Полная версия
Законоположительные книги Ветхого Завета
Протоиерей Ростислав Снигирев
Законоположительные книги Ветхого Завета
1. Общие сведения о законоположительных книгах Ветхого Завета
Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются законы богооткровенной религии Моисеевой. Таковыми являются:
Бытие, содержащая повествование о творении мира и повествования о патриархах,
Исход, описывающая рождение ветхозаветной церкви,
Левит, излагающая ветхозаветные богослужебные традиции,
Числа, посвященная странствованиям народа Божия на пути к Земле Обетованной,
Второзаконие, повторяющая Синайское законодательство и говорящая о предсмертных заветах Моисея.
Эти книги составляют Пятикнижие (слав.: Пятокнижие). Это название утвердилось в эпоху Хасмонеев (арам.: хума́ш – «пять»). Греческий эквивалент этого названия (Πεντατέξον – «пятичастная книга») впервые встречается в Послании Аристея (II в. до Р. Х.).
Каждая из книг Пятикнижия является самостоятельным произведением боговдохновенного автора, тем не менее, все пять книг связаны единством повествования и вероучения. Хотя в заглавиях книг Пятикнижия имени Моисея нет, ветхозаветная традиция именно его считала автором книг Закона. Эти представления были восприняты и новозаветной исагогикой, хотя уже святыми отцами отмечались следующие особенности законоположительных книг:
а) повествование об одних и тех же событиях повторяется дважды и трижды, причем с серьезными отличиями: две истории о сотворении мира (см.: Быт. 1, 1–2 и 2, 4 – 3, 24), три истории об отречении патриарха от своей жены (см.: Быт. 12, 10–20; 20, 1–18; 26, 1–11), две истории о явлении Бога Иакову в Вефиле (см.: Быт. 28, 10– 22 и Быт. 35, 9–15);
б) двойная традиция декалога в Исх. 20 и Втор. 5, 6–21;
в) сосуществование трех корпусов законов: «книги Завета» (см.: Исх. 20, 23 – 23, 33), «закона святости» (см.: Лев. 17–26) и «собрания законов» (см.: Втор. 12– 26), где лишь список праздников дан пять раз – причем он везде неодинаков;
г) различное именование одних и тех же персонажей (тесть Моисея – Иофор и Рагуил) и священных мест (Синай и Хорив).
Позднее было отмечено, что для разных частей Пятикнижия свойственны различное именование Бога (Ягве или Элогим), изменения в стиле, языке, обычаях, вопросах хронологии и генеалогиях.
Все это вместе взятое дало возможность предположить, что Пятикнижие в современном виде было зафиксировано во времена Ездры, воспользовавшегося различными текстуальными вариантами фиксации богооткровенного закона Моисеева. Согласно этой гипотезе, эти источники названы ягвистской, элогистской, священнической и второзаконнической традициями. Вполне возможно, что именно о них говорит само Священное Писание, упоминая в качестве особых записей закона Моисеева и священной истории Книгу Праведного (см.: Нав. 10, 12–13; 2 Цар. 1, 18) и Книгу браней Господних (см.: Числ. 21, 14).
Ягвистская традиция, обозначаемая как J (от евр.: Jahveh), выделена по предпочтительному употреблению имени Божия – Ягве (рус.: Господь). Откровение об этом имени отнесено к праистории (см.: Быт. 4, 26). Разделы, восходящие к этой традиции, начинаются с Быт. 2, 4 и написаны живым, образным, фольклорным языком. Такой характер носят повествования о грехопадении и Каиновом братоубийстве, о потопе и Вавилонской башне, о патриархах и исходе, о странствиях в пустыне и смерти Моисея. Повествование часто носит антропоморфный характер. Особое внимание уделяется колену Иудину, которому навсегда обещана царская власть (см.: Быт. 49, 10) и из которого должен произойти Мессия (см.: Числ. 24, 19). Исходя из этого, большинство библеистов считает, что J является фиксацией закона Моисеева, сохранявшегося в колене Иудином. Предположительное время фиксации – царствование Соломона.
Элогистская традиция (E, от евр.: Elohίm) выделена по предпочтительному употреблению по отношению к Богу слова Элогим. Эль – прасемитское «быть сильным»; элоа́h1 – «Сильный» (то есть Бог), множественное число, усиливающее качество, дает предположительный перевод «Всесильный». В русском тексте – «Бог».
Особенностями повествования являются:
а) присвоение иных имен библейским персонажам («Иофор» вместо «Рагуил»), местностям («Хорив» вместо «Синай»), народам («аморреи» вместо «хананеи»);
б) подчеркивание трансцендентности Бога, обращающегося к Своим избранникам либо во сне, либо через Ангелов;
в) именование избранников Божиих пророками;
г) описание отношения человека к Богу как «страх», что часто встречается в повествованиях об Илии и Елисее;
д) связь, порою дословная, с книгой пророка Осии (ср.: Исх. 3, 14 и Ос. 1, 9; Исх. 3, 10 сл. и Ос. 12, 14).
Все эти обстоятельства дают большинству современных библеистов основание предполагать, что Е является фиксацией закона Моисеева пророческими школами Илии и Елисея (IX–VIII вв. до Р. Х.).
Священническая традиция (P, от нем.: Priesterkodex – «священнический кодекс») – структурообразующая традиция Пятикнижия, излагающая при помощи родословий (евр.: тольдо́т) священную историю от шестоднева до смерти Моисея. Для отрывков Р свойственно следующее:
а) строгость стиля и точность в цифровых данных;
б) почти полное отсутствие антропоморфизмов;
в) изобилие перечней персонажей, местностей, пожертвований для скинии;
г) понимание Израиля как теократической общины завета и святости, руководимой левитским священством;
д) чрезвычайное внимание, уделяемое богослужению и всему, что с ним связано.
Данные особенности являются, по мнению большинства современных библеистов, свидетельством того, что Р является записью закона Моисеева, сделанной иерусалимским священством в VI веке до Р. Х., во время плена Вавилонского.
Традиция Второзакония. Традиции, сохраняемой в книге Второзаконие (D, от лат.: Deuteronomium – «Второзаконие»), свойственны следующие черты:
а) отсутствие четкой хронологии;
б) предостережения, под угрозой различных бедствий, от сообщения с иноплеменниками;
в) внимание, уделяемое всему колену Левииному.
Основываясь на этом, большинство современных библеистов считает D Моисеевым законом, хранимым левитами Северного царства и зафиксированным в VII веке после разрушения Израиля и бегства его левитов в Иудею. Для западного богословия эти теории имели большое значение, поскольку ими ставился вопрос не просто об авторстве Пятикнижия, но о достоверности всего Писания.
Для православного мышления сама постановка вопроса об авторстве является не вполне корректной: автором Откровения является Сам Бог, дарующий его Своей Церкви. Она же хранила его в виде Предания и через боговдохновенных мужей фиксировала в виде Писания. Фиксация могла быть как вариативной (четыре Евангелия), так и со временем унифицированной (Пятикнижие). Все вышесказанное не отрицает первоначальной записи закона самим Моисеем: по повелению Божию он вносил в книгу повеленное ему (см.: Исх. 17, 14; 24, 4, 7; Втор. 17, 18; 28, 58; 31, 24). Все же записанное называлось книгой Завета (см.: Исх. 24, 7; 34, 27) или книгой Закона, которую Моисей велел положить около Ковчега Завета и читать на праздник Кущей (см.: Втор. 28, 61; 29, 21; 30, 10; 31, 9–13, 24–26; Нав. 1, 8).
Точно так же и современники Моисея называют его закон книгой (см.: Нав. 8, 31; 10, 13; 18, 9). О том же, что в Пятикнижии достоверно зафиксирован закон, данный Богом Моисею, мы знаем из Божественных слов Самого Христа, неоднократно ссылавшегося на Пятикнижие как на книги Моисея (см., напр.: Мк. 12, 26).
2. Общие сведения о книге Бытия
Название
Еврейское название книги (Береши́т – «в начале», в соответствии с первым словом) отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называется в соответствии с темой, заявленной в начале книги,– Гене́сис (греч.: γένεσις – «происхождение»). По всей видимости, это сокращенное имя от γένεσις τοῦ κόσμου («происхождение мира»). В соответствии с этой традицией устанавливается название этой книги у семидесяти толковников (LXX): Γένεσις τοῦ κόσμου либо просто Γένεσις. Кроме того, в Септуагинте Γένεσις было переводом еврейского слова тольдо́т – «происхождение», «родословие», «потомство», «житие» (см.: Быт. 2, 4; 5, 1; 6, 9; 10, 1; 11, 10, 27; 25, 12, 19; 36, 1, 9 и 37, 2), которыми начинаются различные части повествования книги Бытия и выражается, таким образом, само содержание книги. Из греческого языка это слово перешло в латинские переводы (Liber Genesis в Вульгате) и затем в другие новые языки. Русское и славянское наименование этой книги – «Бытие» – является переводом греческого названия – Γένεσις. Дополнение «Первая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги.
Разделение по содержанию
1. Пролог: сотворение мира (Быт. 1, 1 – 2, 3)
2. Происхождение (родословие) неба и земли (Быт. 2, 4 – 4, 26)
• Второе повествование о сотворении мира (Быт. 2, 4–25)
• Грехопадение и его последствия (Быт. 3, 1–24)
• История первых детей прародителей (Быт. 4, 1–26)
3. Родословие Адама (Быт. 5, 1 – 6, 8)
• Потомки Сифа (Быт. 5, 1–32)
• Развращение допотопного человечества (Быт. 6, 1–8)
4. Родословие Ноя (Быт. 6, 9 – 9, 29)
• Богоявление Ною. Построение им ковчега (Быт. 6, 9 – 7, 9)
• Потоп (Быт. 7, 10 – 8, 19)
• Завет Бога с Ноем и его потомками (Быт. 8, 20 – 9, 17)
• Пророчество о сыновьях Ноя (Быт. 9, 18–29)
5. Родословие сынов Ноевых (Быт. 10, 1 – 11, 9)
• Таблица народов (Быт. 10, 1–32)
• Построение Вавилонской башни (Быт. 11, 1–9)
6. Родословие Сима (Быт. 11, 10–26)
7. Родословие Фарры (Быт. 11, 27 – 25, 11)
• Происхождение Авраама (Быт. 11, 27–32)
• Первое богоявление Авраму (Быт. 12, 1–3)
• Переселение Аврама в Землю Обетованную и второе ему богоявление (Быт. 12, 4–9)
• Аврам в Египте (Быт. 12, 10–20)
• Отделение Лота и третье богоявление Авраму (Быт. 13, 1–18)
• Победа над восточными царями и благословение Аврама Мелхиседеком (Быт. 14, 1–24)
• Четвертое богоявление Авраму и завет Бога с ним (Быт. 15, 1–21)
• История Агари и Измаила (Быт. 16, 1–16)
• Пятое богоявление Авраму, переименование его в Авраама и установление завета обрезания (Быт. 17, 1–27)
• Шестое богоявление Аврааму и обетование о рождении Исаака (Быт. 18, 1–15)
• Гибель Содома и Гоморры (Быт. 18, 16 – 19, 38)
• Авраам в Гераре (Быт. 20, 1–18)
• Рождение Исаака (Быт. 21, 1–8)
• Бегство Агари и Измаила и седьмое богоявление Аврааму (Быт. 21, 9–21)
• Союз с Авимелехом (Быт. 21, 22–34)
• Жертвоприношение Авраама и восьмое ему богоявление (Быт. 22, 1–19)
• Родственники Авраама в Харране (Быт. 22, 20–24)
• Смерть и погребение Сарры (Быт. 23, 1–20)
• Брак Исаака и Ревекки (Быт. 24, 1–67)
• Смерть и погребение Авраама (Быт. 25, 1–11)
8. Родословие Измаила (Быт. 25, 12–18)
9. Родословие Исаака (Быт. 25, 19 – 35, 29)
• Рождение Иакова и Исава (Быт. 25, 19–26)
• Продажа Исавом первородства (Быт. 25, 27–34)
• Исаак в Гераре (Быт. 26, 1–35)
• Иаков обманом получает благословение (Быт. 27, 1–40)
• Бегство в Харран (Быт. 27, 41 – 28, 9)
• Первое богоявление Иакову (видение лествицы в Вефиле) (Быт. 28, 10–22)
• Жизнь Иакова в Харране и рождение патриархов (Быт. 29, 1 – 30, 43)
• Второе богоявление Иакову и его бегство от Лавана (Быт. 31, 1–55)
• Явление Иакову Ангелов в Маханаиме (Быт. 32, 1–23)
• Третье богоявление Иакову и его переименование в Израиля (Быт. 32, 24–32)
• Примирение Исава с Иаковом (Быт. 33, 1–20)
• Избиение жителей Сихема (Быт. 34, 1–31)
• Четвертое и пятое богоявления Иакову. Возобновление завета (Быт. 35, 1–15)
• Смерть и погребение Рахили (Быт. 35, 16–20)
• Дети Иакова (Быт. 35, 21–26)
• Смерть и погребение Исаака (Быт. 35, 27–29)
10. Родословие Исава (Быт. 36, 1 – 37, 1)
11. Родословие Иакова (Быт. 37, 2 – 50, 26)
• Иосиф в Ханаане и продажа его в рабство братьями (Быт. 37, 2–36)
• Рождение Фареса и Зары от Иуды (Быт. 38, 1–30)
• Иосиф в доме Потифара (Быт. 39, 1–23)
• Возвышение Иосифа (Быт. 40, 1 – 41, 57)
• Примирение Иосифа с братьями (Быт. 42, 1 – 45, 28)
• Шестое богоявление Иакову и переселение его в Египет (Быт. 46, 1 – 47, 31)
• Благословение Иаковом Ефрема и Манассии (Быт. 48, 1–22)
• Благословение Иаковом своих сыновей (Быт. 49, 1–28)
• Смерть и погребение последних патриархов – Иакова и Иосифа (Быт. 49, 29 – 50, 26)
Основные толкователи
Основными толкователями книги Бытия являются святители Ириней Лионский, Кирилл Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский, святители Василий Великий, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин Гиппонский и преподобный Ефрем Сирин.
Богослужебные чтения
Богослужебные чтения из книги Бытия подразделяются на два типа – рядовые и праздничные. Рядовые чтения отражают древнюю богослужебную традицию, предусматривавшую прочтение на вечерне в течение года всех книг Ветхого Завета. Свидетельством давности этой традиции являются толкования на книгу Бытия святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, представляющие собой поучения, сказанные в дни поста. В настоящее время в седмичные дни Четыредесятницы в течение шести недель прочитываются тридцать паремий из книги Бытия, охватывающие ее значительную часть.
Праздничные чтения из книги Бытия следующие.
1. Повествование о творении мира (см.: Быт. 1, 1–13) читается в качестве первой паремии на вечерне Великой Субботы, Рождества Христова и Богоявления, показывая решающее значение предстоящих событий в домостроительстве Божием и в попечении Бога о созданном Им мире.
2. Повествование об освобождении Лота и благословении Авраама Мелхиседеком (см.: Быт. 14, 14–20) читается в качестве паремии святым отцам в силу нескольких истолковательских традиций. Во-первых, здесь упоминаются праотцы Авраам и Мелхиседек, во-вторых, число воинов Авраама – триста восемнадцать – соотносилось с количеством Никейских отцов, в-третьих, некоторые истолкователи в греческом написании числа 318 (TIH) видели изображение Креста с последующими буквами имени Иисуса.
3. Повествование о завете обрезания (см.: Быт. 17, 1–2, 4–8; 3, 9–12, 14) читается в качестве первой паремии на праздник Обре́зания, указывая на его содержательную часть.
4. Повествование о рождении Исаака от бесплодных Авраама и Сарры (см.: Быт. 17, 15–17; 18, 11–14; 19; 21, 1–2, 4–8) читается в качестве первой паремии на праздник Рождества Иоанна Предтечи, появившегося на свет от бесплодных родителей.
5. Повествование о жертвоприношении Исаака (см.: Быт. 22, 1–18) читается в качестве десятой паремии на вечерне Великой Субботы, указывая на то, что жертвоприношение Исаака прообразовало собой Жертву Христову.
6. Повествование о виденной Иаковом лествице (см.: Быт. 28, 10–17) читается в качестве паремии на Богородичные праздники, указывая на то, что лествица, достигавшая небес, прообразовывала собой Божию Матерь, соединившую в Рожденном Ею небо и землю.
7. Повествование о богоявлении Иакову возле Иордана (см.: Быт. 32, 1–10) читается в качестве восьмой паремии на вечерне Крещения в числе ветхозаветных чтений о роли вод, в особенности иорданских, в священной истории.
8. Повествование о благословении Иаковом колена Иудина (см.: Быт. 49, 1–2, 8–12) читается на Вербное воскресенье, так как в нем содержатся пророчества о Входе Господнем в Иерусалим.
Основные богословские идеи
Бог – Творец
В отличие от языческих религий Древнего Востока, в которых почиталось множество богов, в книге Бытия Бог – единственный, всемогущий, создавший вселенную (даже солнце, луну и звезды, в которых язычники часто видели самостоятельные божества) простым повелением. В противовес космогониям древневосточных религий, где говорилось о некоем предсуществующем хаосе как о «материи», из которой творится мир, бытописатель говорит о творении мира как о возникновении того, чего ранее не существовало даже в возможности. Слово в начале (Быт. 1, 1) указывает на то, что мир призван к бытию во времени и с самим временем. Глагол бара́, которым бытописатель описывает акт творения, в библейском языке обычно не прилагается к человеческим действиям, созидающим что-либо из материи, но употребляется преимущественно в отношении к Божественной деятельности для обозначения образования чего-либо, прежде не существовавшего.
Творение человека
В отличие от месопотамских мифов, повествующих о том, что боги создали людей, чтобы обеспечить себя пищей, книга Бытия провозглашает человека главной целью Божественного творения. В словах бытописателя о создании в шестой день первых людей по образу и подобию Божию показано особое достоинство природы человека, выделяющее человека из всего мироздания. Это подчеркивается тем, что создание человека совершается не по обычному для всего мира творческому слову, но непосредственным действием Самого Творца и после особого Божественного совета (см.: Быт. 1, 26).
Бессмертие души
Идея бессмертия предначертана Творцом уже при самом создании духовной и богоподобной человеческой природы. Весь мир созидается Им из земли (см.: Быт. 1, 24–25, ср.: 20–22); один человек есть творение, которое кроме тела (евр.: баса́р), созданного из праха земного (Быт. 2, 7), и души (евр.: нешама́), которой обладают и животные (см.: Быт. 1, 20, 24, 30; 2, 19), имеет дух (евр.: ру́ах), делающий его образом Творца (см.: Быт. 1, 26–27; 2, 7). Это небесное начало бессмертной жизни служит залогом того, что даже после грехопадения и смерти душа человека не разрушается вместе с телом, но продолжает свое существование в преисподней (евр.: шео́л) (см.: Быт. 37, 35; 42, 38; 44, 29, 31).
Причина существования зла в мире
Бытописатель видит ее в том, что мир, вышедший из руки Бога «очень хорошим» (см.: Быт. 1, 31), был искажен человеком. Прародители не устояли перед искушением змия-обольстителя, нарушили заповедь Божию, запрещавшую вкушать плоды древа познания добра и зла. В дальнейшем грех проявляется как великое зло, разорвавшее первый союз богообщения и постигшее все человечество. Грех становится принадлежностью человеческой природы – земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась злодеяниями; ибо всякая плоть извратила путь свой на земле (ср.: Быт. 6, 11–12). Именно греховность стала причиной потопа, однако сила греха обнаруживается и после него: в преступлении Хама против своего отца (см.: Быт. 9, 22), в попытке обитателей Сеннаара построить башню до небес (см.: Быт. 11, 1–9), в развращении Содома и Гоморры (см.: Быт. 18, 20 – 19, 11), в нечестии ханаанских племен (см.: Быт. 15, 16). Сила греха не уничтожается и в потомстве Авраама (см.: Быт. 34; 35, 22; 37; 38; ср.: 49, 8–12).
Промысл Божий
Действие Промысла Божия в мире характеризуется в книге Бытия достаточно ясно. Он понимается как творческая сила Божия, проявляющаяся в сохранении сотворенного и в премудром устроении дальнейшего существования творения. При создании мира Господь поставил светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (ср.: Быт. 1, 14). Промыслительная сила Божия утверждает силы и законы природы после потопа: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Быт. 8, 22, ср.: 9, 9–17). Господь – владыка всех народов и даже самой человеческой жизни (см.: Быт. 2, 17; 6, 3; 7, 18 сл.; 8, 1, 21). Господь разрешает неплодных (см.: Быт. 17, 17 сл.; 18, 10 сл.; 21, 1 сл.; 25, 21; 30, 33 сл.), бывает свидетелем всего, что совершается между людьми (см.: Быт. 31, 53), вознаграждает Своими милостями угнетенных и презираемых (см.: Быт. 29, 31). Он хранит человека на всех его путях и в опасностях (см.: Быт. 8, 21, 17; 28, 15; 32, 11–12; 35, 3; 48, 15–16), устраивает его счастье и благополучие (см.: Быт. 26, 24; 30, 27), внимает молитве праведника (см.: Быт. 8, 20–21; 18, 23–32; 20, 17; 24, 12 сл.; 25, 21), наказывает грешников (см.: Быт. 9, 5–6; 4, 9–15) и пророческое благословение патриархов исполняет в судьбе их потомков (см., напр.: Быт. 9; 27; 37; 48; 49). Даже увеличивающиеся с усилением греха казни суда Божия в мире (всемирный потоп, смешение языков, гибель Содома и Гоморры) являются благом, которое пресекает грех, или зло в собственном смысле этого слова.