bannerbanner
Дубровно и евреи. История, Холокост, наши дни
Дубровно и евреи. История, Холокост, наши дни

Полная версия

Дубровно и евреи. История, Холокост, наши дни

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Год 1630-й. На этот год пришлось строительство в Дубровне Николаем Глебовичем (виленским каштеляном) монастыря бернардинцев.

Год 1662-й. Это был год, когда через Дубровно проезжал Мейерберг Августин (являвшийся австрийским дипломатом и путешественником), оставивший описание быта жителей, архитектуры и окрестностей Дубровны.

3.2 Восемнадцатое – девятнадцатое столетия. Двадцатое столетие

Восемнадцатое – девятнадцатое столетия

После того, как в 1772-м году произошел 1-й раздел Речи Посполитой, имело место вхождение Дубровенщины в состав государства Российского.

Год 1773-й. В этом году происходило разделение Могилевской губернии на уезды. Дубровну в данное время определили городом, однако в штатах 1877-го г. года она уже таковой не числилась.


Дубровно. Рисунок 1784 г. Источник: http://shtetle.com/Shtetls/dubrovno/dubrovno.html


В восьмидесятых годах восемнадцатого столетия Дубровненское графство было приобретено князем Потемкиным у Казимира Сапеги. Новым владельцем Дубровны были построены первые на российской территории позументная и часовая фабрики.


Дубровенский замок (слева). Рисунок 1784 г. Источник: http://shtetle.com/Shtetls/dubrovno/dubrovno.html


Период 1780-го – 1861-го г. г. В данном временном периоде в Дубровне функционировали суконные мануфактуры. Местным промыслом являлась керамика (в Дубровне изготавливались игрушки и посуда).


Дубровна._Дубровно_(М._Иванов,_1784).jpg (500x313). Источник:https://goo.su/GIo0hj


Дубровна (Ловернь, 1840).jpg (2716x1825). Источник: https://goo.su/Smq1j


Год 1897-й был годом, когда проживавших в Дубровне людей насчитывалось 7 974, из них 4 364 являлись евреями.

В девятнадцатом столетии Дубровну считали центром ткачества. Здесь была значительная по численности еврейская община, составлявшая в 1898-м году более пятидесяти процентов от всего населения.

Двадцатое столетие


«Суконная фабрика „Днепровская мануфактура“ в Дубровно является одним из старейших белорусских предприятий, на которых производилась переработка льна. Она действовала с 1900 по 1941 год. О тех временах напоминает здание из красного кирпича, расположенное на восточной окраине города, неподалеку от современного льнозавода. Этот памятник промышленной архитектуры начала ХХ века, где раньше находился красильный цех, долгое время стоял заброшенным, восстановительные работы, проводившиеся в два этапа, завершились лишь в 2018 году. Теперь внутри находится музей, посвященный истории предприятия, а также зал гражданских церемоний. Окружающая территория благоустроена и превращена в зону отдыха с клумбами и беседками». Источник: https://planetabelarus.by/sights/fabrika-dneprovskaya-manufaktura-v-dubrovno/


На базе действовавшей в девятнадцатом столетии суконной фабрики в 1901-м г. было обеспечено открытие фабрики «Днепровская мануфактура», вывезенной в Россию в начале 2-й мировой войны.

Год 1917-й явился годом установления в Дубровно советской власти.

Год 1926-й был годом приобретения названия населенного пункта современного вида (среднего рода).

Во время 2-й мировой войны городу Дубровно пришлось сильно пострадать. Он был подвержен оккупации немецкими войсками.

Год 1941-й (семнадцатое-двадцатое июля). Это было время уничтожения гитлеровцами и их пособниками всех евреев города. Город являлся сценой значительной деятельности партизан. В период с октября 1943-го года по июнь 1944-го года он находился на линии фронта или вблизи нее и не оказался окончательно занятым советскими войсками до двадцать шестого июня 1944-го года.

Оккупация района немецкими захватчиками произошла семнадцатого-двадцатого июля 1941-го г.

Территория Дубровинского района входила в зону действий [4]:

«партизанской бригады Константина Заслонова, партизанского отряда «Грозный», спецотрядов «Мститель» и «Сокол», подпольные организации действовали в посёлке Осинторф и деревне Новая Тухинь, группы в городе Дубровно и на станции Осиновка.

В 1939-м году проходила перепись населения. Согласно ней [4]:

«Евреи, которых согласно переписи населения 1939 года в Дубровно проживало 2 119 человек (21,37% от общей численности жителей города), были уничтожены нацистами к концу 1941 года в Дубровенском гетто».

Период с октября 1943-го года по июнь 1944-го года. В данное время на территории Дубровненского р-на проходила линия фронта.

Полное освобождение района произошло двадцать шестого июня 1944-го года в ходе Витебско-Оршанской операции двадцать шестого июня 1944-го г. войсками тридцать первой и одиннадцатой армии третьего Белорусского фронта.


Вручение боевых наград за освобождение Дубровенского района. Источник: http://www.dubrovno.by/?page_id=11296


Хроника освобождения Дубровненского района от немецко-фашистских захватчиков 25 июня 1944 года [11]:

«В 8.00 25 июня 1106 стрелковый полк во взаимодействии с 1104 стрелковым полком выбил противника из Теолина, и с боем продолжал продвигаться на Чижовку. 1108 стрелковый полк, подвергаясь сильному огневому фланкированию с левобережья и преодолевая упорное сопротивление арьергардов противника, овладел деревней Лопыри и медленно продвигался на северо-восток Дубровно.

К 15.00 части дивизии, тесня противника, с боем выбивая его с каждой высоты, оврага, овладевали новыми позициями, перед ними была поставлена задача окружить гарнизон противника в Дубровно, прижать его к реке и уничтожить.

В 21.00 1106 стрелковый полк – с северо-запада, танки и самоходная артиллерия – с севера, 1108 стрелковый полк – с северо-востока нанесли концентрированный удар по правобережной части Дубровно, сломали сопротивление противника и начали очищать левобережную часть местечка от противника. Противник, не выдержав натиска, бежал на правый берег реки Днепр, потеряв при этом большую часть живой силы убитыми и утонувшими в реке. Преследуя отступавшего противника, подразделения 1108 стрелкового полка с ходу, на подручных средствах, форсировали реку Днепр и начали выбивать противника из южной части Дубровно, тесня его на юг. К этому времени подразделения 220-й стрелковой дивизии, обойдя опорный пункт Бурое Село с юга, продвигаясь в направлении Дубровно на южную окраину города, совместными действиями с 1108 стрелковым полком полностью уничтожили гарнизон в Дубровно (к исходу 25 июня – к утру 26 июня 1944 года).

К исходу дня 25 июня оборона противника явно дала непоправимые трещины. Необходимо было напрячь последние усилия для прорыва последнего рубежа, прикрывавшего ближние подступы к Орше. Бои не прекращались ни на час. Это были уже бои на подступах к Орше, которая была освобождена 27 июня 1944 года.

В Дубровно на перекрестке дорог на Осинторф, Ляды и Оршу стоит памятная стела, на которой написано: «Город Дубровно освобожден от немецко-фашистских оккупантов 26 июня 1944 года войсками 220-й стрелковой дивизии под командованием полковника В.А.Полевика и 331-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора П.Ф.Берестова».

За период оккупации с 17 июля 1941 года по 26 июня 1944 года в Дубровенском районе погибло 3470 мирных жителей, были уничтожены почти все материальные ценности. Частично уцелели дома только в Малобаховском, Добринском, Зарубском сельских Советах и в г. Дубровно.

Территория района входила в зону действий партизанской бригады Константина Заслонова, партизанского отряда «Грозный», спецотрядов «Мститель» и «Сокол», подпольные организации действовали в посёлке Осинторф и деревне Новая Тухинь, группы в городе Дубровно и на станции Осиновка».

IV Евреи в Дубровно

4.1 Начало еврейского поселения в Дубровно. Восемнадцатое столетие. Девятнадцатое столетие

Начало еврейского поселения в Дубровно


Днепр. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/dubrowna/


Еврейское поселение в Дубровно началось в середине XVI века.

Евреи впервые упоминаются там в 1685 году.

В статье Dubrowna, Belarus написано [9]:

Город упоминается с начала 1500-х годов, а еврейское поселение в Дубровне относится к середине XVI века, когда регион был частью Литвы. Из-за войн между русскими и литовцами город несколько раз сжигали в конце 1500-х годов.

Восемнадцатое столетие

В 1738 году еврей из Дубровны Барух Лейбов был сожжен на костре в Санкт-Петербурге за прозелитизм.

В 1766 году в Дубровно и его окрестностях насчитывался 801 еврейский налогоплательщик.

Центр хасидизма Любовича, уже в 1792 году копии Тании (эссе и рассуждения, составляющие руководство по религиозной преданности, практической и религиозной этике, написанные рабби Шнеуром Залманом, Алтер Ребе) изготавливались в Дубровне квалифицированными писцами.

Дубровна была также центром изготовления тканых шерстяных талесов, которые продавались по всей Российской империи. Евреи также работали ремесленниками и поденщиками.

В 18 веке Дубровно стало центром ткачества молитвенных платков в Восточной Европе. Ткачихи, работавшие на ручных станках, находились в тяжелых условиях и жестоко эксплуатировались купцами, которые поставляли им пряжу, а затем покупали их изделия и продавали через агентов в еврейских поселениях по всей России и Галиции и даже экспортировали их в Западную Европу и Америку.


Девятнадцатое столетие

В 1801 году в Дубровно была основана еврейская типография.

В 1863 году в городе родился Менахем Усишкин, один из лидеров сионизма.

Это был один из главных центров по производству талитот (молитвенных платков).

С середины XIX века этот промысел, насчитывавший в 1847 году около 660 рабочих, столкнулся с конкуренцией со стороны фабрик в больших городах, где молитвенные платки ткали на машинах, и евреи стали покидать город. Бедственное положение ткачей в Дубровно привлекло внимание еврейской общины России.

4.2 Двадцатое столетие: до 2-й мировой войны Аркадий Шульман («На родине моих снов»)

Один из корпусов завода «Днепровская мануфактура», украшенный звездой Давида. Фотограф: Аркадий Зельцер. Центр еврейского искусства, Еврейский университет в Иерусалиме, копия YVA 14616980 Источник: https://collections.yadvashem.org/en/untold-stories/community/14621818-Dubrovno


До 2-й мировой войны

В 1902 году при содействии *Еврейского колонизационного общества (ICA) было основано Акционерное общество Днепровской текстильной мануфактуры, которому принадлежало две трети акций, а остальные были приобретены богатыми евреями Санкт-Петербурга и Москвы.


Еврейская школа, около 1925 г. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/dubrowna/


По состоянию на 1906-й г. еврейские благотворительные учреждения включали общество помощи бедным, основанное губернатором провинции, биккур холим (посещение больных) и лехем эбионим (еда для нуждающихся).

Дети обучались по Талмуд-Торе (72 ученика). Было двадцать шесть адарим (еврейских начальных школ), в которых обучалось 210 учеников, иешива. с шестьюдесятью учениками, светской государственной школой, которую посещали 175 учеников, некоторые из которых также посещали иешиву или хадарим, и районную школу с тридцатью шестью учениками на промышленных отделениях.

Была основана крупная ткацкая фабрика, директора, персонал и рабочие которой являлись евреями, а суббота считалась днем отдыха. Рядом с фабрикой были открыты народная школа и кооперативный магазин. Дубровно был также центром переписчиков свитков Торы, филактерий и мезузотов, которые в начале советской власти получили разрешение на создание профессионального союза.

Эшелон с 30 000 филактерий, скопившихся в Дубровно после войны, было разрешено отправить в Берлин.

Производство молитвенных платков прекратилось в 1920-е годы. В 1930 году на ткацкой фабрике работало около 1 000 человек, среди которых было много евреев.

При советской власти на фабрике стали работать нееврейские рабочие, которые к середине 1930-х годов составляли более половины рабочих. Тем не менее, до изменений, вызванных антирелигиозной политикой СССР в 1929 году, выходным днем на фабрике оставалась суббота.


Учащиеся еврейской средней школы. Выпускной вечер у этих ребят состоялся 17 июня 1941 год. Источник: http://mishpoha.org/library/16/1601.php


В начале 1930-х годов на фабрике была своя газета, выходившая на белорусском и идиш. В Дубровно также была государственная школа с обучением на идише.

В 1939 году еврейское население Дубровно составляло 2 119 человек, или 21,4 процента от всего населения города.

Рассмотрим динамику численности общины [8]:

В 1847 году численность общины составляла 4 481 человек, в 1897 году – 4 364 (57,5% от общего числа жителей), в 1926 году – 3 105 (около 39%), в 1939 году – 2 119 (21%).

Дубровно был местом рождения сионистского лидера М. *Усишкина.

Аркадий Шульман («На родине моих снов»)

Аркадий Шульман («На родине моих снов») рассказывает от имени Юрия Аркадьевича Нирмана [10]:


ШУЛЬМАН Аркадий Главный редактор журнала Белорусского объединения еврейских организаций и общин «Мишпоха».

Витебск, Беларусь. Источник: http://mishpoha.org/o-zhurnale/zhurnal-mishpokha-43-2022/1353-arkadij-shulman-baba-sora


Евель Нирман с женой. Источник: http://shtetle.com/Shtetls/dubrovno/dubrovno.html


« – Наша семья до Великой Отечественной войны жила в городе Дубровно. Это небольшой город, расположенный по обе стороны Днепра. Мы жили на улице Крылова, близко от левого берега реки. У нас был большой дом и большая семья: мама, папа, четыре брата. Старший брат Гриша – 1921 года рождения, потом Миша – 1925 года, Гера – 1928, и я – родившийся за три года до начала войны. Отец, его звали Арон Евелевич, работал мясником, скупал скот в близлежащих деревнях, занимался его убоем, разделкой, был магазин, куда он определял мясо на продажу. Был физически очень сильный человек. Да и работа у него была такая, что требовала физической силы. Папа был ровесником XX века, а наша семья на себе прочувствовала все «острые углы» этого века.

Доносы на более благополучных соседей, сослуживцев писали во все годы. Но в тридцатые – власти инициировали это, всюду мерещились классовые враги. И на отца писали доносы, что он где-то в тайнике прячет золотые монеты. Его вызывали в ОГПУ (правоохранительно-карательные органы – это я объясняю для тех, кто, слава Богу, уже не знает этой аббревиатуры), допрашивали, мама говорила, что допросы велись с пристрастием, то есть отца пытали, что в те годы было в порядке вещей. Может быть, у отца где-то и была «золотая заначка», но он о ней ничего не сказал. Выдержал все допросы. В конце концов, его объявили «лишенцем», то есть он был лишен избирательных прав, как классово чуждый элемент. В те годы была такая терминология. «Лишенцы» не могли получать от государства никаких материальных благ или даже поблажек.

Семья не была богатой, впрочем, в те годы уже не оставалось богатых семей, но никогда не была бедной. Отец много работал. Он считал, что мужчина должен зарабатывать, обеспечивать семью – это его обязанность.

Перед войной уже и старший брат Гриша пошел работать в типографию. У нас дома не боялись никакой работы, и отец сумел привить это чувство детям, за что мы все ему были благодарны.

Маму звали Геня Нирман (девичья фамилия Полина). Все мои дедушки, бабушки жили в Дубровно. У родственников уже были жены из близлежащих местечек: из Копыси, Россасно, Смольян и других. Для нашей семьи Дубровно – это родовое гнездо.

Правда, в начале XX века Нирманы стали разъезжаться по белу свету. Старший брат отца – Борух в 1914 году смог попасть на какой-то пароход, зарылся в уголь, его не заметили когда отплывали, и так он эмигрировал в Америку. Жил в Чикаго и со временем стал богатым человеком – владел скотобойнями.

Два других отцовских брата Залман и Симон в годы Великой Отечественной войны воевали и погибли на фронте. Фронтовиком был еще один папин брат – Беньямин. С войны он вернулся весь израненный. Поселился в Орше. Работал на очень тяжелой работе – возчиком основ на льнокомбинате. Была у отца сестра – Сима. Она до войны училась. Жила в Ленинграде, работала горным инженером по разведке полезных ископаемых. В годы войны помогала нам, присылала деньги, вещи ее сына, стиранные, штопанные, но очень аккуратные. Я носил их. У отца была очень дружная семья.

Отец и мама соблюдали все еврейские обычаи, традиции. Отмечали еврейские праздники. Отец ходил в синагогу, хотя в те годы это не поощрялось властями.

Война заставила нас покинуть Дубровно и разрушила мир, в котором жила наша семья, в котором мы выросли. Этот мир уже не вернулся, и живет сейчас только в памяти таких пожилых людей, как я.».

4.3 Оккупация Дубровно и Холокост. История убийства дубровненских евреев на Днепровской мануфактуре

Оккупация Дубровно и Холокост

Дубровно был оккупирован немцами 16 июля 1941 года. Лишь незначительному меньшинству евреев Дубровно удалось бежать до оккупации города. Немцы приказали евреям носить черные повязки с желтой звездой Давида.

В начале осени 1941 года на Левобереговой улице было создано гетто, откуда узников гетто забирали на принудительные работы. 6 декабря 1941 года 1500 евреев были расстреляны за двором местной льняной фабрики.

В марте 1942 года оставшиеся в живых ремесленники и члены их семей (всего 300 человек) были расстреляны, как небольшими группами, так и поодиночке.

Во время Холокоста в Дубровно гибель настигла раввина Хаима Нахума Юдина и его жену Цвию.

Дубровно был освобожден Красной Армией 26 июня 1944 года.


Фабрика «Днепровская мануфактура» в Дубровно. Источник: http://www.dubrovno.by/?page_id=11296&cpage=6


История убийства дубровненских евреев на Днепровской мануфактуре

6 декабря 1941 г. после проведенной в гетто селекции немцы уничтожили большую часть евреев гетто – около 1500 человек – на окраине города, между водохранилищем и ткацкой фабрикой «Днепровская мануфактура» (ныне полотняная фабрика).). Позднее, в феврале 1942 года, при ликвидации гетто немцы убили 300 квалифицированных рабочих и членов их семей, переживших первую операцию по ликвидации.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора