bannerbanner
Современный настольный теннис. Удары, тренировки, стратегии
Современный настольный теннис. Удары, тренировки, стратегии

Полная версия

Современный настольный теннис. Удары, тренировки, стратегии

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Постоянная борьба

Обучение необходимости постоянно искать возможность для нападения и инициативы в розыгрыше. Нападающий, агрессивный стиль игры и постоянная борьба – один из важнейших факторов успеха в современном теннисе.

Баланс между защитой и атакой

Игрок должен быть развит как в атакующем, так и в оборонительном стиле – это создаст дополнительный простор для маневренности и разнообразия игры. Противник никогда не должен заранее знать, как будет выполнен возврат мяча.

Агрессивность, скорость, вращение и непредсказуемость

Агрессивность на протяжении всей игры и желание захватить контролирующее положение над игрой. Постоянно возрастающая скорость вместе с вращением. Только их сочетание приведет к успеху. Непредсказуемость игры, чтобы противник не мог подобрать ключ к вашей стратегии игры, чтобы он всегда был напряжен и скован в своих действиях.

Глава 2. Основные удары современного настольного тенниса

Начнем с самого главного удара в настольном теннисе – топ-спин. Топ-спин (top-spin) в переводе с английского языка верхнее (top) вращение (spin). По сути, любой мяч, который имеет верхнее вращение, в настольном теннисе логически должен попадать под это определение, но на самом деле все несколько сложнее.

Когда мы говорим «топ-спин», то подразумеваем мощный атакующий элемент, которому придаются максимум верхнего вращения и скорость полета мяча.

Топ-спин – это самый острый и максимально трудный для приема игровой элемент настольного тенниса.

Топ-спином справа владеют абсолютно все игроки с уровнем 1-го взрослого разряда и выше, а в руках мастеров из первых ста сильнейших спортсменов мира по рейтингу – это грозное оружие, которое они стремятся применить в каждом розыгрыше (разумеется, кроме игроков, проповедующих защитный стиль) и выиграть за счет этого элемента очко.

Именно о топ-спине справа, самом мощном и наиболее часто используемом элементе современного настольного тенниса и пойдет речь в этой главе.

Различные вариации топ-спина справа

Топ-спин справа в современном настольном теннисе, как уже было сказано, является неотъемлемой частью технического арсенала. Спортсмены, играющие в атакующем стиле (таких более 90%), проводят 60—70% атаки именно топ-спином справа. Количество очков, выигранных топ-спином справа, в общей сложности в большинстве матчей превышает 50%.

Количество вариаций топ-спина справа уступает, пожалуй, только количеству вариаций подач в настольном теннисе. Тем не менее, если брать именно игровые элементы, то топ-спин справа – это тот самый вариативный удар.

Чтобы показать насколько важным элементом является топ-спин справа, давайте представим следующую картину: представьте, что спортсмен в принципе не умеет делать топ-спин справа, но при этом владеет всеми элементами настольного тенниса. Какие шансы у такого спортсмена? Пожалуй, шансы в таком случае стремятся к нулю.

Теперь «лишим» нашего воображаемого героя, например топ-спина слева. Будет ли иметь такой спортсмен шансы на успех? Вполне! Не верите? Вспомните, кто стал олимпийским чемпионом 2004 года. Правильно, Рю Сеун Мин. Представитель классического хвата «перо» с возможностью выполнять только топ-спин справа.

Суть в том, что ВООБЩЕ не имея в арсенале топ-спина слева, можно стать олимпийским чемпионом.

То же самое с любым другим игровым элементом (подача – это не игровой элемент). Отсутствие любого элемента можно компенсировать. А вот отсутствие топ-спина справа компенсировать нельзя. Все это подчеркивает исключительную важность этого удара в современном настольном теннисе.

Давайте теперь поговорим о вариативности топ-спина справа. Техника удара необычна тем, что имеет массу вариаций. И это мера вынужденная. В зависимости от того, какой мяч – по высоте, скорости, вращению на нас приходит, меняется техника топ-спина. И именно при топ-спине справа изменения в технике выполнения наиболее существенны, чем при других элементах. Зачастую даже используются разные принципы, но об этом поговорим чуть позже. Пока вам достаточно запомнить, что топ-спин справа имеет много вариаций, которые значительно отличаются друг от друга по технике выполнения.

Откроем маленький секрет. Большинство игроков настольного тенниса допускают много ошибок при выполнении топ-спина справа потому что не понимают того, что каждая вариация топ-спина справа требует отдельного осмысления и технической проработки.

Условно можно выделить 10 вариаций топ-спина справа, которые в свою очередь могут делиться на некоторые подвариации. Стоит отметить, что таких немного. Итак, давайте сейчас вкратце разберем: какие вариации удара существуют, и в каких ситуациях они используются?

Вариация №1. Топ-спин справа по простому мячу или блоку

Это классический топ-спин, базовое исполнение которого изучается на самых первых этапах в обучении технике настольного тенниса. Можно сказать, что с этой вариации все и начинается. Не овладев ею в достаточной мере, вы не сможете овладеть другими. Даже не стоит пытаться. Это все равно, что учиться бегать, не научившись ходить. Всему свой черед.

Топ-спин справа по блоку применяется во время открытого розыгрыша в настольном теннисе, когда один спортсмен атакует, а другой вынужден защищаться, возвращая мяч на стол блоком или, как еще говорят в настольном теннисе, «подставкой».

У этой вариации есть еще одно ответвление: топ-спин справа по блоку, который пришел после топ-спина с подрезки.

Поясним. Представьте, что во время матча вы выполнили подачу с нижним вращением и получили на себя подрезку, по которой сделали топ-спин. Ваш соперник принял этот мяч блоком, и вы делаете второй топ-спин. Казалось бы, в чем здесь разница, ведь топ-спин по блоку и есть топ-спин по блоку? Но разница все же есть.

Дело в том, что когда вы делаете топ-спин с подрезки, то в приеме блоком, который делает соперник, остается часть вращения, которое было в вашем топ-спине. И это вращение требует несколько другой обработки, нежели, при обычном топ-спине по блоку.

Откроем вам секрет, который может значительно поднять ваш уровень игры. Дело в том, что количество ошибок, которое спортсмены допускают в игре при втором топ-спине справа значительно выше, чем при третьем и последующих топ-спинах.

Этот нюанс, как правило, остается незамеченным. И многие спортсмены даже не осознают, почему они довольно часто ошибаются именно на втором ходе.

Те, кто начинают учитывать этот нюанс, сразу же увеличивают стабильность второго топ-спина и, как следствие, свой общий уровень.

Возможно, у вас возникает вопрос: «Неужели этот нюанс нельзя увидеть при просмотре игр звезд настольного тенниса?». Вопрос резонный и ответ на него такой. Для визуального восприятия разницы между топ-спином по обычному блоку и по блоку, который выполнен по топ-спину с подрезки нет. Вся разница в обработке мяча. А обработка мяча в глаза, как правило, не бросается.




Вариация №2. Мощный топ-спин справа

Мощный топ-спин справа используется для завершения, либо обострения атаки. Разумеется, он используется значительно реже, чем топ-спин справа по блоку, поскольку для его выполнения необходимо, чтобы на столе была создана такая ситуация, в которой его выполнение будет возможным и целесообразным.

Какая же эта ситуация? Самое интересное, что для каждого спортсмена существуют «свои» подходящие моменты. Один выполняет мощный топ-спин справа только по мячам, которые поднимаются несколько выше обычного, а другой может выполнить завершение атаки сразу же после первого топ-спина с подрезки. А кто-то вообще имеет способность и умение выполнить топ-спин на выигрыш очка сразу же после подачи. Все это зависит от взрывных качеств, чувства мяча, общих способностей, привычек и модели игры спортсмена.

Давайте теперь посмотрим, чем же мощный топ-спин справа отличается от «простого» топ-спина справа по блоку. Отличается он по трем компонентам:

– Постановка ног.

– Амплитуда.

– Скорость прохождения ракетки по мячу.

Постановка ног при мощном топ-спине более широкая. Такая позиция обеспечивает большую устойчивость при топ-спине и обеспечивает возможность для подключения второго компонента – амплитуды.

Амплитуда движения становится больше. Причем более широкое движение выполняют и рука и ноги, и таз. Все начинается с более широкого замаха и заканчивается, как правило, более глубоким окончанием. Все это, в совокупности, обеспечивает полету мяча больше кинетической энергии и, соответственно, более целенаправленный полет.

Скорость прохождения ракетки по мячу выше в 1.5—2 раза. Здесь все понятно – чем выше скорость прохождения ракетки по мячу, тем выше скорость полета.





Еще раз обращаем ваше внимание, что при мощном топ-спине справа одновременное включение в топ-спин четырех частей тела (правая нога, таз, корпус, правая рука), про которые упоминается в комментариях к фотографиям, становится определяющим фактором. При малейшей несинхронности включения этих частей тела мощный топ-спин справа не получится.

Стоит отметить, что синхронность включения четырех частей тела важна при всех вариациях топ-спина. Без исключения. Хорошо запомните эти части:

– Правая нога.

– Таз.

– Корпус.

– Правая рука.

Вариация №3. Топ-спин справа с подрезки

Топ-спин справа с подрезки – это вариация, которая изучается после освоения топ-спина справа по блоку. Изучается она второй, потому что является более сложной для выполнения.

При этом овладение этой вариацией имеет критическое значение для уровня игры в настольный теннис. Не владея этой вариацией вообще (или в достаточной мере), рассчитывать на какие-то результаты не придется.

С этого элемента начинается до 80% атак в настольном теннисе. И владение (или не владение) этой вариацией топ-спина во многом определяет возможности спортсмена играть на том или ином уровне.

Топ-спин справа с подрезки отличается от топ-спина справа по блоку по четырем основным критериям:

– Замах.

– Ширина движения.

– Наклон ракетки.

– Направление движения.

Ракетка при замахе опускается значительно ниже, чтобы создать большую амплитуду движения, необходимую для того, чтобы придать мячу хорошее вращение по нижнему вращению соперника.

Причем рука с ракеткой не просто опускается ниже, а это происходит за счет более согнутой правой ноги, чуть большего разворота таза и большего разгибания руки в локте.

В совокупности, все это обеспечивает большую ширину движения, которая необходима для выполнения полноценного топ-спина с подрезки.

Движение шире, потому что при топ-спине с блока мы имеем дело с мячом, который крутится в нужную для нас сторону. То есть скорость его полета способствует и нашей скорости топ-спина. Грубо говоря, чем быстрее летит мяч от блока, тем больше скорости в нашем топ-спине. Вся скорость блока преобразовывается во время нашего топ-спина.

При топ-спине с подрезки мяч крутится в другую сторону, и нам своим движением нужно как бы перекрыть то вращение, которое в нем есть, и еще придать свое собственное.

То есть топ-спин справа с подрезки требует значительно большего усилия, чем топ-спин по блоку. Более широкое движение необходимо именно для того, чтобы обеспечить это усилие.

Наклон ракетки при топ-спине с подрезки более открытый. Поскольку если мы будем играть по мячу с таким же наклоном ракетки, как и при топ-спине по блоку, то мяч с огромной долей вероятности будет оказываться в сетке. Ему не будет хватать запаса траектории для того, чтобы перелететь через сетку. А запас траектории придается мячу за счет хорошего вращения.

Направление движения при топ-спине с подрезки отличается от топ-спина по блоку значительно большей направленностью вверх.

Тут работает тот же принцип, что и при наклоне ракетки. То есть если направить движение излишне вперед, то мяч с большой долей вероятности попадет в сетку.

Окончание движения также делается чуть выше. Более высокое положение ракетки обеспечивается за счет предыдущих компонентов: ширины и направления движения, более открытого наклона ракетки.



Вариация №4. Контртоп-спин справа из средней зоны

Контртоп-спин справа из средней зоны в среде теннисистов называют «перекрут» или «перекрутка».

Например, если услышите, как спортсмен говорит «Выиграл очко в перекрутке», то он имеет в виду, что завязался розыгрыш из средней зоны, когда оба соперника обменивались контр топ-спинами и ему удалось это очко выиграть. В дальнейшем будем обозначать этот элемент, как «перекрутка».

Итак, «перекрутка» возникает во время матчей не очень часто, поскольку далеко не все розыгрыши заканчиваются отходом в среднюю зону обоих спортсменов.

Как вообще получается так, что оба спортсмена вдруг оказываются в средней зоне?

Все начинается с того, что один из спортсменов начинает атаку, а второй стремится не просто сыграть пассивным приемом, а выполнить контратакующее действие. Наиболее распространенным контратакующим действием в настольном теннисе является контртоп-спин.

Когда один из спортсменов начинает контратаковать, то ему приходится делать полшага или шаг назад, чтобы иметь достаточно времени для проведения контратаки. Контратака – это элемент, который как бы подхватывает скорость и вращение мяча и отправляет их (немного усилив) обратно.

То есть теперь спортсмену, выполнившему топ-спин и получившему на себя контратаку, приходится делать также шаг назад, чтобы иметь время для проведения уже своей контратаки. И так при каждом следующем контр топ-спине спортсмены делают небольшой шаг назад, поскольку мяч набирает большую скорость полета и мощь. В результате через один-два контртоп-спина спортсмены уже находятся в средней зоне.

Чем «перекрутка» отличается от базового топ-спина с блока?

Отличается чуть более широким движением, поскольку необходимо направить мяч на большее расстояние. Все-таки есть разница в том, чтобы направить мяч на сторону соперника с дистанции 1 метр или 2.5—4 метра, но основное отличие приходится не на ширину движения, а на момент обработки мяча.

Обработка мяча должна произойти как бы с большим контактом мяча, то есть надо чуть дольше задержать мяч на ракетке. Как выражаются теннисисты – больше прочувствовать его. Более продолжительный контакт с мячом нужен для того, чтобы дольше контролировать полет мяча, и чтобы иметь возможность с более длинной дистанции направить мяч не менее точно, чем при топ-спине с блока.

Кстати, «перекрутка» в разной зоне отличается по выполнению. Например, есть ощутимая разница между «перекруткой» с расстояния 2 метра от стола и 3.5 метра.

В первом случае движение чуть более короткое, обработка мяча происходит практически в высшей точке отскока и направлено больше вперед. В высшей точке отскока очень сильно чувствуется та сила, которую придал соперник мячу. Мы в полной мере возвращаем эту силу и скорость обратно сопернику.

Во втором случае мяч уже начинает опускаться (то есть к этому моменту он уже прошел высшую точку) и на таком расстоянии сила, которую придал мячу соперник, чувствуется в значительно меньшей степени. Мы вынуждены придавать мячу больше своего вращения и направлять мяч больше вверх, чтобы придать ему достаточный запас траектории, который позволит благополучно обогнуть сетку и приземлиться на стороне соперника.



Вариация №5. Контртоп-спин справа на столе (в ближней зоне)

Контртоп-спин справа на столе очень сильно отличается от всех компонентов контр топ-спина справа из средней зоны. Именно поэтому выделяем его в отдельную вариацию.

Этот элемент еще называют «перехват атаки» или «скрутка». Кстати, самое интересное, что в некоторых случаях логичнее сказать именно «перехват», а в других более уместным будет слово «скрутка».

Например, когда вы выполняете контртоп-спин справа на столе по первому атакующему ходу соперника, то такую контратаку лучше назвать «перехват». Поскольку вы, как бы перехватываете инициативу, которую пытался взять в свои руки соперник. А когда завязалась взаимная контригра топ-спинами на столе, то здесь конкретнее будет сказать «скрутка» или игра «скрутка на скрутку».

Теперь давайте поговорим о технической части контртоп-спина справа на столе. Самое главное отличие этого элемента в том, что он выполняется значительно раньше высшей точки отскока мяча, по так называемому восходящему мячу, в момент, когда мяч только набирает высоту.

Также этот элемент выполняется очень близко к столу. Ближе, чем все остальные вариации топ-спина, используемые в розыгрыше.

Почему во время этого элемента нужно играть ближе к столу и по восходящему мячу?

Смысл этого элемента в том, что вы как бы используете скорость и вращение приходящего мяча, то есть не столько придаете мячу свою силу и вращение, сколько пользуетесь тем, что заложил в этот мяч соперник.

При выполнении этого элемента наклон ракетки чуть более закрытый, чем при классическом топ-спине с блока. Особенно необходимо обратить внимание на то, что в момент прохождения ракетки по мячу вы не должны играть его жестко.

В настольном теннисе существуют понятия – «игра в мяч» и «игра по мячу». Давайте разберемся с ними.

«Игра по мячу» – это когда мячу придается максимальное вращение за счет сцепления накладки, то есть основание участвует в такой игре по минимуму. Можно сказать, что это более нежная, «скользящая» обработка мяча.

Лучший пример игры по мячу – это подрезка. Если во время подрезки произошло жесткое столкновение ракетки и мяча, то это уже тычок, а не подрезка. Качественная же подрезка – это когда накладка «проскальзывает» по мячу, придавая ему максимум вращения, но при этом не придавая ему скорости.

Так вот при «перехвате атаки» используется тот же самый принцип. Накладка в большей степени «скользит» по мячу и ему не придается излишней жесткости.

«Игра в мяч» – это, как вы уже догадались, противоположность «игры по мячу». Здесь, наоборот, идет жесткая игра в мяч, накладка продавливается под давлением мяча и мы фактически чувствуем, как основание включается в элемент.

Лучший пример игры в мяч – это завершающий удар без вращения (который, кстати, крайне редко используется в чистом виде в современном настольном теннисе).

Мы так подробно остановились на прохождении ракетки по мячу, поскольку именно этот момент является критическим при выполнении контртоп-спина на столе. Как только вы сыграете жестко «в мяч» – ваш «перехват» тут же полетит за стол.

Теперь немного о самом движении. Для выполнения «перехвата» и «скрутки» очень важен правильный замах.

Поскольку при выполнении данного элемента мы пользуемся скоростью и вращением приходящего мяча, да еще стоим близко к столу, нам нужен значительно более короткий замах. Рука начинает свое движение, не опускаясь ниже уровня стола. При этом остается согнутой в локте.

Ноги и таз также не уходят вниз и бок, позиция спортсмена нейтральная. При замахе лишь немного разворачивается корпус.

Наклон ракетки при выполнении этого элемента немного более закрытый, если сравнивать с базовой версией топ-спина справа по блоку.

Давайте еще немного остановимся на моменте прохождения ракетки по мячу. Как уже было сказано выше, ракетка в большей степени «скользит» по мячу, чем «бьет». Но здесь важна еще и скорость прохождения ракетки по мячу. Ракетка должна как бы опередить мяч, то есть, конечно, по факту это невозможно, но вы должны поддерживать в себе такое стремление. Если вы будете пытаться как бы опередить мяч во время касания ракетки и мяча, то мяч будет ложиться на стол. Но если ракетка будет проходить по мячу с недостаточной скоростью, то мяч просто улетит за стол, поскольку вы не успеете перекрыть вращение, которое на вас пришло своим вращением.



Вариация №6. Топ-спин справа по немного вылетающему мячу

Переходим к достаточно сложной и необычной вариации, можно сказать, необычной в среде людей, играющих на непрофессиональном уровне. Дело в том, что существует ряд вариаций, которые изучаются только после достижения определенного уровня в настольном теннисе – это не значит, что эти вариации значительно сложнее выполнить. Нет. Просто без освоения этих вариаций тяжело прогрессировать дальше на более серьезном уровне. И в то же время на более низком уровне владения техникой про такие вариации мало знают.

Если вы освоите вариацию №6, то получите значительное преимущество среди своих друзей-спортсменов. Причем они, скорее всего, даже не будут понимать, в чем дело и как вам это удается.

Представьте, что на вас идет несложная подача с нижним вращением. Мяч ударяется первый раз на вашей стороне и после этого вылетает за стол, но вылетает немного, всего на 10 см. И если бы вы не знали заранее, что эта подача вылетит за заднюю кромку стола на 10 см, то вам бы показалось, что эта подача короткая, не так ли?

Вот именно такой мяч называется «немного вылетающим» (иногда называют просто вылетающим или «тонким»). Кстати, на английском языке такой мяч называют более оригинально half-long ball, что дословно можно перевести, как полудлинный мяч. Причем на английском языке такой мяч называют только так, а на русском языке нет четкого термина для подобного мяча. Большинство тренеров и спортсменов называют его по-разному.

Чем отличается топ-спин справа по такому мячу от топ-спина справа по обычной подрезке?

Дело в том, что к такому мячу неудобно подходить ногами. Если пытаться выполнить по нему топ-спин точно таким же движением как по подрезке, то ничего не получится. Вы не сможете ногами занять такую позицию, при которой мяч, вылетевший на 10 см, будет ровно в такой же точке относительно туловища, как при топ-спине с подрезки.

Вы уже наверно догадались, почему не получится выйти к такому мячу также удобно, как к подрезке. Секрет в том, что вам будет мешать стол, чтобы поставить правильно левую ногу. Либо можно остаться в позиции, при которой вы выполняете топ-спин с подрезки, но в таком случае мяч будет сильно впереди вашего туловища, что не позволит вам обработать его и придать ему вращение.

Как же выполняется топ-спин справа по такому мячу?

Основным нюансом выполнения топ-спина по такому мячу является постановка ног. Если при топ-спине с обычной подрезки мы ставим левую ногу чуть впереди правой, то здесь – все наоборот. Мы делаем полшага вперед правой ногой и только после этого выполняем топ-спин.

При этом обратите внимание на следующие технические приемы: если при топ-спине с подрезки мы включаем в движение и ноги и таз, и корпус, то при выполнении топ-спина по вылетающему мячу всю основную работу выполняют предплечье и кисть. Мы думаем, вы понимаете, что делая полшага вперед правой ногой, вы лишаетесь возможности полноценного движения, но при выполнении этого элемента это и не надо.

На страницу:
2 из 3