Полная версия
Океан аргументов. Часть 2
1.1.2.2.2.1. Опровержение ответов других школ…………………………………………………....116
1.1.2.2.2.2. Презентация собственного ответа……………………………………………………….116
1.1.2.2.2.2.1. Краткая презентация……………………………………………………………………116
1.1.2.2.2.2.2. Подробное объяснение…………………………………………………………………117
1.1.2.2.2.2.2.1. Классификация сфер бытия и их природа…………………………………………..117
1.1.2.2.2.2.2.2. Что является объектом отбрасывания……………………………………………….118
1.1.2.2.2.2.2.3. Способ принятия рождения …………………………………………………………118
1.1.2.2.2.2.2.4. Способ прекращения…………………………………………………………………119
1.1.2.2.2.2.3. Сжатое опровержение этернализма и нигилизма………………………………….....120
1.2. Ответ………………………………………………………………………………………………120
1.2.1. Поскольку карма лишена самобытия, то не имеют места ни ее постоянство, ни ее аннигиляция…………………………………………………………………………………………………………..120
1.2.2. Опровержение тезиса о том, что карма существует в силу самобытия………………….…122
1.2.2.1. Установление вредоносности [концепции] самобытия……………………………………122
1.2.2.1.1. Абсурдный вывод о постоянстве и несозданности……………………………………….122
1.2.2.1.1.1. Главный абсурдный вывод………………………………………………………………122
1.2.2.1.1.2. Дискредитация такого утверждения…………………………………………………….123
1.2.2.1.1.2.1. Демонстрация того, что это противоречит шастрам…………………………………123
1.2.2.1.1.2.2. Демонстрация того, что это противоречит тому, что известно в мире……………..123
1.2.2.1.2. Абсурдный вывод о нескончаемом принесении созревших плодов…………………….123
1.2.2.2. Опровержение обоснования самобытия…………………………………………………….124
1.2.2.2.1. Опровержение аргумента о самосущем бытии кармы……………………………………124
1.2.2.2.2. Опровержение аргумента о самосущем бытии обеих – кармы и клеш…………………124
1.2.2.2.3. Опровержпение другого аргумента о самосущем бытии кармы………………………..124
1.2.3. Демонстрация посредством примера, что при отсутствии самобытия возможно исполнение действий………………………………………………………………………………………………………..125
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла……………………………………..127
3. Резюме главы XVII и ее название………………………………………………………………….127
Глава XVIII. Исследование “я” и феноменов…………………………………………………….128
(2.2.2.1.1.2. 3) Способ проникновения в бессамостную таковость…………………………….128
1. Объяснение главы XVIII «Исследование “я” и феноменов»……………………………………..128
1.1. Способ проникновения в таковость……………………………………………………………128
1.1.1. Установление воззрения таковости……………………………………………………….....128
1.1.1.1. Опровержение представления, что “я” существует в силу собственной сущности….….129
1.1.1.1.1. Начальный метод анализа для тех, кто устремлен к освобождению…………………….129
1.1.1.1.2. Последующий метод установления воззрения бессамостности…………………………130
1.1.1.1.2.1. Опровержение того, что “я” и скандхи имеют одну природу…………………………130
1.1.1.1.2.2. Опровержение того, что “я” и скандхи имеют разную природу………………………130
1.1.1.2. Демонстрация того, что посредством этого опровергается также самосущее существование «моего»…………………………………………………………………………………………………..…131
1.1.2. Порядок устранения ошибок посредством медитации на это………………………………132
1.1.2.1. Порядок элиминации пороков (дефектов)……………………………………………….….132
1.1.2.1.1. Способ элиминации воззрения джигта……………………………………………….…132
1.1.2.1.2. Отбрасывание контраргументов в его отношении……………………………………….132
1.1.2.1.3. Способ прекращения рождений посредством прекращения присвоения…………….…133
1.1.2.2. Система достижения освобождения…………………………………………………………134
1.2. Отбрасывание обвинения в том, что это противоречит сутрам……………………………….135
1.2.1. Принципиальное опровержение обвинения в противоречии сутрам…………………….…135
1.2.2. Причина, по которой таковость невозможно никак выразить……………………………..137
1.3. Последовательная (постепенная) система обучения таковости……………………..……….138
1.4. Характеристика таковости……………………………………………………………………..140
1.4.1. Характеристики таковости в соответствии с [пониманием] арьев………………………..140
1.4.2. Характеристики таковости в соответствии с [пониманием] обычных людей…………….141
1.5. Наставление о том, что необходимо достигнуть убежденности в этом смысле……………..142
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла………………………………………143
3. Резюме главы XVIII и ее название…………………………………………………………………145
Глава XIX. Исследование времени………………………………………………………………..146
(2.2.2.1.1.2.4) Учение о том, что время пусто от самосущей природы…………………………146
(2.2.2.1.1.2.4.1) Опровержение самосущего бытия времени…………………………………….146
1. Объяснение главы XIX «Исследование времени»………………………………………………..146
1.1. Общее опровержение того, что три временных периода существуют в силу самобытия…..146
1.1.1. Опровержение самобытия двух временных периодов в зависимости от того, зависят или не зависят они от прошлого………………………………………………………………………………..…146
1.1.1.1. Опровержение самосущего бытия времени, зависимого от прошлого……………………146
1.1.1.2. Опровержение самосущего бытия времени, независимого от прошлого…………………147
1.1.2. Применение этого аргумента к другим временным периодам………………………………148
1.1.3. Применение к другим троичным феноменам…………………………………………………148
1.2. Индивидуальное опровержение школ, признающих самобытие………………………………148
1.2.1. Опровержение небуддийских концепций времени…………………………………………..149
1.2.2. Опровержение реалистических представлений буддийских школ о времени…..…………149
1.3. Способ конвенционального определения трех временных периодов…………..……………..150
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла………………………………………152
3. Резюме главы XIX и ее название…………………………………………………………………..153
Глава XX. Исследование совокупностей……………………………………………………….....154
(2.2.2.1.1.2.4.2) Опровержение аргумента о самосущем бытии времени………………………154
(2.2.2.1.1.2.4.2.1) Опровержение времени как сопутствующего (одновременного) условия возникновения результата………………………………………………………………………………….154
1. Объяснение главы XX «Исследование совокупностей»…………………………………………154
1.1. Опровержение возникновения из совокупности причин и условий…………………………..154
1.1.1. Опровержение возникновения из предшествующей совокупности…………………………154
1.1.1.1. Опровержение непосредственного возникновения из совокупностей…………..………..154
1.1.1.1.1. Опровержение того, что возникновение существует и не существует в совокупности………………………………………………………………………………………………………..…154
1.1.1.1.2. Опровержение существования и несуществования [результата] в совокупности….…155
1.1.1.2. Опровержение косвенного возникновения из совокупностей…………………………….156
1.1.2. Опровержение возникновения из одновременной совокупности……………………………157
1.1.3. Опровержение возникновения из последующей совокупности……………………………..157
1.2. Опровержение возникновения именно из причинности………………………………………..158
1.2.1. Опровержение позиции о сущностном единстве причины и результата……………………158
1.2.2. Опровержение позиции о сущностном различии между причиной и результатом……..…158
1.2.2.1. Опровержение причины, которая действует по обеспечению активности возникновения результата………………………………………………………………………………………………….158
1.2.2.1.1. Опровержение обоих вариантов – того, что прекратившаяся причина порождает результат, и того, что пребывающая причина порождает результат…………………………………………..159
1.2.2.1.2. Опровержение тезиса о том, что причина порождает результат посредством видения или невидения…………………………………………………………………………………………………..160
1.2.2.1.3. Опровержение тезиса о том, что причина порождает результат посредством контакта или без контакта………………………………………………………………………………………………..160
1.2.2.1.4. Опровержение тезиса о том, что причина, пустая или не пустая от результата, порождает результат……………………………………………………………………………………………………162
1.2.2.1.5. Опровержение тезиса о том, что причина порождает пустой или непустой результат…162
1.2.2.1.6. Опровержение тезиса о том, что причина порождает результат, по самосущей природе идентичный или отличный от нее……………………………………………………………………..…163
1.2.2.1.7. Опровержение тезиса о том, что причина порождает самосущим способом существующий или несуществующий результат…………………………………………………………………….163
1.2.2.2. Опровержение того, что сама причина имеет самобытие………………………………….164
1.3. Демонстрация других аргументов, опровергающих возникновение из собрания причин и условий…………………………………………………………………………………………………………..164
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла………………………………………165
3. Резюме главы XX и ее название……………………………………………………………………166
Глава XXI. Исследование становления и разрушения………………………………………….167
(2.2.2.1.1.2.4.2) Опровержение аргумента о самосущем бытии времени……………….……..167
(2.2.2.1.1.2.4.2.1) Опровержение времени как причины возникновения и разрушения результата………………………………………………………………………………………………………....167
1. Объяснение главы XXI «Исследование становления и разрушения»…………………………..167
1.1. Опровержение того, что возникновение и уничтожение являются установленными к бытию самосущим способом………………………………………………………………………………………167
1.1.1. Опровержение заключения о том, что становление и разрушение существуют в силу самобытия……………………………………………………………………………………………………….167
1.1.1.1. Опровержение посредством исследования – являются или не являются становление и разрушение одновременными………………………………………………………………………….…….167
1.1.1.1.1. Формулирование тезиса……………………………………………………………………167
1.1.1.1.2. Презентация обоснования (аргумента)…………………………………………………....168
1.1.1.1.2.1. Опровержение разрушения, являющегося или не являющегося одновременным со становлением………………………………………………………………………………………………….168
1.1.1.1.2.2. Опровержение становления, являющегося или не являющегося одновременным с разрушением…………………………………………………………………………………………………..170
1.1.1.1.3. Краткая суть опровержений……………………………………………………………….170
1.1.1.2. Опровержение посредством исследования того, на каком базисе могли бы существовать становление и разрушение………………………………………………………………………………..171
1.1.1.2.1. Опровержение становления и разрушения вне зависимости от того, исчерпан или не исчерпан базис………………………………………………………………………………………………..171
1.1.1.2.2. Опровержение становления и разрушения, базисом которых являются вещи…………171
1.1.1.2.3. Опровержение становления и разрушения вне зависимости от того, является или не является базис пустым……………………………………………………………………………………….172
1.1.1.3. Опровержение посредством исследования – являются или не являются становление и разрушение тождественными или различными [феноменами]…………………………………………….172
1.1.2. Опровержение аргумента о самосущем бытии становления и разрушения…………………172
1.1.2.1. То, что они наблюдаемы, не является доказательством……………………………………173
1.1.2.2. Презентация аргумента для этого [заключения]……………………………………………173
1.1.2.2.1. Опровержение того, что становление и разрушение возникают из чего-то однородного или неоднородного…………………………………………………………………………………………173
1.1.2.2.2. Опровержение вещей, возникающих из себя или из другого……………………………174
1.2. Демонстрация ошибок этернализма и нигилизма, возникающих при утверждении, что возникновение и уничтожение являются установленными к бытию самосущим способом………………….174
1.2.1. Как принятие самобытия вещей приводит к этернализму и нигилизму…………………….174
1.2.2. Ответное опровержение того, что хотя это и принимается, тем не менее ошибка устраняется………………………………………………………………………………………………………….175
1.2.2.1. Презентация способа отбрасывания этернализма и нигилизма при принятии самобытия…………………………………………………………………………………………………………..175
1.2.2.2. Ответное опровержение этого способа……………………………………………………..176
1.2.2.2.1. Даже принятием континуальности вы не можете отбросить этернализм и нигилизм…………………………………………………………………………………………………………176
1.2.2.2.2. Демонстрация того, что поток сам не является установленным к бытию самосущим способом……………………………………………………………………………………………………….177
1.2.3. Сжатый смысл этих опровержений……………………………………………………………178
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла………………………………………178
3. Резюме главы XXI и ее название……………………………………………………………….….179
Глава XXII. Исследование Татхагаты…………………………………………………………….180
(2.2.2.1.1.2.5) Учение о том, что поток циклического бытия пуст от самосущей природы….180
(2.2.2.1.1.2.5.1) Опровержение самосущего бытия Татхагаты………………………………….180
1. Объяснение главы XXII «Исследование Татхагаты»………………………………………….....180
1.1. Опровержение существования Татхагаты посредством собственных характеристик…….…180
1.1.1. Опровержение самосущего бытия присвоителя……………………………………………..180
1.1.1.1. Опровержение субстанциального существования Татхагаты……………………………..180
1.1.1.2. Опровержение того, что зависимое обозначение, опирающееся на скандхи, имеет самобытие…………………………………………………………………………………………………………..181
1.1.1.2.1. Опровержение самобытия Татхагаты как зависимого обозначения на базисе скандх………………………………………………………………………………………………………182
1.1.1.2.1.1. Если нечто обозначается в зависимости от скандх, то не имеет самобытия…………182
1.1.1.2.1.2. Опровержение возражения, что эти два не являются противоречием…………………182
1.1.1.2.1.3. Если самобытие не установлено к бытию, то и инобытие не установлено к бытию…183
1.1.1.2.1.4. Следовательно, Татхагата установлен к бытию как не имеющий самобытия………183
1.1.1.2.2. Опровержение самобытия Татхагаты и скандх как присвоителя и объекта присвоения…………………………………………………………………………………………………………..183
1.1.1.3. Заключительное обобщение этих двух частей……………………………………………..184
1.1.2. Опровержение самосущего бытия объектов присвоения…………………………………....184
1.1.3. Заключительное обобщение этих двух частей……………………………………………….185
1.2. Демонстрация того, что в этом вопросе нет места другим ложным воззрениям…………….185
1.3. Демонстрация недостатков ложных взглядов……………………………………………….…188
1.4. Применение этой аргументации также к другим [случаям]………………………………..….188
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла………………………………………189
3.Р езюме главы XXII и ее название………………………………………………………………….190
Глава XXIII. Исследование ошибок……………………………………………………………….191
(2.2.2.1.1.2.5.2) Опровержение самосущего бытия клеш…………………………………………191
1. Объяснение главы XXIII «Исследование ошибок»………………………………………………191
1.1. Опровержение самобытия клеш…………………………………………………………………191
1.1.1. Опровержение посредством аргумента о зависимом возникновении……………………....191
1.1.2. Опровержение посредством аргумента об отсутствии самобытия базиса………………….192
1.1.2.1. Опровержение посредством аргумента о том, что «я» не является базисом……………..193
1.1.2.2. Опровержение посредством аргумента о том, что ум не является базисом………………193
1.1.3. Опровержение посредством аргумента об отсутствии самобытия причины……………….194
1.1.4. Опровержение посредством аргумента об отсутствии самобытия объекта………………..194
1.1.5. Опровержение посредством других аргументов об отсутствии самобытия причины…….195
1.1.5.1. Опровержение самосущей причины привязанности и неприятия……………………..….195
1.1.5.2. Опровержение самосущей причины ментальной замутненности…………………………196
1.1.5.2.1. Опровержение самосущего существования ошибочного……………………………….196
1.1.5.2.1.1. Опровержение цепляния за постоянство как самосущим способом существующей ошибки……………………………………………………………………………………………………..196
1.1.5.2.1.2. Опровержение цепляния за непостоянство как самосущим способом существующей безошибочности……………………………………………………………………………………………197
1.1.5.2.1.3. Опровержение самосущего существования простого цепляния……………….….….198
1.1.5.2.2. Опровержение самосущего существования того, кто имеет ошибку…………………..198
1.1.5.2.2.1. Опровержение самобытия субъекта обладания на том основании, что обладаемый феномен не имеет самобытия………………………………………………………………………………..199
1.1.5.2.2.2. Опровержение самобытия базиса ошибки………………………………………………199
1.1.5.2.2.3. Опровержение ошибки, возникшей в силу самобытия…………………………………200
1.1.5.2.3. Опровержение посредством исследования – существует или не существует объект ошибки……………………………………………………………………………………………………..200
1.1.5.2.4. Демонстрация большой значимости этих опровержений…………………………….…201
1.2. Опровержение самосущего существования метода отбрасывания клеш как доказательства самобытия клеш………………………………………………………………………………………………201
2. Подтверждение цитатами из сутр окончательного смысла……………………………………..202
3. Резюме главы XXIII и ее название…………………………………………………………………202
Глава XXIV. Исследование Истины арьев………..………………………………………………203
(2.2.2.1.2) Отбрасывание возражений……………………………………………………………..203
(2.2.2.1.2.1) Исследование истины…………………………………………………………………203
1. Объяснение главы XXIV «Исследование Истины арьев»………………………………………..203
1.1. Возражения…………………………………………………………………………………….…203
1.1.1. Возражение о невозможности таких вещей, как возникновение и уничтожение………….203
1.1.1.1. Возражение: активность и средства осуществления активности в контексте четырех благородных истин не имеют смысла………………………………………………………………………..203
1.1.1.2. Возражение: вступление [в поток] и пребывание с плодами не имеют смысла……….…204
1.1.1.3. Возражение: Три Драгоценности не имеют смысла………………………………………..206
1.1.2. Возражение о невозможности таких вещей, как причина и следствие…………………..…207
1.2. Ответ на возражения…………………………………………………………………………..…208
1.2.1. Демонстрация того, что дискуссия со стороны оппонента вызвана непониманием таковости зависимого возникновения…………………………………………………………………………………208
1.2.1.1. Способ демонстрации того, что мы не допускаем ошибок, в которых оппонент обвиняет нас…………………………………………………………………………………………………………..208
1.2.1.1.1. Обоснование того, что мы не совершаем тех ошибок……………………………………208
1.2.1.1.1.1. Демонстрация того, что возражения имеют место из-за непонимания трех вещей………………………………………………………………………………………………………….208
1.2.1.1.1.2. Демонстрация того, что те, кто выдвигают такие возражения, не понимают две истины…………………………………………………………………………………………………………209
1.2.1.1.1.2.1. Сущность двух истин, которую не понимают оппоненты…………………………..209
1.2.1.1.1.2.1.1. Объяснение смысла слов, проповедуемых в коренном тексте…………..………..209
1.2.1.1.1.2.1.2. Демонстрация того, что следует удостовериться в том смысле, который объясняется в «Комментарии»………………………………………………………………………………………….211
1.2.1.1.1.2.1.2.1. Условная истина……………………………………………………………………211
1.2.1.1.1.2.1.2.1.1. Объяснение этимологического значения «условного» и «истины»……………211
1.2.1.1.1.2.1.2.1.2. Характеристика условной истины………………………………………………212
1.2.1.1.1.2.1.2.1.3. Классификация условного……………………………………………………….214
1.2.1.1.1.2.1.2.2. Объяснение абсолютной истины………………………………………………….216
1.2.1.1.1.2.1.2.2.1. Объяснение смысла абсолютного и истины……………………………………216
1.2.1.1.1.2.1.2.2.2. Объяснение характеристики абсолютной истины……………………………..217
1.2.1.1.1.2.1.2.2.2.1. Главный смысл…………………………………………………………………217
1.2.1.1.1.2.1.2.2.2.2. Отбрасывание возражений………………………………………………….....218
1.2.1.1.1.2.1.2.2.2.2.1. Отбрасывание возражения о том, что подлинная природа вещей не может восприниматься…………………………………………………………………………………………....218
1.2.1.1.1.2.1.2.2.2.2.2. Отбрасывание возражения о том, что видение сущего в его многообразии нелогично…………………………………………………………………………………………………..221
1.2.1.1.1.2.1.2.2.3. Объяснение классификации абсолютной истины………………………………222
1.2.1.1.1.2.1.2.3. Презентация перечня двух истин………………………………………………….224
1.2.1.1.1.2.2. Кто не понимает две истины, тот не понимает подлинную суть Слова Будды….…224
1.2.1.1.1.2.3. Необходимость учения о двух истинах…………………………………………….....225
1.2.1.1.1.2.4. Пагубность ошибочного понимания двух истин…………………………………….225
1.2.1.1.1.2.5. Объяснение того, что ввиду трудности понимания двух истин Учитель вначале не проповедовал их……………………………………………………………………………………………226
1.2.1.1.2. Непосредственная демонстрация того, что мы не совершаем тех ошибок………….…227
1.2.1.1.3. Наша система не только безошибочна, но и обладает преимуществами………………227
1.2.1.2. Способ демонстрации того, что оппонент сам допускает те ошибки…………………….228
1.2.1.2.1. Демонстрация того, что оппонент, выдвигающий обвинение в ошибках, сам допускает ошибки……………………………………………………………………………………………………..228
1.2.1.2.2. Способ, каким собственные ошибки оппонент приписывает другим…………………..228
1.2.1.2.3. Разъяснение этих ошибок………………………………………………………………….229
1.2.2. Демонстрация нашего собственного объяснения смысла пустоты как смысла зависимого возникновения………………………………………………………………………………………….….229
1.2.3. Объяснение того, почему для тех, кто не принимает этого, невозможны никакие [онтологические] определения ………………………………………………………………………………………232
1.2.3.1. [С позиции оппонента] четыре благородные истины не могут быть объектами познания…………………………………………………………………………………………………………..232
1.2.3.2. [С позиции оппонента] в отношении четырех истин невозможны познание и т. д. и четыре плода………………………………………………………………………………………………………..233
1.2.3.3. [С позиции оппонента] не имеют места Три Драгоценности……………………………..234
1.2.3.4. [С позиции оппонента] не имеют места деятель, карма и ее результат……………….….235
1.2.3.5. [С позиции оппонента] конвенции мира не имеют смысла………………………………..236
1.2.3.6. [С позиции оппонента] конвенция нирваны не имеет смысла…………………………….237
1.2.4. Демонстрация того, что видеть таковость зависимого возникновения – означает видеть таковость четырех благородных истин…………………………………………………………………….237
2. Резюме главы XXIV и ее название………………………………………………………………..238
Глава XXV. Исследование нирваны………………………………………………………………239
(2.2.2.1.2) Отбрасывание возражений……………………………………………………………..239
(2.2.2.1.2.2) Исследование нирваны………………………………………………………………..239
1. Объяснение главы XXV«Исследование нирваны»……………………………………………….239
1.1. Возражения…………………………………………………………………………………….…239
1.2. Ответ на возражения…………………………………………………………………………..…240
1.2.1. Демонстрация того, что с позиции признания самобытия вещей нирвана невозможна…..240
1.2.2. Идентификация нирваны в нашей собственной системе………………………………….…240
1.2.3. Опровержение иных философских позиций [по этому вопросу]……………………………242
1.2.3.1. Опровержение четырех крайностей относительно бытия нирваны………………….……242
1.2.3.1.1. Опровержение каждого из экстремальных представлений в отдельности – о том, что нирвана реально существует, и о том, что она не существует…………………………………………….....242
1.2.3.1.1.1. Опровержение экстремального представления о том, что нирвана есть [реальная] вещь…………………………………………………………………………………………………………243
1.2.3.1.1.2. Опровержение экстремального представления о том, что нирвана есть несуществующая вещь……………………………………………………………………………………………………244
1.2.3.1.1.3. Определение нирваны как свободной от двух крайностей…………………………….246
1.2.3.1.1.4. Демонстрация того, как Учитель критиковал эти два экстремальных взгляда………247
1.2.3.1.2. Опровержение экстремального представления о том, что нирвана и существует и не существует…………………………………………………………………………………………………....247
1.2.3.1.3. Опровержение экстремального представления о том, что нирвана не является ни существующей, ни несуществующей………………………………………………………………………..…249
1.2.3.2. Демонстрация того, что тот, кто реализовал нирвану, не существует четырьмя крайними способами…………………………………………………………………………………………………..250