Полная версия
Цари Ведического мира. Вишну-пурана (перевод А. Г. Виноградова)
«Во второй половине 7 тысячелетия до н.э. в Волго-Окское междуречье вторгается другая группа мезолитического населения, которая располагается в этом регионе, в его западной части, оставив археологическую культуру, которую мы называем иеневской. С появлением пришельцев население бутовской культуры вначале отходит на восток и юг региона. Под давлением иеневской культуры бутовское население распалось, вероятно, на несколько изолированных групп. Часть их, видимо, даже покинула Волго-Окский бассейн, свидетельством чему являются факты появления типично бутовских элементов в других соседних регионах. Таковы памятники с бутовскими элементами в бассейне Сухоны или Боровичская стоянка в Новгородской обл».
Что касается вытеснивших бутовцев иеневцев, то происхождение их представляется археологам «не вполне ясным». Они отмечают, что: «По-видимому где-то во второй половине бореального периода (6,5 тыс. д.н.э.) часть населения Верхнего Поднепровья двинулась на северо-восток и заселила часть Волго-Окского междуречья, потеснив бутовские племена.
Замкнутость иеневского населения, отсутствие мирных контактов с окружающими его культурами привели, в конечном счете, к упадку культуры и обратному его вытеснению окрепшими к концу существования «иеневцев» «бутовцами». Таким образом в конце 6 тыс. до. н. э. позднебутовское население снова начинает «реконкисту» – повторный захват своей исконной территории».
Итак, «иеневская культура, находившаяся во враждебных отношениях с бутовской и потерявшая связь с „материнской“ территорией, по-видимому, постепенно выродилась, что привело в дальнейшем к облегчению движения „бутовцев“ обратно на запад и ассимиляции ими остатков „иеневцев“. Во всяком случае в ранненеолитической верхневолжской культуре, сформировавшейся в регионе в 5 тысячелетии до н.э., мы уже практически не находим элементов иеневской культуры. Бутовские же элементы резко доминируют».
При сравнении текста эпоса и данных археологии поражает совпадение и хронологии всего события, и отдельных его эпизодов. И возникает закономерный вопрос: не скрываются ли за «бутовцами» потомки Пуру-пауравы, а за «иеневцами» – их враги панчалы?
Тем более, что по Махабхарате в 6,5 тыс. д.н.э. «все эти панчалы произошли от Духшанты и Парамештина». Таким образом, подтверждается возникновение племени или народа, названного археологами «иеневцами», непосредственно перед их вторжением на территорию Волго-Окского междуречья, т. к. Духшанта непосредственно предшествовал Самваране.
Как не странно, но над этими событиями время оказалось не властно. И сегодня у истоков Дона (у реки Донец), рядом с городами Кимовском и Епифанью, на холме стоит крошечная деревушка, сохранившая свое древнее название Аджамки (хотя есть деревня Аджамка на реке Аджамке, за Днепром в Кировоградской области, но ее имя скорее связано с родовым именем Юдиштиры и Видуры – Аджамидха). Может быть, когда-нибудь археологи найдут здесь руины древней крепости царя Самвараны – Аджамиды.
Светлана Васильевна ЖарниковаСодержание четвертой книги
Четвертая книга содержит все, что есть у индусов из их древней истории. Это довольно полный список династий и отдельных лиц; это безстрасная запись событий. Едва ли можно сомневаться, однако, в том, что многое из этого является подлинной хроникой личностей, если не событий. То, что оно дискредитировано очевидными нелепостями в отношении долголетия князей более ранних династий, должно быть допущено, и сохранившиеся подробности о некоторых из них тривиальны и баснословны; возможность и вероятность некоторых сделок, которые придают этим традициям видимость подлинности и делают вероятным, что они не совсем беспочвенны. Во всяком случае, при отсутствии всех других источников информации запись, как она есть, не заслуживает того, чтобы ее отбрасывали. Для его достоверности или полезности не обязательно предпринимать попытки какой-либо точной хронологической корректировки различных периодов правления. Их распределение среди нескольких Юг, предпринятое сэром Вм. Джонсом (Sir Wm. Jones) или пандитами, не находит подтверждения в первоначальных текстах, кроме случайного упоминания о времени, когда правил тот или иной монарх, или общего факта, что династии до Кришны предшествуют времени Великой войны и началу века Кали; и то, и другое мы не обязаны относить к индусам пяти тысячи лет назад.
К этому веку солнечная династия князей предлагает девяносто три поколения, лунная только сорок пять, хотя оба они начинаются в одно и то же время. Некоторые имена могли быть добавлены к первому списку, некоторые опущены во втором; и кажется наиболее вероятным, что, несмотря на их синхронное начало, князья лунной династии были последующими князьями солнечной династии. Они явно ответвились от солнечной линии; и легенда о Судюмне (Sudyumna), объясняющая эту связь, имеет все признаки того, что она была выдумана с целью отнести ее к периоду, более отдаленному, чем есть.
Если вычесть, однако, из большего числа князей значительную долю, то нет ничего удивительного в предположении, что индуистские династии и их ответвления распространились на протяжении примерно двенадцати столетий до войны «Махабхараты», и, предполагая, что это событие произошло примерно за четырнадцать столетий до христианства, таким образом, начало царственных династий Индии приходится примерно на две тысячи шестьсот лет до этой даты.
Это может быть или не быть слишком отдаленным; но в предмете, где точность невозможна, достаточно довольствоваться общим впечатлением, что о династиях царей, подробно описанных в Пуранах, имеем запись, которая, хотя и не может не пострадать от возраста, и, возможно, была повреждена небрежным или неразумным составлением. Сохраняется отчет, не совсем заслуживающий доверия, об установлении и преемственности регулярных монархий среди индусов с такой ранней эры и в течение столь же продолжительного времени, как любой в заслуживающих доверия анналах человечества.
Обстоятельства, о которых рассказывают первые правители, имеют очевидное отношение к колонизации Индии и постепенному распространению власти новых рас на необитаемую или нецивилизованную область. Принято считать, что брахманская религия и цивилизация пришли в Индию извне. Конечно, на границах и в центре страны есть племена, которые еще не являются индусами; отрывки из «Рамаяны», «Махабхараты» и «Ману» и единообразные предания самих людей указывают на период, когда Бенгалия, Орисса и весь Декан были заселены деградировавшими или отверженными, то есть варварскими племенами. Традиции Пуран подтверждают эти взгляды, но они не помогают решить вопрос, откуда пришли индусы; будь то из среднеазиатской области, с Кавказских гор, с равнин Вавилонии, или от границ Каспийского моря, как предполагали Клапрот (Klaproth), Ванс Кеннеди (Vans Kennedy) и Шлегель (Schlegel). Сходство санскритского языка доказывает общее происхождение ныне широко разбросанных народов, среди диалектов которых они прослеживаются, и делает несомненным, что все они должны были распространиться за границу из какой-то центральной точки в той части земного шара, которая впервые была заселена человечеством, согласно боговдохновенной летописи.
Остается определить, можно ли обнаружить в Ведах какое-либо указание на такое событие; но было бы явно несовместимо с системой Паураников относить происхождение индийских князей и княжеств к другим источникам, кроме местных. Поэтому не нужно ожидать от них каких-либо сведений об иностранном происхождении индусов.
Таким образом, у нас совершенно недостаточно средств для того, чтобы получить какую-либо информацию о доиндийском периоде истории индусов, кроме общего вывода, вытекающего из фактического присутствия варварских и, по-видимому, аборигенных племен – из общепризнанного постепенного распространения индуизма на части Индии, где он не преобладал, когда составлялся кодекс Ману, – из-за общего употребления в Индии более или менее многочисленных диалектов, отличных от санскрита, – и из-за сходства этого языка с формами речи, распространенными в западном мире – что люди, говорившие на санскрите и последовавшие религии Вед, пришли в Индию в очень отдаленные времена из земель к западу от Инда. Крайне сомнительно, что дата и обстоятельства их иммиграции когда-либо будут установлены, но нетрудно составить правдоподобный план их раннего местонахождения и постепенной колонизации.
Самым ранним местопребыванием индусов в пределах Индостана, несомненно, были восточные пределы Пенджаба. Святая земля Ману и Пуран лежит между реками Дришадвати (Drishadwati) и Сарасвати (Saraswati), Чаггар (Caggar) и Сурсути (Caggar) на наших (британских) варварских картах. В их окрестностях происходят различные приключения первых принцев и самых известных мудрецов; Ашрамы, или религиозные обители расположены на берегах Сарасвати. Согласно некоторым источникам, там была обитель Вясы, составителя Вед и Пуран; согласно другим, когда однажды Веды вышли из употребления и были забыты, брахманы снова были обучены им Сарасватой, сыном Сарасвати. Одно из самых выдающихся племен брахманов известно как Сарасвата (Saraswata); и то же самое слово употреблено м-ром Колбруком для обозначения той модификации санскрита, которую обычно называют пракритом и которая в данном случае, по его предположению, была языком «народа Сарасвата, населявшего берега реки Сарасвати». Сама река получила свое название от Сарасвати, богини учености, под покровительством которой обрела форму и власть священная литература индусов. Эти указания подтверждают, что какие бы семена ни были импортированы извне, именно в стране, прилегающей к реке Сарасвати, они были впервые посажены, культивированы и выращены на Индостане.
Участок земли, отведенный таким образом для первого учреждения индуизма в Индии, имеет очень ограниченную протяженность, и не мог быть местом проживания какого-либо многочисленного племени или народа. Предания, свидетельствующие о раннем поселении индусов в этом районе, приписывают поселенцам скорее философский и религиозный, чем светский характер, и в сочетании с очень узкими границами святой земли делают возможным, что самые ранние переселенцы были членами не политической, а религиозной общины; что они были колонией жрецов, но не в том ограниченном смысле, в котором мы используем этот термин, а в том, в котором он до сих пор применяется в Индии, к аграхаре, деревне или селению брахманов, которые, хотя и были женаты и имели семьи, и занимаясь земледелием, домашними обязанностями и ведением светских интересов, затрагивающих общество, по-прежнему предполагается уделять основное внимание священным исследованиям и религиозным службам.
Общество такого рода, с его ремесленниками и слугами, а может быть, и с отрядом воинственных последователей, могло бы найти дом в Брахма-вартте (Brahma-vartta) Ману, земле, которую называли «святой» или, более буквально, «областью Брахмана»; и, возможно, передало грубым, нецивилизованным, неграмотным аборигенам зачатки социальной организации, литературы и религии. Отчасти, по всей вероятности, они были принесены с собой, а отчасти разработаны и созданы постепенно для удовлетворения растущих потребностей новых условий жизни общества. У тех, с кого началась эта цивилизация, было достаточно стимулов для продолжения своей успешной работы, и с течением времени усовершенствование, проросшее на берегах Сарасвати, распространилось за пределы Джамны и Ганга.
У нас нет удовлетворительного указания на этапы, на которых политическая организация жителей Верхней Индии прошла пространство между Сарасвати и более восточными регионами, где она, по-видимому, приняла концентрированную форму и откуда расходилась в различных направлениях на всем протяжении. Индостан. Ману настоящего периода, Вайвасвата (Vaivaswata), сын солнца, считается основателем Аёдии (Ayodhya); и этот город продолжал оставаться столицей самой знаменитой ветви его потомков, потомства Икшваку (Ikshwaku). Вишну-пурана, очевидно, намеревается описать завоевания или колонизации из этого места в отчетах о рассеянии потомства Вайвасваты. И хотя трудно понять, что могло привести первых поселенцев в Индию к такому месту, неудобно расположеному как господствующая позиция, откуда расселение может идти на восток, запад и юг. Похоже, так и произошло: ветвь дома Икшваку распространилась в Тирхут (Tirhut), составив царей Майтила (Maithila); а потомство другого сына Вайвасваты правило в Вайсали (Vaisali) в южном Тирхуте или Саране (Saran).
Однако наиболее авантюрная эмиграция происходила через лунную династию, которая, как отмечено выше, происходит от солнечной, фактически составляя одну расу. Если оставить в стороне легенду о двойном превращении Судьюмны, первый правитель Пратиштаны (Pratishthana), города к югу от Айодии (Ayodhya), был одним из детей Вайвасваты, равно как и Икшваку. Сыновья Пуруравы (Pururavas), второго из этой ветви, сами или их потомки распространились во всех направлениях: на восток до Каси, Магади, Бенареса и Бехара; на юг к холмам Виндия и через них к Видарбе или Берару; на запад вдоль Нармады до Кушастали или Двараки в Гузерате; и в северо-западном направлении в Матуру и Хастинапуру. Эти перемещения очень отчетливо обнаруживаются среди обстоятельств, описанных в четвертой книге Вишну-пураны, и являются именно такими, каких можно было бы ожидать от излучения колоний из Айодии. Имеются также сведения о поселениях в Банге, Калинге и Дакине; но они кратки и нечетки и имеют вид дополнений, последовавших за пониманием тех стран, которые находятся в пределах индуизма.
Помимо этих следов миграции и расселения, в этих исторических преданиях намекают на несколько любопытных обстоятельств, вряд ли являющихся несанкционированными выдумками. Различие каст не было полностью развито до колонизации. Из сыновей Вайвасваты некоторые, как цари, были кшатриями; но один основал племя брахманов, другой стал вайшьей, а четвертый судрой. О других государях также говорят, что они установили четыре касты среди своих подданных. Имеются также различные упоминания о брахманских готрах, или семействах, происходящих от рас кшатриев: и есть несколько указаний на жестокую борьбу между двумя правящими кастами не за мирское, а за духовное господство, право преподавать Веды. В этом, по-видимому, заключается особый смысл застарелой вражды между брахманом Васиштой (Vas’ishtha) и кшатрием Висвамитрой (Viswamitra), который, как повествует «Рамаяна», вынудил богов сделать его также брахманом, и чье потомство прославилось как брахманы Каусика (Kaus’ika).
Другие легенды, опять же, такие как жертвоприношение Дакши (Daksha), обозначают межрелигиозную рознь; а легенда о Парашураме (Paras’urama) раскрывает конфликт даже за временную власть между двумя правящими кастами. Этим догадкам будет придаваться большее или меньшее значение в зависимости от темперамента различных исследователей; но, даже полностью осознавая легкость, с которой правдоподобные выводы могут обмануть воображение, и мало склонный ослаблять всякие ограничения воображения, трудно рассматривать эти легенды как совершенно несостоятельные вымыслы или лишенные всякого сходства с реальностью прошлого.
После даты великой войны Вишну-пурана, как и те Пураны, которые содержат подобные списки, с большей точностью указывает царей и династии и предлагает политические и хронологические подробности, против которых с точки зрения вероятности нечего возразить. По правде говоря, их общая точность была неопровержимо установлена. Надписи на каменных колоннах, на скалах, на монетах, расшифрованные лишь в последние годы благодаря необычайной изобретательности и настойчивости г-на Джеймса Принсепа (Mr. James Prinsep), подтвердили названия рас и титулы принцев – Гупта и Андхра Раджас, упомянутые в Пуранах – и установили бесспорную идентичность Чандрагупты и Сандрокопта: тем самым, дав нам фиксированную точку, от которой можно вычислить дату других людей и событий. Таким образом, Вишну-пурана указывает, что интервал между Чандрагуптой и великой войной составляет одиннадцать столетий; и возникновение последней немногим более четырнадцати столетий до нашей эры, замечательно согласуется с выводами о той же дате из других предпосылок. Последующие исторические заметки весьма запутаны, но они, вероятно, дают точную картину политических течений Индии в то время, когда они были написаны; и большая часть недоумения возникает из-за поврежденного состояния рукописей, неясной краткости записи и полного отсутствия средств дополнительной иллюстрации.
Как ни несовместимо с обычным исчислением периода, прошедшего, как предполагается, между потопом и рождением Христа, это в достаточной степени попадает в более широкие пределы, которые теперь приписываются этому периоду лучшими авторитетами. Как заметил г-н Мильман в своем примечании к аннотации Гиббона, относящейся к этому предмету; «Большинство наиболее образованных современных английских протестантов, таких как доктор Хейлз, мистер Фабер, доктор Рассел, а также континентальные писатели, придерживаются более широкой хронологии». К этому можно добавить мнение д-ра Милля, который по причинам, которые он подробно изложил, отождествляет начало Кали-юги индусов, 3102 г. до н. э., с эпохой Потопа.
Вишну-пурана очень избегает подробностей, на основании которых можно предположить приблизительное время ее написания. Не описаны ни место, священность которого имеет какой-либо известный предел, ни цитируемые работы вероятно недавнего сочинения. Даются названия Ведам, Пуранам и другим произведениям, составляющим основу санскритской литературы; то же самое можно сказать и о Махабхарате, которой она следует. Обращаются как к бауддам, так и к джайнам. Следовательно, он был написан до того, как первый исчез; но они существовали в некоторых частях Индии, по крайней мере, в двенадцатом веке; и вполне вероятно, что Пурана была составлена до этого периода. Цари Гупты правили в седьмом веке; поэтому историческая запись Пураны, в которой они упоминаются, относится к более позднему периоду; и почти нет сомнений в том, что тоже самое относится и к первым вторжениям мусульман, имевшим место в восьмом веке. При описании последних династий, некоторые, если не все, из которых, без сомнения, были современниками, описывается, что они правили в общей сложности тысячу семьсот девяносто шесть лет. Почему была выбрана именно эта продолжительность, неясно, если только в сочетании с количеством лет, которое, как говорят, прошло между великой войной и последней из династии Андхра, предшествовавшей этим различным расам и который составил две тысячи триста пятьдесят, на составителя повлияла фактическая дата, когда он писал. Совокупность этих двух периодов будет 4146 годом Кали, что эквивалентно 1045 году нашей эры.
Есть некоторое разнообразие и нечеткость в перечислении периодов, составляющих это общее число, но дата, которая вытекает из него, вполне вероятно, будет приближенной к дате Вишну Пураны.
Гораций Хейман Вилсона. 1840 г.КНИГА 4. Вамшануграха
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Династии царей. Происхождение солнечной династии от Брахмы. Сыновья Ману Вайвасваты. Трансформации Илы или Судюмны. Потомки сыновей Вайвасвата: сыновей Недишты. Величие Марутты. Правители Вайшали. Потомки Сарьяти. Легенда о Райвате: дочь Ирис Ревати вышла замуж за Балараму.
ГЛАВА II. Рассеяние потомков Реваты: потомков Дришты: потомков Набаги. Рождение Икшваку, сына Вайвасваты: его сыновья. Линия Викукши. Легенда о Какутте; Дундумара; Юванасьва; Мандатри: его дочери вышли замуж за Саубари.
ГЛАВА III. Саубари и его жены ведут аскетический образ жизни. Потомки Мандатри. Легенда о Нармаде и Пурукутсе. Легенда о Тришанку. Баху изгнан из своего королевства хайхайями и таладжангами. Рождение Сагары: он побеждает варваров, навязывает им особые обычаи и исключает их из подношений огню и изучения Вед.
ГЛАВА IV. Потомство Сагары: их злодеяния: он совершает Ашвамедха: лошадь, украденная Капилой: найдена сыновьями Сагары, которые все уничтожены мудрецом: лошадь возвращена Ансуматом: его потомки. Легенда о Митрасахе или Калмашападе, сыне Судасы. Легенда о Катванге. Рождение Рамы и других сыновей Дашарати. Воплощение истории Рамы: его потомков и потомков его братьев. Линия Куся. Врихадбала, последний, погиб в великой войне.
ГЛАВА V. Цари Митхилы. Легенда о Ними, сыне Икшваку. Рождение Джанаки. Жертвоприношение Сирадваджи. Происхождение Ситы. Потомки Кусадваджи. Крита последний из принцев Майтилы.
ГЛАВА VI. Цари лунной династии. Происхождение Сомы или луны: он похищает Тару, жену Врихаспати: как следствие война между богами и асурами: Брахма умиротворяет. Рождение Буди: женат на Иле, дочери Вайвасваты. Легенда о его сыне Пуруравасе и нимфе Урваси: первый совершает подношения огнем: поднимается в сферу гандарбов.
ГЛАВА VII. Сыновья Пуруравы. Потомки Амавасу. Индра родился как Гади. Легенда о Ричике и Сатьявати. Рождение Джамадагни и Висвамитры. Парасурама, сын первого. (Легенда о Парасурама.) Сунахсефас и другие сыновья Висвамитры, образующие расу Каусика.
ГЛАВА VIII. Сыновья Аюса. Линия Кшатравридди, или царей Каси. Бывшее рождение Данвантари. Различные имена Пратарданы. Величие Аларки.
ГЛАВА IX. Потомки Раджи, сына Аюса: Индра уступает ему свой трон: на него претендуют после его смерти его сыновья, отступившие от религии Вед и уничтоженные Индрой. Потомки Пратикшатры, сына Кшатравридди.
ГЛАВА X. Сыновья Нахуши. Сыновья Яяти: он проклят Шукрой: желает, чтобы его сыновья обменяли свою силу на его немощи. Только Пуру соглашается. Яяти возвращает ему молодость: делит землю между своими сыновьями под властью Пуру.
ГЛАВА XI. Раса Ядавов, или потомки Яду. Картавирья получает благо от Даттатрейи: берет Равану в плен: его убивает Парасурама: его потомки.
ГЛАВА XIII. Потомки Кроштри. Супружеская привязанность Джямаги к своей жене Шайвье: их потомкам, царям Видарби и Чеди.
ГЛАВА XIII. Сыновья Сатваты. Принцы боджи Мриттикавати. Сурья, друг Сатраджита: появляется перед ним в телесной форме: дает ему драгоценный камень Шьямантака: его блеск и чудесные свойства. Сатраджит отдает его Прасене, которого убивает лев: лев убит медведем Джамбаватом. Кришна, подозреваемый в убийстве Прасены, идет искать его в лесах: прослеживает медведя до его пещеры: сражается с ним за драгоценность: состязание продолжается: товарищи считают его убитым: он свергает Джамбавата и женится на его дочери Джамбавати: возвращается с ней и драгоценным камнем в Двараку: возвращает драгоценный камень Сатраджиту и женится на его дочери Сатьябаме. Сатраджит убит Сатаданваном: Кришна отомстил. Ссора Кришны и Баларамы. Акрура, обладающий драгоценным камнем: покидает Двараку. Общественные бедствия. Встреча Ядавов. История рождения Акруры: его приглашают вернуться: Кришна обвиняет его в том, что у него есть драгоценность Шьямантака: производит ее в полной сборке: она остается на его попечении: Кришна оправдан в ее краже.
ГЛАВА XIV. Потомки Сини, Анамитры, Свапалки и Читраки, Андаки. Дети Деваки и Уграсены. Потомки Баджамана. Дети Суры: его сын Васудева: его дочь Прита вышла замуж за Панду: ее дети, Юдиштира и его братья; также Карна Адитьи. Сыновья Панду от Мадри. Мужья и дети других дочерей Шуры. Предыдущие рождения Шишупала.
ГЛАВА XV. Объяснение причины, по которой Шишупала в своих предыдущих рождениях как Хираньякашипу и Равана не отождествлялся с Вишну после того, как был убит им, и был отождествлен, когда был убит, как Шишупала. Жены Васудевы: его дети: Баларама и Кришна, его сыновья от Деваки: рожденные, очевидно, от Рохини и Яшоды. Жены и дети Кришны. Множество потомков Яду.
ГЛАВА XVI. Потомки Турвасу.
ГЛАВА XVII. Потомки Друхью.
ГЛАВА XVIII. Потомки Ану. Страны и города названы в честь некоторых из них, таких как Анга, Банга и другие.
ГЛАВА XIX. Потомки Пуру. Рождение Бараты, сына Душьянты: его сыновья убиты: усыновлен Барадваджа или Витата. Хастин, основатель Хастинапура. Сыновья Аджамиди и производные от них расы, такие как Панчалы и т. д. Крипа и Крипи найдены Сантану. Потомки Рикши, сына Аджамиди. Курукшетра названа в честь Куру. Джарасандха и другие, цари Магади.
ГЛАВА XX. Потомки Куру. Девапи отрекается от престола: его принимает Шантану: он утверждается брахманами: Бишма, его сын, от Ганги: другие его сыновья. Рождение Дритараштры, Панду и Видуры. Сотня сыновей Дритараштры. Пятеро сыновей Панду: женат на Драупади: их потомство. Парикшит, внук Арджуны, правящего царя.
ГЛАВА XXI. Будущие цари. Потомки Парикшита, заканчивая Кшемакой.
ГЛАВА XXII. Будущие цари семьи Икшваку, заканчивая Сумитрой.
ГЛАВА XXIII. Будущие цари Магади, потомки Врихадратхи.
ГЛАВА XXIV. Будущие цари Магади. Пять принцев из рода Прадьота. Десять Шайшунагас. Девять Нанд. Десять Маурьев. Десять Сунга. Четыре Канвы. Тридцать Андрабритьев. Цари различных племен и каст и периоды их правления. Господство варваров. Разные расы в разных регионах. Период всеобщего беззакония и упадка. Пришествие Вишну в образе Калки. Уничтожение нечестивых и восстановление практик Вед. Конец Кали и возвращение Крита, века. Продолжительность Кали. Стихи, пропетые Землей и переданные Аситой Джамаке. Конец четвертой книги.