Полная версия
Война и мир в терминах и определениях. Военный словарь
1.43. Кризис войны
– ситуация, в которой война (вооруженная борьба) достигает своего наивысшего напряжения, а обе стороны находятся на пределе использования имеющихся в их распоряжении сил, средств и ресурсов. В прошлом кризис войны связывался преимущественно с так называемым «кульминационным пунктом» войны. В XXI веке он чаще всего будет охватывать значительный промежуток времени, в течение которого происходит смена стратегических целей сторон.
В длительной войне возможно возникновение множества кризисных ситуаций, однако решающее значение будет иметь критическая обстановка, в которой происходит и завершается коренной перелом в войне. Кризис войны обычно характеризуется крайне неустойчивой, обоюдоострой обстановкой, быстрыми колебаниями соотношения сил, острейшей борьбой за захват и удержание инициативы. В это время требуется особая осмотрительность, дальновидность и предельно решительные действия.
1.44. Исход войны
– положение, которое создается в итоге (завершении) войны и определяет условия послевоенного мира. Исход войны обычно ведет к серьезной перегруппировке военно-политических сил, возвышению одних держав и падению других, перекройке карты мира, образованию новых социально-политических формирований.
Возможны различные варианты исхода войны:
– одна сторона одерживает победу, а вторая терпит поражение и капитулирует;
– одна из сторон лишь частично добивается поставленных целей, вследствие чего вторая сторона может рассчитывать на почетный мир;
– война заканчивается практически безрезультатно вследствие взаимного истощения сил противоборствующих сторон;
– война заканчивается катастрофическими последствиями для обеих сторон;
– в результате войны (прежде всего ядерной) наступает всеобщий хаос, чреватый гибелью всей мировой цивилизации.
1.45. Победа
– успешный итог войны, военной операции, военной кампании или сражения для одной из противоборствующих сторон. Характеризуется разгромом или капитуляцией противника, полным подавлением его способности к сопротивлению. Победа в крупномасштабной войне приобретает всемирно-историческое значение, а память о ней становится одним из ключевых элементов национального самосознания победившей нации.
1.46. Успех
– в некоторых операциях НАТО понятие «победа» тождественно понятию «успех». Под ним понимается возможность сворачивания военных действий и вооруженного присутствия в побежденной стране с последующей передачей ответственности и полномочий управления «побежденным государством» местным властям – в случае их способности своими силами обеспечивать безопасность и верховенство закона на всей территории данного государства. Критерии достижения успеха в вооруженной борьбе во многом субъективны и трактуются наиболее сильной в военном отношении стороной конфликта, принявшей решение свернуть боевые действия, исходя из внутренних или внешних факторов.
1.47. Способы ведения войны
– система действий, определяющая последовательность и порядок типовых приемов применения сил и средств ведения войны для достижения ее целей и решения поставленных военно-политических и стратегических задач. Способы ведения войны зависят от объективных и субъективных условий, в которых начинает развиваться и завершается война. Они определяют основу содержания всех используемых в ходе войны форм борьбы, прежде всего военных действий.
Способы ведения войны постоянно изменяются. Решающее влияние на них оказывают уровень развития оружия и военной техники, цели, масштабы и характер войны, состояние средств управления, связи и транспорта. Умелое применение тех или иных способов ведения войны с учетом конкретно складывающейся обстановки является одним из важных условий достижения победы.
1.48. Силы и средства ведения войны
– комплекс организованных людских формирований и материальных ресурсов, боевых и обеспечивающих технических систем, оружия и военной техники, боеприпасов, средств поражения, управления, обеспечения и обслуживания, применяемых для ведения вооруженной и других форм борьбы в войне. Основу сил и средств ведения войны составляют вооруженные силы государства, иррегулярные войска, партизанские и другие военные формирования.
В общей системе средств ведения войны особая роль может принадлежать тем или иным видам вооружения и военной техники. Во Второй мировой войне к таким средствам относились танки, артиллерия и авиация. В современных условиях эта роль перешла к ракетно-ядерному оружию, высокоточному оружию, беспилотным ударным и разведывательным аппаратам, защищенным («неубиваемым») средствам связи тактического и стратегического звена и космическим средствам навигации, связи и разведки. В связи с развитием информатики все шире применяются средства информационного противоборства. Имеются технические предпосылки для создания оружия на новых физических принципах, в том числе космического базирования.
1.49. Экономическая борьба в войне
– совокупность экономических мер и действий, направленных на подрыв военно-экономического потенциала противника и достижение над ним экономического превосходства. Включает, с одной стороны, мобилизацию возможностей собственной экономики для удовлетворения нужд войны и обеспечения ее живучести, с другой стороны – организацию экономической блокады неприятельских государств, осуществление подрывных действий по нарушению их хозяйственных связей, ослаблению и дезорганизации их экономики.
Эффективность экономической борьбы зависит от уровня экономического развития государств или их коалиций, наличия материальных ресурсов и способов их использования, геополитического положения. Особое значение в современных условиях имеет живучесть экономики, ее способность перестраиваться и функционировать при разрушении отдельных звеньев (кооперативных связей).
Основу экономической борьбы составляют военно-экономические средства и меры. Вместе с тем в ходе войны широко используются и военные средства, прежде всего, для нанесения ударов по экономическим центрам противника, важнейшим объектам военно-промышленного производства, объектам транспортной и энергетической инфраструктуры, пунктам государственного управления и военной пропаганды.
Большое влияние на ход экономической борьбы оказывают разрушение центров переработки стратегического сырья, энергетических центров, нефтяных терминалов и плотин крупных водохранилищ, нарушение внутренних транспортных связей и коммуникаций, связывающих противника с другими государствами, например, срыв перевозок нефтепродуктов и доставки военной помощи. В современных условиях в целях экономической борьбы может использоваться преднамеренное заражение обширных районов территории противника путем разрушения предприятий химической и атомной промышленности.
1.50. Дипломатическая борьба в войне
– использование различных видов дипломатической деятельности в целях:
– подрыва военно-политических позиций противоборствующих государств и укрепления позиций своего государства;
– разложения вражеской коалиции посредством инициирования противоречий внутри нее;
– международной изоляции противника, противопоставления его действий международному праву и целям ООН;
– привлечения на свою сторону союзников и упрочения связей с ними;
– распространения дезинформации и других действий, способствующих достижению политических и стратегических целей войны.
В ходе войны дипломатическая борьба обычно подчинена вооруженной борьбе, направляется на создание наиболее благоприятных условий ее ведения. Вместе с тем одной из ее задач является достижение выгодных условий мира. Общая направленность дипломатической борьбы определяется социально-политическим строем государств, их внешней политикой, а также целями и задачами войны, составом и характером воюющих государств и коалиций, характером складывающихся между ними отношений.
В ходе войны направленность, формы и методы дипломатической борьбы могут меняться. Обычно ее активность в критические моменты войны возрастает. В этих условиях может предприниматься открытое дипломатическое давление на союзников. Одним из наиболее характерных примеров активного влияния дипломатической борьбы на ход войны является Вторая мировая война, в ходе которой дипломатические усилия СССР, США и Великобритании в сочетании с вооруженной и экономической борьбой привели к полному развалу немецко-фашистского блока. Современным примером дипломатической войны являются активные действия США и Великобритании по консолидации стран западной коалиции для политической и экономической изоляции России в ходе проведения ею Специальной военной операции на Украине.
1.51. Экологическая борьба в войне
– одна из новых форм борьбы, применяемых в современной войне. Заключается в осуществлении комплекса мер и действий, направленных на создание неблагоприятных экологических условий на территории, занятой противником, создание трудностей для действий его вооруженных сил, функционирования экономики и проживания населения.
В своих крайних формах предполагает создание обстановки, исключающей нормальную жизнедеятельность населения государств. Ведется как военными, так и невоенными средствами, включает разрушение атомных электростанций и центров производства особо опасных химических веществ для заражения обширных территорий, атмосферы и водных пространств, преднамеренное разрушение озонного слоя, формирования катастрофических явлений, затоплений, пожаров, а также предупреждение и срыв подобного рода действий со стороны противника.
Ее эффективность может существенно возрасти в случае создания оружия на новых физических принципах, например, геофизического оружия (включая целенаправленный геоинжиниринг погоды), а также применения высокотоксичных и других химических веществ длительного срока действия, способных нарушить природный обмен, уничтожить растительный покров на больших пространствах.
1.52. Идеологическая борьба в войне
– идейно-политическое, идеологическое, психологическое и информационное воздействие на личный состав вооруженных сил и население вражеских государств в целях подрыва их морального духа и ослабления воли к победе или сопротивлению, а также воздействие на личный состав вооруженных сил и население собственной страны для исключения упадка их морального духа, воли к победе и сопротивлению, предотвращение появления и развития антивоенных настроений. Во время войны подчиняется обычно целям вооруженной борьбы.
В системе идеологической борьбы важнейшее значение приобретают такие формы ее ведения, как пропаганда и контрпропаганда, агитация, распространение целенаправленной информации или дезинформации, идеологическая обработка людей, проведение идеологических диверсий, противодействие военно-идеологическим мерам противника, осуществление специальных информационных и психологических операций, проводимых по единому замыслу в течение определенного времени на ТВД в интересах предстоящих крупномасштабных военных операций и достижения их целей. Направленность и характер идеологической борьбы определяется общественным и социально-экономическим строем воюющих государств, их идеологией, целями войны, ее социально-политическими особенностями. Для ее ведения применяются как средства мирного времени, так и специально создаваемые формирования.
Эффективность идеологической борьбы во многом зависит от ее умелой организации, компетентности и решительности политического и военного руководства страны, а также от нравственно-политических качеств населения и политической подготовки личного состава ВС воюющих государств, умения дискредитировать враждебную пропаганду и нейтрализовать осуществляющие ее пропагандистские службы противника.
Глава 2. Военное искусство. Стратегия
2.1. Военное искусство
– теория и практика подготовки и ведения боевых действий на суше, в воздухе, на море и в космическом пространстве. Теория военного искусства является частью военной науки, а практика военного искусства – основой военной деятельности государства, непосредственного применения вооруженных сил и работы органов управления в условиях войны.
Включая в органическом единстве элементы науки и искусства, военное искусство является особой формой сознательной, творческой и материальной деятельности людей в военной сфере. Оно охватывает три разномасштабных области: военную стратегию, оперативное искусство и тактику, тесно связанные между собой. Тактика подчинена оперативному искусству, обслуживает его и руководствуется его требованиями. В свою очередь, оперативное искусство подчинено стратегии и исходит из ее установок. Одновременно действуют и обратные связи. Возможности стратегии в решающей мере определяются суммарными возможностями оперативного искусства и достигаемыми им результатами, а возможности оперативного искусства базируются на возможностях тактики и обусловливаются конечными результатами тактических действий.
Основные положения военного искусства проявляются в его главных требованиях, категориях и общих принципах, являющихся едиными для военных действий стратегического, оперативного и тактического масштаба и отражающих важнейшие закономерности военного дела. Наряду с ними существуют частные положения, свойственные только определенным областям военного искусства и характерные для той или иной исторической эпохи.
Основу военного искусства составляет общевойсковое военное искусство. Наряду с этим, различают военные искусства каждого из видов вооруженных сил, родов войск (сил флота) и специальных войск.
Состояние военного искусства, его содержание зависит от достигнутого уровня развития производства, средств вооруженной борьбы, прежде всего от развития оружия, военной техники, средств управления и транспорта. Вместе с тем на военное искусство оказывают прямое влияние также характер общественного строя государства, количество населения, уровень его образования и духовности, степень подготовки и морально-боевые качества личного состава вооруженных сил, особенно военных кадров, военно-географические условия, направленность военных доктрин.
Военное искусство зародилось в глубокой древности одновременно с войной и в течение веков непрерывно развивалось, совершенствовалось и усложнялось. Одни его положения и требования отмирали, на их месте возникали новые. Менялись цели, содержание и характер вооруженных столкновений, условия, формы и способы применения вооруженных сил. При этом длительные периоды постепенного эволюционного развития военного искусства не раз прерывались резкими революционными скачками, в ходе которых коренным образом изменялись все прежние представления и взгляды на ведение войны, а также формы, способы и методы решения военных задач.
Обычно скачки вызывались созданием принципиально новых видов оружия. Наиболее значительные из них, вошедшие в историю как революция в военном деле, были связаны: в Средние века – с изобретением пороха и огнестрельного оружия, затем, в начале XX века – с появлением автоматического стрелкового оружия, развитием артиллерии, массовым использованием в 40-х годах на театрах сражений бронетанковых войск, авиационных и подводных сил, а особенно в 50–60-х годах – с созданием ядерного, а затем ракетного оружия различного назначения.
Последнее обстоятельство привело к коренным изменениям во всех областях военного искусства. Его развитие высокими темпами продолжается и в начале XXI века. Новый его скачок происходит в результате разработки и применения высокоточного оружия, военных средств космического базирования, внедрения во все звенья управления вооруженными силами высокоэффективных автоматизированных систем управления войсками и оружием, а также использования средств информационной войны, которые способны нанести противнику не меньший ущерб, чем средства вооруженного нападения. В перспективе назревает еще один скачок, который произойдет в случае создания и внедрения в вооруженные силы оружия на новых физических принципах (лазерного, ускорительного, СВЧ, пучкового и т. д.).
Наиболее полно достижения современного военного искусства способны использовать промышленно развитые мировые державы, в первую очередь США, Россия, Китай, Япония, ведущие государства – члены НАТО.
2.2. Принципы военного искусства
– совокупность основополагающих установок и требований, определяющая важнейшие закономерности организации и ведения военных действий.
К общим, устойчивым принципам военного искусства, действующим во всех войнах, относятся: соответствие способов военных действий политическим целям, экономическим и военным возможностям государств; массирование сил и средств, решительное сосредоточение основных усилий на важнейших направлениях, а в решающий момент – создание подавляющего превосходства над противником на избранных направлениях ударов; внезапность действий; гибкий маневр войсками, силами и средствами; своевременное наращивание усилий для развития достигнутого успеха и его закрепление; умелое использование резервов; тщательная подготовка и всестороннее обеспечение военных действий; твердое и непрерывное управление войсками и силами.
Наряду с этими общими, существуют также частные принципы военного искусства, характерные для определенного уровня развития военного дела, тех или иных конкретных условий войны.
К таким принципам можно отнести последовательный разгром противника по частям, умелое сочетание обороны и наступления, согласование усилий различных родов войск, ударов с суши, с воздуха и с моря, решительное использование результатов тактических ядерных ударов, обеспечение флангов и стыков между частями и соединениями, подготовка и сопровождение ударов сухопутных войск массированным огнем, надежное прикрытие боевых порядков войск от ударов с воздуха, умелая организация радиоэлектронной борьбы во всех видах боевых действий. В последнее время все большее значение приобретает многовариантное искусство ведения информационной войны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.