bannerbannerbanner
Как говорить с Богом? Практика молитвы
Как говорить с Богом? Практика молитвы

Полная версия

Как говорить с Богом? Практика молитвы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Протоиерей Максим Горожанкин

Как говорить с Богом? Практика молитвы

© М. В. Горожанкин, прот., 2021

© Сретенский монастырь, 2021

Введение

У каждого человека в определенные моменты жизни появляется желание, потребность поговорить с Богом. Благодаря молитве мы можем обратиться к Господу за помощью и поддержкой, можем восполнить жажду бо-гообщения. Попытаемся разобраться в том, что такое молитва, как и когда можно и нужно прибегать к ней, какое место молитва занимает в жизни каждого из нас, живущего в XXI веке, в мире, который стремительно развивается и меняется. Молитва – это разговор человека с Богом. Беседа, в которой человек рассказывает Богу о себе и своей жизни, а Господь внимает этому и направляет каждого.

Когда мы разговариваем с другим человеком, то в зависимости от обстоятельств, характера и даже настроения нашего собеседника стараемся подобрать нужные слова – чтобы быть услышанными. Когда мы говорим с Богом, то можем в своем сердце искать те слова, которые будут звучать откровенно, честно перед лицом Божиим. Бог – это абсолютная Правда и Истина, и именно поэтому к делу молитвы каждому человеку важно приступать с осознанием того, каков он, что чувствует и ощущает, какие эмоции им движут. Каков я на самом деле и каким меня видит Бог? Некогда отрок Самуил на призыв Божий отвечал кратко и очень верно: «Вот я, Господи». Каждый из нас в молитвенном диалоге с Творцом может осмыслить важность и возможность такого общения, когда к Богу можно обратиться и открыто рассказать о себе, своих переживаниях и чувствах.

Нужна ли нам молитва? Как правильно настроить себя на молитвенный лад? Что делать, когда молиться хочется, а я не знаю ни одной молитвы? Эти вопросы всегда волнуют человека. Нам свойственно и естественно искать связь с Творцом. Блаженный Августин писал, что Господь создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Нем. Молитвенный опыт имели и имеют множество людей. Имеем его и мы с вами. У каждого человека есть такой опыт. Все мы в своей жизни обращаемся к Богу. Кто-то вдумчиво, кто-то – просто по привычке произносит слова молитвы… Как сделать так, чтобы наша молитва стала регулярной и осознанной, чтобы беседа с Богом приносила нам то успокоение, о котором пишет блаженный Августин? Об этом мы и попытаемся порассуждать.


Глава 1

О молитве

Какой может быть молитва?

В Евангелии ученики Господа нашего Иисуса Христа просят Его научить их молитве (1 1-я глава Евангелия от Луки). Когда мы читаем эти строки, у нас может возникнуть вопрос: неужели апостолы, выросшие в традиции ветхозаветной религии, которая предполагала регулярное посещение синагоги, не умели молиться? Конечно, они видели, как молятся учителя израильские, видели, как молились их родители и родственники, они и сами молились. И видели, как молится Христос. Очевидно, что между его молитвой и молитвой в привычном понимании тогдашних людей была какая-то разница. Мы также прекрасно понимаем, что молитва может быть формальной. Она может быть и корыстной – когда нами движет не желание говорить с Богом, а только лишь необходимость получить от Него помощь.

Особенно часто это бывает, когда мы молимся святым. Блаженная Матрона, великомученик Пантелеимон, святитель Николай Чудотворец… чаще всего этих святых мы просим о помощи в житейских нуждах и о даровании здоровья. Что мы знаем об их жизни, почему именно к ним обращаемся с молитвой? Открыв книгу житий святых, с удивлением обнаружим, что здоровья и жизненных благ мы просим у тех, кто вовсе не думал о своей жизни и о своем здоровье. Юноша из Нико- мидии по имени Пантелеимон был казнен за то, что исповедал себя христианином, святитель Николай несколько лет провел в заточении, а блаженная Матрона была всю жизнь прикована к постели. Мы часто молимся о даровании детей и здоровья тем, у кого не было ни детей, ни здоровья. И святые по своей любви отвечают нам. О чем это может сказать? О том, что нужно внимательно относиться к делу молитвы, не воспринимать ее только лишь в смысле «подай нам». Когда мы просим святых о помощи, то должны внимательно относиться к этому делу и быть готовыми к тому, что ответ на нашу молитву может прийти не сразу или будет дан не так, как видится нам. Бог и святые Его – это не волшебники, которые исполняют желания, а молитва – это не таблетка, не панацея от всех бед и скорбей. Это действенная помощь в преодолении себя и обстоятельств, которые возникают вокруг нас и требуют решения.

Молитва может быть не только просительной, она может быть благодарственной. Если мы попросили о чем-то Господа и Его святых и получили просимое, то логично сказать спасибо за это. Можно и нужно говорить Богу спасибо за те малые чудеса, которые ежедневно случаются в нашей жизни. Мы можем просить Господа о том, чтобы мы смогли увидеть Его действия в нашей жизни. Известный архиерей, проживший долгую жизнь, митрополит Антоний (Храповицкий) говорил, что в его жизни было много совпадений, но всякий раз, когда он оставлял молитву, они прекращались.

Как научиться молитве?

Господь может научить нас молиться, как когда-то научил апостолов. В Евангелии от Матфея Христос говорит ученикам (а значит и нам, поскольку мы тоже Его ученики), как нужно молиться: когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 5–8).

Когда мы чувствуем, что нуждаемся в разговоре с Богом, мы должны помнить эти слова Спасителя. Бог знает нас лучше нас самих, Он слышит нас, и диалог с Ним не просто возможен, он жизненно необходим.

Умею ли я вести разговор и выстраивать диалог?

Умею ли я разговаривать? Разговаривать не с Богом, Которого не вижу, а с людьми, которые окружают меня в повседневной жизни. Если честно ответить на этот вопрос, получится осознать, что не всегда диалог складывается, и научиться разговаривать и с Богом, и с людьми.

Часто бывает так, что мы неохотно общаемся с нашими родственниками, друзьями и знакомыми. Мы можем быть немногословны, на вопросы отвечать кратко или не отвечать совсем. Нам частенько вообще не хочется ни с кем разговаривать. На эти моменты тоже нужно честно смотреть и исправлять их. И об этом тоже можно просить Бога – чтобы Он дал сил и мудрости видеть Его образ в каждом человеке, посланном нам. Важным свойством любого разговора, а тем более разговора молитвенного, является честность. Общаясь с людьми, мы порой примеряем на себя разные роли, ведем себя с каждым по-разному. С родителями мы одни, с детьми другие, с коллегами по работе третьи. И это, с одной стороны, естественно и нормально, потому что, общаясь с людьми, мы вступаем в диалог, иногда сдерживаем себя, чтобы не раздражаться, когда нас слишком, как нам кажется, опекают родители, мы сами пытаемся объяснить что-то ребенку, донести свою точку зрения до коллеги. Мы «подстраиваемся» под собеседника, чтобы быть понятым. С другой стороны, существует опасность потери себя настоящего. Каков я на самом деле, если в течение дня мне приходится быть очень разным с людьми в зависимости от обстоятельств? Когда я стою на молитве, я точно настоящий? Я – это я или опять играю какую-то роль? Христос предостерегает апостолов от лицемерия и показного, наигранного благочестия. Когда молишься – будь настоящим, говорит всем нам Господь. Именно настоящими Он и принимает нас. Принимает нас искренними, когда мы можем говорить Богу о том, что действительно нас волнует, не боясь показаться плохими и не стремясь выглядеть хорошими с точки зрения окружающих нас людей. Когда мы открыто выражаем любые эмоции, положительные и отрицательные. Когда мы осознаем свои страсти и не пытаемся скрыть их под маской благочестия… Важно, чтобы мы приходили к Богу, осознав или пытаясь осознать то, какие мы на самом деле, не стараясь себя оценивать, приукрашивать и скрывать свое истинное лицо. Богу не нужны наши земные достижения, блага и ложь – Ему нужно наше горящее верой и стремлением к Нему сердце.

«Не бойтесь!»

Приступая к молитве, не нужно бояться. Господь часто говорил Своим ученикам эти важные слова: «Не бойтесь!» Это может касаться и молитвы в том числе. Бога можно просить, спрашивать, даже требовать ответов на свои вопросы, как это делал праведный Иов. Бога можно и нужно просить о спасении и об избавлении от сомнений, которые порой закрадываются в нашу душу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что исполнение евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать по заповеданиям Евангелия. Итак, вооружившись словом Божиим, попытаемся разобраться в том, как молиться правильно и с пользой для души. Молиться в одиночестве особенно не страшно, ведь мы находимся наедине с Создателем. Вчитываясь в слово Божие, обращаясь к Господу келейно, мы можем подготовить себя к тому, чтобы молитва домашняя со временем стала молитвой, которую мы будем готовы совершить в храме вместе с другими людьми, соборно, – молитвой, которая совершается на богослужении.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1