Полная версия
Израиль. Полная история страны
19
Машиах («помазанник») – иудейский Мессия, который принесет избавление народу Израиля и осуществит спасение всего человечества.
20
Слова писателя Израэла Зангвилла, ставшего лидером так называемых «территориалистов», согласных на переселение на иные территории.
21
Промежуток между праздниками Песах и Пурим составляет около одиннадцати месяцев.
22
Артур Руппин (1876–1943) – видный еврейский ученый-социолог, активный деятель сионистского движения, один из основателей Тель-Авива. В 1908 году решением Восьмого сионистского конгресса был направлен в Палестину на постоянное проживание. Открыл в Яффе Палестинское еврейское бюро (исполнительный орган Всемирной сионистской организации в Эрец Исраэль, ныне известный как Еврейское агентство для Израиля или Сохнут) и стал его первым руководителем. Основал социологический факультет в Еврейском университете в Иерусалиме и написал такие важные социологические труды, как «Дарвинизм и социология», «Евреи нашего времени» и «Евреи в современном мире».
23
В память о спасении евреев Древней Персии от истребления отмечается Пурим, самый веселый праздник в иудаизме. История его такова. Советник персидского царя Артаксеркса Аман-амаликитянин невзлюбил еврея Мордехая, привратника за то, что тот не кланялся ему при встрече. Неприязнь к Мордехаю Аман перенес на всех евреев, начал настраивать царя против них и добился согласия на истребление всего еврейского народа. «И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить», говорится в Книге Эсфири. Евреев спасла приемная дочь Мордехая Эсфирь, избранная царем в жены. Она разоблачила перед Артаксерксом происки Амана, который в результате был повешен на дереве, приготовленном им для Мордехая. Согласно традиции в Пурим нужно пить вино до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю. О невоздержанных в питье евреи говорят: «Он каждый день празднует Пурим». Выражение «и повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мордехая» употребляется не только в смысле «не рой другому яму», но и в смысле «все образуется, будет хорошо».
24
Алия (дословно – «восхождение», поскольку в Страну Израиля не приезжают, а поднимаются или восходят) – репатриация евреев на историческую родину.
25
«Халуцим» переводится как «пионеры», «первопроходцы». Это слово может применяться в разных сферах, но в широком смысле оно означает активистов алии.
26
В переводе – «Молодой Рабочий».
27
Маккавеями называли героев, освободивших Иудею от сирийско-греческих захватчиков в шестидесятых годах II века до н. э. Название образовано от прозвища «Маккавей», данного лидеру восставших Иуде из священнического рода Хасмонеев. Значение прозвища истолковывается по-разному, но большинство историков связывает его с арамейским «маккаба», что означает «молот» (молот, разящий врагов).
28
Шлемазлами (в дословном переводе – «полное счастье») называют неудачников. Средневековый мудрец Авраам Ибн-Эзра говорил о шлемазле так: «Если он начнет ткать саваны, то люди перестанут умирать, если он станет делать свечи, то солнце будет светить в небе круглые сутки».
29
Джизья (джизия) – подушная подать, взимаемая с иноверцев-мужчин в мусульманских государствах в качестве платы за сохранение жизни и защиту.
30
Исраэль Шохат (1886–1961) – видный израильский военный и политический деятель, репатриант второй алии, создатель и руководитель первой военизированной еврейской организации в Палестине.
31
Шимон Бар-Гиора – иудейский военачальник, воевавший с римлянами во второй половине I века, убежденный противник рабства (потому и «второй Спартак»).
32
В переводе – «страж».
33
В переводе – «защита».
34
В переводе – «усадьба».