Полная версия
Основы теории объектных отношений
Джилл Сэвидж Шарфф, Дэвид Э. Шарфф
Основы теории объектных отношений
© «Когито-Центр», перевод на русский язык, оформление, 2009
* * *Предисловие
Прошло более десяти лет с тех пор, как мы написали свои «Заметки» (Scharff Notes), переизданные под названием «Основы терапии объектных отношений». В те времена теория объектных отношений считалась чуть ли не маргинальным подходом, однако постепенно она обрела признание и стала применяться как в психоаналитической, так и в семейной терапии. Секстон, Уикс и Роббинс в своем «Руководстве по семейной терапии» даже назвали ее одним из пяти традиционных подходов! Поэтому мы решили повторно издать «Основы…» под названием «Основы теории объектных отношений», исправив их с учетом изменений, произошедших с тех пор в теории объектных отношений и дополнив пояснениями. Книга по-прежнему имеет доступный формат и ориентирована на ту же аудиторию читателей, в которую входят как преподаватели психотерапии, так и студенты. Если вы хотите изучить объектные отношения более глубоко, вы можете воспользоваться ссылками, приводимыми в примечаниях после каждой главы, и почитать более специальные тексты из списка литературы.
Теория объектных отношений продолжает развиваться. На нее оказывают влияние новые знания, приходящие из смежных дисциплин и из клинической практики. Опыт краткосрочной терапии, исследования привязанности у взрослых индивидов, изучение неврологического развития и механизмов регуляции аффекта, клинические открытия в области физической, сексуальной и социальной травмы, а также современные идеи кляйнианцев – все это позволило подтвердить идеи теории объектных отношений и обогатить ее. Принципы теории хаоса, имеющей дело с нелинейными динамическими системами, подталкивают теорию объектных отношений к смене парадигмы. Последствия этого движения вперед ярко отразились на облике современной терапии объектных отношений.
Мы расширили описание терапевтической техники, включив в книгу принципы работы с индивидами, парами и семьями с маленькими детьми. Мы также приводим больше примеров, в том числе касающихся работы со сновидениями. Было добавлено описание такого инновационного метода, как Групповая аффективная модель, которую мы разбираем в теории и на практике. Новое издание включает наше руководство по топографии переноса и главы, посвященные краткосрочной терапии, теории привязанности и возможностям ее клинического применения, а также теории хаоса, внесшей существенный вклад в развитие наших клинических представлений.
Мы писали эту книгу как для студентов, изучающих основы теории и терапии, так и для выпускников, получивших специальность в области психологии, социальной работы, супружеской и семейной терапии. Надеемся, что она заинтересует будущих психиатров и начинающих консультантов, а также специалистов по трудотерапии, арт-терапии и другим экспрессивным техникам. Наконец, хочется думать, что «Основы…» окажутся полезны преподавателям и опытным клиницистам, которые захотят интегрировать прежде незнакомую им точку зрения теории объектных отношений с привычным им подходом.
Профессионалы в области психического здоровья, живущие в отдаленных регионах Соединенных Штатов и в других странах, могут узнавать о теории объектных отношений только из учебников. Столкнувшись с непонятным вопросом, они лишены возможности обратиться за советом к коллеге. И хотя, возможно, они с интересом прочитали наши более сложные произведения, им, скорее всего, не помешает простое и ясное обсуждение некоторых идей, а также дальнейшее рассмотрение возможностей применения этих идей в конкретных клинических случаях. При создании этой книги мы ориентировались на вопросы, часто задаваемые студентами на семинарах. Благодаря выбранному нами диалогическому, дискуссионному формату, мы воссоздаем эти семинары для них и для вас, чтобы вы могли преодолеть ограничения теории и метода и получили представление о теории объектных отношений как практичном и полезном способе мышления и работы, понятном и легко применимом в клинической практике.
В ходе наших национальных и международных семинаров и мастерских мы много общаемся со студентами и коллегами и не прекращаем учиться сами. Но наибольшую пользу принесла нам работа со студентами, сотрудниками и почетными гостями Международного психотерапевтического института, основанного нами в Чеви Чейс (Мэриленд) с целью создания обучающего сообщества для студентов и специалистов, заинтересованных в исследовании объектных отношений. Именно в рамках этого сообщества мы совершенствовали «Групповую аффективную модель» для преподавания и изучения объектных отношений в теории и на практике. Помимо посещения лекций и клинических разборов, участники собираются маленькими учебными группами, формирующимися на основе взаимных предпочтений, для того, чтобы объединенными интеллектуальными и эмоциональными усилиями лучше понять изучаемый материал. Так мы смогли разобраться с трудностями, препятствовавшими пониманию наших идей, и внести в них полезные изменения. Мы надеемся, что, познакомившись с нашим подходом во втором издании «Основ…», вы также присоединитесь к нашему обучающему сообществу.
Чтобы не нарушать конфиденциальности пациентов, чьи клинические случаи были использованы в книге, их имена и жизненные обстоятельства изменены. Всем этим людям нам хотелось бы сказать большое спасибо. Мы также признательны всем тем, кто посещал наши семинары и своими вопросами стимулировал дальнейшее развитие наших идей. Эта книга написана для них и для вас, для специалистов в области психического здоровья и студентов, интересующихся объектными отношениями.
Как пользоваться этой книгой
Для удобства читателей мы решили не прерывать текст ссылками. Если вам встречается упоминание незнакомого понятия или имени, скорее всего, вы найдете краткие пояснения в Примечаниях, завершающих каждую главу. В главе 24 предлагаются рекомендации касательно дальнейшего чтения, с которыми рекомендуется ознакомиться как тем, кто только начинает изучать теорию объектных отношений, так и тем, кто уже достаточно хорошо с ней знаком. В конце книги приводится полный список литературы. Библиография поделена на десять категорий, чтобы упростить поиск в конкретной заинтересовавшей читателя области. К этим категориям относятся: теория объектных отношений применительно к индивидуальной и групповой работе; использование теории объектных отношений в супружеской и семейной терапии; интеграция теории объектных отношений с другими подходами; американская теория объектных отношений; перенос и контрперенос; психология самости применительно к индивидуальной и групповой терапии; фрейдистская теория; теория привязанности; теория хаоса; прочие релевантные темы.
Благодаря такой организации информации, вы сможете читать текст не прерываясь и воспринимать его как единое целое, а ссылки просмотреть потом или же обращаться к списку литературы после каждой главы. Для тех из вас, кто захочет подробнее ознакомиться с источниками, в примечаниях, приводимых после глав, мы указываем фамилию автора и год публикации – на основании этой информации вы можете найти полное библиографическое описание издания в списке литературы. Мы надеемся, что выбранный нами формат сделает ваше знакомство с теорией объектных отношений простым и комфортным.
Терапевт, придерживающийся в своей работе эклектичного подхода, в изучении теории объектных отношений вполне может ограничиться данной книгой как единственным источником. Однако она может послужить также отправной точкой для дальнейшего изучения более специальных текстов.
I
Обзор основных понятий британской теории объектных отношений
1. Самость и ее объекты
Что называется британской теорией объектных отношений?
Британская теория объектных отношений – это теория личности, возникшая на базе исследований отношений между пациентом и терапевтом и отражения в них диады «мать – дитя». В рамках этой теории предполагается, что переживание младенцем его отношений с матерью является главной детерминантой формирования личности и что потребность младенца в привязанности к матери есть мотивирующий фактор развития его инфантильной самости. Теория возникла и развивалась в работах Мелани Кляйн и группы ее последователей, а также таких аналитиков, как Рональд Фэйрберн, Дональд Винникотт, Гарри Гантрип и Майкл Балинт, входящих в Британскую независимую группу. Несмотря на то, что разрабатываемые этими группами концепции значительно различаются между собой и по-разному развивают представления Фрейда о психике, они сходятся в признании важности того, как младенец переживает свои отношения с матерью. Независимая группа принимает идеи Фрейда о психосексуальных стадиях развития, но не соглашается с тем, что переход от стадии к стадии обусловлен в первую очередь инстинктами. Вместо этого входящие в группу аналитики выдвинули предположение, что фундаментальной движущей силой является потребность в отношениях со значимым взрослым и что особенности этих отношений, меняющиеся от стадии к стадии, обусловлены сдвигом потребностей в зависимости, а не происходящей на инстинктивном уровне сменой эрогенных зон. Кляйнианцы сохранили верность идеям Фрейда о примате инстинкта и подробно разработали понятие инстинкта смерти, однако они пересмотрели его график психосексуального развития. В их работах описывается, как младенец с помощью бессознательных фантазий освобождается от напряжения, вызываемого инстинктами, и как на основе этих фантазий возникает психическая структура.
Каждая группа предложила свою теорию возникновения личности и психической структуры, отличную от разработанной Фрейдом. Тем не менее, их теории допускают возможность интеграции, благодаря общей для них сфокусированности на первых трех годах жизни, называемых аналитической теорией доэдиповой стадией развития, а также за счет объединяющей их идеи возникновения психической структуры из переживания младенцем отношений с матерью.
Что такое объектные отношения?
«Объектные отношения» – это обширный технический термин, охватывающий как интрапсихический, так и межличностный аспекты. Он обозначает систему врожденных компонентов личности внутри человеческой самости, находящихся в определенном взаимодействии. Эти компоненты проявляют себя в актуальном взаимодействии индивида с окружающими, в ходе которого происходят изменения изначальных интрапсихических репрезентаций объектных отношений. Внутренние объекты и другие компоненты личности эквивалентны внешним объектам, таким образом, в любых отношениях личности оказывают влияние друг на друга. Наши внутренние психические структуры участвуют во внешних отношениях, в которые мы вовлечены.
Что такое внутренний объект?
Внутренний объект представляет собой фрагмент психической структуры, возникающий из опыта, полученного индивидом в первые годы его жизни в отношениях со значимым взрослым. Эти отношения накладывают отпечаток на всю его личность. Речь идет не о воспоминаниях или репрезентациях, но о части самости.
Чем внутренний объект отличается от внешнего?
Под внешним объектом подразумевается значимый другой, с которым взаимодействует индивид. Это может быть взрослый, заботившийся о нем в раннем детстве, или человек, с которым строятся отношения в настоящем. Он связан с внутренним объектом, поскольку последний формируется на основе опыта отношений с первоначальным внешним объектом и влияет на выбор внешнего объекта в дальнейшей жизни. Внутренний объект может претерпевать изменения под влиянием отношений с актуальным внешним объектом.
Почему внутренний объект представляет собой нечто большее, чем просто «запись» опыта отношений с ранним внешним объектом?
Это обусловлено несколькими факторами. На этапе ранних отношениях с матерью младенец обладает ограниченной способностью понимать те чувства, которые она испытывает или проявляет, равно как и отделять ее чувства от собственных. Это приводит к искаженному восприятию им матери, поэтому внутренний объект не может в точности соответствовать объекту внешнему. В дальнейшем, по мере того, как ребенок растет и развивается, на передний план выходят другие проблемы, влияющие на то, как он интерпретирует происходящее с внешним объектом. Таким образом, младенец создает и интернализует обновленную версию внутреннего объекта. Например, если он находится на той стадии развития, когда для него становятся важны автономия и контроль, внешний объект переструктурирует организацию объекта внутреннего. В результате оказывается интернализована вся совокупность прошлого опыта взаимодействия с внешним объектом на всех стадиях развития. Когда ребенок, подросток или взрослый знакомятся с людьми, они бессознательно ожидают, что новые отношения будут похожи на уже привычные.
Даже если в действительности сходства нет, субъект может считать, что оно присутствует, чтобы утвердиться в мысли, что новый опыт не отличается от прежнего и не требует менять отношения с внутренним объектом. Давление со стороны новых, здоровых внешних объектов, желающих сохранить свою целостность, препятствует этой тенденции. Таким образом, новые отношения могут предоставить обоим партнерам возможность изменить свой внутренний объектный мир.
Можно ли считать, что личность человека представляет собой набор объектов?
Нет. Объекты – это лишь часть личности. Каждый ребенок рождается со своими уникальными личностными задатками. С самого рождения у младенца имеется самость, готовая к тому, чтобы строить отношения с внешними объектами, которые он найдет в своем окружении. В этих отношениях самость растет и развивается, создавая на основе переживания своего взаимодействия с внешними объектами психическую структуру.
Что такое самость?
Самостью мы называем личность во всем ее объеме, движущуюся по своему жизненному циклу. Сначала она представляет собой еще несформированное образование, которое постепенно обогащается опытом отношений с объектами. По мнению исследователя психологии младенцев Даниэля Штерна, ребенок изначально ориентирован на то, чтобы получать опыт для формирования личности и чувства самости. Самость включает в себя: 1) Эго в классическом понимании, осуществляющее самоконтроль через управление моторикой, сфинктерами и аффективными состояниями и регулирование отношений с внешним миром, 2) внутренние объекты и 3) объекты и части Эго, связанные между собой аффектами (чувствами), возникающие при переживании ребенком объектных отношений.
Мы употребляем термин «самость» для обозначения уникальной комбинации Эго и объектов, находящихся в динамическом взаимодействии. Их сочетание создает характер человека и формирует у него чувство личностной идентичности, сохраняющееся относительно неизменным на протяжении всей жизни.
Что представляют собой отношения между самостью и объектом?
Самость – это уникальное психическое образование, создающее идентичность человека. Внешний объект – это то, с чем взаимодействует самость в рамках взаимоотношений человека с другим индивидом. Внутренний объект представляет собой одну из субструктур самости. Самость состоит из нескольких различных внутренних объектов и соответствующих им частей Эго. Эго и его части распределяют действия и чувства, относящиеся к самости, в соответствии с подкатегориями Эго, которые, в свою очередь, связаны с внутренними объектами. Категории самости и релевантные им объекты объединяются посредством эмоций или аффектов, характеризующих объектные отношения. Разные аффективные состояния соответствуют различным отношениям с внутренними объектами.
Как можно определить внутренние объектные отношения?
Внутренние объектные отношения – это термин, обозначающий отношения между частью Эго и ее объектом, которые связаны между собой чувствами, возникающими в Эго в связи с этим объектом. Они являются устойчивой, однако потенциально подверженной изменениям частью самости, которая может сохраняться в сознании либо быть вытесненной в бессознательное, если она провоцирует невыносимую тревогу.
Итак, мы полагаем, что самость состоит из осознаваемых и бессознательных частей. Сторонники теории объектных отношений придерживаются мнения, что бессознательное есть часть Эго, – в отличие от Фрейда, который считал, что бессознательное отделено от Эго и расположено в части личности, называемой им Ид, представляющей собой бурлящий поток импульсов, стремящихся к разрядке и управляемых иррациональными мыслительными процессами.
Как формируются отношения с внутренним объектом, если ребенка растит не мать?
В те времена, когда создавалась теория объектных отношений, внимание аналитиков было сосредоточено на том влиянии, которое оказывает на ребенка его фактическая мать, т. е. та женщина, которая его родила и воспитывает. Фэйрберн и Винникотт отмечали важность телесного контакта с матерью, а также влияние ее личности на отношения в диаде «мать – младенец», в то время как Кляйн больше занималась фантазиями ребенка на тему этих отношений. Все они недооценивали вклад отца в переживания младенца, считая его не более чем партнером матери.
В наши дни, когда отцы принимают гораздо более активное участие в воспитании детей, а матери часто довольно скоро после родов выходят на работу, не говоря уже об однополых семьях, мы используем термин «мать» для обозначения того, кто выполняет обязанности по ежедневному уходу за ребенком. Это может быть как реальная мать, биологическая или приемная, так и отец, старший сиблинг, няня или, как часто бывает, каждый из них понемногу. О влиянии семейной динамики на индивидуальное развитие старшего ребенка можно узнать из работ Роджера Шапиро и Джона Зиннера. На сегодняшний день проведено недостаточно исследований, посвященных тому, какое воздействие на развитие младенца оказывает разделение материнской функции, но на данный момент мы можем сказать, что для формирования внутренних объектов ребенок интегрирует свой опыт взаимодействия с различными внешними объектами. Все значимые другие находятся в определенных отношениях друг с другом, особенности которых влияют на обобщенные внутренние объекты и динамику их внутренних взаимоотношений.
Не лучше ли было бы назвать эту теорию «теорией субъектных отношений»?
Некоторые считают термин «объектные отношения» холодным и безличным и предпочли бы, чтобы теория называлась теорией субъектных отношений. Мы, однако, придерживаемся изначальной терминологии Фэйрберна, разработанной им на основе теории Фрейда. Фрейд использовал слово «объект» для обозначения части личности значимого взрослого, на которую направлены влечения и от которой ожидается вознаграждение. По его представлениям, объект влечения не может не быть обезличенным, поскольку сами влечения есть безличная сила, стремящаяся к высвобождению.
Однако мы не считаем объект безличной субстанцией. Наша точка зрения восходит к утверждению Фэйрберна о том, что первична потребность в отношениях (а не инстинктивная потребность в снятии напряжения) и что человек, воспитывающий ребенка, имеет для него жизненно важное значение именно как объект привязанности (а не удовлетворения влечения).
Почему бы не назвать этот подход «теорией личных отношений»?
Такое название действительно звучит более гуманистично, однако не отражает историю развития подхода. Мы сохраняем термин «теория объектных отношений» для того, чтобы обозначить технические аспекты теории и ее клинического применения.
Примечания
Блестящий и точный обзор вклада в развитие теории таких аналитиков, как Фэйрберн (1944, 1952, 1954, 1958, 1963), Винникотт (1951, 1956, 1958, 1964, 1965, 1971), Ган-трип (1961, 1969, 1986) и Балинт (1986), можно найти в статье: The British Object Relations Theorists: Balint, Winnikott, Fairbairn, Guntrip (Sutherland, 1980). Доступный разбор теорий Кляйн (1935б, 1946б, 1948б, 1952, 1955, 1957, 1975) смотрите в: Segal, 1964; Klein, Riviere, 1967. Начальное представление о работах Фрейда можно составить по его вводным лекциям в психоанализ (Freud, 1910a), а продвинутым читателям будет интересна его итоговая статья, написанная им в возрасте восьмидесяти двух лет (Freud, 1940). Об исследованиях развития самости у младенцев можно почитать в: Stern, 1985; Schore, 1994, а также в статьях: Shapiro, 1979; Zinner, 1989; Zinner, Shapiro, 1972; Scharff, 1989b.
2. Основные фрейдистские понятия
Прежде чем перейти к рассмотрению схемы эндопсихической структуры внутренних объектных отношений, предложенной Рональдом Фэйрберном, мы должны вкратце разобрать топографическую и структурную теории Зигмунда Фрейда и обсудить введенные им базовые психоаналитические понятия, такие как: 1) бессознательное, 2) Эго, Ид и Супер-Эго, 3) сопротивление и защита.
Топографическая теория
Важнейший вклад Фрейда в психологию заключается в том, что он показал, как человеческое поведение может порой определяться факторами, находящимися за гранью сознания субъекта. Опираясь на свои исследования свободных ассоциаций и случайных оговорок, он пришел к выводу, что некоторые чувства и мысли индивида оказываются исключены из его сознания в результате детской травмы. Травмирующее воздействие может оказать сильный испуг, сексуальное соблазнение, госпитализация, потеря родителя и т. д. Фрейд обнаружил, что работа бессознательного определяется не логикой и разумом, но примитивным, направляемым импульсами мышлением, названным им первичным процессом. По его мнению, психоанализ должен заключаться в том, чтобы проследить ассоциации пациента на явное содержание сновидений и оговорки и на их основе восстановить забытые связи. Таким образом, содержания бессознательного перейдут в сознание и смогут стать объектом сознательного мышления, управляемого разумом и названного им вторичным процессом. В результате детский невроз будет побежден. Первоначально Фрейд считал, что психика состоит из сознания, предсознания и бессознательного, – эта теория известна как топографическая.
Структурная теория
Много лет спустя Фрейд предложил еще одну трехчленную модель психики, в которой присутствовала структура, способная совладать с бессознательным. В этой теории бессознательное называется Ид и представляет собой бурлящий котел агрессивных и сексуальных влечений. Эго, возникающее из бессознательного, выполняет роль посредника между буйным Ид и внешней реальностью. Оно функционирует преимущественно в области предсознания и сознания. Эго включает: 1) набор исполнительных функций или механизмов, позволяющих ему опосредствовать взаимодействие Ид и внешнего мира, и 2) совокупность идентификаций с утраченными объектами влечений, образующих личностную идентичность. Когда ребенок проходит эдипову стадию развития, отказывается от желания обладать родителем противоположного пола и перестает воспринимать другого родителя как соперника, у него возникает третья структура, Супер-Эго, основанная на избирательных идентификациях с запрещающими, критикующими аспектами родительских фигур и реактивных образованиях, направленных против них. Супер-Эго имеет как осознаваемые, так и бессознательные компоненты и формирует у ребенка моральную ответственность. Топографическая и структурная модели не могут быть в точности наложены одна на другую, они сосуществуют как два взаимодополняющих взгляда на психику.
Теория психосексуального развития
Фрейд утверждал, что мотивация младенца определяется двумя основными противоположно направленными инстинктами. Сначала он считал, что это сексуальный инстинкт, или либидо, направленный на получение сексуального удовольствия, и инстинкт самосохранения, подавляющий либидо ради соответствия требованиям реальности. В дальнейших работах он стал склоняться к идее, что сексуальному инстинкту противостоит инстинкт смерти, который сложнее выявить, но который, по мысли Фрейда, обращен во внешний мир и проявляется в форме деструктивного поведения и агрессии. Цель этих инстинктов, или влечений, как их сейчас принято называть, заключается в том, чтобы получить вознаграждение от объекта, на который они направлены.
Возникают они в кипящем котле инстинктов, импульсов и влечений, составляющем бессознательную часть психики, или Ид. Чтобы не лишиться объекта любви, эти инстинкты необходимо укротить. По мере развития объекты любви ребенка меняются, однако прежние версии интроецируются и формируют его Эго (сознательную, исполнительную часть личности) и Супер-Эго (критикующую, запрещающую, направляющую часть личности, основанную на избирательной интернализации образа родителей). Описания клинических случаев, представленные Фрейдом, показывают, что он вполне осознавал роль матери и контакта с ней для младенца, однако недооценивал качество этих отношений. Вместо этого он сосредоточился на структуре и функционировании психики ребенка как относительно изолированного образования и построил для своих целей научную модель. В соответствии с этой моделью организм стремится к: 1) разрядке инстинктивного напряжения, 2) повторению снижающего напряжение поведения, чтобы восстановить гомеостаз, или 3) нарциссическому бегству в самость, где потребности не вызывают тревоги или могут быть удовлетворены в воображении.