bannerbanner
Неслучайные случайности
Неслучайные случайности

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

Вначале девяностых бизнес можно было начать с трехрублевого капитала и шариковой ручки, стартовые условия были примерно одинаковы, хотя, тот, кто начинал раньше, получил свои преимущества. Нужно было обладать лишь некоторой наглостью, смелостью и держать нос “по – ветру”. Для интеллектуальных видов деятельности было необходимо непрерывное дополнительное обучение. Время требовало готовности принять новые правила игры. Марине удалось заинтересовать своей деятельностью власть имущих, которые помогли административным ресурсом.

В стране более или менее начала налаживаться нормальная жизнь, правда далеко не для всех, и, как оказалось, за счет иностранных кредитов, но продолжались задержки с выплатой заработной платы и пенсий, счёт которых шёл на миллионы “деревянных” рублей, росла безработица, и углубилось расслоение общества. Но уже не столь откровенно действовали бандиты, полки в магазинах заполнялись импортными продуктами и промтоварами. На улицах, расположившись прямо на каких-то ящиках, торговали “челночницы”, привозящие товар из Турции, для которых это было единственным средством выживания. Бизнес развивался отнюдь не за счет развития промышленности, а благодаря спекуляциям, в том числе и ценными бумагами.

Само по себе развитие рынка ценных бумаг является положительной тенденцией, но не в той ситуации, которая сложилась в стране. Бурная торговля акциями вновь созданных акционерных обществ, не стоящих бумаги, на которых они печатались, создание финансовых пирамид, самой значительной из которых, являлась созданная государством – рынок ГКО, не способствовали развитию экономики. Для всех уже стал очевидным бандитский характер приватизации, приведший к полному краху ожидания населения на восстановление промышленности. Очень волновала россиян и вакханалия в верхнем эшелоне власти. Мощная индустриальная держава разваливалась на глазах. Одно за другим банкротились предприятия, на которых царила полная разруха, основные средства разворовывались или продавались за копейки. На фоне всеобщей нищеты появились очень богатые люди – олигархи. Во власти возник термин – “семья”, которая практически управляла страной, поскольку президент, избранный на второй срок, по состоянию здоровья был не в состоянии самостоятельно заниматься государственными делами. “Семибанкирщина” и реформаторы от власти окончательно разрушали экономику страны.


Самолет отправлялся ранним утром и Котов заехал по дороге в аэропорт за Мариной к её сыну, куда она приехала накануне. До этого она пару раз виделась со своей будущей невесткой у себя дома, когда Олег привозил её домой. Анна не понравилась ни Марине, ни её матери. Это не было женской ревностью к будущей невестке. Олег знакомил их со всеми своими девушками, но только к Анне и ещё к одной девушке они испытывали стойкую неприязнь. Мало того, они считали, что Олегу просто необходимо жениться в его двадцать пять лет и хотели видеть рядом с ним любящую и заботливую жену.

Приехав к сыну накануне перед отправкой на Родос, она была шокирована грязным постельным бельём, которое Анна постелила для неё. Оказалось, что у них нет ни одного чистого комплекта, а ванная завалена грязным бельём. Пришлось Анне заняться стиркой простыни, которую она высушила утюгом. Холодильник был пуст. Ранее Марина не была у них и не представляла себе, какая плохая хозяйка её будущая невестка.


На фоне происходящего в стране, Марине едва ли не идеальным казалось государственное устройство Ордена Иоаннитов, который владел Родосом двести тринадцать лет. Причиной того, что госпитальеры покинули остров, явилась создавшаяся геополитическая обстановка вокруг острова. Столь малое государство, находящееся во враждебном окружении, не в состоянии продержаться сколь угодно долго без наличия посторонней сдерживающей силы, которой для Родоса была павшая позднее Византия. Жизнеспособность государственного устройства Ордена доказывает и то, что после изгнания, Орден возродился на острове Мальта, как Мальтийский, просуществовав там еще двести шестьдесят восемь лет, где одержал свои крупнейшие победы над исламом, и достиг “зенита” в своих воинских свершениях, хотя в дальнейшем и пришел к своему упадку. Впрочем, крах Мальтийского ордена был предопределен и распрями внутри Ордена, когда главной целью стало обогащение верхушки, а не благоденствие государства.

В самолете Николай сказал Марине, – Я специально приурочил наш тур к Пасхе. Дополнительные выходные позволяют нам “убить двух зайцев” – успеть отдохнуть на море и раньше вернуться к работе. Сегодня суббота, и мы “с корабля попадем на бал”.

– Как это? – спросила она.

– Нам обещано присутствие на греческой пасхальной службе в митрополичьем соборе Родоса – Благовещенской церкви, ответил Николай.

– Здорово. Знаешь, в силу своего атеизма, я никогда не была на службе дома. В церковь ходила, скорее больше, как в музей, хотя, моя прабабушка была кержачкой, пока не вышла замуж “убёгом”. Дед был довольно набожным, но церковь не посещал – однажды засёк попа при каком-то непотребстве. За стол не садился, не перекрестившись. Бабушка иногда называла его “спасённой душой”. Я не помню, что бы она когда-нибудь переступила порог церкви, хотя всех своих внучек тайно окрестила, пригласив священника на дом. Тётя была активной коммунисткой и работала в Горсовете. Ей бы не поздоровилось, если бы властям стало известно о факте крещения детей. Наверное, я ещё не доросла до правильного восприятия Бога. Меня несколько удивляет так внезапно возросший в стране интерес к религии, – откликнулась Марина. – Думаю, что это вызвано отсутствием национальной идеи. Еще недавно, как ты помнишь, у нас был Моральный кодекс строителей коммунизма, – продолжил Николай. – Полностью повторяющий десять библейских заповедей. Одиннадцатая, правда, гласила, что будущее поколение будет жить при коммунизме.

– Впрочем, большинство никак не связывало библейские заповеди с содержанием Кодекса, что неудивительно для страны, где религия вот уже восемьдесят лет практически объявлена “персоной нон грата”, – проговорила Марина. – Никто не смог придумать ничего более значительного библейских заповедей, которым скоро исполнится два тысячелетия. С молоком матери была впитана идея патриотизма и гордости за свою отчизну.

– А чем нам гордиться сейчас? Разрухой? – спросил Котов.

– С одной стороны, наверное, это не плохо. Начали восстанавливаться храмы и небольшие церквушки. Даже создали воскресную телепередачу, где пытаются “сеять доброе и вечное”. Вроде как, церковь озабочена плачевным демографическим состоянием народа, чудовищным уровнем алкоголизма и наркомании, развратом и насилием на телеэкранах. Однако ханжеством отдает мода политиков ставить свечки в церкви перед телевизионными камерами. Как-то странно, что вчера все поголовно были атеистами, а сегодня – “лбы разбивают” на церковных службах. Вот и строительство храма Христа Спасителя скоро закончится, где ровно наполовину разворован бюджет, и, который станет парадной цитаделью Русской Православной Церкви. По – моему, – продолжила Марина, – церковнослужители живут в том же обществе, что и мы, и также больны, как и общество. Нередки случаи, когда священники от имени Патриархии претендуют на ту, или иную недвижимость, сулящую финансовую выгоду, и не всегда речь идет о возвращении храмов. Буквально перед отъездом стало известно о “табачном скандале”. – Читал? – спросила Марина.

– О чем это? – поинтересовался он.

– Не ручаюсь за достоверность, поскольку по Инету трудно отделить “зёрна от плевел”. Но “нет дыма без огня” и я вполне допускаю, что церковные иерархи в прошлом году заработали на продаже сигарет из гуманитарной помощи, порядка семидесяти шести миллионов долларов. Население получило – по кило чечевицы на рыло, с которой не знало, что делать, как у нас во время войны – с кофе в изобилии, продававшемся в магазинах. В очередях тётки рассказывали, какая из зёрен получается отменная каша, если их всю ночь томить в русской печи, – со злостью ответила она.

Николай рассмеялся, – Все хотят кушать, и не только хлеб. На хлеб совсем неплохо намазать маслица и икорки положить.

Философское отношение Николая к окружающему миру позволяло ему проще, во всяком случае, внешне, относиться ко всему происходящему, благодаря образованию, семье, интересной работе, которую он поменял на бизнес, когда стало очевидным, что страна круто меняет курс. Он не был лишен известного любопытства, и, будучи интеллигентом, как, впрочем, многие, живо интересовался политикой. В это время, встретившись, знакомые начинали разговор уже не о последних новинках литературы, а о политических скандалах и проблемах.

После оформления таможенных деклараций и паспортного контроля в Москве, группа полетела в Грецию. Марину очень удивили простота и скорость прохождения таможенного контроля, где заполненные декларации никто не проверял. В самолете, летящем на Родос, Николай и Марина продолжили свою беседу.

– Если честно, меня больше волнует ситуация в Чечне, – начал Котов. – Мне кажется, что кто-то в Москве экономически очень заинтересован в этой войне. Я считаю, что война закончилась полным поражением, и ещё долго будет дорого стоить России. Чеченским бандитам развязали руки, и Чечня фактически вышла из состава России. Судебная система Ичкерии основана на шариате, и не входит в систему российского правосудия, на ее территории не действует Российская милиция. Вооруженные силы Ичкерии не подчиняются ни президенту, ни министру обороны России.

– Это очень похоже на Портсмутский мир девятьсот пятого года, оформивший поражение России в войне с Японией, но думаю, – ответила Марина, – что это ещё не конец. Границы фактически открыты и через Чечню могут пойти наёмники, чтобы откусить весь Кавказ от России. И это снова будет война.

А ещё меня беспокоят и наши дебильные, без учета реалий, реформы, которые приведут население к еще большему обнищанию. Складывается ощущение, что “младореформаторы” выполняют заказ Запада по полному и окончательному развалу страны. Очень показательны их непрекращающиеся выступления по телевизору. Один призыв бывшего министра финансов: “Надо делиться” чего стоит – верх цинизма. Другой сообщает, что накопленный госдолг никто не собирается отдавать, сюр какой-то.

О Хосавьюртовском соглашении, которое оформило “фактическое отделение” Республики Ичкерии от России, они узнали только после возвращения из поездки на Родос.

– Господи, как надоел бардак в стране, – воскликнул Котов, – Давай лучше выпьем за нашу поездку и там хоть немного отдохнем от этого дерьма.

– Перед отъездом я нашла устав иоаннитов с тремя основными принципами: бедности, целомудрия и послушания. Рыцари принимали три обета, но очень сомневаюсь, что они им следовали. В конечном итоге их целью были власть и богатство. Целомудренность рыцарей простиралась только на дам высшего света и, вообще, весь рыцарский период сильно идеализирован, – сказала Марина Николаю.

Николай хмыкнул, – Тебе бы, конечно, хотелось сказки. В наше, несколько более цивилизованное время, мы далеки от идеала, а что говорить о средневековье. Из всех обетов соблюдался только один – послушание. Без этого немыслимы военные победы. А, вообще, мне нравится период рыцарства.

Группа туристов, сформированная Котовым, в основном состояла, из достаточно образованных, приятных в общении и уверенных в себе молодых людей, объединенных работой на недавно зародившемся фондовом рынке. Несмотря на относительную молодость, они уже были достаточно обеспечены, а некоторые имели недвижимость за рубежом и приобрели привычки “новых русских”. Только три человека, включая Марину и Котова, были значительно старше остальных. Скорее всего, это объяснялось тем, что их поколению было труднее адаптироваться к новым реалиям. Марине было далеко до их благосостояния. Уж слишком она была законопослушной. Она не вела двойной бухгалтерии, не использовала денежных средств своей брокерской компании для спекуляции ценными бумагами, поскольку это было запрещено законом. При действующем в то время налогообложении, когда больше 90 процентов выручки уходили на налоги, работая “по чистому” невозможно было даже платить достойную зарплату себе и сотрудникам. Несмотря на это, она подвергалась жёсткому прессингу, как со стороны бандитов, так и со стороны ОБЭП. Даже если бы она умела и хотела давать взятки, на них у неё не было средств. В областном центре, где подобных финансовых компаний было значительно больше, легче было уходить от налогов и многочисленных проверок. Почти все, кроме Марины, были из областного центра и хорошо знали друг друга. С некоторыми она была шапочно знакома по совместной учёбе или семинарам, однако, как ни странно, её знали многие. Краем уха Марина слышала, что о ней ходят какие-то легенды, но, не зная ничего конкретного, не придавала им никакого значения.

В Шереметьево к группе присоединились туристы из Москвы, не имеющие отношения к семинару. С ними летел и, не очень известный в провинции, певец Влад Сташевский со свитой. Марина толком так и не поняла, кто его финансирует и подозревала, что он был приглашен Котовым.

“Боинг” идет на посадку. Под иллюминаторами раскинулся прекрасный остров, северная часть которого, напоминала очертания фюзеляжа самолета с короткими крыльями, освещённый ослепительным солнцем. В аэропорту Родоса, после, весьма формального, паспортного контроля их группу встретили два гида.

– Здравствуйте, мы с мужем приветствуем вас на греческом острове Родос, где будем с вами до вашего отъезда, – сказала гид, – меня зовут Мария, а моего мужа – Грегор. Вы можете обращаться к нам по любым вопросам, и мы с удовольствием поможем вам.

Греки по национальности, всю свою сознательную жизнь лет с семи они провели в Советском Союзе, где жили и учились в спец интернате в Иваново, созданном в конце тридцатых годов. Первыми воспитанниками в нём были дети участников Гражданской войны, сражавшихся на стороне испанской Народной армии, вывезенные вместе с золотым запасом страны из воюющей с фалангистами Испании. Греческих детей, чьи родители – коммунисты погибли при фашистском перевороте в Греции в 1968 году, так же вывозили в Союз и предоставляли им идеальные условия, значительно лучшие, чем советским сиротам. Через шесть лет террористическая военно-фашистская диктатура Греции пала, но им, несовершеннолетним, некуда и незачем было возвращаться на родину. После школы наши гиды окончили институт и поженились. Возможно, они так бы и остались в Союзе, если бы не его распад и кошмар революции. Несколько лет жизни на родине, при которой в конце девяностых они не испытывали особых экономических проблем, не уменьшили их эйфории. Мария взахлёб рассказывала русским туристам, о том, как им здорово живется на родине, что благодаря членству Греции в Общем рынке греки имеют возможность получать бесплатное образование в Европе. Марина в её словах не услышала ни грана благодарности к Советскому Союзу, который подарил ей и её собратьям не только бесплатное воспитание и образование, но и саму жизнь.

– Как коротка человеческая память, – подумала Марина, переглянувшись с Котовым.

По дороге из аэропорта в гостиницу, Мария коротко коснулась истории Греции,

– Вы прибыли в юго-восточную часть Эгейского моря, в которой у юго-западного побережья Турции расположился четвертый по величине остров Греции архипелага Южные Спорады – Родос, являющийся одним из центров эгейской культуры. Площадь острова с преимущественно горным рельефом составляет 1400 квадратных метров. Он относится к группе двенадцати Додеканеских островов. Длина Родоса составляет 78 километров, максимальная ширина – 38, с протяженностью береговой линии – 220 километров. Административным центром Додеканеса является город Родос.

Согласно мифу, остров Родос поднялся из глубин моря по воле Зевса в дар богу Солнца – Гелиосу. Родос был заселен еще в эпоху неолита. Ахейцы создали на острове мощную державу в 1400 году до нашей эры. Благодаря своему выгодному географическому положению и торговле, остров достиг процветания. Берег имеет несколько удобных гаваней, а сам остров отличается здоровым климатом и вечно ясным небом. И дня не проходит без того, чтобы солнце не освещало остров, который был богат природными ресурсами: мрамором, особым видом чистого мела, корабельным лесом, вином, черными смоквами и чрезвычайно приятной на вкус рыбой елоф. Родос был посвящен Гелиосу, который почитался там вместе со своей дочерью Электрионой; кроме того, там был распространен культ Зевса Атабирия и героев Геракла и Тлеполема. Миф называет первыми древнейшими обитателями острова тельхинов (тюленей), которым Рея отдала на воспитание младенца Посейдона. За бесчестье сыновей Посейдона, надругавшихся над собственной матерью Галией, Зевс наслал всемирный потоп. Когда остров поднялся из моря, на нем обосновался Гелиос и породил вместе с Родой гелиадов. Гелиады стали изобретателями астрологии, а один из них, Актий, основал город Гелиополь в долине Нила и научил последних Эгиптиадов астрологии, как того пожелал его отец Гелиос. После того как финикийские колонисты заняли и оставили остров, его завоевали дорийцы, переселившиеся под предводительством Алфемена из Аргоса на Крит. Согласно мифу, главным основателем колонии был Гераклит Тлеполем, а три родосских города – Линдос, и Камейр, Иалис – возникли еще до Троянской войны.

Шесть дорийских городов – дорийский гексаполис – на близлежащих островах и на берегу материка были колониями Родоса, центром которых служил храм Аполлона Триопийского. Родосцы с самого начала славились торговлей и мореходством, а колонии их простирались до самого отдаленного запада; одной из наиважнейших колоний была Гела, основанная Антифемом в 690 году. В правление тирана Клеобула, причисленного к Семи мудрецам, в шестом веке до нашей эры, остров достиг значительного процветания. Во времена Персидских войн Родос был на стороне господствующей афинской партии, а впоследствии сделался членом Афинской симмахии. На самом острове отличалось могуществом семейство Эратидов, к которым принадлежал Диагор. В 411 году аристократы подняли восстание и призвали на помощь Пелопоннесский флот. Сын Диагора, благородный Дорий, некогда изгнанный афинянами, был призван назад в отечество и подавил волнение в народе. Ему удалось соединить три города в один, по имени Родос с хорошей гаванью, который был построен амфитеатром на северо-западе острова. Но вскоре опять началась борьба между аристократами и демосом, испорченность которого проявлялась в демагогии самого дурного качества и в ожесточенной борьбе за права. Впоследствии демократическая партия своим достойным и умеренным поведением доставила государству могущество и уважение. В скором времени Родос возобновил союз с Афинами; но, когда Афины в своих действиях преступили положенные границы, во время Союзнической войны в 358—356 годах он окончательно отделился от Афин. После этого при поддержке карийских деспотов на Родосе стала властвовать сильная олигархия, и вскоре остров пришел в зависимость от Йдриея, правителя Галикарнаса. Во времена Александра на Родос был отправлен македонский гарнизон, который после смерти царя был изгнан, и остров снова стал свободным. После чего Родос достиг высшей степени процветания. В 304 году родосцы успешно защищали свой город от Деметрия Полиоркета, после чего приобрели владения на карийском берегу, помогли малоазиатским городам удержать свободу, хотя и стали соблюдать с тех пор нейтралитет между воевавшими государствами, служили посредниками между ними и первыми издали торговые и морские законы, принятые повсеместно. Землетрясение 227 года, разрушившее колоссальную статую Гелиоса, побудило многих правителей прислать множество грандиозных подарков для восстановления города Родос. В союзе с римлянами родосцы сражались против Антиоха и Прусия и получили от них власть над Карией и Ликией.

Они поплатились потерей своих владений на материке и значительными ограничениями торговых привилегий, за уверенность в своём могуществе в 168 году после дерзких требований надменного посла в Риме. Родосцы смогли защититься от Митридата, но междоусобные войны после смерти Цезаря уничтожили их процветание, хотя они сохранили за собой внешнюю независимость. Веспасиан окончательно лишил их свободы.

Кроме дорийцев и римлян Родос завоевывали персы, арабы. После распада Римской империи на Западную и Восточную, Родос со времени Диолектиана, до конца шестого века являлся столицей епархии островов, находясь в составе Восточной Римской империи. Апостол Павел принес на Родос Христианство, который стал частью Византийской империи, и владычество которой, навсегда оставило греков в православии. Тогда же были сооружены крепостные стены города.

Несмотря на наступивший политической упадок острова, на Родосе процветало развитие культуры, науки и искусств. Изгнанный из Афин Эсхин основал там собственную школу риторики, которая отличалась напыщенностью. Ещё долго процветала знаменитое родосское, подобное азиатскому, красноречие. Выдающимися представителями этого рода красноречия были поэт Аполлоний Родосский и Аполлоний Мол. Существовала также родосская школа искусств, получившая начало в Сикионе. Основателем её считается Харет из Линда; к ней принадлежали Агесандр, Полидор и Афенодор, творцы Лаокооновой группы, а также Аполлоний и Тавриск из Тролль, изваявшие Фарнезского быка. Византийский период Родоса продолжался до передачи Родоса генуэзцам. В 1261 году после отвоевания Константинополя византийцами, император Михаил Палеолог, желая сохранить дружественные отношения с генуэзцами, уступил им Родос с частью своих владений. В 1306 году генуэзский адмирал и правитель Родоса Виньоли, продал Родос вместе с островами Кос и Лерос Ордену рыцарей Святого Иоанна, где тот и обосновался через три года после того, как было сломлено отчаянное сопротивления родосцев и византийского гарнизона. Рыцари Ордена стали называться Родосскими рыцарями, выстроили свою главную цитадель – Родосскую крепость и властвовали до конца 1552 года. Официальным языком документов Ордена был латинский, а для общения между собой члены различных “языков” пользовались французским. Духовным главой Ордена был Папа Римский. Орден назначал латинского – католического архиепископа, в зависимости от которого находился греческий митрополит. Во время господства рыцарей Родос переживал пору расцвета. Значительно развились торговля, и контакты по морю со странами Востока и Запада, на острове обосновались крупные торговые и банковские компании из Италии, Франции и Испании. Поскольку рыцари – госпитальеры провозгласили своей целью – борьбу с иноверцами, они были вынуждены развернуть на острове широкое строительство оборонительных сооружений, не прекращавшееся вплоть до 1522 года. После шестимесячной осады рыцари были вынуждены сдать Родос туркам, и через семь лет переправились на Мальту, после чего стали именоваться Мальтийскими рыцарями. Почти четыре столетия Родос находился под турецким владычеством. После окончательного завоевания острова турками, Родосская крепость защищала турецкую Малую Азию. В 1912 году во время войны с турками итальянская армия высадилась на Родосе и оккупировала остров, где и оставалась до сорок третьего года. Итальянцы в тридцатые годы по настоянию дуче и короля Виктора Эммануила Третьего восстановили одну из главных достопримечательностей Родоса – Дворец великих магистров рыцарей Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который пострадал от порохового взрыва в 1856 году и другие сооружения рыцарского периода острова. Итальянцев сменили немцы. После поражения Германии родосцы победили в борьбе за независимость и в сорок восьмом году Додеканесские острова воссоединились с Грецией, переживавшей последний монархический период с 1935 года, когда на греческий престол была возвращена династия Глюксбургов.

Пятьсот лет самостоятельности в античную эпоху позволяют грекам с острова Родос считать себя эллинами. Несмотря на многовековое владение островом иноверцами, греки сохранили свою национальную и религиозную самобытность.

В 1968 году после прихода к власти военной хунты “черных полковников” монархия была ликвидирована, а последний греческий король Константин Второй был выслан из страны в Великобританию, лишён имущества и греческого гражданства. После свержения самой хунты в 1974 году новое правительство на основании референдума провозгласило Третью Греческую Республику.

Греки очень благожелательны к русским, поскольку Греция всегда являлась другом России и одним из важных этапов в истории взаимоотношений России с Грецией являются русско-греческие отношения в период национально – освободительной войны греческого народа против турецкого господства.

На Родосе вы увидите памятники архитектуры не только античного, но и периодов владычества иоаннитов и Османской империи. Здесь сохранились древние постройки, узкие кривые улочки, православные и католические церкви, синагога и турецкие мечети. В Старом городе в античном театре под открытым небом летом проводятся концерты народной музыки и танца. Настоящим сувенирным раем является древняя улочка Сократус. За время путешествия по Родосу вы познакомитесь со всеми его достопримечательностями.

На страницу:
2 из 6