—8, 20—33; 6 Еф 23, 24; 1 Флп 1, 2, 20, 21; 2 Флп 5—11, 14, 15, 19; 3 Флп 8—11, 14, 20, 21; 4 Флп 19—23; 1 Кол 1—3, 10—29; 2 Кол 2—23; 3 Кол 1—17, 23, 24; 1 1 Фес; 2 1 Фес 14, 15, 19, 20; 3 1 Фес 11—13; 4 1 Фес 1—5, 8, 13—18; 5 1 Фес 5—10, 23—28; 1 2 Фес; 2 2 Фес 1, 8, 13, 17; 3 2 Фес 6, 12, 17, 18; 1 1 Тим 1, 2, 12—14; 2 1 Тим 4—6; 3 1 Тим 14—16; 5 1 Тим 21; 6 1 Тим 1—3, 13, 14; 1 2 Тим 1, 2, 8, 13, 14; 2 2 Тим 8; 4 2 Тим 1, 22; 1 Тит 1—4; 2 Тит 13, 14; 3 Тит 4—7; 1 Флм 3—5, 25; 1 Евр; 2 Евр; 3 Евр 1—6, 14; 4 Евр 9, 10, 13—16; 5 Евр 5—8; 6 Евр 4—6, 16—20; 7 Евр 1—3, 13, 14, 27, 28; 8 Евр 1—5; 9 Евр 11—28; 10 Евр; 12 Евр 2—10, 22—24; 13 Евр 8, 10—13, 20, 21; 1 Откр 4—6, 13—18; 2 Откр 18, 26, 27; 3 Откр 5, 20—22; 4 Откр 2, 3, 9—11; 5 Откр; 6 Откр 15—17; 7 Откр 9—17; 11 Откр 7, 8, 15; 12 Откр 10, 11; 14 Откр 1, 4, 5, 14; 17 Откр 13, 14; 19 Откр 4, 7—16, 19—21; 20 Откр 6, 11; 21 Откр 1—7, 9—11, 22, 23; 22 Откр 1—5, 16, 17, 20, 21. Из Корана отмеченное, где также понимается о человеке – как образе Бога – см. в главе 13.

На страницу:
2 из 3