bannerbanner
Тоска, уныние, депрессия. Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии
Тоска, уныние, депрессия. Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Cf. Historia Lausiaca 26, 1 (о Хероне); Historia Lausiaca syr. 73, 4 (о Евкарпии).

16

Vita Ev E. F. (Amél. P. 114–115).

17

См.: Palladii Historia Lausiaca 7. Этот обычай ярко описывается в статье: A. Guillaumont. Histoire des moines aux Kellia // Aux origines du monachisme chrétien. Bellefontaine, 1979. P. 151–167. (Spiritualité orientale; 30). По-прежнему сохраняет актуальность монография: H. G. Evelynwhite. The Monasteries of the Wâdi «n Natrûn. Part II: The History of Nitria and of Scetis, reprint. New-York, 1973. P. 168 ss. Общий обзор результатов археологических раскопок в Келлии см. в кн.: Le site monastique des Kellia (Basse-Égypte): Recherches des années 1981–1983. Louvain, 1984. Le site monastique copte des Kellia, sources historiques et explorations archéologiques: Actes du Colloque de Genève, 13–15 août 1984. Genève, 1986. Les KELLIA. Ermitages coptes en Basse-Égypte. Musée d’Art et d’Histoire. Genève, 12 octobre 1989–7 janvier 1990. Genève, 1989.

18

Cf. C. Donahue. The AGAPH of the hermits of Scete // Studia monas-tica. 1959. № 1. P. 97–114.

19

О Евагрии и Альбине см. греч. фрагмент пространного Жизнеописания Евагрия в кн.: C. Butler. The Lausiac History of Palladius. Cambridge, 1898. Vol. I. P. 135; Vita. P. 21. Об Анатолии, см. коптское Житие Аввы Памвы в кн.: A. de Vogüé. Palladiana II: La version copte de l’Histoire Lausiaque // Studia monastica. 1990. № 32. P. 323–339; P. 337 (fragment F). Об Анатолии и Евагрии см. A. Guillaumont. Évagre le Pontique. Traité pratique ou Le moine. Paris, 1971. P. 483 (Sources chrétiennes; 171).

20

Ср.: Чис 12, 3; Пс 131, 1; Мф 11, 29. Epistula 56.

21

Именно так озаглавлено посвященное ему исследование A. Guillaumont. Un philosophe au désert: Évagre le Pontique //Revue de l’Histoire des Religions. 1972. № 181. P. 29–56.

22

Socrates Scholasticus Historia ecclesiastica IV, 23 (PG 67, 516 A): «Учеником их (двух Макариев) был Евагрий, и Евагрий, считавшись прежде философом на словах, стяжал философию на самом деле». (Цит. по кн.: Церковная история Сократа Схоластика. СПб.: Тип. Фишера, 1850. С. 261.)

23

Epistula 63, 2 ss.

24

Мф 5, 8.

25

Kephalaia Gnostika IV, 90; Epistula 62, 1.

26

Historia Lausiaca 23.

27

Vita Ev., Ab. (Amél. P. 105).

28

Cf. G. Bunge. Geistliche Vaterschaft. Christliche Gnosis bei Evagrios Pontikos // Studia Patristica et Liturgica. 23. Beiheft. Regensburg, 1988; A. Guillaumont. Évagre le Pontique. Le Gnostique. Paris, 1989. P. 24 ss. (Sources chrétiennes; 356).

29

Отечник. Избр. изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные еп. Игнатием (Брянчаниновым). 4-е изд., фототип. Брюссель: Жизнь с Богом, 1963. С. 37–38.

30

Epistula 17, 1; Praktikos 91.

31

По этому вопросу существует обширная и разнообразная литература, см. Библиографию, помещенную в приложении к этой книге.

32

1 Цар 24, 15.

33

Epistula 50, 1.

34

A. Guillaumont. Évagre le Pontique. Traité pratique ou Le moine. Paris, 1971. P. 89. (Sources chrétiennes; 170). Эту же точку зрения автор высказывает и в других публикациях.

35

Акедия (от a – не, и kedon – старание, труд) – беспечность, нерадивость, расслабление, упадок духа. – Примеч. пер.

36

Cassian, De Institutis X, 1. Иоанн Кассиан не утверждает, что уныние знакомо лишь отшельникам, последние его испытывают не исключительно, а по преимуществу.

37

PG 79, 1460A.

38

Epistula 27, 7 gr.

39

Epistula 27, 7 gr. В древнемонашеской традиции «псалмопение» нередко выступает синонимом «словесной молитвы», в отличие от «чистой», то есть «умной» молитвы, или «духовного делания». В данном же случае речь идет о совместных братских молитвах. – Примеч. пер.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2