![Море в поэзии Серебряного века](/covers_330/68949282.jpg)
Полная версия
Море в поэзии Серебряного века
В море
В безбрежность дняОдин плыву —В кольце огня,Сквозь синеву!В лихих валахДороги нет…Их зыбкий прахЗамел мой след…Весь с мигом слит,Мой легкий челнЛегко скользитПо воле волн…Рассветный хмельНад синей тьмой,Моя свирельДа жребий мой,—Да гордый умВне смертных уз,Да прихоть дум —Вот весь мой груз!Простор валов,Их зыбкий снег —Мой верный кровИ мой ночлег…Все – свет, покойВ моем кругу,И дым людскойНа берегу!Бальмонт Константин Дмитриевич
(1867–1942)
![](/img/68949282/i_013.jpg)
Поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1923). Главным из основополагающих принципов философии Бальмонта в годы его творческого расцвета было характерное для декадентского мировоззрения в целом утверждение равенства возвышенного и низменного, красивого и уродливого.
Бог Океан
Волны морей, безпредельно – пустынно – шумящие,Бог Океан, многогласно – печально – взывающий,Пенные ткани, бесцельно – воздушно – летящие,Брызги с воздушностью, призрачно – сказочно – тающей.Горькие воды, туманно – холодно – безбрежные,Долгий напев, бесконечно – томительно – длительный.Волны морей, бесконца – бесконца – безнадежные,Бог Океан, неоглядно – темно – утомительный.Океан
Вдали от берегов Страны Обетованной,Храня на дне души надежды бледный свет,Я волны вопрошал, и Океан туманныйУгрюмо рокотал и говорил в ответ.«Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет.Ты вверился мечте обманчивой и странной.Скитайся дни, года, десятки, сотни лет, —Ты не найдешь нигде Страны Обетованной».И вдруг поняв душой всех дерзких снов обман,Охвачен пламенной, но безутешной думой,Я горько вопросил безбрежный Океан, —Зачем он странных бурь питает ураган,Зачем волнуется, – но Океан угрюмый,Свой ропот заглушив, окутался в туман.Белый Андрей
(1880–1934)
![](/img/68949282/i_014.jpg)
Писатель, поэт, математик, критик, мемуарист, стиховед. Один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. Стилистическая манера Белого предельно индивидуализирована – это ритмическая, узорчатая проза с многочисленными сказовыми элементами.
О полярном покое
1В хрустальныеДали, —– Где– ЯснымСтеклярусом —– ПересиялиБлисталища: стаи полярныеЛьдин —И —– Где —– БлесньюЯнтарныеКопьяЗаката – изжалилиСлепшиеВзоры —– В печальныеСталиБуруна —– Отчалила шхуна.2И —– Парусом —– Красным,Как ясный рубин —и —– ОкрепшеюПесней —– Под зорькой —– Отчалили —– В хлопьяТумана —– Поморы.3Заводит —– РазрывамиВодСвою песнь —– ХодитВодами, —– Носится —Горькое море!И —– ГодОсиянный —– За годамиБроситсяТам —– УраганамиМенами,БрызгамиВодРазрывными —Слетит —– В коловоротРазливанный.4Ничто не изменится!..Только —– МятежитсяМоре,Да тешитсяКит —– ПроливнымиФонтанами —– Пенами,Взвизгами,ВзрывамиВод —– В коловоротРазливанный…5И над каменнымКряжем —– НевнятнымиМайямиДальнихПечальныхГодин —Быстро выпалаВорохомБелого пеплаЗима…И —– ОкреплаХрустальною пряжейПолярная тьмаИ —Осыпала —– ПламеннымМороком:-– ПятнамиСпаянных льдин.1901–1922
Блок Александр Александрович
(1880–1921)
![](/img/68949282/i_015.jpg)
Поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма. Считается, что Блок своим творчеством завершает поэтический XIX век и открывает поэтический мир XX века, соединив классику и новые тенденции в литературном искусстве.
Уже над морем вечереет
Уже над морем вечереет,Уж ты мечтой меня томишь,И с полуночи ветер веетЧерез неласковый камыш.Огни на мачтах зажигая,Уходят в море корабли,А ты, ночная, ты, земная,Опять уносишь от земли.Ты вся пленительна и лжива,Вся – в отступающих огнях,Во мгле вечернего залива,В легко- туманных пеленах.Позволь и мне огонь прибрежныйТебе навстречу развести,В венок страстной и неизбежный —Цветок влюбленности вплести…Обетование неложно:Передо мною – ты опять.Душе влюбленной невозможноО сладкой смерти не мечтать.В час глухой разлуки с морем
В час глухой разлуки с морем,С тихо ропщущим прибоем,С отуманенною далью —Мы одни, с великим горем,Седины? свои закроемБелым саваном – печалью.Протекут еще мгновенья,Канут в темные века.Будут новые виденья,Будет старая тоска.И, в печальный саван кроясь,Предаваясь тайно горю,Не увидим мы тогда, —Как горит твой млечный пояс!Как летит к родному морюСеребристая звезда!Поздней осенью из гавани
Поздней осенью из гаваниОт заметенной снегом землиВ предназначенное плаваньеИдут тяжелые корабли.В черном небе означаетсяНад водой подъемный кран,И один фонарь качаетсяНа оснеженном берегу.И матрос, на борт не принятый,Идет, шатаясь, сквозь буран.Всё потеряно, всё выпито!Довольно – больше не могу…А берег опустелой гаваниУж первый легкий снег занес…В самом чистом, в самом нежном саванеСладко ли спать тебе, матрос?Вчера я слышал песни с моря
Вчера я слышал песни с моряИ плески волн о южный брег,Душа, в смятеньи песням вторя,К полудню направляла бег.Так – невозможного искала,И лишь далеко ввечеруСознаньем поздним разгадалаВолны певучую игру.Но вновь перед вечерним светомОна болит из глубиныИ чует в сумраке согретомЗагадку песни и волны.Бобров Сергей Павлович
(1889–1971)
![](/img/68949282/i_016.jpg)
Поэт, литературный критик, переводчик, математик и стиховед. Один из основоположников русского футуризма, популяризатор науки. Большое количество времени он посвятил изучению стиховедения. Ему принадлежат важные исследования ритмики словоразделов и перебоях ритма, поэтому многие его стихотворения отличаются оригинальностью рифмовки и размера, необычностью звучания.
Береговые буруны
Выходит на бугор песчаныйБледный высокий матрос;Ветер треплет его панталоныИ отвороты его одежды.Он смотрит на дали кос,На волн вавилоны,На баканы;На лице решимость и надежда.Лицо его так недовольно,Что мне, право, страшно смотреть.А ветром резанные тучиПролетают низко.Но вот я понимаю взоров сеть,Пропадающую за желтую кручу:Это значить, что голос дольнийЗакрыли крылья василиска.Но хладный октаэдр вдохновенныйНебосводит души озеро;Построений скалы, отроги,Текучая жизнь.Сердца понятны прорези,Сияет оно, как бугор тот,Над которым сети и неводы: —Дорогу свою воззиждь1913
Азовское море
Вскипает застывший черный шелк.Спины песков рыжи;Плетется мясной мухой паровоз.Прокусывая ленты дымков.Сеть степей. Молчите же выИ колес заштатные вопли.Ив туман. Хижин рябь.Сутолок устывшая марь.Четыре шага до шелка,Шелк несется, скрябает берегом:– Жестяное Азовское море. – Рычи,Белоязыкой волны жало.Скребется простор и хлюпает грузно.Накален взор и топь;Звонит, бурчит оцинкованная волнаИ жалом жерло желти лижет.1915
Большаков Константин Аристархович
(1895–1938)
![](/img/68949282/i_017.jpg)
Поэт, прозаик. Его произведения наполнены изображениями двоемирия с использованием мистических сюжетов, во многом насыщены деталями и другие особенности поэтики символизма. В то же время он увлекался футуризмом, особенно его интересовали такие направления, как эгофутуризм и кубофутуризм.
Огни портовой таверны
Огни портовой таверны,Бриллианты улыбок и ругань.В волосы звуков вечерних.Пыль вплетена. Сон запуган.Дремлют губами на ругани люди.Вечер, как узкий рельеф.Безмолвно- окунутый спит в изумрудеКем-то потерянный гнев.Кокетки–звёзды вдоль гавани.Мёртво за стражею парусов.Над молом фонарь в белом саванеЗадвинул безмолвья засов.Ночь, женщиной ещё не причёсанной,Морю склонясь на плечо,Задумалась, и, тысячу поз онаПринимая, дышала в лицо горячо.Бородаевский Валериан Валерианович
(1874–1923)
![](/img/68949282/i_018.jpg)
Поэт. Творчество Бородаевского относится к неоклассическому течению, сложившемуся в рамках символизма в эпоху его кризиса и распада, когда пафос новаторства сменился пафосом преемственности. Поэт часто обращался к философско- религиозным поискам, в которых находил смысл жизни.
«Зеленые, хитрые волны, со мной не лукавьте…»
Зеленые, хитрые волны, со мной не лукавьте,Честных объятий хочу я, старый пловец.Мчите от берега прочь, песней забавьте.Вокруг головы оплетите зеленый венец.Вспененные гряды в зыби – морское похмелье!Тело, что бури ковали, не нужно земле.Акулы, акулы, любил я ваш плеск и весельеВ холодной, глубинной, зеленой, колдующей мгле.Вы, белые чайки, отраден ваш лёт замеделённый,Склонитесь, приникните ближе к холодным губам!Акулы и чайки, на пир! Кудрявой коровойУвенчанный друг потрясает свой кубок червонный,Где горькая кровь, что кипела по дальним морям.Брюсов Валерий Яковлевич
(1873–1924)
![](/img/68949282/i_019.jpg)
Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Стихи Валерия Брюсова полярны и неоднозначны. Часть стихотворений являются жизнеутверждающими и позитивными – о любви, с призывами к жизни трудом. Другая же часть – грустные и печальные, основными мотивами которых является смерть как блаженство.
Вечер над морем
Желтым золотом окрашеныДали в просветы хвои.Солнца луч полупогашенныйБьет в прибрежные струи.Море сумрачное движется,Льдины белые неся.В облаках чуть зримо нижетсяСветло- синяя стезя.Краски пламенно- закатныеХмурым днем помрачены,Но все те ж движенья ратныеВечно зыблемой волны.Меркнет огненное золото,Скрыто облачным плащом, —И в последний раз уколотоМоре гаснущим лучом.Ultima thule
Где океан, век за веком стучась о граниты,Тайны свои разглашает в задумчивом гуле,Высится остров, давно моряками забытый, —Ultima Thule.Вымерли конунги, здесь что царили когда-то,Их корабли у чужих берегов затонули.Грозно безлюдье вокруг, и молчаньем объятаUltima Thule.Даже и птицы чуждаются хмурых прибрежий,Где и тюлени на камнях не дремлют в июле,Где и киты проплывают все реже и реже…Ultima Thule.Остров, где нет ничего и где все только было,Краем желанным ты кажешься мне потому ли?Властно к тебе я влеком неизведанной силой,Ultima Thule.Пусть на твоих плоскогорьях я буду единым!Я посещу ряд могил, где герои уснули,Я поклонюсь твоим древним угрюмым руинам,Ultima Thule.И, как король, что в бессмертной балладе помянут,Брошу свой кубок с утеса, в добычу акуле!Канет он в бездне, и с ним все желания канут…Ultima Thule!Бунин Иван Алексеевич
(1870–1953)
![](/img/68949282/i_020.jpg)
Писатель, поэт, переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Бунин с помощью точных эпитетов и мельчайших деталей мог нарисовать гармоничную картину природы. В философских произведениях поэт часто затрагивал тему жизни и смерти, добра и зла, рассуждая о роли человека в этом бренном мире. Сам он считал себя продолжателем классического направления русской литературы.
Вдоль этих плоских знойных берегов
Вдоль этих плоских знойных береговЛежат пески, торчат кусты дзарига.И моря пышноцветное индигоРавниною глядит из-за песков.Нет даже чаек. Слабо проползаетШуршащий краб. Желтеют кости рыб.И берегов краснеющий изгибВ лиловых полутонах исчезает.Океан под ясною луной…
Океан под ясною луной,Теплой и высокой, бледнолицей,Льется гладкой, медленной волной,Озаряясь жаркою зарницей.Всходят горы облачных громад:Гавриил, кадя небесным Силам,В темном фимиаме царских вратБлещет огнедышащим кадилом.Индийский океан.На рейде
Люблю сухой, горячий блеск червонца,Когда его уронят с корабляИ он, скользнув лучистой каплей солнца,Прорежет волны у руля.Склонясь с бортов, с невольною улыбкойВсе смотрят вниз. А он уже исчез.Вверх по корме струится глянец зыбкийОт волн, от солнца и небес.Как жар горят червонной медью гайкиПод серебристым тентом корабля.И плавают на снежных крыльях чайки,Косясь на волны у руля.Бурлюк Давид Давидович
(1882–1967)
![](/img/68949282/i_021.jpg)
Поэт и художник. Один из основоположников футуризма, член союза «Председателей земного шара». Он сравнивал истинное творчество с аккумулятором и стремился непременно заполнить самые недра его. Он без всяких сомнений отбрасывает каноны создания, погружая стихотворения в столь изменчивый мир авангарда. При этом не стремится смягчить создаваемые картины, маскируя их оборками длительных иносказаний, что ярко демонстрирует шокирующую правду.
Приморский порт
Река ползёт живот громадный моря,Желтеет хитрая вода.Цветною нефтью свой паркет узоряПрижавши пристаням суда.Вот здесь купаются, а дальше ловят рыбу,А там морской гигант,Дробя лазурь углами чёрных вант,Укрывшись невода, что свил фабричный дым.А небо морем плещет голубым,Не в силах поглотить туч раскалённых глыбуОбилие лучей, тепла обилье,Всему кричат сними тюрьму одежд,Отторгни глупое потливое насильеИ розы вскрой грудей, дай насыщенье вежд.Маяк
Море мяукало… мяу, мяу.Маяк каймою белой обозначен,Эта башня из ржавого железа и камня;Мычащий як, сторожем у входа в бухту.Зоб своеобразный спит,Уткнувшись в воду;Она грезит ушедшей жизнью давнейУ ней плачевный, битый жизнью, вид.Устала от прозы див;Маяк ведет,Маяк зоветНа верный путь… он туп,Бросая свет,Он стар, он ржав,Он полон гула (как луг)Вагинов Константин Константинович
(1899–1934)
![](/img/68949282/i_022.jpg)
Прозаик, поэт. Его стихи гипнотизируют, пестрят невидимыми знаками, их смысл ускользает, испаряется к финалу. Цикл его стихов о Петербурге стал гимном городу, находящемуся на сломе эпох. В нём с пронзительной остротой показан город, в котором соединились грандиозность крушения старого мира и рождение «новых богов» революции.
В твоих глазах опять затрепетали крылья
Кораблей умерших голубые парусаМожет быть, новые острова открылиМожет быть к новым стремятся небесам.Или в трюмах проснулись невольникиЗачарованные Призраком в шутовском колпакеРуки протягивают и смотрят в волныРозовое солнце качается вдалеке.Или птицы запели на мачтахНа соленых канатах обезьянка сидитСидит цветная и играет мячикомРозовым солнцем на маленькой груди.Сегодня сильный мороз на улицеТвои ножки озябли, ближе к огню садисьКораблей умерших паруса не раздулисьНикаких островов не видно впереди.Введенский Александр Иванович
(1904–1941)
![](/img/68949282/i_023.jpg)
Поэт, драматург, детский писатель. Творчество полно семантических экспериментов, в нём есть собственный стиль с его классическим, чистым строем и распоясавшимся содержанием. Современники упрекали его в зáуми, анемичности и расхлябанности стиха, сравнивая поэта со слепым мастером, улавливающим падение переливающихся камней из несуществующих миров.
Кончина моря
(отрывок)
Морской демони море ничего не значити море тоже круглый нульи человек напрасно скачетв пучину от ножа и пульи в море так же ходят рыбкисобаки бегают играют скрипкии водоросли спят как тёткии будто блохи скачут лодкии в море так же мало смыслаоно покорно тем же числамоно пустынно и темнобыть может море ты окно?быть может море ты одно?Значенье моря
(отрывок)
…наши мысли наши лодкинаши боги наши теткинаша души наша твердьнаши чашки в чашках смертьно сказали мы однакосмысла нет в таком дождемы как соли просим знаказнак играет на водехолмы мудрые бросаютвсех пирующих в ручейв речке рюмки вырастаютв речке родина ночеймы подумав будто трупыпоказали небу крупыморе время сон односкажем падая на днозахватили инструментыдуши ноги порошкии расставив монументызасветив свои горшкимы на дне глубоком морямы утопленников ратьмы с числом пятнадцать спорябудем бегать и сгоратьно однако шли годашел туман и ерундакто упал на дно морскоекорабельною доскоютот наполнился тоскоюзубом мудрости стучиткто на водоросли тусклойпостирать повесил мускули мигает как лунакогда колышется волнакто сказал морское днои моя нога однов общем все тут недовольнымолча вышли из водыпозади гудели волныпринимаясь за трудыкорабли ходили вскачькони мчались по полями была пальба и плачсон и смерть по облакамвсе утопленники вышлипочесались на закати поехали на дышлекто был беден кто богатя сказал я вижу сразувсе равно придет конецнам несут большую вазутам цветок и бубенецэто ваза это ловкоэто свечка это снегэто соль и мышеловкадля веселья и для негздравствуй бог универсальныйя стою немного сальныйволю память и веслослава небу унесло…Вертинский Александр Николаевич
(1889–1957)
![](/img/68949282/i_024.jpg)
Эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт, певец. Стихи Вертинского зачастую именовали «песнями настроения». Подобное звание стихотворения обретают за чёткую направленность лирических образов. Строки, созданные поэтом, имеют глубокую эмоциональную окраску, с лёгкостью удерживая внимание читателя. Каждая из работ показывает глубины человеческого сознания, описывая внутренний мир личностей.
В синем и далеком океане
Вы сегодня нежны,Вы сегодня бледны,Вы сегодня бледнее луны…Вы читали стихи,Вы считали грехи,Вы совсем как ребенок тихи.Ваш лиловый аббатБудет искренно радИ отпустит грехи наугад…Бросьте ж думу свою,Места хватит в раю.Вы усните, а я вам спою.В синем и далеком океане,Где-то возле Огненной Земли,Плавают в сиреневом туманеМертвые седые корабли.Их ведут слепые капитаны,Где-то затонувшие давно.Утром их немые караваныТихо опускаются на дно.Ждет их океан в свои объятья,Волны их приветствуют, звеня.Страшны их бессильные проклятьяСолнцу наступающего дня…Джимми
Я зная, Джимми, Вы б хотели быть пиратом,Но в наше время это невозможно.Вам хочется командовать фрегатом,Носить ботфорты, плащ, кольцо с агатом,Вам жизни хочется отважной и тревожной.Вам хочется бродить по океанамИ грабить шхуны, бриги и фелуки,Подставить грудь ветрам и ураганам,Стать знаменитым черным капитаномИ на борту стоять, скрестивши гордо руки…Но, к сожалению… Вы мальчик при буфетеНа мирном пароходе «Гватемале».На триста лет мы с Вами опоздали,И сказок больше нет на этом скучном свете.Вас обижает мэтр за допитый коктейль,Бьет повар за пропавшие бисквиты.Что эти мелочи, когда мечты разбиты,Когда в двенадцать лет уже в глазах печаль!Я знаю, Джимми, если б были Вы пиратом,Вы б их повесили однажды на рассветеНа первой мачте Вашего фрегата…Но вот звонок, и Вас зовут куда-то…Прощайте, Джимми, – сказок нет на свете!1934
Верховский Юрий Никандрович
(1878–1956)
![](/img/68949282/i_025.jpg)
Поэт, переводчик, историк литературы. Искусный стилист, имитатор произведений Золотого века русской литературы. Относился к классическим символистам. Его произведения возвышенны, музыкальны, бестелесны. Его поэзия меланхолична, похожа на вздох, непролитые слёзы, проникнута любовью к природе и сентиментальностью. Стихи прозрачны, сотканы из воздуха, обращены к традиционным и вечным темам.
Город
Тесно сдвинутЛабиринт.Старый город,Чем ты горд?Меж гранитомСтроен ритм —ПодневоленШелест волн.Парус плачетМежду мачт;Путь наш долог —Хмурый долг.Камень- берегСтрасть отверг:Тени носитЧерный мост.В тьму низринутЛабиринт.Здесь не дорогДень – восторг.Жизнь украсить —И упасть:Меряй взоромХаос форм!Черных масокТемных ласкЖди, растроган,В пасти стогн!Вьется, бурен,Прах из урн.Тусклый город,Чем ты горд?Волошин Максимилиан Александрович
(1877–1932)
Поэт, переводчик, художник- пейзажист, художественный и литературный критик. В своих стихах Волошин активно обращался к греческой, египетской и славянской мифологии, часто встречаются библейские символы и образы. В то же время он активно использовал античные приёмы написания стихотворений, что для того времени было настоящим дуновением античного ветра сквозь века.
Дрожало море вечной дрожью
Дрожало море вечной дрожьюИз тьмы пришедший синий валПобедной пеной потрясал,Ложась к гранитному подножью,Звенели звезды, пели сны…Мой дух прозрел под шум волны!Плаванье
(Одесса- Ак- Мечеть. 10–15 мая)
Поcв. Т. Цемах
Мы пятый день плывем, не опускаяПоднятых парусов,Ночуя в устьях рек, в лиманах, в лукоморьях,Где полная луна цветет по вечерам.Днем ветер гонит нас вдоль плоских,Пустынных отмелей, кипящих белой пеной.С кормы возвышенной, держась за руль резной,Я вижу,Как пляшет палуба,Как влажною парчоюСверкают груды вод, а дальшеСквозь переплет снастей – пустынный окоем.Плеск срезанной волны,Тугие скрипы мачты,Журчанье под кормойИ неподвижный парус…А сзади – город,Весь в красном исступленьиРасплесканных знамен,Весь воспаленный гневами и страхом,Ознобом слухов, дрожью ожиданий,Томимый голодом, поветриями, кровью,Где поздняя весна скользит украдкойВ прозрачном кружеве акаций и цветов.А здесь безветрие, безмолвие, бездонность…И небо и вода – две створыОдной жемчужницы.В лучистых паутинах застыло солнце.Корабль повис в пространствах облачных,В сиянии притупленном и дымном.Вон виден берег твоей земли —Иссушенной, полынной, каменистой,Усталой быть распутьем народов и племен.Тебя свидетелем безумий их поставлюИ проведу тропою лезвийнойСквозь пламена войныБратоубийственной, напрасной, безысходной,Чтоб ты пронес в себе великое молчаньеЗакатного, мерцающего моря.Зеленый вал отпрянул и пугливо
Зеленый вал отпрянул и пугливоУмчался вдаль, весь пурпуром горя…Над морем разлилась широко и ленивоПевучая заря.Живая зыбь как голубой стеклярус.Лиловых туч карниз.В стеклянной мгле трепещет серый парус.И ветр в снастях повис.Пустыня вод… С тревогою неяснойТолкает челн волна.И распускается, как папоротник красный,Зловещая луна.Над зыбкой рябью вод встает из глубины
Над зыбкой рябью вод встает из глубиныПустынный кряж земли: хребты скалистых гребней,Обрывы черные, потоки красных щебней —Пределы скорбные незнаемой страны.Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Мокой – рыба морской волк, род акулы.