bannerbanner
Частные музеи России. Хранители памяти и пространства
Частные музеи России. Хранители памяти и пространства

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Хочется интерактива? Пожалуйста! Дети, например, могут расписать деревянные ложки, а посетители постарше – научиться сервировать стол. И спасибо, что для этого не используется американский набор столовых приборов из 126 наименований!



В этом царстве особых ложечек для орешков, лимона и горошка путается даже профессионал своего дела Татьяна Пикунова.

– Музей как-то естественно получился, – рассказывает коллекционер.

Из любой поездки – а у Татьяны Пикуновой собственное турагентство – привозились интересные редкие экземпляры, и, когда многочисленные коробки со столовыми приборами перестали помещаться в квартире, а главное, накопилось огромное количество историй и фактов, которыми хотелось поделиться, пришлось открывать музей! Это значит покупать часть дома, ремонтировать, оборудовать и, конечно, учиться музейному делу.

К двум своим педагогическим образованиям Татьяна прибавила искусствоведческое и сейчас сама преподает тонкости музейного дела и туризма в одном из колледжей Владимира. А еще заканчивает аспирантуру по экономике.

Частный музей – это не всегда про деньги. В Музее ложки реализуется несколько благотворительных проектов, например, бесплатные музейные занятия для незрячих и слабовидящих людей. А недавно Татьяна Пикунова открыла во Владимире второй частный музей – Музей непридуманных историй! Чтобы иметь возможность рассказывать посетителям вот эти самые «истории», которые живут в любых предметах, включая хорошо знакомые нам ложки.


МУЗЕЙ МЕДИ И ЛАТУНИ АДРЕС:

Г. КИРЖАЧ, УЛ. ЛЕНИНГРАДСКАЯ, Д. 15

ТЕЛЕФОНЫ: +7 (492) 372-91-81, +7 (961) 256-30-20

САЙТ: МУЗЕЙМЕДИ.РФ



Вдоль стен здесь выстроились рядами старинные медные самовары самых разных форм: банка, кастрюля, полуяйцо, зеркальная ваза, арбуз…

– Я бы, конечно, мог создать в Киржаче музей самоваров, – рассуждает коллекционер и меценат Евгений Федоров (уже знакомый нам по музею «Дом аргуна»). – Но зачем, если на маршруте «Золотое кольцо» таких уже около трех десятков?



Посовещался с местными краеведами и в 2017 году открыл первый в городе частный музей – уникальный в своем роде Музей меди и латуни. Ведь цель была не просто выставить напоказ свою коллекцию, а попытаться сделать небольшой провинциальный Киржач привлекательным туристическим центром, таким как, например, ярославский Мышкин, где, по словам Евгения Федорова, «почти на каждом углу музей и толпы туристов».

И действительно, киржачский меценат создал уже полтора десятка туробъектов в родном городе: детский театр «Совенок», смотровую площадку, парк ледниковых камней… В том числе и несколько музеев. Но Музей меди и латуни так и остается самым посещаемым.

Это старинный домик, состоящий из четырех комнат, где собраны более 2 тысяч изделий из меди и ее сплавов – латуни, бронзы и мельхиора. Включая и те самые самовары, которые производились не только в Туле, о чем всем хорошо известно, но и в Киржаче. Здесь в XVIII веке насчитывалось 24 медно-латунных завода. От мелких артелей, которые за неимением руды порой переплавляли медные монеты, до крупных богатых производств, работающих напрямую с Уралом.

Музейная экспозиция как раз и начинается с коллекции минералов: тут и редко встречающийся в природе слиток уральской меди, и медный колчедан (медьсодержащая руда), и медистый песчаник.



Использовать медь и ее сплавы человек научился давным-давно. Доказательства вот, перед нами – бронзовые топорики и медная шейная гривна, которым по 5 тысяч лет.

Большинство экспонатов музея, конечно, значительно моложе. Это, например, испанская сигнальная береговая пушка XVII века или позеленевший екатерининский медный пятак.

Немало в музее посуды и утвари. Кое-что можно и потрогать. Например, водрузить на плечо водоносный девичий кувшин «чечен» объемом 11 литров! А потом мысленно наполнить его водой и представить, как юная девушка несла этот груз в своем горном селении.

Или вот такая картинка из прошлого: в Киржаче, который стоял на Стромынском тракте, было немало трактиров. А трактирной мерой для отпуска алкогольных напитков был чан с надписью «одна вторая ведра».

А для посетителей детского возраста есть забава: можно поиграть в тройку с бубенцами. Экскурсовод подскажет, как правильно должны звенеть латунные колокольцы у коренной и двух пристяжных лошадей.

Можно на конкретных примерах узнать и о полезных свойствах меди и ее сплавов. Ведь не зря наши предки носили на груди медные крестики и пользовались медной посудой, при том что этот металл вовсе не дешевый. Стоимость большого самовара, например, в XIX веке равнялась стоимости пяти коров. А без самовара не появилось бы в народе прозвище «владимирские водохлебы».

И если вам повезет и вы попадете в Киржач на большой праздник, вас обязательно угостят чаем из настоящего музейного экспоната.

– А что здесь делает портрет Генриха VIII?! – удивляется турист из Англии. Кстати, в этом киржачском музее уже побывали гости из 29 стран мира. Так вот, кроме прозвища Синяя Борода, было у английского короля-многоженца еще одно – Генрих Медный Нос. Почему его так называли? Сохраним, пожалуй, интригу и пригласим всех в Музей меди и латуни.

Интерактивный музей «Галинские паруса»

Вологодская область


ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ «ГАЛИНСКИЕ ПАРУСА»

АДРЕС: ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ Р-Н, ДЕР. ГАЛИНСКОЕ, Д. 16

ТЕЛЕФОН: +7 (900) 545-72-64

САЙТ: GALPARUS.VSITE.BIZ


Нужны ли лодке река или море? Вы думаете, ответ очевиден? Но представьте: в далекой вологодской деревне, от которой до ближайшей воды несколько километров, и то лесами, Сергей Токарев уже сорок лет строит необыкновенные лодки. Каждая новая лодка мастера – это новая концепция. Журнал «Огонек» назвал его самым экстравагантным просветителем и музейщиком России, хотя поначалу ни о каком музее Сергей не думал.

Просто однажды бывший моряк Черноморского флота и автослесарь переехал из промышленной столицы Вологодской области города Череповца в деревню Галинское и, послушав зов своего сердца, стал мастерить лодки. А уже через много лет его дочь Надежда создала музей.



Вы увидите здесь даже трехмачтовый галиот с алыми парусами – да-да, такой же, как в книге Александра Грина, которого Сергей Алексеевич очень любит. На этом галиоте можно и прокатиться! «Как? – спросит внимательный читатель. – Ведь рядом нет даже пруда! Или все же есть?» Все верно. Ни речки, ни озера, ни пруда. И чтобы узнать – как, надо побывать в музее.

Каких только лодок и судов здесь нет… Иногда они изготовлены строго по чертежам наших предков, а иногда – на глаз.

Увидел мастер изображение лодки на тибетской вазе из Лувра, на шаманском бубне, рассмотрел набросок археолога, раскопавшего остов судна в Померании, и сумел воссоздать эти средства передвижения у себя в Галинском!



Есть здесь и совершенно необычные лодки – например, лодка-крокодил: к бревну приделал мастер подвижный хвост, изготовил пасть с зубами. И это не просто копия: двигаешь рычагами – хвост шевелится, как корабельный винт, и лодка движется. Тянешь за цепочку – пасть крокодила разевается и может даже схватить рыбу.

Но главное для основателя музея – все же следовать традициям старых мастеров. Сергей Токарев знает все суда, на которых ходили в Северной Руси и Европе, и давно нанес на карту, нарисованную от руки, все точки, где раньше располагались центры лодочного промысла.

Вот, например, внешне неказистая, серенькая лодка-долбленка – журналисты обычно проходят мимо нее: не впечатляет. Но это не просто выдолбленная в бревне лодочка. Вы видите у нее балансир (его еще называли «оплотина»): если была большая волна, он спасал лодку от затопления, повышая устойчивость; особенно это было важно, даже в спокойную погоду, при перевозке животных – коз, например. А еще есть у лодки отсек с отверстиями: выловленную рыбу опускали туда, и она жила там в проточной воде до возвращения рыбаков домой; сверху же отсек был закрыт крышкой: и солнечные лучи не попадут, и самая прыгучая рыба не выскочит. Такая вот «неказистая» умница.



Удивительна и история создания этой лодки. На ХХ Международном фестивале традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата», в котором Сергей Токарев принимал участие, среди зрителей была группа людей с инвалидностью. Один из них так вдохновился рассказом мастера и его лодками, что заявил: «Я буду твоим конкурентом!» «Не конкурентом, а соратником», – предложил Сергей Токарев. И Геннадий Марков, человек без рук, приехал учиться строить лодки! И научился. Эту модель они создали вместе. Что интересно, сделать лодку-долбленку Сергей Токарев мечтал давно, но никак не мог получить бревно нужного размера и характеристик. А тут нашел!

– У себя в музее «Кижи» Геннадий выдолбил потом три лодки! – с восхищением говорит Сергей Алексеевич. – Пользуется протезами, не электрическими, и делает. Водит машину, в пандемию развозил людям продукты.

– Зачем вам это? Лодки, лодки… Это ж не бизнес, – изредка спросит кто-нибудь мастера. – И реки здесь нет.

– У корабля или судна должна быть не река – должна быть душа, это главное. А зачем я этим занимаюсь? Чтобы осталось в жизни что-то после меня, – просто отвечает Сергей Токарев.



В его мастерской более 700 уникальных экспонатов ручной работы. Это традиционные лодки России, Древней Греции, Азии, Европы, старинные технические приспособления, механизмы, стреляющие пушки, а еще сказочные герои и необычные инсталляции. Его лодки мелькают в исторических кинофильмах и телепрограммах федеральных каналов, выставляются на крупнейших фестивалях и соревнованиях. На своих программах в музее Сергей Алексеевич не просто рассказывает об истории лодки, а создает для гостей настоящий праздник.

Воронеж и Воронежская область


МУЗЕЙ ВАЛЕНКА

АДРЕС: Г. БОБРОВ, УЛ. ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ, Д. 16А

ТЕЛЕФОНЫ: +7 (903) 030-39-99, +7 (473) 504-12-73, +7 (960) 136-61-46

САЙТ: TSARSTVO-SHERSTI.RU



Бобров – небольшой городок в самом центре Воронежской области. Но визитная карточка города не бобры, а валенки. Знаменитую обувь здесь делают уже более 100 лет.

Производство валенок было и остается тяжелейшей и грязной работой. Да, сейчас помогают машины, но ручного труда все равно остается очень много. Мало кто сможет часами выдерживать запах горячей и влажной овечьей шерсти. И все же создание музея казалось народному мастеру Воронежской области Роману Дмитриеву задачей более сложной:

– Одно дело валенки валять – это то, чем мы всю жизнь занимаемся, а другое – организовать настоящий музей, чтобы он был интересен всем пришедшим в него.

К созданию музея мастеров подтолкнула пандемия. Когда началась самоизоляция, у всех появилось свободное время на то, до чего раньше руки не доходили, – так в 2021 году по просьбам туристов и появился музей. В первый месяц после открытия мастера сильно волновались, ждали, как отреагируют первые посетители. Но боялись зря: у людей во время экскурсии глаза горят и сотни вопросов: а как? а почему? а неужели?



Валенок в музее видимо-невидимо, на любой вкус и цвет.

Вот вам с тройкой лошадей, а вот патриотичные – с триколором.

Есть даже валенки, расшитые под хохлому, и валенки, расшитые под гжель, – такие, кстати, были в гардеробе Иосифа Кобзона.

– Мы решили рассказать всю историю валенка. Разделили музей на три зоны. В первой показано, как делали валенки наши предки. За много столетий процесс не изменился – и тогда, и сейчас требуется только шерсть и вода. Отличие одно: наши предки все делали вручную, а нам помогает техника. Чтобы понять, как непросто это было, мы разместили в музее предметы, которые раньше использовались при валянии: рубель, скалку, каталку, рюшину. В центре зала стоит наша гордость – чесальная машина XIX века. Купили ее у старичка изпод Воронежа. Она, кстати, в рабочем состоянии! – рассказывает создатель музея.



Второй зал в музее посвящен эволюции валенка, здесь можно увидеть, какими были валенки в XIII веке, как изменились в Петровскую эпоху, какими дошли до XX века. Вы знали, например, что прообразом нашей национальной обуви были войлочные сапоги кочевников Евразии? А их история насчитывает 1500 лет! На территорию Руси этот вид обуви проник через тюркские и монгольские племена и выглядел как войлочный чулок. В царской России вплоть до революции 1917 года валенки были дорогим удовольствием: их могли позволить себе только купцы, дворяне и, конечно, члены царской семьи. Чтобы не замерзнуть на балах, барышни прятали ножки в валенках под пышными юбками своих дорогих платьев.

В третьем зале выставлены образцы современных валенок. Есть здесь и место крохотным валенкам-сувенирам. Говорят, если в них шепотом сказать о своем заветном желании, то оно исполнится.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2