Полная версия
При дворе Медичи
– Какая красивая, кто это? – спросила Карина Контессину.
– О, это опасная красотка. Её зовут Лукреция Борджиа, она внебрачная дочь Родриго Борджиа, который был папой под именем: Александр VI. Но он скончался, слава богу, 10 лет назад. Такого развратного и продажного папы ещё не было, у него было 4 внебрачных детей. Семейка была ещё та. Кроме Лукреции остальные внебрачные дети Родриго были сыновья. Средний Чезаре – это был просто кровожадный убийца. Он убил своего старшего брата Хуана, воевал с нашей родственницей Катериной Сфорца, грозил захватить Флоренцию. Слава богу, не успел, его самого убили. Младший Джоффре какой-то флегматичный, может, умственно отсталый. Вон он там подальше сидит с совершенно тупым лицом.
– А почему Лукреция опасная? – спросила Карина. – Это же все её брат и отец натворили.
– Видишь её перстни, – ответила Контессина, – говорят, они под камнем полые, там она держит яды. Незаметно повернет перстень, сыпнет яду в вино соседа, и наутро тот отправится в мир иной. А еще, говорят, пока был жив её отец – на ней опасно было жениться. Первый муж Лукреции был Джованни Сфорца из Милана. Как только он стал неугоден папе Александру VI – его вынудили признать своё мужское бессилие, из-за которого брак не был, якобы, консумирован. Таким образом ненужный брак аннулировали и Лукрецию выдали за более выгодного человека Альфонсо Арагонского. Сфорца опозорился на весь мир, но зато свою жизнь спас. А то убили бы, как второго мужа Лукреции, когда тот перестал быть выгоден Борджиа.
– Так теперь она не замужем? – спросила Карина.
– Почему же, замужем. Выдали в третий раз за Альфонсо д'Эсте, герцога Феррары. Он рядом с ней сидит. Только ему больше опасаться нечего, ни папы Борджиа, ни его кровожадного сыночка Чезаре больше нет в живых.
«Ах, как интересно, – думала Карина. – Обожаю такие светские сплетни. Надо ещё про неё саму, Контессину, что-нибудь спросить».
Но она не успела и рта раскрыть. В этот момент затрубили трубы, забили барабаны, распахнулись широко двери и слуги ввезли огромный, многоярусный торт на низкой тележке с колесиками. Торт был украшен со всех сторон кремовыми лиловыми ирисами и красными шарами, символизирующими герб Медичи. Наверху была фигура самого папы Льва X из меренги и крема. Торт медленно двигался в сторону понтифика, который уже вооружился большим ножом. Когда этот необычный десерт подъехал близко к Римскому папе, тот вонзил нож в середину и провел борозду. Вдруг из открытой щели начали вылетать разноцветные птички, которые заливались пением. А вслед за ними выскочили три маленьких мальчика с крыльями, которые изображали херувимов, и затанцевали перед гостями. Раздавались возгласы удивления и восхищения, папа смеялся и хлопал в ладоши, а его кузен Джулио только любезно улыбался и едва похлопывал пальцами.
– Вот увидите, мой брат теперь сделает Джулио кардиналом. Они с детства неразлучны, – сказала Контессина, – по закону незаконнорожденный не имеет права на кардинальский сан, но Джованни обязательно что-нибудь придумает. Первым делом папы думают о своих, это правильно. Я останусь в Риме, не вернусь больше во Флоренцию. И моя сестра Лукреция тоже пока не вернется, а Магдалена и так постоянно живёт в Риме.
– Правильно делаете, лучше держаться всем вместе, – сказал Ярослав.
– Мужчины пусть едут, Джулио и Джулиано. Да еще племянник Лоренцо есть, сын моего старшего брата Пьеро, – продолжала Контессина. – Флоренция наша, кто-то должен держать её в руках.
Потом было ещё долгое застолье: подавали куски торта, конфеты, вафли, восточные сладости, десертное вино. У Карины уже глаза слипались от усталости и обжорства. Наконец, слуги зажгли свечи и банкет подходил к концу.
– Вы переночуете на нашей вилле Медичи в Риме, мы часто принимаем там паломников, – сказала Контессина. – Пойдёмте, я вас провожу на кухню. Вы переоденетесь в ваши костюмы и я вас выведу тайным ходом.
Она взяла свечу и пригласила их следовать за собой. Карина с Ярославов переоделись в свои джинсы и куртки в подсобке, вышли и последовали за Контессиной уже по знакомому коридору. Шли они долго, вдруг свеча погасла. Сначала они видели только темноту, но потом, когда глаза привыкли к свету, они увидели щель впереди. Через неё проникал дневной свет, и наши герои устремились туда. Когда они открыли дверь и вышли, то увидели коридор, который вел к выходу из музеев Ватикана. Около двери стояла Нелли и улыбалась.
– Ну что, убедились, что там совершенно пусто? – сказала она. – Когда-то там были кухни, даже камин сохранился. А теперь эти помещения заброшены.
– Убедились, – согласилась Карина, – вот только воображение разгулялось. Показалось, что там и повара, и слуги, и банкет Римского папы, и даже как будто ты там присутствовала.
– Я на банкете понтифика? – засмеялась Нелли. – Это было бы здорово, но совершенно нереально. Даже при таком демократичном папе, как Франциск I. Ну а теперь нам нужно выходить на улицу.
Они все вместе вышли вслед за Нелли на свежий воздух и Карина спросила:
– Нелли, скажи, а ты знаешь что-нибудь про картину Леонардо да Винчи «Святой Иоанн Креститель?»
– Знаю, конечно, – ответила Нелли, – её заказал Леонардо Римский папа Лев X. Но тот, как обычно, начал изобретать какой-то особый лак ещё не приступив к работе, потом работал медленно и вовремя на закончил. Понтифик в раздражении отменил заказ, и Леонардо увез картину во Францию, когда переехал туда окончательно. Сейчас она в Лувре.
– Понятно, – задумчиво сказала Карина. Они попрощались и горячо поблагодарили гида. Экскурсия супругам очень понравилась, а путешествие в прошлое на банкет папы Льва X ещё больше. Нелли не только знала ответы на все вопросы, но и рассказывала смешные истории, шутила, было очень весело. К тому же гид оказалась реинкарнацией Контессины Медичи, дочери самого Лоренцо Великолепного.
Вечером Ярослав с Кариной опять погуляли по центру Рима, восхищаясь подсветкой, и поужинали в пиццерии. Несмотря на то, что был ещё низкий сезон, туристов на улицах Вечного города было много. Кое-где играли уличные музыканты, в барах и ресторанах было полно посетителей. К тому же было время карнавала и попадались ряженые. На следующее утро наши путешественники поехали на скоростном поезде во Флоренцию.
Глава 4. Флоренция
Во Флоренции была прекрасная погода для февраля, очень тепло и солнечно. Ярослав забронировал на этот раз отель «Брунеллески» в центре города, в улочке недалеко от собора. От станции они доехали на такси, это было совсем недалеко, минут 10. Можно было и пешком дойти, но с чемоданами по булыжной мостовой не очень-то удобно. Поезд приехал на вокзал: Флоренция Санта Мария Новелла без опоздания, в 10.30. А в 11.30 Ирина пришла за ними в отель.
– Какое историческое место вы выбрали для жилья! – восхищалась она. – Эта башня при отеле, где ресторан, является самой античной во Флоренции. Представляете, ей полторы тысячи лет!
– Ничего себе! – воскликнул Ярослав, – как же она до сих пор не рухнула?
– Это свойство нашего местного флорентийского камня, он очень прочный. Его даже называют «pietra forte», это переводится «сильный камень».
Потом Ирина рассказала, что сначала на этом месте были римские термы, потом их разрушили варвары, готы. Оказывается, название: «готический стиль» тоже от слова «готы». Потом Флоренцию захватили византийцы и построили эту самую башню в середине VI века на фундаменте терм. И, скорее всего, на месте небольшого бассейна круглой формы, может, джакузи. А с XI века в этой башне была женская тюрьма, где женщины спали на соломе. Солома по-итальянски: paglia, поэтому башню называют: «Пальяцца». А теперь это ресторан отеля «Брунеллески».
– Говорят, раз башня такая старинная, там происходят чудеса. Якобы, есть потайной ход, по которому можно попасть в прошлое. Но это, конечно, легенда. Просто они придают интерес экскурсии. Я люблю рассказывать легенды, – говорила гид.
Потом Карина с Ярославом отправились на экскурсию с Ириной, во время которой они долго гуляли по центру города. Собор Санта Мария дель Фьоре привел всех в восторг: сочетание стиля готики и разноцветного мрамора – белого, розового и зеленого было невероятно красиво. На фасаде собора оказалось множество статуй и бюстов святых, апостолов, Мадонны с младенцем и цветком в руке – это было название собора: Санта Мария дель Фьоре, Святая Дева Мария с цветком. На самом верху были бюсты Филиппо Брунеллески, Арнольфо ди Камбио, Микеланджело, Андреа Пизано, Франческо Петрарки, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Джотто и многих других персонажей. Вокруг круглого окна с цветным витражом оказались бюсты Америго Веспуччи, Галилео Галилея и географа Паоло ди Поццо Тосканелли, который, как рассказала Ирина, раньше Колумба предположил, что надо плыть на запад чтобы найти новый путь в Индию.
Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция
На фасаде собора справа от центральной двери гид показала им герб династии Демидовых, которые вкладывали деньги в облицовку нового фасада. Конечно, сами Карина с Ярославом ничего бы этого не разглядели. Вот только в внутрь храма была длинная очередь и стоять в ней не хотелось.
– Вы можете попробовать войти туда ближе к вечеру, вдруг не будет очереди, – предложила Ирина. – А я вам расскажу, что там можно посмотреть. Самое главное – это огромная фреска на тему: «Страшный суд» работы живописца Джорджио Вазари и его помощников. Она по стилю напоминает «Страшный суд» Микеланджело, вы же видели в Риме?
– Видели, – сказала Карина. – Очень впечатляет!
– Эта тоже впечатляет, больше всего размерами. Её площадь примерно 3600 квадратных метров, это практически размер футбольного поля. Обязательно найдите на фреске Люцифера, его высота 8,5 метров. И Ирина объяснила, как его там найти.
– Ещё на фреске изображены семь кардинальных грехов в виде чудовищ и зверей, мать-природа, четыре сезона, время с песочными часами, смерть, которая переламывает свою косу, портреты Медичи, французского короля Франциска I, императора Карла V, автопортрет художника Федерико Цуккари со всей семьей, портрет Джорджио Вазари, скульпторов Бартоломео Амманати, Джамболоньи, Баччо Бандинелли. Больше 800 фигур, – продолжала рассказывать Ирина.
– А где находится дворец Медичи? – поинтересовался Ярослав.
– Который из трех? – спросила гид. – У них было три резиденции во Флоренции, две из них я вам точно сегодня покажу. И третью, если у вас будет желание прогуляться за реку Арно.
– Тот, где жил Лоренцо Великолепный
– Это рядом, сейчас мы туда пойдём, только Ворота Рая сначала покажу.
Воротами Рая оказались потрясающей красоты позолоченные двери Баптистерия с изображенными на них историями из Ветхого завета.
– Только это копии. Оригиналы были повреждены во время наводнения 1966 года, их отреставрировали, и сейчас они в музее собора, – пояснила Ирина. – А ещё копии этих ворот есть в Сан Франциско, это центральные двери собора Святой Грэйс, в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, в Москве в Пушкинском музее. Мне даже как-то туристы говорили, что Пугачева с Галкиным заказали копии Ворот Рая для своей резиденции.
Врата Рая, Флоренция
Гид также показала на дверях автопортреты мастеров Лоренцо Гиберти и его сына Витторио, которые их отливали, и некоторые интересные детали на сценах. Потом они разглядывали копии южных и северных дверей Баптистерия. Южные были простенькие, из тусклой бронзы, с 28-ю маленькими панелями. На сценах были изображены истории из жизни Святого Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции, и 8 фигур добродетелей. На рамке виднелись совершенно одинаковые цветочки и львиные головы. Северные ворота были посложнее, тоже 28 панелей с историями из Нового завета, евангелистами и учителями церкви. На рамке были головы, среди которых оказался автопортрет Лоренцо Гиберти, который отливал и эти двери тоже, и крупные насекомые: жуки разных видов, саранча, осы, слепни, а также жабы, змейки, ящерицы и улитки.
– Точно неизвестно почему Лоренцо Гиберти изобразил этих тварей на дверях, – рассказывала Ирина. – Возможно, это своего рода амулет. Они символизируют зло, и, размещенные снаружи, охраняют священное помещение от зла.
– А это правда, что брата Лоренцо Великолепного убили в соборе? – спросила Карина.
– Да, сейчас по дороге ко дворцу Медичи я вам все расскажу. Это было самое знаменитое флорентийское убийство!
Они посмотрели снаружи ещё много интересного. Первый дворец Медичи, который был построен в середине XV века по их заказу, Усыпальницу Медичи, которую Ирина посоветовала обязательно посетить, потому что там семь подлинников Микеланджело, и там похоронен Лоренцо Великолепный со своим братом Джулиано.
– Мы увидим шесть его статуй в галерее Академии, включая Давида, и если посмотрим еще эти семь в капелле Медичи, это будет уже 13. Ни в одном городе мира нет столько подлинников Микеланджело Буонарроти, только во Флоренции. А завтра в галерее Уффици я вам покажу его единственную уникальную картину на дереве.
– Надо посетить обязательно Усыпальницу Медичи, – сказала Карина. – К тому же она маленькая, и совсем рядом. Здесь все рядом.
– Давайте посмотрим её после галереи Академии, тогда у нас получится экскурсия по творчеству Микеланджело, – предложила Ирина. – А если успеем в музей Барджелло, то вы увидите ещё 4 его оригинала: статую Вакха с сатиром, бюст Брута, рельеф Тондо Питти и незаконченного Аполлона.
Базилика Санта Кроче, Флоренция
Карина с Ярославом согласились и они продолжили экскурсию. После собора и квартала Медичи они увидели квартал, где жил Данте Алигьери, музей Барджелло снаружи и место, где когда-то был римский амфитеатр. Потом они посетили церковь Санта Кроче, где похоронены Микеланджело и Галилео Галилей. Карине и Ярославу понравились монументальные надгробные памятники с аллегорическими фигурами: Живопись, Скульптура и Архитектура на могиле Микеланджело и Астрономия с Геометрией над захоронением Галилея. Кроме того, в этой церкви оказались похоронены Никколо Макиавелли с аллегорической фигурой Политики на саркофаге, Джоаккино Россини с фигурой музыки, Михаил Огинский с его портретным бюстом, Лоренцо и Витторио Гиберти с простой могильной плитой на полу.
Семейные часовни были украшены сказочно красивыми фресками XIV века на разные темы: легенда о Животворящем кресте, истории из жизни Марии и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, Франциска Ассизского, Антония Аббата, Николая Чудотворца. Особенно им понравились 2 сцены. Одна – на которой Святой Николай Чудотворец воскрешал мертвых мальчиков, которых мясник убил во времена голода, порубил на куски и замариновал в бочке. А вторая – младенец Иисус в пеленках принес весть Волхвам о своем рождении. Это был первый ноктюрн в истории средневековой живописи. На площади перед базиликой Санта Кроче Ирина рассказала им о флорентийской традиции играть в футбол без правил в день Святого Иоанна Крестителя 24 июня.
– Все участники игры одеты в средневековые костюмы, – говорила она. – Поэтому игру называют: «Футбол в костюме».
Дальше по ходу экскурсии была площадь Синьории с Палаццо Веккио – второй резиденцией Медичи, куда они переехали, когда получили герцогский титул. Этот дворец стал особенно популярен после выхода романа Дэна Брауна: «Инферно». На площади Синьории перед дворцом было много статуй, среди которых выделялся фонтан Нептун с огромной белоснежной статуей божества.
– Это оригинал XVI века работы скульптора Бартоломео Амманати. Его недавно отреставрировали, отчистили от грязи, – объяснила гид. – До этого он был просто черный. Реставрация длилась 2 года, на неё ушло полтора миллиона евро. Спонсорами были марка Сальваторе Феррагамо.
Нептун, Бартоломео Амманати, Флоренция
– Какой мужчина, этот Нептун. Какие мускулы! – восхищенно приговаривала Карина.
– Обратите внимание, как лицо Нептуна похоже на лицо герцога Козимо I Медичи. Это он, сам Козимо в облике римского божества стоит посреди площади, – сказала Ирина и показала на конную бронзовую статую герцога, которая оказалась оригиналом XVI века работы скульптора Джамболонья. Её тоже планировали реставрировать, но пока руки не доходили. Потом они посмотрели копию Давида Микеланджело и копии работ Донателло: лев Мардзокко и «Юдифь убивает Олоферна». Рядом с Давидом стояла странная статуя слишком мускулистого уродливого мужчины с дубинкой в руках, который подмял под себя другого уродливого мускулистого мужика.
– Это «Геракл и вор Какус» работы Баччо Бандинелли, – продолжала гид, – по мифологии Какус был сыном бога Вулкана, и когда сердился, то плевался огнём. Какус украл у Геракла быков в одном из подвигов, связал из сзади за хвосты и тянул задом наперед, чтобы следы показывали обратное направление. Но Геракл разгадал его хитрость, нашел быков и убил вора дубинкой. Только вот статуя флорентийцам не понравилась в те времена.
– Почему? – спросил Ярослав.
– Из-за слишком накачанных мускулов, – ответила Ирина, – Баччо Бандинелли всегда хвастался, что превзойдет Микеланджело в скульптуре, и вот что у него получилось. Бенвенуто Челлини прозвал Геракла: «мешком с дынями». Я бы назвала: мешком картошки, но её тогда ещё не завезли из Америки.
На лоджии Ланци они полюбовались бронзовой статуей Персея с головой и телом Медузы Горгоны, на затылке которого был автопортрет мастера, виртуозными статуями XVI века работы скульптора Джамболонья: «Геракл убивает Кентавра» и «Похищение сабинянок».
– Это первые скульптуры в стиле барокко во Флоренции, – объясняла Ирина, – Джан Лоренцо Бернини вдохновился именно «Похищением Сабинянок» перед тем, как начал ваять свои статуи.
Старый мост, Флоренция
Затем они перешли через Старый мост с ювелирными магазинами на другую сторону реки Арно и гид рассказала им историю о том, как на мосту появились мясные ряды, и как они потом сменились на ювелирные лавки. Карину и Ярослава заинтересовала конструкция коридор Вазари, который тянется через галерею Уффици и Старый мост и соединяет два дворца Медичи.
– Туда можно попасть? – спросил Ярослав.
– К сожалению, он закрыт на ремонт с 2016 года. Обещают открыть в следующем, 2020 году. Но в Италии все непредсказуемо, вдруг что-нибудь случится.
– Ладно, когда откроется – ты нам сообщи и мы снова приедем, – попросила подругу Карина.
– Конечно, – ответила Ирина.
На другой стороне реки находился дворец Питти.
– Это последняя резиденция Медичи, – рассказывала Ирина. – Дворец так называется по фамилии его первого владельца купца Луки Питти, который заказал его построить. Но потом Питти разорился и выставил незаконченное здание на продажу. Примерно через 100 лет его купили герцоги Медичи и жили там в течение двух столетий, пока эта династия не вымерла. Потом там жили герцоги Лотарингские, которые управляли Тосканой после Медичи, сестра Наполеона Элиза Бачокки, которая была герцогиней Тосканы, когда Наполеон её захватил. И последним там жил король Виктор Эммануил II из рода Савойя, когда Флоренция была столицей Италии. Так что этот дворец можно назвать королевским. Сейчас это огромный музей с тремя этажами и большим количеством шедевров внутри. Там есть и картины, и мебель, и фрески, и лепнина, и драгоценности Медичи, и даже посмертная маска Лоренцо Великолепного. А современные потомки династии Питти живут напротив вот в этом дворце, – она показала в каком, – на нижних этажах у них отель «Pitti Palace» и рестораны, а не верхнем они живут сами.
Посетить хотелось все, но нужно было выбирать. В галерею Уффици вход был уже забронирован на завтра, на послезавтра они планировали поездку в Сиену, потом на следующий день галерею Академии и Усыпальницу Медичи. Надо еще было спланировать поездки в Пизу и Вольтерру, в Сан Джиминьяно и долину Валь д'Орча, экскурсии во дворец Питти и в музей Барджелло. Ярослав также хотел покататься на велосипеде, а Карина сходить в музей Леонардо да Винчи.
«Остальное решим потом», – думала Карина. Голова уже и так была переполнена из-за обилия информации.
Они распрощались с гидом до следующего дня, когда она должна была провести экскурсию в галерее Уффици. После этого Карина и Ярослав побрели, уставшие, через мост пообедать в тосканской траттории рядом с их отелем. Стэйк по-флорентийски из белой коровы породы Кьянина оказался выше всяких похвал, к нему подали запечённый картофель и салат. На закуску они заказали брускетту с помидорами – гренки из тосканского хлеба с кусочками свежих помидор, листьев базилика и мелко нарезанного чеснока, а к мясу выбрали местное красное сухое вино Кьянти Классико.
Глава 5. Потайной ход
После обеда Карина и Ярослав немного отдохнули в отеле и решили прогуляться по улочкам Флоренции. Хотелось попробовать войти в собор, если не будет очереди. Супруги выпили по стакану вина в ресторане отеля, на этот раз выбрали выдержанное в дубовой бочке Кьянти Руфина производителей Фрескобальди. Они уже двинулись к выходу и были в коридоре, как вдруг Ярослав увидел неприметную потайную дверь, которая сливалась со стенами. Она напоминала ту, что была на выходе из музеев Ватикана. Дверь была приоткрытой.
– Давай посмотрим, что там за этой дверью, – предложила любопытная Карина. Ярославу тоже стало интересно, вдруг они опять попадут куда-нибудь в интересное место.
– Скорее всего, подсобка какая-то, – Ярослав сделал вид, что ему неинтересно. – Но давай посмотрим, только быстро.
Супруги открыли дверь ещё немного и проскользнули туда. За ней оказался другой коридор, который тоже заканчивался приоткрытой дверью, из-за которой сочилась полоска дневного света. Карина с Ярославом прошли по второму коридору, толкнули эту дверь и оказались на улице. Там было гораздо теплее, чем утром, и уже вечерело. Улица оказалась кривой и узкой, вокруг были мастерские, где работали люди. Странно, что дверей в мастерских не было, только полукруглые открытые арки. Перед входом были прилавки, а в глубине были видны сами мастера, одетые в странные костюмы с передниками. Недалеко высились какие-то башни, а между ними – маленькие хижины. Такие строения Ирина показывала во время экскурсии, но теперь их было гораздо больше, и они были намного выше, чем утром. Это были настоящие каменные небоскрёбы.
– Вроде, мы по этой улице не проходили, – сказал Ярослав. – Давай лучше вернемся обратно и выйдем через отель.
– Давай, – ответила Карина и толкнула дверь, но та оказалась закрыта. Ярослав подергал дверную ручку в форме львиной головы, постучал в дверь, но все было напрасно. Она было наглухо закрыта и внутри была тишина.
– Не открывается, – сказал он, – придется прогуляться, потом вернемся и снова попробуем войти. Давай пойдем вон туда. Мне кажется, собор в той стороне. Может найдем его сами. Или, в крайнем случае, спросим у кого-нибудь.
Карина с Ярославом пошли прямо, но попали на продуктовый рынок. Вокруг были лавки, таверны, опять какие-то башни, церкви – ничего знакомого. Только колонна в центре рынка казалась похожей на ту, что они видели на площади Республики. И люди вокруг были как-то странно одеты. Некоторые мужчины попроще в штанах и грубых рубашках, подпоясанные верёвками. На их ногах было надеты плетеные лапти. Женщины были одеты в грубые темные платья до пола, из под которых внизу виднелись белые сорочки. На головах у женщин постарше были чепцы, у молоденьких девушек чепцов не было. Их волосы были либо распущены, либо собраны в узел. Сами Карина и Ярослав были в джинсах темно-синего цвета, свитерах и кожаных куртках. Другие люди поглядывали на них с некоторым удивлением. Стало жарко и куртки они сняли.
– Опять мы попали в прошлое что ли? Вроде не было такого рынка, – сказал Ярослав. – По крайней мере, Ирина его не показывала. Давай спросим, как пройти к собору.
– Давай, – ответила Карина.
– Скажите пожалуйста, где находится собор? – вежливо спросила она у торговца овощами и фруктами. К своему удивлению, Карина опять заговорила по-итальянски, как и в Риме. Торговец внимательно посмотрел на них и махнул рукой прямо.
– Вот туда идите, парни. Тут недалеко, за той башней. Вы, наверное, на вечернюю службу? Так ещё рано! Вы приезжие?
– Да, мы из России. Только я не парень, а женщина – продолжала Карина опять на итальянском.
– Россия? А что это за город? Или деревня? Если ты женщина, то почему волосы такие короткие, и одета в мужской костюм? И вообще вы как-то странно одеты, – сказал торговец.