bannerbanner
Психотерапевтические сказки на любой случай жизни
Психотерапевтические сказки на любой случай жизни

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

На следующий день все повторилось. Неделю Королева радовалась, что супруг наконец-то уделяет ей все свое свободное время. Но когда вторая, и третья неделя проходили по такому же сценарию, что-то начало ее раздражать. Разговоры были все те же, прогулки и совместные занятия такие же. Разве этого она хотела? Тогда чего? Что опять не так? Вроде бы все исполнилось. В конце месяца Королева была готова уже кричать и плакать. Не выдержала она идиллии и побежала по направлению к арке. Захотела покинуть эту страну.

Подбежала к тому месту, где арка была. А там уже ворота стоят и рядом охрана. «Чего вы хотите?», – спрашивают. «Вернуться домой хочу», – плачет Королева. «Выпустите отсюда». «Чего вы хотите?», – снова спрашивают охранники. Села Королева на землю и задумалась, а чего я на самом деле-то хочу? Слишком мало времени с Королем плохо и слишком много времени тоже плохо. Так я же сама ни разу Королю не сказала, что хочу. Сразу с упреками и криками. Ни разу не спросила, как он себя чувствует после того, как все дела закончит и почему в библиотеку убегает. «Хочу уметь так сказать о своих чувствах и желаниях, чтобы услышал и понял меня Король, чтобы договариваться умели и оба счастливы были!»

В тот же момент, как подумала обо всем этом Королева, оказалась она в Библиотеке супруга. Видит, и он сидит и как будто ее ждет. Посмотрели они друг на друга, улыбнулись и потом до самой ночи разговаривали. Спрашивали, уточняли, узнавали друг у друга то, о чем перестали говорить уже очень давно.

Стоит сказать, что путешествие Короля было немногим лучше, чем у Королевы. В его идеальном мире никто с ним не ссорился, все его оставили в покое. Он часами проводил в Библиотеке, прочитал столько книг, сколько и представить себе не мог. Но в какой-то момент подумал: «А что так тихо? Где все? Почему не зовут меня? Не ищут?» Вышел он из Библиотеки, прошелся по покоям, вышел в сад и нигде не встретил ни души. Зашел в конюшню. Видит, сидит там слуга и чистит упряжь. Спросил Король, куда все подевались. Удивился слуга: «Вы же отдохнуть хотели, так Королева всем сказала. Приказали собраться всем и тихонько уехать, чтобы только не мешать.» «И как давно все уехали? – Так уж год прошел». Король задумался, почему так получилось? Вроде бы хотел он покоя, но не такого длительного. И где теперь искать всех? С чего вдруг все решили, что его оставить нужно на столько месяцев одного? А потом понял, что ни разу не обозначил ни время, ни причину своего желания почитать одному. Все боялся обидеть лишний раз и молчал, мол сами догадаются. Вот и догадались, буквально поняли. Побежал тогда Король к выходу и также, как и Королева у ворот оказался. «Чего вы хотите?» «Хочу уметь так сказать о своих чувствах и желаниях, чтобы услышала и поняла меня Королева, чтобы договариваться умели и оба счастливы были!»

–Да уж, плохо мы мысли друг друга читаем. «Да и возможно ли это?» —сказала Королева.

–Возможно, если знать истинные желания. Не прав я был, что молчал все врем о том, что мне нужно, – признался Король

– И я не права была, что вместо ласкового слова, недовольство свое на тебя выливала, – согласилась Королева.

В этот самый момент где-то довольно улыбнулся Хранитель Семейных Уз. Но это было только начало в исполнении того желания, которое оба загадали у Ворот Страны Исполнившихся Желаний.


Схема размышления над сказками и их обсуждением


Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий


Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью нее нам хотели пере дать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в

своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на

общие вопросы


Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для

каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом


Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на

врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.


Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим- радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека

распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом

зависит от конкретной ситуации в жизни.


Актуализированные чувства

Важно осознать,

Какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная

ситуация и почему?

Какие чувства вызывает

эта сказка? Какие эпизоды вызывали

радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх? Какие ситуации

вызывали раздражение? Почему герои реагирует

именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств,

которые она вызывает,

можно делать акцент на источники чувств внутри нас.


Образы и символы в сказках

Важно осознать,

какие тенденции. уроки, способы

поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не

только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов,

особенно юнгианские


В работе с парами, как и индивидуально, использование сказки помогает мягче подойти к проблеме и бережнее работать с клиентами. Часто такая работа получается более глубокой. Погружение в мир персонажей сказки помогает примерить на себя роли, немного диссоциироваться, порассуждать из этих образов, увидеть нестандартные решения. Через совместное переживание такого опыта, связь партнеров может укрепиться, наполниться новыми смыслами и дать старт новым этапам в жизни, как лично для каждого, так и для семейной системы в целом.


Список используемой литературы:

1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Издательство «Речь», 2020

2. Разида Ткач «Индивидуальное и супружеское консультирование с помощью сказки «Царевна-лягушка», Издательство «Речь», 2011

Сказочные ресурсы в гипнотерапии

Суслонов Андрей Андреевич

Стажер МПАП, член ЛППН





В российской практической психологии сказкотерапия как самостоятельное психотерапевтическое направление имеет короткую историю – чуть более 20 лет. Как правило, отечественные сказкотерапевты не работают в рамках какой-либо одной психологической школы, а используют самые разнообразные методы психологического и психотерапевтического применения сказок из разных подходов, т.е. речь идет об интегративной, комплексной сказкотерапии. Именно метафора является основным средством психологического воздействия в сказкотерапии, то насколько она будет эффективной, во многом зависит от глубины и точности выбранной метафоры. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева считает, что сказкотерапию даже правомерно называть метафоротерапией.

Метафора (от греческого metaphora – перенос, образ) – это использование слова, выражения, рассказа в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии. Это параллель между двумя, иногда кажущимися несвязанными, концепциями. В то же время метафоры обеспечивают эмоциональную окраску сообщения, например, выражения «ревет в три ручья», «ревет как белуга» передают эмоциональное состояние человека гораздо ярче, чем простое констатирование его плача. Л. Камерон-Бэндлер, изложила в общем виде правила построения эффективной терапевтической метафоры. Терапевтической метафоры должна быть изоморфной (подобной) проблеме пациента; метафора должна предлагать замещающий опыт; в ней должны содержаться примеры таких способов разрешения проблемы, которые пациент может обобщить и спроецировать на себя (найти подсказку, как можно справиться с собственными трудностями).

Метафора рассматривается как иносказание, которое содержит ключевые послания от психолога клиенту и от клиента психологу. Метафора клиента – это способ на символическом, образном языке сообщить о своем текущем и желаемом состоянии и других психических явлениях: состояниях и процессах, которые он может осознавать или не осознавать. Гипнотическая метафора, или гипнометафора – метод, используемый в направлении эриксоновской гипнотерапии психологами и психотерапевтами, который помогает клиенту переместиться из поля проблем в поле решений.

Суть метода гипнотерапии заключается в погружении человека в особое и, в то же время, естественное состояние сознания, именуемое – транс. Транс – это такое состояние психики, при котором пациент пребывает словно в смешанном состоянии бодрствования и сна одновременно, это то самое ощущение – когда тело словно спит, а разум бодрствует, и в то же время пребывает в сновидных образах, грезах, при этом воспринимая все слова терапевта, и не просто воспринимая, а воспринимая наиболее ясно в отличие от обычного состояния, собственно говоря, вот в этом и заключается сила внушения в состоянии транса [6].

Гипнотический подход к сказкам основан на сходстве между вхождением в транс и слушанием, проживанием сказки. Когда индуцируется транс, происходит прямое обращение к бессознательному, не вызывая сопротивления со стороны человека. Внушению способствует сама атмосфера: клиент засыпает, человек, которому он доверяет, что-то ритмично рассказывает, при этом постоянно повторяя какие-то формулы (изречения и т.д.). Это не директивное предложение.




Таким образом, внушение дает нам особый терапевтический или лечебный эффект.

Такие специально сконструированные терапевтические метафоры можно предлагать пациентам как без формальной трансовой индукции в ходе беседы с ними, так и использовать на гипнотических сеансах.

Следует подчеркнуть, что терапевтическое воздействие метафоры не поддается исчерпывающему анализу – в этом и таится их преобразующая сила. Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева выделяет четыре этапа в развитии сказкотерапии, и каждый этап является началом нового процесса, который никогда не заканчивается, уступая место новому [5].

Первый этап сказкотерапии – это устное народное творчество. Это непрерывный процесс, начало которого затерялось в глубине веков и который продолжается по сей день. Второй этап – это сбор и исследование сказок и мифов. Этот этап в первую очередь связан с психологическими, углубленными исследованиями сказок и мифов К. Юнгом, М. фон Францем, Б. Беттельгеймом, В. Проппом. Знание скрытого смысла сказок и мифов не менее актуально и сегодня. Третий этап – психотехнический. Его суть заключается в практическом применении сказки как диагностической, коррекционной и развивающей методики. Четвертый этап – интегративный, связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии как «естественного, органичного восприятия человеком образовательной системы, проверенной многими поколениями наших предков» [3].

Раскрывая это широкое определение сказкотерапии, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева конкретизирует различные ее аспекты. Сказкотерапия – это термин, состоящий из двух слов: сказка и терапия. По поводу сказок можно сказать следующее. Сказка – это удивительный жанр, который на самом деле является формой хранения очень важных жизненных знаний. Меняются поколения, меняются культуры, а знания об устройстве мира и закономерностях отношений людей друг с другом они остаются благодаря тому, что они были зашифрованы изначально в сказках, мифах, легендах, притчах. Чтобы люди не придумали со своей судьбой, со своей цивилизацией, сказки все равно сохранят самое важное для последующих поколений [5].

Поэтому, сказка – это сказочный ресурс в гипнотерапии для жизненно-важной информации. Второе слово, которое содержится в этом слове это терапия. Привычным для нас значение – это слова, является лечение. Сказка лечит сознание, воображение, самоощущение, характер, способность принимать решения, способность моделировать положительный образ будущего, наша речь может болеть словами-паразитами. Сказкотерапевт берется за их излечение. Сказкотерапия это не только лечение сказками, но это еще и область воспитания и самовоспитания [7].

Внутри самой сказки метафоры, как передача свойств одного объекта другому, встречаются еще реже, чем в других литературных жанрах, поскольку мир самой сказки наполнен чудесными событиями, а те выражения, которые в других текстах имеют метафорическое значение (абсурдное в буквальном прочтении), являются воспринимается как норма в сказках. Роль метафоры в сказке шире, это мост, соединяющий реальный мир с его фантастическим образом в сказке, это ядро сказки. Через понимание метафор, расшифровку метафорических образов расширяется сознание, развиваются воображение, интуиция, мышление, они опосредованно усваивают нормы поведения, приобретают моральные ценности. У каждого человека, будь то ребенок или взрослый, есть свое собственное смысловое пространство, в котором каждый элемент наполнен особым смыслом, осмысленностью [5].

Психолог и клиент также являются носителями уникальных смысловых пространств, они могут говорить об одном и том же, но неправильно понимать друг друга из-за несовпадения этих пространств. Часто люди, не знакомые со сказки в гипнотерапии, считают, что она адресована только детям, причем дошкольного возраста. На самом деле это не так, хотя правомерно назвать это «детским методом», поскольку сказка адресована детству человека любого возраста. Будущее психологии не только в создании новых психопрактик, не только в их интеграции, но и в развитии их идеологического основания [2].

Причины многих проблем, таких как агрессия, страхи, тики, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в общении, комплексы неполноценности, как правило, кроются в раннем детстве. Каждая психологическая школа по-своему объясняет причины проблем и предлагает свои способы помощи. В сказкотерапии все эти проблемы можно описать одной фразой -внутренняя дисгармония человеческого развития», а помощь -достижение внутренней гармонии». Гармоничный человек, как в сказке, так и в жизни, – это творец, а дисгармоничный человек – разрушитель, тот, кто причиняет боль и дискомфорт другим людям, сознательно и неосознанно вредит их здоровью, их развитию. Метафорически предмет сказка в гипнотерапии можно определить как внутреннюю победу творца над разрушителем, вечное противостояние добра и зла [8].

В сказках противостояние добра и зла почти всегда очевидно, и это противостояние черно-белое. Сказка в гипнотерапии использует понятие морального иммунитета – способности человека противостоять негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социальной среды. Моральный иммунитет фильтрует любую информацию, и если информация признается положительной для развития личности, то она включается в систему ценностей человека, если она определяется как разрушительная для личности, то она попадает в копилку «иммунной памяти» и позволяет быстро распознать эффект такая информация. Сказка в гипнотерапии помогает сформировать такой «моральный иммунитет».

Сказки как один из видов универсальных метафор гипнотерапии в основном используются для работы с ментальным экземпляром взрослого клиента, называемым «внутренним ребенком». Сказочные метафорические истории отличаются от несказочных, во-первых, своими персонажами, взятыми из области фантазии, индивидуальных и социальных мифов, а во-вторых, положительным завершением сюжета: мы не предлагаем клиенту открытых рамок для размышлений о неопределенном (возможно) будущем из персонажей, потому что в сказках добро всегда побеждает зло [1].

Сказка в гипнотерапии переживает настоящий пик популярности. Большинство специалистов стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки. Привлекательность сказки в гипнотерапии прежде всего, ее универсальностью, т.к. сказка информативна, безгранична, феерична, эмоциональна, мудра. Через сказку создается возможность передать новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений [4].

Сказочные ресурсы в гипнотерапии основаны на лингвистическом анализе более 100 классических русских народных сказок, В.Я. Пропп выделил и описал ряд сказочных инвариантов и ввел понятие функции как акта действующего лица, определяемого с точки зрения его значимости для хода действия. Основные выводы, сделанные Проппом, заключаются в следующем:

1. Постоянными, стабильными элементами сказок являются функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они составляют основные компоненты сказок.

2. Количество функций, известных в сказке, ограничено.

3. Последовательность функций всегда одна и та же [8].

Была определена 31 функция действующих лиц, названия и примеры функций приведены ниже [7].

8 функций составляют подготовительную часть сказки:

Отлучка – Уезжают родители; царь идет на войну.

Запрет – «Не входите только в десятую комнату».

Нарушение – Аленушка выбежала на улицу, начала играть.

Выяснение – Ведьма начала выяснять…

Раздача – «Но принцесса все равно милее…»

Уловка – Волк имитирует голос матери-козы.

Соучастие – Старуха передает отравленное яблоко принцессе.

Саботаж (или недостача) – Иванушку схватили гуси-лебеди; царь заболел тяжелой болезнью.

3 функции – привязка:

Посредничество – «Иди, Марьюшка, поищи своего брата…»

Начало противостояния – «Позволь мне, царь, попытать счастья…»

Отправка – принц отправился в путь.

12 функций основной части:

Первая функция донора – Баба Яга начала задавать вопросы.

Реакция героя – «Ты бы меня сначала накормил…»

Получение волшебного средства – «Скажи: по велению щуки…»

Переезд в другое королевство – Надолго ли уехала Марьюшка, вкратце…

Борьба – Иван начал бороться со змеей.

Клеймение – змея расцарапала ему всю щеку.

Победа – Кощей развернулся и исчез.

Первоначальная победа или недостаток устранены – Царь-дева пришла к Ивану из подземелья.

Возвращение – сел на ковер, полетел домой.

Погоня – Гуси-лебеди бросились в погоню.

Спасение – Она бросила зеркало, море разлилось.

Это может быть концом сказки, но возможен и дополнительный сюжет, в котором действует ложный герой.

Сказкотерапия это способ улучшить взаимоотношения с собой, окружающим миром и изменить достойным образом качество жизни. Сам по себе гипноз один из наиболее сильных лечебных методов, способный четко выявлять причины внутренних проблем и устранять их. При всех случаях, описанных выше, гипнотерапия так же может помочь выявить причины вышеописанных симптомов и зависимых вариантов поведения, а также может выявлять причины других симптомокомплексов невротического спектра (например, причины повышенной тревожности и нервозности, перепадов настроения), это то самое чувство, когда в трансовом состоянии приходит осознание причинностей проблем, что является отличным козырем для дальнейшей терапии [7].

Анализируя возможности метафорической сказки, Дж. Беккио отмечает, что клиентам можно рассказывать практически все сказки, которые известны терапевту, выбирая ту, которая больше соответствует культуре и проблемам клиента, а также содержит персонажа, близкого к его идеальной личности или имеющего опыт, полезный для решая его задачи [3].

Согласно его концепции метафорической сказки, в ней должен быть герой, в чем-то похожий на клиента, и персонажи, похожие на значимых людей из его окружения (родителей, друзей и т.д.), также необходимо ввести в повествование источник необходимых ресурсов: персонажа, обладающего мудростью или сила, и магический предмет. Чтобы создать драматическое напряжение, нужно отправить героя довольно трудной дорогой и так, чтобы он задал себе вопрос или встал перед необходимостью выбора. На этом этапе вводится персонаж, обладающий знаниями или магическим предметом. И, конечно, у сказки должен быть счастливый конец.

Для взрослых клиентов сказочная метафора применима в основном как встроенная многослойная метафорическая структура, которая позволяет разуму отвлечься от критического анализа, а бессознательному принять сказочных персонажей «как своих собственных». Постгипнотическое внушение представляет из себя дополнение к лечебному, когда мы говорим во внушении о том, что будет происходить с пациентом после сеанса, как правило, здесь закладывается новая поведенческая стратегия. И если клиент снова ощутил сильную тревожность, ему надо сделать несколько глубоких вдохов, затем выдохов и ему станет легче) [6].

В дополнение к персонажам, символизирующим значимых людей из окружения клиента, также вводятся те, кто может символизировать его различные конфликтующие и поддерживающие субличности. Возможно, это связано с тем, что при одновременном соблюдении структурных, как сказкотерапии, так и гипнотерапии мы можем получить очень громоздкое повествование, которое отнимает много времени и приводит к перегрузке клиента.

Метафора служит психологу средством естественного соединения их, создавая общее смысловое пространство, особенно если оно облечено в форму сказки. Метод гипнотерапии на примере сказок, при правильном его применении со стороны специалиста может стать прекрасным и порой оперативным инструментом помощи при многих невротических расстройствах у клиента.

Психотерапевтическая сказка «Маленький лисенок»

В одном сказочном лесу жил-был маленький лисенок. Больше всего на свете он хотел быть сильным, мудрым и добрым. Однако, в силу своего небольшого возраста и жизненного опыта чувствовал себя неуверенно, и самое печальное – он чувствовал себя одиноким. Как-то раз ему бабушка рассказала про волшебное изумрудное озеро в глубине ущелья. Каждое утро это озеро излучало загадочный свет, и все в лесу от этого играло разноцветными красками. И чем старше становился лисенок, тем больше он хотел в него посмотреть. И однажды он к нему отправился, хотя оно находилось очень и очень далеко. Бабушка рассказывала, чтобы до него дойти, потребуется несколько лет, но даже это не испугало лисенка.




У него была цель: увидеть это волшебное озеро. Лисенок взял с собой маленький узелок, в который он положил с собой чай, кружку и землянику. А также хлеб, который испекла для него его бабушка. Долгий путь проделал лисенок к волшебному озеру. Около болота его встретила Кикимора. Она была вся зеленая. Она схватила лисенка своими зелеными ручищами и хотела утащить в болото, да никак. Вцепился в нее лисенок и закричал: «Я тебя не боюсь!» И в тот же миг Кикимора исчезла так, как будто ее и не было. Плюхнулся рыжий наземь в удивлении.

– Ну ничего обошлось! – сказал лисенок, поднимаясь на слегка трясущийся ногах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3

Другие книги автора