Полная версия
Оборотни
В это же время, неграждане Аккада, лишаются свободы, за счет их эксплуатации процветает верхушка граждан Аккада, аккадские и загрские племена, их вожди, их родственники. Подневольные были лишены личной собственности. Так выглядит прогресс в исполнении псового зооморфизма.
Торговавшие ранее с Шумером, Эламом и т.д. соседи стали на прямую, по каналам, ввозить товар в Аккад. Сюда же сходили с гор загрские охотники, западно-семитские пастухи и караваны из Дельмуна, Магана (Оман), Мелахи (Египет), из Индии. Выдвинувшееся из незнатного слоя, окружение Саргона – богатело. В Аккаде наступило изобилие заморского товара, это и огромные слоны, обезьяны, зверьё диких стран, кони и тонкорунные бараны, были распространены какие то особые собаки. Погрязание в роскоши было свойственно псовому зооморфизму в Персидскую и Римскую Империи. Вероятно кони, полученные Аккадом, использовались для разведения мулов и лошаков. Эта культура разведения и использования мулов и лошаков сохранилась у потомков Загросской цивилизации в Европе вплоть до XIX века нашей эры.
После смерти Саргона, и восшествии на власть, видимо, выбранного на сходке его сына Римуша (2260 год до н.э.) в Шумере вспыхивает очередное восстание (возглавлял Каку Лугаль Ура), которое было подавлено. Уничтожены Ур, Умма и другие города, 8 тысяч человек убито, 5400 взято в плен, не считая 5700 мужей из городов Шумера, которых победитель “заключил в лагерь“, где, возможно, “предал истреблению“. Возможно, впервые проводились эксперименты для выведения послушного раба. Этот психологический аспект власти хорошо прослеживается в III Рейхе и в США после войны с Японией23.
При покорении юго-восточной Месопотамии 9000 человек взято в плен, казнено 3600 человек. Жертвами зверских расправ Римуша24, поклонника Гуллы (Хулы), стала большая часть старой шумерской знати. Но возмездие настигло этого властителя, остатки знати закидали его печатями. Видимо, произошло нарушение договора, скреплённого клятвой на Митре25. Вполне возможно, что древнеиранское божество MITRA уже было известно племенам Загроса. Образ Митры внедрился в самые разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы.
Вступивший на власть Маки-Штуш (2237 году до н.э.) тоже умер насильственной смертью, дальше правил Нарам-Суэн (2236 – 2200 годы до н.э.).
Нарам-Суэн был избран верховной сходкой в округе Энлиля, между храмом Э-сабад и храмом Гуллы. Там же его и подняли на царство. По каким-то причинам, загрские племена лулубеев, до этого входящие в войско Саргона, отказались ему подчиниться. Лулубеи предприняли самостоятельный поход на северо-восток и Верхнюю Месопотамию. Возможно, именно лулубеи являлись тем загроским ядром, вокруг которого создал армию Саргон. По стилю одежды они не различимы с аккадцами, а внешний вид является отражением культуры и психологии. Если народы поддерживают свои традиции, они носят исконные костюмы, при ассимиляции элементы костюмов проникают друг в друга. У лулубеев мы видим простой аккадский костюм лучников и копейщиков. При этих обстоятельствах, бунт лулубеев вполне просчитывается, когда их стали обделять или сравняли в положении с семитской роднёй Маки-Штуша, лишив их привилегий бывших когда-то при Саргоне. Интересно ещё заметить, что навершия в войсках Нарам-Суэна имеют изображение какого-то пушистого зверька на корточках и смотрящего на свой загнутый вверх хвост.
Обожествив Саргона и Римуша, Нарам-Суэн поднял войско против лулубеев, противостояние закончилось битвой и совместным подписанием договора. Одержав победу в сражении, Нарам-Суэн объявил богом и себя, даже создал свой культ26. Побеждённые лулубеи ушли на Восток.
В отличие от своих предшественников Нарам-Суэн установил свои культы, культы своих предшественников Саргона и Римуша, поддерживал религию загросских племён, но не высказывал почтения религии Шумера и других захваченных государств (то же наблюдалось в Риме при культе императора). В Ниппуре он позволил своим воинам ворваться в Экур храм Энлиля, “медными топорами они разрушили храм, надругались над святыней, ограбили храмовые кладовые, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккад“, – пишет М.Белицкий. Это было неслыханное поведение по нормам того времени. Случившееся после этого кощунства наводнение, тут же было расценено как гнев Энлиля. До нашего времени дошёл текст с проклятиями за злодеяния на лицо Аккада за все преступления и обиды, нанесённые шумерским богам. Шумерская магия считалась очень сильной, и проклятие не могло, не обрушиться на голову захватчиков. Многие войны велись путём магических поединков.
О ты, город, который посмел напасть на Экур, который глумился над Энлилем,
Ты, Аккад, который посмел напасть на Экур, который глумился над Энлилем,
Да обратятся твои улицы в прах,
Да превратятся твои глиняные кирпичи в грязь,
Да будут они прокляты богом Энки,
Да вернутся твои деревья в леса,
Да будут они прокляты Нинильдой.
Твои смертоносные топоры – да несут они смерть твоим женщинам,
Твои убойные барабаны – да пойдут на убой твои дети,
Твои несчастливцы – да утопят они своих детей…
О Аккад, да обратится твой дворец, с радостным сердцем построенный, в развалины;
Там, отправлялись твои обряды и молитвы,
Пусть лис-охотник сметает хвостом могильные холмы развалин.
Да зарастут твои каналы, подобно тропинкам, на которых растёт только сорная трава;
Да зарастут твои дороги, и пусть на них растёт одна лишь “трава плача“.
И пусть на твоих каналах и пристанях
Не появится ни один человек, испугавший дикого козла, насекомых, змей и скорпионов.
А твои луга, на которых росли полезные растения,
Пусть родят один лишь “тростник слёз“.
О Аккад, да течёт вместо пресной воды горькая;
Сказавший: “я буду жить в этом городе“ – не найдёт места для жизни;
Сказавший: “я буду лежать в Аккаде“ – не найдёт места для отдыха27.
В то время проклятие было одной из распространённых форм агрессии, произносимых профессионально с должными ритуалами и аккомпанементом. Проклятие очень тяжело снимать. В этом состоянии объект подключён к очень мощной деструктивной и разрушительной энергоинформационной структуре, толкающей его к саморазрушению по заданной программе, используя для этого всевозможные средства. Для действия проклятия необходима вся сила ненависти и отчаянья, которая может убить самого проклинающего, вернуться бумерангом28.
НОЧЬ КУТИЕВ
Боги были милостивы к шумерам, Аккад пал при нашествии других загросских племён – кутиев.
Кутии (УММАН-МАНДА) начинают своё нашествие в Месопотамию ещё при правлении Нарам-Суэна, вёл войска вождь кутиев Эн-рида-визир29. Под именем “войско Манды“ это племя покорило Переднюю Азию, Малую Азию. Осевшим племя манды упоминается Геродотом в Индии. В “Истории Древнего Востока“ под редакцией Дьяконова, делается предположение, что Нарам-Суэн пал в битве с Эн-рида-визирем. Кутии терпят поражение от нового аккадского владыки Шар-кали-шарри30, который берёт в плен вождя кутиев Сар-лагаба (Сар-лага31). Видимо, на этот момент загросские племена не были объединены под единым руководством. Между ними происходят постоянные столкновения за территорию, то же всегда наблюдается в выяснении отношений между собачьими стаями, когда одна заходит на территорию другой, то слабейшая должна уйти. Вообще всё поведение племён Загроса необходимо рассматривать с позиции мотивации поступков животных относящихся к псовой группе. Межличностные взаимоотношения в племенах псового зооморфизма повторяют иерархию стаи, будь то стая собак, волков или шакалов. Стая – вероятно, не замкнутая группировка. Возможны присоединения к ней новых членов, а так же обмен особями между стаями. Перед гоном в декабре-январе иногда поступали сведения о встречах особо крупных стай, которые затем разъединялись. Широко утвердившееся народное поверье о волчьих “свадьбах“, возможно, основано на таких наблюдениях32.
С 2176 года до н.э. Аккад раздираем междоусобицей за власть, смерть Шар-кали-шарри освободила верховную должность и, желающих нашлось очень много. Верх одержали недавно спустившиеся с гор, придерживающиеся ещё старых традиций, неассимилировавшиеся племена – кутии.
“Завоеватели – кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимся на определённый срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покорённая ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военноначальников из среды шумеров и аккадцев“, – мнение, которое отстаивает “История Древнего Востока“ под ред. В.И. Кузишина.
В “Хрониках Вейднера“ сказано, что “племя Кутиум не имело царя“, т.е. “Цари“, упомянутые в “Царском списке“, были лишь племенными вождями, выбранными на срок. Это не мешало им, однако, титуловать себя в своих аккадских надписях “царями Кутиума, царями четырёх стран света“, – читаем мы в “Истории Древнего Востока“ под редакцией Дьяконова. И вот подобно “саранче“, всю землю покрывают кутии, перекрывая торговые пути, каналы:
Посол не мог совершить своё путешествие,
Моряк не мог плыть на своём корабле…,
Разбойники таились у дорог,
Ворота страны превратились в развалины…
…Обширные поля и луга не родили хлеба;
в рыбных прудах перевелась рыба;
орошённые сады перестали давать мёд и вино33.
О возможности использования в оккупационной войне свой тотем: волков, собак, лис в письменных источниках этого периода не зафиксирован. Но оно вполне предполагается, и как подтверждение можно привести пример прикармливания волков труппами врага в современной Чечне. Когда появившийся волк людоед сеет панику, создавая нестабильность и недоверие к правительству. Через это запугивающее средство, создаётся мнение о недовольстве самой природой, теми, чьим мясом кормится волк. Учитывая, что волков прикармливают на мясо солдат Федеральных сил, как и любое животное, обладающее нюхом, волк на расстоянии может уловить запах потенциальной жертвы, не спутав его ни с чем другим. Учитывая, что питание Федеральных сил и банд-формирований разное, отличен и запах издаваемый их телом. Всё это является элементом зооморфного ведения войны, где на помощь человеку встаёт его тотем. Даже в Средней России, стали появляться крупные и дерзкие волки из горных районов Осетии, Ингушетии и Чечни. Ужас зимней войны материализовался на Северном Кавказе в образе недавно подстреленного чёрного волка – меланиста. Волки приходят из ущелий, где недавно были боевые столкновения. Им знаком вкус человеческого мяса34.
В шумерских баснях волк фигурирует как существо коварное, лиса как воплощение ловкости и хамства. Всё это относится к зооморфному коду межплеменного общения. Как примеры этого зооморфного кода можно привести произведения шумерского народного творчества:
Лиса не сумела построить себе дом, а потому пришла в дом друга, как завоеватель.
Лиса наступила дикому быку на копыто и спрашивает: тебе не больно?
Лис сказал жене: идём со мной! Давай изгрызём город Урук, словно это лук-порей у нас под зубами. Мы будем попирать город Куллаб, словно это башмак у нас под ногами. (При приближении к городу на них залаяла собака) Геме – Туммаль! Геме – Туммаль! (по-видимому, имя лисицы). Иди домой! Ступай прочь! – так угрожающе кричали собаки из города. Лис и его жена тотчас убрались восвояси…
Не ешь мясо волка, – можно понимать не только как основанную на практическом опыте рекомендацию, но и как призыв к осторожности к людям “с волчьей натурой“35, либо зооморфным символом.
Ослабленные войной с Аккадом, Шумер и Элам стали быстрой добычей орд кутиев спустившихся с восточных гор.
Если аккадцы через ассимиляцию пытались ввести свои обычаи и верования, то кутии (умман-манда) старались сохранить свои обычаи, уничтожая чужие культовые и материальные ценности. Происходит осквернение храмов, насилие над женщинами, угон в рабство. Этот момент был очень страшен для автохтонных цивилизаций. Учитывая, что Шумер был полиандрной культурой36, с женским правлением, а престолонаследие в Эламе шло по женской линии, насилие над женщинами подорвало основные устои древних государств. Сначала, почитание женщин пошатнуло владычество Аккада, выходцев с Загроса, но то, что творили кутии, для цивилизаций Междуречья было непостижимо.
При завоевании кутиями Месопотамии покорённые народы погружались в хаос. Упорядоченное до этого времени хозяйство гибнет. Уходят в небытие работы по селекции, из 50 разновидностей рыб, остаётся 5 чьё производство сохранено. Шок, в котором находились шумеры и эламиты, они не скоро смогли преодолеть.
Когда боги хотят покарать человека, они исполняют все его желания, – говорит эллинская мудрость. Желание Шумера было исполнено, разрушен Аккад, но какова цена этого желания… “Хотели как лучше, а получили как всегда“, – В.С. Черномырдин. Возможно, что шумеры, подобно полякам, позвавшим крестоносцев, украинцев – встретивших войска немецких националистов хлебом-солью, сами пригласили кутиев, что бы те разобрались с родственным им народом. Но какова расплата.
Около 125 лет, бог кутиев Эбех политически господствовал над страной. Сами вожди кутиев довольствовались данью, обложив ей покорённые государства, а правили назначенные ими чиновники из аккадцев и шумеров. Здесь хорошо прослеживается параллель Украины при оккупации, во время II-ой мировой войны XX века н.э. По-видимому, опорой кутиев в Нижней Месопотамии были северные районы вдоль канала Итурун-галь37. перечисляются такие вожди кутиев как: Лахараб (в Сиппаре), Ярлаган и Сиум (из Уммы), Пузур-Суэн.
Сначала, восстание против владычества кутиев вспыхивает в Эламе (кошачьий зооморфизм), возглавил его Кутик – Ин-шушинака. Он захватил 60 городов, в том числе Хухнули и страну кутиев, а царь города-государства Симашки – “обнял его ноги“38.
После Элама освободительное движение подхватывает аккадец Ану-банини, называющий себя: “царём страны лулубеев“.
Дьяконов считает, что легковооружённая пехота кутиев мало, чем отличается от аккадской. Но это и не удивительно. Если предположить, что войска Саргона опиралось на лулубеев, племя родственное кутиям. У них одинаковый стиль ведения войны, сходный политический строй, основанный на выборности вождя на определённый срок, во время военной сходки. Одинаковая система выборов, с предварительной “предвыборной борьбой“. Здесь каждый мог быть выбранным, и каждый имел право голоса.
Вожди кутиев были заинтересованы только в дани, политическое правление на покорённых территориях в их интересы входило только – с понятием наживы.
Таблица 1 вожди кутийских племён избранные голосованием.
Эн-рида-визир
? – около 2200 г. до н.э.
Еще два правителя
Сар-гаг (Сар-лагаб)
Около 2180 г. до н.э.
Ярлаган I и ещё 12 правителей
Ярлаган II
2123 – 2117 (?) г. до н.э.
Сиум
2116 – 2110 (?) г. до н.э.
Тирикан
2109 г. до н.э.
Срок, на который избирается вождь-правитель, приблизительно, равен 5 годам, что соответствует среднему времени лидерства кобеля у собак, у волков больше.
О борьбе и сопротивлении кутиям (умман-манда), можно проследить на примере Шумера, который дольше всех отходил от шока завоевания (77 лет), и, видимо, был, подвергнут большим репрессиям, так как не смог (не захотел) сразу оказать сопротивление захватчикам.
Интересно, рассмотреть разные варианты общения, в том числе, сопротивления псовому зооморфизму, другими зооморфизмами. И, если на общении Элама мы рассматриваем общение анимализма хищных кошек, таких как ирбисы, львы, пантеры и тигры, с псовым анимализмом, то на примере Шумера наблюдаем общение с зооморфизмом быков.
Первый шумер, кто оказал пассивное сопротивление кутиям, был лугаль Лагиша Гудеа. Занимаясь строительством храмов, восстанавливая религиозные культы, Гудеа смог, основываясь на теологии захватчиков, уменьшить их влияние. “Опасных колдунов… женщин, произносящих заговоры, из города он выгнал…ремень не бил, плеть не била“39.
И, раньше, в войнах с Эламом, Шумер участвовал в колдовских поединках. В борьбе с кутиями, кроме официальной теологии, Гудея применял древние знания по ворожбе, это неизменно вызывало благотворное действие, учитывая, что все загросские племена склонны к предрассудкам. Противники загросской демократии играли и должны, для своего выигрыша, играть на суеверии. Подверженность предрассудкам характерна всем племенам загросских охотников. Как наследие этого, склонностью к суевериям славятся все их дальнейшие цивилизации. Имея, своеобразный рационалистический подход к жизни, они замешивают его на боязни всего сверхъестественного и непонятного с точки зрения известной им науки, и стремлении овладеть этим, называя магией. В их цивилизациях чёрная магия постоянно граничит с религиозным фанатизмом. Например, войска СС в гитлеровской Германии, составлявшие энергетическую поддержку III-ему Рейху.
Нацизм, усвоивший всё самое гнилостное, фанатичное и отвратительное из раскопок культов Загроса и Тибета. Сам Гиммлер рассматривал СС как орден, как современный образец рыцарей. На протяжении развития истории человечества, псовый зооморфизм постоянно создаёт те или иные ордена, будь то в Спарте, Риме или Персии. В подчинённую ему организацию Гиммлер вводил всё новые “экстравагантности“. Так, он высказал мнение, что правы были тевтонцы, утверждавшие: зачатые на кладбищах дети наполняются духом и мужеством погребённых там воинов. Исходя из этого, эсэсовцам предписывалось по возможности совокупляться около могил старинных германских дворянских и рыцарских родов. Вевельсбург считался в нацистской Германии официальной столицей СС, культовым центром эсэсовцев и “цитаделью всего мира“. В центре крипты под башней разводился “священный германский огонь“40. Ничего нового Гиммлером не было разработано, просто вырвалась наружу “генная расовая память“, и, все загросские ритуалы были поставлены, как всегда, на службу жажде Мирового Господства.
Вот так в XX веке н.э. на свет всплывают, казалось бы, забытые дома, стоящие на захоронениях, где потомки нуждаются в защите, перерождении, духа предка. Не нов и культ священного огня, для загросской культуры.
Вернёмся к кутиям. На всей подчинённой себе территории Гудея ставит свои статуи с портретным сходством. Это для Шумера не является традиционным, а скорее похоже на вызов проклятий на себя. Видимо, будучи евнухом, не все магические ритуалы сделанные на мужчину, могли на Гудея адекватно действовать.
Основой верований племён Загроса был шаманизм. И вытекающая из этого безоглядная вера в магию и колдовство с совокупностью представлений и обрядов, в основе которых лежат вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира путём обращения к таинственным силам41.
Согласно концепции К.Г Юнга, разбирающего продукт влияния “коллективного безсознательного“, не смотря на развитие истории, цивилизации, религиозных традиций, каждый раз: религиозный базовый феномен вылезает из “бессознательного“ через архетипы людей данного вида (расы), наружу. Являясь автохтонными проявлениями религиозного самосознания, диктуемые диахроническим42 аспектом зооморфизма, это “коллективное безсознательное“ берёт верх над объективным миром. Они (архетипы) не творятся индивидами, а происходят – даже насильственно вторгаются в сознание индивида43.
Нельзя не отметить, что колдовство, на этот момент, исторически-религиозного развития человечества, было другой, обратной стороной любой официальной религии, и хотя, иногда оно объявлялось вне закона, только христианство смогло ему противостоять, и, частично, запретить. Согласно Гегелю это религиозное течение относится к религиям природы, её непосредственному явлению, согласно пониманию, происходящему в процессе, в связи с человеческим духом.
Охотники Загроса занимались разведением собак, в том числе и экспортом их, и, вопрос взаимоотношения с Шумером, невозможно рассматривать без этого зооморфного кода. Собака является не только элементом культа на Загросе, антропологическим аспектом44 этой цивилизации, но и синхроническим ее аспектом45. “ Роль животных (в данном случае псовых), как вообще анимального46 (зооморфного или ториоморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели животные на ранней стадии развития человечества, когда они ещё не отделились со всей резкостью от человеческого коллектива – ни в его синхроническом состоянии (включение животного в социальную иерархию, по помещению священных животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животных или животного предка), ни, наконец, в антропологическою (представление о животном как, об особой, ипостаси человека)47.
Так же в понимании шумеров (бычий зооморфизм), собака была олицетворением горских охотников. “В ряде документов содержится упоминание о собаках, помогавших охранять стада овец и баранов, а так же гончих псах, участвующих в охоте. Собака, помощник пастуха и охотника, не пользовалась симпатией земледельца. Об этом свидетельствует поговорка: “бык пашет, собака портит борозду“48 (порча полей описывается и при самом завоевании кутиями Шумера).
“Собаку считали существом шкодливым, ленивым, алчным и злым, никак не другом человека. Пёс нередко выступал как символ злой участи человека“49, для сравнения в поздних гимнах нашествие аккадцев и кутиев приписывается воле богов, как наказание шумерам за их грехи.
Судьба – это зверь, всегда готовый укусить.
Судьба – это бешеный вихрь, несущийся над страной.
Судьба – это пёс, следующий за ним (человеком) по пятам.
Возможно, что загросские племена “нечистых“ скотоводов занимались травлей шумеров собаками. Об этом даёт намёк текст из мифа о Гильгамеше:
Если я открою то место, пусть твои псы сожрут меня,
Черные псы, псы “пастушества“ твоего,
Дикие псы, псы “владычества“ твоего,
Пусть твои псы сожрут меня.
Вот что говорят шумерские пословицы, переведенные Э.Гордоном о собаках, все они относятся к зооморфному коду изображения кутиев, аллегорично характеризуют их нравы и обычаи:
Только пёс не знает своего дома.
Собака считает себя умной, а у хозяина с ней масса хлопот.
Собака кузнеца не смогла опрокинуть наковальню; зато опрокинула кувшин с водой.
Тот, кто треплет по спине коварную собаку, (поступает так), как если бы он гладил голову дикой собаки.
Шумеры считали собаку животным неряшливым:
Собака рычит на вымытого вола.
Неразумным:
Только пёс не оставляет еды на завтрашнее утро (применительно к кутиям – люди живущие одним днём).
Он впадает в бешенство, словно пёс
Он ползает словно пёс.
Ты, точно собака, не имеешь места для сна.
Пёс не сойдёт с места, (если он находится) на палубе корабля50.
Это говорит о частых эпидемиях бешенства в Шумере переносимых лисами, шакалами, собаками и волками. Шумеры охотников и скотоводов, держащих собак, считали столь же нечистыми, как и этих животных. Только во II тысячелетии до н.э., появились “чистые“ скотоводы, называющие себя ариями, но видимо имевшими те же Загросские корни. “Чистые“ скотоводы в отличие от своих предшественников шли уже не под шаманизмом, генотеизм их развития дошёл до первой боговдохновлённой религии – Зороастризма. Они повсеместно возродили культ собаки, культивируя её синхронический аспект.
Здесь можно вспомнить трагическую смерть Лугаля–Загеси, борца против Саргона Аккадского. Когда лугаля после разгрома Урука посадили в собачью клетку. Более сильного унижения для шумера придумать невозможно. Послать лугаля, отстаивавшего древние законы Шумера к верховному божеству Энлилю в виде “нечистого“ животного, как дикого и бешеного пса, очень аллегорично и, очень изощрённо.
Кур – по шумерски горы, так же называли и горцев. “Знак для слова геме, “рабыня“; в действительности является комбинацией двух знаков, – знака для минус, “женщина“ и знака для кур, “гора“. Таким образом, этот сложный знак буквально выражает идею “женщина гор“. А так как своих рабынь шумеры приводили в основном из ближайших горных районов, этот сложный знак адекватно выражал шумерское слово геме, “рабыня“51. Очень часто горцы Загроса продавали своих женщин и детей, так лулубеями называли рабов в Эламе. Храмы, покупавшие горских женщин, брали их на работу храмовыми проститутками, служивших богиням телом. “Этих жриц посылали на постоялые дворы, где останавливались путешественники и где они занимались своим ремеслом во славу урукской Инанны, логишской Бабы, урской Нингаль или ниппурской Нангиль52“. Для психологии шумеров любая женщина гор была проституткой, очень многие из них, кстати, переносили венерические заболевания. Но и на самом Загросе, женщина была на очень низком иерархическом уровне: